Цель:
Целью работы является характеристика и интерпретация основных черт Минойской цивилизации на протяжении всего периода ее существования.
Задачи:
1. Выбрать литературу, имеющую необходимую информацию. Изучить ее.
2. Собрать необходимый материал.
3. Обозначить описываемые периоды, составить план.
4. Зафиксировать основные тезисы.
5. Оформить реферат.
План.
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Раннеминойский период (2600-2000 гг. до н. э.).
2.2. Среднеминойский период. Период «старых дворцов». (2000-1550 гг. до н. э.).
2.3. Позднеминойский период. Период «новых дворцов» (1550-1150 гг. до н. э.).
3. Гибель Минойской цивилизации.
4. Заключение.
5. Список литературы.
1. Введение.
Минойская цивилизация, возникшая в 3000-2000 тысячелетии до н. э., во многом остается загадкой и для современных ученых. Загадочным остается и ее появление, предпосылками которого могли быть и плодородие земель, и географическое положение, и удачный опыт обработки и доработки чужеземных достижений, которые в свою очередь были возможны благодаря развитому мореплаванию и устойчивым торговым отношениям. Материально-техническое развитие, включавшее в себя изобретение бронзы и гончарного круга, строительство домов из кирпича и камня, подготовило почву для выхода домашних ремесел на профессиональный уровень. И отделение ремесел от сельского хозяйства. Быстрый рост численности населения, обусловленный повышением жизненного уровня населения и появлением избытка производства, повлек за собой появление новых поселений, освоение новых земель. Так же есть свидетельства, что на Крите уже в III тыс. до н.э. появляется «социально-имущественное расслоение. Около сере дины III тысячелетия на Крите уже существовали богатые семьи, владевшие не только средствами производства, но и предметами роскоши, например золотыми украшениями»[1]
. Научным прорывом можно назвать появление письменности: сначала иероглифичного письма, затем - линейного письма А и В.
Минойская цивилизация была открыта Артуром Эвансом в 1900 г. Английским археологом, который поверил в миф о похищении Европы Зевсом, появлении у пары ребенка по имени Минос, который позже и стал знаменитым правителем. Минос подчинил себе племена и народы, которых обязал каждый год присылать человеческие жертвы для ужасного быкоголового чудовища - Минотавра. В честь царя Миноса А. Эванс и назвал цивилизацию Минойской.
Минойская цивилизация в интересна необычностью и духовной самобытностью, особым пониманием жизни природы и места в ней человека, его внутреннего мира, а также в свободе обращения со старинными традициями и предписаниями религиозных ритуалов .
2. Основная часть.
2.1. Раннеминойский период (2600-2000 гг. до н. э.).
Время «постепенного, относительно спокойного накопления сил перед решающим скачком на новую ступень общественного развития»[2]
.
Как показали археологические исследования ХХ в. в этот период на Крите господствовали доклассовые, родовые отношения. Время, когда основой хозяйства являлось мотыжное земледелие и скотоводство. Уже в начал е III тыс. до н. э. минойцам была известна медь, а несколько позже была открыта бронза. Что позволило минойцам выйти на новый уровень ведения сельского хозяйства, а именно, выращивание трех сельскохозяйственных культур: ячменя, оливы, винограда. За счет избытка производства, стало возможным создание резерва продуктов, благодаря которым стало возможно содержать людей, не занятых сельским хозяйством, т. е. ремесленников, таким образом, началось выделение класса профессиональных рабочих. «О высоком уровне профессионального мастерства, достигнутом минойскими ремесленниками уже во второй половине III тысячелетия до н. э., свидетельствуют относящиеся к этому времени находки ювелирных изделий, сосудов, выточенных из камня, резных печатей».[3]
Также, по причине появления избытка продуктов, стал возможен обмен между Критскими племенами и общинами, что напрямую повлияло на развитие мореплавания, от которого в свою очередь, возникла непосредственная зависимость экономического развития. В свою очередь, в понятие мореплавание можно включить не только рыболовство и торговлю, но и пиратство.
Минойцы стали первопроходцами на восточном направлении, благодаря удачному географическому расположению, они могли выбирать наиболее выгодное партнерство с государствами Востока и Малой Азии, оставаясь при этом вдали от наиболее «опасных очагов агрессии тогдашнего Средиземноморья».[4]
И именно контакты с Восточными цивилизациями стали своеобразным толчком, позволившим минойской цивилизации достигнуть того уровня последующего развития, который мы имеем возможность наблюдать. При этом Минойцы ни в коем случае не копировали чуждую им культуру, а «творчески перерабатывали и переосмысливали, добиваясь органического врастания этих чужеродных элементов в свою собственную». [5]
«Анализ наиболее характерных его произведений позволяет сделать вывод, что, по крайней мере, за несколько столетий до появления первых дворцов минойцы уже определились в своем эстетическом отношении к окружающему их миру и в основном выработали то, что может быть названо "стилистической формулой" их культуры».[6]
Критсткое общество в IIIтыс. до н. э. обладало чертами развитого родового строя, но к середине тысячелетия уже стали выделяться некоторые богатые семьи, владевшие и предметами производства, и предметами роскоши.
Экономическое развитие Крита пошатнуло устоявшийся родовой строй. Появление городов и, как следствие, частной собственности, повлекло за собой возникновения правящих и подчиняющихся слоев населения. Вследствие чего, на Крите появились первые цари (басилеи) в городах Кносс, Малия и Фест. А к ХХ в. уже наблюдается завершение процесса образования наследственной царской власти. Также, следует отметить и
«приверженность обитателей Крита к обычаю массовых захоронений в больших клановых усыпальницах».[7]
Что является свидетельством о том, что родовой строй, несмотря на существование расслоения общества, не изживался, а приобретал новые формы, характерные исключительно для Критской цивилизации.
К этому же периоду относится возникновение гончарного круга. Хотя, изделия Критских ремесленников проигрывали произведениям своих кикладских и элладских соседей. Также известны находки каменных сосудов, примечательно, что использовались не только мягкие, но и твердые породы камня.
Очень мало известно о религии древнего Крита. Можно сказать лишь о существовании культа богини-матери, некоего первопредка, спутниками которой были существа с туловищем человека, а головой животного. Из животных особенно почитались быки и змеи. По гробницам можно сделать вывод о существовании погребального культа, возможно, и культа мертвых.
Также, касательно этого периода существует сомнение, основанное на том, «что достигшие полного развития минойские города (такие, как дворцовые города в Кноссе, Фесте и Маллии) располагаются непосредственно над остатками неолитической культуры. Первые дворцы на Крите вместе с новой культурой внезапно возникли ок. 1950 до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития на Крите городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о «минойцах» лишь после 1950 до н.э.».[8]
Следовательно, сомнение заключается в том, можем ли мы считать раннеминойский период действительно «минойским».
2.2. Среднеминойский период. Период «старых дворцов». (2000-1550 гг. до н. э.).
К началу второго тысячелетия, на Крите появляются несколько самостоятельных государств, выстроившихся вокруг одного из дворцов. Дворцы представляли собой комплекс помещений вокруг прямоугольного центрального двора, вытянутого по осевой линии с севера на юг. Каждый дворец был центром разветвленной хозяйственной системы, включающей в себя:
· функции святилища,
· административного центра,
· общегосударственной житницы,
· торгово-ремесленного центра.
Минойцы еще не знали здания, как законченного, самостоятельного тектонического организма, не знали различия между экстерьерным воплощением и интерьерным замыслом, поэтому дворец растет, свободно заполняя пространство, ассиметрично, на нескольких уровнях.
Постройка дворцов была привязана к сакральным местам.
«Дворец в Кноссе, наиболее полно раскопанный, представлял собой прямоугольное в плане строение с таким же по форме внутренним двором, по сторонам которого располагались жилые помещения со световыми колодцами и строительные башни. Во "дворце" существовала система канализации, дополнительно свидетельствовавшая о его благоустроенности».
К этому периоду относят знаменитые вазы стиля Камарес (названы по наименованию пещеры, где и были найдены). Вазы отличаются исключительной орнаментальностью росписи, которая выполнялась нанесением на матовую основу черного цвета белой, оранжевой или красной краски. «Здесь впервые дает о себе знать тот исключительный динамизм, который станет в дальнейшем важнейшей отличительной чертой всего минойского искусства». [9]
Критское государство в среднеминойский период представляло собой молодое классовое общество, однако, сохранявшее некоторые пережитки первобытно-общинного строя. Наибольшим развитием отличались восточные области острова, где шло быстрое развитие поселений городского типа и городов. Там же впервые начали применять труд рабов, которые, по-видимому, были либо захваченными в ходе военных действий пленниками, либо «живой данью» от подвластных территорий. Возможно, что рабский труд применялся наряду с трудом свободных граждан при постройке дворцов, дорог и т. д. Следует отметить, что рабский труд почти не применялся в ремесленном производстве и сельском хозяйстве. Сравнительно небольшие площади сельскохозяйственных участков подразумевали преобладание труда свободного землевладельца. В период «старых дворцов» несколько расширилось количество сельскохозяйственных культур, например, начали выращивать шафран, как приправу и краситель; минойцы продолжали выращивать виноград, развивалось садоводство. В животноводческих хозяйствах преимущественно разводили коз и овец.
«Уже в период «старых дворцов» социально-экономическое и политическое развитие критского общества продвинулось так далеко вперед, что породило настоятельную потребность в письменности, без которой не обходится ни одна из известных нам ранних цивилизаций».[10]
Первыми проявлениями письменности принято считать пиктограммы, нанесенные на глиняные таблички, называемые критскими иероглифами. По видимому, иероглифы были критского происхождения, хотя, наблюдается некоторое сходство с египетскими. Единственным памятником, дошедшим до наших дней, является Фестский диск (круглая глиняная табличка), на обеих сторонах которого выдавлены пиктограммы.
Погребальный инвентарь Критских гробниц свидетельствует о существовании богатой знати, образовавшейся в основном из вождей общин и жрецов, и бедном достатке основных масс. Некоторые богатые семьи имели возможность владеть предметами роскоши, например, золотыми украшениями. Также имеются изображения больших, в 2-3 этажа, домов, построенных их крупных каменных плит. Крыши домов были плоскими, в середине выстраивались высокие башни. О богатстве правителей можно судить и по находкам из Малии - роскошному оружию, украшенному золотом, хрусталем и слоновой костью. Примером поселений небогатых слоев населения может служить Гурния, на плане которой видна теснота, царившая в кварталах бедняков.
«Очень интересны данные о связях Крита с царством Угарит, существовавшим на побережье Северной Сирии с конца III до середины II тысячелетия до н. э. В Угарите были найдены многочисленные изделия критских мастеров, причем анализ произведений угаритских художников II тысячелетия до н. э. ясно указывает на использование ими мотивов критского искусства в росписях, в формах сосудов и т. д. Даже в архитектуре погребальных сооружений XVIII—XVII вв. до н. э. можно заметить следы критского влияния. Столь глубокое влияние критской культуры нельзя объяснить одними торговыми связями. Вероятно, в Сирии, и как полагают, в Египте существовали поселения критских ремесленников и мастеров, возникшие в эпоху наибольшего расцвета торговли Крита».[11]
Замечены две особенности Крита в период «старых дворцов»: первое-отсутствие каких-либо следов военных действий. Нет укреплений вокруг достаточно больших поселений, что может свидетельствовать либо о непревзойденной и общеизвестной военной мощи Критян, либо их географическое положение и отсутствие достаточно развитых морских держав. А вести войны самим практически не было смысла, т. к. остров был довольно большим, и завоевывать дополнительные территории не имело смысла. Второе- практически нет находок ввозимых вещей, что является доказательством отсутствия внешнего влияния на экономическое и социальное развитие Крита. Напротив же, внешнее влияние Критской культуры бесспорно, к примеру, стиль росписи «Камарес» распространился по всему восточному Средиземноморью и Египту. При том, внутри острова общение было довольно живым, о чем свидетельствует наличие дорог между населенными пунктами. Также Крит выполнял посредническую функцию в Торговых отношениях Кипра, островной и материковой Греции.
Разрушение эпохи «старых дворцов» произошло по причине землетрясения. Достаточно сильно, но не настолько, чтобы стереть Минойскую цивилизацию с лица земли. Существует так же мнение, что конец эпохи пришел про причине набега азиатских гиксосов (Э. Мейер), но этой версии противоречат факты:
· в развалинах строений нет следов пожарищ,
· Фестский дворец был разрушен менее чем Кносский, хотя, при нападении гиксосов из Египта, Фестский дворец, находящийся на Южном побережье, должен был претерпеть большее разрушение.
Таким образом, к периоду «новых дворцов» Минойский Крит пришел объединенным под властью царей Кносса, причем царь имел как светскую, так и духовную власть, т. е. форма правления была теократическая, царь считался наместником бога на земле.
2.3. Позднеминойский период. Период «новых дворцов» (1550-1150 гг. до н. э.).
Работы по восстановлению на Крите были начаты в XVIIIв. до н. э. и велись по старым планам. И это еще один факт, свидетельствующий и катастрофе природного характера, разрушившей «старые дворцы».
К этому периоду относится окончательное отделение ремесла от сельского хозяйства, выделение немногочисленной аристократической верхушки, развитие рабства в результате углубления социального неравенства, хотя оно и не вытеснило окончательно труд свободных ремесленников. Вышеперечисленными факторами можно объяснить укрепление государственности и усиление центральной власти. «Образование единого государства с наследственной царской властью поставило Крит в один ряд с такими раннеклассовыми государствами, как Египетское, Хеттское, Вавилонское».[12]
Однако, его формирование еще не закончилось. В этот же период критские цари подчинили себе Кикладские острова, на фоне чего Минойцы начали вести активную борьбу с пиратством, скорее всего именно для обеспечения беспрепятственного доступа к подчиненным территориям. Благодаря развитому мореплаванию и активным связям с внешним миром в позднеминойский период Критсткое государство по праву может считаться талласократией, т. е. морской державой. Крит – единственное в Средиземноморье, на тот момент государство, владеющее флотом, состоящим из парусных и гребных кораблей. «Нос кораблей, особенно военных, строили так, что ими можно было таранить. Рулевое управление критяне осуществляли сначала укрепленным рулем, позднее перешли к системе двух рулевых весел. На палубе иногда возводили постройки, что указывает на длительное пребывание кораблей в пути. Создание морского корабля и морского флота является одним из проявлений творчества критян в области культуры и техники».[13]
Скорее всего, с подчиненных народов взималась дань, уплачиваемая как ценностями и сокровищами, так и людьми, которые и становились рабами. Военный арсенал критян не ограничивался одним только флотом. Армия славилась и пехотинцами, и лучниками, также воины в совершенстве владели пращой, мечами, кинжалами. Знатные воины сражались на колесницах.
Наряду с военным, имелся и торговый флот. Минойцы вели торговлю с областями Греции, Малой Азии, Кипром, Сирией, Палестиной, Египтом, Вавилоном и другими странами, куда ввозили керамику, изделия из металла, вино, оливковое масло. Особенно заметны торговые связи с Египтом, о которых можно судить по наличию критских вещей, найденных в Египте и египетских – на Крите. Что спровоцировало взаимное проникновение культур. Также Крит был посредников в торговле между Египтом и Сирией, т. к. на тот момент у Египта не было сколько-нибудь значительного морского флота.
«Широкое распространение внешних связей критян и значительный объем торговли привели к созданию системы мер веса и позднее денежных единиц».[14]
Наибольшей единицей в весовой системе была гиря, весом в 29 кг, которые представляли собой изделие из камня или меди конусообразной или плоской формы. Меньшие гири выполнялись в форме бочонков или дисков.
О том, что критское общество позднеминойского периода было рабовладельческим, говорят следующие факты: существование органа насилия господствующего класса (наличие тюрем), наличие стражи, наличие большого централизованного дворцового хозяйства с развитой системой учета. Факторы, которые не могли возникнуть в условиях первобытно-общинного строя.
Сельское хозяйство тоже получило развитие: в этот период начали использовать плуг, что привело к увеличению количества выращиваемых культур. Минойцы знали такие культуры, как пшеница, ячмень, бобы, горох, чечевица, лен, шафран, маслина, виноград, инжир, финиковые пальмы. Критяне разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, различные породы птиц — уток, гусей и т. д. Крупный рогатый скот использовали и в земледелии при вспашке полей.
Отдельно следует сказать об очень высоко развитом ремесленном деле самых разных направлений:
· Металлургия (делалось оружие из бронзы, предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты, бронзовая посуда).
· Ювелирное дело (выполнялись предметы роскоши и культовые принадлежности из золота и серебра, золотые подвески, бусы и амулеты, делавшиеся из аметиста, сердолика и других пород камня, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца).
· Гончарное ремесло (формы критских сосудов очень разнообразны от больших пифосов до миниатюрных «яичных скорлупок»).
· Деревообработка (делалась мебель и другие предметы обихода).
· Каменотесное дело получило свое развитие с началом использования в строительстве больших плит и колонн.
· Резьба по камню и скульптура из слоновой кости или из слоновой кости и золота.
· Ткачество, о нем можно судить по ярким одеждам минойцев, изображенным на фресках. Минойцы также умели окрашивать ткани в разные цвета.
Главным городом Крита во II тысячелетии до н. э. был Кносс. «В центре города, вблизи дворца и даже на части его прежней территории, были выстроены дома знати и придворных чиновников».[15]
Для постройки домов использовалась глина, крупные и мелкие камни. Внутри дома стены покрывались штукатуркой. Некоторые дома имели подвалы, в которых хранили различные запасы. Помещения первого этажа чаще всего использовались как домашние святилища или комнаты для приема посетителей и гостей, комнаты верхних этажей были жилыми. В некоторых случаях, чтобы обеспечить хотя бы частичную защиту от землетрясений, стены дворцов укрепляли переплетающимися деревянными связями.
Дома бедняков были построены на окраинах, представляли собой простые, одноэтажные строения.
Нужно отметить хорошее санитарное состояние городов того времени. Наличие сточных канав позволяло сохранять чистоту в городе. Также есть подтверждения существования водопроводов из керамических труб, по которым вода поступала в жилища критян.
Критская архитектура еще не знает здания как законченного, пластичного тела, самостоятельного тектонического организма. Не существует принципов различия между экстерьерным воплощением и интерьерным замыслом. Дворец растет, свободно заполняя пространство, ассиметрично, на нескольких уровнях. Несмотря на свою хаотичность постройка воспринимается как единый архитектурный ансамбль.
Чтобы в целом посмотреть уровень развития строительного дела в период «новых дворцов», стоит обратить внимание на замечательный и по тем временам непревзойденный Кносский дворец, открытый А. Эвансом в 1900 г. Огромный по площади дворец занимал 16000 м2
, почти половину которого занимал главный двор, прямоугольный в плане, служивший световым колодцем для остальных помещений. По всей видимости, двор использовался для сакральных действий. По бокам двора были возведены два ряда довольно коротких колонн, плавно сужавшихся от широкой вершины к узкому основанию.
Во дворце имелись также официальные помещения вроде Тронного зала с сохранившимся на своем прежнем месте каменным троном - гипсовым креслом с волнистой спинкой, расположенным прямо против входа. Зал, где царь-жрец снисходил до общения со своими подданными. По периметру зала стояли облицованные алебастром скамьи для царских советников, жрецов, сановников.
Зал Двойного топора считается самым большим из сохранившихся помещений, вероятно, он имел культовое или государственной значение и располагался в восточной части дворца.
Минойская царица имела отдельные покои с сокровищницей и ванной комнатой. Вода подавалась во дворец по керамическим трубам из водоема, находившегося за пределами дворца.
Многие помещения дворца использовались как святилища для религиозных обрядов и церемоний. Крипты-тайники, в которых устраивались жертвоприношений подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, небольшие домашние часовни и др.
В мастерских дворца работали ювелиры, гончары, художники-вазописцы и ремесленники других профессий.
Также в нижних этажах имелись кладовые для огромного количества продовольствия и хранения других запасов.
Внутрь дворца вело несколько входов, у которых находились особые помещения для дворцовой стражи.
К дворцу прилегало открытое пространство - вымощенный западный двор с открытыми местами для совершения культовых обрядов, а также зрелищная площадка
Стены дворца были расписаны очень яркими, красочными фресками, многие из которых изображают сцены из жизни, природу, растения, птиц, морских животных. Люди, изображенные на кносских фресках, участвуют в каких-то сложных и не всегда понятных церемониях: шествуют в торжественной процессии, неся сосуды; плавно кружатся в танце вокруг священного дерева; наблюдают за обрядом или представлением. Сцена «игр с быком» - единственная тревожная нота в минойском искусстве, которому чужды сцены войны и охоты.
От стен дворца были вымощенные дороги, две их которых вели к Малому дворцу и Царской вилле.
Также в Кносском дворце были найдены образцы письменности позднеминойского периода, написанные т. н. линейным письмом В. «Кносские тексты содержат сведения и о хозяйственной деятельности, подвергавшихся строгому учету дворцовыми экономами. Особо отметим документы, в которых записывали наличие колесниц и предметов вооружения. Характерной особенностью текстов из Кносса является то, что в них обычно употребляли только один царский титул - ванакт. Ни имен царей, ни их пышных титулов в известных ныне ахейских текстах не найдено. Можно полагать, что сугубо деловое отношение самих царей к хозяйственным документам диктовало их служителям лаконичный стиль, столь отличный от эпического языка».[16]
То, что документы, написанные линейным письмом Б были найдены исключительно в Кноссе в слоях, датируемых 1450-1400 гг. до н. э. объясняют тем, что все связи с Пелопоннесом были сосредоточены в руках Кносских царей.
Дворцы в Фесте и Маллии в основном повторяли планировку Кносского дворца. Дворец в Като-Закро отличался наличием цистерны для воды и священным источником. Отличия в архитектуре дворца можно объяснить более поздней постройкой.
1. Гибель Минойской цивилизации.
Вопрос о том, каким образом и кем была разрушена критская цивилизация, до сих пор остается неразрешенным. Существуют следующие теории:
· Теория возвышения Микен строится на том, что было некое восстание местного населения против микенских властителей, но это мало подтверждается существующими источниками.
· Теория вмешательства ахеян. На острове стало сильно заметно влияние материковой культуры в архитектуре, вазописи и др. видах искусства. Наличие ахейского диалекта и его слоговое письмо Б. В 1966 г. Было найдено погребение кносской царицы в Фолосе, в котором был найдет ахейский инвентарь, что позволяет сделать вывод о ее «материковом» происхождению. Все это говорит о том, что критское могущество в конце XV в. до н. э. было сокрушено ахейцами, переселившимися из Пелопоннеса.
Очевидно, в конце XV или начале XIV в. кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже не восстанавливался полностью. В огне пожара погибли многие замечательные произведения минойского искусства. С тех пор упадок минойской цивилизации становится необратимым процессом. Она все более вырождается, утрачивая свое неповторимое своеобразие. Крит превращается в глухую, отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.
2. Заключение.
Таким образом, можно сказать, что Минойская цивилизация была по истине прогрессивной, т. к. сдвиги, приведшие к устойчивым культурным, хозяйственным и технологическим традициям и структурам прослеживаются на всем периоде становления и развития цивилизации. Возникновение Критской культуры было обусловлено удачным географическим положением, плодородием почв и быстрым ростом населения. Толчок к бурному развитию минойцы получили благодаря наличию парусного судна, контактов с цивилизациями Древнего Востока и способностью адаптации, переосмысления и переработки чужих культур и внедрение их в свою, при этом, не растворяясь в чужеземном.
Гибель Минойской цивилизации воспринимается как некий трагический финал, вызванный действием внешних причинБ о характере которых можно только догадываться.
Минойская цивилизация оставила нам много тайн и загадок. Минойцы исчезли после извержения вулкана Санторинэ. Есть предположение, что они прилетели на землю из других миров, но это не доказано. Есть предположение, что оно не исчезли, а улетели назад, но это тоже не доказано. Ученые много лет изучают Минойскую цивилизацию, но пока вопросов больше, чем ответов.
Список литературы:
1. Андреев Ю. В. Минойский Крит и микенский мир во II тыс. до н.э. (У истоков европейской цивилизации)
2. Эгейский мир в преддверии цивилизации "Вестник древней истории". 1995. С. 100. источник: http://liberea.gerodot.ru/a_hist/andreev008.htm
3. «Кругосвет» онлайн энциклопедия. Источник: http://www.krugosvet.ru/
4. История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд. М., 2005 источник: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberIII.htm
5. «История Древней Греции». Составитель Паневин К. В. © «Издательство Полигон», 1999
6. А.В. Постернак. «История Древней Греции и Древнего Рима»
7. Крито-микенская эпоха. Источник: http://society.polbu.ru/posternak_ancienthistory/ch02_all.html
8. История Европы с древнейших времен до наших дней; Издательство "Наука" РАН, Москва, 1988 источник: http://www.world-history.ru/
9. Всемирная история в 10 тт. М., 1958.
[1]
«История Древней Греции». Составитель Паневин К. В. © «Издательство Полигон», 1999 стр. 33
[2]
История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд. М., 2005 источник: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberIII.htm
[3]
«История Древней Греции». Составитель Паневин К. В. © «Издательство Полигон», 1999.
[4]
Андреев Ю. В. Минойский Крит и микенский мир во II тыс. до н.э. (У истоков европейской цивилизации)
Эгейский мир в преддверии цивилизации "Вестник древней истории". 1. 1995. С. 100. источник: http://liberea.gerodot.ru/a_hist/andreev008.htm
[5]
Андреев Ю. В. Минойский Крит и микенский мир во II тыс. до н.э. (У истоков европейской цивилизации)
Эгейский мир в преддверии цивилизации "Вестник древней истории". 1. 1995. С. 100. источник: http://liberea.gerodot.ru/a_hist/andreev008.htm
[6]
Андреев Ю. В. Минойский Крит и микенский мир во II тыс. до н.э. (У истоков европейской цивилизации)
Эгейский мир в преддверии цивилизации "Вестник древней истории". 1. 1995. С. 100. источник: http://liberea.gerodot.ru/a_hist/andreev008.htm
[7]
«История Древней Греции». Составитель Паневин К. В. © «Издательство Полигон», 1999
[8]
Энциклопедия «Кругосвет» источник: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/MINOSKAYA_TSIVILIZATSIYA.html
[9]
История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд. М., 2005 источник: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberIII.htm
[10]
История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд. М., 2005 источник: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin/liberIII.htm
[11]
«История Древней Греции». Составитель Паневин К. В. © «Издательство Полигон», 1999 стр. 41
[12]
«История Древней Греции». Составитель Паневин К. В. © «Издательство Полигон», 1999 стр 36.
[13]
«История Древней Греции». Составитель Паневин К. В. © «Издательство Полигон», 1999 стр. 40
[14]
«История Древней Греции». Составитель Паневин К. В. © «Издательство Полигон», 1999 стр. 42
[15]
«История Древней Греции». Составитель Паневин К. В. © «Издательство Полигон», 1999 стр. 43
[16]
История Европы с древнейших времен до наших дней; Издательство "Наука" РАН, Москва, 1988 источник: http://www.world-history.ru/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |