Содержание Введение 1. Возникновение рабовладельческих отношений 2. Особенности положения рабов в Древней Индии 3. Разложение рабовладельческих отношений Заключение Список источников и литературы Введение Известно, что в исторической науке существуют запутанные вопросы. Речь не о пресловутых «белых пятнах» — закрытых для изучения по разным причинам, прежде всего идеологическим,
темах, периодах или отдельных фактах. Бывает и так, что сама историческая реальность настолько сложна, а источники, отражающие её, так фрагментарны и неполны, что для вынесе¬ния определённого суждения требуются усилия многих поколений исследо¬вателей. Хотя и здесь часто примешиваются идеологическое давление, влия¬ние иллюзорных построений и утопических идей. Древневосточное общество обычно изображают в виде пирамиды, ос-но¬ванием которой служит класс рабов, или, пользуясь устоявшейся термино¬логией, класс «основных
непосредственных производителей». Мы не будем сейчас обсуждать вопрос о том, существовали ли классы в эпоху древности, и в особенности на Востоке: его нужно рассматривать отдельно, тем более что единой и достаточно обоснованной точки зрения в нашей науке пока не вы-работано. Обратимся сначала к старой, унаследованной от советских вре¬мён схеме, рисующей нам однозначную и знакомую картину: повсеместно в Древнем Египте, Месопотамии,
Китае рабы и только рабы работали на полях и в мастерских, строили гигантские ирригационные сооружения, города, ве¬личественные храмы и пирамиды. Эта точка зрения до сих пор встречается на страницах школьных и даже вузовских учебников по истории Древнего мира, несмотря на то, что отечественные востоковеды давно доказали её не¬состоятельность. Рабство в Древней Индии, бесспорно, существовало. Суть проблемы заключается в другом. Какие группы рабов можно выделить?
Чем они отли¬чались друг от друга? Насколько многочисленны были рабы? Какую роль они играли в общественном производстве? И, наконец, насколько чёткой и определённой была грань между рабством и свободой? Итак, цель данной контрольной работы: - изучить особенности рабовладельческих отношений в Индии. Исходя из цели поставлены следующие задачи: - рассмотреть процесс возникновения рабовладельческих
отношений; - выделить особенности положения рабов в Древней Индии; - установить период разложения рабовладельческих отношений. 1. Возникновение рабовладельческих отношений Во II тыс. до н. э. заканчивается процесс расселения индоиранских племен. Одна их часть осела в Иране и Средней Азии, другая — в Индии. Предки иранцев и индийцев некоторое время представляли собой индоиран-скую этническую общность.
В индоиранской среде был распространен тер-мин «арий», связанный со словом «арья» (агуа). После расселения ариев в долине Ганга, здесь создались необходимые предпосылки для возникновения классического индийского рабовладельче-ского государства. Ведийские предания помогают воспроизвести картину развития арийского общества. Усовершенствование орудий производства увеличило количество продуктов и богатств, усилило обмен между племена-ми, а это в свою очередь привело к возникновению и закреплению разделе-
ния труда и возникновению имущественного неравенства. Уже в поздних частях Вед идет деление людей на «лучших» и «скверных». К первым отно-сились люди царского рода (кшатрии) и потомки жрецов (брахманы), ко вто-рым — (дасью), чужаки, враги. Несомненно, происхождение этого термина указывает на то, что первыми рабами были военнопленные и покоренное на-селение; на раннем этапе рабство носило патриархальный характер.
Рабы ра-ботали вместе с членами семьи и под бдительным надзором домохозяина (гриханати). Однако с развитием обмена и ростом товарного производства растет число рабов. Их используют на самых тяжелых работах — на полях, в рудниках, в ремесленных мастерских и т. п. Рабство утратило патриархаль-ность и превратилось в жестокую тиранию для одних и источник постоянной наживы для других. Во многих ведических текстах говорится об удовольст-виях и благополучии, которые
нес труд рабов их владельцу, говорится о множестве рабов у одного лица, рабы рассматриваются как часть имущества, а владение тем или иным количеством рабов, свидетельствовало о богатстве их владельца. В рабство стали обращаться не только пленные. К примеру, в «Ригве-де» повествуется о том, как рабом стал человек, проигравший себя в кости, т. е. за долги. Таким образом, рабство, возникшее еще в недрах первобытного общества, в ведическую эпоху, особенно
в поздний период, претерпело су-щественные изменения и обрело законченную форму. Рабом мог стать любой член общества. Продажа свободных в рабство была уже обычным явлением, человек мог не только стать собственником другого человека, но и сделать его объектом купли-продажи. Становление и укрепление института рабства ускорило развитие госу-дарства. При рассмотрении рабства как института древнеиндийской истории исследователи в последнее время склоняются
к необходимости рассмотрения социальной стратификации индийского общества в полном объеме вне стро-го очерченных исторических периодов. Рассмотрение этой сложной картины основывается на том факте, что рабство продвинуло ломку родоплеменных отношений и образование нового типа общественного устройства. Положение рабов можно охарактеризовать рядом наиболее общих черт. Среди них ведущей является отсутствие права на свою личность, последст-вием чего было отсутствие свободы
передвижения. В некоторых источниках среди домашних животных назван человек, по-видимому, этим подчеркнуто отношение собственности хозяина к рабу. Право хозяина на жизнь раба со-блюдается, как и в античных обществах: собственник решает жить или уме-реть рабу. При этом к категории рабов относят люден, не являвшихся собст-венниками своей рабочей силы и, таким образом, не имевших права на плоды своего труда. В рабы попадали люди, которые находились в условной степе-ни зависимости.
Это категории должников, а также те, кто заключил договор о рабской службе. Наиболее зависимое положение было у тех, кто являлся рабом по рождению. Такие категории упоминаются в источниках при об-стоятельствах уплаты дани рабами, проигрывании рабов в азартные игры. Отмечены случаи дарения рабов. «Махабхарата» сообщает о фактах подно-шения царями в целях жертвоприношений сотен тысяч юношей и девушек.
Среди запретов встречался запрет монастырям принимать рабов, кроме тех, что уже имели большое количество рабов. Рабы обладали залоговой ценностью. Рабыня, попадая в качестве зало-га, своим потомством оплачивала проценты по условиям залога. Неправоспо-собность раба в суде и при заключении хозяйственных сделок была нормой древнеиндийских обществ. О торговле рабами как разновидности торговли движимым имущест-вом говорят многие документы. Рабы, именовавшиеся двуногими (двипада), продавались на условиях, устанавливаемых
государством, оно же следило за соблюдением правильности сделок с учетом всех параметров и изъянов това-ра. Государство гарантировало качество и возврат в случаях, оговоренных сделкой. В ходе торговли полагались пошлины размером в 20 или 25 частей установленной цены. Источник зафиксировал аналогичные суммы при тор-говле другим ходовым товаром - животными, сырьем, пряностями. Это было доходной статьей экспорта в восточных странах; называется рынок рабов в индийском городе-порте
Баригазы. Спрос на рабов был высоким и по ряду причин историческая традиция не сохранила указания на цену. Однако можно говорить, что на спрос влияла выгодность применения рабского труда, наличие различных категорий рабов на рынке, вкусы рабовладельцев и другие причины. Согласно фактам, раба оценивали на четверть суммы больше, чем лошадь, в два с половиной раза больше, чем буйвола или корову, в двадцать раз больше, чем овцу или козу.
Материал взят из описания выкупа в случае пропажи или похищения имуще-ства. В частности, кража раба приравнивалась к краже иного имущества и наказывалась штрафом в 250 — 500 пан (в других случаях 600 пан) или отру-банием обеих ног. На раба распространялись все права на наследование не-движимости, потомство раба принадлежало владельцу. Раб лишен любой собственности, и в «Махабхарате» приводится случай, когда женщина
Драу-пади не признавала себя рабыней, поскольку ее проиграл Юдхиштхира, уже сам до этого проигравший себя и по социальному статусу ставший рабом. Позже сложился сложный комплекс отношений раба и рабовладельца («За-коны Ману») , предполагавший наличие имущества и сбор суммы для воз-можного выкупа. По-видимому, это более поздние нормы, либо схема рабо-владения не охватывала все возможные варианты
и тогда делались исключе-ния из общепринятых норм. Положение раба освещено в литературе очень подробно. Он выполнял любую работу, хотя было различие в характере труда постоянных рабов и перешедших в это состояние временно. Прослеживаются детали регламента-ции труда в зависимости от первоначальных условий перехода в рабство, первоначальной принадлежности к различным слоям.
Отсюда и выполнение работ соответственно статусу свободнорожденного раба. Древнеиндийские источники доносят различные эпитеты, обозначающие рабскую покорность, подчиненное положение раба. Тяжелым было положение потомственной ра-быни, она подчинялась волеизъявлению своего господина. Есть указания на скверную пищу раба (дасапарибхога). В этом ряду фактов отношения раб — господин всегда носили характер несправедливости в отношении подчинен-
ной части людей. Факты говорят о работе рабов день и ночь, причем за про-винность либо для устрашения их могли избить, заклеймить, заковать. Порой в источниках фигурируют примеры о хорошем обращении с ра-бами. Вероятно, речь идет о распространенной в древней Индии патриар-хальной форме рабства. О семейных рабах сообщается в «Махабхарате» — факт дарения десяти тысяч рабов с женами. Семьи рабов не были прочными, видимо, они заключались по обряду свободных категорий,
ибо их положение полностью зависело от воли господина. Раб, бывший прежде свободным, поддерживал определенное время отношения с родом и семьей, достаточно устойчивые в индийском обществе. Владельцы рабов считались с традицией. Доля труда рабов в экономике древней Индии была значительной, осо-бенно это касается крупных хозяйств; в том числе царских земель. Рабы упо-минаются почти в каждом случае дележа наследства, описании собственно-
сти хозяев и в целом общины. Крупные хозяйства с их высокой долей раб-ского труда давали основной продукт в экономической структуре, определя-ли интенсивность товарообмена, формировали отношения в среде имущего класса. Это касалось упорядочения отношений между царем, знатью и жре-чеством, то есть хозяйственные отношения с точки зрения одного лишь рас-сматриваемого аспекта влияли на государственную стабильность. В земледелии с началом сельскохозяйственных работ рабскому труду сопутствовало наемничество на сезон.
При перечислении различных катего-рий работников в царских мастерских упоминаются виды тяжелого труда, который был уделом рабов и зависимых работников. Женщины, отказавшие-ся от исполнения обета, т. н. «отшельницы» и царские рабыни — «храмовые прислужницы», гетеры, также являвшиеся царскими рабынями — вот далеко не полный список рабски зависимых от господина. О численности рабов в домашнем хозяйстве часты указания в религиозной, эпической и художест-венной
литературе, касающейся жизни знати и царей. Домашнее хозяйство базировалось на полном цикле производственных процессов, как-то: обра-ботка зерна и риса, получение масла, скотоводство и изготовление молочной продукции. Для климата этой страны важно было доставлять воду в хозяйст-во и заготавливать топливо для холодного времени года. Из ремесел в цикле домашних работ широко применялось прядение и ткачество. В хозяйствен-ном цикле нередко был задействован хозяин, ибо соблюдение ритуальной чистоты требовало
использование для черной работы, связанной с ритуаль-ной нечистотой, рабов. Они убирали нечистоты, дом и двор, прислуживали при обрядах, оставляя наиболее ответственные работы владельцу и, возмож-но, наемным работникам. Знатные дома обслуживались рабами, имевшими профессии поваров, массажистов, водоносов, певцов и актеров. Гаремная прислуга, банщики, но-сильщики паланкинов также относились к этой категории работников. Слуги сопровождали хозяина в поездках, на войне, на стезе отшельничества
и этим подчеркивали общественное положение хозяина-рабовладельца. Каким образом становились рабами также свидетельствуют источники. Очень древний материал стиха «законов Ману» сообщает о семи разрядах рабов — «захваченный под знаменем, раб за пищу, рожденный в доме, куп-ленный, подаренный, доставшийся по наследству, раб в силу наказания». Другой источник указывает, что в рабство попадали по происхождению и в результате купли-продажи.
