Реферат по предмету "Банковское дело"


Основы банковской системы РФ

Оглавление
Введение Глава 1.Основы банковской системы 1.1.Роль и значение банковской системы для национальной экономики…
1.2.Банковская система России 1.3 Источники образования ресурсов банков Глава 2. Современное состояние банковской системы России 2.1.Формирование ресурсов банка 2.2.Банковская деятельность Глава 3. Направления развития банковской системы 3.1.Перспективы совершенствования Банковского кодекса 3.2.Основные направления денежно-кредитной политики Банка России Заключение Список литературы
Введение
Год 1998 – ой стал переломным в постсоветской истории российской экономики, в том числе её банковской системы. Как известно, уже в исходном пункте своей эволюции, находясь лишь в начальной стадии ее становления, она оказалась активна вовлеченной не в столько решение задач утверждения институционального фундамента цивилизованного рыночного хозяйства, столько в энергично стимулировавшееся государством финансовые спекуляции и процессы перераспределения собственности. Фактическим исключением была нацеленность банковского сообщества на извлечение текущих спекулятивных доходов отвлекала его от обоснования стратегии развития, разработки правил корпоративного управления и моделирования набора современных финансовых продуктов. Надежная банковская и финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Из-за центральной роли банковской и финансовой системы в рыночной экономике на начальной фазе перехода к данному типу экономике приоритетное значение должно быть придано реформе и адаптации коммерческой банковской системы. Успешная реформа коммерческой банковской системы, в свою очередь предполагает одновременное преобразование центральной банковской системы. Учитывая актуальность вопроса, темой курсовой работы является: «Банковская система России: состояние, проблемы, перспективы развития». Цель работы - определить положение банковской системы России на текущий момент и тенденции её развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить роль банковской системы в экономике государства. 2.Охарактеризовать текущее состояние банковской системы России. 3.Выявить тенденции развития банковской системы. Объектом нашего исследования будет банковская система Российской Федерации. В процессе работы изучены законодательные материалы РФ по данной теме, материалы периодических изданий, научно- методическая литература, а также произведены аналитические исследования по имеющимся материалам. Глава 1.Основы банковской системы
1.1.Роль и значение банковской системы для национальной экономики
Для успешного проведения структурной экономической и финансовой реформы ее элементы должны учитывать традиции, обычаи, культуру и историю стран, проводящих реформу. Тем не менее, определенные основные принципы являются общими почти для всех рыночных финансовых систем, и они важны практически всегда. Прежде чем мы обратимся к более конкретным элементам развития рыночной финансовой системы, необходимо усвоить те ценности и понятия, которые лежат в основе функционирования финансовой системы и рыночной экономики. Именно из этих принципов вытекают конкретные элементы структуры финансового рынка и институтов, которые рассматриваются в этой работе. Эти принципы можно разбить на три категории: 1 основные функции банковской и финансовой системы; 2 цели государственной политики, существенные для обеспечения возможности эффективного и надежного выполнения этих функций; 3 приоритеты политики, позволяющие создать основу рыночной финансовой системы. Основные функции банковской и финансовой системы · соединение - в рыночной экономике банковская и финансовая система играет решающую роль в концентрации сбережений общества и распределении данных сбережений на объективно наиболее эффективности прибыльное использование и инвестиции. Этот процесс создает основу экономического развития и повышения уровня жизни. · создание процесса объективного и независимого распределения. Способность банковской системы мобилизовывать сбережения путем привлечения депозитов - это только фрагмент картины. Не менее важная способность вернуть депозиты и удачно использовать их. · предоставление инструментов гарантированных (обеспеченных) средств платежа. Если необходимо, чтобы банковская система в рыночной экономике выполняла свою главную задачу мобилизации и перераспределения сбережений общества, эта система должна также предоставлять инструменты, с помощью которых можно будет быстро, эффективно и надежно осуществить платежи за товары и услуги. Способность банковской системы мобилизовывать сбережения путем привлечения депозитов - это только фрагмент картины. Не менее важная способность вернуть депозиты и удачно использовать их. Если банк беззаботно выдает кредиты, это повлечет за собой потери, и банк не сможет выполнить свои обязательства перед вкладчиками. Если способность банка выполнить свои обязательства стоит под вопросом, то банк будет подвержен риску оттока депозитов или увеличения требований возврата. Именно этот ключевой риск заставляет банки выдавать кредиты мудро, осознанно и беспристрастно. Надежность решений о кредитовании важна и в дальнейшем. Даже при высокоразвитых рынках капитала решения банковской системы о кредитовании остаются наиболее важным элементом, определяющим размещение сбережений общества. Эти решения о кредитовании определяют, кто получает кредиты, а кто - нет. Если эта система работает правильно, те, кто получает кредиты, будут наиболее эффективными, конкурентоспособными и прибыльными. В результате они будут обладать наибольшей способностью производить поток товаров и услуг, которые обеспечат рост экономики и подъем уровня жизни. Необходимость объективности и беспристрастности в принятии решений о кредитовании является обязательной чертой любой эффективной рыночной банковской системы. Частью из-за очевидных проблем политического давления, но также и по другим причинам, правительство не достаточно хорошо приспособлено для принятия таких решений. Принятие решений о том, кто получит кредиты, а кто - нет, следует оставить за частной инициативой, когда тот, кто принимает решение, делает собственную ставку свое экономическое существование - на решение о кредитовании, которое он принимает. Финансовая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные типы институтов, составляющих ее организационную структуру. Ключевым элементом данной структуры, несомненно, выступают банки, выполняющие функцию посредника на рынке финансовых услуг, которая выражается в аккумулировании временно свободных денежных ресурсов и размещении их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.
В странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Россия, развитие рыночных отношений порождает серьезные структурные изменения финансовых систем (в том числе банковских) как главного механизма финансово-кредитных отношений в государстве. Это выражается в возникновении новых, ранее не существовавших кредитных институтов, в модификации взаимоотношений кредитных институтов разного уровня, в изменении пропорций, специализации и динамики развития различных видов финансово-кредитных институтов. Специфика вышеобозначенных процессов определяется тем, что государства с переходной экономикой, с одной стороны, стараются учитывать национальные и исторические особенности формирования внутренней экономической системы, а с другой - пытаются ориентироваться на имеющийся опыт и примеры международного сотрудничества.
1.2.Банковская система России Законодательство России закрепляет уже сложившуюся в государстве двухуровневую банковскую систему, в которой первый представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из многочисленных негосударственных (чаще всего коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком права проведения всех видов банковских операций, его главной функцией выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг. Формальный признак наличия двухуровневой банковской системы подтверждают два самостоятельных нормативных акта, отдельно регулирующих правовое положение Центрального Банка и коммерческих банков: Банки имеют право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение указанных в пункте 1 привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий. 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки: 1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; 2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; 3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; 4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; 6) лизинговые операции; 7) оказание консультационных и информационных услуг. Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом установленного законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лип сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом. Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. 1.3 Источники образования ресурсов банков Вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается. Источниками доходов коммерческого банка также являются различные виды бизнеса. К элементам банковского бизнеса можно отнести: ссуд-бизнес, дисконт-бизнес, охранный бизнес, гарантийную деятельность банка, бизнес с ценными бумагами, бизнес, основанный на приему вкладов и осуществлении операций по поручению вкладчиков, на корреспондентских отношениях с другими банками, на оказании нетрадиционных банковских услуг. Дисконт-бизнес основан на операциях по покупке банком неоплаченных векселей, чеков и требований с определенной скидкой - дисконтом. Разновидностью дисконт-бизнеса являются факторинговые операции банка. Последние могут быть двух видов: с правом регресса (с оборотом) и без права регресса (без оборота). В первом случае банк имеет право взыскать не погашенное плательщиком обязательство с получателя средств (поставщика). Во втором случае такого права у банка нет, и он поэтому рискует больше, требуя и более солидное вознаграждение. Вознаграждение банка за факторинговую операцию уменьшает доход поставщика от проданной продукции, представляет скидку с ее стоимости. Технология факторинговой операции заключается в том, что банк оплачивает с корсчета приобретаемое неоплаченное требование и относит сумму оплаты на счет "Расчеты банка по факторинговым и форфейтинговым операциям".
При поступлении денег от плательщика на корсчет банка в полной сумме требования эта сумма распределяется по трем направлениям: погашение дебиторской задолженности (сальдо счета расчетов по факторинговым операциям), уплата налога на добавленную стоимость и формирование дохода банка (сумма дисконта за минусом НДС).
Охранный бизнес основан на трастовых (доверительных) и агентских услугах, которым соответствуют и банковские операции. Этот бизнес дает банку доход в форме комиссии за управление имуществом клиента (недвижимостью, ценными бумагами, средствами на счете) или за выполнение отдельных конкретных операций по поручению, связанных с этим имуществом. Например, на основе трастового договора банк берет на себя обязательство по размещению денежных средств клиента, обязуясь обеспечить последнему определенный уровень дохода. Бизнес с ценными бумагами складывается из таких составных элементов, как выпуск самим банком ценных бумаг и реализация их на рынке, размещение ценных бумаг по поручению, вложения в ценные бумаги других элементов с целью получения постоянного дохода или для перепродажи, оказание услуг по приватизации. Доход банка от рассматриваемого вида коммерции складывается из курсовой разницы при продаже ценных бумаг, дивидендов, процентного дохода по долговым обязательствам, дохода от перепродажи ценных бумаг (спекулятивный доход), полученного комиссионного вознаграждения за услуги по приватизации, за размещение ценных бумаг и пр. В связи с регулярной переоценкой пакета ценных бумаг доход банка формируется также за счет положительных разниц этой переоценки. Гарантийная деятельность банка дает доход в прямой денежной форме или связана с опосредованной выгодой. За выдачу в разных формах гарантий и поручительств своим клиентам для осуществления ими расчетов и получения кредита банк может получать комиссионное вознаграждение в денежной форме. Возможна и бесплатная гарантийная деятельность, когда клиент выгоден для банка с точки зрения поддержания имиджа, получения выгодных услуг и т.д. Бизнес, связанный с привлечением вкладов и осуществлением операций по поручению вкладчиков, дает возможность получать доход в следующих формах: • комиссионное вознаграждение за: а) открытие счета; б) ведение счета; • фиксированная комиссия за период (в денежных единицах); • комиссия с оборота (% от оборота); в) предоставление выписок об операциях по счету; г) закрытие счета; д) осуществление операций по выдаче наличных денег или расчетного характера. Доходы банка, от рассматриваемого направления бизнеса, могут складываться из всех или части перечисленных вознаграждений. Источником дохода могут являться корреспондентские отношения, когда банк получает процент от кредитового сальдо на корсчете в другом банке или банковском объединении. Доход зависит от уровня процентной ставки, порядка начисления процента, размера и длительности кредитового сальдо. Доход от нетрадиционных услуг банка складывается из дохода от лизинговых, информационных, консультационных услуг, услуг по обучению клиентов и др. Доход от лизинговых операций включает лизинговые платежи, процентные платежи и комиссию за услуги. Доходы неординарного (непредвиденного) характера, связанные с разовыми сделками по реализации имущества банка. Доход образуется в случае превышения рыночной цены над балансовой оценкой. В противном случае операции связаны с расходом, который образует прямой убыток банка. Таким образом, все виды доходов коммерческого банка по форме можно разделить на три группы: 1) процентный доход; 2) доход в форме комиссионного вознаграждения; 3) прочие виды (доходы от операций на рынке спекулятивного характера, разница между балансовой и рыночной ценой проданного имущества, переоценка ценных бумаг и других активов, полученные штрафы, пени, неустойки, дисконтный доход). Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций (долей), гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами. Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери дохода по вложенным средствам создается Федеральный фонд обязательного страхования вкладов. Участниками Федерального фонда обязательного страхования вкладов являются Банк России и банки, привлекающие средства граждан.

Глава 2. Современное состояние банковской системы России
2.1.Формирование ресурсов банка Объем банковских вкладов населения в последние годы рос достаточно динамично: вдвое быстрее, чем активы банков, и в 4 раза быстрее, чем их капитал, что объясняется ростом личных доходов граждан и восстановлением доверия к банковской системе в целом. "Нефтяные" деньги, которые два года обращались в экономике, в конечном счете доходят до населения и по мере роста покупательной способности оседают в виде банковских депозитов. Основным клиентом банков становится активно формирующийся средний класс. Если за период с 1 января 2001 г. по 1 ноября 2002 г. доля средств предприятий и организаций на счетах и в депозитах снизилась на 6 п.п. (с 28,4 до 22,4%), то средства на счетах физических лиц возросли на 5,6 п.п. (с 19,5 до 25,1%, см. рис. ). Особенно быстро растут валютные вклады - почти на 50% в течение 2002 г., то есть население направляет свои валютные накопления в коммерческие банки. Таким образом, средства населения становятся важнейшим источником пассивов банковского сектора. Ежегодный прирост сбережений населения составляет около 20 млрд. долл., при этом лишь треть из них поступает в банковскую систему. Основная часть - около 55% - направляется на покупку наличной валюты. Значит, на руках у населения находится до 100 млрд. долл. Важнейшей задачей является трансформация этих накоплений через коммерческие банки в инвестиции в экономику. Для этого необходимо решить как минимум две задачи: в кратчайшие сроки "запустить" систему гарантирования вкладов населения; внести в Гражданский кодекс поправки, защищающие банки от риска досрочного изъятия вкладов. Решение первой задачи позволит значительно увеличить пассивы банков, а второй - создаст предпосылки для полноценного финансирования банками инвестиционных программ предприятий, снизив риски ликвидности и исключив ситуацию, когда банки фактически привлекают депозиты до востребования по цене срочных вкладов. В последние годы ведущие банки максимально использовали свои возможности по привлечению средств населения и зарубежных банков и увеличили отрыв от своих менее крупных коллег. В ближайшем будущем именно эти источники средств станут основным фактором роста пассивов банков. В более выгодном положении оказываются те банки, которые уже давно начали выстраивать розничный бизнес, сделав его для себя стратегическим направлением. Объективными преимуществами здесь обладают крупные банки с разветвленной филиальной сетью. При этом роль корпоративных клиентов (как источника формирования пассивов банков), использующих средства на развитие производства, будет продолжать падать. Большинство банков (например, Росбанк, ИМПЭКСбанк), снизивших свои показатели по итогам прошлого года, пострадали именно из-за сокращения остатков на расчетных счетах юридических лиц.
Максимальная сумма возмещения застрахованных вкладов, как показывает накопленный опыт, не является неизменной величиной. В США, например, уровень максимальной застрахованной суммы вкладов был установлен в 1934 г. в 5 тыс. долл., а с 1980 г. по настоящее время составляет 100 тыс. долл. на одного вкладчика в одном банке. Во всех странах, вошедших и вступающих в ЕС, максимальная сумма застрахованных депозитов на одного вкладчика рекомендована в 20 тыс. евро.
В российском законодательстве вклады граждан на сумму 20 тыс. руб. (эквивалент 625 долл.) предлагается страховать полностью, остаток средств от 20 тыс. до 120 тыс. руб. - на 75%, то есть максимальные выплаты по застрахованным депозитам на одного вкладчика в одном банке предусматриваются в сумме до 90 тыс. руб. (эквивалент почти 3000 долл.). Моральные риски российской системы страхования вкладов хорошо видны. Часть коммерческих банков получает реальную возможность проводить рискованную политику за счет беднейших вкладчиков, в основном пенсионеров, хранящих свои небольшие трудовые накопления в Сбербанке, и за счет госбюджета. Еще одним важнейшим источником формирования ресурсной базы банковского сектора станут пенсионные накопления граждан. При этом в ближайшие два-три года российские банки столкнутся с необходимостью конкуренции за "длинные" финансовые ресурсы не только друг с другом, но и с иными финансовыми институтами. Одним из наиболее перспективных источников привлечения "длинных" денег для банков становятся средства пенсионных фондов и прежде всего накопительная часть обязательного пенсионного обеспечения граждан, которая в текущем году составит около 50 млрд. руб. Негосударственные пенсионные фонды аккумулируют около 43 млрд. руб. В будущем ежегодные отчисления на формирование накопительной части пенсии станут возрастать в связи с ростом доходов населения, снижением доли "теневых" схем оплаты труда, увеличением числа лиц, выплачивающих взносы на формирование накопительной части пенсии по максимальной ставке. Главным фактором, делающим эти ресурсы столь привлекательными для экономики, является их долгосрочный характер. Так, выплаты пенсий трудящимся, формирующим основную часть накопительных пенсионных резервов, будут осуществляться не ранее чем через 20 лет. Следовательно, аккумулированная сумма накопительной части трудовой пенсии. 2.2.Банковская деятельность В 2003 г. практически все крупнейшие российские банки вышли на рынок с полномасштабными программами кредитования населения, что в конечном итоге и привело к прорыву на рынке. Наблюдается настоящий бум кредитования через сети торгово-сервисного обслуживания, значительно расширилось предложение кредитных карт. Несомненно, эти события можно назвать переломными для российского рынка банковского обслуживания и банковской системы в целом. Банкиры наступали сразу на всех фронтах -автокредитование, потребительское кредитование, кредитные карты, ипотека. Нешуточная конкуренция привела к снижению ставок и упрощению условий выдачи ссуд. Первыми упали проценты на рынке автокредитования. За год ставки снизились с 16-18% (кредиты в валюте) до 9-11%, сроки кредитования растянулись с 1-2 лет до 3-4, и даже 5 лег, а оформление ссуд свелось к 2-3 дням. Низкие ставки и упрощенные требования к заемщику сделали свое дело: автолюбители стали выстраиваться в очередь за банковскими кредитами, пересаживаясь с отечественных машин на новенькие заграничные авто стоимостью от 10 до 20 тыс. дол. США. Завоевав автолюбителей, банки переместились в торговые сети. В настоящее время бурно развивается именно этот сегмент кредитного рынка. Банкиры внедряют технологии кредитного скоринга, позволяющие быстро оценивать кредитоспособность заемщика и на месте выдавать беззалоговые кредиты за 15-20 минут. Пока в быстром кредитовании задают тон «Русский стандарт», «Первый О.В.К.», Дельта-банк. Но это ненадолго. Программы быстрого кредитования начинают разворачивать Банк Москвы, Росбанк, МДМ-банк, Альфа-банк, Ситибанк и др. Уже сейчас конкуренция сказывается на условиях быстрого кредитования - ставки поползли вниз. В совместных новогодних программах банков и торговых сетей уже не встретишь «драконовских» процентов. Банки научились договариваться с сетями об их финансовом участии в кредитовании. В результате появились ставки 12% годовых (рублевые кредиты), и даже бесплатные ссуды. И это предлагает «Русский стандарт», которого еще в начале года критиковали за ставку в 55%! Одновременно банки приступили к массовой эмиссии реальных кредитных карт. Они гораздо удобнее целевых кредитов. Настоящая кредитка позволяет тратить банковские деньги где угодно и на что угодно, не испрашивая каждый раз разре­шения у банка. Банк же экономит средства, не тратясь на бесконечную оценку кредитоспособности. Следующими по значимости банкиры посчитали свои успехи на ниве дистанционного обслуживания клиентов. Несмотря на то, что число приверженцев Интернет-банкинга продолжает быстро расти как среди банков, так и среди населения (в этом году удвоилось и число пользователей, и объемы операций в системах Интернет-банкинга), наиболее важным банкиры сочли развитие мобильных платежей и SMS-банкинга, а также открытие автоматизированных офисов. В первую очередь банкиры выделяют развитие SMS-сервиса для владельцев пластиковых карт. Мониторинг карточных операций с помощью SMS-сообщений на мобильные телефоны стал еще одной услугой гола. В 2003 г. держатели карт многих банков стали получать на свои телефоны сообщения oб остатке средств на карте, зачислении и списании сумм. SМS-сервис пользуется большой популярностью у клиентов, он значительно повышает безопасность карточных операции», - говорят банкиры. В 2003 г. население также узнало, что банковский офис может быть полностью автоматизированным. Правда, пока многие банкиры скептически относятся к полной автоматизации банковских услуг, и автоматизированные офисы еще рановато зачислять в продукты года. Но вот автоматизированные устройства по приему денег (круглосуточного доступа) в этом году активно устанавливали многие банки. На третьем месте - мультивалютные депозиты. Кто из нас в этом году не мучился вопросом: в какой валюте хранить сбережения? Так доллар, рубль или евро? Банкиры решили этот вопрос просто, предложив населению мультивалютные депозиты. Банк открывает вкладчику три счета - в рублях, долларах и евро. Изначально человек самостоятельно выбирает первоначальную валюту депозита. Но потом он может в любой момент дать поручение банку проконвертировать средства в иную валюту. Валюту вклада можно менять сколько хочешь, не расторгая договора и не теряя процентов. По мнению банкиров, в следующем году продолжится развитие систем дистанционного обслуживания населения, в первую очередь мобильного банкинга и автоматизированных офисов. Планируемое создание «Национального бюро кредитных историй» должно привести к дальнейшему упрощению условий выдачи кредитов и к снижению ставок, а значит, к очередному всплеску активности на рынке потребительского кредитования. А продуктом года скорее всего станут смарт-карты. Сейчас многие банки стоят на пороге массовой эмиссии этих «умных» пластиковых карт.

Глава 3. Направления развития банковской системы
3.1.Перспективы совершенствования Банковского кодекса Разработчики Концепции Банковского кодекса России полагают, что главным направлением совершенствования банковского законодательства (помимо принятия новых законов) должна стать его кодификация, которая позволит, наконец, перейти к системной законодательной работе.
Предполагается, что работа над Банковским кодексом России позволит: • проанализировать весь накопленный основной нормативный материал банковского законодательства, при этом будет достигнута большая взаимоувязанность нормативных актов; • закрепить положительные черты сформировавшейся банковской системы и наметить пути ее дальнейшего преобразования и совершенствования; • придать необходимый импульс работе в тех сферах законодательства, неразвитость которых парализует развитие тех направлений кредитной деятельности, чья необходимость для экономики очевидна (например, ипотечный кредит, кредитная кооперация, взаимный кредит и т.д.); • определить (и одновременно наметить пути их оптимизации) основополагающие отношения как внутри самой банковско-кредитной системы, так и ее внешние отношения; • упорядочить иерархическую структуру банковского законодательства. Как известно, для банковского законодательства России характерен чрезвычайно большой массив подзаконных актов. Уже на этапе подготовки концепции следует установить соотношение законов и подзаконных актов в банковском законодательстве, исходя из того, что подзаконные нормативные акты являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на банковскую систему, на решение, главным образом, текущих задач; • увеличить долю правовых норм, внесенных в законы, за счет переноса в них ряда норм подзаконных актов. Эта процедура будет способствовать росту стабильности банковского законодательства. Как известью, при подготовке ныне действующих редакций законов "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ряд норм, касающихся расчета ряда важнейших экономических нормативов деятельности кредитных организаций, был перенесен из инструкций Банка России. За прошедшие с момента издания этих законов пять лет, также сформировались устойчивые юридические нормы подзаконных актов, которые по своей важности, очевидно, должны быть отнесены к компетенции федерального законодательства. Свою основную задачу разработчики Концепции Банковского кодекса России видят в определит оптимальной структуры будущего Кодекса и его содержа тельного наполнения. Банковский кодекс должен системно определять основы законодательства Российской Федерации о банковской деятельности. Он призван установить четкое правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении и регулировании банковской деятельности, в том числе установить права и обязанности субъектов банковской системы при их взаимодействии друге другом внешними хозяйствующими субъектами. Банковский кодекс направлен на гармонизацию законодательных и правовых актов в сфере банковской деятельности, систематизацию их норм, устранение имеющихся внутренних противоречий и восполнение "пробелов" правового регулирования отношений в банковской системе. Нормам Банковского кодекса будет максимально придан характер прямого действия, обеспечивающий баланс между общественными интересами по обеспечению стабильного функционирования банковской системы, интересами клиентов и кредиторов банков, а также самих кредитных организаций, их участников и акционеров. Положения Банковскою кодекса будут ориентированы на защиту прав хозяйствующих субъектов. 3.2.Основные направления денежно-кредитной политики Банка России Банком России прогнозируется возможность макроэкономического развития страны в 2004 г. по двум возможным сценариям. Первый сценарий исходит из среднегодового курса доллара США в размере 31,7 руб. за 1 дол. США и стоимости барреля нефти - 18,5 дол. США за баррель. Таким образом, в соответствии с первым вариантом предполагается, что процентные ставки по активам, номинированным в долларах, постепенно вырастут, падение доллара прекратится и взаимные курсы основных мировых валют стабилизируются. В соответствии со вторым сценарием средний курс доллара США равняется 31,3 руб. за 1 дол. США, а стоимость барреля нефти - 22 дол. США за баррель. Второй вариант предполагает, что процентные ставки по основным мировым валютам сохранятся на низком уровне, а доллар останется слабым по отношению к ведущим мировым валютам. Показатели второго сценария заложены в федеральный бюджет на 2004 г. В 2004 г. кредитные организации должны будут обеспечить составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО путем трансформации отчетности, составленной по российским правилам, с применением метода профессионального суждения и внесением необходимых корректировок. Финансовая отчетность, составленная таким образом, в 2004 - 2005 гг. не будет использоваться для определения режима банковского надзора и применения мер надзорного реагирования; на ее базе будет оцениваться возможное влияние подходов, предусмотренных МСФО, на отдельные показатели деятельности кредитных организаций. Одновременно в связи с переходом на МСФО Банком России будет продолжена работа по совершенствованию отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России в целях надзора (пруденциальная отчетность). Заключение В России происходит серьезные структурные изменения финансовых систем как главного механизма финансово-кредитных отношений в государстве. Законодательство России закрепляет уже сложившуюся в государстве двухуровневую банковскую систему, в которой первый представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из многочисленных негосударственных (чаще всего коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Объем банковских вкладов населения в последние годы рос достаточно динамично: вдвое быстрее, чем активы банков, и в 4 раза быстрее, чем их капитал, что объясняется ростом личных доходов граждан и восстановлением доверия к банковской системе в целом. "Нефтяные" деньги, которые два года обращались в экономике, в конечном счете доходят до населения и по мере роста покупательной способности оседают в виде банковских депозитов. Основным клиентом банков становится активно формирующийся средний класс. Таким образом, средства населения становятся важнейшим источником пассивов банковского сектора. Важнейшей задачей является трансформация этих накоплений через коммерческие банки в инвестиции в экономику. Важнейшим источником формирования ресурсной базы банковского сектора станут пенсионные накопления граждан. При этом в ближайшие два-три года российские банки столкнутся с необходимостью конкуренции за "длинные" финансовые ресурсы не только друг с другом, но и с иными финансовыми институтами.
Одним из наиболее перспективных источников привлечения "длинных" денег для банков становятся средства пенсионных фондов и, прежде всего накопительная часть обязательного пенсионного обеспечения граждан. В будущем ежегодные отчисления на формирование накопительной части пенсии станут возрастать в связи с ростом доходов населения, снижением доли "теневых" схем оплаты труда, увеличением числа лиц, выплачивающих взносы на формирование накопительной части пенсии по максимальной ставке.
Происходит разработка Банковского кодекса, который должен максимально адаптировать банковскую систему к российским условиям. Разработаны основные направления денежно-кредитной политики государства. Российское банковское законодательство в своей основе исходит из той посылки, что главной целью банка, ради которой он и создается, является совершение им банковских операций, развитие рынка банковских услуг.
Список литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.). 2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" 3. Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. в редакции от 7 августа 2001 г. 4. Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (с изм. и доп. от 10 июля, 26 октября 2002 г.). 5. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп. от 10 июля 2002 г.) 6. Букато В. И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России/Под ред. М. Х. Лапидуса. –Финансы и статистика, 1996. 7. Ермаков С. Л. Работа коммерческого банка по кредитованию заемщиков. М. «Компания «Алес», 1995г. 8. Ерпылева Н.,Ю Банковское право России: современные проблемы // Гражданин и право, N 1, 2, январь, февраль 2002 г. 9. Ключников М. В. Банковская деятельность//Финансы и кредит. –2004. -№6. С.19-21 10. Саркисянц В. О роли банков в экономике//Финансы 2003 . -№ 4. 11. Эрделевский А. Договор банковского вклада. //Российская юстиция, 1998,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.