Реферат по предмету "Банковское дело"


Организация безналичных расчетов банками

Содержание Введение Принципы и законодательные основы системы безналичных расчетов Основы взаимодействия банка и клиента при проведении безналичных расчетов Совершенствование организации платежно-расчетной системы Заключение
Список литературы
Введение В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйствен­ной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежны­ми расчетами. Последние могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с исполь­зованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность го­сударства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических про­цессов. Изменения происходят и в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания, идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций, специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений, постоянно разрабатываются новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа развития.
Принципы и законодательные основы системы безналичных расчетов В современном обществе основным видом денежных расчётов являются безналичные расчёты. Придавая огромное значение рациональному использованию денежных средств и сокращению издержек обращения, государство организует безналичные расчёты, устанавливает условия их осуществления и порядок применения расчётных документов. Система безналичных расчётов представляет собой плановую организацию безналичного денежного оборота, регулируемого общегосударственными законами и банковскими правилами. Основными ее элементами являются: принципы организации безналичных расчётов, способы платежей, формы безналичных расчётов. Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов организации расчетов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов. Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретным должником в пользу кредитора. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. Второй принцип – осуществление расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Главное требование, предъявля­емое в данном случае банком к субъекту рынка — участнику расчетов, — это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете. Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне,обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. обеспеченность платежа предполагает для соблюде­ния срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств следует различать оператив­ную и перспективную обеспеченность платежа. Опера­тивную обеспеченность обусловливает наличие у пла­тельщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосроч­ного характера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обяза­тельства). Перспективная обеспеченность платежей предпола­гает оценку платежеспособности и кредитоспособно­сти на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков). Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Этот принцип также нацелен на утверждение эконо­мической самостоятельности всех субъектов рынка (не­зависимо от формы собственности) в организации до­говорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах. Видна тенденция к превращению пла­тельщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоя­тельство соответствует рыночным отношениям в эко­номике страны. Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису. Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения . В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивости, кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип – их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Безналичные расчеты – это денежные расчеты, производимые путем записей на счетах в банках, когда денежные суммы списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организовываются по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Согласно Статьи 80 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.), Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации.
Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации. Банком России было принято Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями от 3 марта 2003 г.) Настоящее Положение разработано в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст.410; N 34, ст.4025; 1997, N 43, ст.4903; 1999, N 51, ст.6228), Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790), Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492; 1998, N 31, ст.3829; 1999, N 28, ст.3459; N 28, ст.3469; 2001, N 26, ст.2586; N 33 (часть I), ст.3424; 2002, N 12, ст.1093) и иными федеральными законами Российской Федерации, которое регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета) (далее счет), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов. Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием: 1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; 2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; 3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции; 4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации. Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями настоящего Положения, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между Банком России или кредитными организациями и их клиентами. Порядок оформления, приема, обработки электронных платежных документов и осуществления расчетных операций с их использованием регулируется отдельными нормативными актами Банка России, такими как: Указание ЦБР от 30 июня 2000 г. N 812-У "О порядке представления кредитными организациями в Банк России в электронном виде отчетности, предусмотренной Указанием Банка России от 24.10.97 N 7-У "О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации", заверенной электронной цифровой подписью", за исключением случаев, указанных в настоящем Положении, и заключаемыми между Банком России или кредитными организациями и их клиентами договорами, определяющими порядок обмена электронными документами с использованием средств защиты информации. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств осуществляется по мере их поступления в очередности, согласно статье 855 ГК РФ. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Основы взаимодействия банка и клиента при проведении безналичных расчетов Предприятия, выбирая банк, используют, как минимум, два критерия: количественный – уровень взаимных тарифов и комиссионных, а так же уровень процентов, начисляемых банком по остаткам на счетах, и качественный – надежность и репутация банка, возможность оперативно проводить расчеты со своими контрагентами, исполнительская дисциплина и квалификация персонала, культура обслуживания, наличие или отсутствие индивидуального подхода ко всем клиентам, а не только к самым крупным. В борьбе за выживание, за клиента именно рынок расчетно-кассового обслуживания стал отличатся наиболее острой конкуренцией между банками. Счета, которые банк открывает своим клиентам, определяются их правовым статусом и характером деятельности. Это могут быть расчетные, текущие, бюджетные, ссудные и другие счета. Расчетный счет является основным счетом предприятия. Этот счет открывается предприятиям, обладающим правами юридического лица и действующим на принципах хозяйственного расчета. Расчетные счета предназначены для хранения денежных средств предприятий и совершения расчетов по их основной деятельности. На эти счета зачисляются средства, перечисляемые в безналичном и наличном порядке. Так, на расчетные счета поступают выручка от реализации продукции и продажи товаров, плата заказчиков за оказанные услуги выполненные работы. С расчетных счетов предприятия производятся расходы, не отражаемые на других счетах, и погашаются финансовые обязательства. Таким образом, на расчетных счетах концентрируются результаты всех операций банковского клиента по основной деятельности. Остаток расчетного счета показывает свободные денежные средства, которыми располагает их владелец. По мере совершения операций банк выдает клиенту выписки по расчетному счету. Текущие счета открывают­ся организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Традиционно такие счета откры­ваются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, респуб­ликанском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владе­лец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержден­ной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия счета. Хозорганы, имеющие в бан­ке расчетные счета, могут совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо переч­ня, лишь бы эти операции не противоречили законода­тельству. Бюджетные счета – это счета, открываемые в банках для учета операций по кассовому исполнению государственного бюджета РФ. В зависимости от характера учитываемых операций, бюджетные счета подразделяются на доходные, расходные, текущие счета местных бюджетов и текущие счета внебюджетных средств.
Клиенту, который получает в банке кредит, открывается ссудный счет. Такой вид счета как депозитный, открывается банковскому клиенту для хранения денежных средств в течении определенного времени. Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.
Для открытия расчетного счета в учреждения ком­мерческого банка представляются следующие доку­менты: - заявление об открытии расчетного счета по устано­вленной форме; - документ о государственной регистрации предпри­ятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти); - копия учредительного договора о создании пред­приятия (заверенная нотариально); - копия устава (нотариально удостоверенная); документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или кон­тракт); - документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт); - две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные); - справка от налоговой инспекции о постановке пред­приятия на учет для взимания налогов; - регистрационная карточка статистических органов. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на со­ответствующем балансовом счете банка) с присвое­нием номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании. В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (про­ведение расчетов, выдача денежных и расчетных че­ковых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг и т. п., оказание консультационных услуг по вопросам ведения счетов и т. п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента, по конфиденциальности информации о хозяйственной де­ятельности клиента; по сохранению коммерческой тай­ны по операциям клиента. Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нор­мативных актов, регулирующих порядок осущест­вления расчетных и кассовых операций; хранить все свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгал­терскую и статистическую отчетность, отвечающую требованиям Положения о бухгалтерском учете и от­четности, и другие документы, необходимые для ор­ганизации расчетно-кассового обслуживания; предва­рительно в письменной форме уведомить банк о за­крытии счета, а также об изменении организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально удостоверенных учре­дительных документов). Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиен­тов осуществляется банками на платной основе, то в договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них. В част­ности, в договорах предусматриваются плата за от­крытие счета, комиссионные за операции по расчет­ному счету (в определенном проценте от суммы дебе­тового оборота или от количества и вида обрабатыва­емых документов), за кассовое обслуживание клиентов (в определенном проценте от суммы выдаваемой нали­чности). Некоторые банки в этот раздел включают размер процентной ставки, уплачиваемой ими за ста­бильный минимальный или средний остаток средств на расчетном счете клиента. В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Например, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту. Клиент несет ответственность за достоверность доку­ментов, представляемых для открытия счета и ведения операций по нему; за несвоевременное предоставление кассового прогноза на предстоящий квартал; за нару­шение сроков оплаты услуг, оказываемых банком; за неполучение наличных денег, забронированных бан­ком для него в день, указанный в заявке, и т. п. В договоре фиксируются размеры штрафов за каж­дое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны. В договоре предусматриваются порядок разрешения споров, срок его действия и осо­бые или дополнительные условия. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа: - распоряжение плательщика (клиента или банка) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет получателя средств; - распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). При осуществлении безналичных расчетов используются бланки документов, включенные в общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»). Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, подписи на расчетных документах проставляются ручкой черного или синего цвета. Расчетные документы должны содержать определенные реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов). Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов, все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.
