СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………………..3
Основная часть.
Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его
царствования ………………………………………………………………………..4
Глава2. Отмена крепостного права ..........................................................................6
Глава 3. Буржуазные реформы Александра II ……………………………………7
Заключение.
Последствия реформ Александра II…………………………………....................14
Список использованной литературы …………………………………………….16
I.Введение.
Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Конфликт между новыми, капиталистическими отношениями и отжившим крепостным строем лежал в основе кризиса российского феодализма. Помещики-крепостники не могли помешать росту товарного обмена России с Европой, не могли удержать старых, обветшавших и рушившихся форм хозяйства. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и бессилие крепостной России. Наступил кризис политики - господствующего феодального класса, который уже не мог ее проводить прежними, крепостническими методами. Необходимы были неотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране. В повестку дня жизни страны стали мероприятия, необходимые для того, чтобы не только сохранить, но и укрепить социальную и экономическую базу самодержавия. Это прекрасно сознавал новый российский император Александр II.
Реформы проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе я решила рассказать о реформах этого великого императора и попыталась проанализировать их.
Прежде всего в первой главе я сказала несколько слов о личности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.
Вторую главу я посвятила проблеме отмены крепостного права, потому что на мой взгляд, эта реформа явилась самой значительной не только за время его царствования, но и за все столетие.
В третьей главе я рассказала о прочих буржуазных реформах, таких как земская реформа, судебная, военная, образовательная, хозяйственная.
В заключении я попыталась оценить последствия реформ Александра II.
II. Основная часть.
Глава 1.
На российский престол 19 февраля 1855 г. вступил 37-летний сын Николая I. Отцу не удалось передать сыну Александру Россию устроенной и спокойной. С одной стороны, тяжелая война с сильными противниками, с другой – внутренняя слабость государства, требовавшая коренных реформ. Таким образом, перед императором Александром II сразу встал, как нечто неотложное и неизбежное, целый ряд вопросов, от которых отмахивался Николай I.
Родился Александр II 17 апреля 1818 года в Москве, в Кремлевском Николаевском дворце. Он был первым сыном великого князя Николая Павловича. Через 10 дней после рождения великий князь был назначен шефом лейб-гвардии гусарского полка, что как бы предопределяло военный характер воспитания, которое он получил. Первым воспитателем Александра стал с 1824 года капитан К.К. Мердер, ротный командир состоявшей в подчинении великого князя Николая школы гвардейских подпрапорщиков и бывший в одно время дежурным офицером в 1-м кадетском корпусе. В 6-летнем возрасте в сопровождении Мердера Александр присутствовал на маневрах гвардейского корпуса. В седьмую годовщину своего рождения он был произведен в чин корнета с зачислением в лейб-гвардии Гусарский полк.
Ко дню совершеннолетия в 1834 году наследник престола изучил следующие науки: из Закона Божьего – священную историю Ветхого и Нового Заветов, церковную историю и введение в Катехизис; из всеобщей истории – древнюю и средневековую; из русской истории – события до воцарения дома Романовых; из математики – арифметику, алгебру и начальную геометрию; из естественной истории – общее обозрение природы в ее происхождениях и элементах; из физики – о телах вообще и о твердых телах в особенности, статику и динамику; из военных наук – начала фортификации и артиллерии. С 1829 по 1838 года цесаревич Александр три раза побывал за границей, преимущественно в Берлине, но большая часть времени его пребывания там посвящалась военным упражнениям и празднествам. В 1837 года великий князь Александр предпринял в сопровождении Жуковского путешествие по России. Программа посещения городов была одна и та же: торжественный въезд, парад, осмотр казарм, обед или бал и торжественный выезд.
Образование цесаревича после достижения им совершеннолетия продолжалось с перерывами еще три года, причем в этот промежуток времени он слушал шесть месяцев лекции М.М.Сперанского о законах. Весной 1837 года круг наук, предназначенных для изучения Александром, был исчерпан. В 1838 года он занимался только тремя науками: военной, финансовой и дипломатической. Высшую стратегию и военную политику ему преподавал генерал барон Жоминге, финансы – Е.Ф.Канкрин (министр финансов), внешнюю политику России – барон Ф.И.Бруннов (советник Министерства иностранных дел).
Женой Александра II была близкая родственница Гогенцоллернов – принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессен-Дармштадтская (Мария Александровна).
Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем "начал Священного Союза", руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так: "повеяло мягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее...", говорили, что "государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса." В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом 5бессилия в Крымской войне, Александр потребовал "откровенного изложения всех недостатков".Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою
знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: "Да утверждается и совершенствуется внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."
Глава 2.
С именем Александра II связано много изменений в жизни страны. В России строились новые железные дороги, развивались города, появлялись заводы и фабрики. Солдаты стали служить в армии 6 лет вместо прежних 25. Создавались новые учебные заведения.
И только одно в России оставалось неизменно – крепостное право: полная зависимость крестьян от своих помещиков, подневольный труд крестьян на господской земле.
Крестьяне не мирились со своим положением, поднимали восстания против помещиков. В начале царствования Александра II таких выступлений стало особенно много.
Царь принимает решение: «Лучше освободить крестьян,.. чем ждать, когда они сами начнут освобождать себя...»
19 февраля 1861 года Александра II подписывает документ об освобождении крестьян. Более 50 миллионов человек избавились от крепостной зависимости. Помещики больше не могли заставить крестьян работать на себя. По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотела бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам. Превращение бывших крепостных крестьян в «свободных сельских обывателей» имело крупное историческое значение: оно наносило удар прежней системе крепостнического произвола и создавала условия для победы свободных договорных отношений, а следовательно, для развития капиталистического строя. Также освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.
Вот за эту важную реформу – отмену крепостного права -- Александра II и получил имя «Освободителя».
Глава 3.
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ - в области местного самоуправления, суда, образования, финансов, в военном деле.
Следующим крупным шагом Александра II по пути реформ было образование 12 декабря 1861 года Совета министров как высшего правительственного органа. Его учреждение было связано с реформами в России в 60-х годах. В его состав вошли министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Госсовета и председатель Комитета министров, а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета министров первоначально был Александр II, а затем назначаемые им лица. Совет министров рассматривал дела общегосударственного характера, доклады министров с предложениями о преобразованиях и реформах.
Александра II провел и другие важные реформы. Его царствование было прогрессивным для России. Строились новые железные дороги, развивались города, росли промышленные предприятия. Были созданы земства – местные выборные органы. Судебные процессы теперь велись состязательно – с адвокатами и присяжными заседателями. Получило развитие просвещение: одних народных училищ при Александре II возникло почти 20 тысяч, женских учебных заведений – до 300. Наступила «оттепель» и для печати: возникло более 700 наименований газет и журналов. Широкий размах приобрело общественное движение. Сама территория России и правление «Освободителя» увеличилась на 355 000 кв. верст.
В 1864 году в России была проведена земская реформа. Проект готовился пять лет комиссией при министерстве внутренних дел под председательством сначала Н.А.Милютина, затем П.А.Валуева. Создавались земские собрания и земские управы. Вводилась избирательная система по имущественному и сословному признакам. Выборы и земские собрания были многоступенчатыми. Земские управы являлись исполнительными органами земских собраний. Они ведали делами земства (органа местного самоуправления) и избирались на 3 года. Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое. Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.
16 июня 1870 года было издано "Городское положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово - промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).
Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т.п.). Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участия присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об отстранении от должности выносил суд. Таким образом закон вводил важный принцип несменяемости судей.
В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д.А.Милютиным).
Военные расходы, вызванные Восточной войной, а также выкупная операция, затеянная в это время заставило правительство выйти из рамок бюджета. Правительство брало кредиты за границей, прибегало к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.
Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, одна из которых - отмена винных откупов.
При Екатерине II частные лица "откупали" право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. По новому порядку вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу облагалось "акцизом" (налогом в пользу государства).Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую мощь страны считалось постройка сети железных дорог. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения - банки, во главе которых стоял Государственный банк
(1860 год).
Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I. В1864 году было издано «Положение о начальных народных училищах», принят новый устав гимназии, то есть в России была осуществлена реформы системы народного образования. Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых "студенческих беспорядков".Под влиянием таких настроений граф Д.А.Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора (при министре А.В.Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные ,соответственно без них, но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М.Н.Катковым в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили "реальными училищами"; цель их была том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.
Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества.
Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.
Заключение.
Итак, мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян -- в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все остальные реформы.
С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная
деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.
Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.
Мне хотелось бы закончить словами А.А.Кизеветтера о правлении
Александра II:
"Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования."
Имя Александра II в дореволюционной России пользовалось большим уважением. Среди памятников сооруженных в его честь, лучшим был монумент, открытый в 1898 году в Московском Кремле. Этот памятник представлял собой целый архитектурный ансамбль общей площадью в 700 кв. метров. Его главный фасад был обращен к кремлевским соборам. Бронзовая статуя императора была исполнена знаменитым скульптором А.М.Опекушиным, известным по памятнику Пушкину в Москве. Статуя с трех сторон обрамлялась галереей с колоннами и шатровым верхом.
По злой иронии судьбы, этот замечательный памятник разделил судьбу самого Александра II. Он был разрушен в 1918 году по личному указанию Ленина.
Список использованной литературы:
1. С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории», Москва, издательство "Высшая школа", 1993 год.
2. С.Ф.Платонов «Собрание сочинений», т.1.
3. «Я познаю мир» под редакцией О.Г.Хинна, Москва, издательство «АСТ», 1999 год.
4. Б.Г.Пашков «Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1817 гг.», Москва, 1997год.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |