Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Экономическая система Адама Смита…………………………………………..5
Давид Рикардо – последователь и оппонент А.Смита……….…...……………...9
Джон Стюарт Милль – последний представитель английской
классической политэкономии…………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….16
Литература………………………………………………………………………..17
Введение
В ходе формирования основ рыночных экономических отношений в Западной Европе и Америке становилось все более очевидным, что государственное вмешательство в экономику - не единственное средство в формировании богатства государства и достижении согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешнем рынках.
Приход свободного частного предпринимательства требовал от общества новых основ, так зародилась идея полного невмешательства государства в экономику, в деловую жизнь.
С конца 17 - начала 18 века эта идея стала девизом рыночной либеральной экономической политики. Именно с этого времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли. Позднее ее назовут классической политической экономией. «Классическая школа» повела решительную борьбу с протекционистской политикой меркантилистов. Они противопоставила эмпиризму меркантилистов - профессионализм, достижения науки того времени, развернула фундаментальные теоретические исследования. А в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства. В период классической школы экономика приобрела черты научной дисциплины, изучающей проблемы экономики свободной конкуренции.
Условно выделяют четыре этапа развития классической политической экономии.
1 этап -
середина 17 - 18 век: в первой половине периода появляются труды У. Петти в Англии и П. Буагильбера во Франции, в которых формируются признаки нового учения, во второй половине появляется специфическое течение «классической школы» - физиократизм, обозначенный в трудах Ф.Кене, А Тюрго и др.
2 этап -
полностью связан с именем великого ученого-экономиста Адама Смита. Наиболее значительное достижение экономической науки последней трети 18 века - его гениальное творение «Богатство народов» (1776г.).
3 этап -
вся первая половина 19 века, период, связанный с промышленным переворотом (прежде всего в Англии и во Франции). Огромный вклад в развитие классической школы внесли ученики и последователи А. Смита - Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. Сеннор, Ж.Б. Сей, Ф. Бастиа и др.
4 этап
-
завершающий этап во второй половине 19 века, на котором доминировали труды Дж.С. Милля и К. Маркса. Они обобщили лучшие достижения «классической школы». [3]
Многие современные исследователи сходятся на том, что с воего высшего развития классическая политическая экономия достигла именно в трудах британских ученых А. Смита, Д. Рикардо и Дж. С. Милля. Причина в том, что в тот исторический период Великобритания была самой передовой в экономическом отношении страной. Капиталистические отношения получили в ней большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: буржуазия, рабочие, землевладельцы.
В данной работе будут рассмотрены основные теории и идеи этих ярких представителей экономической науки.
Экономическая система Адама Смита
Известность А. Смит получил после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году . П о словам признанного теоретика современности Марка Блауга (1927), эта книга - «первый... полноценный труд, излагающий общую основу экономической науки».
«Исследование о природе и причинах богатства народов» состоит из пяти частей:
- в первой книге содержится учение о труде как источнике богатства, разделении труда, стоимости, деньгах, ценообразовании, доходах (заработной плате, прибыли, земельной ренте);
- во второй книге исследуется капитал: его структура и накопление;
- третья посвящена истории развития хозяйства различных народов;
- в четвертой книге рассматриваются теории меркантилистов и физиократов;
- в пятой анализируются вопросы финансово-налоговой политики;
По сути, первые две части излагают теоретические построения Смита, остальные - представляют его взгляд на различные практические вопросы, историю общественного развития и ранее созданные системы политэкономии. [4]
В соответствие с рассматриваемым трудом, в качестве предмета изучения экономической науки Смит видел экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.
1. Итак, рассмотрим основные контуры экономической системы А.Смита.
Уже в начале книги автор вводит понятие «общественное производство», под которым подразумевается целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. По мнению автора, сфера производства является основным источником богатства. Общественное производство заключается во взаимодействии 4 факторов: труд, капитал, земля, предпринимательство. Результатом процесса производства является «общественное богатство» - воплощенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений. Т.о. сущностью и природой богатства является исключительно труд. Далее данную мысль он развивает в весьма интересной концепции роста разделения труда, а по сути, доктрине технического прогресса как основного средст ва роста богатства "любой страны во все времена" .
Основа позитивного влияния на эффективность производства, по Смиту, заключается в следующих концепциях:
1) Теория разделения труда
, в соответствие с которой разделение функционала рабочих обеспечивает экономию времени (т.к. отсутствует переключение с одного вида работы на другой), повышает скорость выполняемых операций, стимулирует развитие машин, заменяющих элементарные функции.
2) Теория стоимости
, раскрывающая особое видение Смита в отношении меновой стоимости товаров. По его словам "товар, который сам постоянно подвергается колебаниям в своей стоимости (имея в виду золото и серебро), никоим образом не может быть точным мерилом стоимости других товаров" , поэтому автор заявляет , что стоимость одинакового количества труда рабочего "во все времена и во всех местах" одинакова, и поэтому "именно труд составляет действительную цену товаров, а деньги составляют лишь их номинальную цену" . Отсюда вытекает еще одно положение: все доходы, из которых складывается цена, имеют трудовое происхождение, так р е нта — это "первый вычет из продукт а труда, затраченного на обработку земли", прибыль — "второй вычет из продукта труда, затрачиваемого на обработку земли", а заработная плата — "продукт труда", который "... составляет естественное вознаграждение за труд" .
Что касается теории доходов
в частности, то в основе построений Смита лежит классовый подход. Годичный продукт распределяется между рабочими (их доля - заработная плата, которая находится в прямой зависимости от уровня национального богатства страны), капиталистами (их доля – прибыль, являющаяся доходом на вложенный капитал) и землевладельцами (их доля – рента, являющаяся доходом от передачи имущества в аренду)
Целую главу А . Смит посвятил проблематике денег
. "Деньги — это великое колесо обращения " – вот его основная идея. Т.е. деньги являются средством обмена в целях облегчения торговли и выполняют лишь функцию средства обращения.
Теория капитала
А.Смита также представляет интерес новыми для науки тезисами. Капитал определяется автором «Богатства народов» как часть запасов, "от которой ожидают получать доход". Впервые представлено разделение капитала на основной и оборотный, а также различие в соотношении между этими частями капитала в зависимости от отрасли хозяйства.
Центральное место в методологии исследования А.Смита занимает концепция экономического либерализма
.
В основе концепции – необходимость рыночных экономических отношений, как гаранта гармонии между интересами индивида и общества в целом. В соответствие с рыночными законами интересы общества в целом рассматриваются как сумма частных интересов составляющих его лиц. Вводятся ставшие затем знаменитыми понятия "экономический человек" и "невидимая рука".
Сущность "экономического человека" заключается в его природе, он изначально эгоистичен, однако живя в условиях человеческого сообщества вынужден искать корректные пути достижения своих целей обращаясь к интересам окружающих. По словам автора «он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им (т.е. окружающим), что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них… Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах" .
Т.н. принцип "невидимой руки" – это механизм рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. В данном случае пропагандируются такие общественные условия и правила поведения, в которых благодаря свободной конкуренции (!) предпринимателей и через их частные интересы рыночная экономика будет наилучшим образом решать общественные задачи и приведет к гармонии личную и коллективную волю с максимально возможной выгодой для всех и каждого . «Невидимая рука» с одной стороны не ограничивает свободы участников рынка, а с другой стороны – поддерживает систему в равновесии. Вмешательство государства в данном случае будет ограничиваться только 3-мя сферами общественной жизни: общественные работы, военная безопасность и правосудие.
Приведенную концепцию Адама Смита можно считать «освобожденной» от нравственных оценок. Он воспринимает эгоистичную сущность современного «экономического человека» как данность и демонстрирует рыночную модель, которая в состоянии обеспечить гармонию в современном обществе таких людей.
Итак, Адам Смит стал ключевой фигурой в момент формирования английской классической школы политической экономии. Его система представляет собой удивительно стройную, логически ясную конструкцию. Многие представленные Смитом положения стали основой для дальнейшего развития и становления не только классической школы, но и экономической науки в целом.
Давид Рикардо - последователь и оппонент А. Смита
Главным трудом Рикардо традиционно считается книга «Начала политической экономии и налогового обложения», написанная им в 1817 году.
Итак, рассмотрим основные идеи и воззрения Рикардо и проследим основные различия в подходах с Адомом Смитом.
В современном Д. Рикардо обществе, согласно его идеям, существуют 3 основных класса, которым соответствуют 3 вида доходов:
- владельцы земли, доходом которых является рента;
- собственники денег и капитала, использующегося для обработки земли, доходом которых выступает прибыль;
- рабочие, которые, прикладывая свой труд, обрабатывают землю, а в качестве прибыли получают заработную плату.
Залогом гармонии интересов в капиталистическом обществе является невмешательство государства в производство, обмен и распределение, что вполне соответствует взглядам А. Смита. По мнению Д. Рикардо, основным способом взаимодействия государства с населением должно стать налогообложение, однако обязательное условие - налоги не должны быть высокими, так как единственным источником роста богатства нации является накопление. «Лучший налог — меньший налог».
Далее следует рассмотреть основные моменты экономической системы Давида Рикардо.
Рикардо был приверженцем трудовой теории стоимости, в отличие от А. Смита он развивает тезис о том, что практически единственным источником стоимости основной массы товаров является труд, затрачиваемый на их производство. Однако здесь уместно привести следующую его мысль: «если мы принимаем труд за основу стоимости товаров, то из этого еще не следует, что мы отрицаем случайные и временные отклонения действительной или рыночной цены товаров от их первичной и естественной цены». Также на уровень цен товаров наряду с затрачиваемым живым трудом влияет и труд, использованный для производства средств капитала, который впоследствии был использован в производстве данного товара.
Относительная стоимость, по утверждению Рикардо, не зависит от изменений уровня заработной платы у рабочих, меняется только соотношение между заработной платой и прибылью в стоимости продукта. Повышение заработной платы невозможно без соответствующего падения прибыли.
Говоря о меновой стоимости, Рикардо указывал на ее зависимость от основного капитала: уровень меновой стоимости товаров обратно пропорционален использованию в их производстве основного капитала, то есть при приросте основного капитала меновая стоимость будет падать.
Следующим отличием во взглядах Рикардо и Смита можно назвать подход к определению меры стоимости
. В отличие от Смита, который выбирал в этом качестве цену труда, Рикардо не ищет неизменного измерителя, т.к. все экономические величины относительны и подвижны, однако в качестве наиболее устойчивого измерителя предлагает золото и серебро.
В теории капитала
Рикардо был схож А.Смитом. Он определял капитал как «часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходима, чтобы привести в движение труд». Из-за неравенства прибыли на вложенный капитал последний «перемещается из одного занятия в другое».
Развивая теорию ренты
, Рикардо указывает на то, что равный труд и капитал, приложенный к разным по плодородию и местоположению землям, дает разную отдачу. Рента – это излишек земли (сверх нормы оплаты труда и нормы прибыли), возрастающий пропорционально качеству используемой в производстве земли. Т.о. р ентообразующие факторы — плодородность земли и разная удаленность участков от рынков, где полученная с них товарная продукция может быть реализована. Повышение ренты ведет к снижению прибыли, а следовательно к снижению накопления капитала, что в свою очередь тормозит развитие общества.
В т еории заработной платы
Рикардо определяет этот момент как цену труда, которая как и в случае с обычным товаром может быть естественной и рыночной. Выделяются следующие факторы колебания заработной платы:
- накопление капитала, которое ведет к росту заработной платы;
- рост населения, который ведет к падению заработной платы.
Рикардо прогнозировал, что при росте заработной платы рабочие начнут заводить большее количество детей, и в итоге заработная плата будет падать из-за того, что количество рабочих будет увеличиваться быстрее, чем спрос на их труд. Т.о. появился т.н. рикардианский «железный» закон заработной платы, который говорит о невозможности безработицы в рыночной экономике, так как избыточное население будет просто вымирать.
К слову о естественной и рыночной цене
. Подход Рикардо имел несколько новых моментов по сравнению с системой Смита. Во-первых, по его мнению, колебание цен вокруг естественного уровня обусловлено постоянным частичным несовпадением спроса и предложения; под воздействием колебания цен и происходит перелив капитала из отрасли в отрасль. Во-вторых, доля заемного капитала в производстве должна расти или снижаться в соответствие со спросом на товар, т.к. это позволяет легче управлять эффективностью использования всего капитала.
Стоит также упомянуть о выявленном Рикардо в рамках теории внешней торговли принципе сравнительной эффективности
, согласно которому международный обмен выгоден, т.к. каждая страна может экономить затраты своего труда специализируясь на товарах, которые выгоднее производить в данной стране (по сравнению с производством других товаров).
Т.о. можно сказать, что Давид Рикардо явился достойным наследником Адама Смита. Он не только поддерживал многие идеи, свойственные мировоззрению Смита, но и внес множество собственных идей: выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты, а также теорию распределения, объясняющую, как ценность продукта разделяется между различными классами общества.
Джон Стюарт Милль – последний представитель английской классической политэкономии
Основным трудом Дж.С.Милля по экономической теории стало сочинение «Основание политической экономии», вышедшее в 1848 г.
Книга включала 3 основных тематических раздела:
1) сфера производства, в которой, по мнению автора, действуют неизменные законы;
2) сфера распределения, где действующие законы могут меняться людьми из соображений справедливости и общественного блага;
3) теория обмена.
В содержании второй главы и содержится принципиальное различие подхода к экономике Милля и его предшественников.
В теории производства
Милля можно выделить следующие интересные моменты:
- закон возрастания труда, заключающийся в том, что рост населения не органичен от природы, однако он может ограничиваться такими факторами как культура, потребности, привычка к комфорту, нищета или страх перед ней;
- рост капитала зависит от бережливости населения;
- в рамках закона снижения отдачи от вложений труда и капитала в землю, сформулированного в трудах Смита и Рикардо, Милль делает акцент на плюсы «процесса цивилизации».
Основное внимание стоит обратить на систему распределения
в представлении Дж. С. Милля. Итак, распределение богатства зависит от законов и обычаев общества, в первую очередь от сложившихся форм собственности. По мнению Милля, залогом движения общества к лучшему состоянию в настоящее время является частная собственность, однако не в том виде, в котором она была представлена в современном автору обществе, т.е. необходимы реформы. В процессе реформирования Милль предлагает смягчить существующее неравенство между слоями в обществе, сложившееся исторически. В основе частной собственности должно лежать право на результаты своего труда и право передавать собственность другим лицам, т.е. дарить или обменивать. При этом только те земли, которые улучшены трудом, должны переходить в частную собственность. Дж. Милль предлагал создать систему ценных бумаг, держателями которых будут землевладельцы, т.о. ценные бумаги будут приносить доход, соизмеримый с рентой.
В рамках теории заработной платы
Милль настаивает на том, что нищету и низкую заработную плату можно преодолеть ограничив рождаемость, а для этого нужно принимать меры для повышения общего роста культуры (в частности образование), а также добиваться равноправия женщин. А вот принудительное повышение заработной платы может привести к фатальным последствиям для всего общества.
Развивая теорию ренты
, Милль заострял внимание на том, что помимо фермеров, ведущих хозяйство ради прибыли, есть также и крестьяне, арендующие землю и ведущие хозяйство ради прокорма себя и семьи, т.е. эти 2 группы имеют разные мотивы. Именно это положение лежит в основе теории крестьянского хозяйства. По оценке экономиста, кооперация позволяет крестьянскому хозяйству сохраниться в капиталистическом обществе. В программе реформ Милль выступал за мелкое землевладение.
Также одой из заслуг мышления Милля является разделение экономической науки на экономическую статику (теория равновесия) и экономическую динамику
(теория развития). Суть теории в периодической смене этих двух процессов: наступление периода развития всегда связано с нарушением равновесия.
Говоря в общих чертах о методах развития общества в XIX веке, Милль упоминал о важности НТП, безопасности личности, свободе кооперации между людьми. Он считал, что по мере развития общества будет улучшаться положение рабочих, они получат право на часть капитала, а также возможность участвовать в управлении предприятием. И такие смелые для того времени предположения в большой мере нашли подтверждение в XX веке.
Заключение
Специфика английской классической политической экономии напрямую связана с периодом ее возникновения – временем становления капиталистического способа производства. В рамках классической школы было положено начало трудовой теории стоимости, сделаны первые попытки рассмотрения отдельных форм прибавочной стоимости, сделаны важные выводы об отношении прибыли, процента и ренты к результатам труда рабочих. [10]
Итак, в заключение данной темы можно сказать, что представители английской классической школы политической экономии очертили круг фундаментальных проблем, сформулировали основные задачи, стоящие перед экономической наукой, создали исследовательский инструментарий, без чего было бы невозможно ее дальнейшее развитие. [5]
Литература
1.
Борисов. Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории : учеб. - М.: Юрист, 2000
2.
Василевский Е.Г., Голосов В.Н., Рындина М.Н. История экономических учений: учебник для экономических специальностей вузов. - М.: Высшая школа, 1993.
3.
Городецкий В. История экономических учений. - М., 2003.
4.
История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.В. Круглова. - М.: НОРМА, 2008.
5.
История экономических учений / под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова. - М.: ЮНИТИ, 2004.
6.
Костюк В.Н. История экономических учений: учебное пособие. - М.: Центр, 1997.
7.
Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): учебник для ВУЗов / под ред. Д.В. Валового. Изд.2-е. - М.: ЗАО "Бизнес – школа "Интел – Синтез", 2000.
8.
Самин Д. К. Сто великих ученых. - М.: Вече, 2006.
9.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007.
10.
Советский энциклопедический словарь под общ. ред. Гиляров М.С. – М.: «Советская энциклопедия», 1983
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Эмбриональное развитие животных |
Реферат | Налог на доходы физических лиц |
Реферат | Энергетика экосистем |
Реферат | Посуда из коррозиозно-стойкой стали |
Реферат | Борьба со сложностью |
Реферат | Эксперимент Ван Гельмонта |
Реферат | The Watergate Scandal Essay Research Paper On |
Реферат | Эмбриология китообразных |
Реферат | Производство шампанского |
Реферат | Исследование на тему связь науки и искусства |
Реферат | Концепция наследственности |
Реферат | Налогообложение коммерческих банков |
Реферат | Добрива |
Реферат | Основные этапы развития взгядов на предмет психологии |
Реферат | Удосконалення естетичного виховання засобам залучення старших дошкільників до музично-театралізованої |