Реферат по предмету "История"


Каменщики



План
Введение
1 Особенности

2 История

3 Современное состояние

4 Источники




Каменщики имеет самоназвание каменщики, бухтарминцы


Введение


Ка́менщики (бухтарми́нские каменщики, бухтарми́нские старообрядцы, алтайские каменщики, бухтарми́нцы
) — этнографическая группа русских, сформировавшаяся в XVIII – XIX веках на территории Юго-Западного Алтая в многочисленных труднодоступных горных долинах бассейна реки Бухтарма и высокогорной Уймонской степи у истоков реки Катунь. Название происходит от старинного русского обозначения гористой местности – «ка́мень». Формировалась из семей старообрядцев, преимущественно беспоповцев поморского согласия, и других беглецов от правительственных повинностей — старообрядцев, горнозаводских крестьян, рекрутов, крепостных, каторжников и более поздних поселенцев.


Исторический диалект языка — о́кающий[1].


1. Особенности


Формирование бухтарминских каменщиков явилось результатом смешения выходцев из различных регионов и различных социальных групп, постепенно вливавшихся в общины старожилов. Основу составляли кержаки из Нижегородской губернии.[2] Отмечено влияние выходцев из Поморья, Олонецкой, Новгородской, Вологодской, Пермской губерний,[3] Западной Сибири и Алтайского края, а также казахов, алтайцев, ойратов.[4] В силу общего происхождения и длительного совместного проживания бухтарминцы особенно сблизились с «поляками». Из-за нехватки женщин, случались смешанные браки с местными тюркскими и монгольскими народами (обязательным для невесты было принятие староверия), дети считались русскими. Заметно влияние казахских традиций на быт и культуру каменщиков в элементах одежды, предметах быта, некоторых обычаях, знании языка.[5] Существовал обычай усыновления чужих детей вне зависимости от национальности. Внебрачные дети носили фамилию деда по матери и пользовались такими же правами, как и "законные".[6] Старообрядцы во избежание близкородственных браков помнили до девяти поколений предков.[7]


Исследователями отмечалась большая зажиточность бухтарминских каменщиков, из-за минимального давления государственных повинностей, внутренней системы самоуправления и взаимопомощи, особого склада характера, щедрых природных богатств края, использования наемных работников. Каменщики вплоть до коллективизации представляли весьма замкнутое и локальное общество, со своей самобытной культурой и традиционным бытовым укладом — по консервативным нормам и правилам православных старообрядческих общин, с сильным ограничением внешних контактов.


2. История


С самого начала XVIII века, русские беглецы селились за Колывано-Кузнецкой укрепленной линией в обширных труднодоступных местах южных Алтайских гор. После ослабления и разгрома Джунгарского ханства войсками Цинской империи Бухтарминский край оказался на нейтральной территории, между нечеткими границами Российской империи и Китая. Край был богат природными ресурсами и находился вне правового поля соседних государств. Первые староверы появились здесь ещё в 1720-е годы, но документальные свидетельства относятся лишь к 1740-м. Причиной побегов было введение в 20-е гг. XVIII в. двойного оклада со староверов, а также распоряжение 1737 г. о привлечении раскольников к горным работам при казенных заводах.[8]


Долина Бухтармы зачастую являлась конечной целью беглецов. Позже эти земли получили название Беловодье.


Основателем бухтарминской вольницы считался крестьянин Афанасий Селезнев, а также Бердюгины, Лыковы, Коробейниковы, Лысовы. Их потомки и сейчас живут в селах на берегу Бухтармы.[9]


Первые поселения состояли из одиночных домиков, заимок и маленьких поселков в 5-6 дворов. Каменщики занимались охотой, сельским хозяйством (преобладала залежно-паровая система), рыболовством, пчеловодством, позднее мараловодством (разведением алтайского подвида Благородного оленя). Обменивали добытые меха и продукты на товары у соседей - сибирских казаков, казахов, алтайцев, китайцев, а также заезжих русских купцов. Деревни строились возле речек, и в них обязательно ставили мельницу и кузницу. В 1790 году насчитывалось 15 селений. Часть каменщиков ушла из Бухтарминской долины дальше в горы, на реки Аргут и Катунь. Ими было основано старообрядческое село Уймон и ещё несколько поселений в Уймонской долине.[10]


После основания Бухтарминской крепости обнаружилось 17 русских поселений в окрестных горах на нижней Бухтарме.[11]


Рескриптом Екатерины II от 15 сентября 1791 г. часть каменщиков (205 мужчин и 68 женщин[12]) и заселенные ими территории были приняты в состав России как Бухтарминская инородческая управа и Уймонская инородческая управа. Они расплачивались с правительством ясаком в виде пушнины и звериных шкур, как инородцы. Кроме того, бухтарминцы были освобождены от подчинения присылаемой администрации, горно-заводских работ, рекрутчины и некоторых других повинностей.


После получения официального статуса российских подданных бухтарминские каменщики переселились в более удобные для жительства места. В 1792 г. вместо 30 мелких поселков из 2-3 дворов образовались 9 деревень, в которых проживало чуть более 300 чел.: Осочиха (Богатырево), Быково, Сенное, Коробиха, Печи, Язовая, Белая, Фыкалка, Малонарымская (Огнево)[13].


В 1796 г. ясак заменили денежной податью, а в 1824г. – оброком как с оседлых инородцев. В переписи 1835 года в управе числилось 326 мужчин и 304 женщины.


В 1878 г. Бухтарминская и Уймонская инородческие управы упразднены и превращены в обычные крестьянские управы с ликвидацией всех льгот[14].


В 1883 г., народонаселение Бухтарминского края, входившего в административном отношении в Бийский округ Томской губернии, составляло 15503 души обоего пола, в том числе в Зыряновской волости проживало 5240 душ; Бухтарминской крестьянской – 4931, Бухтарминской инородческой – 2153, Большенарымской – 3184 души. Бухтарминская крестьянская волость состояла из 11 селений, жители которых занимались скотоводством, хлебопашеством, пчеловодством, перевозкой руд от Змеиногорского рудника на Бухтарминскую рудосплавную пристань, торговлей и пр. В их пользовании находилось 5000 дес. пашни и до 1400 дес. сенокосных земель[15]. Часть неизвестных властям поселений сохранялась до Октябрьской революции и Коллективизации.


В 1927 году только в пяти основанных каменщиками Бухтарминских деревнях насчитывалось свыше 3000 человек[16].


3. Современное состояние


В результате предсоветских, советских и пост-советских культурно-политических процессов и миграций потомки бухтарминцев причисляют себя к общерусскому этносу и проживают в различных регионах Казахстана, России, Китая[17], США[18][19], и других странах мира. Наибольшее количество потомков алтайских каменщиков живёт в городах и селах Восточно-Казахстанской области. В переписи 2002 года на территории РФ – лишь 2 человека указали свою принадлежность к каменщикам.


4. Источники


1. [1] — Народы России. Энциклопедия


2. Александров В.А. Русские старожилы Сибири. Историко-антропологический очерк. М., 1973. С. 118, 119.


3. Гуляев С.И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские губ. вед,- 1854.- N 21.


4. [2] — Традиционная одежда крестьян-старожилов Верхнего Приобья


5. [3] — Исследования бухтарминских каменщиков Н.М. Ядринцевым


6. [4] — Старообрядческая семья Южного Алтая в ее историко-социальном развитии


7. [5] — Сельские поселения на Алтае XVIII - начала XX в.


8. [6] — Старообрядцы Алтая


9. [7] — Быль волшебной страны


10. [8] — Русское наследие Алтая (Поселения, Жилище, Одежда, Пища и Утварь)


11. [9] — Русское население Юго-Восточного Казахстана во второй половине XIX в.


12. [10] — ВОЛЬНЫЕ КАМЕНЩИКИ СИБИРИ


13. [11] — Рескрипт Екатерины II


14. [12] — Хронологический перечень важнейших дат из истории алтайского старообрядчества


15. [13] — К истории вопроса о передаче Бухтарминского края из Алтайского округа в Семипалатинскую область


16. [14] — Бухтарминские старообрядцы. Материалы комиссии экспедиционных исследований


17. [15] — Путешествие в Китай: Русская община в Синьдзян-Уйгурском районе


18. [16] — Старообрядческие миграции и Томский край


19. [17] — Староверы в США



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Gender In International Relations Essay Research Paper
Реферат Корпоративная автоматизированная информационная система как ресурс бизнеса (как поставить ИТ на службу бизнеса?)
Реферат Анализ зарубежного и российского опыта социального обеспечения населения
Реферат Приемы биологизации земледелия
Реферат Характеристика "Новых индустриальных стран"
Реферат Информационные технологии как средство формирования пространственного воображения школьников при
Реферат Администрация муниципального образования тихвинский муниципальный район ленинградской области
Реферат Логика 12
Реферат Психоаналитическая модель социальной работы с семьей
Реферат Методика раскопок курганов
Реферат Методика педагогических исследований. Методы выявления и изучения педагогических инноваций
Реферат Декурион
Реферат Державна влада та посадові особи в історії України
Реферат Детермінація суспільних стосунків
Реферат Воспитательная система класса