Реферат по предмету "История"


Экономические реформы 1985-1991

Содержание

Введение

Предпосылки экономических реформ в СССР

Стратегия «Ускорения»

Экономическая реформа 1987г.

Программа «500 дней»

Денежная реформа 1991 г

Заключение

Список используемой литературы


Введение

С середины 80-х и, особенно с начала 90-х гг. в России, как и в целом в СССР, стали происходить серьезные изменения. Эти изменения затронули все стороны социально-экономической и политической жизни советского общества. Они протекали весьма быстро, носили противоречивый характер и имели серьезные последствия для России и всех республик, входивших в Советский Союз. Сегодня трудно объективно разобраться во всех этих событиях и, особенно в их последствиях, дать однозначный ответ на все вопросы, которые в этой связи возникают. Потребуется немало времени, прежде чем историки дадут на все эти вопросы убедительные ответы. Сегодня же точка зрения и оценки исследователей противоречивы, во многом субъективны и далеки от совпадения. Это естественно, так как для глубокого и объективного осмысления этих событий потребуются время, накопление и изучение всестороннего и большого документального материала. Тема перестройки и распада СССР особенно интересна и тем, что в настоящий момент трудно найти человека, судьба которого не изменилась бы существенным образом в связи с реформами М.С. Горбачева. Перестройка повлияла на жизнь людей всех поколений.


1.Предпосылки экономических реформ в СССР

 К середине 80-х годов в социально-экономической системе СССР развились кризисные явления. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х годов). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе по мировым показателям резко отставали по продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. «Застой» в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45 % средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях. В 1965—1985 годы завершилось формирование основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность (коррупция, протекционизм и т. д.). Происходила деградация правящей верхушки общества — номенклатуры, ставшей оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры. Ю.В. Андропов, занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 года) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от «разложившихся» элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова (февраль 1984 года) и вовсе были свернуты. Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 года. Тем не менее, необходимость перемен осознавалась руководством страны. Андропов и в некоторой степени Черненко пытались осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки закончились безрезультатно. Пришедшие в апреле 1985 года к власти «молодые» партийные руководители — М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев и другие сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованию социалистического общества.Обозначился кризис и в социальной сфере. В начале 80-х годов реальные доходы на душу населения (по сравнению с 1966—1970 годами) уменьшились почти в три раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения — СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом. «Холодная война» нанесла удар по идее «естественных союзников», выдвинув на первый план в США концепцию «империи зла», в СССР — тезис о «кровавом империализме». «Холодная война», сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в их соперничество и непрерывную, изматывающую гонку вооружений. К середине 80-х годов экономическая несостоятельность великодержавных притязаний Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства «третьего мира». Бессилие советской военной машины демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т. е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).


2. Стратегия «ускорения»В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на "ускорения социально-экономического развития страны" выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.). Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 г. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования. Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года". Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (Закон о госприемке). Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства, на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство винно-водочных изделий значительно сократилось. Советское правительство в мае 1985 г. издало постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», пытаясь таким способом решить задачи по дисциплине труда и др. Ежегодно планировалось сокращать производство водки и ликероводочной продукции на 10 %, а к 1988 г. должен быть прекращен выпуск плодово-ягодных вин. В теории предполагалось, что принятые меры помогут повысить качество и производительность труда. Но практика показала, что такие меры убыточны. Государство теряло огромные деньги в результате вырубки садов и виноградников и почти полной остановки винно-водочного производства. В стране были утеряны уникальные сорта винограда. Страдали даже садоводы-любители. С экономической точки зрения эффект от реформы был явно отрицательный, тем более что пьянство не уменьшилось, а наоборот, возросло. Только народ употреблял уже не качественные заводские напитки, а дешевый теневой самогон. За 4 года реформы государство недополучило в бюджет 63 млрд. руб. сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено 160 млн. декалитров. Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др.; увеличились потери рабочего времени в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей; значительно сократились поступления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию. Впервые после войны был включен денежный станок. В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности продолжали оставаться низкими.Для контроля над качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция — госприемка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось. Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов. Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно.

В СССР и других социалистический странах выражение «нетрудовые доходы» понималось гораздо шире и использовалось для запрета любой экономической активности граждан, неподконтрольной государству. В нетрудовые доходы включались как доходы, полученные преступным путём (воровство, взяточничество, казнокрадство), так и доходы, которые в странах с рыночной экономикой считаются полностью законными, такие как работа, по частному найму, доход на вложенный капитал, торговая прибыль и др. Главным признаком «нетрудовых доходов» было то, что они не были связаны с работой человека на государственном предприятии, в государственном учреждении или санкционированном государством кооперативе). 15 мая 1986 началась всесоюзная кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. В частности в указах этой кампании были такие пункты:

«самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью», а также «кормление скота хлебом» влечет за собой наказание от штрафа до пяти лет с конфискацией.

Кампания была вскоре прекращена, поскольку уже 19 ноября 1986, был принят закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

Активизация человеческого фактора — один из важ­нейших компонентов выработан­ной XXVII съездом КПСС страте­гии ускорения, означающий такое действие совокупности субъектив­ных качеств человека, которое усили­вает их влияние на прогресс обще­ства. Активизация человеческого фактора связана с повышением творческой активности масс во всех сферах общественной жизни. Объ­ективным фактором этого является НТП, такие его проявления, как рост технической вооруженности работников, углубление и усиление специализации труда, повышение реального обобществления производства. КПСС ставит задачу добиться роста высокой активности широких слоев трудящихся, заинтересовать их морально и материально, пере­строить психологию кадров. Про­движение вперед будет идти быстрее, чем выше будут дисциплина и организованность, ответственность каждого за порученную работу, за ее результаты. Выдвинуты требова­ния — преодолеть инерцию мышле­ния, привычные, но ставшие тор­мозом схемы и подходы, сложивши­еся стереотипы действия, провести коренную психологическую пере­стройку и рядовых работников и руководителей, вырабатывать уме­ние мыслить и работать по-новому. В решениях XXVII съезда КПСС определены новые пути развития творческой деятельности масс, по-хозяйски заинтересованного, от­ветственного, сознательного и ак­тивного участия миллионов трудя­щихся в ускорении социально-эко­номического развития. От активизация человеческого фактора зависит ускорение НТП, которое не­разрывно связано с дальнейшим развитием социалистического со­ревнования, инициативы и ответ­ственности трудовых коллективов, массовым творчеством рационали­заторов и изобретателей, повыше­нием роли ноучно-технических обществ в совер­шенствовании производства, улучше­нием научно-технической информации. Активизация человеческого фактора предполагает, прежде всего, по­вышение культуры и качества тру­да, уровня образования и профес­сиональной квалификации трудя­щихся, их дисциплинированности и ответственности. НТП, повышая культуру производства, создает мате­риальные предпосылки для более рационального использования сво­бодного времени, облегчая приобщение трудящихся к достижениям культуры. Существенную роль в этом играют современные технические средства информации и пропаган­ды. Они служат распространению в массах марксистско-ленинской идеологии, естественнонаучных, об­щественно-научных и технических знаний, лучших образцов искусст­ва. НТП при социализме вносит существенные коррективы в жизнь человека. Возрастают требования к деловым и моральным качествам личности. В ходе их реализации развиваются способности человека, возрастают его потребности в твор­ческом, содержательном труде, в средствах удовлетворения духов­ных запросов. Важнейшая составная часть активизации человеческого фактора — борьба с проявлениями чуж­дой идеологии и морали, со всеми негативными явлениями, связанными как с пережитками прошлого, так и с недостатками практической работы, с запаздыванием в решение проблем.

концепция "ускорения" фактически провалилась.


3.Экономическая реформа 1987 г

XXVII съезд КПСС провозгласил главными задачами - борьбу с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро. В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики. Проект реформы предусматривал:

— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
 —  постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
 — отказ от монополии внешней торговли;
 — более глубокая интеграция в мировой рынок;
 — сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
 — признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами — агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).


Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности. Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком. Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута. Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия. Второй этап экономической реформы.По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса. Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.


4. Программа «500 дней» Нежизнеспособность идеологии рыночного социализма заставила правительство разработать программу выхода из кризиса. В период с лета 1989 г. до осени 1990 г. было представлено 10 крупных реформ. Комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным создала свою концепцию перехода к рынку, суть которой заключалась в нацеленности соединить элементы рыночных отношений с государственным планированием. Официальная правительственная программа предлагала начало нового хозяйственного механизма не раньше 1991–1992 гг., отвергая при этом возвращение к директивной системе и быстрое вхождение в рынок через приватизацию. Немного позднее группа экономистов под руководством Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина разработала альтернативный вариант реформ, который получил название «500 дней». Главными целями этой программы выступали быстрый переход к рынку и передача в частные руки предприятий промышленности и торговли, остальные же вопросы, такие как проведение приватизации, денежная реформа, структура политической системы, денационализация земли, были едва обозначены. С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский обещали провести реформы без снижения жизненного уровня.

В чем ее суть?

В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы расписали по периодам, - какие меры должны быть осуществлены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль над выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. Так как программа «500 дней» не соответствовала интересам номенклатуры, а именно аппарата союзных министерств, ВПК, ЦК КПСС, М.С. Горбачев выбрал концепцию программы реформ под названием «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», которая фактически не являлась программой перехода к рынку.

5.Денежная реформа 1991 г

В 1990 г. во главе правительства встал бывший министр финансов В. С. Павлов, сменивший на данном посту Н. И. Рыжкова. Приверженец консервативных идей Павлов отстаивал интересы ВПК и определенных политических и экономических кругов партийной элиты. При нем речь о приватизации и либерализации уже идти не могла. Более того, его команда взяла курс на ужесточение мер в экономике. Первый президент СССР М. С. Горбачев после обвинения В. С. Павловым некоторых зарубежных банков в дестабилизации положения на территории СССР принял решение о контроле хозяйственной деятельности предприятий и фирм (особенно совместных) органами МВД и КГБ. В результате сократился поток иностранных инвестиций в советскую экономику.23 января 1991 г. из обращения были изъяты 100 и 50-ти рублевые купюры, которые подлежали обмену в течение 3 дней. Государство таким способом пыталось пополнить бюджет и стабилизировать падение рубля. Обмен мог производиться лишь в размере месячного оклада, причем большая часть средств замораживалась. Такой экономический ход больно ударил по простым гражданам, так как предприятия незадолго до обмена получили деньги для выплаты заработной платы в крупных купюрах. Очень пострадали пенсионеры, которым в сберкассах не производили обмен из-за отсутствия мелких денежных купюр. Становилось очевидным, что в такой короткий срок население не сможет обменять значительную часть денег, и правительство решилось на продление данного срока, причем с каждым месяцем доля денежной прибыли государства сокращалась (после обмена – 10 млрд. руб., в марте – 8 млрд. руб., в апреле – 4 млрд. руб.). Но в результате непоследовательности дальнейших шагов правительства «оздоровление» рубля не состоялось. В апреле 1991 г. наличие денежной массы оценивалось как минимальное. Но в момент проведения денежной реформы произошел срыв стабилизации денежного обращения, в результате чего государственные розничные цены возросли в 3 раза, а базарные и кооперативные цены снизились. Предел покупательной способности населения был достигнут. Параллельно государство принялось выплачивать денежные компенсации и включило печатный станок. Распад Советского Союза привел к значительной эмиссии в июне—сентябре 1991 г., так как бывшие республики больше не пополняли госказну. Президент М. С. Горбачев был вынужден пойти на крайние меры и изъял из Госбанка в июле того же года на содержание государственного аппарата и армии 93 млрд. руб. Этот шаг был предпринят с нарушениями союзного законодательства, в результате чего еще доперестроечная инфляция превратилась в гиперинфляцию. Проведенная денежная реформа не изменила положение на потребительском рынке в лучшую сторону. Повышение денежной массы в обращении привело к увеличению цен на товары народного потребления и продукты питания. Встревоженное население скупало по предлагаемым ценам все, что лежало на полках магазинов, способствуя тем самым росту дефицита в стране.


Заключение

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. —  в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.
В стране нарастал дефицит бюджетных средств. В 1985 г. он составил около 18 млрд. руб., в 1986 г. уже свыше 51 млрд. руб. Возникновению дефицита способствовали война в Афганистане, трагедия Чернобыльской АЭС, горбачевская антиалкогольная кампания и сокращение валютных поступлений. Увеличение денежной эмиссии привело к тому, что повсеместно с прилавков магазинов стал исчезать товар (включая самое необходимое – мыло, сахар, табачные изделия и многое другое). Чтобы хоть как-то разрешить проблему, власти вводили талоны и карточки покупателя на продукты питания (на кур, сахар, табачные изделия, масло, крупы и др.). На фоне общей тревоги за будущее по Советскому Союзу прошла волна митингов, лозунги которой пестрели от требований не повышать цены. М.С. Горбачев, пообещав стабилизировать цены, отложил проведение реформы и направил правительству программу на доработку. В результате деятельности нового руководства страны цены остались регулируемыми, правда, с 2 апреля 1991 г. они двукратно увеличились. В течение 23–25 января 1991 г. был произведен обмен 50– и 100-рублевых банкнот на купюры нового образца. В 1991 г. советская экономика находилась в глубоком кризисе. Спад производства и задолженность по заработной плате предприятий своим работникам достигли небывалого размаха. Дефицит бюджета составлял до 30 %, а внешний долг СССР оценивался в 103,9 млрд. долл. Страна переживала нелегкие времена.


Сибирский университет

потребительской кооперации


Кафедра: истории и политологии

Контрольная работа

По предмету: «Отечественная история»

Задание №83


Студентки 1 курса

отделения заочного обучения

специальность:

«Социально-культурный сервис

и туризм»

Ф.И.О.: Пятковой М.А.


преподаватель:


Новосибирск, 2011


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003;

Верт Н. История советского государства. 1900–1991. М., 1992;

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК «Велби», Изд-во «Проспект»,2006.;

Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995 годы. – М.,1997.


Задание 1.

1.Как называли на Руси участников военных грабительских походов,выходцев из Северной Европы,основателей Древнерусского государства? – Варяги.

2. Высшее сословие феодалов на Руси в IX – XIII вв.? – Бояре.

3. Народное собрание на Руси в IX – XII вв.? – Вече.

4.Вид земельной собственности в России, родовое имение, переходящее по наследству? – Вотчина.

5. Вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в походах, управлении и личном хозяйстве? – Дружина.

6.Совет при князе в Древнерусском государстве, впоследствии постоянный сословно-представительный орган при великом князе? – Боярская дума.

7. Социальные категории зависимых людей, попавших в кабалу:

а) по договору – рядович;

б) взял ссуду – закуп;

в) в результате военных действий – челядь.

8.Как назывался сбор дани древнерусским князем с дружиной со свободных общинников? – Полюдье.

9.Условное владение в России в конце XV – начале XVIII вв.? – Поместье.

10.Неофициальное правительство при Иване Грозном в 40 – 50-е г.г. XVI в.? – Избранная рада.

11. Высший сословно-представительный орган в России, созданный Иваном Грозным в 1549 году? – Земской собор.

12. Как назывались центральные, государственные органы управления в России?

а) в XVI в. – приказы;

б) в XVIII в. – коллегии;

в) в XIX в. – министерство.

13. Система содержания должностных лиц на Руси за счет местного населения? – Кормление.

14. Форма зависимости крестьян: прикрепление к земле и подчинение административной и судебной власти феодалов? – Крепостничество.

15. Как называется политика форсированной централизации, без достаточных политических и экономических предпосылок с целью усиления личной власти царя? – Опричнина.

16. Как назывался системный кризис Российского государства конца XVI – начала XVII вв.? – Смутное время.

17. Процесс перехода от традиционно-феодального общества к новому индустриальному? – Модернизация.

18. Тип государственной власти, характерный для России XVIII – начало XX вв., когда вся власть законодательная, исполнительная, судебная была сосредоточена в руках монарха? – Абсолютизм.

19. Перечислите основные направления русской общественной мысли XIX в.:

а) выступавшие за развитие России по западноевропейскому пути – западники;

б) отстаивающие самобытный путь развития России – славянофилы.

20. Назовите основные политические и идеологические течения 30 – 50-х гг. XIX в. – Консерватизм, Либерализм, Радикализм.

21. Перечислите основные принципы «теории официальной народности». – Православие, Самодержавие, Народность.

22. Перечислите основные течения революционного народничества. – Анархическое, Пропагандистское, Заговорщическое.

23. Коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии общества, переход от отжившего социально-экономического строя к более прогрессивному. – Революция.

24. Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу, характерная для советского периода развития. – Республика.

25. Как называлась форма власти рабочего класса в союзе с беднейшим крестьянством, устанавливалась в результате социалистической революции? – Диктатура пролетариата.

26. Как называлась экономическая политика советской власти?

а) 1918 – 1921 гг.: «Военный коммунизм»;

б) 1921 – 1929 гг.: «Новая Экономическая Политика» (НЭП).

27. Переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства, политика большевиков в первые годы советской власти. – Национализация.

28. Процесс создания крупного машинного производства, внедрение машинной технологии во все отрасли хозяйства. – Индустриализация.

29. Преобразование мелких единоличных хозяйств в крупные общественные хозяйства. – Коллективизация.

30. Модель социально-политического устройства общества, характеризующаяся полным подчинением человека политической власти, всеобъемлющим контролем государства над обществом. – Тоталитаризм.

31. Условное название периода истории Советского государства с середины 50-х до середины 60-х гг.? – «Оттепель».

32. Как называется период международных отношений со второй половины 40-х до начала 90-х гг. XX в., характеризующийся противостоянием двух мировых социально-экономических систем? – «Холодная война».

33. Как называется период новейшей истории России с середины 80-х до начала 90-х гг.? – Перестройка.


Задание 2.

1. Когда образовалось Древнерусское государство, Киевская Русь?

б) IX в.

2. Установить взаимосвязи.

А) 862 г. – 2. Рюрик;

Б) 911 г. – 4. Олег;

В) 944 г. – 5. Игорь;

Г) 1036 г. – 3. Ярослав Мудрый;

Д) 1113 г. – 1. Владимир Мономах.

3. Когда было принято христианство на Руси?

в) 988 г.

4. Каким термином на Руси обозначали свободных крестьян?

в) смерды.

5. Какой период на Руси назывался «удельным»?

а) с XI до конца XIII в. (30-е годы XI в. – 1132 г. XII в.)

6. Соотнести события и даты.

1. 1243 г. – Г. Образование государства Золотая Орда.

2. 1380 г. – Д. Куликовская битва.

3. 1480 г. – В. Стояние на р. Угра.

4. 1497 г. – Б. Судебник Ивана III.

5. 1425 – 1453 гг. – А. Феодальная война.

7. Отметить черты единого государства, имевшие место в России к концу XV в.

б) единая территория;

г) единые законы;

ж) единая религия.

8. Восстановить последовательность событий и назвать даты реформ Ивана Грозного.

и) венчание на царство Ивана IV – 1547 г.;

в) создание «Избранной Рады» - 1549 г.;

д) созыв Земского собора – 1549 г.;

ж) принятие нового Судебника – 1550 г.;

а) Стоглавый собор – 1551 г.;

г) реформа налогообложения – 1550;

б) военные реформы – «Уложение о службе» 1556 г.;

з) отмена кормлений – 1555 – 1556 гг.;

е) учреждение опричнины – 1565 г. по 1572 г.

9. Назовите цели опричнины:

б) ликвидация последнего удельного княжества;

г) подчинение церкви царской власти;

е) уничтожение самостоятельности Новгорода и Твери;

ж) установление неограниченной царской власти.

10. Отметьте причины Смутного времени:

б) усиление закрепощения крестьян;

в) недовольство разных социальных слоев и групп своим положением;

д) голод, неурожаи;

ж) кризис доверия власти.

11. Соотнесите события и даты:

1) 1682 – 1725 – Д. Время правления Петра I.

2) 1700 – 1721 – Г. Северная война.

3) 1703 – А. Основание Петербурга.

4) 1709 – В. Разгром шведов под Полтавой.

5) 1721 – Б. Принятие титула императора.

12. Каким событиям в деятельности Петра I соответствуют эти даты:

а) 1714 г.

- Принятие Указа о единонаследии.

- Учреждение в Петербурге Кунсткамеры.

- Создание в Петербурге первой Государственной публичной библиотеки.

- Победа русского флота над шведским при мысе Гангут.

б) 1699 г.

- Заключение договора о союзе против Швеции между Данией, Россией и Саксонией. Ноябрь - Соглашение России и Саксонии о уступке Августу после войны Лифляндии и Эстляндии.

- 20 декабря – Указ Петра I о переносе празднования Нового года в России с 1 сентября на 1 января. Таким образом, промежуток между новогодними праздниками составил всего 4 месяца.

- Обрезание длинной одежды сановников.

- Постройка первого русского корабля.

в) 1721 г.

- 30 августа – Заключен Ништадтский мирный договор между Россией и Швецией.

- 22 октября (2 ноября) – Русский царь Петр I объявлен «Отцом отечества и Императором Всероссийским».

г) 1708 г., 1719 г. – Реформа местного управления.

1708 г. – Разделение страны на 8 губерний (Московскую, Ингерманландскую, Киевскую, Казанскую, Астраханскую, Азовскую, Смоленскую, Сибирскую).

1719 г. – Деление в России на громадные и трудноуправляемые губернии заменяется делением на 50 провинций.

д) 1711 г. – Учреждение Сената.

е) 1712 г. – Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург.

ж) 1718 г. Учреждение первых коллегий.

1718 – 1724 гг. – Проведение подушной переписи и введение подушной подати.

з) 1722 г. – Издание Табели о рангах.

1722 – 1723 гг. – Война России с Ираном.

13. Укажите последовательность царствования русских монархов (1725 – 1762 гг.

1. – б) Екатерина Алексеевна.

2. – г) Петр Алексеевич.

3. – ж) Анна Ивановна.

4. – д) Иван Антонович.

5. – а) Елизавета Петровна.

6. – е) Петр Федорович.

в) Анна Леопольдовна – лишнее имя.

14. Отметьте причины дворцовых переворотов в период от 1725 – 1762 гг.:

а) отсутствие четкого порядка престолонаследия;

в) высокая роль гвардии при дворе;

е) борьба за власть среди высшей знати.

15. В каких преобразованиях Екатерины II отразились идеи создания «регулярного государства»:

б) в губернской реформе;

в) в созыве Уложенной комиссии;

д) в издании Жалованных грамот;

е) в секуляризации церковных земель.

16. Отметьте реформы, осуществленные Александром I в 1801 – 1804 гг.:

а) издание закона о «вольных хлебопашцах»;

б) запрещение печатать объявления о продаже крестьян без земли;

г) создание Непременного совета – законосовещательного органа при царе;

е) создание системы министерств;

и) разрешение приобретать землю недворянам;

л) открытие новых университетов;

м) прекращение раздачи государственных крестьян дворянам за заслуги.

17. Особенности революционного движения в России в первой четверти XIX в.:

а) полный разрыв между революционерами и народными массами;

г) дворяне стремились произвести буржуазные по сути перемены;

е) некоторые идеи революционеров в определенные периоды пропагандировало само государство.

Восстановите хронологическую последовательность буржуазных реформ Александра II:

г) аграрная реформа – 1861 г;

и) финансовая реформа – 1862 г;

е) университетская реформа – 1863 г;

в) земская реформа – 1864 г;

б) судебная реформа – 1864 г;

а) школьная реформа – 1864 г;

з) реформа цензуры – 1865 г;

д) городская реформа – 1870 г;

ж) военная реформа – 1874 г.

19. Отметьте контрреформы, осуществленные Александром III:

б) введение должностных земских начальников;

в) ликвидация мирового суда;

е) изменение порядка выборов органов местного самоуправления;

ж) ограничение университетской автономии;

и) ограничение доступа к образованию выходцев из низших сословий;

л) ужесточение правил о печати.

20. Какие из нижеперечисленных социальных категорий являлись сословиями в дореволюционной России?

б) дворянство;

г) крестьянство;

д) мещанство;

ж) духовенство.

21. Кто впервые в России законодательно закрепил свободу слова, печати, собраний и организаций?

в) император Николай II.

22. Восстановите хронологическую последовательность событий 1917 г.

1. – в) отречение от престола императора Николая II – март 1917 г;

2. – г) возвращение В. И. Ленина из эмиграции в Россию – апрель 1917;

3. – б) I Всероссийский съезд Советов – июнь 1917 г;

4. – ж) VI съезд РСДРП(б) – август 1917 г;

5. – а) мятеж генерала Л. Г. Корнилова – 31 августа 1917 г;

6. – д) создание Предпарламента – сентябрь 1917 г;

7. – з) принятие Декрета о мире и Декрета о земле – октябрь 1917 г;

8. – е) выборы во Всероссийское Учредительное собрание – ноябрь 1917 г.

23. Какой пост занимали В. И. Ленин, А. И. Рыков, В. М. Молотов и И. В. Сталин?

б) Председатель СНК СССР.

24. Расшифруйте аббревиатуры:

а) ВЦИК – Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет;

б) РСДРП – Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия;

в) ГОЭЛРО – Государственный план Электрификации России;

г) ВКП(б) – Всесоюзная Коммунистическая Партия (большевиков);

д) ВЦСПС – Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов;

е) РККА – Рабоче-Крестьянская Красная Армия;

ж) КПСС – Коммунистическая Партия Советского Союза;

з) ГКЧП – Государственный Комитет по Чрезвычайному Положению.

25. Укажите союзные республики, вошедшие в состав СССР в 1922 г.:

а) РСФСР;

б) ЗСФСР;

г) Белорусская ССР;

ж) Украинская ССР.

26. Как назывался высший орган государственной власти в СССР (согласно Конституциям 1936 и 1977 гг.)?

в) Верховный Совет.

27. С именем какого советского лидера связаны нижеперечисленные события и явления?

а) восстановление патриаршества в Русской православной церкви; - 2) И. В. Сталин;

б) заявление о полной и окончательной победе социализма в СССР; - 3) Н. С. Хрущев;

в) карибский кризис; - 3) Н. С. Хрущев;

г) переименование ВКП(б) в КПСС; - 2) И. В. Сталин;

д) переход к новой экономической политике; - 1) В. И. Ленин;

е) освоение целинных и залежных земель; - Н. С. Хрущев;

ж) «геронтократия»; - 4) Л. И. Брежнев;

з) кампания против «безродных космополитов»; - 2) И. В. Сталин;

и) создание Коминтерна; - 1) В. И. Ленин;

к) заявление о построении в СССР развитого социализма; - 4) Л. И. Брежнев;

л) Брест-Литовский мирный договор; - В. И. Ленин;

м) диссидентское движение; - 4) Л. И. Брежнев.

28. Укажите даты внутриполитических событий в Российской Федерации в 1991 – 2002 гг.

1. Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР – 12 июня 1991 г.

2. Избрание Б. Н. Ельцина Президентом Российской Федерации на второй срок – 3 июля 1996 г.

3. Избрание В. В. Путина Президентом Российской Федерации – 26 марта 2000 г., вступил в должность – 7 мая 2000 г.

4. Принятие ныне действующей Конституции Российской Федерации – 12 декабря 1993 г.

5. Учреждение в составе Российской Федерации семи федеральных округов – 12 мая 2000 г.

6. Указ Президента Российской Федерации «О поэтапной конституционной реформе и роспуске Верховного Совета Российской Федерации» - 21 сентября 1993 г.

7. Первая война Чечне – 1994 – 1996 гг.

8. Вторая война в Чечне – начало 30 сентября 1999 г. (дата ввода российских войск в Чечню) – 2002 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :