Реферат по предмету "Архитектура"


Особенности замкового средневекового строительства

План Введение. 3 Глава 1. Общая характеристика средневекового строительства. 6 Глава 2. Особенности строительства средневековых замков. 9 Глава 3. Строительство замков в 10-12 веках. 22 Заключение. 23 Введение
В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля - романский и готический. Именно в них наиболее полно выразилось мировоззрение эпохи. Романский период европейского Средневековья начинается в X веке, когда после многочисленных междоусобных войн наступил период некоторого затишья. К этому времени из обширной империи Карла Великого уже складываются отдельные европейские государства, которые еще не успели приобрести культурную самостоятельность и своеобразие, и культура каждого их них была лишь вариацией на общеевропейскую тему. многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости. Легко горящее дерево довольно быстро заменилось в них камнем. А в связи с этим изменились и принципы строительства. Стены строений старались теперь делать как можно более толстыми, дверные и оконные проемы как можно более узкими. Тем более, что стекла в них не ставили, и потому, чтобы сохранить тепло, старались расположить как можно выше, делая с внутренней стороны стены сильные скосы вниз. Толстые же стены, во-первых, способствовали обороне, а во-вторых, помогали сдерживать распор каменного перекрытия, которое заменило в замках и базиликах деревянное. Уже в романский период каменные арки и своды получили столь широкое применение, что саму романскую культуру часто называют "культурой полукруглой арки". Каменные своды позволяют перекрывать гораздо большее пространство, чем деревянные крыши, ограниченные длиной бревен. Но при этом в сводах (особенно полуцилиндрических и коробовых, которые использовались в романское время) возникает большое давление не только вертикально на стены, но и в стороны. Это давление (распор) сводов и пытались погасить за счет очень толстых стен. В то же время, такие своды еще не позволяют перекрывать сколь угодно большие пространства, и потому постройки выглядят массивными и приземистыми. А главной конструктивной частью здания становится массивная стена. Потому высота рядов стенной кладки (их тогда выкладывали из небольших отесанных камней с забутовкой) становится в романском зодчестве модулем. По этой величине вычисляли остальные размеры постройки. Камень заменяет дерево и при строительстве крепостных стен вокруг рыцарских замков. Сам тип феодального замка окончательно сложился именно в эту эпоху. Его ставили обычно на возвышении, что было очень удобно для наблюдения и обороны. В качестве основы замка феодалы использовали оставшиеся от римского времени сторожевые башни и небольшие римские лагерные стоянки. Поэтому основной постройкой в замке - жилищем сеньора -являлся донжон (башня посреди двора). Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй - жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных. Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница. Римские сторожевые башни были квадратными в плане, но донжоны быстро изменили эту форму сначала на многоугольную, а затем и вовсе круглую - так было легче обороняться. Однако жить все время в башне было неудобно, и в XII веке все чаще рядом с донжоном строится отдельный дом феодала. Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных построек во дворе. Дома феодалов получались особенно пышными у членов королевского дома. Это были целые дворцы. Такой дворец состоял в основном из большого прямоугольного зала с большими сдвоенными арочными окнами, который располагался на втором этаже. На первом - кухни и хозяйственные помещения, на третьем -небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся). Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же. С развитием торговли в XI-XII веках все большую роль начинают играть города. Они защищались рвом и мощными крепостными стенами (часто в несколько рядов) с высокими дозорными башнями. Стены эти сдерживали разрастание города вширь, и ему поневоле приходилось расти вверх, увеличивая этажи строений. Земли было мало, нужно было оставить ее еще на улицы и площади. И потому городские дома, небольшие внизу, старались сильно расшириться кверху. Поэтому верхние этажи часто нависали над нижними.
Глава 1. Общая характеристика средневекового строительства Архитектура ХI-ХIII в. в Западной Европе получила свое название в связи с наследием некоторых отличительных черт зодчества и строительных приемов Древнего Рима. К тому же эта архитектура наиболее была распространена у романских народов. Этому периоду предшествовал довольно длительный период архитектуры раннего средневековья (V-Х вв.) (рис. 1)[1].
Рисунок 1.
Тектонические особенности романской архитектуры а,б) стена и конструктивная система собора Сен Реми в Реймсе (X в.), в) конструктивная система собора в Пуатье (XII в.); г) конструктивная система церкви Магдалины в Везлэ (начало ХIII в.); д) поперечный разрез собора в Шпейере (ХI – ХII вв.) -базнликальная структура; е,ж,и,к,л) эволюция арочных опор, м) фрагмент интерьера монастырской церкви в Лаах (конец XI - середина XII вв.) - базиликальная структура В романский или псевдоримский период в храмовых базиликах Западной Европы в перекрытии главного нефа использовался цилиндрический свод, крестовые своды. — в боковых нефах, и лишь с начала XII в. они стали применяться для перекрытия главного пролета. Важным шагом в преобразовании конструктивной системы было сосредоточение усилий с помощью крестовых сводов и подпружных арок в отдельных точках и расчленение стен на массив стены и контрфорсы, устанавливавшиеся в местах наибольшего действия распорных усилий. Основным материалом для возведения больших по размерам построек служил камень, главным образом известняк, который в конструкциях стен использовался вместе с известковым раствором. Романская архитектура отличается большим разнообразием форм и множеством местных направлений. Во Франции выделялись школы Бургундии (церковь Магдалины в Везлэ, начало XIII в.), Прованса, Аквитании (собор в Ангулеме, XII в.), Нормандии (церковь Трините в Кане, 1070 г.); в Германии - Саксонская и Рейнская (церковь Михаила, XI в., церковь Годерхардта в Гильдесгейме, XI в., соборы в Шпейере, ХI-ХII вв., Майнце, ХI-ХIII вв., Вормсе, ХII-ХIII вв). Со второй половины ХП-ХШ вв. западноевропейская архитектура достигает особенно высокого развития. В отличие от романского периода город становится средоточием экономической, политической и культурной деятельности. Как и ранее, ведущая роль в строительстве остается за архитектурными школами Франции, среди которых выделялись северные районы страны — Иль-де-Франс, Пикардия и Шампань с главными городами -Парижем, Амьеном и Реймсом. Здесь зародилось новое стилистическое направление в зодчестве, получившее позднее название готического. Рисунок 2.
Собор в Вормсе (ХI - ХIV вв:а) общий вид, б) план В ХIII - начале XV вв. готическая архитектура распространилась в другие страны Европы, приобретя в каждой из них национальные особенности.
Одним из самых глазных достижений готического зодчества являются конструкции базиликальных храмов (рис. 2). Отличительными элементами конструкций готических культовых построек являются вертикальные опоры сводов с вынесенными наружу контрфорсами, наклонные элементы в виде полуарок, соединяющих опоры сводов с контрфорсами — аркбутаны и арочные ребра сводов - нервюры (рис. 3).
Рисунок 3.
Конструкции и архитектурные детали готической архитектуры а,б,в,д) фрагменты интерьера и бокового фасада, разрез, план собора в Реймсе (ХIII в.) г) кладка стены с забутовкой; е) стрельчатый крестовый свод, ж) нервюры свода, и) возведение свода по деревянным кружалам, к) окно-роза; л) схема распределения распора; м) профили нервюр; н) двухпролетный аркбутан; п) окно бокового фасада. Для возведения зданий использовался местный природный камень, а в северной Германии, Нидерландах, некоторых районах Ломбардии и Южной Франции - также и кирпич. Деревянные конструкции получили широкое применение в массовом типе так называемого "фахверкового" жилого дома.
Глава 2. Особенности строительства средневековых замков. Замок определяется как укрепленное жилище феодала, включающее, как правило, комплекс необходимых служб. В течение всего средневековья структура укрепленного замка менялась. К началу X века сложился характерный для Западной Европы тип строений такого рода - донжон, берущий начало oт латинского domineon - жилища владельца поместья. Структура, которого включала поэтапные линии защиты, что характерно для большинства подобных объектов. Внутри нижнего двора помещались различные хозяйственные и культовые строения. Все эти объекты, как и расположенная выше на насыпном холме жилая башня владельца замка, были обнесены мощным дубовым частоколом с системой подъемного моста. Весь комплекс, состоявший из нижнего и верхнего укрепления, был дополнительно защищен руслом реки или наполненным водой рвом, а сами хозяйственная и сеньоральная части соединялись разводным деревянным мостом, который при необходимости легко убирался, превращая жилище владельца в абсолютно независимый участок обороны, доминирующий над нижним (передовым) укреплением. Структура самого донжона - основного жилища - также должна была обеспечить его неприступность и являлась главным узлом обороны замка[2]. Донжон был замком в замке. Он вмещал все без исключения помещения и обстановку, необходимые их именитым владельцам. В оборонительном сооружении находились жилые и представительские помещения, часовня, колодец (источник), туалеты, камины, складские и оружейные помещения. Во второй половине XII века возникает (в связи с необходимостью большего гарнизона для лучшего подчинения окружающих земель и защиты самого замка, а также увеличения самого жилья) потребность владельцев замков в увеличении количества жилых и представительских помещений. Прежняя планировка башни уже не удовлетворяла новым запросам феодалов. Результатом этого становится сооружение дворцовых комплексов рядом с прежним донжоном внутри защитного комплекса стен. Дворец развивался от простого целесообразного жилища до репрезентативного строения на исходе XII-XIII вв. С рыцарским залом на верхнем этаже он продолжил традиции ранних замков с их маленькими представительными залами. Среди расположенных по периметру строений крепостного двора дворец занимает главенствующее положение. Крепостная часовня так же была необходимым сооружением, алтарь которой обычно размещался в экседрах, перекрытых конхами. Отдельно стоящие часовни (как правило в немецких дворцовых типах замков) представляли собой небольшие прямоугольные сооружения иногда даже без выступающих апсид. К концу XII века дворец становится самым значительным сооружением замка. В зал обычно вела широкая парадная лестница, а сдвоенные оконные проемы самого зала тянулись, образуя аркаду вдоль всей продольной стены. Здание дворца обычно пристраивалось вплотную к донжону своей торцовой частью, образуя с ним единое целое. Связь между объектами осуществлялась обычно на уровне второго этажа, что обеспечивало большую безопасность его обитателей. Если был еще и третий этаж, то в нем располагались отапливаемые жилые помещения меньшего размера (кеменаты - от cammata, камин), при условии, что таких помещений не было во втором этаже или в пристроях. Подсобные здания для слуг, гарнизона и конюшни строились отдельно друг от друга либо во дворе замка, либо в предназначенных для этого местах внутри обводных стен. В строительстве замков была применена хорошо известная с римских времен планировка укрепленного лагеря -кастелла (лат. castellum), который был выгоднее прежней замковой структуры (донжона), вмещавшей меньшее количество ратников. В основе новой схемы замка лежало просторное внутреннее подворье, окруженное жилыми крыльями, вплотную примыкающими к окружной крепостной стене с угловыми башнями. В результате возник укрепленный дворец вокруг просторного внутреннего двора с большим количеством жилых и служебных помещений. Личные покои и часовня владельца обычно находились на втором этаже одного из крыльев дворца. На первом этаже и в угловых башнях размещались различного рода хозяйственные службы и гарнизон замка. Старейшие замки, совмещающие новую кастельную и более старую донжонную структуру, возникают уже в середине XIII века в Савойе, и их развитие завершается при Филиппе Августе (1180-1223 гг.), С середины XIII века начинается строительство замков с чисто кастельной структурой. В Германии, из двух главных элементов - сторожевой башни и дворца (имперского пфальца с представительными, жилыми, хозяйственными, культовыми помещениями), развивается ведущая структура феодального замка, его главными элементами в дальнейшем также будут и крепостные стены. Структура замка немецкого вида включала основное здание с представительным залом на втором этаже со стороны двора. На первый этаж, обычно наполовину утапливаемый относительно уровня надворья, попадали по спускающейся вниз лестнице. В зале, расположенном на втором этаже, устраивался ряд спаренных окон, составляющих нередко целую галерею. Планировка дворца всегда следовала конфигурации местности и была иррегулярной. Подобная планировка обычно лежала и в основе различных производных вариантов немецкого вила дворцового замка, где главное место отводилось укрепленному дворцу, выполнявшему основную оборонительную, жилую и хозяйственную функции. Таким образом, в течение примерно трех веков (с середины X до середины XIII века) в основном сложились структуры оборонных замков: донжона, смешанного или переходного кастелла, дворцового или немецкого.
В результате сформировался замкнутый жилой комплекс, способный существовать автономно достаточно длительное время в условиях осады. При исторических условиях и местных особенностях в конце X столетия в Европе формируются два исторических центра, ставших очагами последующего развития замкового строительства в Европе. Для Западной Европы таким очагом развития становится Франция, где преобладает донжонный вид замка. В центральной Европе в Священной Римской империи и прежде всего в Германии (с ее традицией имперского пфальца) возникает в начале XII века дворцовый вид замка.
Количество видов замков ограничивается четырьмя: донжоном, кастеллом, смешанным (при наличие и донжона кастелла) и дворцовым. Основные европейские замковые типы постепенно, с учетом новых оборонно-жилищных требований, а также ландшафтных и местных особенностей, могут видоизменяться в своей планировке., сохраняя при этом, без особых изменений, основной тип главного укрепленного жилищного комплекса. В результате, появляющиеся новые различные дополнительные элементы защиты, начинают определенным образом отличать подобные замковые объекты от прежних, сохраняя главное типичное резидентальное ядро, но с другими элементами защиты, которые становятся, таким образом, производными от основного замкового типа, сохраняющего, как отличительный признак, главное укрепленное строение - донжон, кастелл, укрепленный дворец. Создаваемые новые дополнительные элементы защиты напрямую зависят от конфигурации местности и при всей своей военно-строительной схожести, различаются по месту постановки. На этом основании можно выделить четыре основные группы или вида замков: башенный (или донжон), смешанный, представляющий соединение двух видов в одном комплексе - донжона и кастелла, предваряющих выделение кастелла в самостоятельный тип, и, наконец, сам кастелл. Кроме этих, уже названных, с полным основанием можно выделить еще один - дворцовый или немецкий. При том, что эти четыре группы замков обладают ярко выраженными композиционными особенностями, этих признаков явно недостаточно для построения типологического ряда, т.к. в рамках каждой из указанных групп можно выделить самостоятельные типы или подтипы, позволяющие их достаточно строго дифференцировать. Можно классифицировать все три типа башни (прямоугольной, многоугольной, округлой) подтипы-донжоны с укрепленным двором. Планировка башни с ее различной конфигурацией, позволяет говорить о чехольном донжоне или донжоне в чехле (обводная стена, защищающая по периметру весь замковый объект), как о подтипе башенного замка. Два (редко три) донжона были соединены защитной стеной или дворцовой постройкой, представляя по композиции подтип -двойной донжон, или тройной, что встречается крайне редко. Иногда с учетом требования дополнительной защиты два донжона прямоугольной формы располагались внутри стенного чехла. Подобная дополнительная защитная планировка позволяет говорить о такой разновидности подтипа донжона, как двойной донжон (прямоугольной формы башни) в чехле. Расчлененная на независимые друг от друга, поэтапные части обороны, замковая структура делала донжон труднодоступным и позволяет говорить о расчлененном подтипе замка с донжоном. В значительной мере схожа с расчлененной планировкой донжонного замка планировка, при которой фортификаторами учитывался холмистый ландшафт местности. При этом, как разновидность круглого донжона строителями обычно создавался донжон с внутренним двором (полый или скорлупный донжон). На основании этого разделения донжонов по планировочной структуре, можно классифицировать ступенчатый подтип башенного вида как ступенчатый подтип с круглым донжоном и, в свою очередь, как его разновидность, ступенчатый подтип замка с кольцевым (полым или ракушечным) донжоном. Подобная кольцевая планировка в ступенчатом подтипе позволяет выделить в круглом башенном типе подтип круглой башни с внутренним двором. Самостоятельным замковым видом, просуществовавшим в ряде регионов Европы около трех столетий и считающимся доминирующим, является замок со смешанными формами (донжона и кастелла) или переходный- Этот вид обладает признаками донжона и кастелла, форма которого с середины ХШ в. выделится в отдельный замковый вид с присущими только кастеллу чертами. В основу средневекового кастелла мастерами-фортификаторами закладывалась схема римского лагеря. В своем первоначальном смешанном варианте, на более ранних этапах она сохраняет становящуюся рудиментарной форму - донжон. Поэтому такое сочетание форм можно назвать самостоятельным видом замка - смешанным или переходным. По местоположению донжона этот замковый тип можно разделить на центральные и периферийные в общей структуре кастелла. При этом, под центральным типом предлагается понимать положение донжона в центре двора, защищенного, таким образом, по всему периметру стенами кастелла, представляющего для своего донжона своеобразный чехол. Периферийное положение донжона в центре или на углу внешней стены кастелла, свидетельствуют об усиливающейся роли башни в обороне кастелла и, прежде всего, в дополнительной охране входа в кастельный комплекс. Центральный и периферийный смешанный тип замка могут иметь различную планировочную структуру, что позволяет определить дальнейшую классификацию этих типов смешанных замков. Так. исходя из структуры башни, можно различать следующие подтипы; подтип с круглой башней, подтип с многогранной башней, подтип с прямоугольной башней, подтип с подковообразной башней, подтип с двумя прямоугольными донжонами, периферийного смешанного башенного типа. Помимо башенной классификации смешанного вида, ее можно классифицировать по типу и расположению прилегающего к башне кастелла. В своем подавляющем большинстве кастелл носит регулярный прямоугольный характер, что позволяет говорить о прямоугольном типе кастелла смешанного замка. В ряде .замков переходного типа планировка кастелла может носить форму трапеции, что позволяет выделить смешанный замок с трапециевидным .кастеллом. На смену такой смешанной форме замка постепенно, в первой половине ХШ века начинает утверждаться планировочная структура кастелла уже не имеющая донжона. Это позволяет говорить о появлении нового самостоятельного вида замка - кастелла. С учетом характера местности, кастеллы следует разделить на прямоугольные, трапециевидные, треугольные, нерегулярные, округлые. Главенствующим типом при всех вышеперечисленных планировочных схемах, получившим наибольшее территориальное и временное распространение (в ряде регионов до середины XVII века), стала прямоугольная разновидность кастелла. При строительстве замков следует учитывать национальные особенности подходов к отражению, например, военных целей замка, как это отмечается во Франции или Италии. Отличительной особенностью французского подтипа будет круглая форма угловых башен. Для североитальянского подтипа наиболее характерным становится прямоугольная форма башен. В ряде кастельных построек могло и не быть на всех углах башен, а строилась одна или две, исходя из местных особенностей, при этом считается возможным относить такую планировочную структуру к французскому или североитальянскому влиянию в том или ином регионе Европы.
Исходя из прямоугольной структуры кастельного типа как предпочтительного остальным, необходимо рассмотреть только ему присущие подтипы. В начале необходимо назвать подтип кастелла с чехлом или двойной кастелл. Другая двухчастная композиция замка позволяет говорить о полурасчлененной планировке. Исходя из рельефа местности, можно выделить также подтипы прямоугольного кастелла - полурасчлененного с регулярным предзамком и полурасчлененного с нерегулярным кастельным предзамком. Соединение боевого кастелла и монастыря в одном комплексе получило название конвент (с позиции объемно-планировочного классификационного решения и рыцарско-монашеской общины - конвента). Полурасчлененная архитектурно-планировочная схема позволяет говорить о соединении полурасчленненой постройки-конвента и примыкающего к нему оборонительного пристроя.
Наряду с рассмотренными группами замков на территории Священной Римской империи формируется к концу XI века самобытный немецкий дворцовый вид, в основе которого лежал неукрепленный немецкий пфальц. Закончив свое окончательное формирование на рубеже XI и XII веков, немецкий замковый вид в разных регионах империи был представлен двумя своими основными типами: северо-немецким или саксонско-гессенским, основная характеристика которого заключалась в круглой оборонно-наблюдательной башне (лишенный жилищных функций, в отличие от донжона), главенствующей над замковым комплексом, и южно-немецким или придунайско-бургундским, чей внешний вид определяла главенствующая прямоугольная башня с аналогичными функциями, как и у саксонско-гессенского типа. Конфигурация основного жилого сооружения - укрепленного дворца с внутренним двором, чаще носила нерегулярный характер из-за холмистого рельефа. В районе Померании планировка дворцового комплекса носила более регулярный характер, приближаясь к прямоугольнику и кругу. От северо-немецкого и южно-немецкого типов берет свое начало безбашенный подтип замка, и крайне редко встречающийся на территории империи, скальный подтип. Его основной характеристикой, помимо отсутствия башни, как и у безбашенного подтипа, стало его исполнение целиком в толще скального массива. Северо-немецкий и южно-немецкий замковый тип повлияли на сооружение замков с различным местоположением смотровой башни. Можно говорить о пассивном положении башни и обороне дворца и активном оборонительном у въезда в замок. В силу различных местных строительных особенностей, проявившихся в конфигурации главной башни, северо-немецкий и южно-немецкий замковые типы можно классифицировать на подтипы с местоположением башни, способной вести активную оборону и становящуюся в результате этого одним из важнейших ее узлов. Влияние основных замковых типов активно сказалось и на двухбашенном или трехбашенном подтипах замка. Если наружная стена охватывает башенные постройки защитным обводным чехлом, то это дает право отнести двухбашенный и трехбашенный замок к подтипу с чехлом. С середины XII века в германских землях начинает распространяться, правда, в небольшом количестве, расчлененная планировка у ведущих замковых немецких типов. Расчлененная форма замка, представленная различными, отделенными друг от друга частями, образует с их помощью поэтапные укрепления - изолированные друг от друга самостоятельные защитные замковые комплексы, соединенные друг с другом легко уничтожаемыми деревянными мостками. Подобных самостоятельных защитных комплексов в замке могло насчитываться два или три. Близка к подобной схеме ступенчатая планировка в ряде замков. Во многом схожую планировочную структуру имеет полурасчлененный подтип немецкого замка. В результате структура такого замка состояла из двух объектов, один из которых н; был изолирован от второго, основного, из-за отсутствия замыкающей стены. С учетом конфигурации местности, на которой стоял замок, по строительному характеру пристрой, выраженному его конфигурацией, можно разделить полурасчлененные подтипы на вариант с регулярным пристоен и вариант с нерегулярным оборонным пристроен. К особой группе относятся замки, обнесенные по всему периметру мощным стенным чехлом Там, где природная защищенность гарантировала определенную безопасность с трех сторон замка с учетом их мысового местоположения, строители для придания большой защищенности основному замковому объекту с напольной, наиболее уязвимой стороны, сооружали мощную стену -щит с двумя угловыми башнями. Структура главной башни позволяет отнести подобный щитовой подтип к северному или южно-немецкому замковому типу. Ограниченное распространение полускальной конструкции немецкого замка позволяет выделить ее, с учетом специфического плана, в самостоятельный замковый подтип. Характеризуя такую постройку, необходимо остановиться на ее самобытных частях - дворцовых и хозяйственных помещениях, частично вырубленных в толще скал. Такое смешение конструктивных приемов позволяет говорить о самостоятельном полускальном подтипе немецкого замка, по сечению главной башни его можно отнести к саксонской или придунайско-бургундской традиции. Все перечисленные типы и подтипы замков по своему местоположению могли располагаться изолированно от населенных пунктов, быть включенными в систему городских укреплений или находиться внутри городов. Сложившиеся в течение X-XIV веков основные виды замков и их последующие разновидности (типы и подтипы) имели свою географию и время распространения. Основой рассмотрения может служить хронологический принцип, которому подчиняется формирование отдельных типов с учетом их региональных особенностей. Решение подобной задачи наиболее удобно выполнить, учитывая время и географию распространения каждого из основных видов и их производных в отдельности с тем, чтобы в итоге можно было проследить эволюцию замкового строительства в рамках каждого из рассматриваемых этапов. В широких рамках X-XIV вв. можно выделить основные хронологические этапы европейского замкостроения: X в. - ранний этап, в течение которого формируется в своих основных чертах норманская замковая ветвь с ее башенным замком. Другие виды и типы замков в том числе смешанный или переходный, кастелл и дворцовый (немецкий) сложились в Европе в XI-XIV вв. В этот период лидирующая роль принадлежит уже двум очагам замкогого развития. Наряду с Францией не менее активную роль в замкостроении играет и Германия. Так во Франции и в Савойе во второй половине XII в, складывается смешанный или переходный вид замка (Вильнёв, XII в., Франция), вслед за которым возникает и порожденный им кастелл (Грандсон, XIII в.). Наряду с этим в немецких княжествах в начале XII в. формируется, получивший распространение на территории всей Священной Римской империи дворцовый вид. В течение позднего периода XIV в. уже сложившиеся замковые типы распространяются в основных регионах Центральной и Восточной Европы - в Польше, Великом княжестве Литовском. При всем их многообразии, замковые формы достаточно четко структурируются. Основными типами донжона будут прямоугольный (Лош, 1010 г., Франция), многогранный (Провиньи, XII в., Франция), круглый (Лаваль, XII в., Франция) и донжон с укреплениями (Монтсегюр, 1204 г., Франция), бытовавшими в XI-XIV вв. в основном во Франции, Тироле, на юге Апеннин, Иберийском п-ве. Британских о-вах. Смешанный (переходный) вид представлен кастеллом с одним донжоном или двумя (вторая половина XII-XIV вв.). Наибольшее распространение он получил в Савойе. Франции, на Иберийском п-ве, на Британских о-вах, в Великом княжестве Литовском (Крево, XIV в.). Зародившийся во Франции кастелл (первая половина XIII в.) породил три основных типа: без дополнительной защиты (чистый) (Фужер crop Бьевр, XV в., Франция) и с дополнительной защитой (с чехлом и с укрепленным предзамком) (Харлех, XIII в Англия). Он получил развитие на Апеннинах, Британских о-вах. Польше, Великом княжестве Литовском, землях Ордена. Менее активно он проявился в строительстве на Иберийском п-ве и в центральной Европе. Особый тип кастелла - конвент (монастырь - замок, время активного бытования 50-е гг. XIII-XIV вв.). Внутренняя планировка конвента повторяла монастырскую, дополняясь внешними замковыми укреплениями. Особое распространение этот тип замка получил на землях Тевтонского и Ливонского орденов (Мальборк, XIV в., Польша). Дворцовый вид распространяется почти на всей территории центральной Европы в XII-XIV вв. Он получил наибольшее количество вариаций, в числе которых укрепленный дворец, расчлененный на независимые объекты (Рожмберк, XIII-XIV вв., Чехия), с башнями в системе защиты замка (Бездез, XIII в., Чехия) с внешними укреплениями (щитом) (Хоустник, XIII в., Чехия), с предзамком (Боузов, XIV в., Моравия), с использованием элементов скального основания (Слоуп, 1300 г., Чехия).
Наибольшее распространение на территории Европы получил донжон. Он был господствующей формой на территории всех европейских стран, в особенности XII-XIV вв. лишь в Нидерландах и на востоке Европы его распространение было менее интенсивным. Смешанный вид, зародившийся в Савойе, получил свое наибольшее распространение лишь во Франции XIII-XIV вв , в Великом княжестве Литовском в XIV в, и в Испании, да и то, лишь с конца XIII по XV в,
Кастелл, как и донжон получил распространение в большинстве европейских стран (кроме Германии), но в отличие от донжона, время его бытования гораздо скромнее - примерно с 30-х гг. XIII-XIV вв В страны Восточной Европы (XIV в.) оа проник вз Тевтонского ордена. Дворцовый вид наибольшее развитие получил в немецких княжествах в ХН-ХШ вв. и на севере Апедаин. В чешских, польских и венгерских землях он активизировался с середины XIII-XIV вв. В течение рассматриваемого периода определились регионы их концентрированного строительства. В каждом из регионов преимущественное распространение получил, как правило, один из основных видов. Региональные особенности проявились не только в объемно-планировочной структуре замков, но и в сопровождавшем её формообразовании, так для английской школы характерен более мощный донжон и более укрепленный, чем во Франции, кастелл с чехлом (вторая половина XIII-XIV вв.); для испанской - наличие угловых эркеров и расположенных на гранях донжонов, консервация переходного вида (вторая половина XIII-XIV вв); для Франции - шатровое завершение, значительно нависающее над парапетом, своя разновидность кастелла с круглыми угловыми башнями (XII-XIV вв.); для Италии - создание особого, североитальянского кастелла с прямоугольной постановкой угловых башен (XHI-XIV вв., для Священной Римской империи - создания дворцового вида замка в ею саксонско-гессенском и придунайско-бургундском исполнении, производных от батенно-дворцового подтипов замков: двухбашенного, полурасчлененного; расчлененного, ступенчатого, щитового, полускального, скального, чехольного., с башней, активно влиявшей на эффективность обороны, с нейтральным ее местоположением (XII-XIV вв.); для Польши и Великого княжества. Литовского - сооружение нерегулярного типа кастелла, использовавшего особенности рельефа я кастелла с регулярной планировкой (конец XIJI-XIV вв.), в отличие от других регионов, где подобный тип широкого распространения не получил; на землях Тевтонского и Ливонского орденов был создан конвент, как производная форма кастелла (с 50-х гг. XIII в.); в Швейцарии получил распространение смешанный вид замка (так называемое "Савойское каре") с круглыми угловыми башнями, среда которых наиболее высокая играла роль малого донжона (со второй половины XII в.)
Глава 3. Строительство замков в X-XII веках Замков X-XII вв., существенные части которых сохранились выше уровня земли - в отличие от замков XII – XV вв. - весьма мало. Это имеет под собой несколько причин. Во-первых, многие замки эпохи салических императоров (1024-1125) были построены еще в значительной степени из дерева, так что от их надземной части ничего не сохранилось. Во-вторых, многие оборонительные сооружения той ранней эпохи были оставлены уже через несколько поколений в пользу новых замков и пришли в упадок. От них остались в основном лишь едва заметные земляные валы, рвы и полностью разрушенные основания стен, т.е. в стадии полного упадка, что делает невозможной достоверную реконструкцию построек. Те замки салической эпохи, которые использовались и в следующие века, подверглись многократным капитальным перестройкам, изменениям и расширениям - за частую с полным сносом старых построек - так что и в этом случае о первоначальном виде замка можно только догадываться. Недостаток видимых и датированных замков XI -XII вв., которых и без того было не так много, как в эпоху Штауфенов или позднее средневековье, привело к тому, что ранней фазе замкового строительства не уделяли внимания или вообще ее отрицали. Лишь во 2-й половине ХХ в. интенсивное исследование светской архитектуры раннего и высокого средневековья обратилось к замкам, при этом на передний план выступил вопрос возникновения этого столь важного для европейской истории типа построек. Вместе с исследованием построек на первом месте стояла археология, позволившая с помощью целенаправленных раскопок получить важные сведения о внешнем виде и развитии оборонительных сооружений и замков раннего и высокого средневековья. Сейчас исследователи замков располагают доброй сотней хорошо раскопанных сооружений, дающих возможность проводить сравнительные исследования возникновения и происхождения замков знати от IX-X и вплоть до середины XII вв. Замок как оборонительное сооружение был известен знати уже в эпоху Меровингов. Это были большие, в основном в несколько гектар, участки, защищенные опоясывающим или отсекающим валом. При этом лишь не многие из них исполняли роль исключительно убежища и использовались редко или вообще никогда, но большинство являлось узловыми пунктами и центрами управления прилегающими владениями знати, правовой и церковной организации окрестностей. Некоторые могли служить военными опорными и сборными пунктами (это в первую очередь относится к королевским и имперским замкам), многие кроме того располагали большим числом мест для ремесленников, при этом на первом месте стояла выплавка и обработка железа. Эти постоянно населенные замки эпохи Меровингов, Каролингов и Оттонов выполняли разнообразные функции, и в случае необходимости, естественно, могли использоваться как убежища. Однако не следует рассматривать их именно как убежища или вообще как "народные замки". Хотя в них постоянно жили люди, но по сути они служили резиденцией знатной семье, аспект, о котором еще будет сказано ниже. На многих примерах VII-X вв. видно, что существовала четкая связь между расположенным на равнине "господским двором" (curtis) - будь то владение короля, герцога, графа, епископа или монастыря - и чаще всего лежащего на возвышенности "кольцевого вала". В Бельгии Пиппиниды владели в VII-VIII вв. важным curtis, к которому относилось отдаленное на 5 км мощное укрепление, игравшее для этой семьи большую роль. Саксонские Лиудольфингеры на ряду со многими другими в IX-X вв. имели двор близ Геттингена и в Южном Харце. Оба аграрноориентированных двора располагали в 2 км и 500 м соответственно связанные с ними замки вышеописанного типа. В то время как первый в Х в. был преобразован в королевскую резиденцию, второе вальное сооружение осталось лишь чистой принадлежностью (очевидно оборонительного назначения) расположенного на равнине и преобразованного в резиденцию двора и не имело крупных построек. Большому владению относился, следовательно, главный господский двор, несколько вспомогательных дворов, земля и лес, а также во многих случаях многофункциональный раннесредневековый замок. Вообще-то эту связь не всегда можно проследить по письменным источникам, но чаще всего лишь предполагать по топографическому положению. Рисунок 4.
Замок-убежище. Х в. К знатной саксонской семье принадлежал хорошо укрепленный замок с древо-земляной, а с X в. дорогой каменной стеной (рис.4).
В стоящем на горном выступе над рекой Ягст замке с древо-землянной, а в последствии каменной (VIII-X вв.) стеной, можно легко распознать оборонительное сооружение. Представленная здесь и легко распознаваемая пара "двор-замок" может быть продемонстрирована на многих других примерах лежащих на равнине (на землях старых поселений) господских дворов, в которых и жили представители знати или управляющие. Соответствующий им замок, расположенный чаще всего на расстоянии от 400 м до 5 км, Кроме оборонительной функции часто выполнял и другие задачи. Тем не менее, такой замок, являясь составной частью многочисленных землевладений знати, церкви или короля, крайне редко до X в. сам служил местом жительства самого господина. Из-за многочисленных междоусобиц знати IX-X вв., а также периодически возникающей внешней угрозы нападения норманнов в конце IX-X вв. и венгров в X в. требования к безопасности у представителей правящего военного слоя резко возросли. С этого времени, если благородные господа хотли иметь более надежные и обороноспособные резиденции, не полагаясь более на ров с водой и палисад, окружавшие жилье по периметру двора, а также не собирались в случае необходимости бежать в свои расположенные поблизости замки, им оставались в принципе три возможности: - во-первых, можно было незащищенный до сих пор деревянный или каменный дом, расположенный на равнине, переделать в обороноспособное жилье, - во-вторых, можно было переделать господский двор в старом месте жительства в замок с помощью дополнительных оборонительных элементов, - в-третьих, можно покинуть трудно защищаемое жилье в пределах двора и самому переселиться на защищающие высоты, т.е. туда, где уже давно стоял соответствующий, но удаленный замок. Характерно, что преимущество было отдано третьему решению, и не только по военным соображениям, но в первую очередь по соображениям представительности и чувства превосходства благородного сословия. Новая аристократическая резиденция предоставляла не только пространственное отделение от прочего население, но и давала символическое превосходство. К наиболее ранним примерам проявления этих устремлений наверняка относится расположенный на высоте 80 м над Рейном замок Хохелтен графов Хамаланд. Он был заложен уже в кон. IX, самое позднее - нач.Х в. Он представлял собой жилой замок, расположенный в восточной части вытянутого раннесредневекового вального сооружения, с гигантским (28х9 м) деревянным залом, отапливаемом двумя угловыми каминами, с деревянной церковью и круглой капеллой, а также несколькими деревянными строениями. В этой графской "резиденции" принимали в 944 г. короля Оттона I.
Рисунок 5.
Замок на Круглой Горе На вершинном плато на Круглой Горе размерами 60х100 м (рис.5), где уже в IV-V и VII-VIII вв. находилась резиденция представителя алеманской знати, в IX-X вв. был основан новый замок, окруженный мощной каменной стеной, имевшей толщину 3 м. Непосредственно за окружной стеной, так сказать под ее защитой, стояло несколько деревянных домов с входом на первом этаже. Они имели фундамент сухой кладки толщиной 80 см размером 10,5х8 м. Другой дом даже имел кафельную печь (X в.) с расположенной под ней каменной "котельной". Остатки прочих сооружений - т.ч. капеллы, деревянных домов (с частично остекленными окнами!), ткацкой и конюшни - а также многочисленные находки конных принадлежностей (шпор, подков) говорят о постоянном присутствии семьи всадников знатного происхождения, имевшей резиденцию в этом замке уже с IX, и уж точно в X в. Они оставили этот замок предположительно в нач. XI в. Со всей осторожностью в этом случае можно предположить, что предки этого влиятельного рода уже в позднекаролингское-оттонское время имели частный замок на Круглой Горе.
Рисунок 6.
Замок в Вессенштайне Раскопки в Вессенштайне (рис.6) показали, что первое использование маленького горного плато под жилой замок также приходится на эпоху Каролингов. Здесь было найдено предположительно однопространственное, деревянное здание на сложенном без известкового раствора каменном фундаменте 6х6 м. Остатки керамики и радиоуглеродный анализ старейшей деревянной фазы позволяют с уверенностью датировать основание этого маленького графского замка временем около 900 г. Необычайно богатые находки IX-X вв. в раннесредневековом кольцевом вале, а также остатки существенной застройки внутри сооружения, в т.ч. деревянная капелла с дополнительным рвом и полуподвальный с одной стороны деревянный дом на фундаменте сухой кладки 7х3,5 м, позволяют предположить, что ранний замок (VII в. - ок.800 г.) служил в конце IX или начале X в. резиденцией знатной семье. Раньше кольцевой вал предположительно был связан с отстоящим на 700 м и лежащим в долине господским двором в заброшенном поселении. Эта высотная резиденция была покинута уже в X или XI в., когда род, имевший с 1024 г. графское достоинство, уже в пределах двора Ассельн возвел обороноспособный, скорее всего двухэтажный, каменный дом размером 17,5х10 м (стена 1,4 м), рядом с которым находился мотте. Можно назвать и некоторые высотные замки в Швейцарии, чье строительство приходиться также на середину - 2ю половину X в. Расположенные здесь на пологих, маленьких горных вершинах чаще всего однопространственные деревянные дома замков Гренхен, Фробург и Ниваль (Чехия) имеют размеры лишь от 5х4м до 8,5х3,7 м и подходят под известный тип ранних жилых построек. Первые каменные дома мы знаем до сих пор лишь из областей по левому берегу Рейна. Заложенный ок.950 г. замок Андон графов Ангулема заключал внутри овального огороженного пространства размером 60х40 м примерно 7 примыкающих к стене каменных домов с толщиной стен ок.90 см, среди них кузню На небольшой горе Меллер в Арденах графами Шини предположительно еще в X в. был построен необычайно массивный каменный дом (стена 2,75 м) длиной более 20 м и шириной 13,4 м. Количество этажей не подлежит выяснению, но их не должно было быть менее трех. Ок.1060 г. эта вход в постройку был заложен, а она засыпана мощным земляным холмом (мотте), на котором было возведено каменное здание 12х12 м (стена 2 м). Лишь в 50 км западнее на выступе горы над рекой Маас стоял Шато де Фи. За уже нераспознаваемой деревянной фазой X в., к которой относилось здание длиной не менее 10 м, следует представительное расширение замка, состоящее главным образом из массивного каменного дома 18,5х9,8 м (стена 1,75 м). Предположительно еще в конце X в. возведенный дом был разрушен пожаром в 1й половине XI в. После полного сноса старое сооружение было покрыто холмом мотте, чья застройка еще не изучена.
На 570м горе Пурпуркопф у Гирбадена в Эльзасе в пределах большого овального кольца стен сухой кладки обнаружен, возможно более старый, отдельностоящий каменный дом с входом на уровне земли. Здание 18,4х11,1 м имеет стены 2,2м толщиной, но ввиду малого количества каменных обломков вряд ли имело более двух каменных этажей. С полным основанием этот замок, соотносят с замком графа Гуго, упомянутой в письменных источниках под 974 г.
Если рассматривать эти замки X и частично IX в., то можно установить, что большинство сооружений в первой фазе располагали простым, часто одноэтажным деревянным домом, стоящим на каменном фундаменте. Их размеры находятся между 4х5 м и 10,5х8 м. Также большинство таких каменных домов с входом на уровне земли кажется были в основном одно-, двух-, максимум трехэтажными, при этом иногда можно заподозрить фахверковую конструкцию верхнего этажа. Ни в коем случае они не были особенно высокими, т.е. башнеподобными. Их размеры колеблется от 13х7 до 18х10 м, и лишь в особо массивном доме из Mellier B имеет большие размеры. Их жилая и полезная площадь была 80-160 м, т.е. значительно больше, чем у современных им деревянных построек. Впервые встречающиеся в замках в X в. большие каменные дома могли иметь стены от тонких до очень мощных, что однако может не много сказать о высоте и этажности построек. При этом бывает очень тяжело определить тип здания по раскопанным остаткам, тем более что существуют разногласия в определении строительных форм. Как "зальное строение" определяют вытянутые прямоугольные двух-трехэтажные постройки с входом на уровне земли, располагающие репрезентативным залом на одном из верхних этажей, к входу в который чаще всего ведет внешняя лестница. Термином "укрепленный дом" определяется обороноспособное, отдельно стоящее домоподобное здание, близкое к квадрату в плане. Называть ли каменные постройки в замках "зальное строение" или "укрепленный дом", зависит - наряду с размерами и соотношением длины и ширины - в большей степени от особенностей здания, которые археологи и исследователи замков могут твердо определить лишь в редких случаях. Здесь эти каменные постройки, часто имеющие те же размеры, что и большие деревянные дома на каменном фундаменте, мы будем называть так, как их называют в письменных источниках, а именно как каменный дом, в противоположность деревянному дому. Особенно важным результатом анализа является то, что первые деревянные или каменные постройки высотных замков конца IX-X вв. довольно точно соответствуют набору зданий, наблюдаемых в господских дворах на равнине. Из этого следует, что знать, выбирая в IX-X вв. естественнозащищенные горы и высоты своим местом жительства, продолжала применять те же типы домов, что и раньше - что не удивительно. Таким образом, ранние высотные резиденции знати IX-X вв. располагали лишь фортификационными сооружениями, затрудняющими приближение: глубокие рвы с прилегающими валами, мощное кольцо стен в виде палисада или (часто уже в старых постройках) каменной стены. Спектр внутренних построек простирался от простых деревянных домов с входом на уровне земли, фахверковых построек на каменном фундаменте, вплоть до каменных домов, которые из-за входа на уровне земли и чаще всего небольшой высоты трудно рассматривать как оборонительные сооружения. Хотя строительство новых обороноспособных жилых башен в XI -XII вв. пережило большой подъем, обнаруживает изобилие других строительных решений, некоторые из которых будут приведены ниже. В Германии высотные замки имели преимущественно квадратную или почти квадратную форму в плане со стороной 7-13,5 м, при этом наиболее типичный размер 9-12 м. Круглые башни, как в Ниедеррохмене, Обершаузене встречаются редко. Толщина стен находиться между 1,5 и 4 м, чаще всего 1,8-2,5 м. Высота башен должно быть была в основном 20 м, 25 м встречается редко. Высота 30-40 м, как во Франции, кажется никогда не была достигнута. Рядом с уже названными, в основном графскими замками, к которым относится и жилая башня замка Тюрмберг в Дюрлахе (рис. 7), построенного в XI в, и который в середине XII в. был обнесена полигональной стеной с привратной башней.
Рисунок 7.
Замок Тюрмберг в Дюрлахе. План фаз строительства.
1:Существующий бергфрид; 2:Жилая башня; 3:Жилой дом; 4:Цистерна Предположительно в XI в. непосредственно рядом со своим старым, окруженным водяным рвом и палисадом двором, в котором находилась зальная церковь и несколько деревянных и каменных построек, на отдельном острове была построена новая жилая башня замка. Эта частично сохранившаяся постройка 13,2х13,2 м (стена 2,8 м) и высотой 25 м, имела 5 этажей и узкие прорези вместо окон, нижний этаж был сводчатым . Вокруг башни на расстоянии 2-3 м проходила окружная стена, некогда имевшая высоту 7 м.
Заключение Специфические условия развития архитектуры привели к формированию определенных типов замков, как в крупных регионах Европы, так и в отдельных ее местностях. В архитектуре Англии, Шотландии, Ирландии, Южной Италии. Нидерландах отчетливо проявилось преимущественное влияние французской школы замкостроения. Во второй четверти XIV столетия оно проявилось в строительстве польских и литовских замков, когда утвердился вид кастелла, пришедшего из Тевтонского и Ливонского орденов, где он сложился уже в первой половине XIII столетия. В германских землях, Богемии, Силезни, Австрии частично в северной и центральной Италии, Венгрии. Польше утверждается вариация немецкого пфальца. Необходимо особо выделить территории северной Италии., где подобный замковый вид соседствовал с северо-итальянским кастеллом с прямоугольными угловыми башнями, и Венгрии, где ощутимо было влияние как дворцового вида, кастелла, так я жилой башни, утвердившейся также и в Тироле. В каждой из этих зон Европы четко выделяются локальные очаги местного архитектурного мастерства и традиции, наложившие отпечаток на создание основных (донжон, кастелл, дворцовый, смешанный иля переходный) видов оборонных замков, их типов и реже встречающихся подтипов замкового строительства (безбашенный, двухбашенный, чехольный, щитовой, ступенчатый, расчлененный, полурасчлененный, с динамичным положением главной башни, со статичным положением главной башни, полускальный, скальный). Романский архитектурный стиль базируется на римской архитектурной традиции. Но он вместе с тем, вобрал в себя элементы и традиции архитектуры Византии, а та в свою очередь-архитектуры Ближнего Востока. Итак, в романском стиле отразился опыт строителей практически всего Средиземноморья. В замках романского стиля строятся, прежде всего, толстые крепостные стены, которые окружают внутренний двор замка. Посреди двора, на возвышенном, строится каменная башня-донжон, которая напоминает сторожевые башни древнеримских укреплений. Башня выполняла жилищные и оборонные функции одновременно. Иногда в донжоне была и часовня. С начала XII столетия строительство замков, доминантой которых есть каменная башня, набирает значительного размаха. Феодал строит свой каменный замок, наиболее часто, в труднодоступном, стратегически важном месте - на крутой скале, одиноком холме, который возносится над равнинной местностью. Эти замки исполняли уже не только оборонные и жилищные функции, но и репрезентативные. Замки-башни, как правило, имели несколько этажей, толщина их стен достигала 3-4 метра, только на уровне второго и третьего этажа стены были прорезаны узенькими окнами, редко размещенными по всей стене. Жилище находилось на втором этаже, куда можно было попасть через один узенький проход по приставной деревянной лестнице или ступеньках, которые в случае опасности можно было забрать или сжечь. На первом этаже размещались коморы с запасами еды на случай осады, и арсенал. На третьем этаже были комнаты слуг и воинов, а на верхней площадке выставлялись сторожевые. Башня-донжон, конечно, имела и подземелье, где размещалась тюрьма. Оборонная система романского замка была для своего времени очень сложной. Первую ее линию составляли земельные валы и глубокий ров, который окружал всю территорию замка. Вторую - крепостные стены, которые в XIIстолетии уже укреплялись малыми защитными башнями.
В настоящей работе определенное внимание уделено решению архитектурных задач, проявившихся в строительстве оборонных замков. Замки явились важным фактором стабилизация территориальных границ и стимулировали развитие властных отношений. Их создание способствовало развитию науки и техники, поскольку в этой области ряд требований ставил перед строителями новые задача, которые необходимо было решать. Стабилизация отношений способствовала удалению большего внимания комфортности повседневного быта. Замковое строительство содействовало сохранению культурных ценностей ( картин, фресок, гобеленов и т.д.). Строительство, перестрйка и украшение замков, составной частью которых становились дворцы, способствовало развитию художественного творчества в смежных с архитектурой областях - изобразительном, прикладном искусстве. Специфика замкового строительства порождала новые композиционные приемы и архитектурные формы, которые были заимствованы другими видами строительства - гражданским и культовым (эркер, зубцы, ризалиты, решение стенных проемов, их зрительное расширение). Наиболее ярко это проявилось в архитектуре романского периода и в репликах последующих эпох (например, в период эклектики). Ни в одной другой области строительства настоль высоком уровне не решалась проблема взаимоотношений между искусственным сооружением и природным ландшафтом.
Специфика сооружения замков - использование возможностей ландшафта, его достоинств и недостатков с точки зрения оборонных задач, оказалась решающей при выборе обьемно-планировочной структуры замков в каждом конкретном случае, поэтому можно говорить о двух наиболее ярких чертах композиции, продиктованных самой природой. В одном случае при строительстве Для строительства замков использовались возвышенности, и в этом случае сами сооружения становились как бы органическим продолжением рельефа, его природным развитием. Часто трудно провести границу между естественными « искусственными формами. В результате возникает ощущение гармоничного слияния с природой, где слагаемые неразделимы. Во втором случае, когда строительство велось на равнине, где главенствующую роль в ландшафте играли горизонтали, вертикальные членения замков им противостояли В итоге возникало иное качество: природа и равнинный ландшафт подчеркивали формы замка, позволяли ощутить их мощь, а сами замки обогащали ландшафт, контрастируя с ним. Такое противопоставление пейзажу столь же правомерно, как и органическое с ним слияние. Именно в замковом строительстве особенности этих двух композиционных приемов были использованы на пределе их выразительных возможностей (наиболее яркими примерами в первом случае являются, например, Кверибус во Франции, Спишский замок в Словакии; во втором -Сюлли на Луаре, Франция, Марвенбург (Мальборк), Польша). При этом создание совершенной системы защиты той или иной феодальной резиденции определяло в конечном итоге должный эстетический уровень, что подтверждает высокую организацию системы, подобно тому., как это происходит в самой природе, в красоте ее созданий - живых организмов, кристаллов и т.д. Богатое архитектурное наследие Средневековья и поныне привлекает внимание искусствоведов, историков архитектуры. Однако, в силу сложившихся традиций и направленности интересов, основное внимание уделялось я уделяется изучению, в первую очередь, памятников культового зодчества, проблемам синтеза искусств, градостроительства в т.д. А фортификационному зодчеству, в силу его специфики (необходимости ориентироваться в военном искусстве того времени), оказывалось явно недостаточное внимание. Между тем, его роль в архитектуре Средневековья была если не определяющей то не менее значимой, чем другие, упомянутые ее вилы и жанры. Расширение знания о нем необходимо и для стимулирования интереса исследователей к отечественному оборонному зодчеству, изученному пока явно недостаточно.
Список использованной литературы 1. Burgen in Mitteleuropa. Stutgart, 1999 2. Воронин Н. Н. Крепостные сооружения. М, 1948 3. История строительной науки и техники. М, 1984 4. Килимник Е. В. Архитектурная классификация замков средневековой Европы (X – XIV в). М, 2000 5. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Л, 1976 6. Сергеев И. М. История архитектуры и строительной техники. Воронеж, 1999 7. Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневековой архитектуры. Л, 1983. [1] Сергеев И. М. История архитектуры и строительной техники. Воронеж, 1999, с. 15-19 [2] Килимник Е. В. Архитектурная классификация замков средневековой Европы (X – XIV в). М, 2000, с. 8-27


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Что лучше – истина или сострадание? Что нужнее?
Реферат Эдуард Багрицкий
Реферат Microsoft Word 97 Новые возможности
Реферат Капский морской котик
Реферат Русская православная церковь в Северо-Западной Сибири конец XVI-XIX вв
Реферат Vi ежегодная практическая конференция «Налоговое консультирование в России. Что нас ждет в следующем десятилетии?»
Реферат Sula Containment Essay Research Paper SULA Containment
Реферат Сжатие речевого сигнала на основе линейного предсказания
Реферат Агрессия (в наиболее общем определении) это поведение, причиняющее ущерб
Реферат Расчёт усилителя мощности типа ПП2
Реферат Алтынник Антонина Николаевна учитель изобразительного искусства моу вейделевская сош белгородская область п. Вейделевка Тема урок
Реферат Учет материально производственных запасов 5
Реферат World War One Assignment
Реферат Электроснабжение и электрообслуживание узловой распределительной подстанции
Реферат Прийоми сатиричного зображення у романі Дж. Свіфта "Мандри Гуллівера"