Совершенствование организации платежно-расчетной системы Безналичные расчеты являются завершающей стадией выполнения хозяйственных договоров, представляют одну из форм хозяйственной самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты. Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Почти полностью исключена ручная работа при составлении расчетно-денежных документов. Автоматизирован учет и контроль поступающих для дальнейшей обработки, документов. Автоматизирован и процесс проводки платежей по счетам как внутри учреждений банков, так и между ними.
Скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочения банковского документооборота, сокращения сроков платежей, сможет гарантировать от незаконного доступа к расчетно-денежным документам. Несмотря на установление унифицированных сроков обработки и прохождения финансовых документов в банках, введение штрафов за необоснованные задержки расчетов состояние расчетов не улучшается. Кроме того, поскольку дела по обязательствам, с фиксированным сроком прохождения должны разбираться в арбитраже, в условиях его крайне медленной работы говорить о нормализации расчетов не приходится. По прежнему, у клиента, как и раньше, нет возможности точно определить когда его средства поступили в банк, а когда на его расчетный счет.
Необходимо техническое оснащение банков на базе современных персональных компьютеров, скорейшее внедрение локальных сетей по обработке счетов, осуществление электронных расчетов между клиентами банков, между банками и РКЦ, а также с различными регионами России. Банки активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять международный опыт расчетов. Общемировая же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков. Широкое применение электронных денежных расчетов, дальнейшая автоматизация и компьютеризация банковской деятельности является главными предпосылками для успешного внедрения и развития межбанковского клиринга. Клиринг представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачетах взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги) и ценные бумаги. Концепция платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота, облегчает управление им. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная (кассовая) наличность и за счет этого повышается уровень прибыльности и ликвидности участников расчетов. Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами. Таким образом, внедрение в систему расчетов электронных платежей, спутниковой связи для перечисления денежных сумм из различных регионов России, позволит добиться ускорения расчетов между банками и их клиентами, четкости, гибкости и надежности расчетных операций.
Заключение Рассмотрев экономическое содержание и основы организации безналичных расчетов можно сделать следующие выводы: организация безналичных расчетов продолжает совершенствоваться, безналичные расчеты неотъемлемая часть процесса воспроизводства. Мировой опыт в организации безналичных расчетов свидетельствует о непременном вытеснении из платежного оборота наличных денег, частые изменения нормативных и законодательных актов, регулирующих осуществление безналичных расчетов и их не состыковка, приводит к серьезным затруднениям в практической работе. Развитие научно-технического процесса, стремление приблизиться к мировым стандартам способствует со стороны Государства и Центрального Банка принятию мер по внедрению новых, более совершенных технологий в организации осуществления безналичных расчетов. Основными недостатками, которые затрудняют осуществление безналичных расчетов являются: обострение кризисных явлений в экономике страны, неплатежеспособность и банкротство предприятий, нарастание политической и социальной напряженности, несовершенство программно- технического обеспечения, не достаточно активное обновление правовых норм в области безналичных расчетов, не налажена система контроля за сферой расчетов со стороны Государства и Центрального Банка. Для улучшения осуществления организации безналичных расчетов рекомендуется: ускорение перехода к совершенным программным системам, скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов, предоставление выхода на мировой уровень, широкое использование клиринга, активизация работы с клиентами, путем разработки и внедрения взвешенного порядка начисления % за остатки на расчетных и текущих счетах. Кроме этого необходимо предложить клиентам целый ряд дополнительных услуг, связанных, например, с трастовым управлением средствами клиента, агентскими услугами на рынке ценных бумаг, консультационными услугами по правовым и общеэкономическим вопросам, а также вопросам финансового анализа состояния дел клиента, совершенствование нормативной базы, упрощение процесса осуществления расчетов. Таким образом, несмотря на все трудности при осуществлении безналичных расчетов можно отметить, что в стране наблюдаются тенденции для успешного развития расчетов и приближению к мировым стандартам.
Список литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта 2003 г.) 2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 10 января 2003 г.) 3. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня 2003 г.) 4. Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями от 3 марта 2003 г.) 5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть вторая (под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - Юрайт-Издат; Право и закон, 2003 6. Автоматизация расчетных операций банков и фондовых бирж. М.: «Церих-ПЭЛ» ,1998. 7. Булатов М.А. Ускорение расчетов на договорной основе. – М.: «Бухгалтерия и банки», 1998. 8. Вишневская И.В. Анализ рынка пластиковых карт. – М .: «Бухгалтерия и банки»,1998. 9. Справочная правовая система «Гарант»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.