Реферат по предмету "Банковское дело"


Основные вопросы ценообразования

Ценакакэкономическаякатегория впереходныйпериод
§ 1. Теоретическиеосновыцены Цены и ценообразование являются одним из ключевых элемен­тов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая катего­рия. В ней пересекаются практически все основные проблемы раз­вития экономики, общества в целом. В первую очередь это отно­сится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
Существуют две основные теории цены. По мнению сторонни­ков одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонни­ки другой теории считают, что цена товара представляет собой сум­му денег, которую покупатель готов заплатить за товар определен­ной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара. В отличие от цены ценообразование представляет собой про­цесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в ос­новном две системы ценообразования: 1. централизованная, кото­рая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения. 2. рыночная, ос­нованная на базе взаимодействия спроса и предложения. Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической теории, который до сих пор вызывает ожес­точенные споры двух диаметрально противоположных школ. Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется ко­личеством труда, необходимого для его производства. Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции за­ключается в следующем: товар имеет стоимость и цену. Стоимость — это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в това­рах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд при­нято называть абстрактным. Таким образом, отношение стоимостей различных товаров от­ражает отношение представленных в них величин абстрактного тру­да. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи). Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объек­тивную основу цены, тем самым различая стоимость и цену. Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных за­трат в наилучшем варианте использования производственных ре­сурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости. В итоге спор между изложенными концепциями сводится к сле­дующему: что же определяет цену товара — предложение (стои­мость) или спрос (полезность)? Является ли полезность товара функцией его стоимости или, напротив, стоимость есть функция полезности товара? Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность (полезность) товара. Однако бесспорным является положение о том, что количест­венное определение затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью в любой общественно-экономической формации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыноч­ных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов про­изводства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи. Фирмы, не обеспечивающие такие условия, разоряются и гиб­нут, а их место занимают другие фирмы, которые имеют более низ­кие затраты на производство и реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществ­ления нормального процесса воспроизводства. Генеральное агентство по тарифам и торговле (ГАТТ) рекомен­дует использовать следующее определение нормальной стоимости: «Нормальная стоимость понимается как стоимость материалов и изготовления товара в стране его происхождения, покрываемая в ходе обычных торговых операций, плюс разумная прибыль и об­щие расходы». Построение рыночного хозяйства требует решительного преодо­ления многих теоретических и методологических догм, которые все еще имеются в экономической науке и практике хозяйствования, в том числе в области ценообразования. Прежде всего необходимо решить весьма важную проблему общего и принципиального харак­тера, в зависимости от которой находятся другие вопросы, связан­ные с теорией, методологией и практикой ценообразования. Эта проблема может быть сформулирована следующим образом: каковы место и роль цены в рыночном хозяйстве? Правильный ответ на этот вопрос может быть дан лишь после того, как будет раскрыт главный вопрос: что такое рынок в циви­лизованном смысле этого слова? В экономической литературе имеется много определений поня­тия «рынок». И это естественно. Дело в том, что рынок — явление весьма сложное и пока еще недостаточно изученное. Так что же такое рынок? Наиболее полным и точным представ­ляется следующее определение. Рынок — это устойчивые, постоян­но воспроизводимые, повторяющиеся связи (производственные, торговые, экономические, технологические и др.) между субъекта­ми рыночных отношений, но обязательно опосредованные через механизмы стоимости, товарно-денежных отношений, механизмы ценообразования, спроса, предложения и всех других составляю­щих сферы обращения товаров. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денеж­ных отношений и стоимостных категорий: финансов, кредита, за­работной платы, себестоимости, прибыли, цены. Эта система стои­мостных категорий активно стимулирует весь процесс воспроизвод­ства. Рыночные отношения могут возникать где угодно, если спросу противостоит предложение, — на базаре, в деловом офисе, по теле­фону, на бирже и т. д. Когда на рынке устанавливается равновесие между спросом и предложением, результатом этого экономического процесса является цена.
На рынке встречаются продавцы и покупатели, отстаивающие противоположные интересы. Продавцы имеют цель продать свои товары и при этом полу­чить по возможности большую цену и прибыль. Но так как каждый из продавцов приходит на рынок с одним и тем же намерением, между ними возникает конкуренция. Покупатели в свою очередь заинтересованы в приобретении нужных им товаров с как можно большей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов продавца и покупателя осуществляется через цену, которая на рын­ке формируется путем взаимодействия спроса и предложения. Цена выравнивает соотношение спроса и предложения и является ком­промиссом между продавцом и покупателем.
Таким образом, рынок — это экономический процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к образованию цены. Рынок можно выразить следующей элементарной схемой: Предложение Рынок Спрос Максимизация Цена Максимизация прибыль полезности Из представленной схемы можно сделать принципиальный вы­вод: цена занимает центральное место в рыночных отношениях, сглаживая противоположные экономические интересы продавца и покупателя, приводя в соответствие спрос и предложение. Цено­образование, являясь одним из основных звеньев рыночной эконо­мики, выступает не только гибким инструментом, но и важным ры­чагом управления. Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производ­ством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляют­ся главным образом не в самом процессе производства, а через ры­нок. Именно рынок является основной формой проявления товар­но-денежных отношений и стоимостных категорий. В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбаланси­рованности спроса и предложения. Он является одним из регулято­ров общественного производства, способствуя «переливу» ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секто­ров. Этот «перелив» осуществляется предприятиями самостоятельно под воздействием товарно-денежных отношений. В связи с этим в переходный период возникает и усиливается функция цены как критерия рационального размещения производства. При единой государственной собственности регулирование эко­номики осуществлялось через закон планомерного развития и цен­трализованное планирование. Вследствие этого все экономические инструменты, в том числе и цены, привязывались к плану, подчи­нялись его выполнению. По мере перехода общества к рыночной экономике централь­ной фигурой на рынке становится предприятие-собственник, кото­рое самостоятельно, с полной экономической ответственностью за свои действия принимает производственно-экономические и другие решения. Только предприятие решает, что, сколько, когда, где и какого качества изготовлять, кому и на каких условиях, по какой цене продавать свою продукцию и т. д. Это значит, что в условиях рыночных отношений трудовые, материальные и финансовые ре­сурсы предприятия, являясь частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства не государством, а самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические последствия решений, принимаемых пред­приятием, полностью отражаются на конечных результатах его дея­тельности; государство за это не отвечает, так как оно не принима­ет решений о включении предприятия в общественное воспроиз­водство. В рыночной экономике имеется много механизмов регулирова­ния деятельности предприятия, но что принципиально важно — все они базируются на использовании экономических методов, кото­рые создают условия для заинтересованности предприятия следо­вать за потребностями общества или же имеют ограничительный характер, защищая интересы общества, государства. Как уже отмечалось, в условиях рыночных отношений регули­рование воспроизводства осуществляется в числе других законов и законом стоимости, который действует через механизм цен и це­нообразования. Здесь нет планового установления цен, часто до­пускающего волевые решения в этой области, искажающего реаль­ное представление о положении дел в экономике. Поэтому разви­тие рыночного ценообразования требует принципиально иных под­ходов к формированию цен и модели цены.
§ 2. Отличительныечертырыночногоценообразования отцентрализованногоустановленияцен Принципы и методы формирования цен в условиях централизо­ванной экономики строятся на том, что они определяются на пред­приятии, т. е. в производстве, и нередко до начала выпуска продук­ции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда — господство за­тратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к по­строению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спро­са на товар при уже установленной цене. Коренное отличие рыночного ценообразования от централизо­ванного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т. е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отно­шений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поэтому наши представления о стоимости товара (его форми­ровании) и цене как экономических категориях рынка радикаль­ным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стои­мость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.
Это принципиальное теоретическое положение до последнего времени почти полностью игнорировалось в нашей экономической науке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко прак­тика ценообразования такова, что затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго до того, как эти това­ры появятся на рынке и будут признаны товарами со стороны по­купателей, т. е. задолго до того, как затраты на их производство по­лучат общественное признание. Этому во многом способствовали имеющиеся в последние годы постоянное и существенное превыше­ние спроса над предложением и монополизм изготовителей товаров. Очевидно, что такая практика явно противоречит современным представлениям экономической теории о рыночной экономике.
Основное принципиальное отличие рыночного ценообразова­ния от планового установления цен состоит также в том, что пер­воначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда. Какова же при этом роль государства, государственных орга­нов? Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяй­ственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг. В отношении подавляющего большинства товаров, производи­мых субъектами хозяйствования, государство определяет также об­щие правила и принципы ценообразования, в ряде случаев устанав­ливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Однако государственные органы не устанавливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками. Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои това­ры и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только в отдель­ных случаях, предусмотренных законодательными актами, — по го­сударственным ценам. Государственное регулирование цен осуще­ствляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, опреде­ляющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность от­дельных категорий граждан. Поэтому в период перехода к рынку в условиях смешанной (многоукладной) экономики рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом госу­дарственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Та­кое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции. Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов — стратегического и тактического. Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный. Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкрет­ные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Первый фактор — фактор долговременного перспективного действия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока; здесь тре­буется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользовать­ся. В противном случае предприятию или фирме включаться в ры­ночную экономику не имеет смысла — это чревато для них отрица­тельными экономическими последствиями. Первый из названных факторов ставит в наиболее благоприят­ные условия те фирмы, которые имеют современную технику, пе­редовую технологию, пользуются совершенными методами органи­зации труда и производства и т. д. В результате наибольший выиг­рыш получают та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприят­ные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко умеют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуются гибкость, тщательная подготовка производ­ства и производственной инфраструктуры, а также высокопрофес­сиональные исполнители (кадры). Наибольшую уверенность в ус­пехе и выигрыш получают на рынке фирмы и предприятия, умело использующие оба фактора. Следовательно, в условиях рынка динамика цен формируется совершенно по-иному и в значительной мере непредсказуемо. Но таковы природа рынка и его законы, которые нельзя игнорировать. Напротив, необходимо глубоко и всесторонне изучать все рыноч­ные факторы и научиться правильно пользоваться ими. Следует иметь в виду (и это подтверждает опыт зарубежных стран), что государство может и должно экономически воздейство­вать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм государственного воздействия на уровень и динамику цен в услови­ях перехода к рынку у нас слабо налажен, что при высокой степени монополизма многих изготовителей ведет к росту цен. В связи с этим требуется продуманная система мер, уже опро­бованных в странах с рыночной экономикой, — установление пре­дельного уровня цен государственными органами; меры, принима­емые органами управления, направленные на развитие конкурен­ции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления, а все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обяза­тельно закреплены законодательными актами в центре и на местах. Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является конкуренция. Нормальными конкурентами могут быть только соб­ственники. Многообразие структур при одном собственнике созда­ет монополию, которая порождает застой и консервацию отсталос­ти в производстве. Монополия государственной собственности выступает главным препятствием на пути «перелива» ресурсов непосредственно через предприятия под влиянием механизмов закона стоимости и цено­образования. Поэтому возникла острая потребность в изменении отношений собственности, что должно быть сделано законодательным путем. Необходимо введение многообразия форм собственности и призна­ния их равенства перед законом. Однако чтобы рыночные механиз­мы по-настоящему заработали, должно быть реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и действительное юри­дическое их равенство. В настоящее время в ряде отраслей и сфер еще господствует го­сударственная собственность. В этой связи важнейшей проблемой является конверсия государственной собственности в коллективную и частную. Приватизация собственности, превращение трудящихся в реальных собственников на своем предприятии, на производстве, преодоление их отчужденности от собственности являются массо­вой социально-экономической основой перевода экономики и все­го общества на рыночные рельсы. Без приватизации собственности такая основа не может быть создана, ее просто нет. Без проведения приватизации собственности рыночные, товарно-денежные отно­шения развиваться не могут.
Следует отметить, что рынок — это жесткий, бескомпромис­сный экзаменатор всех его участников на выживаемость в конку­рентной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении. Уже сейчас многие фирмы и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются и становятся банкротами. Но мощности этих предприятий не пропадают, они переходят в другие руки, технически совершенствуются, обновляются и включаются в процесс воспроизводства на новой, более эффективной основе. Поэтому банкротство конкретного собственника и предпринимате­ля зачастую оборачивается для общества в целом ростом эффектив­ности экономики.
Мощным двигателем рыночной экономики является конкурен­ция. Именно она двигает экономику вперед, используя такой дей­ственный механизм, как закон стоимости, механизм ценообразова­ния. Конкуренция — своеобразный экзамен для предпринимате­ля на совершенство его производства, на жизнестойкость и вы­живаемость. Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть ме­ханизм стимулирования постоянного и всестороннего совершенст­вования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения несовершенного и отстающего. Поэтому не случайно в антимонопольном законодательстве за­падных стран посягательство на честную конкуренцию считается одним из самых тяжелых преступлений. Честная конкурен­ция — главное; создать ее — значит создать рынок. Основы успеха в конкуренции коренятся в состоянии производ­ства. Мировая практика рыночной экономики базируется на гиб­ком производстве. Оно обладает свойствами быстро, по мере воз­никновения новых потребностей, перестраиваться на их удовлетво­рение, при этом обходясь практически без повышенных затрат пе­риода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освоения будет большим. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому пере­ход к рыночной экономике помимо собственно рыночных преобра­зований требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т. д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают, а нередко пытаются созна­тельно игнорировать, вероятнее всего, потому, что такая перестрой­ка сопряжена со значительными капитальными затратами (инве­стициями). Как уже отмечалось, в нашей экономике в ряде отраслей все еще имеет место монополия государственной собственности. Эта монополия является одним из главных препятствий при переходе к рыночному хозяйству. И наоборот, многообразие форм собствен­ности (кооперативной, арендной, акционерной, личной и т. д.) есть та база, экономическая основа, на которой реально вырастают и развиваются рыночные отношения. Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных мер, закрепив их в законода­тельном порядке. Этот путь ждет и нас. Принятый в Российской Федерации Закон от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической дея­тельности на товарных рынках»[1] направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие воз­можности для развития предпринимательской деятельности в усло­виях конкуренции, свободной борьбы за потребителя с проявлени­ем гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю. Конкуренция неизбежно ставит предпринимателя в такое поло­жение, когда он вынужден (если хочет выжить в конкурентной борьбе) менять многое в стратегии и тактике производства, непре­рывно работать над его совершенствованием, повышать качество своей продукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования и т. д. Рыночный механизм ценообразования должен создавать усло­вия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленно­сти и торговле и через это способствовать оптимизации их структу­ры, а также структуры потребления. Органическим элементом планового хозяйства является система директивного назначения цен, которая слабо учитывает экономиче­ские интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обеспечения экономического развития народного хозяйства необ­ходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов производственных затрат и поддерживать соответствие между спро­сом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей. Эффективность метода ценообразования прежде всего опреде­ляется тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который оп­ределяет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики. Директивные цены почти не сиг­нализируют об изменении спроса. Это обусловливает постоянный дефицит товаров и порождает диспропорции производства и по­требления. Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предот­вращает инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе скрытой инфляции в открытую происходит резкий рост цен. Таким образом, директивное ценообразование вызывает в эко­номике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорций воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конечного потребителя. Система директивного ценообразования не может служить ин­струментом согласования экономических интересов и объективно является тормозом экономического развития. Это обусловливает неизбежность перехода от системы директивных цен к ценам, уста­новление которых основано на взаимном соглашении потребителя продукции с ее изготовителем. Цены, в условиях рынка установленные по соглашению сторон, называются договорными (свободными). Идея договорного рыноч­ного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предпри­ятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и опера­тивность в установлении рыночных цен приводит к тому, что эко­номика становится более динамичной и ориентируется на удовле­творение общественных потребностей. Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводи­телей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве. Воздействие системы свободного ценообразования на экономи­ку можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент достигнут баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться, и, как правило, нарушается. В этой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразованию в динамике, рассмотрение рыночных цен как од­ного из составных элементов социально-экономической системы. Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в системе со все­ми другими элементами, составляющими рыночную экономику. Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обес­печивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в ус­ловиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к целому ряду негативных последствий для экономики страны.
Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг приводит к дезорганизации производства. При этом падает надежность пла­нирования на уровне отдельного предприятия или фирмы и нару­шаются пропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей.
В результате из-за того что появляется легкая возможность по­лучить дополнительную прибыль, обусловленную не ростом произ­водства, а ростом цен, падают стимулы к увеличению выпуска про­дукции в натуральном выражении. В условиях инфляции это про­воцирует дальнейший спад производства, препятствует выходу эко­номики из кризиса. Поэтому быстрое и одновременное распространение свободного ценообразования на основную массу продукции народного хозяйст­ва может привести и привело в России к углублению экономиче­ского кризиса. Таким образом, одновременный переход на свобод­ное ценообразование по всем товарам экономически и политически не был оправдан. Следовало бы осуществлять постепенный переход к свободным ценам и контролировать их рост, проводя активную антиинфляционную политику. Для того чтобы процесс перехода к свободным ценам происхо­дил нормально, т. е. чтобы рост свободных цен находился в допус­тимых пределах и не приводил прежде всего к сокращению произ­водства, нужны следующие условия: 1. реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, об­ладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах; 2. отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по свободным ценам; 3. отсутствие монополии товаропроизводителей; 4. структурная перестройка экономики, прежде всего базовых отраслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса; 5. обеспечение единого экономического пространства в рамках государства; 6. юридически закрепленное право на свободный выбор постав­щиков и потребителей. При отсутствии перечисленных условий следует либо ограни­чить сферу действия свободных цен, либо, допуская их свободное движение, осуществлять государственное регулирование. Следова­тельно, в этих условиях представляется необходимым организовать наблюдение и контроль за свободными ценами. По-видимому, это наиболее приемлемый способ реализации политики в области сво­бодного ценообразования при переходе к рынку. Такой контроль позволяет добиться прекращения падения производства, ограни­чить темпы инфляции, создать стимулы для товаропроизводителей, увеличить доходы за счет роста производства, а не цен. В условиях быстроменяющихся экономических условий (как это имеет место в России) изучение рыночной конъюнктуры и раз­работку на этой основе стратегии и тактики ценообразования на каждом этапе развития экономики следует начинать с анализа об­щей экономической ситуации в стране, т. е. с анализа макроэконо­мических процессов. С переходом экономики к свободному ценообразованию остро­ту приобретает проблема приближения цен к стоимости, учитываю­щей объективные различия в региональных затратах и формирую­щийся на разных рынках спрос. В связи с этим глубокой теорети­ческой разработки требует проблема территориальной (региональ­ной) дифференциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. В этих условиях необходимо исходить из того, что по отдельным товарам имеются объективные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие характер и ареал рынков сбыта, их деление на единый и на систему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен. Формируемая на одном региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, в результате чего последовательно и постепенно формируется единый рынок и система цен, адекватная этому рынку. Про­цесс этот, включающий ценовое противостояние и попытки от­дельных регионов решить свои экономические проблемы с помо­щью цен за счет других регионов, по всей видимости, будет доволь­но болезненным. Учитывая всевозрастающее для нашей экономики значение раз­вития мирохозяйственных связей, система внутренних цен должна все больше отражать движение и тенденции мировых цен. Это не­отвратимо, если мы действительно хотим построить рыночную эко­номику и максимально реализовать преимущества экономического сотрудничества с мировым сообществом. В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ вопросы ценообразования приобретают большую актуальность. Ре­шаются они путем заключения странами СНГ межправительствен­ных соглашений о принципах торгово-экономического сотрудниче­ства, в которых содержатся определенные сторонами формулировки по ценам. Суть их состоит в том, что расчеты за поставки продукции предприятия стран Содружества в одних случаях производят по до­говорным ценам, а в других случаях для отдельных, важнейших, вза­имно согласованных видов продукции применяются мировые цены с перерасчетом в рубли по согласованному курсу. В ряде соглашений, заключенных Россией с государствами СНГ, предусмотрена также необходимость проведения согласован­ной политики в области ценообразования. В первые годы развития Содружества ценовая практика межго­сударственной торговли между странами СНГ во многом была не­выгодна России, так как важнейшие ресурсы вывозились из нее по относительно низким (в сравнении с мировыми) ценам, а ввози­лась продукция в основном по свободным ценам, уровень которых порой превышал мировой или был приближен к нему. Чтобы предупредить рост цен за счет необоснованного включе­ния затрат в себестоимость, следует использовать согласованные принципы и методы калькулирования себестоимости продукции. Поэтому целесообразно предусмотреть в соглашениях обмен ин­формацией о применяемых нормативных документах по ценообра­зованию, представляющих взаимный интерес, а также об уровне и динамике свободных цен на важнейшие виды продукции. Согласованная политика ценообразования государств Содруже­ства при товарообменных операциях должна найти отражение в межправительственных соглашениях, за выполнением которых следует установить надлежащий контроль. К нарушителям цен сле­дует применять экономические санкции, установленные в законо­дательном порядке, а при необходимости выносить эти вопросы на рассмотрение правительств. Следовательно, возникает необходимость в ванной ценовой политики при межгосударственных поставках в увязке с соглашениями о денежно-кредитных отношениях.
§ 3. Экономическиефункциицены Что такое функция цены? Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реали­зации в реальной действительности внутренней, глубинной сущнос­ти экономической категории. Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены. 1. Учетная функция, или функция учета и измерения затрат об­щественного труда, определяется самой сущностью цены, т. е. яв­ляясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сы­рья, материалов, комплектующих изделий и т. д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на ры­нок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием мно­жества факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте изго­товителя и покупателя товара в результате столкновения их интере­сов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.
Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара. В условиях же монополизированной экономики, деформиро­ванного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулиро­вание. Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конку­рентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качест­ва товара стремится обогнать конкурентов. В этой функции цена служит средством исчисления всех стои­мостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные. Количественные показатели — ВВП, национальный доход, объ­ем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др. Качественные показатели — рентабельность, производитель­ность труда, фондоотдача и др. Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произве­денной или реализованной товарной продукции фирмы равен сум­ме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги исходя из затрат труда. В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хо­зяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования. 2. Сущность стимулирующей функции цены выражается в поощ­рительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимули­рующее воздействие на производителя (и это принципиально важ­но) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать (или препятствовать) увеличе­нию (или сокращению) выпуска и потребления тех или иных това­ров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: • научно-технический прогресс; • экономию затрат ресурсов; • изменение качества продукции; • изменение структуры производства и потребления. Стимулирование осуществляется путем установления повышен­ ного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене. Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, ко­торая позволяет производителю выгодно реализовать свою продук­цию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обес­печивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулирования процессов воспроизводства с помо­щью действующего в России механизма ценообразования довольно эффективны. Важное значение имеет стимулирование ценами научно-техни­ческого прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении но­вых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов. Стимулирование оптимальной структуры производства и потреб­ления совершается путем применения ценовых мероприятий. Рацио­нализация структуры производственного потребления осуществляется путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одинакового или различного уровня цен в расчете на единицу по­лезного эффекта и др. Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвен­ных налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж и др.), а также путем использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, систе­мы договорных цен и т. д. В настоящее время в условиях переходного для России периода задачей первостепенной важности является стимулирование ценами производства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынка. 3. Распределительная функция цены связана с возможностью от­клонения цены от стоимости под воздействием множества рыноч­ных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осущест­вляется распределение и перераспределение национального (чисто­го) дохода между: • отраслями экономики; • различными формами собственности; • регионами страны; • фондом накопления и фондом потребления; • различными социальными группами населения. Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета де­нежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения. Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавлен­ную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общего­сударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются и другие социальные задачи общества. С помощью цены осуществляется перераспределение создава­емой стоимости между производителем и потребителем, между от­дельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При уста­новлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспре­деляется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного то­вара несет повышенные расходы, а продавец соответственно полу­чает увеличенные доходы. Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый ха­рактер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о за­кономерности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, по­скольку выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности. В качестве средства перераспределения чаще всего используют­ся регулируемые цены. Однако они не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют фи­нансы и кредитная система. Так, при решении задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения эффектив­нее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия), или ставки налого­вых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все насе­ление.
4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах про­изводства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении дис­пропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложе­нием и спросом равновесие между ними достигается либо увеличе­нием/сокращением производства товаров, либо путем роста/сниже­ния цены, либо и тем, и другим методами одновременно.
Цена должна заинтересовывать производителя в повышении ка­чества и расширении ассортимента необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. В условиях административно-командной системы управления сбалансированность между спросом и предло­жением регулировалась планами производства и материально-тех­нического снабжения. Спрос лишь частично регулировался уста­новлением относительно более высоких цен на особо модные това­ры и снижением цен на товары, не пользующиеся спросом, — так называемые сезонные цены (уценки). В условиях рыночных отношений цена в этой функции выпол­няет роль стихийного регулятора общественного производства: со­кращается производство товаров, не пользующихся спросом, а мате­риальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом. Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Практиче­ски это выражается в установлении обратной зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При про­чих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем, следовательно, объем проданных товаров сни­зится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа воз­можна лишь при снижении цен. Предложение характеризуется прямой зависимостью между це­ной и количеством товаров, представленных на рынке. При повы­шении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и на­оборот. В современных российских условиях имеет место следую­щий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокращается. Растущий спрос обеспечивается импор­том. Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение пред­ложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров. По мере становления рыночных структур и развития конкурен­ции, достижения сбалансированности между спросом и предложе­нием повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров. С развитием рыночных отношений, свободного предпринима­тельства и конкуренции эта функция цены будет все более усили­ваться и со временем станет доминирующей при формировании цен на товары в рыночном хозяйстве. 5. Функция цены как критерия рационального размещения произ­водства по мере перехода страны к рыночной экономике также бу­дет получать все более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется «перелив» капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов — туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т. е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен. Однако в условиях российской экономики при значительном монополизме производителей и весьма слабо развитой конкурен­ции переток капиталов из одной сферы экономики в другую пока еще крайне ограничен. В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому пред­приниматели использованию своих капиталов на развитие произ­водства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятель­ности. В таком случае капиталы приобретают форму торгового ка­питала. В этой сфере деятельности имеет место довольно сильная конкуренция между различного рода концернами, объединениями, фирмами за рынки сбыта различных групп товаров. Вложение же капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфля­ции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу. Все названные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, сти­мулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства това­ров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулируюшую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это в свою очередь ведет к необходимости со­гласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос. Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функ­цией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя «переливу» капиталов в те отрасли и секторы экономи­ки, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли. Учетная функция цены нередко вступает в противоречие прак­тически со всеми остальными функциями, особенно со стимули­рующей и распределительной, а также с функцией сбалансирова­ния спроса и предложения, так как в рыночных условиях под воз­действием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации. В хозяйствен­ной жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многооб­разными, что должно стать объектом исследования маркетинговых служб предприятий (фирм).
§ 4. Методологическиевопросыценообразования Методология ценообразования есть совокупность общих пра­вил, принципов и методов: разработка концепции ценообразова­ния, определение и обоснование цен, формирование системы цен, управление ценообразованием. Методология едина для всех уровней установления цен, т. е. ос­новные положения и правила формирования цен не меняются в за­висимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике страны. Но нельзя ставить знак равенства между методологией и мето­дикой. Они существенно отличаются друг от друга: на основе мето­дологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для реализации этой стратегии на практике. Отсюда следует, что методики — это составные элементы методологии, которые объеди­няют целый ряд методов формирования цен. Есть, например, мето­дика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и др. Суще­ствующие методики различаются в зависимости от уровней управ­ления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методологии. Таким образом, методи­ки являются первым важнейшим элементом методологии.
Вторым важным составным элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соот­ветствующих методов (методик). Следовательно, принципы и методы тесно между собой связаны и образуют методологию.
При переходе к рынку методология ценообразования должна оставаться единой, что сделает возможным постепенное формиро­вание по единым принципам и правилам системы цен, адекватной рыночным отношениям. Что представляют собой принципы ценообразования? Принципы ценообразования — это постоянно действующие ос­новные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе. Важнейшими принципами ценообразования являются: • научность обоснования цен; • целевая направленность цен; • непрерывность процесса ценообразования; • единство процесса ценообразования и контроля за соблюде­нием цен. Рассмотрим эти принципы. Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действую­щей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тен­денции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др. Научность обоснования цен во многом зависит от полноты инфор­мационного обеспечения процесса установления цен и требует обшир­ной и разнообразной информации, прежде всего экономической. Принцип целевой направленности цен состоит в четком определе­нии приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблем социальной защиты населения или проблем целевой ориентации цен на освое­ние новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества С этой целью у нас и за рубежом (например, в США) на опреде­ленный период времени допускается установление цен на принци­пиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль. Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики. Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда — чу­гун — сталь — прокат и т. д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства уста­ревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отно­шений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за со­блюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги пред­приятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т. д. Такой контроль осуществляется и по товарам, в отношении ко­торых действует режим свободных цен. Цель контроля — проверка правильности применения установленных законодательством об­щих для всех принципов и правил ценообразования. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в ор­ганизации на виновников налагаются административные и эконо­мические санкции (штрафы и др.). Различают два вида контроля: 1. государственный, осуществляемый государственными органа­ ми ценообразования — федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли как в центре, так и на местах; 2. общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребите­ лей предусматриваются определенные права по контролю за цена­ ми со стороны обществ потребителей.
Списоклитературы
Основная 1. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатин-форм. 1995. 2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. 3. Слепое В.А., Попов Б.В. Основы теории рыночного ценообра­зования. М., 1992. 4. Ценообразование / Под ред. проф. И. К. Салимжанова. М.: Финстатинформ, 1996. 5. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. проф. И. К. Са­лимжанова. М.: Финстатинформ, 2001. 6. Ценообразование и налогообложение: Учебник / Под ред. проф. И. К. Салимжанова. М.: Кнорус, 2002.
Дополнительная 1. Х.Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М.: Бек, 1997. 2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М.: Республика, 1992. 3. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М., 1997. 4. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. проф. Г. Б. По­ляка. М.: ЮНИТИ, 1997. 5. Шуляк П.Н. Ценообразование. М., 1998. 6. Ценообразование на финансовом рынке / Под ред. проф. В. Е. Есипова. СПб., 1998. [1] РГ. 1991. 26 апр.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.