Реферат по предмету "История"


История политических и правовых учений 12

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция» (030501.65/3)


К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А


По предмету: История политических и правовых учений


Вариант № 3


Выполнила:


Студентка 1 курса 1 семестр


Номер зачетной книжки: 628321


Овдеева Светлана Филлиповна


г. Тюмень 2011 год


ЗАДАНИЕ


1. Охарактеризуйте модель идеального государства Т.Мора (ХVI в.). Выявите в ней соотношение античной и христианской традиции.3


2. Составьте сравнительную характеристику по теме: "Сходство и различие политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка по следующим критериям: учение по естественном состоянии, сущность общественного договора, соотношение личности и государства, собственность, отношение к революции, к теории разделения властей, права человека и др.10


Список использованной литературы.. 16



1. Охарактеризуйте модель идеального государства Т.Мора (ХVI в.). Выявите в ней соотношение античной и христианской традиции.


Чем начинается "Утопия"
: Томас Мор шлет привет своему другу Петру Эгидию (реальное лицо), который и познакомил его с моряком по имени Рафаил Гитлодей (Гитлодей - греческое слово, первая часть которого - пустая болтовня, вздор; вторая: - опытный, сведущий. Этой фамилией Мор хотел подчеркнуть, что речь идет о лице несуществующем).
Рафаил Гитлодей в первой книге "Утопии" критикует современные ему несовершенные государственные устройства, а во второй книге - расказывает о наилучшем устройстве государства у утопийцев, на остров которых его занесло во время странствий.
Чем заканчивается "Утопия"
: утомленные беседой Рафаил Гитлодей и "лондонский гражданин и виконт, знаменитый муж Томас Мор" отправляются ужинать.


Человеческое/писаное право - закон - должно иметь своим реальным источником божественное право - 10 заповедей, так как закон имеет договорной характер и устанавливается людьми. Законы - это напоминание каждому о его обязанностях.


Государственное устройство Утопии характеризует: "полное внутреннее согласие" - то есть четкая иерархическая система управления, нарушитель которой является преступником и "наличие незыблемых учреждений" - отсутствуют какие-либо рациональные каналы изменения государственных институтов - так как существующее устройство уже есть наилучшим, остается его только поддерживать. Результат: такое общество будет обречено на стагнацию, невозможность развития из-за необходимости поддержания одной идеальной, единственно верной модели организации жизни общества.


Главная основа их устройства: "общность их жизни и питания при полном отсутствии денежного обращения". Уничтожение частной собственности - приводит к равномерному распределению средств государством.[1]


Всеобщность
: кто знает 1 город, тот знает все города Утопии, кто знает 1 утопийца, тот знает всех утопийцев. Все находится в определенном порядке
, поддерживаемом возможностью применения силы государства.


Утопия - федерация из 54 городов.


*54 города было в Англии и Уэльсе во времена Томаса Мора*

Общеутопийский сенат или Народные Сборы
: 1 раз в год в центре страны в г. Амауроте собираются по 3 старых гражданина каждого города - всего 162 человека - для обсуждения общих дел острова, перераспределения продуктов в случае нехватки. Реально этот сенат ничего не решает.


В одном городе - 6 тысяч семей. Во главе 1 семьи - отец и мать.
Филарх/сифогрант
(новое и старое название должности) - во главе каждых 30 семейств. Избираются на 1 год. Задача: наблюдать, чтобы никто не сидел праздно. Филархов всего - 200 чел. Филархи тайным голосованием намечают князя из 4 кандидатов, предложенных каждой 4-й частью города.


Протофиларх/транибор
- во главе 10 филархов с их семействами. Избираются на 1 год, но зря, без веских оснований их не меняют. Протофилархов всего - 20 чел.
Князь
- избирается пожизненно.


По тексту Томаса Мора непонятно: князя предлагают только жители 1 города-столицы Амаурота, а избирают соответственно амауротские 200 филархов или в избрании князя должны участвовать и филархи остальных 53 городов Утопии.*

Сенат
: траниборы/протофилархи каждые 3 дня совещаются с князем. На совещание допускаются каждый раз по 2 различных сифогранта. Итого: сенат, обладающий реальной властью, принимающий законы, состоит из: 20 траниборов + 1 князь + 2 сифогранта (каждый день разные)= 23 человека.


Принятие общественных решений помимо сената и Народных Сборов - есть преступление по утопийским меркам.


Итого: государственное устройство:


1 Князь


Сенат: 20 траниборов


Собрание 200 сифогрантов


Семьи - 6 000 чел.


Деревня: функция: снабжение города хлебом. Семьи по 40 чел. Срок их роботы в деревне - 2 года, по истечении - обратно в город.


Каждый утопиец с детства учится земледелию и 1 ремеслу. В свободное время - занимается своим ремеслом или изучает науки. В городе имеют право не работать около 500 чел:


· сифогранты/филархи;


· разряд ученых - получают освобождение для прохождения наук по тайному голосованию сифогрантов. Именно из ученых, не входящих в состав сифогрантов/филархов избираются траниборы.


Из сословия ученых выбирают:


· послов, духовенство;


· траниборов;


· барзана/адема (старое и новое название должности) - главу всего государства. [2]


Граждане оказываются феодально прикрепленными к своему рабочему месту. Если есть прикрепленные, значит, есть прикрепители - следовательно, социальный антагонизм зреет. Чтобы съездить к друзьям в другой город, необходимо: взять разрешение у сифогранта, транибора, письменное разрешение, с предписанием когда вернуться - у князя. Поехавший куда-либо без разрешения - возвращается как беглый и жестоко наказывается, после второй несанкционированной "поездки" - переводится в рабы. Если вы в гостях дольше 1 дня - вы должны работать там по своему ремеслу. В пределах своего города можно бродить после работы с разрешения отца и супружеской половины.


Частная жизнь: отсутствует у граждан полностью, так как неизбежно постоянное присутствие каждого человека на глазах у всех.


Иерархия возраста: во главе семейства стоит старейший. Жены прислуживают мужьям, дети родителям и вообще младшие старшим.


Семья - производственная ячейка общества. Священен институт брака: развод - только с разрешения сената и их жен и с наличием обоюдного согласия - если характер не подходит. Наказание за прелюбодеяние - рабство.


Человеческое счастье жизни - в духовной свободе и образовании.
Удовольствие - основной элемент счастья.


Добродетель - это жизнь, согласная с законами природы.


Политическая норма: приоритет интересов общества. "Заботиться о своей выгоде, не нарушая общественных законов о распределении удобств жизни - есть требование благоразумия, а иметь в виду также и интересы общественные - твой долг. Похищать чужое удовольствие домогаясь своего, несправедливо. Наоборот, отнять что-нибудь у себя самого, чтобы придать другим - обязанность человеколюбия и благожелательности".


Кого обращают в рабство: своего гражданина - за позорное деяние; преступников из других стран, приговоренных у себя на родине к высшей мере наказания.


Внешняя политика:
Утопия - экономически самодостаточная, изолированная страна. Утопийцы несут миссионерская функция по отношению к другим, менее продвинутым странам. Воюют они почти всегда за чужие дела - если другой народ их попросит.


Война
: внутрення - не бывает. Внешняя: если утопийские купцы терпят в чужой стране имущественный убыток - то утопийцы не мстят войной, так как они утратили часть государственного имущества - то есть не получили выгоды от избытка. Если же граждане Утопии понесли в чужой стране физический ущерб - быть войне.


Из неприкосновенного запаса страны на случай войны со внешним миром делают золотые и серебряные ночные горшки и цепи для рабов.


Воюют утопийцы хитростью, устройством у врага внутренних раздоров, используя наемное племя заполетов, которым платят золотом. Это племя настолько безнравственное, что сколько заполетов ни умрет - все к лучшему. Утопийцы считают: благоразумнее подкупить/продать врага, чем воевать, тратя жизни людей.


После окончания войны - с побежденных взимается налог за понесенные расходы. Для управлениями этими доходами утопийцы каждый год посылают в побежденную страну часть своих граждан - квесторов. Эти деньги утопийцы могут подарить друзьям, предателям среди побежденных, самим исправившимся врагам.


Религия:
в Утопии религиозная терпимость. Исключения - те , кто не верят в бессмертие души, что ад - полагается за зло, рай - за добродетель, ибо таких неверующих не смогут остановить законы, а руководствоваться они будут личными страстями. Священнодействия, присущие всякой секте в отдельности, каждый отправляет в стенах своего дома.


Священники - не более 13 человек в каждом городе - блюстители нравов - выбираются тайным голосованием народа (это единственное, что реально избирает народ). Функции священников: увещевание, внушение, воспитание. Наказание, исправление - компетенция князя, филархов, протофилархов. У священников же отсутствует всякая власть кроме почета, которым окружают их граждане.


В то время Англия уже принимала участие в мировой торговле и Лондон приобрел значение мирового города наравне с Лиссабоном, Антверпеном и Парижем. Когда на престол вступил король Генрих VIII, Мор вскоре был послан одним из послов в Нидерланды для заключения торгового договора. В Нидерландах он пробыл 6 месяцев. Переговоры оставляли ему много свободного времени, и здесь он написал свое знаменитое сочинение: «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» («утопия» — по-гречески — «место, которого нет»). Первое издание книги появилось в 1516 году, и затем она переиздавалась бесконечное число раз на всех европейских языках.


В этой книге Мор описал идеальное государство без угнетения слабых и без принудительного труда.[3]


Впечатление от «Острова Утопия» было огромно. Это произведение сразу поставило Мора в ряду первых политиков Англии. В живых образах рисует Мор в своей книге картину благоустроенного государства, уже созданного и живущего полной жизнью на воображаемом острове. Жизнь этого бесклассового государства-нации описана так полно, что Мору казалось, что им разрешены все противоречия. Мор слишком хорошо знал жизнь, чтобы верить, что всякий класс, как бы справедливы ни были его намерения, мог удерживать в своих руках власть без угнетения неимущего большинства. Мор заглянул далеко в будущее и противопоставил коммунистический строй, при котором все принадлежит всем, классовому обществу. В его государстве все распределялось по принципу: труд обязателен, каждый работает сколько может и получает сколько ему надо, всякий труд вознаграждается по заслугам, и каждый человек живет в роскоши, хотя ни один не получает больше другого. Частной собственности нет. На острове Утопия существуют 24 больших города, одинаковых по языку, нравам, законам и учреждениям. Кроме того, в стране имеются усадьбы, снабженные всеми необходимыми сельскохозяйственными орудиями. В этих усадьбах живут люди, постепенно отправляющиеся из городов в деревню. В каждой сельской семье должно быть не менее сорока членов, мужчин и женщин. Из каждой семьи ежегодно 20 человек, пробыв два года в усадьбе, возвращаются в город и заменяются двадцатью другими — горожанами, которые учатся земледелию у остальных двадцати, уже проживших год в усадьбе и потому знающих сельское хозяйство. Очередь для земледельцев вводится для того, чтобы никто против воли не был вынужден слишком долго заниматься тяжелым и кропотливым сельскохозяйственным трудом.


Сельские жители обрабатывают поля, ухаживают за скотом и рубят дрова, которые перевозят в город. Еще они занимаются искусственным выведением цыплят при помощи особых аппаратов для высиживанья яиц... Главным занятием утопийцев является земледелие, но наряду с этим каждый обучается ремеслу, как своей специальности, причем обучаются ему и мужчины и женщины. Ремесла их заключаются главным образом в обработке шерсти и льна; кроме того, существует ремесло каменщика, кузнеца и плотника. Остальные отрасли труда имеют очень мало применения.


Работают в Утопии только по шесть часов в сутки: три часа с утра до обеда, потом отдыхают два часа и после отдыха работают еще три часа. Затем следует ужин. Рано ложатся спать и спят восемь часов. Остальное время каждый проводит по своему усмотрению. Шести часов работы в день более чем достаточно для производства вещей, нужных для здоровой и приятной жизни.


Работают все, кроме руководителей общества и тех, которые получили от народа разрешение посвятить себя науке. Если же такой человек не оправдает возлагавшихся на него надежд, то он снова переводится в разряд ремесленников.


Сельские жители производят продукты для себя и для горожан. Последние тоже работают на город и на сельские местности. Каждый город ежегодно посылает в столицу трех мудрейших своих стариков, которые решают общие для всего острова дела. Они собирают сведения, где и в чем есть избыток или недостаток, и тогда первым устраняется второе. Города, отдающие свой избыток другим, за это с них ничего не получают, потому что сами пользуются от других всем, что им нужно, также без вознаграждения. Таким образом весь остров составляет как бы одну семью. Деньги в Утопии совсем неизвестны. Все вещи имеются в избытке. Нет никакого основания описаться, что кто-нибудь потребует больше, чем ему нужно, потому что каждый уверен, что ему никогда не придется терпеть нужды.


На каждой улице города построены громадные великолепные дворцы. В них живут «сифогранты» — должностные лица, которые избираются по одному на каждые 30 семей. К каждому из дворцов прикреплены по 30 семейств, живущих по обе стороны. Заведующие кухнями этих дворцов в определенные часы приходят на рынок, где каждый берет необходимые продукты, нужные для 30 семей. Но лучшие продукты прежде всего посылаются для больных в госпитали.


В определенные часы каждые 30 семейств направляются в свои дворцы обедать и ужинать. На рынках не препятствуется брать всем съестные припасы, сколько кто хочет, но нет никого, кто добровольно бы обедал отдельно у себя дома, когда рядом во дворце сколько угодно хорошей и готовой пищи. Кушанья во дворце готовят женщины поочередно, а за столом прислуживают мальчики и девочки.[4]


Главной задачей выборных сифогрантов является наблюдение за тем, чтобы никто не бездельничал. Все сифогранты назначают князя из четырех кандидатов, выбираемых народом. Должность князя пожизненная. Он лишается должности только в том случае, если на него падет подозрение, что он стремится к самодержавию. Вероисповедание на острове — личное дело каждого. Священники, как и все чиновники, избираются народом.


Население Утопии ненавидит войну и военную славу считает самой незавидной. Война необходима только для защиты своей родины или своих друзей и для освобождения угнетенного народа от ига тирании. Ученые — в большом почете. Они освобождаются от физического труда, но занятия наукой не являются монополией ученых. Обыкновенно рано утром происходят публичные чтения, посещать которые могут все мужчины и женщины. Смотря по своей склонности, они слушают чтения по тем или иным предметам.


Итак, в Утопии нет частной собственности и нет денег. Каждый занимается только делами общества, и все распределяется равномерно по принципу: каждый работает сколько он может и получает сколько ему надо. И хотя нет собственности, там все богаты и у всех спокойная и беззаботная жизнь.


Коммунизм Томаса Мора был утопическим, несбыточным. Однако он был создан глубоким знанием жизни и пониманием потребностей той эпохи. Мор первый сделал попытку приноровить коммунизм к вновь возникающему капиталистическому обществу и первый в мире выдвинул основной принцип коммунизма, который позднее вошел в теорию научного коммунизма Карла Маркса: от каждого — по способностям, каждому — по потребностям.


У Мора наука впервые попадает на службу людям. Наука, казавшаяся христианству враждебной, становится необходимой при создании нового, справедливого строя. Мор делает науку доступной всем как высшее наслаждение. Но путей к достижению коммунистического общества Мор не указал, да по тому времени и не мог этого сделать.[5]



2. Составьте сравнительную характеристику по теме: "Сходство и различие политико-правовых концепций Томаса Гоббса и Джона Локка по следующим критериям: учение по естественном состоянии, сущность общественного договора, соотношение личности и государства, собственность, отношение к революции, к теории разделения властей, права человека и др.


Локк считается отцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии и разделения властей на законодательную

, исполнительную

(включая судебную) и федеративную

(внешних сношений), которые находятся в состоянии динамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие от Томаса Гоббса, трактовавшего "естественное состояние" общества как "войну всех против всех", Локк считал таковым состояние свободы и равенства людей, живущих своим трудом, их готовность следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого, согласно Локку, путем общественного договора создается политическое общество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Совместное существование и взаимодействие частных лиц в качестве собственников с подачи Локка названо "гражданским обществом", интересы которого призвано защищать "правовое государство", в котором волю народа выражают народные представители (представительная демократия, депутаты). Однако Локк имеет в виду городскую коммуну, в которой представлен союз мелких частных собственников. В этом его отличие от Гоббса. Локк признает, что политическая власть направлена на разрешение конфликтов по поводу собственности.[6]


В классификации форм государства Локк придерживался трехчленной системы (демократия

, олигархия

и монархия

) не исключая возможность промежуточных форм, но любую законную форму правления он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности. Под монархией, сторонником которой он являлся, Локк понимал конституционную монархию. Абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления.


Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень "формальных" прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания.


Локк был решительным противником теорий божественного происхождения королевской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.


Учение по естественном состоянии Томаса Гоббса и Джона Локка.


Еще труднее было Локку отказаться от идеи чисто духовных субстанций — таких, как человеческая душа или Бог, потому что на ней во многом основывалась христианская теология. Его сочинения не вносят ясности в этот вопрос, так как он колебался, то признавая вместе с Гоббсом, что не существует ничего, кроме материи, то поддерживая традиционные религиозные представления.


Локк был твердо убежден в том, что только счастье, которое он называл «наивысшим из доступных нам наслаждений», может побуждать нас желать что-либо. Мы называем вещи благом, говорил он, если они способствуют достижению наслаждения, и злом, если они причиняют боль. Наслаждение и боль, между прочим, не сводятся только к физическим или телесным ощущениям; наслаждением или болью может быть любое ощущаемое нами «удовольствие» или «беспокойство». В качестве примеров боли Локк приводит печаль, гнев, зависть и стыд, которые далеко не всегда сопровождаются физическими проявлениями или обусловливаются физическими воздействиями.


Подобно многим своим предшественникам, Локк полагал, что, по крайней мере, теоретически, размышления о естественном состоянии — состоянии, в котором, возможно, пребывали человеческие существа до установления организованных обществ с законами и правительствами — отнюдь не бессмысленны. Однако в отличие от Томаса Гоббса, полагавшего, что при естественном состоянии не существует другого закона, кроме закона джунглей, или закона самосохранения, Локк заключал, что человеческое поведение подчиняется определенным законам во все времена вне зависимости от того, существует ли государственная власть, способная провести их в жизнь. В естественном состоянии каждая личность имеет равные права относительно любой другой личности. Людям свойственно пользоваться разумом, и, будучи существами разумными, они просто не позволили бы себе докатиться до изображаемого Гоббсом естественного состояния, при котором каждый воюет с каждым.[7]


Естественное состояние представлялось Локком как нечто вроде Эдемского сада, в котором люди жили в строгом согласии с разумом, не испытывая нужды в адвокатах, полиции или судах, поскольку они превосходно ладили друг с другом. В этом состоянии люди наслаждались «совершенной свободой действовать и распоряжаться своей собственностью и личностью, как они считали нужным, в пределах естественного закона, не испрашивая позволения и не завися от воли любого другого человека».


Пользуясь столь полной свободой, люди, живущие в естественном состоянии, абсолютно равны, поскольку никто из них не имеет больше остальных. Однако их свобода не является вседозволенностью или правом причинять ущерб другим. Естественный закон требует, чтобы никто не причинял ущерба «жизни, здоровью, свободе или имуществу» другого. На этом же основании человек не вправе произвольно, без веского тому оправдания, уничтожать себя или свое достояние. По мнению Локка, основанием тому служит естественный закон, который, в свою очередь, основывается, по всей видимости, на определенных религиозных догматах, в том числе на представлении о том, что все, включая каждое человеческое существо, является,
в конечном счете, собственностью Бога, не допускающего уничтожения своего достояния.


Сущность общественного договора Томаса Гоббса и Джона Локка.


После того как разум убедит людей учредить государство, заключив общественный договор (что неизбежно), оно окажется совершенно непохожим на государство Гоббса, в котором народом как своими подданными правит единоличный суверен, или носитель верховной власти. Напротив, поскольку народ заключит общественный договор и согласится на введение власти законов, постольку суверенитет
принадлежит народу, а не царю. Из того, что дело обстоит именно таким образом, следует, что народ, который возвел государя на престол, сохраняет право низложить его, если государь не способен править в соответствии с их волей.


Учение Локка имело огромное влияние на отцов-основателей Соединенных Штатов Америки и в значительной мере подготовило Американскую и Французскую революции. Согласно революционно-демократической теории Локка, высшей в государстве должна быть не исполнительная, но законодательная власть, так как она более непосредственно подотчетна суверенному народу. Более того, исполнительная и законодательная власти должны быть отделены друг от друга, чтобы они могли служить взаимным противовесом, препятствуя преобладанию одной из них и узурпации прав и прерогатив, принадлежащих народу по праву природы.


Согласно Локку, люди образуют общество ради сохранения своей собственности и подчиняются власти правительства и законов, которые служат сохранению того, что принадлежит им по праву. Следовательно, говорит Локк, «всякий раз, когда законодатели пытаются отнять и уничтожить собственность народа или подчинить его своей тиранической власти, они вступают в состояние войны с народом, который в силу этого освобождается от дальнейшего повиновения и вправе обратиться к общему всем прибежищу, предусмотренному Богом для тех, кто сталкивается с насилием». Итак, если правительство подрывает доверие, которым его наделил народ, оно утрачивает и доверенную ему народом власть, после чего она «переходит к народу, который имеет право восстановить свою изначальную свободу и позаботиться о своей невредимости и безопасности, установив новую законодательную власть, какую он сочтет подходящей».


Отвечая на обвинения в том, что, отстаивая право на восстание, мы обрекаем себя на постоянную нестабильность и частые политические перевороты, Локк замечал, что «не всякая неурядица в общественной жизни ведет к революции». Вообще говоря, народы вполне терпеливы по отношению к своим правителям. Чтобы спровоцировать народ на присвоение законодательной власти, злоупотребления должны переполнить чашу его терпения. Кроме того, убеждал Локк, знание о том, что народ может
восстать,— это лучшая гарантия от своекорыстного правления: зная, что их положение ненадежно, чиновники будут проявлять меньшую склонность к злоупотреблениям.


Соотношение личности и государства Томаса Гоббса и Джона Локка.


Если целью государства является благополучие человечества, то что лучше, спрашивал Локк: чтобы народ вечно пребывал во власти безграничной тирании или чтобы правители подлежали смещению в случае, если они используют свою власть ради уничтожения, а не сохранения собственности народа? Как бы то ни было, говорил он, является ли некоторое лицо правителем или же простым гражданином, но если оно посягает на права народа и затевает свержение законного правительства, тогда это лицо «по справедливости должно быть сочтено врагом общества и язвой рода человеческого, и поступать с ним следует соответственно.[8]


Если между народом и правителем возникают серьезные разногласия, то кто сможет их рассудить? Ответ Локка прям и недвусмыслен: «Полномочным арбитром в таком споре должен выступать весь народ», ибо именно он является источником доверия, которым был облечен правитель. Если правитель отказывается подчиниться приговору народа, тогда «апеллировать остается к одному только небу»: правитель развязывает войну против своего народа, который вправе отозвать доверенную ему власть и передать ее другому, кто, по мнению граждан, способен быть более верным слугой народа.


Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает произвольной абсолютной властью. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - народ имеет право на восстание.


От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.


Локк являлся сторонником режима законности в деятельности государства. Закон в подлинном смысле - отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу.


Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности. Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь, Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью.[9]




Список использованной литературы


1. Зайченко Г.А. Локк. Очерк творчества. - М.: Просвещение, 2007. – 432 с.


2. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2008. — 568 с.


3. Локк Дж. Мысли о воспитании /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 2008, с. 163 - 95.


4. Нарский И.С. Философия Д. Локка - М.: АСТ Пресс, 2007. – 548 с.


  1. Субботин, A.Л., Принципы гносеологии Локка. // Вопросы философии, 2008, № 2.

  2. Цыбульская М.В. История политических и правовых учений:. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2007. – 111 с.


7. Шабаева М.Ф. Педагогическая теория Д. Локка. – СПб.: Питер, 2008. – 653 с.



[1]
Шабаева М.Ф. Педагогическая теория Д. Локка. – СПб.: Питер, 2008. – 63 с.


[2]
Субботин, A.Л., Принципы гносеологии Локка. // Вопросы философии, 2008, № 2.


[3]
Зайченко Г.А. Локк. Очерк творчества. - М.: Просвещение, 2007. – 42 с.


[4]
История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2008. — 56 с.


[5]
Цыбульская М.В. История политических и правовых учений:. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2007. – 87 с.


[6]
Субботин, A.Л., Принципы гносеологии Локка. // Вопросы философии, 2008, № 2.


[7]
Нарский И.С. Философия Д. Локка - М.: АСТ Пресс, 2007. – 48 с.


[8]
Локк Дж. Мысли о воспитании /Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 2008, с. 163.


[9]
История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. М.: Издательство "Зерцало", 2008. — 56 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.