Весьма своеобразно сформулирован один путь, которым можно было попасть в рабство — «стать рабом из страха». Поздние можно проследить пятнадцать терминов для обозначения рабского состоя-ния. Весьма существенным путем пополнения рабов было рабство по рожде-нию (потомство от рабынь), имеющее семантический ярлык «рожденный в доме». Таким путем образовывался значительный слой рабов, наиболее обез-доленная часть общества. Позднее в законе предусматривалась возможность их освобождения при наличии
родственной связи с господином рабыни. «Махабхарата» содержит материал о превращении пленных в рабов. Поста-новка вопроса была такова, что победитель, сохраняя жизнь пленника, наде-лялся правом распоряжаться ею по своему намерению. Социальная установка на своеволие победителя диктовалась общим состоянием отношений в древ-неиндийском обществе. Более того, рабство считалось естественным общест-венным явлением, тем более что любой свободный имел шансы превратиться в раба.
Существовали специальные преграды для обращения в рабство брах-манов, то же предусматривалось для свободных ариев (четырех варн). Категорию рабов пополняли проигравшие, например, пари. «Махабха-рата» приводит легендарный спор двух женщин — жен риши Кашьяны Кад-ру и Винатой. Вторая стала рабыней по данному установлению. От изменения состояния в обществе, от происходивших стихийных бедствий и войн увеличивался приток рабов
различных категорий. Продажа себя и своего родственника в рабство каралась изгнанием из касты. Иногда это позволялось, но только на оговоренный срок. Еще один путь — долговое рабство. В рабство попадали совершившие правонарушения и преступления. Мало упоминаемый путь в рабство — это похищение с целью превратить че-ловека в раба. Это действие считалось государственным преступлением и на-казывалось смертной казнью.
2. Особенности положения рабов в Древней Индии Само собой разумеется, что рабства, как мы понимаем его из классиче-ской литературы (в основном, по истории Древнего Рима), в Индии не было. Мегасфен отметил особенность общественного строя древней Индии: «Дос-топримечательностью земли индийцев является то, что все индийцы свобод-ны и ни один индиец не является рабом. В этом сходство лакедемонян и ин-дийцев.
Но у лакедемонян рабами являются илоты, и они же выполняют по-добающее рабам, у индийцев же никто не является рабом, ни тем более кто-либо из индийцев». Долгое время это категорическое утверждение считалось в исторической науке достаточным доказательством того, что древняя Индия не знала рабства. Но дальнейшее изучение древнеиндийских источников с несомненностью показало, что рабство в Индии было распространено доста-точно широко, но вместе с тем рабовладению в
Индии был присущ ряд осо-бенностей, которые, вероятно, и ввели в заблуждение Мегасфена. На древнеиндийском языке — санскрите «раб» передавалось словом даса, что означало не только «раб», но и «слуга». Особого наименования для понятия «раб» у древних индийцев не выработалось, и термин «даса» обо-значал людей с разной степенью личной зависимости до рабской включи-тельно. В древнеиндийских сборниках законов упоминаются разные катего-рии даса (до 15), причем людей, принадлежавших
к некоторым из них, никак нельзя считать рабами в точном смысле слова. Основными источниками рабовладения в IV — III вв. до н. э. были об-ращение в рабство военнопленных, продажа или заклад свободных, распро-страненная шире, чем раньше, долговая кабала, обращение в рабство в нака-зание за преступление; дети рабыни были также собственностью ее хозяина. Рабом мог стать каждый человек, даже член высших варн, а также предста-вители народностей и племен,
рассматриваемых древними индийцами как «варвары» (млеччха). Однако большинство рабов было из членов низших ва-ри и млеччхов, а большинство рабовладельцев — из высших варн. Рабовла-дельческое государство стремилось ограничить возможности обращения в рабство членов высших варн и облегчить возможности их освобождения от рабства. Рабы принадлежали государству, частным лицам или были коллектив-ной собственностью (например, собственностью
общины). Труд рабов ис-пользовался в хозяйстве царя и рабовладельческой знати, на строительствах общественных сооружений, в рудниках. Есть известия о существовании крупных царских хозяйств, в значительной мере основанных на рабском тру-де. Можно предполагать, что некоторые представители рабовладельческой знати также имели такие хозяйства, но для древнеиндийской экономики ра-бовладельческие латифундии с большим количеством рабов, занятых на по-левых работах, не характерны.
Существовали крупные царские мастерские (оружейные, ткацкие и др.), но частные мастерские крупных размеров не из-вестны, да и в царских мастерских рабский труд, насколько позволяют су-дить крайне скудные данные источников, отнюдь не преобладал. Наиболее обычной сферой применения рабского труда было домашнее хозяйство. Ес-тественно, что численность женщин-рабынь, которые имелись в каждой со-стоятельной семье, была значительно большей, чем численность рабов-мужчин. Но если труд рабов в древнеиндийской экономике имел меньший удельный
вес, чем в экономике развитых рабовладельческих государств Сре-диземноморья, то это не значит, что он был незначителен. Рабовладельческая знать, не исключая царя, стремилась к тому, чтобы лично ей принадлежавшее хозяйство было в наибольшей степени самообеспеченным. В этих условиях к числу работ в домашнем хозяйстве относились и такие работы, как снабже-ние водой, помол и обсушивание зерна, приготовление молочных продуктов, выжимка
масла, уход за домашним скотом, плетение циновок, прядение, тка-чество, ремонтно-строительные работы и т. д. Все эти трудоемкие работы выполнялись рабами наряду с личным услужением. Рабы были такой же собственностью своих хозяев, как и всякое другое имущество. Раб — двуногое (двипада) — так же мог продаваться, заклады-ваться, обмениваться и т. д как и домашний скот — четвероногое (чатушпа-да), но в своей производственной деятельности раб был тесно связан с млад-
шими членами большой патриархальной семьи и прочей домашней челядью. Вследствие этого и в повседневной жизни его отношения с хозяевами отли-чались патриархальной простотой; недаром древнеиндийскими законодате-лями положение раба определялось как соответствующее положению замуж-ней женщины. Наличие патриархальных отношений между рабом и хозяином вовсе не умаляло власти последнего в отношении раба, так как власть главы семьи была и по отношению к членам семьи почти безграничной,
вплоть до права продажи жены и детей и применения по отношению к ним любой меры наказания, включая предание смерти. Во всяком случае, рабы обязаны были беспрекословно повиноваться, и жестокие наказания рабов, особенно потом-ственных, — избиения, заковывание в цепи, клеймение — были явлением обычным. Немаловажной особенностью рабства в Индии следует считать то, что рабы в значительной части были соотечественниками своих хозяев. При су-ществовании еще значительных пережитков первобытнообщинных отноше-ний и родовых
связей обращение свободного в рабство не могло сразу обор-вать семейные и родовые связи. Поэтому раб сохранял, по крайней мере ино-гда и в некоторых частях с-граны, право на владение имуществом (приобре-тенным, полученным в дар, унаследованным), на передачу его по наследству; он часто имел семью; хозяин при обращении с рабом должен был учитывать его принадлежность к той или иной варне. Наличие различных категорий рабов с неодинаковым положением, распыленность их по мелким рабовладельческим
хозяйствам, патриархальная простота отношений хозяина к рабу, преобладание среди рабов женщин — все это неизбежно должно было затруднять активную борьбу против рабо-владельцев, в частности, развитие таких высоких ее форм, как открытое вос-стание. Борьба рабов против рабовладельцев характеризуется примитивными формами: уклонением от работы, побегами, разбоем и т. п. Не исключено, что рабы сопротивлялись и более активно, но источники не дают на этот счет прямых указаний.
Несмотря на свою относительную примитивность и нераз-витость, рабовладельческие отношения определили структуру древнеиндий-ского общества. Владение рабами позволило родо-племенной аристократии выделиться из массы рядовых свободных общинников, добиться экономиче-ского и политического преобладания, захватить и поставить себе на службу племенные органы управления, превратившиеся постепенно в государствен-ный аппарат. В принципе, так возникали государства у всех этносов.
3. Разложение рабовладельческих отношений Последний период древности был в Индии временем подъема эконо-мики, расцвета культуры, важных изменений в классовой и социальной структуре и прежде всего разложения рабовладельческих и вызревания фео-дальных отношений. Все это сопровождалось появлением новых элементов в политической жизни и идеологии. Кризис рабовладения в Индии начался в условиях еще сравнительно устойчивого экономического положения.
Формирование новых обществен-ных отношений обусловилось тем, что рабовладельческая знать постепенно отказывается от применения труда рабов в своем хозяйстве; это видно, в ча-стности, на примере царского хозяйства, где все в большей мере начинает использоваться труд свободных, сажаемых на землю на условиях кабальной аренды. В различных политических и экономических трактатах и сборниках норм обычного права того времени постепенное уменьшение роли рабства отражается в признании необходимости ограничить произвол
хозяина по от-ношению к рабу, облегчить для раба возможность получения свободы, в по-пытках ограничения ростовщичества и кабальных сделок, имевших своим следствием порабощение свободных. Подобного рода попытки были особен-но настойчивы в тех случаях, когда порабощение угрожало членам высших вари. Число рабов в сфере производительной деятельности все более умень-шается. Много рабов продолжает сохраняться лишь в качестве домашней че-ляди в царских дворцах, в домах знати
и богачей (евнухи при гаремах, танцо-ры и музыканты и т. д.). Складывание феодальных отношений в Индии происходило медлен-ными темпами и растянулось на несколько веков (условно с I в. до н. э. по VI в. н. э.). Рабство как уклад продолжало существовать в Индии и в средние ве-ка. В первые века нашей эры все более частыми становятся (изредка имевшие место и раньше) земельные по-жалованья рабовладельческой знати, жрецам и высшим чиновникам, рассматривавшиеся
как форма «кормления» от государства. Земли раздавались в качестве жалованья за службу. В этом случае общинники, работавшие на земле, должны были вносить полагаю-щиеся с них налоги не в казну, а на содержание того лица, которое получило в «кормление» данные земли. Правда, эти земли продолжали оставаться го-сударственными, налоги с общинников взимались государственным налого-вым аппаратом. Периоды ослабления центральной государственной власти (а эти периоды наступают
со временем все чаще и чаще) использовались дер-жателями земель для упрочения своего положения, для расширения своих привилегий и для того, чтобы поставить ранее свободных общинников в личную от себя зависимость. Этому способствовало и то обстоятельство, что рабовладельческой знати постепенно удалось добиться права передачи по наследству высших должностей в государстве. Появляются и безусловные пожалования. Разумеется, этот процесс протекал далеко не мирным путем.
Вследствие войн между индийскими государствами, а также иноземных на-шествий происходило перераспределение земельной собственности. Та часть старой рабовладельческой знати, которая оказалась не в состоянии приспо-собиться к новым условиям, гибла или разорялась и вытеснялась феодализи-рующимися элементами. Немалую роль в процессе феодализации сыграли буддийские монасты-ри, которые получили огромные земельные пожалованья вместе с прожи-вавшими на этих землях свободными общинниками.
Алчное духовенство буддийских монастырей превращалось в феодалов, а зависимые от них об-щинники — в эксплуатируемое крестьянство. Там, где буддизм не приобрел большого распространения, важными очагами феодализации были брахмани-стские храмы, хотя, в отличие от буддийских монастырей, их роль не была столь значительной. Некоторые племена Индии (в частности, в центральных и южных частях страны) могли в период упадка рабовладельческих госу-дарств переходить от первобытнообщинного строя уже непосредственно к феодализму.
Постепенное изменение экономического положения свободных об-щинников меняет и их общественный статус. Ранее они выступали как вай-шьи, теперь же начинают причислять себя к шудрам. Вайшьями остались те, которые смогли сохранить независимое общестненное и экономическое по-ложение — купцы, ростовщики, ремесленники и т. д. Можно рассматривать процесс феодализации индийского общества как причину обострения борьбы между различными слоями населения.
Закабаление свободных общинников не могло не встретить с их стороны ожесточенного сопротивления. Отмеченные явления можно считать показателями кризиса рабовла-дельческих отношений и развития феодальных отношений. Заключение Мегасфен утверждает, что в Индии не было рабов. Он, безусловно, ошибался. В Индии рабство принимало непривычно мягкие формы, и рабов было значительно меньше, чем в цивилизациях Запада, поэтому он мог не распознать раба в индийском дасе.
Особой касты рабов не было, и хотя «Артхашастра» заявляет, что рабство противно природе ариев, при извест-ных обстоятельствах член любого сословия мог стать рабом. Все же, несо-мненно, большинство рабов принадлежало к низшим кастам. Слово «даса» первоначально обозначало аборигенов, покоренных ариями в ранний период их вторжений в Индию. Позднейшее свое значение оно, без сомнения, приобрело в результате обращения в рабство большого
числа дасов, захваченных в плен на поле брани, и здесь, вероятно, следует искать источник возникновения рабства в Индии. «Махабхарата» указывает, что по законам войны побежденный должен стать рабом победителя, и плен-ный обычно служил тому, кто взял его в плен, пока его не выкупали. Однако впоследствии появилось еще несколько категорий рабов. Как и в других рабовладельческих цивилизациях, в Индии раб мог за-нимать видное положение и обществе,
и литературные источники даже упо-минают о рабах, выступавших в роли царских советников. Труд рабов иногда находил применение и важных отраслях экономики, например и сельском хо-зяйстве или и горном деле, но чаще всего рабы использовались и качестве домашней челяди или личных слуг. Гуманные предписания «Артхашастры» (вероятно, единственные в своем роде в истории древних цивилизаций), по всей видимости, отражают дух законодательства эпохи
Маурьев. Не удивительно поэтому, что Мегас-фен пишет об отсутствии рабства в Индии. В отличие от многих цивилизаций древности экономика Индии никогда не основывалась па рабском труде; тру-довой люд — земледельцы и ремесленники — были обычно свободными людьми, и здесь мы не найдем хозяйств, напоминающих римские латифун-дии. В ранних источниках нет упоминаний о рынках рабов, и, хотя работор-говля существовала, она, по-видимому,
первоначально не была регулярной. Только в первые века нашей эры получила развитие торговля рабынями меж-ду Индией и Римской империей; рынки рабов существовали также в XVI в. в империи Виджаянагара. Можно привести многочисленные цитаты из литературы, свидетельст-вующие о дурном обращении господ с рабами; и, вероятно, жребий раба час-то был весьма горестным; однако в Индии он был, наверное, менее тягостен, чем в большей части древнего мира.
Действительно, из многих источников следует, что слово «даса» обозначало скорее крепостного или слугу, чем ра-ба. Список источников и литературы Источники 1. Артхашастра // хрестоматия по истории Древнего мира / Под ред. В.В. Струве. – М.: Учпедгиз, 1950. – С. 294-301. 2. Из книги законов Ману (Манава Дхармашастра) // Хрестоматия по все-общей истории государства и права.
Т.1 / Под ред. К.И. Батыра, Е.В. Поли-карповой. – М.: Юристъ, 1996. – С. 25-55. Литература 3. Бэшем А.Л. Чудо которым была Индия. – М.: Восточная литература РАН, 2000. 4. Васильев Л. С. История Востока. Т. 1 М 2001. 5. Древний Восток. Сложные вопросы истории. –
М.: Чистые пруды, 2005. 6. Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // Вест-ник древней истории 1973 № 4. 7. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1979. 8. История Древнего мира. Древний Восток, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е.
Войнич. Н.М. Волчек. – Мн.: Харвест, 1999. 9. Меяжашвшш Г.А. Об основных этапах развития древнего ближнево-сточ¬ного общества // Вестник древней истории 1985 № 4. 10. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история М 1977. 11. Синха Н. К Банерджи А. Ч. История Индии М 1954.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Causes Of World War I 3 Essay |
Реферат | Экстремальный и приключенческий туризм в странах Латинской Америки |
Реферат | Бытие культуры |
Реферат | Методы проверки региональных налогов |
Реферат | Старовавилонське суспільство за кодексом законів Хаммурапі |
Реферат | Что такое материя. История возникновения взгляда на материю |
Реферат | Организация бизнеса в сети Интернет |
Реферат | Парижский мир 1783 |
Реферат | Князь Михаил Тверской |
Реферат | Исследование соответствия размеров одежды, установленные в разных странах |
Реферат | Растворы. Растворимость |
Реферат | Сосудистая дисплазия |
Реферат | Психологические основы оптимизации |
Реферат | Что такое лес 2 |
Реферат | Семейный кодекс РФ |