Мурманский Государстввенный педагогический интитут Физико матиматический факультет Кафедра всемирной истории по теме Мифы и религия Древнего Египта Исполнитель студент I курса ЕЭФ биология-экология Путилова Наталья Научный руководитель Фридкин В.Н. Мурманск 2000 План Введение Религиозная система
Древнего Египта Древнейшие местные культы и следы тотемизма Объединение страны и общеегипетские боги Древнейшие культы Магия Мифология Изменения в египетской религии заключение Введение О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни учные египтологи считают их выходцами из Азии.
Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а так же особенности характера типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы настойчивость стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта - родственники именно негритянских народов. На это указывает распространнный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным.
Так или иначе, но к IV тыс. до н.э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность о возникли первые государственные образование . Египет стал первым госудавством на Земле, первое великой могущественной державой, первой империей , претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинн правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в
Египте, были незыблемонсть и не постижимость. Религиозная система Древнего Египта Развивалась на протяжении тысячелетий и с целом достигла весьма высокого уровня. Проявившаяся в Египте впервые в истории тенденция к монотеизму т.е. ко всеобщей вере в единого для всех все могучего божества, не прошла бесследно есть определнное основание ставить вопрос о том влиянии, которое она оказала на развитие монотеистической религии древних евреев.
Здесь же необходимо ещ раз подчеркнуть, что ранние религиозные системы древнейших очагов цивилизации Месопотамии и Египта сыграли важную роль в тановление более поздних религий всего ближне восточного региона, в доктрипольком и ретульно-культовом плане достаточно близких к ним. Третьей и во многом принципиальном отличной от первых двух религиозной системой ближневосточной древности, оказавшей заметное воздействие на систему верований этого обширного региона, был зороастризм.
Значительно усилив реалистическое, светское направление в искусстве и литературе, реформа Эхнатона в то же время вызвала негативную реацию со стороны традиционной сокральной культуры, одним из наиболее стойких приверженцев которой являлось фиванское жречество. В религии Амона Фиванского, ставший целым этапом в истории развитие культуры страны, ярко сказалось могучая сила египетской традиции, ибо фиванская теология впитала в себя идол жреческих школ, возникших
ещ на заре египетской цивилизации под влиянием идей имперского единовластия в религии Амона особенно проявились черты северного монотеизма. В некоторых текстах, носящих явный отпечаток Амарны, Амон, подобно Атону, величается даже единственно-единым со множеством рук Атон представлялся в виде солнечного диска с лучами руками.
Органично впитав в себя наследие древних жреческих школ и Амарны, фиванская теология тем не менее являлась новым шагом в развитие Египетской религиозно-филосовской мысли. В гимнах в после Амарнского периода Амон вс более воспевается как бог единый, предвечный, сущность которого неведома и не постежима и проявление которого все боги. В тоже время
Амон вс чаще предстат в гимнах как бог, милосердный к убогому и угнетнному и в этом нельзя не видеть воздействие изменившийся социально-политической ситуации, когда на смену внешней несокрушимости империи пришли годы испытаний. Постепенная утрата завованных территорий, растущие внутренние, усиление коррупции заставляли общество вновь обращаться к всемогущим богам и прежде всего к Амону, недавнему воинственному владыке мира, теперь же все благому судье, приходящему на зов того, кто
пребывает в утеснение. Усиление этического элемента в египетской религии в эпоху Нового царства на фоне все усложняющегося магического знания, углубление теологической мысли и религиозного чувства, с одной стороны, рост вольнодушных настроений с другой, таковы основные тенденции в духовной жизни этого противоречивого периода. Именно тогда появляется 125 глава книги мртвых с е идеей нравственного загробного суда и создаются ритуально-магические композиции, доступные первоначально узкому кругу посвещенных
книга врат, книга дня, книга ночи и д.р. в текстах гробниц фиванских жрецов и светских лиц, в молениях служителей фиванского некрополя послушных призыву в месте Правды вс чаще звучат религиозные мотивы покояния и по мере упадка государственной религии растт благочестие отдельной личности. Древнейшие местные культуры и следы тотемизма. Дрейвнейшей формой религии Египта было почитание местных номовых божеств покровителей.
Номы были, несомненно, остатками древних, обьеденнных в конце 4 тысячелетия до нашей эры под общей властью царя. Однако культ номовых богов оказался черезвычайно устойчивым он держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам. В этих местных номовых культах сохранялись глубоко архаические черты каждый ном чтил сво священное животное, связывавшиеся так или иначе с местным богом последний изображался не редко или в виде этого
животного, или смешанном, зооантроморфном образе. Так в самом южном номе Элефантине почитали барана, в Дендере корову, в Сицте шакала, в Гермополе ибиса и павиана, в Файюмском оазисе крокодила, в Бубастисе кошку. Покровительницей Нехена, откуда исходила древнейшее объединение Южного Египта, считалась богиня- коршун, а рядом в
Нехебе чтили водяную лилию. Древнейший центр объединений Северного Египта Буто почитал священную змею, а соседняя община Пе- пчелу. Иероглифы изображающие 4 посдених существа, в последствии стали, символизировать Объеденный Египет. Почти все иследователи признают, что в почитании местных богов покровителей происходил процесс антроморфизации свещенных животных по крайней мере, в отношении очень многих богов это не подлежит
сомнению так, кошка, превратилась в богиню Бастет, изображавшуюся с кошачьей сокол- в бога Гора. Изображение Тота с головой ибиса, Анубиса с головой собаки, Собека с головой крокодила, богини Сохмет с головой львицы, Хатор с головой коровы и пр. Служит очевидным указанием на происхождение этих зооантропомофных образов от священных животных. Следует обратить внимание на большое количество женских божеств в числе местных
покровителей богини Нехебт, Хатор, Нейт, Сохмет, Нефдита. Это связано с сохранением матриархата у древних египтян. Египетская религия Древнейшие культуры. Замедленность общественного развития и всей культуры в целом обусловила прочное сохранение примитивных форм религии вплоть до позднего времени, чем, в частности объясняется широкое распространение культа предков во все периоды египетской истории.
Чувствуя сво бессилие в борьбе с природой, первобытный египтянин наделял отдельные предметы сверхъестественной силой. Такими священными предметами были две перекрещнные стрелы и лук, соеденнные в футляре символ богини Нейт, деревянной предмет в виде задвижки Мина. Остатки первообытного фитимизма долго сохранялись в религии древних египтян. К глубокой древности восходит культ священного камня, долго существований в
Гелиополе .С культом камня связано и широкое применение обелиска в храмовой архитектуре. Наконец, в форме царской гробницы-пирамиды - возможно, сохранилось далкое воспоминания о культе священных гор и скал. Развития земледельческого хозяйства обусловило зарождение представленний о священной земле богини-матери-природы и бога землелия. Земледелец питавишийся плодами земли и смерти. В воде египтяне увидели ту великую первобразную стихию, которая дат жизнь и пропитание человеку.
Египтяне называли первичный водный хаос богом Нун. Они обоготворили великую реку Нил, сопостовляя е с богом, животворящей силы природы Осириосом, который создал вс, который разливается, чтобы дать жизнь земле. Дождь, вода, исходящая из, небесного ока бога Гора из тела или из глаз богини Исиды, воспринимались как проявление водного божества.
Вс воду они населяли душами которых пребывали в воде и среди которых царил Бог водной пучины Собн, изображавшеися в виде человека с головой крокодила. Культ обоготворенной воды находил сво возражение в сложном ритуале возлеяний и очищений, которые должны были совершать все жрецы вплоть до самого фараона. Культ животных один из видов тотемизма, существовал в
Египте с древнейшей эпохи. Священным львам и львицам поклонялись в разных областях Египта, особенно львиноголовой богине Сохмет. Ядовитую змею почитали в городе Буто под имени богини Уаджит. Большое значение имели культы домашних животных. В древних столицах Египта Мемфисе и Гелиополе поклонялись священным быкам. Образ священного быка в последствие слился с образом обоготворнного царя, наделнного сверх естественной
силой. Бог творческой силы Хнум изображался в виде барана. Священного барана в образе бога Амона почитали в Фивах до позднего времени. В Мендесе и Гелиополе поклонялись священному козлу. Громадное распространнение во всем Египте получил культ священной коровы богини Хатор. Центр его был город. Покровителями царской власти из древне считали священного сокола, пчелу,
коршуна и змею. Царя часто изображали в виде могучего льва с головой человека Сфинкса. Египетскими богами становились на только те, которые были богами покровителями политического центра страны и которые имели шансы занять место во главе пантеона. Древние местные божества в связи с обьеденением страны тоже приобретали себе почитателей за приделами области первоначального поклонения. Как это бывало и в других странах, подобные божества получали определнную
функцию и рассматривались как покровители того или иного вида человеческой деятельности, профессии. Так, гермопольский бог Тот Ибис стал покровителем писцов и учных, Анубис - бог загробного царства, лотопольская Сохмед- богиня война, коптосский Мин покровитель иностранцев. Многие божества были привязаны к космическим явлениям, причем, конечно, возможно, что некоторым из них космические черты были присущи и тогда, когда они еще были чисто местными
покровителями. Большинство богов так или иначе связывалось с солнцем гелиопольский Атум Ра, глерокопольский Гор, бусирийский Осирис, фиванский Амон, обидоский Анхер, файюнский Собек, гермонтский Менту. С луной были связаны Тот, Исида, Холсу. С небом- Хатор, Нут. С землей Мин и Геб. В прочем, некоторые из этих богов, как
Геб и Нут, не имели связи с местными культами. Создание обще египетского пантеона повлекло за собой установлению богословско-мифологических связей между отдельными божествами. Так появились известные триады и эннеады божеств, не одинаковые, в прочем, в разных местностях. Фиванская троица Амон, Мут, Холсу Менфиская Птах, его супруга. Сохмет и их сын Нефертун. Из эннеад 9 божий распространена гелиопольская состоявшая из 4 пар богов
во главе с Ра Ра, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Все эти божественные группы составляли частью продукт слияния местных культов, частью пораждения чисто теологических спекуляций жрецов. С ругой стороны, сближение богов вело под час к их отождествлению. Жрецы отождествляли, например, гелиопольского Атума с
Ра, позже, в эпоху среднего царства, с тем же Ра отождествили фиванского Амона и крокодила Собека, с Осирисом был отождествлн Хентиементиу, с богонейХатор Тефнут. Так складывался все египетский пантеон. Вероятно, последствием того же процесса было и общеегипетское почитание священных животных местные священные животные, древние тотемы, делались предметом всеобщего поклонения.
Так, в историческую эпоху считались священными кошка, ястреб, ибис, крокодил Помимо целых видов чтились отдельные особи известный бык Апис бога Ра в Мемфисе, баран Осириса в Мендесе и другие животные, связанные с наиболее чтимыми богами. Тотемическое происхождение и этого общегипетского культа животных весьма вероятно. Однако некоторые исследователи вообще относят формирование настоящей зоолатрии к поздней поре истории
Египта. Магия Очень крупную роль играла в египетской религии магическая практика. По многочисленным текстам, изображениям, вещественным остаткам нам известно о применение магии во всех областях жизни народа и во все периоды египетской истории. Лечебно-предохранительная магия была, как это обычно и бывает, тесно связана с медициной. Египетская медицина, особенно рецептура, стаяла на сравнительно высоком уровне, тем не менее она была
вся пропитана магическими представлениями. Даже в найболее рациональном по своему духу медицинском трактате так называемом Папирусе Эберса 12 династия, 2000 год до н.э. имеется на ряду с рецептами немало заговоров от болезней в других медицинских сочинениях магии ещ больше. В эпоху Нового царства египетская медицина как бы закостеневши, вся насытилась магическими представлениями и примами, возможно, это объясняется, что лечебная практика попала преимущественно в руки жрецов.
Лечебные магии примыкала предохранительная. Особенно много было в ходу магических средств и заговоров от укусов змей и ядовитых насекомых, от крокодилов и разных хищников. Для лечебных и апотропеических целей применялись различные амулеты, снадобья, магические изобретения. Практиковалась и магия погоды, например колдовские средства борьбы с врагами солнца. Один из таких ритуалов описан в книге повержения Акопа, врага
Ра, которую жрецы фиванского храма читали ежедневно, сопровождая чтения мифа заговорами и магическими обрядами, чтобы сияло солнце. Известны и различные примы вредоносной магии колдование над восковой фигуркой врага, магические изображения и заговоры. На конец широко известна египетская заупокойная магия система магических средств для снискания покойнику благополучия в загробном мире. Магические представления существовали у египтян зачастую не в чистом виде, а осложненые образами богов.
Мифология Египетская мифология была, по-видимому, очень богата, но до нас дошла сравнительно небольшая е часть в ней отразились религиозные представления египтян. Мифология дат возможность лучше всего проследить постепенное развитие самой египетской религии, е последовательное наслоение, а так же выделить в местные культы, боровшиеся между собой за преобладание. Космогонических мифов у египтян не было, видимо, много, и они противоречили один другому.
Возможно, что в каждой местности существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству. Древнейший из таких мифов, дошедший до нас, содержится в мемфисском богословном тракте, относящемся, как считают, ко времени3 или 4 династии, когда Мемфис был столицей. В этом трактате создание мира приписывается местному богу Птаху Пта, который вытиснил Гора, Тота и других богов и как бы сам создал их и он родил богов, он создал
города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их теластатуи, по желанию их сердец Птах выполняет здесь, таким образом функции не только культурного героя. Гемопольское же жречество приписывало создание мира своему солнечному богу Ра Атуму. По гелиополькой космогонии, сам Ра был пораждн отцом своим, первобытным хаосом Нун из этого хаоса Ра, совокупившись сам с собой создал одно за другим высшие божества, людей животные.
Он изрыгнул бога Шу олицетворение воздуха и Тефнут его женское дополнение, а от этой божественной пары родилась в свою очередь Геб земля, Нут небо и другие боги, составившие великую 9 и родили они потомство многочисленное на земле этой. Людей создал Ра из своих слз. Солнце- око Ра, Луна его другое око. Гелеопольская космогония представляет собой, следовательно, цепь олицетворений соединнных идеей взаимного порождения и магического творения.
Здесь есть известная доля и эволюционной идеи. По другому мифу, Геб и Нут, земля и небо, в начале были плотно слитны и держали друга в объятиях. Бог Шу воздух отделил их друг от друга, подняв Нут высоко вверх. Сохранилось наглядное изображение этого мифа. Подобное представление поразительно напоминает известный майорийский миф об отделении неба от земли, только у маори эту работу выполняет не воздух, а бог
Тане- олицетворение древесной растительности. Но очень характерно, что в божественной паре земля небо египтяне, в большинства народов, небо считали женщиной, а землю мужчиной. В этой особенности сказались, очевидно, взгляды, порожднные матриархата, хотя в целом гелиапольская солнечная мифология отражает уже преимущественно патриархальную идеологию. Существовали и совсем иные космогонические и антропогонические представления.
Почитатели бога Хнума в Южном Египте верили, что этот бог горшечник вылепил людей на гончарном круге. Это представление сложилось под влиянием развитием ремесла. Есть так же намеки на существование мифа о мировом яйце, из которого родилось солнце, а может быть, и весь мир это вероятно, одно из самых архаичных космогонических представлений египтян, в мифологических олицетворениях явлений природы у египтян одно из первых мест вообще занимает солнце.
Солярные мифы египтян были очень разнообразны. В одном мифе солнце в образе великого кота борется с огромным змеем. Содержание другого мифа - борьба Ра солнца с подземным змеем Апопом отражает, конечно, суточное движение солнца и его нисхождение за западный горизонт. Ходячее мифологическое представление египтян заставляло солнце совершать свой ежедневный путь в барке ведь лодка была вообще главным средством передвижения в
Египте, стране, вытянутой вдоль узкой долины реки. Олицетворялось с солнце и в виде разных животных жука-скарабея, сокола, змеи, кота, ранее уже говорилось о мифологической связи дневного светила с космогонией, а так же с представлениями о загробной жизни. Небо олицетворялось египтянами или в виде женского образа- богини Нут е изображали опирающейся пальцами рук и ног на землю, с телом, выгнутым дугообразно вверх, или в
виде коровы на теле этой коровы изображены лодки солнца и луны и россыпи звезд. Олицетворялись мифологически у египтян и многие другие небесные и земные явления природы луна, воздух, земля, Нил, пустыня. В отличие от благодетельной природы Нильской долины, олицетворявшейся в образах добрых божеств, все связанное с губительными силами пустыни порождало образы враждебных демонических божеств Сета
Сетха, Сохмет. Объединение страны и общеегипетские боги. Возможно, что еще в эпоху до объединения Египта наметилось начало культа Общеегипетских богов это можно предположить потому, что известные черты культурной общности Египта прослеживаются еще в додинастическую эпоху. Но те же божества , культ которых в эпоху фараонов был распространен по всему
Египту, получили всеобщее признание лишь на глазах истории. Когда какой-нибудь ном становился центром государственного объединения Египта, его бог- покровитель делался предметом общегосударственного культа. Централизация культа была выражением и в то же время орудием централизации государственной власти. Древнейшим из общеегипетских богов был сокол Гор, которому вначале поклонялись в
Иераконполе и в Эдфу. Вышедшие из этой области цари были первыми объединителями Египта 1-я, 2-я династии, конец 4 тыс. до н. э , они и превратили свое племенное божество в общеегипетского бога солнца. Со времени перенесения столицы царства в Мемфис главным официальным богом Египта становился мемфисский бог Птах. Приход к власти 5-й династии, связанной с городом
Оном повлек за собой распространение культа местного бога Атума Ра, превратившегося в верховное божество Египта. Возвышение Фив как центра нового объединения Египта в эпоху 11-й и 12-й династий привело к тому , что местный , дотоле мало кому известный божок Амон занял место во главе всеегипетского пантеона и был сближен с прежним верховным богом Ра Амон- Ра . Со времени 26-й
Сакской династии видное место в культе заняла местная саксская богиня Нейт. 1.Религиозная система Древнего Египта. Основы цивилизации и государственности в долине Нила складывались в то же время и на той же материальной базе неолитическая революция в ближневосточном регионе, что и в Двуречье. Однако древнеегипетская социально- политическая структура заметно отличалась от месопатамской. Может быть, здесь сыграли свою роль природные условия долина
Нила значительно в большей степени, нежели междуречье Тигра и Евфрата, была единым хозяйственным организмом, требовавшим для своего нормального функционирования четкой централизованной администрации. Во всяком случае уже на рубеже 4-3 тыс. до н.э. Древнеегипетские протогосударства номы слились в единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем фараоном. В Египте не было традиции автономного существования городов- государств традиции,
которая позже сыграла большую роль в становлении демократических идей и институтов в античной Греции , столь заметной в Двуречье. Зато обожествление правителя достигло здесь небывалых размеров. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы. В качестве такового он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд первовспышки проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину
от имени стоявших за ним богов. Более высокая степень централизации древнеегипетского государства способствовала усилению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра ,но обычно служивших при этом какому- либо из могущественных местных богов. Богам этим, наследникам древних номовых божеств, приносились обильные жертвы. В их честь строили пышные храмы, а наиболее известные из них, как бог солнца Ра Амон-Ра провозглашались отцами правителя. Совмещая функции администраторов и служителей храмов, древнеегипетские
жрецы сосредоточили в своих руках практически все руководство страной как в сфере экономики и политики, так и в области духовной культуры, будь то грамотность, знания, образование или иные отрасли культурной традиции. Именно жрецы были служителями древнеегипетского культа, мастерами тщательно разработанного ритуала. На нужды строительства и ритуала тратились огромные средства, примером чему может служить сооружение сооружение колоссальных пирамид для погребения обожествленных правителей.
Пирамиды -во многих отношениях символ древнего Египта, символ степени обожествления его фараонов, щедрого использования избыточного продукта на нужды цементировавшего общество ритуала, символ огромной власти администрации центра, наконец, символ веры. Согласно верованиям древних египтян, после смерти человека его души вели себя по- разному ба возносилась на небо, солнцу это в первую очередь относилось к фараону , а ка оставалась с телом, причем от степени сохранности ее и тела зависели как блакополучие умершего
в загробном мире,так и потенциальная возможность реинкарнации, т.е. возрождение в той или иной форме. Именно поэтому тело фараона так тщательно бальзамировали, приготавляя из него мумию, а для его души ка в гробнице создавали поистине царские условия достаточное представление о них дают раскопки гробницы Тутанхомона. Естественно, что для сохранения мумии и сокровищ в неприкосновенности нужны были немалые предосторожности надежнее всего было упрятать их в середину огромной пирамиды, которая к тому же служила
и символом славы, элементом престижа покойного правителя. Египетские боги, как и боги Двуречья, имели немало зооморфных черт и признаков бог Гор изображался с головой сокола, Собек - с головой крокодила, богиня Бастет с кошачьей головой. Многие животные почитались священными бык, крокодил, кошка, змея, птица ибис, жук скарабей и т.д. Как и в Двуречье, у египтян сложились различные мифы о сотворении мира, создании
людей богами из глины. Но главным был миф об умерающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде. Осирис и Исида Испытали не малые приключения, связанные с гибелью бога, отмщением его врагом и воскрешением умершего при помощи жены, что символизировало идею плодородия, весеннего возрождения природы. В более поздних мифах Осирис приобрел также и функции повелителя подземного царства мертвых, определившего
грехи и заслуги покойников. Это разделение умерших на грешников и праведников, из которых первых в подземном царстве пожирали чудовища, а вторые продолжали существовать в загробном мире, уже приближалось к идеи о послесмертном воздоянии, столь детально разработанной позже в хрестьянском и индуиско-буддийском учениях о Рае и Аде, а ещ раньше правда в менее рахработанной форме в иранском зороастризме. Рождение подобной идеи в стране пирамид неудивительно.
Каждый, кто мог себе это позволить, старался обеспечить сво загробное существование в наилучшем виде, как о том свидетельствуют богатые гробницы с разнообразным инвентарм, скульптурными портретами умершего, изображениями сцен из его жизни и даже фигурками для выполнение различных работ на том свете. И хотя культур этической нормы, которой позже более развитых системах был положен в основу критерия, определившего судьбу загробного существования индивида, в древнеегипетских религиозных верованиях проявлялся
не очень заметно, зачатки его в форме осуждения за грехи и проступки появились ещ в глубокой древности. Как и в Двуречье, в централизованном Египте существовало множество богов, причм выдвинувшиеся на первое место в эпоху нового царства главный из них, Амон-Ра, отнюдь не вытеснил остальных. Жрецы каждого из богов обычно стремились к определнной самостоятельности и были преданы именно своему божеству, хотя, в принципе, могли служить и другим.
Однако даже самые влиятельные жреческие группировки не могли рассчитывать на единовластие. В Египте, как и в других обществах древности, включая и античную Грецию господствовал политеизм. Время для монотеизма ещ не настало. И вс-таки именно в Египте с его наибольшей степенью централизацией политической власти эта идея возникла раньше всего. Первым, кто попытался осуществить е, был фараон
Аменхотеп IV живший в XIV веке д.н.э. Вступив на престол в момент осторого политического кризиса, он попытался было опереться в борьбе с фиванскими жрецами Амона на жрецов других храмов. Не добившись успеха, Аменхотеп решился на резкий переворот он отменил культы Амона, Пта и др. влиятельных египетских богов и учредил новый все общий и обязательный для всех культ
единого бога Атона- бога солнца, солнечного диска. Фараон изменил сво имя на Эхнатон угодный Атону И построил новую столицу- Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя нового бога. Однако реформа не имела последствий в скоре после смерти Эхнатона культура старых богов были восстановлены, а затем и имя фараона еретика было преданно проклятию.
Изменения в египетской религии Египетская религия отличалась необычайным консерватизмом. Однако и в ней по мере изменения исторических условий не вс оставалось неизменным. Общая линия развития состояла, во-первых, в постоянном слияние местных культах и объединении в общественный и общенародный культ с общеегипетскими богами и организованным жречеством но народу с этим до самого конца сохранялись и обособленные местные культы с их локальными божками, святилищами, обычаями и верованиями.
Во-вторых, общая линия развития состояла в том, что по мере роста социальных противоречий вс более заострялась классовая, угнетательская роль религии, усиливалось жречество, превращавщееся в замкнутую касту, как часть господствующего класса. В-третьих, постепенно сказывалось тенденция, хотя и слабая, к преодолению национальной замкнутости египетской религии в этом отражалось расширение международных политических и культурных связей Египта. В самом деле, ещ с эпохи
Среднего царства по мере экспансии Египта, соприкосновения его с соседними народа в египетском пантеоне появляются боги чужеземного происхождения таковы, например, нубийские божества Дедун, Бес, ливитская богиня Нейт. В эпоху великих завоеваний 18 династии в Египте появились боги Семитических народов Азии Ваал, Астарта и др. При Саисской 26 династии, проводившей политику нациальной реставрации, чужеземные культы
подверглись преследованию и правительство стремилось восстановить почитание чисто египетских богов. Это, однако, не надолго приостановило процесс интернационального смешения богов и культов. Наряду с проникновением чужих богов в Египет имело место и обратное распространение почитания египетских богов в других странах Амона, Осириса, Исиду и д.р. чтили в Финикии, Сирии, даже в Греции. Это явление, ведшее к религиозному синкретизму, с особой силой сказалось
в эллинистическую и римскую эпохи. В нм отразились начало кризиса рабовладельческих обществ и замкнутых государств Средиземноморья. Список использованной литературы Васильев Л.С. Крестьянское даосское восстание желтых повязок Васильев Л.С. История религий востока. М. 98 Вейс Г. История цивилизации I том. Египтяне пирамиды и другие постройки.
М. 99г. Древние цивилизации. Под редакцией Бонгард-Левина Г.М. М. 89г. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. 86г. История Древнего Востока. Под ред. В.И. Кузимнинкова. М. 79г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |