Реферат по предмету "История"


Блаженная Феодора



План
Введение
1 Жизнеописание
1.1 Происхождение и брак
1.2 Тайное иконопочитание
1.3 Регентство Феодоры
1.4 Отход от управления и кончина


2 Восстановление иконопочитания
2.1 Константинопольский собор 842 года
2.2 «Торжество Православия»
2.3 Период реакции


3 Источники и историография

4 Сноски и источники




Введение


Феодо́ра (греч. Θεοδώρα — Божий дар, 815— 867 гг.) — византийская императрица, жена императора-иконоборца Феофила, регентша (842 — 856 годы) при своём сыне императоре Михаиле III.


Почитается христианской церковью как святая за восстановление иконопочитания. Память блаженной Феодоры в православной церкви совершается 11 (24) февраля, в католической — 11 февраля.


1. Жизнеописание


1.1. Происхождение и брак


Феодора родилась около 815 года[1] в Пафлагонии (область на севере Малой Азии) в городе Эвиссе в семье друнгария Марина и Феоктисты.[2] Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной (это потом заставляло её чувствовать себя неловко при императорском дворе). Феодора стала женой императора Феофила, который выбрал её на смотре самых красивых девушек империи, проведённом по указанию его мачехи Евфросинии.


Венчание Феодоры и Феофила состоялось в 831 году в церкви святого Стефана в Дафнийском дворце Константинополя. После брака мать Феодоры получила чин «опоясанной патрикии
», её сестры также были приглашены ко двору и вышли замуж за императорских сановников; быструю карьеру при дворе сделали и её братья Петрон и Вард.


В браке у Феодоры родилось пять дочерей (Фекла, Анна, Анастасия, Пульхерия, Мария) и два сына — старший Константин, утонувший в детстве (ок. 835), и младший Михаил, ставший в 842 году императором.[5]


1.2. Тайное иконопочитание


Императрица Феодора.
Миниатюра из Минология Василия II, конец X-начало XI вв.


Встреча императрицы Феодоры с монахом-иконописцем Лазарем
. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, начало XIII века. Лазарю по приказанию Феофила была отрублена рука, которая, по преданию, чудесным образом приросла


Вместе с Феодорой в императорской семье появилось тайное иконопочитание. Её супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора хоть и пыталась оказывать поддержку своим друзьям, но сама была вынуждена скрывать от мужа и придворных иконы. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов в своей половине дворца. Продолжатель Феофана описывает случай, когда Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис и без злого умысла проговорился об этом императору:




«Царь все понял, воспылал гневом и, как встал из-за стола, сразу отправился к жене, осыпал ее всякой бранью и бесстыдным языком своим обозвал идолопоклонницей и передал слова помешанного. На что она, уняв гнев, сразу ответила: "Не так, совсем не так, царь, понял ты это. Мы со служанками смотрелись в зеркало, а Дендрис увидел отраженные там фигуры, пошел и без всякого смысла донес о том господину и царю". Так удалось ей тогда погасить царский гнев»
.[2]

За свою болтливость шут был подвергнут Феодорой телесному наказанию, и когда потом император узнавал у Дендриса «не целует ли снова мама красивых лялек
», тот схватился за зад и отказался отвечать о «ляльках».


К иконопочитанию в тайне от отца приучали и его детей, которые часто бывали в доме их бабки Феоктисты, матери Феодоры (согласно Продолжателю Феофана; по Логофету же это была Евфросиния, мачеха Феофила). Однажды младшая дочь Феодоры рассказала отцу, что их бабка в ларце держит «прекрасных кукол», которых прикладывает ко лбу своих внучек и просит, чтобы их с благоговением целовали. Император не стал наказывать Феоктисту, которой одной по праву родства дозволяли осуждать иконоборчество, но запретил возить детей к бабке. Историки отмечают, что практически всё окружение императора было на стороне иконопочитания, знал об этом и император.


1.3. Регентство Феодоры


На смертном одре Феофил провозгласил Феодору регентшей при своём трехлетнем сыне Михаиле и потребовал от неё и логофета Феоктиста поклясться, что они останутся верны проводившейся им политике и не поколеблют положения его друга, патриарха Иоанна.[6] Перед смертью Феофил, опасаясь борьбы за престолонаследие, потребовал принести ему голову влиятельного военачальника Феофоба, женатого на сестре императора. По рассказу Продолжателя Феофана Феофил умер, держа голову Феофоба в своих руках.[2][7]


После смерти Феофила 20 января 842 года Феодора стала регентом на время несовершеннолетия юного монарха. Империей в этот период вместе с Феодорой управлял Совет, состоящий из логофета Феоктиста, Варды, брата Феодоры, и магистра Мануила, дяди Феодоры, которые были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.


Царь Борис I шлёт послов к императрице Феодоре
. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, начало XIII века


В период регентства Феодора добилась успехов в области управления империей: ряд военных побед, одержанных над арабами, подавление восстания славян в Элладе, миссионерская деятельность среди хазар и болгар. В период её правления было отражено нашествие болгарского царя Бориса I, которому, по словам византийских писателей, Феодора направила послание со следующими словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира
».[8] Слова послания носят легендарный характер, воспроизводя слова амазонок в «Романе об Александре» Псевдо-Каллисфена. После военных неудач Борис принял решение в начале 860-х годов о принятии христианства своим народом и был крещён под именем Михаила — в честь сына императрицы Феодоры.[9] Продолжатель Феофана отмечает личную роль Феодоры в деле христианизации Болгарии, хотя, следуя агиографической традиции, основную причину крещения видит в избавлении болгар с помощью Бога от сильного голода.


В заслугу Феодоре следует отнести хорошее управление финансами империи. Когда она отошла от дел управления, государственная казна была наполнена: «имеется в царской казне золота - девяносто тысяч кентинариев, серебра же три тысячи, что часть денег добыл и накопил ее муж, а часть она сама, ибо не любит роскошествовать и расточать средства
».[10]


Феодора и Михаил.
Фреска Благовещенского собора Московского Кремля


Историки отмечают, что фактическая власть в империи в период регентства Феодоры принадлежала логофету Феоктисту[11], имевшему огромное влияние на Феодору. Он добился права жить в императорском дворце, это порождало слухи при дворе насчет характера его отношений с императрицей. Диль отмечает, что Феодора даже думала выйти за него замуж или выдать одну из своих дочерей, а чтобы освободить ему дорогу к полной власти, она была готова по примеру императрицы Ирины ослепить своего сына.


1.4. Отход от управления и кончина


Сын Феодоры, молодой император Михаил III, отличался несдержанным поведением и заслужил у современников прозвище «Пьяница
». Он устраивал оргии, заставляя одного из собутыльников играть роль шутовского патриарха, а всё сборище делал шутовским духовным собором, подражая церковным церемониям.


В 856 году Михаил, которому было 16 лет, по наущению Варды (своего дяди по матери), который стал оказывать сильное влияние на молодого императора, приказал убить логофета Феоктиста. Феодора прокляла Варду, и, отдав отчет сенату о состоянии государственной казны, официально оставила регентство, передав всю власть сыну.


Вскоре, согласно Продолжателю Феофана, Феодора с 4 незамужними дочерьми была насильно пострижена по приказу братьев и сына в монахини и заключена в константинопольском дворце Кариан. Там она вела тихую частную жизнь под надзором Варды, возможно там же была свидетелем первого набега русов на Константинополь в 860 году. После кончины её тело было перенесено в Гастриев монастырь, куда также переселились её дочери. По другим источникам Феодора 8 лет вела праведную жизнь в монастыре, где мирно скончалась 11 февраля 867 года.[12] Мощи Феодоры в 1460 году были переданы турками жителям города Корфу,[13] где и хранятся по настоящее время в кафедральном соборе.[14]


2. Восстановление иконопочитания


Дискуссия по вопросам веры и икон с участием императорицы Феодоры
. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, начало XIII века


2.1. Константинопольский собор 842 года


Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На сороковой день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Для восстановления иконопочитания необходимо было сменить патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика. Феодора, по совету Мануила, направила Иоанну письмо с просьбой оставить патриарший престол. Получив этот ультиматум от Феодоры, Иоанн попросил время на размышление, после чего нанёс себе ножом неопасные раны в живот, а затем заявил, что посланец Феодоры пытался его убить. Было произведено расследование, согласно которому патриарха признали, ссылаясь на показания прислуги, виновным в намеренном нанесении себе ран с целью вызвать волнение в обществе.[8] Иоанн был свергнут церковным собором с кафедры «за попытку самоубийства
», изгнан из церкви и заключен в своём имении (по Логофету в монастыре Клидион на Босфоре). По хронике Георгия Амартола Иоанн после изгнания выскоблил глаза на нескольких иконах, за что «нанесли ему ременными плетьми 200 ран
».[15]


Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе был зачитан и одобрен томос текст которого не сохранился, но из других источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствовал иконоборчество.[16] Также собор вернул из ссылок всех ранее осуждённых за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле.


Одной из просьб императрицы Феодоры при восстановлении почитания икон было не произносить анафемы на её покойного мужа и разрешить его от грехов. На возражение патриарха Мефодия, что церковь имеет право прощать живых, приносящих покаяние, но не может ничего относительно человека, умершего в состоянии смертного греха, Феодора рассказала, что император перед смертью раскаялся в грехах и целовал, принесённую Феодорой икону.[17] Некоторые историки считают, что это был благочестивый обман Феодоры, любившей своего мужа[6], другие, однако не отрицают возможности, что она при последнем дыхании мужа прикладывала к его устам икону, следуя своим религиозным убеждениям.[18] Выслушав Феодору, собор постановил в течение недели по всем церквям столицы молиться за спасение души покойного императора.


Церковное предание сообщает, что патриарх Мефодий, чтобы принять решение об отпущении грехов Феофила, написал на пергаменте имена всех императоров-иконобрцев и положил его на жертвенник в алтаре Святой Софии, а потом во сне увидел ангела, возвестившего, что Бог помиловал императора. Утром в подтверждение сна патриарх увидел, что на пергаменте место с именем Феофила стало белым, что было расценено как знак прощения.[6] После этого собор письменно подтвердил отпущение грехов императора. Однако позже некоторые церковные деятели попрекали этим Феодору. Когда Феодора во время пира по случаю Торжества Православия опечалилась, увидев на лбу преподобного Феофана выжженные буквы (наказание за почитание икон), тот сказал: «За эту надпись я буду судиться с твоим мужем и царём пред нелицеприятным судилищем Божиим
».[2] Впрочем, патриарх и другие архиереи подтвердили отпущение грехов Феофила.


2.2. «Торжество Православия»


После церковного собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году[19] 11 марта[11][20] (по другим данным - 19 февраля[21]). По словам церковного историка Карташёва один из византийских летописцев описал это событие таким образом:


Императрица Феодора и император Михаил III

Икона «Торжество Православия» (фрагмент). Византия, первая половина XV века


В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира, и в память блаженной Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста православная церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия».


2.3. Период реакции


На золотом солиде времён регентства Феодоры маленький Михаил III изображён с сестрой Феклой на реверсе, в то время как портрет его матери в императорских одеждах помещён на аверсе


После Константинопольского собора в империи начался период реакции. В Константинополь были торжественно перенесены останки знаменитых исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру и умерших в изгнании. На встречу останков вышла Феодора с сыном и весь двор, неся в руках свечи. Пешком они шли вслед за мощами до церкви Двенадцати апостолов. Была осквернена могила императора Константина V, без всякого уважения к императорскому сану его останки были выброшены на улицу, а из мраморного саркофага, распилив на тонкие плитки, сделали облицовку для одной из комнат императорского дворца.[6] В знак победы иконопочитания на монетах и печатях после 843 года вновь появляется изображение Христа.[23]


В период регентства Феодоры начались преследования людей, отрицающих иконопочитание. Диль сообщает, что она мечтала о славе истребления еретиков, и по её приказанию павликианам было предложено на выбор: обращение в православие или смерть. После отказа павликиан изменить религиозные убеждения в местность Малой Азии, населённую ими, были направлены с карательными экспедициями три военачальника: Аргир, Судал и Дука.[24] От рук императорских инквизиторов под пытками погибло около ста тысяч человек: «одних павликиан распяли на кресте, других обрекли мечу, третьих - морской пучине. Около десяти мириадов составляло число загубленных, их имущество было отправлено и доставлено в царскую казну
».[8] Гонения на павликан начались задолго до прихода Феодоры к власти. Обороняясь, те вступили в военный союз с мусульманами и совершали набеги на византийские владения. Несмотря на истребление павликан при Феодоре, секта потерпела поражение значительно позднее в 871 году, но церкви не удалось окончательно уничтожить ересь.[25]


3. Источники и историография


Святая царица Феодора

(греческая икона, XIX век)


Основным источником жизнеописания Феодоры является сочинение Продолжателя Феофана «Жизнеописания византийских царей
». В данном источнике жизнь Феодоры описана в двух разделах: «Феофил» (описан период от её рождения до смерти супруга императора Феофила) и «Михаил III» (описан период её регентства, отход от управления империей и смерть). Житийная литература не содержит о Феодоре подробных сведений, ограничиваясь указанием на её заслуги в восстановлении иконопочитания.


Георгий Амартол, современник Феодоры, окончил свою хронику 842 годом, то есть в канун прихода Феодоры к власти. Продолжатель Феофана и Иосиф Генесий[26], в сочинениях которых излагается жизнь и деяния Феодоры, писали свои труды по повелению императора Константина Багрянородного спустя век после правления василисы Феодоры.


Из современных историков о Феодоре неоднократно писал французский автор Шарль Диль в цикле своих трудов по истории Византийской империи. Подробно деятельность Феодоры в восстановлении иконопочитания рассмотрена историком церкви Карташёвым в его труде «Вселенские соборы
».


4. Сноски и источники


1. Год рождения Феодоры оценивается по следующим соображениям: она не должна быть старше мужа и способна рожать детей в начале 830-х. Год рождения Феофила в 813 году получен на основании оценки Warren Treadgold. Некоторые историки считают, что Феофил родился ранее, ок. 805 года. См. Сенина Т. А. (монахиня Кассия). Диалог Феофила и Кассии: литературная выдумка или реальность?


2. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей
. Книга III. Феофил.


3. Икасия (Кассия Константинопольская) приняла монашеский постриг и основала в Константинополе монастырь. Ею было написано несколько песен канона Великой Субботы, а также несколько стихир, в том числе стихира «Господи, яже во многие грехи впадавшая жена
», которая, по преданию, была написана после отказа императора Феофила вновь увидеться с ней (см. Карташев А.В. Вселенские соборы
. Клин, 2004 год.)


4. Смотр невест и диалог Феофила и Кассии изложен в хронике Симеона Логофета. Изложение приводится по А.Л. Дворкин, «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви» с более точным русским переводом диалога по Д.Е. Афиногенов, «Повесть о прощении императора Феофила». Диалог Феофила и Кассии возможно восходит к словам в гомилии Иоанна Златоуста «На Благовещение преславной Владычицы нашей Богородицы»: «Чрез жену разливается зло, чрез жену текут блага
».


5. Фекла (831 г.), Анна (832 г.), Анастасия (833 г.), Константин (834 г.), Мария (835 г.), Пульхерия (836 г.), Михаил (840 г.): W. Treadgold, The Problem of the Marriage of the Emperor Theophilos // Greek, Roman and Byzantine Studies, 1975. Vol. 16. P. 333—341


6. Шарль Диль Византийские портреты
М., 1994 год.


7. Возможно это является легендой, арабские источники сообщают, что он погиб ещё в царствование Феофила, новейшие исследователи придерживаются такого же мнения: Феофоб был убит на войне с арабами в 839-840 годах (См. M. Recaya, «Mise au point sur Théophobe et l’alliance de Bâbek avec Théophile (833/34–839/40)», Byzantion 44.1 (1974) 43–67; J.-Cl. Cheynet, «Théophile, Théophobe et les Perses», в: S. Lampakis (ed.), Ἡ Βυζαντινή Μικρά Ασία (6–12 αι.) (Athen, 1998) 39–50.)


8. Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей
. Книга IV. Михаил III


9. Александр Шмеман, протопресвитер. Исторический путь Православия
. Глава 5. Византия, часть 6


10. Подражатель Феофана. Жизнеописания византийских царей
. Глава IV. Михаил III


11. Сборник История Византии. Т. 2 // Академик Сказкин С. Д. (отв.редактор) — Москва: Наука, 1967 г.


12. Святая царица Феодора


13. Праведная царица Греческая Феодора


14. Святая праведная Феодора


15. Временник Георгия Монаха, кн. 11


16.
Васильев А.А. История Византийской империи


17. Позднее эта история дополнилась легендарными подробностями о том, что Феодора предвидела участь своего мужа, видела во снах Богородицу, судившую Феофила.


18. Карташев А.В. Вселенские соборы
. Клин, 2004 год.


19. Длительное время годом восстановления иконопочитания считался 842 год (Васильев А.А. История Византийской империи Второй период иконоборчества и Восстановление Православия. Разделение церквей в IX веке)


20. Александр Шмеман, протопресвитер. Исторический путь Православия
. Глава 5. Византия, часть 2


21. О чине православия


22. греч. Κύριε ελέησον - Господи помилуй


23. A. Grabar. L'iconoclasme byzantin. Dossier archeologique. Paris, 1957. p. 127.


24. Дашков С.Б. Императоры Византии
. Феодора, Михаил III Пьяница


25. Успенский Ф.И., «История Византийской империи», т. 2, гл. 16


26. Иосиф Генесий, «Книга царств». Описывает 813—886 годы.


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Блаженная_Феодора



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ деятельности ООО ВИК 2
Реферат Аналіз сучасного стану розвитку системи споживчої кооперації
Реферат Двухдневная экскурсионная поездка "Жемчужины Закарпатья"
Реферат Игорь Старый
Реферат Юридичні особи в міжнародному приватному праві
Реферат Разработка средств оценки эффективности алгоритмов поиска и обнаружения целей прицельных радиоэлектронных комплексов
Реферат Английский язык профильный уровень
Реферат Hemp Help Or Hindrance Essay Research Paper
Реферат Анализ финансового состояния предприятия 18
Реферат Порядок расчетов чеками
Реферат Анализ рентабельности предприятия ОАО Горизонт 24
Реферат Свободные экономические зоны, специфика их развития в Республике Беларусь. Внешнеторговый контракт на экспорт товара
Реферат Китай в XIV - XV веках. Империя Мин
Реферат Zero Effort Network Essay Research Paper Zero
Реферат Тургенев: Бежин луг