26 марта 1999г. Александр Голенков, Кострома, 156023, Титова 9 - 57. tel 54 - 45 - 31 О С М Ы С Л Е Н О В Е Й Ш Е Й Р О С С И Й С К О Й И С Т О Р И И - и п е р с п е к т и в а х е - в е п р а в о с л а в н о й р е т р о с п е к т и в е Наиболее сжатое изложение данной концепции в виде 5-ти кратких тезисов Й 1. Всю нашу историю пропитывает насквозь христианство, в кото- ром и надо искать е смысл.
2. Большевики уклонились в свою большевистскую крайность толь- ко потому, что до это было уже уклонение в противоположную. 3. Сегодня, когда пытаются восстанавливать православие, то принимают его в виде той самой крайности, которая была до больше- визма, при полном игнорировании этой другой, как им данного опыта. 4. Между тем как есть смысл утверждать, что две крайности эти нуждаются в очень своеобразном, их уничтожающем синтезе, ибо одна из них, большевизм, и высветила лишь ту, которая была до него.
5. Половинчатое же одностороннее христианство антихристи- анство готовит не меньшие ужасы. Исходя из подобной ретроспекти- вы, тут можно наметить лишь две перспективы Либо отвергнуть хри- стианство вообще и жить как простые язычники, и умереть как на- род обычной языческой смертью без всякой особой агонии , либо наконец-то покаяться в одностороннем таком христианстве, и при- нять его полностью. Благо, история показывает эту его полноту.
И См что ниже мы здесь говорим о теории Льва Гумилва. См что ниже мы здесь говорим об истории как практическом богословии. А теперь - те же самые пункты в несколько более разврнутом виде I. Вся российская история в данном мом сочинении представляется как неудавшееся теократическое строительство, т.е попытка создать го- сударство, в основе которого - поиск возможностей воплотить на земле христианские
представления о неземном Царстве Божием я7Qeodddkrateia - буквально, Божия власть. II. Особого же внимания в таком отношении заслуживает е больше- вистский период как совершенно физическое выражение хранившейся в по- тенциале энергии христианского преображения мира, где этот теократичес- кий потенциал попытался восстать, взрывом внутренней силы своей оторвав саму голову христианского понимания, знания вещей, но подняв безголо- вое тело как судорожная и больная конвульсия отдельных инстинктов
того, что на протяжении веков православное христианство внедряло народу в саму плоть и кровь. Сегодня, когда говорят о возвращении России к тому правосла- вию, которое было у нас до того, почему-то, как правило, даже подумать совсем не хотят о причинах случившихся ужасов Почему это было Но весь этот ужас ещ дополняется тем, что восстанавливают православие - именно со стороны тех же самых отдельно выхваченных из него очень плохо осознаваемых инстинктов, рефлексов, традиций,
обычаев, где почти совершенно не думают о православии по существу Между тем как по собс- твенно православному же учению, всякое возвращение к прошлому возможно лишь как покаяние, то есть - не простое копирование традиций из прошло- го, а лишь после тщательного рассмотрения, что же в нм было не так - Ведь, если в нм было вс так, то - почему же преемствен- ность этих самых традиций его оказалась нарушена, а Россию постигло вс то, что именуется по
Евангелию как Падение Вели- кое Мф.724 Вот как отвечает на этот вопрос само же Евангелие Ъ Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю му- жу благоразумному, который построил дом свой на камне и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии сло- ва Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке и пошел
дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот и он упал, и было падение его великое. А Мф.724Щ IV. То есть, здесь Христос говорит об известной одностороннести восприятия Его слов человеком. На этой-то одностороннести и построена вся выдвигаемая здесь мною концепция случившегося в России при больше- визме v ОБ ИСТИННОЙ СУЩНОСТИ БОЛЬШЕВИСТСКОГО ПЕРЕВОРОТА - краткое предварительное изложение концепции - то есть, перевернулось-то - чтО и на чтО
Пункт 1. Большевизм есть какая-то крайность. Это не вызывает сомнений когда даже вовсю говорят о так называемых крайностях больше- визма. Достаточно и самого поверхностного, внешнего наблюдения, чтобы согласиться с этим утверждением, что БОЛЬШЕВИЗМ ЕСТЬ КАКАЯ-ТО КРАЙНОСТЬ. Пункт 2. Опыт внешних наблюдений также показывает, что РЕДКО КАКАЯ КРАЙНОСТЬ БЕРТСЯ САМА ПО СЕБЕ, но как правило - лишь как
РЕАКЦИЯ НА УКЛОНЕНИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНУЮ. Да, это давно отмечено, что если гнуть сильно палку в одну какую-то сторону, то она обязательно отзовтся отда- чей в противоположную. Абсолютно самостоятельных отклонений таких во- обще не бывает должно же, ведь, этому что-то помочь, то есть, дать соответствующую мотивировку Вопрос к пункту 3 Так, Какая же крайность российской истории пред- шествовала большевистской -
Если это не видно из самой истории, то давайте посмотрим, тогда, в большевизме в нм, ведь, как в гипертрофированном зеркале отображается в наиболее крайнем виде вс то, что до этого, возможно, имело лишь только тенденцию Пункт 3. Большевизм - атеизм. Причм, очень сильно подчркну- тый. Воинственный и по нам непонятным причинам пока очень страстный. Стало быть, причину того необходимо искать в существовавшей до него ре- лигии.
Благо, у них много общего и то, и другое было государственной идеологией Пункт IV.4. Но большевизм - не простой атеизм, а религиозный Да-да, вся эта страстность, с которой превозносил он науку в е борь- бе с религией, и необъяснима вообще никаким позитивно-научным путм, но зато хорошо объяснима очень его собственной религиозностью. Причм, очень многое в религиозности этой своей он перенял от бывшего до него православия - уже
НЕ ПО ЛИНИИ ПЕРЕГИБАНИЯ КРАЙНОСТЕЙ, здесь нами отмечен- ной, а по линии СОВЕРШЕННО ПРЯМОЙ В частности же, идея Светлого будущего - его движущий стержень и ось - христианская безусловно идея И так наряду с линией связи как-бы по инверсии, у нас по- является ещ и прямо-ассоциативная линия связи Но об этом - чуть позже. Большевики именно - попытались реализовать некоторые, отдельно выхвачен- ные, моменты принеснных Христом новых принципов жизнеустройства, при этом уничтожая все старые.
Вопрос к пункту 5 Чем же объяснима такая их страсть по новому, и ненависть к старому Пункт IV.5. Да тем же, чем, ведь, до этого и наоборот объяснялось использование христианства лишь для охранения старых, уже существующих, принципов государственной и общественной жизни, при полном пренебрежении к вот этой силе новизны, которая для христианства существенна Се, тво- рю вс новое Ап.215. Из 5-ти этих кратких подпунктов уже можно вывести определнное са- мозаконченное
звено, дающее представление о том, ЧТО ЖЕ ПЕРЕВЕРНУЛОСЬ НА ЧТО в так называемом большевистском перевороте. Теперь остатся - лишь дальше вс это перечислять И это уже пола- гает начало тому рассмотрению российской истории, которое я здесь назы- ваю диалектическое. То есть, в ответ на все очевидные крайности больше- визма мы ищем вторую диалектическую половинку, и,
сопоставляя их вместе, выводим диалектическую конструкцию. И так как половинок таких то есть, тез-антитез мы встретим ещ очень много, то нецелесообразно сейчас прямо здесь продолжать это перечисление. Ограничимся в этом лишь только ещ одним пунктом, приводящим к диалектическому завершению уже затронутый выше момент Пункт IV.6. Отсутствие исполнения слова Христова - как называ- лось это в приведнном здесь выше отрывке
Евангелия - и перевернулось на некое исполнение, но, однако, без Слова того самого и потому - непо- нятно чего. Безумие Да, безумие. Но почему же не называете вы как безумие существование уже до того в государстве этом христианства, но без его надлежащего исполнения - Опыт большевизма и заставляет как раз над этим задуматься. Ведь, мы же сказали, что в нм как в преувеличивающем вс зеркале отражено в виде крайних противоположностей
то, что до этого, на всеобщем историческом фоне, может быть, не так заметно Пункт IV.7. И это уже полагает начало конкретно тому, что в пунк- те - было названо как Покаяние. Именно - глядя на все эти крайности большевизма, легко очень можно понять предшествовавшие тому изъяны. Это ли - не те Пустоты от христианства, в которые вс буквально провалива- ется, как о том говорил В.В.Розанов в книге своей Апокалипсис нашего времени
Легко очень реконструировать диалектически, что же не хвата- ло в том половинчатом христианстве, о котором шла речь, и принять, со- ответственно, меры к преодолению этой половинчатости Благо, большевизм - как утверждаю я здесь - высветил это в мельчайших деталях, так что се- годня для нас может быть - не больше, не менше - ИКОНОЮ ДЛЯ ПОКАЯНИЯ Пункт IV.8. Исходя же из пункта 6 Большевики и попытались - ис- полнить кое-что из того, что до этого
в христианстве существовало, но не исполнялось Почему-то вот это существование, но не исполнение и поро- дило в них ту особую страсть, в которой они безжалостно уничтожали вс то, что в нм существовало - видимо, убедившись за долгие годы су- ществования его в полной его бесполезности для того, что они так хоте- ли исполнить - включая и само ТО, ЧТО исполнять, и само ТО, ЧЕМ ЖЕ, и НА ЧМ т.е инструменты и методы христианства, его образ дейс- твий.
Они хотели, чтобы безумные ноты эти, выхваченные из всей полноты христианства, прозвучали бы сами собой, на пустом голом месте заста- вить их так прозвучать. Между тем как у Христа Самого, вс это и было должно прозву- чать - именно в контексте уже существующего Не нарушить за- кон Я пришл, но исполнить Мф.517 И это - лишь только один малый штрих того ЕДИНСТВА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПО- ЛЯРНЫХ НАЧАЛ, которые, на самом деле, представляет собой христианство.
В дальнейшем это будет здесь обосновано, в том числе, догматически. Но это есть, в то же время, и то, что исторически никогда не укла- дывалось в понимании людей. Ищете убить Меня оттого, что слово Мо не вмещается в вас Ио.837. Ведь, в мире, в одно то же время, вмещается только одна половинка из нами отмеченных двух. И в этом - трагедия ми- ра. Пункт IV.9. А оттого-то и большевики пытались достичь
Царства Бо- жия таким очень странным на вид своим методом Хотя ничего странно- го в этом и нет. В мире старое с новым боролось всегда, и чаще одно побеждало другое лишь просто путм вытеснения. На смену старому прихо- дило всегда что-то новое, но это - только для того, чтобы впоследствии сделаться старым, и снова смениться ещ чем-нибудь возможно, и тем самым старым, которое ещ когда-т о сменяло само Бывает нечто, о чем говорят смотри, вот это новое но это было уже
в веках, бывших прежде нас Экк.110. Очень болезненным и кровавым путм давался миру хоть какой-ни- будь, мало-мальский, синтез старого с новым, подмеченный в добольшевистской мирской философии под видом так называемого закона отрицания отрицания Но ведь, просто заменить старое новым может и любой человек, даже совершенно бездарный. А вот, вы попробуйте сделать что-нибудь новое так, чтобы оно сохраняло всецело преемственность старого, вбирало в себя всю его полноту так, чтобы будучи новым, являлось одновременно
и старым - Именно это, берусь утверждать что, и есть христианство, как НОВОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ, КОТОРОЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ЕСТЬ СТАРОЕ Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала Но притом и новую заповедь пишу вам 1Ио.27. Между прочим, и большевики попытались нечто подобное сделать в виде так называемого вечно живого учения Но классификация всех этих внешних и внутренних с- ходств
православия и большевизма приведена будет ниже ЫЮ ЭЫ V. Осознавалась ли эта вся глубина христианства в том государс- твенном и общественном строе России, где оно просто использовалось в ка- честве консервирующего агента для сохранения старого Пожалуй, что нет Да и не это совсем людей в нм интересовало. А интересовало их - то, что интересует обычно людей и во всякой другой, языческой т.е ре- лигии
Способность выступать ОБЪЕДИНЯЮЩЕЙ, СОХРАНЯЮЩЕЙ СИЛОЙ для материального. Материальное, ведь, само по себе распадается, тухнет, гнит. Это общеизвестно Вот, и призывают рели- гию как-бы ему в покровители как силу саму по себе уже не- материальную, и потому способную сохранять его в форме. А форма всего материального - и признратся уже в философии, как нематериальное -
Именно эти мотивы и преобладали у князя Владимира, когда тот обдумвал, какую же новую веру принять для Руси взамен давно уже давшего трещины в этой роли язычества. Языческие божки и были способны что-либо объ- единить на уровне только удельного княжества а тут нужно было одно государство. Поэтому и интерес особый питал к себе монотеизм. Был приг- лашн христианин, мусульманин, еврей. Но еврейскую веру принять помешали одни обстоятельства,
мусульманство же - в частности, его запрет на упот- ребление спиртных напитков, подошло христианство именно в силу такой своей утилитарности, а НЕ КАК ИСТИНА, ради принятия которой необходимо бывает порой и ОТВЕРГНУТЬ ЛЮБЫЕ УДОБСТВА именно как принимали е первые христианские мученики. Первых христиан казнили именно за то, что они подрывают го- сударственные устои - за атеизм как гласило официальное их обвинение - то есть, изначально оно и не было вообще, в общепринятом смысле, религией
Но вот, атеизм уже больше- вистский очень юродски свидетельствует о таком историческом перегибе Ибо, вот так и вс дальше. Христианство пытались использовать для охра- нения тех старых принципов жизнеустройства, которые мало чем отличались от дохристианских языческих. Сперва в Византии, а после - в России. И точно так же убивали вс новое, как большевики потом - старое Суть большевистского переворота надо видеть начиная с того, что христианство использовали попросту как
спуд для стабилизации жизни, где вс значение имела вот эта общая масса его политический вес, то есть, сила инерции. И даже не сила соли, которую отмечает Евангелие Мф.513 Не учли одного - Вот, спуд этот и перевернулся Это как если простите за грубый - и детский - пример использо- вать, скажем, компьютер для забивания гвоздей - только лишь потому, что он, чисто физически, обладает внушительной массой
Что в переводе на христианство и означает РЕЛИГИЯ. Есть же, ведь, в нм что-то общее, что роднит его и с религией вообще как и компьютер родниться может с молотком по физической массе, равно как всем тем, для чего религии у людей обычно используются идеологического обеспечения того, что есть на земле, как-бы с неба Но можно ли христианство использовать так Этот вопрос с особою силою звучит теперь, когда готовы хвататься
за вс, что угодно в качестве иде- ологии - Конечно, в нм можно найти если хорошо поискать и такую оп- ределнную сторону, которая определнное время способна служить в этой роли. Но это - достаточно внешняя сторона христианства, не касающаяся его существа. По существу, ведь, оно не предназначено для идеологичес- кого обеспечения того или иного на земле государства а так как госу- дарств таких на земле очень много, и хотят они очень часто противопо- ложного, то -
попросту лжи, поскольку САМО ПРЕТЕНДУЕТ НА ЦАРСТВИЕ БО- ЖИЕ, которое принципиально во всм не такое, как эти все Христианство нельзя применить как обычного рода религию, или - идеологию, чтобы заполнить тем самым определнную брешь в государстве без серьзных от того для себя последствий, ибо в отличие от всех прочих религий оно - не бездушная вещь, но живое. Оно даст при этом самые непредвиденные всходы, ростки, которых
вы и не ожидаете Вообще - НЕЗЕМНУЮ КУЛЬТУРУ. В нм заговорят все те силы, кото- рые изначально были предназначены для изменения мира всего, а вот тут - их пытаются приспособить к чего-нибудь в этом мире Да ведь, это же вс равно, как скажем продолжим детские приме- ры - использовать ядерную боеголовку для рытья обыкновенных траншей причм, не с помощью взрыва, а применяя е в качестве бомбы на экс- каваторе. Или, другой вот пример использовать ядерные ракеты в роли обычного частокола что первобытные африкансканские
племена, попавшие в сферу военных поставок СССР, как утверждают, иногда и делали. То есть, для обычного человеческого разграничения и разграждения в области мира сего. Одним словом, ГОРДыни. Национальной гордыни, или какой-то ещ Что, по самому христианству, и является максимальным грехом Й Православное христианство как Вероучение, в самом корне свом отличающееся от всего остального, исторически
и пытались использовать в качестве идеологического обес- печения для государств в области мира сего, от всего остального, по правде сказать, мало чем отличавшихся Ъ КvvК Но это им придавало - морально особую силу, и самоуверенность, и гордыню в себе, в результате чего государства эти становились им- периями сперва Византийская, после - Российская А - Причм, соревновавшиеся во всех отношениях с бывшей до
Ъ-Щ этого уже языческой Римской - что зафиксировано в истори- чески очень известном высказывании, которым льстец Ивана Гроз- ного изрядно удовлетворил своего господина Москва - третий Ъ Щ Рим. Два Рима пали, третий стоит, а четвртому не бывати А Но после и эти империи пали, ибо Богом, как видно, не было попущено нечто гораздо худшее Ведь Щ Что вообще может быть, когда его этот потенциал - который вообще не от мира сего - становится
в мире этом управляем направляем началом каким-нибудь мелко-языческим - Большевистский период наглядно очень демонстрирует кое-что из того, что же при этом бывает По сути же, это и есть уже формула антихристианства, в которой антихрист - не лишь только имя, а очень чткая категория Но вот, и антихриста-то пыта- ются вычислить только по имени Говорят, он обязательно произойдт из народа израильского.
Вот, сидят все, и думают Не тот ли, Не тот ли - И христиане сидят, и евреи Но только одни ожидают Антихриста, а другие - Мессию. Но как одни проглядели Мессию в Христе, так и другие подумать совсем не хотят Какой же вам ещ нужен Антихрист Вообще-то, по правде сказать, очень вредно так сравнивать христи- анство с другими религиями. Особенно - в историческом плане.
Они, как правило, сразу не понимают Причм тут история равно как и нерели- гозный вообще человек сразу же может сказать Причм тут христианс- тво. Но христианству присущ историзм. В истории даже претерпевает оно сво собственное развитие. И можно даже сказать, что история есть сторо- на христианства, его определнная часть. А другая часть - уже надисто- рия, Вечность Христианство и есть - сама связь исторически становящей-
ся Вечности с этим нашим временем. Что хочет вообще государство, про- возглашающее себя христианским - Выдвигает ли, этим, оно определнно- го рода идею о связи времени с вечностью Или же, напротив тому, так хо- чет оно любыми путями продлить сво бытие на земле как можно дольше во времени, не связанном ни с какой вообще вечностью Таков есть вопрос, который поставить должно богословское рассмотре- ние истории. Или, если так можно сказать, е богословие.
Существует же ведь, например, философия истории можно развить, наконец, и историю бо- гословия почему бы не быть и Е БОГОСЛОВИЮ Показанная слегка здесь сейчас е категория как святыни это вполне позволяет. Б О Г О С Л О В И Е Р О С С И Й С К О Й И С Т О Р И И Да, именно в таком странном жанре и выдержано вс это мо сочине- ние. Это не должно удивлять. В сво время, ведь, было удивительным пере- несение на историю психоанализа
Фрейда. Сейчас же так называемое кол- лективное бессознательное и есть почти норма в рассмотрении явлений е. Однако, при этом никак не учитывается тот более общий контекст, а ЧТО ЕСТЬ ИСТОРИЯ ВСЯ МИКРО и МАКРО ИСТОРИЯ Почему-то обычно считается, что занятие историей - непременно ка- кое-нибудь копошение в датах и выяснение доселе неведомых фактов со- бытий, состоявшихся между этими датами При этом из виду совсем упус- кается то, что, ведь,
ВСЯ НАША ИСТОРИЯ ПОДЕЛЕНА НА ДВЕ ЭРЫ ОДНОЙ ДАТОЙ Рождения Христа. И - была история, которая этой дате предшествовала бы- ла же история, которая этой дате последовала. И эта, вторая, история - во всм не такая, как та, предыдущая хотя есть в ней и е повторы - Вот, к одному из подобных повторов и пытаюсь я здесь отнести происшедшее при большевизме с Россией. Ведь, это же прямо по- добно тому, что часто происходило с народом
Израильским в Вет- хом Завете - как следствия его отступления от веры в Единого Бога, и подмены Его идолами. В основе этого моего сочинения - именно такой мегаисторичный подход к рассмотрению российской истории. Тем более, что Россия всегда историчес- ки сознавала себя как преемницей христианства, то есть непосредственно находящейся на Оси истории, положенной Самим Господом Богом от древних пророков
Израильских, и упирающейся, вот, прямо в нас Посмотрим же, чего она явилась преемницей света Христова, или же тьмы иудейской v Некоторое замечание о русских и евреях v Противопоставление основной нации евреям так или иначе оказывалось всегда в центре европейской истории 20-го века, и знаменовало е в наи- более антихристовых е проявлениях Но если принять ТАКОЙ БИБЛЕЙСКИЙ ПОДХОД, то им нечего особо делить.
Та нация, которая мнила себя носи- тельницей Откровения, в то же время и не могла избежать той судьбы вет- хозаветных евреев, о которой прекрасно изложено во Священном Писании и в этом значении русские - лишь вторые евреи Так же, как и они, русские на сегодняшний день пребывают в рассея- нии. Но если у первых рассеяние это напрямую физическое поскольку в
Ветхом Завете сводится вс к категориям плоти, то вот, они и получили сво, то у нас же - духовное о чм говорит это слово само в одном из значений своих в русском языке как рассеянное состояние ума. Хотя Россия, физически, и не представляет собою рассеянную страну, она та- ковая духовно. По очень популярной сегодня историософской концепции Льва Гумилва о так называемом этногенезе рождение народов, греч русские вско- ре должны умереть как
народ, так как исторический срок, отпущенный каж- дой нации для е бытия на земле, составляет где-то около 1000 лет. Далее следует старческое дряхление, и даже маразм что мы сегодня и ви- дим, и наконец - неминуемо смерть Некоторое замечание об очень модной сегодня теории Льва Гумилва Поэтому вовсе не стоит паниковать, а сегодняшнее вырождение русс- кой нации да и всей европейской принять просто за должное. Вся беда, оказывается, в том, что у нас нет пассионариев типа чеченских чеченс-
кой же нации, по этой причине, и уготовлено brilliant future. Но теория эта очень легко опровергается тем, что мы сказали сейчас об Оси Она касается неосевых лишь народов. Язычников. А так как по-славянски язЫки - народы, то сказать можно и простонародов. Между тем как среди всех народов можно выделить ряд, так сказать,
ТЕОК- РАТИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ. Они произошли как народ при особом участии Божьем у нас эта точка рождения - Крещение Руси, то есть - и вовсе НЕ ЗАРОДИЛИСЬ этногенез как все остальные народы, и стало быть, НЕ МОГУТ КАК ВСЕ УМЕРЕТЬ обычной языческой смертью. Их смерть будет - либо слишком мучительной когда этот теократический потенциал, призванный во- обще
к ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, не будет давать состаревшимся уже всем частям ор- ганизма отпасть, либо е не будет вообще Примером первого и может служить АГОНИЯ РУССКИХ в истекшем столетии, примером второго - Израиль. Неужели похоже на то, чтобы этот народ - собирающийся сегодня в Израиль после 2000-летнего рассеяния и восстановивший иврит после 2000-летнего его забвения уникальный практически случай в лингвистике возрождения мртвых языков - хоть как-то бы соответствовал этой кон-
цепции, согласно которой мы перед собой должны видеть НЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МЛАДЕНЦА, А ИСТЛЕВШИЙ СКЕЛЕТ ДАВНО УМЕРШЕГО СТАРЦА, так как упомянутый тысячелетний предел тут уже несколько раз как истк А русский народ - Язычник он или христианин - Вот, ведь, в чм вопрос. А вовсе не в пассионарности. Впрочем язычника и спасает пассионарность как и
Волка ноги кормят. Христианина же - Бог. Passionарность, т.е просто СТРАСТНОСТЬ - вообще неприемлема для христианина, поскольку страсти - и есть сгустки твари, лишнные в себе начала Творца. Но тут уже начинается Богословие Так это мо сочинение пронизывает такой двуединый подход истори- ческий и богословский. Рассмотрение российской истории есть, в то же са- мое время, рассмотрение и христианства.
А рассмотрение христианства и есть, в то же самое время, рассмотрение этой Священной Истории, в кото- рую этот российский этап вписан как е последний фрагмент. Если его оторвать игнорировать, и оборвать эту линию, скажем, на ветхозавет- ном Израиле как это делают в протестантизме, или на Византии как это делает одервеневшее кабинетное богословие, не желающее выйти за дверь и прислушаться к веяниям жизни, то это превращает всю
ЖИВУЮ ТРЕПЕТНОСТЬ БОГОСЛОВИЯ в нечто сектантское. Но так как Бог есть БОГ ЖИЗНИ, то истинное богословие и есть расс- мотрение той живой ветви Священной истории, которая в нас непосредствен- но упирается что уже даже само по себе и есть богословие. В то время как истинно православное богословие, в самом практическом смысле, и есть сама эта история. Они неразрывны. И, в частности же, богословие очень сильно беднеет без приложения его к последним явлениям
российской исто- рии, его, прямо скажем, обогащающего Россия тут выступила как своеобразный такой полигон хранившихся в христианстве потенций. И насколько бы ложным, безбожным ни было это разворовывание христианского арсенала, в этом есть и практический опыт того, чего до того подобного опыта не было. В частности, вот почему опыт этот большевизма особенно ценен. Неудавшееся, негодное и даже изде- вательское - осуществление основ христианства говорит лишь
о том, КАКИМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ. И даже чем более гротескно показано то, каким оно быть не должно, тем более чтко и ясно вс это показывает, ка- ким оно быть должно Христианство опасно держать лишь в потенции. Вот основной тот урок, который дат история православной России. Но христианство надо применять, совершенно практически. Если же нет истинного, т.е христи- анского же применения его, то обязательно найдтся какой-нибудь экспе-
риментатор, который додумается весь этот его хранящийся в арсенале по- тенциал подорвать. Но вот, тем не менее, до сих пор говорят Россия - хранительница православия. Да Господи Сколько же можно хранить в запечатанном виде таком Хоронить . Для чего Когда же наступит пора, наконец, применения хранимого Откуда вы взяли вообще, что в христианстве нечто можно просто хра- нить, по примеру язычества и оккультизма
Напротив, весь историчес- кий опыт насквозь и Евангелие опровергает это Так, скажем, в Еванге- лии небезызвестна притча о зарытом таланте Мф.2525. В истории же любое прозрение и свет христианства - не будучи постоянно поддерживае- мо ТАКИМ ЖЕ ПРОЗРЕНИЕМ И СВЕТОМ - неминуемо заплывает потьмой истори- ческого фарисейства. Откуда вы взяли вообще, что вс в христианстве непременно надо зарывать
И поступаете так по подобию хищников за- рывающих в землю остатки добычи своей, и во всм остальном себя вед- те как хищники ДАЖЕ И НЕ ПРИКОСНУВШИСЬ К ЕГО, ХРИСТИАНСКОМУ, ОБРАЗУ по старому образу мира сего, или по новому образу Зверя из Апока- липсиса Ап.1919. И вот, тут уже - История корректирует понимание наше христианства, равным обра- зом как и оно корректировать должно историю.
Из истории, можно понять христианство, КАКИМ ОНО БЫТЬ ДОЛЖНО, а из хрис- тианства понять можно то, КАКОЮ ДОЛЖНА БЫТЬ ИСТОРИЯ Две такие проекции в будущее - богословскую и историческую - и бросает это мо сочинение, в своей заключительной футурологической части. Таково предисловие данной моей работы. Для получения дальнейшей информации, пожалуйста, свяжитесь с автором
Александр Голенков, Кострома, 156023, Титова 9 - 57. tel 54 - 45 - 31
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | When You Are Old By William Butler |
Реферат | Misnaming Motifs Essay Research Paper Misnaming Motifs |
Реферат | Программа-имитатор |
Реферат | Гобино, Жозеф Артюр де |
Реферат | Итальянская оккупация Албании |
Реферат | The Renaissance Essay Research Paper Renaissance PeriodWithin |
Реферат | История Нигера |
Реферат | О Салливан, Тимоти |
Реферат | Криминалистическая взрывотехника |
Реферат | Drunk Driving Essay Research Paper Every year |
Реферат | Одноступенчатый цилиндрический редуктор |
Реферат | Mare Island NSY |
Реферат | Фориатирование текста в Word |
Реферат | Работа секретаря-референта - личного помощника руководителя |
Реферат | Comparecontrast Essay Research Paper Moving from one |