Содержание:
Введение.
Инкассация: что к чему?
Становление и развитие коммерческой инкассации
Обеспечение сохранности денежных средств при перевозке
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке силами организации
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке привлеченными частными охранными предприятиями
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке подразделениями вневедомственной охраны
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке подразделениями инкассации
Заключение.
Список используемых источников Введение.
Инкассаторскую службу ЦБ унаследовал от Госбанка СССР, куда она была передана в 1939 году из НКВД. В 1989 году ЦБ образовал Российское объединение инкассации, имеющее сегодня статус единого юридического лица. По оценке страховой компании Lloyds, "Росинкас" - самая крупная инкассаторская служба в мире. В 77 его филиалах работают 15 тысяч сотрудников. По данным самого "Росинкаса", его автопарк насчитывает 6000 единиц "бронетехники". Правда, по оценке конкурентов, лишь каждый десятый росинкасовский автомобиль является действительно бронированным.
В различных регионах "Росинкас" контролирует от 40 до 90% рынка. Благодаря встроенности в систему ЦБ он имеет ряд весомых привилегий. Его инкассаторы на законных правах пользуются боевым (в том числе автоматическим) оружием, а его менеджерам нет нужды тратить время, силы и деньги на поддержание добрых отношений с МВД и выбивание лицензий. Поэтому, несмотря на растущую конкуренцию со стороны "частников", показатели "Росинкаса" выглядят неплохо: работы у госинкассаторов только прибавляется. В первой половине 2001 года он перевез наличности на 960 млрд руб. - на 36% больше, чем за тот же период прошлого года. Больше половины этой суммы приходится на так называемые "резервные фонды" (500 млрд руб., или на 39% больше, чем в прошлом году). Инкассация выручки небанковских клиентов выросла за полугодие на 56% - до 184 млрд руб., доставка наличности для комбанков - на 21% (до 2203 млрд руб.), доставка зарплаты - на 32% (до 65 млрд. руб).
Основной источник доходов "Росинкаса" - перевозка "резервных фондов", или доставка денежной наличности из региональных ГУ ЦБ в расчетно-кассовые центры. Без такого "бизнеса" ему было бы труднее отстаивать свои рыночные позиции. Дело в том, что важнейшее из конкурентных преимуществ "Росинкаса" - умеренные тарифы. Эксперт Импэксбанка не исключает, что "Росинкасу" удается поддерживать низкие расценки, дотируя одни услуги за счет прибыли от других ("перекрестное субсидирование").
В Москве "резервные фонды" возит управление самого московского главка: местное подразделение "Росинкаса" умудрилось угодить под процедуру банкротства. Возможно, этим и объясняется тот факт, что в столице его позиции заметно слабее, чем в регионах.
Инкассация: что к чему?
Инкассация в России имеет более чем столетнюю историю. В классическом понимании инкассация представляет собой перевозку денежных средств из точки А. в точку В. Однако в условиях существующей конкуренции на рынке инкассаторских услуг и постоянно растущих запросов клиентов круг задач служб инкассации значительно расширен и включает в себя услуги не только по доставке и перевозке наличных денежных средств, но и услуги по перевозке других ценностей (документов, ценных бумаг, драгоценностей, предметов искусства, антиквариата, др.). В сферу деятельности профессиональных инкассаторов входит также сопровождение лиц, имеющих при себе денежные средства и другие материальные ценности.
Сегодня на рынке представлены следующие услуги по перевозке наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте:
· инкассация торговой выручки, сбор и перевозка наличных денежных средств с последующим зачислением на счет компании в банке,
· доставка денежной выручки из торговых точек коммерческой структуры в ее офис для последующей сдачи в банк,
· доставка денежной наличности из банка в офис фирмы, например, для последующей выдачи заработной платы сотрудникам с подбором купюр необходимого номинала,
· перевозка денег из банка в место приобретения товара, на другие цели,
· доставка денежных и валютных средств из банка в обменный пункт и обратно,
· доставка денежных средств банков в расчетно-кассовые центры.
Банки оказывают своим клиентам услуги по инкассации собственными силами служб или структурами, которые специализируются на оказании услуг по инкассации. Принципиального отличия для клиента банка в данном случае не существует.
Отношения клиента с банком регулируются договором, устанавливающим ответственность сторон. Банк несет полную ответственность за сохранность перевозимых ценностей в рамках договора.
Для осуществления инкассаторских услуг обязательно наличие лицензии. Впрочем, банку отдельная лицензия не нужна. Банковской лицензией предусматривается оказание услуг по инкассации, а деятельность частных охранных предприятий регламентируется лицензией на осуществление охранной деятельности, в том числе по охране имущества собственников при его транспортировке на договорной основе.
Основными требованиями к перевозимым ценностям является наличие и соответствие сопровождающих документов в рамках законодательства.
Для реализации услуги необходимо наличие нескольких слагаемых: квалифицированные сотрудники служб инкассации и охраны, парк бронеавтомобилей, использование в работе вооружения, специальных и технических средств.
Для определения тарифной политики в отношении клиента банк обычно учитывает следующие параметры:
· расположение инкассируемых точек, их количество,
· соответствие маршрута выезда к клиенту уже существующим маршрутам инкассации банка,
· сумма инкассируемый выручки (тариф может быть фиксированной ставкой за выезд, либо процентом от перевозимой суммы, что позволяет учесть сезонность и неравномерность поступления выручки у клиента),
· количество необходимых выездов.
Отметим, что услуги могут оказываться как в виде разовой акции, так и на постоянной основе.
Первые инкассаторские службы появились в России еще в начале ХХ века. Сами банкиры считают инкассаторские службы важным звеном в обороте наличных денег. Даже переход многих компаний на безналичные расчеты, установление терминалов, обслуживающих пластиковые карточки в торговых организациях не уменьшают спрос на услуги инкассаторских служб.
Становление и развитие коммерческой инкассации
В связи с развитием системы коммерческих банков в Российской Федерации возник и развивается рынок инкассаторских услуг, который имеет свои специфические особенности из-за двойственной природы инкассации. С одной стороны, она является банковской операцией, так как инкассация связана с денежной наличностью. С другой стороны, хранение, перемещение значительной наличной массы российских денежных средств и ценностей, иностранной валюты, ценных бумаг и драгоценных металлов включают инкассацию в систему безопасности коммерческих банков, правоохранительных органов России.
Эта двойственность отражает ее нынешнее состояние:
- практически отсутствует единая законодательная база;
- Центральный банк РФ и Министерство внутренних дел РФ издают законные и подзаконные акты, нормативные документы, приказы, инструкции, затрагивающие в той или иной мере отдельные стороны государственной и коммерческой инкассации, обеспечение ее безопасности.
Так, например, Положение ЦБ РФ от 25.03.97 N 56 "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ" определяет, что кредитная организация осуществляет инкассацию и доставку денежных средств и ценностей, а также денежных средств и ценностей клиентов собственными силами и средствами либо на договорных условиях через специализированные службы инкассации, имеющие лицензии Банка России. Работники, осуществляющие инкассацию, должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты и вооружены огнестрельным оружием. Учет, хранение, использование оружия, боеприпасов и спецсредств осуществляется в соответствии с нормативными документами МВД России.
Но Федеральный закон "Об оружии", принятый Государственной Думой 13 ноября 1966 г., разрешает приобретение, использование огнестрельного оружия и спецсредств только юридическим лицам с особыми уставными задачами, а получение разрешения на право пользования служебным оружием только охранникам служб безопасности и частных охранных предприятий. Реально получается, что специализированная служба инкассации (небанковская кредитная организация) не имеет право приобретать, использовать оружие и спецсредства, а инкассаторы использовать в своей работе оружие и спецсредства.
Вместе с тем и само понятие инкассация заинтересованными ведомствами и организациями толкуется исходя из собственных интересов и точек зрения.
Банк России в своем ответе АРБ от 13.01.98 N 29-1-3/4905 разъясняет понятие "инкассация" и относит к инкассации денежных средств и ценностей операции, проводимые на основании двухсторонних (трехсторонних) договоров между владельцем денежных средств и банковской и/или небанковской кредитной организацией, осуществляющей доставку ценностей:
- прием наличных денег в кассах предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовой формы, доставка и сдача в кассы кредитных организаций, филиалов, дополнительных офисов;
- прием денежной наличности и других ценностей в кассах учреждений Банка России, кредитных организаций, филиалов и внутренних структурных подразделений, расположенных вне места нахождения кредитных организаций или филиалов, доставка и сдача их в кассы кредитных организаций, филиалов и их внутренних структурных подразделений, расположенных вне места нахождения кредитных организаций или филиалов, а также учреждений Банка России;
- прием наличных денег в кассах кредитных организаций, филиалов и дополнительных офисов, доставка и сдача в кассы предприятий, учреждений и организаций.
В то же время законы Российской Федерации не запрещают владельцу имущества, в том числе ценностей, денежных средств, ценных бумаг самому решать, как и кто будет осуществлять операции с этим имуществом и обеспечивать его сохранность. Собственно, это же положение подтверждает и ЦБ РФ в телеграмме от 25 апреля 1994 г. N 111-94, поясняя, что коммерческий банк совместно со своим клиентом самостоятельно определяют способ и средства доставки денежных средств и ценностей от клиентов в коммерческий банк и из банка к клиенту.
Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.92 в ст. 3 п. 2 и ст. 11 разрешает частным охранным предприятиям охрану имущества собственников, в том числе и при транспортировке, а также оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной и телефонной связи, т.е. частные охранные предприятия, имеющие лицензию на право заниматься этой деятельностью, вправе осуществлять вооруженную охрану имущества, в том числе и коммерческого банка, не только по месту дислокации юридического лица, но и при транспортировке имущества, ценностей, денежных средств, ценных бумаг.
Даже из этих двух примеров наглядно видно, что ведомственные инструкции, нормативные документы зачастую не обеспечивают развитие цивилизованного рынка инкассаторских услуг с равными правами всех его участников.
Двойственность системы инкассации определяет и споры о ее судьбе из-за различных взглядов в государственных ведомствах и негосударственных банковских структурах.
МВД России - за развитие рынка инкассаторских услуг и за развитие государственной и коммерческой инкассации, за ужесточение контроля за оборотом оружия, улучшение качественного состава охранных организаций. Для обеспечения уставных обязанностей кредитных организаций по инкассации и обеспечению их собственной безопасности рекомендуется создавать службы безопасности кредитных организаций или учреждать частные охранные предприятия, заключать договоры с действующими охранными предприятиями или подразделениями вневедомственной охраны.
Коммерческие банки - против монополии рынка инкассаторских услуг, за развитие и существование организованного рынка инкассаторских услуг. Крупным банкам с хорошо развитыми службами безопасности и инкассации все равно, кто из монополистов будет контролировать рынок инкассаторских услуг, так как они в состоянии справиться с любыми ужесточениями требований и не видят необходимости в объединении с "Росинкасс".
Акционерное общество "Росинкасс" (но с долей государства, в лице Центрального банка РФ) - за контроль над всеми инкассаторскими подразделениями, ужесточение требований к ним и устранение конкурентов.
Средние и малые коммерческие банки - за развитие инкассаторских услуг, создание в нем всем равных правовых условий, сохранение собственных служб инкассации и безопасности. И хотя собственная служба инкассации - дорогое удовольствие, она позволяет соблюдать независимость от крупных банков, бороться за клиента, за счет уменьшения тарифов по инкассации, индивидуального и в удобное время обслуживания каждого клиента.
По данным специализированного телефонно-адресного справочника "Безопасность Россия" (1996 г.) на 1 января 1998 г. свыше 160 малых и средних банков в Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения собственной безопасности и инкассации. 60% малых и средних банков Московского региона также самостоятельно решают вопросы собственной безопасности, оказания инкассаторских услуг своим клиентам.
Небанковские инкассаторские службы, частные охранные предприятия, которые занимались инкассацией или отдельными ее видами, - также за развитие организованного и цивилизованного рынка инкассаторских услуг, создание равных условий и возможностей в законодательном плане. Более 150 частных охранных предприятий оказывают услуги по инкассации, свыше 100 осуществляют перевозки ценностей и денежных средств в регионах Российской Федерации. 166 частных охранных предприятий Москвы оказывают услуги по инкассации, более 31 осуществляют услуги по перевозке ценностей и денежных средств. Сейчас они находятся в более трудном положении, так как помимо лицензии МВД России на право пользоваться оружием и спецсредствами, они должны получить лицензию ЦБ РФ на право инкассации, т.е. стать небанковской кредитной организацией, что в общем-то на сегодняшний день проблематично, так как, став небанковской кредитной организацией, они теряют право на пользование оружием и спецсредствами.
Реалии сегодняшнего дня показывают, что рынок инкассаторских услуг существует. Он показывает, что система государственной инкассации необходима. Ее прерогатива - большие объемы денежных средств, федеральные перевозки, все что требует тесного взаимодействия с правоохранительными органами, спецслужбами. Возможны точки соприкосновения государственной (полугосударственной) инкассации с частными инкассаторскими службами и организациями.
Но в не меньшей мере необходима и коммерческая (частная} инкассация, так как монопольная инкассация ставит клиентов в зависимое положение и лишает его права выбирать. Сегодня на рынке банковских услуг большое множество самостоятельно хозяйствующих субъектов, самая разнообразная сеть клиентов. Нельзя все это многообразие потребностей удовлетворить единой монопольной системой инкассации. Должен быть рынок инкассаторских услуг, на котором клиент сможет осуществлять реальный выбор той структуры, которая его устраивает.
Крупные коммерческие банки имеют свои инкассаторские службы и службы безопасности. Они способны осуществлять большие капиталовложения на развитие инкассаторской службы, ее техническое оснащение, подготовку кадров, обеспечение безопасности. Крупные банки работают на массового клиента и поэтому могут оказывать инкассаторские услуги даже тогда, когда некоторые из них убыточны. В дальнейшем возможен и ассоциативный путь развития.
Обеспечение сохранности денежных средств при перевозке
В соответствии с пунктом 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержденного решением Совета Директоров Центробанка России 22 сентября 1993 г. № 40. Порядок ведения кассовых операций) на руководителей предприятий возложены обязанности по обеспечению сохранности денежных средств в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.
В тех же случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.
Обеспечить сохранность денежных средств при их перевозках руководители организаций вправе собственными силами (с привлечением специализированного охранного подразделения или иных лиц), или же прибегнув к услугам сторонних организаций (частных охранных предприятий, подразделений вневедомственной охраны, служб инкассации).
Сохранность денежных средств должна быть обеспечена как при их получении в банковских и иных кредитных учреждениях, так и при их сдаче в указанные учреждения.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 6 Порядка ведения кассовых операций, организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
При этом наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
Необходимость сдачи сверхлимитной денежной наличности, а также поступающих в кассу организации сумм выручки от реализации продукции (работ, услуг) также закреплена в Положении Центробанка России от 5 января 1998 г. № 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации".
В пункте 2.2 указанного Положения закреплена норма о том, что все наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
И только если по согласованию с обслуживающим учреждением банка организация получила разрешение на расходование поступающей в кассу денежной выручки, она может использоваться на цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России. В любом случае организации не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты (пункт 2.7 Положения о правилах наличного денежного обращения).
Как определено в Положении о правилах наличного денежного обращения, денежная наличность может сдаваться предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Госкомсвязи России (в настоящее время согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Россвязи) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги также могут сдаваться предприятиями на договорных началах через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых организаций осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России и Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации", которое утверждено Центробанком России 9 октября 2002 г. № 199-П.
В частности, согласно пункту 2.1.1 указанного Положения прием денежной наличности от организаций производится по объявлениям на взнос наличными (форма 0402001), представляющим собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции. При этом организация должна вносить денежную наличность только на свой банковский счет, открытый в соответствующей кредитной организации.
От организаций может приниматься денежная наличность, упакованная в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости (далее по тексту сумки). В кредитной организации ведется список организаций, сдающих денежную наличность в сумках, с указанием в нем наименования организаций, количества и номеров закрепленных за каждой организацией сумок.
Организации, сдающие денежную наличность в сумках, представляют в кассовое подразделение кредитной организации образцы оттисков пломбиров, которыми будут опломбировываться сумки. Оттиск пломбы должен содержать номер и сокращенное наименование организации или ее фирменный знак. Кассир организации формирует подлежащие сдаче сумки с денежной наличностью с использованием препроводительной ведомости.
Прием денежной наличности от организаций, сумок с денежной наличностью и другими ценностями от организаций и инкассаторов после окончания операционного дня кредитной организации производится вечерними кассами. О времени работы этих касс вывешивается объявление. На принятых кассиром приходных кассовых документах проставляется печать с надписью "Вечерняя касса".
В соответствии с пунктом 2.4 Положения о правилах наличного денежного обращения порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России (Россвязи), ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
· для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка, не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России (Россвязи), на следующий день;
· для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России (Россвязи), а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, 1 раз в несколько дней.
Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России (Россвязи).
Выдачи денежной наличности организациям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии в соответствии с пунктом 2.9 Положения о правилах наличного денежного обращения производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков.
При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований организации в наличных деньгах.
Выдачи наличных денег организациям по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться учреждениями банков в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни, производятся не ранее чем за три дня до их наступления, а по организациям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, накануне выходных дней этих организаций.
В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения организаций на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие учреждения банков или предприятия Россвязи в установленные для этих организаций сроки выплаты заработной платы.
Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных организации сроков выплаты заработной платы.
При получении наличных денежных средств на оплату труда работников организации должны учитывать положения действующего законодательства о необходимости перечисления в указанные сроки сумм исчисленных к уплате по принадлежности налога на доходы физических лиц (пункт 6 статьи 226 НК РФ), а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункт 4 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в редакции изменений и дополнений).
Суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны быть уплачены не позднее 15-го числа следующего месяца (пункт 3 статьи 243 НК РФ; пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции изменений и дополнений)).
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке силами организации
Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке собственными силами организации приведены в приложении № 2 к Порядку ведения кассовых операций.
Согласно пункту 2 указанных рекомендаций руководитель предприятия должен предоставить кассиру охрану при транспортировке денежных средств и ценностей из учреждений банков или сдаче в них и, в случае необходимости, транспортное средство для их доставки.
При транспортировке денежных средств кассиру, сопровождающим его лицам и водителю транспортного средства запрещается:
· разглашать маршрут движения и размер суммы доставляемых денежных средств и ценностей;
· допускать в салон транспортного средства лиц, не назначенных руководителем предприятия для их доставки;
· следовать пешком, попутным или общественным транспортом;
· посещать магазины, рынки и другие т.п. места;
· выполнять какие-либо поручения и любым иным образом отвлекаться от доставления денег и ценностей по назначению.
В случае, если организация имеет собственное специализированное охранное подразделение, в состав охраны могут выделяться вооруженные сотрудники указанного подразделения.
При каждом выделении сотрудников для обеспечения доставки наличных денежных средств, уполномоченным должностным лицом проводится инструктаж кассира, водителя, сотрудников охраны и иных привлеченных лиц. Как правило, в качестве ответственного за проведение инструктажа должностного лица выступает руководитель охранного и (или) кадрового подразделения. Факт проведения инструктажа рекомендуется отражать в специальном журнале (книге) учета.
Расходы по обеспечению сохранности денежных средств собственными силами организации (включая оплату труда сотрудников, отчисления с оплаты труда на нужды обязательного социального страхования и обеспечения, горюче-смазочные материалы и т.п.) при их доставке в учреждения банков или наоборот в кассы организаций принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль при условии соблюдения положений статьи 252 НК РФ об обоснованности и документальном подтверждении производимых расходов.
Расходы на содержание собственной охранной службы, включая расходы по обеспечению сохранности наличных денежных средств при их доставке, принимаются в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке привлеченными частными охранными предприятиями
Согласно положениями статей 1, 3 и 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в редакции изменений и дополнений) оказание охранных услуг на договорной основе разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.
Таким предприятиям разрешается оказание услуг, в том числе, и в виде вооруженной охраны имущества собственников, включая и обеспечение доставки наличных денежных средств.
Свои полномочия на право осуществления соответствующей деятельности охранные структуры должны подтверждать соответствующими лицензиями, выдаваемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В настоящее время Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 600, согласно которому лицензирование охранной деятельности осуществляется МВД России.
Учитывая изложенные требования действующего законодательства, в заключаемых с охранными фирмами договорах в обязательном порядке необходимо отражать сведения о реквизитах предъявленной лицензии, в частности, дата выдачи лицензии и ее порядковый номер; наименование органа, выдавшего лицензию; календарный период, на который лицензия выдана и вид деятельности согласно лицензии.
Отношения организации с привлекаемыми частными охранными предприятиями регулируются письменным договором на оказание возмездных услуг, в котором отражаются сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения (услуги), срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядок разрешения споров по ненадлежащему оказанию услуг (причинение ущерба хищением имущества и т.п.), порядок производства расчетов по договору и его дата заключения.
Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам, и он составлен с соблюдением условий, регламентированных Гражданском кодексом Российской Федерации.
Стоимость услуги (цена) по договору определяется соглашением сторон. При этом цена может определяться исходя из согласованной сторонами суммы ежемесячных платежей (платежей за любой другой период), или исходя из согласованной сторонами стоимости "человека-дня" оказания услуги. В последнем случае, к выставляемым счетам должны прилагаться, кроме того, данные о фактически отработанном рабочем времени.
Порядок пересчета цены услуги устанавливается отдельными условиями договора. При этом могут предусматриваться как порядок увеличения цены услуги с досрочным уведомлением организации об этом, так и возможность снижения расценок по договору по причине ненадлежащего исполнения обязательств охранным предприятием, выразившегося в причинении ущерба организации.
В отдельном порядке условиями заключаемого договора предусматривается ответственность охранного предприятия за полноту доставки наличных денежных средств, а также за своевременность их доставки, и возмещение в случае несвоевременной доставки денежных средств охранным предприятием штрафных санкций, накладываемых на организацию за превышение лимита денежных средств.
Основным первичным оправдательным документом, который используется в расчетах сторон по заключенному договору, является двусторонний акт приемки работ с отражением в нем характера оказанных услуг, их оценки (не ниже удовлетворительно) и (или) соответствия услуг условиям договора, а при организации расчетов по "человеку-дню" также и количества отработанного рабочего времени.
Действующим порядком оформления актов за выполненные работы и услуги предусмотрено наличие подписей ответственных лиц обеих сторон. Наличие печатей необходимо в том случае, если это определено условиями хозяйственного договора (см., в частности, письмо Госналогинспекции по г.Москве от 10 февраля 1995 года № 11-13/2072 "О первичных документах по отражению хозяйственных операций").
Расходы по оплате услуг, оказываемых частными охранными предприятиями по доставке наличных денежных средств, принимаются в целях налогообложения по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом обязательным условием для отнесения расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль является наличие у охранного предприятия лицензии на право осуществления охранной деятельности.
В бухгалтерском учете при отражении расходов по оплате услуг охранных предприятий оформляются следующие записи:
· дебет счетов 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу" кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" стоимость услуг по доставке наличных денежных средств, оказанных частными охранными предприятиями (без НДС);
· дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счетов 60, 76 НДС с услуг, оказанных частными охранными предприятиями;
· дебет счетов 60, 76 кредит счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" оплата услуг, оказанных частными охранными предприятиями;
· дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" кредит счета 19. при расчетах с бюджетом зачтены суммы "входного" НДС в части оплаченных и фактически оказанных услуг, по которым имеются выставленные в установленном порядке счета-фактуры.
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке подразделениями вневедомственной охраны
Для обеспечения сохранности наличных денежных средств при их доставке наряду со специализированными коммерческими предприятиями могут также привлекаться подразделения вневедомственной охраны МВД России, которые осуществляют свою деятельность на основании Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 (в редакции изменений от 13 июля 2004 г.).
В соответствии с пунктом 10 указанного Положения оплата оказываемых данными подразделениями услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
Порядок оказания поручаемых услуг и производства расчетов с подразделениями вневедомственной охраны регулируются положениями заключаемого сторонами договора на оказание услуг в сфере охраны.
Обоснование цены услуги оформляется отдельным приложением к договору (протоколу согласования цены) с приложением к нему соответствующих калькуляционных расчетов.
Расходы на оплату охранных услуг, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны, принимаются в целях налогообложения прибыли на основании того же подпункта 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
При всем этом следует учитывать, что согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. № 10500/03 услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, подпадают под услуги, указанные в подпункте 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, согласно которой не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Освобождение от обложения НДС услуг, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, подтверждено в письме МНС России от 29 июня 2004 г. № 03-1-08/1462/17 "О налогообложении налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых подразделениями вневедомственной охраны".
В данном письме также отмечено, что если подразделениями вневедомственной охраны выставляются или выставлялись счета-фактуры с выделением сумм налога на добавленную стоимость за оказанные им охранные услуги, то в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 170 НК РФ уплаченные организациями суммы НДС к вычету при расчетах с бюджетом не принимаются.
Учитывая законодательное регулирование вопросов ценообразования на услуги подразделений вневедомственной охраны, а также освобождение указанных услуг от обложения налогом на добавленную стоимость, пользование услугами именно данных структур при доставке наличных денежных средств представляется наиболее выгодным.
В бухгалтерском учете документально подтвержденные расходы по оплате услуг подразделений вневедомственной охраны оформляются записью по дебету счетов учета производственных затрат (20, 26, 29, 44 и др.) и кредиту счетов учета расчетов (60, 76), без отражения сумм "входного" НДС.
Обеспечение сохранности денежных средств при их доставке подразделениями инкассации
Доставка наличных денежных средств при их сдаче в учреждения банков или предприятия Россвязи может осуществляться на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств или других ценностей.
Отношения с указанными структурами также регулируются положениями заключаемых сторонами договоров, в которых обязательно указание реквизитов лицензии, подтверждающей право другой стороны на оказание охранных услуг. Факт оказания услуг подтверждается двусторонними актами приемки-сдачи.
Типовой договор на перевозку ценностей подразделениями инкассации утвержден Инструкцией Центробанка России от 16 ноября 1995 г. № 31.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I "О банках и банковской деятельности" (в редакции изменений и дополнений) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов отнесена к банковским операциям, а потому расходы по оплате услуг, оказываемых подразделениями инкассации в соответствии с пунктом 11 ПБУ 10/99 включаются в состав операционных расходов организации и, следовательно, отражаются непосредственно на балансовом счете 91 "Прочие доходы и расходы":
· дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" кредит счетов 60, 76 расходы по оплате услуг инкассации (без НДС);
· дебет счета 19 кредит счетов 60, 76 НДС со стоимости оказанных услуг.
В целях налогообложения по налогу на прибыль расходы по оплате услуг подразделений инкассации принимаются в соответствии с тем же подпунктом 6 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Заключение.
Инкассаторский рынок переживает переходный период. В любом случае спрос на услуги и государственных, и независимых инкассаторов растет. С одной стороны, экономическое оживление влечет за собой рост наличной денежной массы, а с другой - все больше крупных банков отказывается от собственной инкассаторской службы и передает этот вид деятельности на аутсорсинг (использование услуг сторонних организаций). Надежды на рост рынка его участники связывают также с возможным ужесточением требований Центробанка по доставке выручки предприятий и организаций в банки. "В этом случае рынок может вырасти в несколько раз", - говорит председатель правления Объединенной расчетной системы Дмитрий Климов.
Конкуренты "Росинкаса" говорят, что окончательная демонополизация рынка приведет к удешевлению инкассаторских услуг. Похоже, что банкиры-реформаторы разделяют эту надежду: снижение рентабельности банковского бизнеса заставляет их искать способы сэкономить. Не исключено также, что некоторые финансисты держат в уме возможность купить раскрученный брэнд "Росинкаса". "В инкассации нет ничего такого, что заставляло бы Центробанк заниматься ею, - сказал газете "Время новостей" председатель совета директоров МДМ-банка и один из авторов банковских тезисов РСПП Александр Мамут. - Соответствующие структуры можно просто продать, предоставив этот бизнес целиком частному сектору".
Список используемых источников:
1. Экономический еженедельник «Эпиграф» № 38 (538), 01.10.2005 г.
2. www.sibpressa.ru
3. //www.nns.ru/archive/banks/1998/05/18/evening/