Реферат по предмету "История"


Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков 1908 Русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижр. В 1859 1960 брал уроки у пианиста Ф. А, Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере Алмаз 1862 65 и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Америки. В 1861 стал членом Балакиревского кружка

Могучая кучка , оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Под влиянием и руководством М. А. Балакирева созданы 1-я симфония 1865, Сербская фантазия 1867, ряд романсов и др. В 60-х гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях , среди которых симфоническая музыкальная картина Садко 1867, 2-я симфония

Антар 1868. В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве в 1872 окончена опера Псковитянка, по драме Л. А. Мея. С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова был профессором Петербургской консерватории с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый, инспектором духовых оркестров

Морского ведомства 1873 84, директором Бесплатной музыкальной школы 1874 81, дирижром симфонических концертов с 1874, а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой 1883 -94, возглавлял Беляевский кружок с 1882. В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам.

В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность появились оперы Садко 1896, Царская невеста по Мею, 1898. Во время Революции 07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто

осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства. Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг

Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству составил сборник Сто русских народных песен, 1877 гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, 40 народных песен. 1882. Увлечение фольклором, древне-славянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх Майская ночь по Н. В. Гоголю. 1879, Снегурочка по А.Н.Островскому, 1881,

Млада 1890, Ночь перед Рождеством по Н. В. Гоголю, 1895. 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия, стилистических, драматургических, композиционных решений сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с разврнутыми ансамблями и без них. Наиболее полно дарование Римского-

Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжнности. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере Моцарт и Сальери на текст А. С. Пушкина, посвящена

А. С. Даргомыжскому, 1897, в одноактной опере Боярыня Вера Шелога пролог к Псковитянке, 1898 и особенно в драме на историко-бытовой сюжет Царская невеста 1898. Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в нашли отражение в опере Сказка о царе Салтане по Пушкину, 1900 с е подчркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в осенней сказочке Кащей бессмертный 1902, в которой сказочная тематика трактуется

символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии 1904. Последняя опера композитора небылица в лицах Золотой петушок по Пушкину, 1907 беспощадная сатира на царское самодержавие. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение.

Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например Три чуда Сказка о царе Салтане, Сеча при Керженце Сказание о невидимом граде Китеже Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал е литературной основе либретто.

Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским. Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра фантазия, симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра

Испанское каприччио 1887 иШехеразада 1888. Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в т. ч. вокальные циклы Весной, Поэту, У моря. Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации

в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой сложные лады в т. ч. характерный звукоряд гамма Римского-Корсакова , оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью. Важное просветительское значение имела дирижрская деятельность Римского-Корсакова , пропагандировавшего произведения русских композиторов.

Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки Каменный гость Даргомыжского, Князь Игорь, Борис Годунов, Хованщина Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки. Исключительное значение имела его педагогическая деятельность.

Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижров, музыковедов, среди которых А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии

и оркестровки, ценным историческим документом автобиографическая книга Летопись моей музыкальной жизни 1906. В 1944 в городе Тихвин открыт Дом-музей, в 1971 в Ленинграде Музей-квартира Римского-Корсакова. Сочинения оперы-Псковитянка либретто Римского - Корсакова, при участии В. В. Стасова, М.

П. Мусоргского, В. В. Никольского, по одноимнной драме Л. А. Мея, 1868-72, поставлена 1873, Мариинский театр, Петербург 2-я редакция 1876-78 3-я редакция 1891-92, заключительный хор- 1894, поставлен 1895, Панаевский театр, Петербург, силами Общества музыкальных собраний, Майская ночь либретто

Римского - Корсакова, по одноимнной повести Н. В. Гоголя, 1878-79, поставлена 1880, Мариинский театр, Петербург, Снегурочка либретто Римского - Корсакова, по одноимнной пьесе А. Н. Островского, 1880-81, поставлена 1882, там же, Млада либретто Римского - Корсакова, С. А. Гедеонова,

В. А. Крылова, 1889-90, поставлена 1892, там же, Ночь перед Рождеством либретто Римского - Корсакова, по одноим. повести Гоголя, 1894-95, поставлена 1895, там же, Садко сценарий Н. М. Штрупа и Стасова, либретто Римского - Корсакова и В. И. Бельского, 1893-96, поставлена 1897, Московская частная русская опера,

Моцарт и Сальери текст А. С. Пушкина, 1897, поставлена 1898, Московская частная русская опера, Боярыня Вера Шелога либретто Римского - Корсакова, 1898, Московская частная русская опера, Царская невеста либретто И. Ф. Тюменева, по одноим. драме Мея, 1898, поставлена 1899, Московская частная русская опера,

Сказка о царе Салтане либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1899-1900, поставлена 1900, Московская частная русская опера, Сервилия либретто Римского - Корсакова, по одноим. драме Мея, 1900-01, поставлена 1902, Мариинский театр, Петербург, Кащей бессмертный либретто Римского - Корсакова, при участии

Софьи Николаевны Римской - Корсаковой, по сюжету Е. М. Петровского, 1901-02, поставлена 1902, Московская частная русская опера, Пан воевода либретто Тюменева, 1901-03, поставлена 1904, Частная опера А. А. Церетели, Петербург, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии либретто Бельского, 1902-04, поставлена 1907,

Мариинский театр, Петербург, Золотой петушок либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1906-07, поставлена 1909, Оперный театр Зимина, Москва кантаты-Свитезянка слова А. Мицкевича, для сопрано, тенора, смешанного хора, ор. 44, 1897, Песнь о вещем Олеге слова Пушкина, для тенора, баритона, мужского хора, ор.

58, 1899, Из Гомера прелюдия-кантата, для сопрано, меццо-сопрано, контральто, женского хора, ор. 60, 1901 для оркестра-симфонии 1-я, es-moll, ор. 1, 1861-65, окончательная редакция - e-moll, 1884 h-moll, без op не окончена, 1866-69 2-я, Антар, позже- симфоническая сюита, ор. 9, 1868, окончательная редакция 1897, редакция нового издания 1903 3-я, C-dur, ор. 32, 1873, окончательная редакция 1886 эскиз скерцо для 4-й,

1884, Увертюра на темы трх русских песен D-dur, ор. 28, 1866,окончательная редакция 1880, музыкальная картина Садко ор. 5, 1867, окончательная редакция 1891- 1892, Сербская фантазия Фантазия на сербские темы, ор. 6, 1867, окончательная редакция 1889, Сказка ор. 29, 1879-80, Симфониетта на русские темы a-moll, ор.

31, 1884-85, переделана из неопубликованного струнного квартета, Малороссийская фантазия без op не окончена, Испанское каприччио Каприччио на испанские темы, ор. 34, 1887, сюита Шехеразада ор. 35, 1888, Светлый праздник Воскресная увертюра, ор. 36, 1888, Над могилой прелюдия памяти М. П. Беляева, ор.

61, 1904, Дубинушка со смешанным хором ad libitum, без op 1905-06, Здравица А. К. Глазунову, без op 1907, Неаполитанская песенка без op 1907 для инструмента с оркестром-концерт для фортепиано cis-moll, op. 30, 1883, фантазия для скрипки op. 33, 1886, Мазурка на 3 польские темы для скрипки без op 1888 редакция для скрипки и фортепиано 1893, Серенада для виолончели ор. 37, 1893 для инструмента с духовым оркестром-концерт для тромбона без op 1877,

концертштюк для кларнета без op 1877, вариации на тему Глинки для гобоя без op 1878 камерно-инструментальные ансамбли-фортепианное трио c-moll без op 1897, черновая партитура, редакция М. О. Штейнберга, струнный квартет F-dur op. 12, 1875, фуга В монастыре 4-я часть из струнного Русского квартета, без op 1876 первые 3 части переработаны в симфониетту на русские темы,

4 вариации на хорал, для струнного квартета без op 1885, 1-я часть из коллективного струнного квартета на тему B-la-f без op 1886, Хоровод 3-я часть из коллективного струнного квартета Именины, без op 1887, струнный квартет G-dur без op 1897, Allegro B-dur из коллективного струнного квартета Пятницы, без op 1899, тема и 4-я вариация из коллективных Вариаций на русскую тему, для струнного квартета A-dur, без op 1899, квинтет

B-dur для фортепиано, флейты, кларнета, валторны, фагота без op 1876, секстет A-dur для 2 скрипок, 2 альтов и 2 виолончелей без op 1876, Канцонетта и Тарантелла для 2 кларнетов без op без даты, 2 дуэта для 2 валторн без op без даты, Ноктюрн для 4 валторн без op предположительно 1888 для фортепиано-6 вариаций на тему BACH Вальс, Интермеццо, Скерцо, Ноктюрн,

Прелюдия и фуга, ор. 10, 1878, 4 пьесы Экспромт, Новелетта, Скерцино, Этюд, ор. II, 1876-77, 3 пьесы Вальс, Романс, Фуга, ор. 15, 1875- 1876, 6 фуг op. 17, 1875, 2 пьесы Прелюдия-экспромт, Мазурка, ор. 38, 1894-97, вариации 1-я, 2-я, 6-я, 11-я, 13-я, 16-я, 19-я и пьесы Колыбельная,

Маленькая фуга на тему BACH, Тарантелла, Менуэт, Трезвон, Комическая фуга из коллективных Парафраз на неизменную тему без op 1878, фуги и фугетты без op 1875-76, Allegretto C-dur без op 1895, Прелюдия G-dur без op 1896, Тема и 1-я вариация из коллективных вариаций на русскую тему без op 1899, фуга C-dur в 4 руки переложение фуги C-dur в 2 руки, без op 1875,

Вариации на тему Миши без op предположительно 1878-79, Песенка Andantino из армейского сборника Арцункнер Слзы, без op 1901, Финал из коллективной Шутки-кадрили в 4 руки без op 1890 для хора с оркестром-Стих об Алексее, божием человеке ор. 20, 1878, Подблюдная песня Слава ор. 21,1880 для хора a cappella-два 2-голосных женских хора на слова

М. Ю. Лермонтова ор. 13, 1875, 4 вариации и фугетта на тему русской песни Надоели ночи, для 4-голосного женского хора ор. 14, 1875, 6 хоров тетрадь 1-2, op. 16, 1875-76, с фортепиано ad libitum, 2 хора op. 18, 1876, Русские народные песни, переложенные на народный лад для женского, мужского и смешанного хора без сопровождения тетрадь 1-3, ор. 19, 1879, четыре З-голосного хора для мужских голосов ор.

23, 1876, Разбойничья песня Ты взойди, взойди, солнце красное, слова народные, для мужского хора без op 1884, 2 хора для детских голосов без op 2-й-1884 камерно-вокальные ансамбли с оркестром-2 трио для женских голосов Горный ключ, слова Майкова, op. 52-bis, 1905 Стрекозы, слова А. К. Толстого, ор. 53, 1897 также переложение для голосов с фортепиано камерно-вокальные ансамбли с фортепиано-2 дуэта ор. 47, 1897, 2 дуэта ор.

52, 1897-98 для голоса с фортепиано-79 романсов ор. 2, 3, 4, 1866 ор. 7, 1867 op. 8, 1870 op. 25, 1877 ор. 26, 1882 op. 27, 1883 op. 39, 40, 41, 42, 1897 цикл Весной, op. 43, 1897 цикл Поэту, op. 45, 1898 цикл У моря, ор. 46, 1897 ор. 50, 55, 1897-98, 2 ариозо для баса

Анчар, Пророк, слова Пушкина, 1897 обработки народных песен для голоса с фортепиано-сборники 100 русских народных песен ор. 24, 1875-76, 40 народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым без op 1875-82 духовные сочинения-собрание духовно-музыкальных сочинений 8 номеров из Литургии Иоанна Златоуста, ор. 22, 1884, собрание духовно-музыкальных переложений ор.

22, 1884, двойной хор Тебе бога хвалим без op 1883 переработки собственных сочинений-музыка к драме Мея Псковитянка, сюита из 5 номеров без op 1877, сюита из оперы Снегурочка без op сюита из оперы-балета Млада без op 1890, Ночь на горе Триглаве, концертное переложение для оркестра 3-го действия оперы-балета Млада исполнено 1901, издано 1902, сюита из оперы Ночь перед

Рождеством без op музыкальные картинки к Сказке о царе Салтане в том числе Три чуда, ор. 57, 1899, сюита из оперы Пан воевода ор. 59, 1904, Введение и Свадебное шествие из оперы Золотой петушок 1907, 4-я вариация A-dur из коллективных Вариаций на русскую тему без op 1901 инструментовка собственных камерно-вокальных сочинений-2 дуэта

ор. 47, 1897-1905, романсы Ель и пальма слова Г. Гейне, перевод М. И. Михайлова, 1888, В тмной роще замолк соловей. Тихо вечер догорает. Ночь слова И. С. Никитина, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, черновой автограф, 1891, издано под редакция М. О. Штейнберга, Пророк слова Пушкина. 1899, Нимфа слова

Майкова, 1905, Анчар слова Пушкина, 1906, Сон в летнюю ночь слова Майкова, 1906 редакция и оркестровка произведений других авторов-в том числе Иван Сусанин и Руслан и Людмила Глинки редакция совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым, 1877-81 совместно с А. К. Глазуновым, 1904, Каменный гость Даргомыжского оркестровка,

1-я редакция 1870, 2-я редакция 1897-1902, Князь Игорь Бородина завершение, редакция, оркестровка совместно с Глазуновым, 1887-90, романсы Бородина, Хованщина завершение, редакция, оркестровка, 1881-83, Борис Годунов редакция, оркестровка, 1895-96, Ночь на Лысой горе обработка и оркестровая редакция,

1886, фрагменты из Саламбо оркестровка, Женитьба подготовка к изданию, 1906 Мусоргского.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Этнографические приемы в маркетинговых исследованиях
Реферат Образ Чичикова в поэме Николая Гоголя Мертвые души
Реферат Мир фразеологии: попытка пересмотра некоторых традиционных понятий
Реферат Асторономія: від спостережень до теорії
Реферат Отношение между суждениями
Реферат Русско-турецкая война 1877-78 годов
Реферат Анализ прибыли и рентабельности продукции ПРУП "МЗКТ"
Реферат Сравнительная эффективность деструкции нефтепродуктов различными биопрепаратами при разных уровнях загрязнения торфогрунтов
Реферат Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность
Реферат Деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению правонарушений в сфере потребительского рынка
Реферат Advancement Of The Plot In Huckleberry Finn
Реферат Адрес: Вернадского просп., д. 37 корп. 2, офис 96, Москва, 119415, Россия
Реферат Сюжет фабула конфликт
Реферат Татьяны милый идеал... по роману А. Пушкина Евгений Онегин
Реферат Качество трудовой жизни анализ, оценка, управление