Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века 2006 Земская реформа В январе 1864 г. был утвержден о местном самоуправлении. В уездах и губерниях создавались земские учреждения на правах самоуправления. Они состояли из распорядительных и исполнительных органов – уездных и губернских земских управ. Те и другие избирались местным населением на три года.
Члены земских собраний назывались гласными, т.е. имеющими право голоса. В функции земств входило: строительство дорог, мостов, сбор и публикация статистических сведений по уездам и губерниям. Земства ведали школами, больницами и вообще врачебно-медицинскими делами. Военная реформа Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским.
В 1874 г. царь подписал закон, по которому рекрутские наборы отменялись, вводился принцип всеобщей воинской повинности для мужского населения, достигшего 20-летнего возраста. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.
Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность. Судебная реформа «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями.
Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие – в окружном. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Финансы Потребности капиталистического развития требовали обновления финансовой системы. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, получивший преимущественное право в кредитовании торговых и промышленных заведений, создавалась сеть других государственных и частных финансово-
кредитных учреждений, в том числе и сберегательные кассы. Была преобразована система откупов, при которой большая часть косвенного налога шла не в казну, а в частным лицам. Образование Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное
образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов. Значение реформ Проведенные преобразования имели прогрессивный характер.
Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию. Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он, прежде всего, обуславливался традиционной слабостью российской
буржуазии и политической инертностью народных масс. Радикалам не хватило сил коренным образом переустроить общество. Их выступления лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Поэтому инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства
реформ.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |