Реферат по предмету "История"


Общественно-политическое развитие России в 60-80 гг. XIX в.

«Общественно-политическое развитие России в 60–80-х годах XIX» Введение Поражение России в Крымской войне показало глубокий кризис самодержавно-крепостнического строя, ее отсталость от ведущих европейских стран в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте, государственном управлении и настоятельно продиктовало необходимость коренных преобразований во всех областях общественной жизни, вызвало протест широких слоев общества против существующих порядков.

Попытка решения крестьянского вопроса, предпринимаемая правительствами Александра I и Николая I, натолкнулась на сопротивление дворянства. Однако Александру II (1855 – 18881), понявшему требования своего времени, удалось преодолеть сопротивление помещиков. С его воцарением наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации он дал амнистию декабристам, петрашевцам, приостановил на три года рекрутские

наборы, списал недоимки. В 1856 г. возглавил комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве». В 1857 г. было принято решение о ликвидации военных поселений. В 1857 г. Александр II утвердил большой государственный герб Российской империи, сохранившийся до 1917 г. Отмена крепостного права 19 февраля 1861 г. Манифестом Александра II в России было отменено крепостное право.

Освобождение крестьян было ответом на исторический вызов капиталистической Западной Европы, к этому времени значительно обогнавшей Россию. По Положениям 19 февраля 1861 г. частновладельческие крестьяне стали лично свободными и получали право распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, предпринимательством, переходить в другие сословия. Положения 19 февраля обязывали помещиков дать землю крестьянам, а крестьян принять эту землю.

Крестьяне наделялись полевой землей, по региональным нормам, не бесплатно, а за повинности и выкуп. Размер выкупа определялся не рыночной стоимостью земли, а суммой капитализированного оброка (6% годовых). Государство, выступившее посредником между помещиком и крестьянином, выплачивала помещикам так называемую выкупную ссуду (80% стоимости отданной крестьянину земли), которую затем крестьянин должен был погашать в рассрочку с уплатой ссуды и названных процентов.

В течение 44 лет крестьяне вынуждены были отдать государству около 1,5 млрд. руб. вместо 500 млн. руб. Крестьяне не имели денег, чтобы внести сразу помещику выкуп за полученную землю. Государство же обязалось сразу выплатить помещикам выкупную сумму деньгами или шестипроцентными облигациями. Стремясь отдать землю в пределах, установленной Положениями 19 февраля, нормы, помещики отрезали от прежнего крестьянского надела 1/5 земли. Отнятые у крестьян участки земли стали называться отрезками,

которые могли быть тем же крестьянам сданы в аренду. Крестьяне получали землю не в личную собственность, а на общину, которая и была юридическим собственником земли. Это означало, что традиционный уклад жизни деревни оставался в неприкосновенности. В этом были заинтересованы государство и помещики, ибо сохранялась круговая порука, община отвечала за сбор налогов. От крепостного права, помимо частновладельческих крестьян, были освобождены и другие

категории крестьянства. Удельные крестьяне, получившие личную свободу еще в 1858 году, были переведены на выкуп с сохранением существующих земельных наделов (в среднем 4,8 десятин). За государственными крестьянами, указами 18 ноября 1866 г закрепляли существующие наделы, и они получали бессрочное право добровольного выкупа. Дворовые крестьяне получили личную свободу, но оставались еще в феодальной зависимости от своих хозяев в течении двух лет со дня обнародования

Положения 19 февраля 1861 г. Крепостные рабочие вотчинных предприятий оставались зависимыми от владельцев до перехода на выкуп. Дворовые крестьяне и рабочие вотчинных предприятий закрепили за собой лишь те земли, которые имели до отмены крепостного права. Однако подавляющее большинство дворовых крестьян и крепостных рабочих земельным наделом не владели. Вслед за центральными губерниями крепостное право было отменено в Белоруссии, на Украине, Северном Кавказе и

Закавказье. Всего было освобождено от крепостной зависимости 22 млн. крестьян. Из них 4 млн. были отпущены на свободу без земли. Обезземеливание крестьян облегчало создание рынка рабочей силы в стране. Проведение реформы требовало больших финансовых затрат. К тому же увеличились государственные капиталовложения в экономику страны.

В 1860 г. был открыт Государственный банк России, который один мог выпускать бумажные деньги, заниматься эмиссией. Основным источником государственных средств являлась подушная подать с крестьян без учета размера их доходов. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена налогом с недвижимого имущества. Земская реформа Земская реформа 1864 г. вводила в центральных губерниях и уездах новые учреждения – земства, органы местного всесословного самоуправления.

Земства не вмешивались в государственные вопросы, их деятельность ограничивалась хозяйственными просветительскими функциями. Хотя земства и назывались всесословными и являлись выборными, но в основу был положен принцип имущественного ценза. Членами земств в большинстве становились дворяне. Земства находились под контролем губернаторов и полиции. Губернатор имел полномочия приостанавливать выполнение решений земств.

Судебная реформа В 1864 г. началась судебная реформа. Была провозглашена независимость суда от администрации: назначаемый правительством судья мог быть освобожден от должности только по постановлению суда. Вводилась ответственность всех сословий перед законом. Ограниченность судебной реформы проявлялась в том, сто привлечение к ответственности государственного чиновника осуществлялось не по решению суда, а по постановлению его начальства.

Объявлялась гласность суда, т.е. на судебных заседаниях могли присутствовать публика и представители прессы. Вводилось состязание прокурора и адвоката (присяжного поверенного). Хотя провозглашалась бессословность суда, но для крестьян сохранился волостной суд, для духовенства – консисторий, для рассмотрения коммерческих дел и дел купцов – коммерческий суд. Сохранился также военный суд. Политические дела были изъяты из окружных судов и стали рассматриваться

особыми присутствующими, без присяжных. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Военная реформа Поражение России в Крымской войне показало, что российская армия нуждается в коренной реорганизации. Напряженная международная обстановка, бурный рост милитаризма, военной техники, увеличение численности армий в других государствах, новые методы ведения войны и, конечно, задачи внешней политики страны заставили правительство Александра

II в 1862–1874 гг. осуществить реформы в военной сфере. Одна из задач военной реформы – сокращение численности армии в военное время и создание возможностей для значительного увеличения ее в военное время. В проведении реформ огромный вклад внес государственный деятель, военный министр Д.А. Милютин. В стране вводилась всеобщая военная повинность для лиц мужского пола, достигших 21 года, сокращались сроки службы для тех, кто имел образование.

Срок службы в пехоте устанавливался в шесть лет с дальнейшим зачислением в запас на девять лет, на флоте срок службы составлял семь лет и три года в запасе. В 1864 г. была проведена реформа в системе подготовки офицеров и военных специалистов. Создавались военные гимназии и юнкерские школы – учебные заведения среднего звена образования. Расширялась система высшего военного образования.

В 1967 г. началось перевооружение армии – замена чугунных и бронзовых орудий на стальные, приняты были первые нарезные орудия. Непоследовательность военной реформы проявилась в том, что 70 – 75% лиц по достижении 21 года зачислялись в запас на 15 лет, а затем в ратники ополчения до 40-летнего возраста. Это означало, что значительная часть мужчин не получала должной военной подготовки. К тому же часть инородческого населения освобождалась от военной повинности: уроженцы

Средней Азии, Казахстана и Крайнего Севера, а также лица духовного звания и лица, состоящие в различных сектантских обществах. Не была упразднена особая военная юстиция, в ведении которой находились дела о государственных преступлениях. Городская реформа В 1870 г. по образу земских учреждений было реорганизовано городское самоуправление. Принятие закона о реформе городского самоуправления вызывалось потребностями развития городов, преследовало

цель создать условия для подъема городского хозяйства и привлечь к работе органов самоуправления предпринимателей. Реформа упразднила старую екатерининскую сословную городскую думу и ввела бессословную думу, избираемую на четыре года. Избирательное право предоставлялось лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Наряду с частными лицами избирательное право получили учреждения и общества, имевшие недвижимое имущество и платившие налоги и сборы в городской бюджет.

Для управления городом городская дума избрала городскую управу (исполнительный орган думы) и городскую голову. В ведении выборных органов находились вопросы благоустройства города, здравоохранения и просвещения. Как и земские учреждения, городская дума не могла вмешиваться в государственные вопросы. Реформа системы образования Реформа системы образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты

избирались на вакантные должности советом университета. Этим провозглашалась автономия университетов, они стали меньше зависеть от министерства народного просвещения. Однако избранных советом преподавателей все же утверждало министерство. Другим мероприятием в образовательной системе явилось введение в 1864 г. принципов всесословной школы, создание государственных, земских и церковно-приходских школ.

Эти три типа школ представляли систему начального, трехлетнего образования. Стали также создаваться первые воскресные школы для взрослых. В 1864 г. были установлены два типа гимназий – классические и реальные (без древних языков, но с естествознанием в большем объеме). Окончившие классическую гимназию имели право без экзаменов поступить в университет, а реальную – в технические вузы. Устанавливалась преемственность среднего и высшего звеньев образования.

С 1861 г. единственным типом гимназии стала классическая в составе семи классов с восьмилетним курсом обучения. Стала развиваться система высшего специального образования: в 60-х годах открылись Политехнический институт в Риге и Петровская земледельческая и лесная академия в Москве. Народническое движение В условиях возникновения элементов буржуазной демократии и становления капиталистических отношений возникло народничество, идеология и движение разночинной интеллигенции,

выражающей идеи крестьянской демократии, Уже при зарождении в народничестве выделились две тенденции – революционная и либеральная. Революционное народничество содержало радикальную антифеодальную программу и идеи социализма. Оно одновременно подвергало резкой критике пережитки крепостничества и капиталистические порядки. Важным звеном концепции революционного народничества являлась идея некапиталистического пути развития России, перехода к социализму через крестьянскую общину, используя ее коллективистские начала

и проведения социально-политических преобразований (ликвидацию помещичьего землевладения, наделения крестьян землей, установления демократического народного правления). В революционном народничестве возникло три направления: – бунтарское (анархическое) – М.А. Бакунин, доказывавший, что всеобщий крестьянский бунт установит социалистическое равенство без государства и без управления людьми; – пропагандистское –

П.Л. Лавров, считавший, что Россия придет к социализму, минуя капитализм, ее судьба зависит от распространения в обществе правильных идей представителями интеллигенции; – заговорщицкое – П.Н. Ткачев, утверждавший, что свергнуть самодержавие возможно путем заговора небольшой группы людей, партий, а после захвата власти партия должна вовлечь массы в социалистическое строительство. Заключение Царствование Александра II было ознаменовано рядом реформ.

Реформа 1861 г. стала важнейшим рубежом в истории страны, она расчистила путь для интенсивного развития капитализма, создав рынок рабочей силы. Вместе с тем, реформа носила половинчатый характер. Крестьяне, обретя свободу, остались сословно неполноценными. Крестьянское малоземелье (в целом частновладельческие крестьяне получили 3,3 десятины земли на мужскую душу при необходимых 6 – 7 десятин) послужило фактором обострения противоречии между крестьянами и помещиками.

Более того появились новые противоречия – между крестьянами и капиталистами, что в будущем должно было привести к революционному взрыву. Крестьянский идеал правды и справедливости не совпадал с реально проведенной реформой. После 1861 г. борьба крестьян за землю не прекратилась. В Пензенской губернии волнения крестьян были жестоко подавлены войсками. С целью укрепления государственных финансов в 1862 г. по проекту

В.А Татаринова была проведена бюджетная реформа государственных средств. В России впервые стали публиковать государственный бюджет. После отмены крепостного права потребовалось проведение реформ в других сферах жизни. Судебная реформа была наиболее последовательной, она способствовала формированию представлений о правах человека в обществе и правового государства. Военная реформа дала возможность значительно увеличить

численность армии в случае войны, улучшить обучение солдат и подготовку офицеров. Городская реформа упразднила старую екатерининскую сословную городскую думу и ввела бессословную думу, избираемую на четыре года. Реформа системы образования была довольно радикальной для второй половины XIX в. В 1863 г. был введен новый университетский устав, согласно которому ректор, профессора и доценты избирались на вакантные должности советом университета.

В конце 60 – начале – 70-х годов в различных городах возникли народнические кружки. Радикально настроенная молодежь в начале 70-х годов направилась в деревни, чтобы просвещать крестьянство, поднять его на бунт. Однако «хождение в народ» не принесло желаемых плодов: крестьянство не проявляло стремления к социализму и не поднялось на восстание. В 80–90-х годах народничество, господствующим направлением которого было либеральное течение, освободилось

от своего радикализма, и было идейно разгромлено марксизмом. Список литературы 1. Поляк Г.Б Маркова А.Н. Всемирная история. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 2. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – М 2003. 3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М 2005.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гуманистическая функция оценки в учебном процессе
Реферат The Physics Of Scuba Diving Swimming With
Реферат Виды подряда
Реферат Эволюционный процесс Факты не слишком известные но интересные мыльная история
Реферат 5. 1 Определение Царства
Реферат О необходимости изучения семантических особенностей аддиктивного поведения
Реферат Создание программы на языке Delphi 70
Реферат Переважні права на придбання цінних паперів нової емісії як інструмент захисту інтересів інвесторів
Реферат Оценка результатов научной деятельности в агропромышленном комплексе
Реферат Создание программы на языке Delphi 70 Написание программы
Реферат Анализ книг, посвященных взаимоотношениям России со странами Дальнего Востока и образу России, с
Реферат Экспертиза электронно-бытовых товаров
Реферат Хейвуд, Уильям Дадли
Реферат Анализ тестопригодности по методу Сamelot
Реферат Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы