Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный экономический университет
Ессе
по
Истории украинской культуре
на тему: «
Образование в СССР
»
Проверила: ПальмНаталья Дмитриевна | Выполнила: студентка 1 курса 4 группы факультета Учета и аудита Миняйленко Екатерины |
Харьков
2010
Теория и практика новой школы в Советской России начинали строиться на началах демократизма. Основные программные документы отмечают, что для достижения желаемого прогресса недостаточно разрушить классовые привилегии. Главное – перестроить всю систему образования «в духе школы подлинно народной», чтобы она соответствовала нуждам народа. Труд должен стать смыслом и целью обучения. Учить прежде всего тому, что больше всего понадобится в жизни (земледельческий и промышленный труд).
Ленинское понятие единой школы не предполагало ее обязательной однотипности. Первые документы говорят о демократизации управления, ограничении роли «центрального комиссариата», о создании советов народного образования, куда входили представители всех слоев населения, о самодеятельности коллективов, о свободном воспитании юношества. Первые декреты, таким образом, полны самого благородного гуманизма, ближе всего приближаясь к идее «гармоничной школы». В них встречаем мысли о необходимости «более полной индивидуализации обучения», о «самодеятельности масс», о «частной инициативе» в образовании, о личности.
Советское правительство считало основной задачей подъем общего среднего уровня образования и культуры народов. Решить эту задачу можно было, попытавшись «уменьшить, сколько возможно, количество отсталых». Луначарский поэтому и заключает свою мысль словами: «Забота об отсталых – это первая забота демократической школы».
Нехватка средств, материальных ресурсов, квалифицированных педагогов вынуждала образование покорно следовать за экономикой.
Народ учился самоотверженно и неистово. В одном только 1920 году около 2,7 млн. человек преодолели неграмотность. Самые широкие слои трудящихся устремились к знаниям.
Авиаконструктор А.С. Яковлев вспоминает о той поре, как о времени «беззаветного революционного трудового энтузиазма». Идет настоящий штурм цитадели знаний. Советские люди овладевают мастерством инженера, конструктора, градостроителя, энергетика. Приступают к покорению неба, атома, космоса. В эти первые годы Советской власти действительно появляются тысячи и тысячи новых талантов. Среди них «богатырь Советской земли», «русский самородок» Валерий Чкалов. Зимой 1924 г. провел свое первое научное исследование «покоритель атома» И. В. Курчатов, ставший вскоре, в 27 лет, заведующим крупной лабораторией. К реализации идей Циолковского, Цандера, Чижевского приступает С. П. Королев, будущий создатель спутников и космических ракет.
Активизируется деятельность советских педагогов. Возможно, это и выглядит несколько странно, но как раз едва ли не в самые тяжелые для нашего государства годы появляются наиболее смелые и новаторские идеи в педагогике. Идеи, сохранившие свою ценность по сей день. С. Т. Шацкий создает в 1919 г. «опытную педстанцию» – первое в мире научно-производственное педагогическое объединение. Их будет создано одиннадцать.
В это же время замечательный советский педагог А. С. Макаренко создает свою знаменитую школу-коммуну, удивительную во всех отношениях. Обучение здесь прямо связано с трудом. Ранее невиданные принципы управления, в основе которых лежат самоуправление, дисциплина и демократия. Результаты? Коммуна существует на полном самообеспечении, отказавшись от госфинансирования.
Конституция закрепила за гражданами право на образование. Начальной школой к 1936 г. было охвачено почти все детское население. Возникли рабфаки. Повсеместно создаются избы-читальни, кружки политграмоты, «красные уголки». Люди начинают выписывать газеты и журналы.
Задачи системы образования сложны: пропустить через школы 3 млн. переростков (12-15 лет), ликвидировать неграмотность среди городского и сельского, мужского и женского населения (в возрасте до 40-50 лет), охватить школой всех детей в возрасте от 8 до 11 лет.
Усиливается тяга к просвещению и среди ранее отсталых народов. Особенно большие трудности приходится преодолевать на Востоке.
Индустриализация требовала грамотных работников. За 1933-1937 гг. в народное хозяйство страны пришло примерно втрое больше выпускников школ, ФЗУ, курсов профобучения, техникумов и вузов, нежели в первую пятилетку. К 1940 г. число учащихся по сравнению с 1917 г. в образовательных школах СССР выросло в 3,7 раза, в средних специальных учебных заведениях – в 18 раз, в вузах – в 6,5 раза.
С 1925 г. при вузах созданы аспирантуры. Вводятся научные степени и звания. Только за 1939-1940 гг. 1,5 тыс. ученых получили степень доктора наук и 8 тыс. удостоены кандидатской степени. В 6 городах СССР возникли промышленные академии.
Школы, средние технические заведения и вузы открыли двери перед трудящейся молодежью. Энтузиазм в отношении учебы и знаний был искренним. Появляется масса полезнейших инициатив, многие из которых имеют прямое отношение к образованию. Так, в 30-е гг. стал проводиться так называемый общественно-технический экзамен. В ходе его выясняли, кто лучше знает свой станок, кто производительнее работает. Инициатива, начатая Уралом, была подхвачена всей страной. В 1934 г. уже свыше полумиллиона юношей и девушек сдали такого рода экзамены. Это подтолкнуло многих комсомольцев к получению среднего образования без отрыва от производства.
В эти же годы проведено немало техпоходов и агропоходов, которые расширяли круг специальных познаний. ЦК ВЛКСМ совместно с Всесоюзной ассоциацией работников науки и техники приложил большие усилия для издания научно-технической литературы. Предприняты шаги по организации в стране заводов-втузов и т. д. В 1918-1940 гг. за год получали общее и специальное среднее образование 166 тыс. человек. Хотя это и примерно в 30 раз меньше, чем в 1976-1985 гг., в тех условиях означало существенный прогресс.
Образование СССР
Разработкой герба СССР занимались многие художники.
Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед. Посмотрим, какие это были формы.
Еще в годы гражданской войны сложился военно-политический союз советских Республик. Что же это за союз? 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей советских республик издал декрет "Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом". Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик. Однако к началу 1922 г. ситуация значительно изменилась.
Шесть советских социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР и две народные советские республики: Бухарская (бывшее Бухарское ханство
) и Хорезмская (бывшее Хивинское Ханство
) продолжали сближение уже в условиях мира. Укреплялись экономические и политические связи. Вот некоторые факты:
- в конце 20-начале 21 г. правительство РСФСР выделило Армянской ССР денежную ссуду в 3 млрд. руб., направило эшелон - с товарами первой необходимости, 325 тыс. пуд. зерна, 5 тыс. пуд. сахара;
- из Азерб. ССР в Армению было послано 50 вагонов хлеба, 36 тыс. пуд. нефти;
- в 1920 г. в составе РСФСР были провозглашены автономные республики: Туркестанская и Киргизская, всего в состав РСФСР входили 8 автономных республик и II автономных областей;
- в 1920 - 21 гг. между РСФСР и др. республиками были заключены договоры о военно-хозяйственном союзе;
- в 1922 г. на Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики;
- в марте 1922 г. Грузия, Армения и Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик (ЗСФСР).
В августе 1922 г. по предложению Политбюро ЦК была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был И. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей. K тому же за Сталиным еще с дореволюционных времен закрепился авторитет специалиста по национальному вопросу. В комиссию входили: В. Куйбышев, Г. Орджоникидзе, X. Раковский, Г. Сокольников и представители национальных республик - по одному от каждой. Сталин подготовил проект резолюции, предусматривавший вхождение Украины, Белоруссии, закавказских республик в РСФСР на правах автономных республик. Вопрос об остальных республиках оставался открытым. Сталинская резолюция получила название проекта автономизации. ВЦИК и СНК РСФСР становились высшими органами государственной власти в новом государстве, а большинство наркоматов республик подчинялось соответствующим наркоматам РСФСР. Проект Сталина был разослан для обсуждения в ЦК компартий республик. Его одобрили ЦК КП Азербайджана и Армении. Против выступил ЦК КП Грузии, заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.
ЦК КП Белоруссии высказался за сохранение существующего положения. ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа независимости Украины.
На заседании комиссии 23 и 24 сентября 1922 г. (под председательством В. Молотова
) принимается проект Сталина
. Грузинский проект отклоняется. Три республики фактически против автономизации, а принимается предложение Сталина! При этом комиссия предполагала свое решение после его одобрения на Пленуме ЦК передать национальным ЦК как директиву к исполнению без всякого обсуждения. Пленум был назначен на 5 октября. Материалы обсуждения направили Ленину в Горки.
Ознакомившись с материалами комиссии, Ленин
встречается с вызванным в Горки Сталиным и убеждает его изменить параграф 1 проекта. В тот же день Ленин пишет для членов Политбюро письмо "Об образовании СССР", в котором подчеркивает, что РСФСР должна признать себя равноправной с другими республиками и "вместе и наравне с ними" войти в новый союз. Надо полагать, что такая формула, при всей демагогичности политики большевиков, была единственно приемлемой, возможной к реализации без новой гражданской войны. В конце сентября Ленин беседует с председателем СНК Грузии П. Мдивани, с членами ЦК КП Грузии. Он, считавший вопрос "архиважным", убеждается, что Сталин имеет устремление торопиться. Поэтому Ленин советует проявить максимум осторожности и терпимости в решении национального вопроса в Закавказье.
Однако Сталин был недоволен ленинской критикой. Болезненно самолюбивый и обидчивый генеральный секретарь заявил, что позиция Ленина означает "национальный либерализм", По-прежнему Сталин полагал, что ВЦИК РСФСР должен стать высшим органом в новом союзе. Тем не менее, понимая, что в результате вмешательства Ленина комиссия не примет его предложений, Сталин переработал свой проект и указал, что новая резолюция - лишь "несколько измененная, более точная формулировка" старой, которая "в основе правильная и безусловно приемлемая".
Интересно сравнить два первых параграфа сталинского и ленинского проекта:
"1. Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР...
2. В соответствии с этим постановления ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных учреждений упомянутых в пункте 1 республик, постановления же СНК и СТО РСФСР - для объединенных комиссариатов этих республик..."
1. Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в "Союз Советских Социалистических Республик" с оставлением за каждой из них права свободного выхода из "Союза".
2. Высшим органом "Союза" считать "Союзный ЦИК", составляющийся из представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской Федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения.
На заключительной стадии к работе над гербом
6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию Ленина и принял на ее основе новую резолюцию. П. Мдивани на Пленуме настаивал на том, чтобы Грузия входила в СССР не через Закавказскую Федерацию, а непосредственно.
18 декабря 1922 г. Пленум ЦК принял проект Союзного договора. Утвердить его должен был Союзный съезд Советов, открытие которого назначили на 30 декабря.
"Я, кажется, сильно виноват перед рабочим России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик... ни на октябрьском пленуме..., ни на декабрьском мне не удалось быть, и таким образом вопрос миновал меня почти совершенно". Так писал Ленин 30 декабря 1922 г. (ПСС, т. 45, с. 356). Точнее - диктовал.
Владимир Ильич! Успокойтесь, Вам нельзя волноваться! Ведь сегодня открывается съезд Советов, который примет Вашу резолюцию. Причем здесь "пресловутый вопрос об автономизации", когда Вы его разрешили? И почему же такой странный оттенок - "называемый, кажется...", т. е. это и не союз? Но тогда что? Да что случилось?
В Тифлисе Серго Орджоникидзе, возглавлявший парторганизацию Закавказья, ударил одного из бывших членов ЦК КП Грузии, сторонника Мдивани. Серго, который представлял ЦК, Москву, пустил в ход кулаки! От него ждали справедливости, а теперь люди скажут, что продолжается старая царистская политика, прикрытая названием "коммунизм"...
В Грузии сложилась чрезвычайная ситуация. Большинство ЦК КП Грузии выступило за непосредственное вхождение республики в СССР, тем самым возражая против решений октябрьского Пленума ЦК. Закавказский крайком партии во главе с Орджоникидзе осудил эти действия как национал-уклонизм. Сталин заявил, что в Грузии свил гнездо социал-национализм. В ответ грузинский ЦК ушел в отставку.
В ноябре бывшие члены ЦК КП Грузии обратились с жалобой на действия Серго в ЦК РКП(б). Ленин подчеркивал в это время, что тут речь идет не о борьбе партий с местным национализмом, а о методах этой борьбы. К каждой нации требуется пролетарское отношение. Больше мягкости, осторожности, уступчивости, величайшей деликатности, что не исключает, конечно, принципиальности.
Политбюро ЦК направило в Грузию комиссию во главе с Дзержинским, 12 декабря Ленин беседует с дернувшимся Феликсом Эдмундовичем. На следующий день - резкое ухудшение здоровья. Позднее Ленинч говорил, что "это дело" на него "очень тяжело повлияло" (ПСС, т. 45, с. 476). Комиссия, даже не расспросив обиженных, не проверив фактов, признала действия Орджоникидзе правильными.
Как только Ленин почувствовал себя лучше, он диктует свои заметки "К вопросу о национальностях или об "автономизации". Грузинский инцидент Ленин напрямую связывает с политикой советского бюрократического государственного аппарата, "который на самом деле насквозь еще-чужд нам и представляет из себя буржуазную и царскую мешанину, переделать которую в пять лет... не было никакой возможности".
"При таких условиях очень естественно, что "свобода выхода из союза", которой мы оправдываем себя, окажется пустой бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ".
"Я думаю, что тут сыграли роковую роль торопливость и администраторское увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого "социал-национализма". Озлобление вообще играет в политике... самую худую роль". Ленин требует примерно наказать Орджоникидзе, доследовать или даже расследовать вновь материалы комиссии, а политическую ответственность "за всю эту поистине великорусско-националистическую" кампанию" возложить на Сталина и Дзержинского.
При этом Ленин подчеркивает, что тот грузин, который не понимает необходимости пролетарского отношения к национальному вопросу, "пренебрежительно швыряется обвинениями в "социал-национализме" (тогда как он сам является настоящим и истинным не только "социал-националом", но и грубым великорусским держимордой, тот грузин, в сущности, нарушает интересы пролетарской классовой солидарности" (ПСС, т. 45, ее. 357, 361, 360).
Это о генеральном секретаре, о наркоме по делам национальностей, о специалисте по национальному вопросу! Сталин такое не прощал. Никому. Никогда.
Карл Маркс считал, что сознательность социалистов следует проверять на национальном вопросе. У него это называлось "щупать больной зуб". Похоже, что после грузинской проверки Сталин мог вообще остаться "без зубов". Поэтому не случайно он всячески затягивал передачу материалов Ленину, который поручил своим секретарям собрать все по этому вопросу. Ленин готовился выступить на съезде с речью о национальном вопросе, написать брошюру - "вопрос архиважный", - однако не успел. Вот последняя записка Ленин: П. Мдивани, Ф. Махарадзе и др. "Уважаемые товарищи! Всей душой слежу за вашим делом. Возмущен грубостью Орджоникидзе и потачками Сталина и Дзержинского. Готовлю для вас записки и речь. С уважением. Ленин. 6 марта 1923 г." (ПСС, т. 54, с. 330). Это была самая последняя записка... Путь реализации "Союза" был предопределен.
Ленин был более гибким большевиком, чем Сталин. Желая, видимо не менее Сталина, создания унитарного государства, он пытался придать ему привлекательную юридическую форму. Видимо этим следует объяснять его высказывания: Прежде всего необходимо понять, что "интернационализм со стороны угнетающей или так называемой "великой" нации... должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически".
Кроме того, "не следует зарекаться заранее никоим образом от того, чтобы в результате всей этой работы вернуться на следующем съезде Советов назад, т. е. оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов" (ПСС, т 45, сс. 359,361 - 362).
Это письмо было зачитано на XII съезде партии (1923 г.) по делегациям (а впервые напечатано только в 1956 г.).
Еще не расеялся обычный для декабря туман, когда стали собираться делегаты I Союзного съезда Советов в Большой театр. Из тумана выплывали экзотические фигуры в халатах, диковинных одеждах, белых чалмах, ушанках из лисьего меха. Мелькали привычные кожанки, серые шинели. Необычны были даже среди этого пестрого моря фраки и крахмальные воротнички дипломатов.
В первом часу дня на сцену поднялся член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович Смидович. Участник трех российских революций, член партии с 1898 г., он открыл съезд и долго не мог говорить - аплодисменты прервали речь старейшего делегата.
Наконец, перекрывая затихающий шум, Смидович начал: "Единодушная воля трудящихся Украины, Азербайджана, Грузии, Армении и Белоруссии слить обособленные советские республики в единое целое, в мощное государство союза социалистических советских республик выражена на съездах Советов Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации. Эта воля с неописуемым энтузиазмом поддержана представителями трудящихся РСФСР на заседании Х Всероссийского съезда Советов... Резолюцией, принятой на этом съезде, подтвержден как основа союза принцип равноправия республик, добровольного вхождения их в союзное государство с сохранением для каждой права свободного выхода из него.
Эти принципы лягут в основу предлагаемого делегациям договора... мы объединяемся в единое государство, образуем единый политический и хозяйственный организм. И каждая рана извне, каждая боль внутри на какой-либо отдаленной окраине отзовется одновременно во всех частях государства и вызовет соответствующую реакцию во всем организме Союза..."
С докладом об образовании СССР выступил И. Сталин, Зачитав текст Декларации
и Договора об образовании СССР, Сталин предложил принять их без обсуждения. Наркомнац оставался верен себе. Но по предложению М. В. Фрунзе оба документа были приняты в основном и направлены на доработку. Почему кто-то должен решать за делегатов? Пусть и они примут участие в работе, за этим их и послал в Москву народ. Окончательная ратификация документов откладывалась до II съезда Советов. "Этот путь, - сказал Фрунзе
, - как будто кажется длиннее, но нам приходится считаться с тем, что и то дело, которое мы сейчас с вами начали, является делом чрезвычайной важности, делом, над созданием которого стоит потрудиться не один и не два месяца, с тем, чтобы и результаты вышли наиболее совершенные".
Главы делегаций первыми подписали Договор и Декларацию. От РСФСР - М. И. Калинин, от УССР - М. В Фрунзе, Г. И. Петровский, от ЗСФСР - М. Г. Цхакая, от БССР - А. Г. Червяков. Создание Союза было законодательно оформлено. Делегаты избрали ЦИК СССР в составе 371 члена и 138 кандидатов. Большинство представлять не было необходимости. Л. Б. Красин и Г. М. Кржижановский стояли у истоков партии, как и Н. К. Крупская. Первыми советскими наркомами были А. Г.Шлихтер (земледелия), И. В. Сталин (по делам национальностей), Н. А. Семашко (здравоохранения), Ф. Э. Дзержинский (пред. ВЧК, нарком железнодорожного транспорта), А. Д. Цюрупа (продовольствия). Полководцы и герои гражданской войны, деятели науки и искусства. Избрав и Бела Кун - один из организаторов КП Венгрии.
Экономические сдвиги, происходившие в стране после введения НЭПа, расширение местной инициативы, демократизация жизни общества благоприятно сказывались на национально-государственном строительстве. На территории Средней Азии возникли Узбекская и Туркменская ССР, вступившие в 1925 г. в СССР, и Киргизская АССР в составе РСФСР. Шел процес ликвидации старого национального наследия. В 1924 ряд районов с преобладанием белорусского населения был передан из РСФСР в БССР.
Совершенствовались автономные отношения. В первой половине 20-х гг. в составе РСФСР были образованы автономные республики - немцев Поволжья, Бурят-Монгольская и др. Аджарская и Абхазская автономные республики появились в Грузии. В Азербайджане права автономии получили Нахичевань (АССР) и Нагорный Карабах (АОбл). В составе УССР образовалась Молдавская АССР.
Однако многие проблемы решены не были. Это касается прежде всего национального размежевания в Закавказье и Средней Азии. На протяжении первого полугодия 1923 г. шла работа по выработке Конституции СССР
. Она велась под руководством ЦК РКП (б) и ЦК КП союзных республик. Активное участие в работе конституционной комиссии приняли представители всех союзных республик. Было принято решение о создании в составе ЦИК двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила и ввела в действие Конституцию. Окончательное утверждение должно было произойти на II съезде Советов в январе 1924 г. Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Делегаты на него избирались на губернских или республиканских съездах. При этом сохранялось преимущество для рабочих: от городских советов и т. п. 1 делегат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов 1 от 125 тыс. Сохранилось ограничение политических прав, установленное Конституцией 1918 г. В 1922 - 1925 гг. к выборам не допускалось от 2 до 9% населения старше 18 лет.
Были созданы союзные наркоматы, ведавшие внешней политикой, вопросами обороны, транспортом, связью, планированием. Ведению верховных органов власти подлежали кроме того вопросы границ СССР и республик, прием в Союз. В решении остальных проблем республики были суверенны.
31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию. Председателем СНК в связи со смертью В. И. Ленина был назначен А. И. Рыков.
Использованы главы из книги: Материалы к изучению истории СССР (1921 - 1941 гг.), Москва, 1989 г. (составитель Долуцкий И.И.).
По Конституции 1936 года СССР состоял из 11 республик
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |