Реферат по предмету "История"


Екатерина II и ее эпоха

Содержание:


  1. Введение……………………………………………….………….………...1

  2. Екатерина II: Путь в Россию…………………………………….………. .2

  3. Восшествие на престол и начало царствования……………….…………3

  4. Внутренняя политика....................................................................................4

  5. Крепостное право……………………………………………………..........8

  6. Внешняя политика…..………….………………………………………...10

  7. Культура и просвещение…………………………………………………12

  8. Заключение……………………………………………………………..…15

  9. Литература……………………………………………………………...…16


Введение


Середина 18 века. После смерти Елизаветы Петровны трон наследует Петр III. Но недальновидная социальная политика, конфликты с православной церковью и российс-


кой гвардией, презрение к жене, прусские симпатии императора настроили против него


и значительную часть населения, и гвардейцев и придворных. Властвовать ему довелось


всего 186 дней. При помощи гвардейских полков, 28 июня (9 июля) 1762 года был совер-


шен государственный переворот. Лицом во имя, которого был совершен переворот, стала


императрица, успевшая приобрести широкую популярность, особенно в гвардейских пол-


ках. Она была выдержанной, хорошо умеющей владеть собой, подавлять вспышки гнева,


поддерживать беседу, одновременно терпелива к недостаткам людей, но непримирима к


противникам, умела быть жестокой.


Екатерина была сторонницей самодержавной формы правления, основанной на законе


и взаимном соблюдении монархом и подданными обязанностей в отношении друг друга.


Екатерина – женщина не только умная и с тактом, но и чрезвычайно талантливая, на ред-


кость образованная, развитая и деятельная. Она умела многое – и управлять огромной им-


перией, к чему страстно стремилась со времени прибытия в Россию, и ладить с людьми, и


что важно приближать к себе людей ярких, талантливых, одаренных, поручать им важные


дела в соответствии с их способностями. Именно поэтому екатерининское время отмечено


появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писате-


лей, художников, музыкантов.


Правление Екатерины продолжается тридцать четыре года. Оно наполнено многими


событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то,


что делалось при Петре Великом.


Екатерина
II
: Путь в Россию


Екатерина II, до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, ро-


дилась 21 апреля 1729 г. в немецком городе Штеттине. Происходила она из бедного


немецкого княжеского рода. Ее отец принц Христиан Август Ангальт-Цербстский состоял на прусской службе и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать – прин-


цесса Иоганна Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогс-


кого дома.


Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время порознь.


Отец вместе с армией уезжал воевать. Мать отправлялась в гости к многочисленной влия-


тельной родне, иногда вместе с дочерью. Из событий тех лет ей запомнилась встреча со старым священником, который, посмотрев на Софию, сказал ее матери: «Вашу дочь ожи-


дает великое будущее. Я вижу на лбу ее три короны». Другая важная встреча произошла,


когда Софии было уже десять лет: ее познакомили с мальчиком по имени Петр Ульрих.


Мать рассказала ей, что Петр Ульрих, претендент на престолы России и Швеции, облада-тель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей троюродным братом.


Прошло несколько лет, и мать Софии вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра Федоро-


вича. Теперь юноше подыскивали невесту.


Елизавете Петровне понравилась принцесса София. Она была крещена по православно-му обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича.


Очень скоро юная Екатерина испытала на себе переменчивый нрав императрицы, неу-равновешенность жениха, пренебрежение и коварство окружающих. В 1745 году состоя-лась ее свадьба с Петром Федоровичем. Но счастья и уверенности в будущем у нее не бы-ло. Ее личная жизнь складывалась неудачно. Положение великой княгини не изменилось и после того, как у нее родился долгожданный сын-наследник Павел. Его немедленно заб-рала под свою опеку императрица, полагая, что лишь она сможет воспитать ребенка ра-зумно и достойно.


Казалось, судьба посмеялась над Екатериной: поманила блеском российской короны,


но подарила больше тягот и огорчений, чем удовольствий и власти. Но сила характера


позволила ей не теряться в самые трудные периоды жизни. Екатерина много читала в те


годы. Сначала она увлеклась модными романами, но ее пытливый ум требовал большего,


и она открыла для себя книги совершенно иного содержания. Это были сочинения фран-


цузских просветителей – Вольтера, Монтескье, труды историков, естествоиспытателей,


экономистов, правоведов, философов и филологов. Екатерина размышляла, сравнивала


прочитанное с российской действительностью, делала выписки, вела дневник, в который


заносила свои мысли. В итоге Екатерина усвоила идеи просветителей об общественном


благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просве-


щения подданных, о главенстве законов в обществе.


Екатерина успела привыкнуть к России и стремилась полюбить ее. Овладев русским


языком, она читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, ца-


рей и отцов Церкви. Не довольствуясь чтением, она расспрашивала окружающих, еще


помнящих мятежную вольницу стрельцов времен правительницы Софьи, царствование


Петра I, который дыбой, кнутом и топором переделывал Россию. Ей рассказывали о суро-


вой царице Анне Иоанновне и, наконец, о восшествии на престол и правлении Елизаветы


Петровны.


В сравнении с капризной, стареющей императрицей, слабовольным и непредсказуемым


в поступках Петром Федоровичем, Екатерина много выигрывала во мнении большинства


придворных. Да и иностранные дипломаты отдавали должное великой княгине. За годы,


проведенные при дворе, она научилась справляться со своими чувствами и пылким темпе-


раментом, всегда выглядела спокойной и доброжелательной, простой и обходительной.


Медленно, но упорно она завоевывала и навсегда привязывала к себе сердца окружаю-


щих, нередко превращала ярых недоброжелателей в своих горячих приверженцев. Один


из современников Екатерины писал, что «с самого прибытия своего в Петербург великая


княгиня всеми своими средствами старалась приобрести всеобщую любовь, и теперь ее не


только любят, но и боятся. Многие, которые стоят в лучших отношениях к императрице, не пропускают случая угодить под руку великой княгини».


Восшествие на престол и начало царствования


Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судь-бу, в случае его прихода к власти, и принялась вербовать себе сторонников при дворе. До Екатерины доходили слухи, что Петр хочет избавиться от нее, заточив в монастырь или лишив жизни, а их сына Павла объявить незаконнорожденным. Екатерина тщательно го-товила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Панина, Разумовского, Дашко-вой и других. В ночь на 28 июня 1762г., когда императора не было в столице, при помощи гвардейских полков, был совершен государственный переворот, и Екатерина была про-возглашена самодержавной императрицей. Новой императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. А затем 29 июня 1762г. Петр III подписал манифест о своем отречении. Его гибель 6 июля 1762г, окончательно освободила Екате- рине дорогу к власти.


Чтобы заставить всех признать законность своей власти она решила как можно скорее


короноваться в Москве. Церемония была совершена 22 сентября 1762г. в Успенском собо-


ре Кремля. По такому случаю народу было предложено богатое угощение. С первых дней


царствования Екатерина II хотела быть популярной в самых широких массах народа, она


демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам, путешест-


вовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами.


Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с


простыми крестьянами.


В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения на


троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавори-


ток предшествующего царствования Екатерина II проявила великодушие и снисходитель-


ность. Она прилагала все усилия, чтобы не оттолкнуть как влиятельных, умудренных жизнью сановников, служивших еще Елизавете Петровне, так и молодых своих соратни-


ков, которые рвались к управлению государством, не имея опыта и знаний. В итоге мно-


гие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних


должностях. Екатерина IIлюбила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы, и награды заставят людей еще усерднее трудится.


Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства,


при которых она начала царствовать. «Финансы были истощены. Армия не получала жалования за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отда-


ны в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное


ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренеб-


режении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось


с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствова-


ли лицу сильному». Императрица, разумеется, сгустила краски, но не настолько, чтобы


считать ее характеристику положения страны совершенно недостоверной. Вскоре в мани-


фесте она изложила программу своего будущего правления. В ней говорилось о «соблю-


дении православного закона, укреплении и защите отечества, сохранении правосудия, ис-


коренении зла и всяких неправд и утеснений».


Внутренняя политика


Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила. Она вступила


на престол, имея вполне определенную политическую программу, основанную, с одной


стороны, на идеях Просвещения и, с другой, учитывающую особенности исторического развития России. Важнейшими принципами осуществления этой программы были посте-


пенность, последовательность, учет общественных настроений.


Екатерина хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала


европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она


стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни


частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось


традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право.


В первые годы своего царствования Екатерина ликвидировала гетманство на Украине,


что соответствовало ее представлениям о необходимости унификации управления на всей


территории империи; пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья


и Причерноморья; подтвердила указ Петра III об упразднении Тайной розыскных дел кан-


целярии, однако, орган такой остался, Тайную канцелярию заменили Тайные экспедиции при Сенате в столице и при сенатской конторе в Москве. Екатерина вывела Тайную экс-


педицию из ведения Сената и подчинила ее генерал-прокурору.


В 1763г. Екатерина проводит реформу Сената, сделавшую работу этого учреждения бо-


лее эффективной. Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенными


функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля над деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции законодательной инициативы, она фактически пе- решла к императрице.


По Указу от 26 февраля 1764г. проводится секуляризация духовной земельной собст-венности. Этим указом монастырские, архиерейские и церковные вотчины с населявшими их крестьянами передавались в Коллегию экономии. Все повинности крестьян заменялись денежным оброком, из общей суммы которого 1/3 часть передавалась на содержание цер-ковных институтов (монастырей и пр.) Важнейшим итогом реформы была ликвидация прежде могущественного и полунезависимого от государства слоя духовных феодалов, теперь они полностью зависели от государства, кроме того, были облегчены условия жиз-ни крестьян, ранее принадлежавших духовным помещикам. Это связано с заменой барщи-ны оброком, что представляло крестьянам больше самостоятельности и развивало их хозяйственную инициативу. Крестьяне восприняли секуляризацию за благо и прекратили неповиновение. При этом в ведение власти перешло около 8,5 млн. дес. земли и почти миллион душ.


Другим важнейшим направлением деятельности Екатерины стала реформа законода-


тельства. В 1767 г. она объявила о созыве Комиссии для сочинения нового уложения, сос-


тоящей из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключе-


нием крепостных крестьян. Екатерина написала для Комиссии «Наказ», являвшийся по су-


ти либеральной программой ее царствования. Призывы Екатерины не были, однако, поня-


ты депутатами Комиссии, которые вели споры по мелким вопросам. В ходе их дискуссий


обнаружились глубокие противоречия между отдельными социальными группами, низкий


уровень политической культуры и откровенный консерватизм большинства членов Коми-


сии. В конце 1768 г. Уложенная Комиссия была распущена. Можно сказать, что деятель-ность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Тем не менее, работа не пропала в пустую, она ознакомила императрицу с нуждами страны. Был собран огромный факти-ческий материал о положении сословий в империи, остались протоколы заседаний, отра-зившие картину взглядов, настроений и интересов тогдашнего общества. Пользуясь труда-ми Комиссии, Екатерина II издала много важных законов. Сама Екатерина писала, что она «получила свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно». Теперь она могла действовать, вполне сознательно и определено. Кроме того, Екатерина сумела заставить россиян задуматься о государственной вольности, политических правах, веротерпимости, вреде применения пыток, равенстве всех подданных перед лицом Закона. Работа в Комиссии явилась для многих школой гражданственности, где личная выгода уступала место стремлению к благу государства, где пробуждались чувства патриотизма и национального самосознания.


В 1765г. в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество (ВЭО), одно из старейших в мире и первое в России. Основано оно было крупными земле-владельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационали-зировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Деятель-ность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений.


В области промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года и манифестом


1775 года) провозгласила принцип свободы предпринимательской деятельности. Дво-рянство, в том числе и среднее, встало на путь крепостнического предпринимательства, стало расти число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур оказался на ру-ку дворянству, так как многие крестьяне-предприниматели были крепостными. Также, во второй половине XVIII в. завершается консолидация российского купечества в сословие. Торгово-промышленные люди начинают осознавать свое значение в экономике и общест-венной жизни страны. В начале царствования Екатерины в России было 655 промышлен-


ных предприятий, к концу более 2000.


В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание, начатое еще в1754 году Елизаветой Петровной. Генеральное межевание было всеимперским и обяза- тельным для землевладельцев. Оно сопровождалось изучением хозяйственного состояния


страны. Все планы содержали «экономические примечания» (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о па-мятных местах и пр). Уникальная коллекция планов и карт генерального межевания вклю-чает около 200 тысяч единиц хранения. Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.


В 1775 г. вышел в свет обширный законодательный документ «Учреждение для управ-


ления губерний». В соответствии с этим документом вступило в силу новое администра-


тивно-территориальное деление, были внесены большие изменения в местное управление.


Страна была поделена на 50 губерний (300-400 тыс. жителей), каждая из которых состояла


из 10 – 12 уездов (20-30 тыс. жителей). Все вновь образованные губернии и уезды получи-


ли единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, фи-


нансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый Екатериной II губерна-


тор. Губернское правление, в составе: вице-губернатора, двух губернских советников и гу-бернского прокурора, возглавляемое губернатором осуществляло исполнительную власть и ведало всеми делами. Многие большие села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. Государственными доходами ведала Казенная палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откуп, монополии и т.д.). Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство. Губернский проку-рор ведал всеми судебными учреждениями. В каждом уездном городе был учрежден суд, в губернском городе – высший суд. Была создана система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей. В губернских го-родах был учрежден Совестной суд – для решения тяжб и для суда над невменяемыми преступниками и непреднамеренными преступлениями. В уездных городах существовала и так называемая Дворянская опека – орган, занимавшийся делами малолетних дворян и дворянских вдов. Для городского населения в такой же роли выступал Сиротский суд. В губернских городах находился и Приказ общественного призрения – специальный орган, который ведал делами просвещения (школами), благотворительности (приютами, бога-дельнями) и здравоохранения (больницами, аптеками). Центр тяжести в управлении пере-мещался на места. Отпала необходимость в ряде коллегий – они были упразднены; оста-лись Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-коллегии. Созданная губернской рефор- мой система местного управления сохранилась до 1864 года, а введенное ею администра- тивно-территориальное деление – до Октябрьской революции.


В 1785 году Екатерина издала свои важнейшие законодательные акты – жалованные грамоты дворянству и городам. Была подготовлена также третья грамота – государствен-


ным крестьянам, но политические обстоятельства не позволили ввести ее в действие. Для


русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий. Жалованная грамота городам оформляла права и привилегии «третьего сословия» - горожан. Городское сословие делилось на шесть разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского голову и членов городской


Думы. Основное значение грамот было связано с реализацией важнейшей из целей екате-


рининских реформ – созданием в России полноценных сословий западноевропейского ти-


па.


В последние годы жизни Екатерина II продолжала разрабатывать планы серьезных пре-


образований. Однако завершить свою программу реформ она не успела.


По моему мнению, лучше всего политику Екатерины II характеризуют слова: «Она лю-


била реформы, но постепенные, преобразования, но не крутые, без ломки» П.А.Вяземский.


Крепостное право


Если бы потребовалось назвать пять – шесть понятий, наиболее емко характеризующих


екатерининское царствование, слово «крепостничество» непременно оказалось бы среди


них. Ведь именно при Екатерине IIрусское крепостничество достигло в своем развитии


апогея и обрело те самые отвратительные свои черты, которые так возмущали Радищева и


декабристов. Для историков же это не перестает быть трудно объяснимым парадоксом.


Как могло случиться, что именно в царствование «просвещенной» монархини, царствова-


ние, несомненно либеральное, ознаменовавшееся небывалым расцветом русской культуры,


степень несвободы большей части населения страны возросла, как никогда прежде?


При правлении Петра III был принят ряд законодательных актов: Манифест о вольнос-


ти дворянства; было ликвидировано введенное Петром I ограничение на перевод крестьян


из одного уезда в другой; ограниченно для крестьян право записи в купечество наличием


разрешения от помещика. И, наконец, 29 марта 1762г. появился сенатский указ, запрещав-


ший фабрикантам покупку крестьян к заводам без земли. Этой мерой окончательно уста- навливалась монополия дворянства на владение крепостными (хотя и по-прежнему не в виде позитивного закона, а путем запрета владеть ими другим категориям населения). По


существу этими законодательными актами Петр III совершил своего рода революцию в


системе социальных отношений России: возникла новая социально-политическая реаль-


ность, которая отныне и на протяжении последующих ста лет определяла развитие стра-


ны, и с которой вынуждены, были считаться все, кто в это время оказывался у власти, в том числе, конечно, и Екатерина II.


Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуман-


ным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких выс-


казываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации кре-


постничества. Однако сделать, что либо конкретное в этой области она не решалась, из-за


вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Императрица понимала, что тем самым противопоставит себя опоре трона – дворянству, не готовому


поступиться собственными привилегиями.


Без учета этого невозможно понять кажущуюся бездеятельность императрицы в отно-


шении крепостничества. Но так ли уж она была бездеятельна? Екатерина в течение 34 лет


успешно противостояла давлению дворянства, настаивавшему на законодательном оформ-лении своих прав собственности на крестьянские души. Она пыталась действовать околь-


ными путями и предложила членам российского Вольного экономического общества пуб-


лично обсудить положение крестьян, надеясь заставить своих подданных хотя бы осоз-


нать политическую опасность и аморальность крепостного права.


Ею предпринимались и более решительные меры. Екатерина запретила свободным лю-


дям и отпущенным на волю крестьянам вновь вступать в крепостную зависимость. По ее


распоряжению для вновь учрежденных городов правительство выкупало крепостных крестьян и обращало их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное попе-


чение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина готовила указ, соглас-


но которому дети крепостных, родившиеся после 1785г., считались вольными. Мечтала она осуществить и другой проект – он привел бы к постепенному освобождению крестьян при переходе имений из одних рук в другие. С другой стороны, ее попытки ограничить,


например, продажу крестьян без земли успехом не увенчались.


Впрочем, в практическом плане ясно, что чтобы ослабить давление дворянства на власть, нужно было найти ему противовес. Таким противовесом могло стать лишь третье


сословие. Прозорливая и мудрая Екатерина это, по-видимому, хорошо понимала и немало


сделала в этом направлении. Но возможности ее были ограничены.


На это можно взглянуть и иначе. Ведь ликвидация крепостничества, по сути, означала


изменение политического строя (что и произошло в 1860г.), а для того чтобы окружение


Екатерины этого пожелало, нужно чтобы черты системного кризиса стали столь явны, что


их уже нельзя было бы игнорировать. Царствование же Екатерины было временем внут-


ренней стабильности и внешнеполитических побед. До кризиса было еще далеко.


Внешняя политика


Вслед за Петром I Екатерина считала, что Россия должна занимать активную позицию


на мировой арене, вести наступательную, и в определенной мере агрессивную, политику.


Вступив на престол, она разорвала заключенный Петром III союзный договор с Прус-


сией. Благодаря ее усилиям был восстановлен на курляндском престоле герцог Э.И. Бирон.


В 1763 г. опираясь на поддержку Пруссии, Россия добилась избрания своего ставленника Станислава Августа Понятовского на польский трон.


При Екатерине II стали применяться новые методы дипломатической работы. Екатери-на очень широко поставила дело политической пропаганды за границей. Эту цель пресле-


довала в частности ее собственная переписка с Вольтером, Гриммом, Дидро и другими представителями «просветительской эпохи». Вместе с тем Екатерина внимательно следи-ла за заграничными изданиями, которые могли принести вред России или ей лично как императрице. Ей удалось остановить печатание книги Рюльера о перевороте 1762 года. К числу новых дипломатических приемов следует отнести и приглашение иностранных дип-ломатов к участию в поездках императрицы по России, например в 1785 г. для осмотра водного пути из Балтийского моря на Волгу и в 1787 г. – в Крым.


Усиление России беспокоило крупные европейские страны – Англию, Австрию, Фран-цию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию и Турцию и тем самым осла-бить их обеих. В конце концов, это привело к продолжительной и кровопролитной войне между Россией и Турцией (1768-1774гг.), из которой Россия вышла победительницей. Война окончилась подписанием мира летом 1774 г. в деревушке Кючук-Кайнарджи на Ду-нае. В итоге Турция признала независимость Крыма. В странах, подвластных Османской империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство гарантировало сво-боду исповедания христианской религии в своих владениях, а Грузия освобождалась от тяжелейшей дани юношами и девушками, отправляемыми в Турцию. Но главное - Россия получила выход к Черному морю: право иметь свой флот, право беспрепятственного пла-вания по Черному морю и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы. В после-дующие годы происходило укрепление российских позиций в Крыму и на Кавказе, завер-шившееся в 1783 г. включением Крыма в состав Российской империи и подписанием Георгиевского трактата с Картли-Кахетинским царем Ираклием II, обеспечившего при-сутствие русских войск в Грузии, а в последствии ее присоединение к России. Обширней-шие территории Северного Причерноморья отошли к России. Они получили название– Новороссия. Наместником был назначен талантливый фаворит Екатерины - Г.А. Потем- кин. Он и занялся обустройством этого края и строительством черноморского флота.


В 1787 г. Екатерина в сопровождении блестящей свиты, иностранных дипломатов, австрийского императора и польского короля совершила путешествие в Крым. За 4 года Потемкин превратил Новороссию в цветущий край. В Турции путешествие Екатерины бы-ло расценено как стремление России к дальнейшему расширению границ на юге за счет турецких территорий (хотя и были такие задумки в виде Греческого проекта, Россия не собиралась вступать во вторую войну с Турцией). В 1787 г. турецкий султан объявил Рос-


сии войну. Началась вторая война с Турцией (1787-1791гг.) Почти одновременно началась война со Швецией (1788-1790гг.), пытавшейся добиться реванша за поражение в Северной


войне. Однако Россия успешно справилась с обоими противниками. Зимой 1791 г. был подписан Ясский мир с Турцией, подтвердивший условия Кючук-Кайнарджийского мира. Турция признавала Крым владением России, а также российское покровительство Грузии, установленное Георгиевским трактатом 1783 г. В состав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань и Кубань.


Во времена Екатерины II распада Речи Посполитой (Польши) можно было ожидать со дня на день, т.к. ко второй половине XVIII в. Польша превратилась в нежизнеспособное


государство. Прусский король выдвинул план расчленения Польши и предложил России


присоединиться к нему. Екатерина II считала целесообразным сохранить единую Польшу,


но затем решила использовать слабость Польши и вернуть те древнерусские земли, кото-


рые были захвачены ею в период феодальной раздробленности. В 1772, 1793, 1795 гг. Австрия, Пруссия, Россия произвели три раздела Речи Посполитой. Так в результате этих


разделов Россия вернула Беларусию, Правобережную Украину, Волынь, а также получила новые территории – Литву и Курляндию. Этнически польские районы к России присоеди-нены не были.


К событиям в революционной Франции Екатерина первоначально отнеслась с опреде-


ленной долей симпатии, видя в них результат неразумной деспотической политики фран-


цузских королей. Однако после казни Людовика XVI она увидела в революции опасность


для всей Европы.


Внешнеполитическими результатами 34–летнего пребывания Екатерины на троне были


значительные территориальные приобретения и окончательное закрепление за Россией статуса Великой державы. Страна стала играть одну из ведущих ролей в мировой полити-


ке, позволявшую воздействовать в своих интересах на решение практически любых меж-


дунардных вопросов. Все это дало возможность в XIX столетии еще более раздвинуть гра-


ницы империи. По существу, именно в екатерининскую эпоху была создана «единая и не-


делимая» империя с неисчерпаемыми людскими и экономическими ресурсами и бескрай-


ними просторами, поглощавшими любого завоевателя.


Культура и просвещение


Важной частью внутренней политики самодержавия при Екатерине II являлись меры, имевшие своей целью распространение образования, воспитание подданных в духе идеа-


лов Просвещения. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и


воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать пер-


вый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного


сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Специальная прави-


тельственная комиссия разработала программу создания двухклассных училищ в уездах и


четырехклассных – в губернских городах. В годы царствования Екатерины II было поло-


жено начало женскому образованию в России. В 1764 году в Петербурге открылся Смоль-


ный институт. Всего к началу XIX в. в стране насчитывалось 550 различных образователь-


ных заведений, в которых обучались 62 тыс. человек.


Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пест-


рым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, сол-


дат, матросов и т.д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся в одних и тех же клас-


сах обучались и малыши и 22-х летние мужчины. Прошедшие курс обучения умели чи-


тать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.


Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли солдатские школы – общеоб-


разовательные училища для солдатских детей. Солдатские дети составляли основную мас-


су студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских принадле-


жали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Се-


верном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).


Второй тип школ – это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведе-


ний, где обучалось более 4,5 тыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах (Сухопутном,


Морском, Артиллерийском, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии


и флота.


К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их нас-читывалось 66, в них обучалось 20 тыс. человек. Это также были сословные школы, пред-


назначенные для детей духовенства.


Небольшое количество, около 20, специальных школ (горные, медицинские, учительс- кие, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757г. Академия


художеств и в 1773г.- Балетная школа, представляли четвертый тип учебных заведений. Хотя в них обучалось около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке спе- циалистов, в которых Россия особенно нуждалась.


Примечательно, что при Екатерине II организация врачебной помощи населению воз-


лагалась на государство. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763г., и приказы об-


щественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи и готовить


медицинских работников. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где боль-


ным предлагались лекарства, которые назначал врач. По приказу Екатерины открывались психиатрические лечебницы. Так как врачей недоставало, то их выписывали из-за грани-цы и проводили обучение русских лекарей и хирургов, в тоже время основывались фабри-ки хирургических инструментов. Она собственным примером положила начало проведе-нию вакцинации, привив себе и своему сыну Павлу оспу, специально вызванным для это-


го из Англии врачом Томасом Димсдеймом.


Большой шаг вперед делает русская наука. В 1783г. была основана особая Российская


Академия для изучения языка и литературы.


Академия наук в Петербурге стала в это время центром русской науки, ее авторитет вырос и на международной арене. Именно с ней связаны все выдающиеся научные откры-


тия XVIII в. в России. Академия располагала хорошо оснащенными физическими и хими-


ческими лабораториями, анатомическим театром, музеем, типографией, мастерскими, ар-


хивом, библиотекой, публиковала периодические научные издания. За 1768-1774гг. Ака-


демия провела пять географических экспедиций, которые внесли ценный вклад в изучение


географии страны. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет 20 томов «Древней Российской Вивлиофики»; активно публиковались источники по рус-ской истории (Н.И. Новиковым). Были напечатаны: первое издание сочинений Ломоно-сова и шеститомный «Словарь Российской Академии», содержащий объяснения 43 тыс. слов русского языка. Также в Академии были организованны общедоступные курсы по основным отраслям наук. В это время значительно возросло число русских ученных, сре-ди них выдающиеся натуралисты И.И. Лепехин и Н.Я. Озерецковский, астроном С.Я. Ра-зумовский, минеролог В.М. Севергин, видные историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.


Благодаря деятельности видного русского ученого М.В. Ломоносова в русскую науку пришли: Барсов, Забелин, Софронов, Котельников, Десницкий и другие. Изобретательство


и техника были представлены выдающимися механиками-самоучками И.И. Ползуновым,


И.П. Кулибиным, К.Д. Фроловым.


Особых успехов достигло развитие народного творчества. Крепостные мастера и ре-


месленники создавали удивительные по красоте интерьеры дворцов. В это время получа-


ют развитие такие виды художественных промыслов как гжельская керамика, великоус-


тюгская чернь, холмогорская резьба по кости, вологодские кружева, фарфор и хрусталь русских заводов, ювелирные изделия.


Русские мастера выдвинулись и в архитектуре. В 1760г. в России утвердился архитек-


турный стиль - классицизм. Распространение классицизма связано с активизацией госу-дарственной градостроительной политики. Основывались новые города, оживлялось строительство в старых. Регулярные планы и проекты образцовых домов рассылались из


Петербурга по всей территории страны. Крупнейшими представителями в архитектуре XVIIIв. были В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.


Скульптура также достигла наивысшего расцвета. Развивались все ее основные виды: рельеф, статуя, портретный бюст, станковые произведения. В то время получили извест-


ность такие скульпторы как М.И. Козловский, Э. Фальконе, Ф.Г. Гордеев, Ф.Ф. Щедрин,


Ф.Ф. Шубин.


Во второй половине XVIII в. получили развитие все жанры литературы: поэзия, драма-


тургия, проза. Литераторы работали в русле классицизма, сентиментализма, романтизма,


в конце века появились зачатки реалистического метода. Видными писателями екатери-


нинского времени были поэт Державин и сатирик Фонвизин, Н.М. Карамзин, А.Н. Ради-щев. Известностью пользовался поэт и драматург Александр Сумароков. Вольтер называл его «Славой своего отечества».


Пожалуй, единственная из российских монархов Екатерина II вполне профессионально


владела пером и сама пробовала силы в драматургии, журналистике и исторических изыс-


каниях. Ни один другой русский государь не оставил потомкам такого огромного пись-


менного наследия, как Екатерина II. В 1767г. императрица перевела со своими помошни-


ками осужденную во Франции по цензурным соображениям книгу Мармонтеля «Велиза-


рий» и после этого стала активно поощрять переводы иностранной художественной лите-


ратуры, научных и философских трудов. Екатерина II, начавшая выпускать журнал «Вся-


кая всячина», призвала литераторов подхватить ее начинание. В январе 1783г. императри-


ца подписала указ о позволении заводить «вольные» типографии. Книга, журнал, газета становятся элементом повседневного быта все большего числа людей. С января 1783г. по


сентябрь 1796г. в обеих столицах открылось по 13 типографий, и еще 11 были открыты в провинции. В Петербурге была открыта первая в России публичная библиотека. К концу


80-х годов уже существовало 15 государственных библиотек, росло число частных книж-ных собраний.


Ф. Волков создал первый в России публичный театр в Ярославе, переведенный впос- ледствии в Петербург. Позже возникли театры на Марсовом Поле, Петровский и


другие. В это же время возникали крепостные театры в усадьбах как столичной, так и про-винциальной знати. Наиболее известным был театр Шереметевых в Останкине, князя Юсупова в Архангельском. Театр в XVIII в. заложил основы русской драматургии. В Рос-сии были сделаны шаги в создании русской симфонической музыки, написаны первые


оперы, начинает развиваться балет.


Уже первые годы пребывания у власти Екатерина стала скупать за границей целые кол-


лекции: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), кол-


лекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать ее двор-


цы и города. Ее агенты по всей Европе выискивали предметы искусства. Среди известных


приобретений Екатерины – библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткий срок,


не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Пуссена, Ван Дейка,


Рубенса, Рембрандта и других знаменитых живописцев. Екатериной II был основан Эрми-


таж – богатейшее собрание художественных коллекций при дворце. Примеру императри-


цы следовали ее приближенные. В это время складывается много частных коллекций жи-


вописи и крупных библиотек, в том числе известные собрания Шереметевых, Голицыных,


Безбордко, Строгановых, Воронцовых и других. Поощряется и русская национальная школа живописи. С конца 1760-х годов, проводятся первые художественные выставки, аукционы картин, расцветают таланты А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, В.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, А.П. Лосенко.


Заключение


Годы правления Екатерины II (1762-1796г.) действительно признаны «Золотым веком Екатерины». Она по праву считается одной из ярчайших личностей российской истории. Многие историки считают ее лицемерной, указывая на несоответствие идей «просвещен-ного абсолютизма» и крепостнической действительностью России XVIII века. Я не вижу противоречий между ее идеалами и поступками. По моему мнению, объяснение этого зак-


лючается в том, что для России того времени ее идеи были слишком прогрессивны, и их быстрое воплощение привело бы к неизбежному перевороту.


Императрица сумела сохранить за собой власть и в тоже время осуществить важней-


шие государственные реформы. «Екатерина II, - писал Карамзин, - была истиною преем-


ницею величия Петрова и второю образовательницею России. Главное дело сей незабвен-


ной монархини, состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей». В это время была преобразована почти вся внутренняя структура империи, возросла


мощь русской армии и флота под руководством «орлов Екатерины» - Потемкина, Румян-


цева, Суворова, Кутузова, Ушакова, Орлова. В результате успешных войн были присоеде-


нены Причерноморье, Крым, Прикубанье, Восточная Грузия, половина Речи Посполитой с Белорусией и Западной Украиной. В царствование Екатерины Великой расцвели русская культура, просвещение и наука, открылись новые учебные и учебно-воспитательные учреждения, академии, библиотеки и типографии. Из записки руководителя Коллегии иностранных дел А.А. Безбородко от 1781г. следует, что за 19 лет царствования «стало 50


устроенных на новый лад» губерний, построено 144 города, заключено 30 конвенций и трактатов, одержано 78 побед в войнах, издано 88 «замечательных указов законодатель-ных и учредительных» и 123 указа «для всенародного облегчения». К этому нужно приба-вить, что по подсчетам В.О. Ключевского, Екатерина «отвоевала у Польши и Турции зем-ли с населением до 7 млн. душ обоего пола, так что число жителей империи с 19 млн. в 1762г. возросло к 1796г. до 36 млн., армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс., флот, в 1757г. состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790г. считал в своем соста-


ве 67 линейных кораблей и 40 фрегатов, сумма государственных доходов с 16 млн. руб. поднялась до 69 млн., то есть увеличилась более чем вчетверо, успехи промышленности выразились в умножении числа фабрик с 500 до 2 тыс., успехи внешней торговли бал-


тийской – в увеличении ввоза и вывоза с 9 млн. до 44 млн. руб., черноморской, Екатери-ною и созданной, - с 390 тыс. в 1776г. до 1 900 тыс. руб. в 1796г., рост внутреннего оборо-


та обозначился выпуском монеты за 34 года царствования на 148 млн. руб., тогда как за 62 предшествовавших года ее выпущено было только на 97 млн.».


Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины, направленными на поощрение со-


циальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены основы гражданского


общества в России, и при Екатерине Россия вошла в число не только наиболее могущест-венных и развитых, но также «цивилизованных» стран мира.


Литература


  1. Ключевской В.О. Исторические портреты., М., 1990

  2. Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая., М.: Панорама, 1991

  3. Брикнер А. История Екатерины Второй., М,: Современник, 1991

  4. Рахматулин М. (доктор истор. наук) Императрица Екатерина II

  5. Международная Конференция «Екатерина Великая» 1996


а. Каменский А.Б. Еще раз о Екатерине II и крепостничестве


б. Комиссаренко А.И. Деятельность комиссии по подготовке секуляризации


церковного землевладения



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.