План: Введение. 1. Понятие, содержание и методы правового регулирования. 2. Структура механизма правового регулирования. 3. Эффективность правового регулирования. 14 Заключение. 18 Список использованной литературы 20 Введение. Человеческое общество характеризуется той или иной степенью орга-низованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов
отдельного человека и сообщества людей (больших или малых социальных групп). В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Ре-гулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то ка-ким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирова-ние). На всем протяжении своего развития общество выработало многооб-разную систему средств и способов регламентации
поведения людей. Сред-ства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие. К средствам социального регулирования относят, прежде всего, соци-альные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Но норма - хотя и основное, но далеко не единственное средство воз-действия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психи-ческого,
организационного принуждения и т.д. В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, которому и посвящена данная работа. Целью данной курсовой работы является изучение механизма правово-го регулирования, его структуры, содержания, методов. Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи: 1. Дать понятие правового регулирования; 2. Раскрыть содержание и указать методы правового регулирования;
3. Дать характеристику структуры механизма правового регулирова-ния; 4. Указать критерии эффективности правового регулирования. 1. Понятие, содержание и методы правового регулирования. В узком смысле под правовым регулированием понимается «воздейст-вие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упо-
рядочения и прогрессивного развития»1. Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том чис-ле правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необ-ходимо, прежде всего, понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.
Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечиваю-щими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязатель-ность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества. Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ста-вит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных
актов, индивидуальных решений, других пра-вовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии. Исходя из этих задач можно сформулировать следующее определение. Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.
Например, в целях упорядоче-ния использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффек-тивности землепользования издается закон о земле. И воздействие норм зе-мельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием. Если же под воздействием законодательного акта или его норм насту-пают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие
не может считаться правовым регулированием. Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляе-мое неюридическими средствами. Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологиче-ское воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные от-ношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и спо-собами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеоло-гическую стороны жизни человека.
«В сферу правового регулирования должны входить те отношения, ко-торые имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение, как индиви-дуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять оп-ределенные правила, признания обязательности
этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязатель-ность которых подкреплена достаточно действенной силой. История правовой жизни общества показала, что в сферу правового ре-гулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих пе-речисленным признакам. Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявля-ется возможность и необходимость правового регулирования имуществен-ных
отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересо-вано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценно-сти имущества в денежном эквиваленте), обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принужде-ния. Вторую группу образуют отношения по властному управлению обще-ством. В управлении социальными процессами заинтересованы, и человек, и общество.
Управление осуществляется ради удовлетворения как индивиду-альных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по стро-гим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу пра-вового регулирования входит государственное управление социальными процессами. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, ко-торые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена цен-ностями и процессов управления в обществе.
Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указан-ных сферах».1 Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные отношения,
требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений. Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет пра-вового регулирования, обусловливают сте¬пень интенсивности правового ре-гулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень обязатель-ности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, сте-пень детализированное предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воз-действия. В теории правового регулирования принято выделять два метода пра-вового воздействия. Метод децентрализованного, диспозитивного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъ-ектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои ча-стные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.
Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отноше-ния. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как пра-вило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интере-сы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизо-ванное управление социальными процессами, наделенное властными обще-значимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные мето-ды используются в
публично-правовых отраслях (конституционном, админи-стративном, уголовном праве). Необходимо также сказать о способах правового регулирования. Спо-собы правового регулирования определяются характером предписания, за-фиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового ре-гулирования. Первый способ - предоставление участнику правовых отношений субъ-ективных прав (управомочивание).
Он выражается в делегировании комплек-са дозволений управомоченному лицу на совершение определенных дейст-вий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоря-жаться принадлежащей ему вещью). Второй способ - обязывание как предписание совершить какие-то дей-ствия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги). Третий способ - запрет, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать: - применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение); - предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматри-вающих возможность применения правового принуждения; - стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых предусмотрено поощ-рение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационали-
заторскую деятельность). Со способами правового регулирования (как основными, так и допол-нительными) взаимодействуют неюридические способы влияния на созна-ние, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Например, нормы права, правовые акты (нормативные и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. С их помощью до сведения людей доводится информация, которую они могут использовать в своих интересах. Они информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о
последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть по-следствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием. Особое место в сложном построении правового регулирования зани-мают общие юридические запреты и общие юридические дозволения. Опре-деление «общие» применительно к запретам и дозволениям означает, что со-ответствующее правовое предписание является основным, исходным направ-ляющим для определенной сферы
общественных отношений. На основе соотношения общих дозволений и запретов в юридической литературе и в правовой жизни сложились две юридические формулы, на ос-нове которых выделяются два типа правового регулирования. 1. Дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой форму-ле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты.
Как правило, объем этих запре-тов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. На-пример, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип право-вого регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных за-дач. Он характерен для отношений, регламентируемых отраслью граждан-ского права.
2. Запрещено все, кроме прямо разрешенного. Сказанное означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только дей-ствия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запре-щены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешитель-ным. Он присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государ-ственным управлением (административное право). Здесь в законе указывает-ся точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за
пре-делы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено. Безусловно, нет отраслей права, построенных лишь на одном типе пра-вового регулирования. Так, в гражданское право «вкраплены» элементы раз-решительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, ре-гулирующие отношения управления по общедозволительному типу. Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип пра-вового регулирования связан с закреплением
в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способом достижения поставленных це-лей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необхо-димости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юри-дической ответственности и ряда других мер государственного принуждения. 2.
Структура механизма правового регулирования. «Механизм правового регулирования – это система правовых средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений»1. С точки зрения структуры механизм правового регулирования – это сложная система, имеющая свои элементы. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: - юридические нормы, - нормативно-правовые акты, - акты официального толкования, - юридические факты, - правоотношения, - акты реализации
права, - правоприменительные акты, - правосознание, - режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения свои спосо-бом. Нормы права выступают как предписание и как образец, модель пове-дения в правовых отношениях. Они служат исходной базой правового регу-лирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы по-следствия соблюдения или нарушения зафиксированного в них предписания.
Нормы права — это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднорматив-ный характер. Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений. Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений по использованию материальных
благ (имущества), по установлению правового положения участников гражданско-право¬вых отношений. Акты официального толкования - документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм. Юридические факты - предусмотренные нормами права жизненные си-туации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возник-новение, изменение и прекращение правовых отношений.
Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализирован-ные акты поведения членов общества (субъектов права). Через правоотноше-ния осуществляется реализация права, это основной путь претворения пред-писаний норм права в акты поведения людей. Акты реализации права - это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний норм права.
В таких действиях (в ряде случаев закрепленных в юридических документах, напри-мер договорах) реально осуществляются выраженные в правах и обязанно-стях меры возможного или должного поведения. Акты применения права суть индивидуализированные властные пред-писания, направленные на регламентацию общественных отношений. Это ак-ты (как действия, так и документы) индивидуализированного правового ре-гулирования. Наиболее ярким примером акта применения права является ре-шение суда по конкретному юридическому
делу. В качестве своеобразных элементов механизма правового регулирова-ния выступают правосознание и режим законности. Своеобразие этих эле-ментов заключается в их нематериальности, но нематериальность не мешает им оказывать действенное влияние на весь процесс правового регулирования. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффек-тивность работы всех элементов механизма правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования воздействуют на обще-ственные
отношения не только специфически юридически. Например, нормы права, акты законодательства, решения судов оказы-вают на поведение людей и на общественные отношения информационное, психологическое, идеологическое воздействие. Под их влиянием формиру-ются психологические установки, мотивы поведения людей. В реальной действительности специальные юридические средства и способы воздействия на поведение людей сочетаются в различных комбина-циях с неюридическими.
Детальное изучение вопросов механизма действия права характерно для инструменталистского направления в правоведении, где право рассмат-ривается как инструмент ре¬шения индивидуальных и групповых социальных задач. Анализируя разнообразные юридические формы и средства воздейст-вия на поведение людей и общественные отношения, можно выяснить, какие из них наиболее оптимальны, эффективны в данных условиях, каких резуль-татов можно достичь, используя те или иные юридические средства в каком-либо их сочетании.
Исследование механизма правового регулирования «вооружает» зако-нодателя «набором» инструментов - оптимальных юридических средств и правовых механизмов - для эффективного решения задач, стоящих на данном этапе развития общества. Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволяет грамотно осуществлять правореализацион-ную юридическую деятельность. 3. Эффективность правового регулирования. Целью осуществления правового регулирования является правопоря-
док. «Правопорядок – это такая система общественных отношений, которая устанавливается в обществе в результате точного и неуклонного осуществле-ния предписаний правовых норм всеми субъектами права»1. Правопорядок еще принято рассматривать как процесс соблюдения, исполнения и применении законов и подзаконных актов, как итог воплоще-ния законности в реальные общественные отношения. Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается
он только на основе право-вых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различ-ных общественных организаций и других неправовых нормативных регуля-торов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей систе-мы общественных
отношений, складывающейся под воздействием норма-тивного регулирования. Это часть общественного порядка. Общественный порядок представляет собой «всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организа-ций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов»2. В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимо-действуют между собой и находятся под
его защитой. Однако только право-порядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Дру-гие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно обще¬ственными, естественными на-выками и привычками, силой традиции. В субсистеме отношений, образующих общественный порядок, основ-ным связующим звеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражает наиболее существенные черты нормативного регулиро-вания в
целом. Эффективность правового регулирования (достижение поставленных целей) обеспечивается рядом условий (гарантий). Под такими гарантиями понимаются такие условия общественной жиз-ни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравствен-ные гарантии законности и правопорядка. К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются
эквивалентные отношения ме-жду производителями и потребителями материальных благ. При эквивалент-ных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих услови-ях любой субъект права становится экономически свободным и самостоя-тельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реали-зует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка
в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гаран-тируются режимом законности и получают объективное воплощение в пра-вопорядке. Политическими гарантиями являются все элементы политической сис-темы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные законо-мерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения
и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения все-мерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность право-порядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лиша-ются защиты со стороны государства. К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная
на предотвращение и пре-сечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законода-тельные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют зако-нодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные дей-ствия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правона-рушений осуществляют правоохранительные
государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий пра-воохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает опти-мальный режим законности и устойчивость правопорядка. Нравственными гарантиями являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культу-ры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к че-ловеку, его интересам и потребностям.
В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регу-лирования участвуют все звенья политической системы общества, в том чис-ле благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, шко-ла, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка. Все перечисленные условия взаимодействуют между собой, взаимо-обусловливают и, дополняя друг друга,
обеспечивают законность и правопо-рядок в обществе. Заключение. Таким образом, правовое регулирование - это целенаправленное воз-действие на поведение людей и общественные отношения с помощью право-вых (юридических) средств. В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам. Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными).
Вторую группу образуют от-ношения по властному управлению обществом. В третью группу входят от-ношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нор-мальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят
особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воз-действия. В теории правового регулирования принято выделять два метода пра-вового воздействия: метод децентрализованного, диспозитивного регулиро-вания, метод централизованного, императивного регулирования. Способы правового регулирования определяются характером предпи-сания,
зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведе-ние людей. В теории права принято выделять три основных способа правово-го регулирования. Первый способ - предоставление участнику правовых от-ношений субъективных прав (управомочивание); второй способ - обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого до-ма обязывается платить налоги); третий способ - запрет, т.е. возложение обя-занности воздерживаться от определенных
действий (например, работодате-лю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних). В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать: применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение); предупредительное (пре-вентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения; стимулирующее воздействие норм права. Механизм правового регулирования – это система правовых средств, при помощи
которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений. С точки зрения структуры механизм правового регулирования – это сложная система, имеющая свои элементы. К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся: юридические нормы, норма-тивно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, право-сознание, режим законности.
Целью осуществления правового регулирования является правопоря-док. Эффективность правового регулирования (достижение поставленных целей) обеспечивается рядом условий (гарантий). Под такими гарантиями понимаются такие условия общественной жиз-ни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравствен-ные гарантии законности и правопорядка.
Список использованной литературы: 1. А.Б.Венгеров Теория государства и права. Учебник. Изд. «Юрис-пруденция», М 2000 2. Теория права и государства. Учебник под ред. В.В.Лазарева, М Изд. «Право и закон», 2001 3. В.Н.Хропанюк Теория государства и права. Учебник, М Изд. «Интерстиль» 2002 4.
В.Я.Любашиц Теория государства и права. Учебник, Ростов-на-Дону, изд. «МАРТ», 2002 5. Теория государства и права. Учебник. Под ред. В.М.Корельского, М Изд. «НОРМА», 2000
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |