Реферат по Отечественной истории.
На тему: «Крещение Руси. Князь Владимирский».
Благодатских Кристины.
1 курс. Факультет юриспруденции.
1.
После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу : « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород. Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. Лишь остаток его дружины вернулся с воеводой Свенельдом в Киев, к Ярополку. Вскоре из-за Свенельда братья ярополк и олег перессорились.
Сын Свенельда, Лют, раз выехал из киева поохотиться. Увлекся охотой Лют и, гоняясь за каким-то зверем, незаметно попал в лес древлянский. Здесь встретил его князь Олег. Он также охотился и узнал, что Лют – сын Киевского воеводы. Между охотниками возникла ссора, и Олег велел убить Люта. Ярополк с того случая возненавидел брата Олега. Свенельду не терпелось отомстить за смерть сына. Он постоянно подговаривал Ярополка.
По прошествии двух лет Ярополк пошёл на Олега в древлянскую землю. Олег вышел с дружиной к нему на встречу. Победил Ярополк. Побежал Олег со своими воинами в город Овруч. Воины, бежавшие через мост, теснили и спихивали друг друга в ров. В тесноте нечаянно столкнули туда и Олега. На князя стали падать и другие люди и кони. Так и был задавлен Олег вместе с другими.
Услышал о случившемся Владимир в Новгороде. Не стал он испытывать судьбу, убежал за море у варягам. Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и стал одни править на Руси.
Через три года Владимир вернулся сваряжеским войском в Новгород.Он сказал Ярополковым посадникам : « Идите к моему брату и скажите: «Владимир идёт на тебя, собирайся с ним биться». Стал княжить Владимир опять в Новгороде. Тем временем посылает князь послов к Рогволоду, князю Полоцкому, с вопросом о взятии в жёны его дочери Рогнеды. Она ему отказала, услышив об этом Владимир рассердился, собрал большое войско и пошёл к Полоцку. Рогнеда уже собиралась хать свадебным поездом к ярополку в Киев. Однако Владимир, завладев Полоцком, взял её в жёны, а отца и двух братьев её убил. Рогволод был родом варяг и пришёл из-за моря княжить на земле полоцкой.
От Полоцка Владимир пошёл с войском к Киеву. У Ярополка было мало воинов. Он заперся с ними и воеводой Блудом в городе. Владимир окопал рвом всё место, где расположилось его войско подле Киева, и тихонько подослал к Блуду льстицов уговаривать. После этого воевода стал бесспристанно общаться с Владимиром, понуждая его осадить Киев, а Ярополка хотел убить, но боялся горожан, думал, что они за него заступятся. Пока только он отговорил Ярополка выходить из города и биться. Но вскоре же стал пугать Ярополка. Яроплк тайно убежал из Киева и затворился в городе Родне. Владимир вошёл в киев и послал войско осадить Ярополка в Родне, где сделался старшный голод. Блуд, снова стал пугать Ярополка, намекая ему пойти на мировую. Испуганный Ярополк на всё соглашался.
Владимир с дружиною стал ждать брата в отцовском тереме. Не успел Ярополк войти в терем, как два варяга мечами закололи его, а Блуд затворил тотчас дверь, чтобы не дать пойти ярополковым людям за своим князем. Так был убит Ярополк. Варяжко бежал к печенегам и с ними вернулся воевать против Владимира. С трудом удалось владимиру помириться с Варяжком. Опять стал на Руси править один князь.
Владимир был рад спровадить варягов из Руси. Они пошли в Грецию. Вот остался владимир в Киеве. И захотел он почтить своих языческих богов. Поставил он шесть деревянных идолов в Киеве. Дядю своего, Добрыню, Владимир посадил посадником в Новгороде.
Весело жилось язычнику Вадимиру в Киеве. Он имел у себя много жён. Постоянно пировал он со своими дружинниками. Народ любил князя. Воинские походы счастливо удавались Владимиру.
2.
Через год после мученической смерти двух варягов, одного из которых Владимир хотел отдать в жертву идолам в благодарность за счастливые походы, он пошёл войною на болгар камских. Владимир пошёл на них со своим дядею Добрыней и победил. Владимир заключил мир с болгарами.На другой год после заключения мира от этих болгар послы к Владимиру, просили принять их веру. Потом приходили к владимиру немцы-католики из Рима и уговаривали принять их веру.
Наконец греки присылают к Владимиру одного философа. «Философ» по-гречески значит «мудрец». Греки предлагали принять их веру. И философ рассказал ему о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о Его крещении, страданиях и воскресении. После своего рассказа он показал завесу, вытканную золотом. На ней была изображена картина суда Господня. Владимир решил ещё подаждать с принятием веры, ему хотелось ещё лучше разузнать и раздумать о всех верах. Философу он сделал дорогие подарки и с великою честью отпустил его в Царьгард.
Задумался князь Владимир, какую веу принять ему с народом. Конечно, не всему народу нравилось жёсткое язычество! В то же время некоторые славяне уже ведут добрую жизнь христианскую, просвящённые святыми Кириллом и Мефодием.
3.
Через год после своего разговора с иноземными послами о вере Владимир созвал бояр и старцев из горожан киевских и стал с ними советоваться по поводу принятия веры. Посоветовали они ему, чтобы узнать службу каждого народа, как он молиться Богу, послать мужей. Понравилась эта речь князю и всем людям. Выбрали из киевлян десять человек хороших и смышленных, и послали их в первую очередь к болгарам. Выборные отправились в болгарскую землю; не понравилось им магометанское богослужение в мечетях. Потом Владимир послал этих выборных к немцам, а оттуда сказал, им идти к грекам.
Побывали десять русских послов в немецких краях, потом приходят в Царьград. Тогдашний греческий царь принял их к себе и спросил, зачем пришли. Они всё ему рассказали. Услышав их ответ, царь очень обрадовался и оказал им большой почёт. Устроили в великом, богато украшенном храме Св. Софии праздничное соборное служение. Император пошёл с русскими послами во храм и поставил их на просторном месте. Показал всю красоту церковную. Русские послы видели всю архиерейскую службу и предстояние дьяконов. Греки объяснили русским всё исполнившееся на их глазах богослужение. Русские послы изумлялись и хвалили православную службу. Когда кончилась православная служба, послов позвали во дворец; там оделили их богатыми подарками и отпустили на родину.
Выборные вернулись в Киев. Владимир вновь собрал бояр и старцев из народа и стали слушать рассказы выборных. Они расхваливали веру греков.
И вот рассказы русских выборных послов стали из княжеского терема расходиться по Киеву среди народа и далее за его пределы. Русский народ задумался о вере, начал познавать христьианство…
4.
Прошёл год, когда Владимр выслушивалрассказы русских послов о разных верах. В следующем, 988-м г., случилась война Руси с Грецией. Владимир пошёл походом в греческую область Тавриду. Там он хотел взять город Корсунь, или Херсонес. Корсунцы заперлись в городе. Владимир со своим войском подступил к Корсуну на расстоянии одного выстрела. Осаждённые крепко оборонялись. Владимир говорил, что если они не сдадуться, то он будет здесь стоять три года. Они его не хотели слушать. Тогда князь велел сыпать насыпь перед городскими стенами. С неё русским можно было бы и стрелять, и ворваться в город. Но по ночам, когда русские спали, корсунцы тихонько от них перетаскивали насыпную землю себе в город; там они сваливали её среди города. Время тянулось: русские всё сыпали насыпь, ночью она всё уменьшалась, а Владимир стоял с войском у города.
Однажды один корсуенец пустил стрелу из города в стан русский с посланием к Владимиру, что есть колодец, откуда течёт вода в город и, если он перекопает трубы, то остановит воду. Владимир, узнав про это, посмотрел на небо и сказал: «Если так сбудется, я крещусь». Тут же он велел перекопать трубы, и вода перестала течь в город. Корсунцы сдались. Владимир со своею дружиною вошёл в город и послал сказать греческим царям Василию и Константину, о том, что он взял их город и, что требует их сестру в жёны, иначе то же самое сделает с Царьградом.
Геческий цари испугались. У Владимра было большое войско. В ответе русскому князю они сообщили, что могут выдать сестру только за христианина. Владимир пообещал, что креститься, так как ему понравилась их вера.
Цари обрадовались ответу Владимира. Стали умолять свою сестру Анну согласиться выйти замуж за русского князя, передав ему: «Окрестись, и тогда пошлём к тебе нашу сестру». Но князь отвечал: «Пускай окрестят меня те, кто придёт с вашей сестрой».
Цари послушались. Они стали собирать разных вельмож и священников к отъезду с царевной. Придя на корабль, Анна попрощалась со своими родственниками и с плачем поехала по морю. Корабль от Царьграда приплыл к Корсуню. Горожане вышли с поклоном навстречу царевне, ввели её в город, и поместили во дворце. Горожане сказали Анне, что Владимир ничего не видит – очень разболелся глазами, тоскует и не знает, что ему делать. Царевна послала сказать ему: « Если хочешь избавиться от своей болезни, окрестись скорее, иначе не выздоровеешь». Владимир согласился и сказал: «Когда и вправду так будет, то поистине велик Бог христианский». Корсунский епископ с царевниными священниками окрестили Владимира в церкви Св. Василия. Владимиру дали при крещении имя Василий. После крещения князь выздоровил и прославил Бога. Видела это княжья дружина, и многие из неё сейчас же после Владимира окрестились. Потом Владимир обвенчался с царевною Анной.
Наконец собрался князь со своей молодой супругой в Киев. Взял с собой священников, мощи Св.Климента, из Корсуня иконы, церковные сосудыи разную церковную утварь. В Корсуне он поставил церковь на той самой насыпной горе, что корсунцы насыпали, похищая землю из насыпи. Ещё Владимир вывез из Корсуня четыре медных коня и две медные статуи, изображавшие женщин. Эти статуи стояли на корсунской площади, а теперь должны были украшать киевскую площадь. На них долго и после Владимирова княжения русский народ дивился в Киеве. Сам город Корсунь Владимир воротил грекам за царевну Анну, как подарок новобрачного родствнникам новобрачной. В наше время в нашем городе сохраняется обычай – это выкуп невесты женихом. Если у невесты есть брат он садиться на женихово место и не пускает жениха, пока тот не заплатит венечного.
Возвратившись в Киев, Владимир приказал уничтожить идолов. Конечно, христиане, жившие в Киеве, радовались уничтожению идолов, а другие жители, ещё не крестившиеся, плакали над своими разбитыми врагами.
5.
После уничтожения идолов Владимир приступил к обращению киевских язычников к христианству. Сначала он окрестил своих сыновей от прежних жен. Теперь, по христианскому закону, он стал жить с одной супругой Анной. Других жен оставил. Неизвесто, что с ними сталось. Только о Рогнеде говорили, что она крестилась и постриглась в монахини под имением Анастасия. Сыновей же было у Владимира двенадцать. По преданию и теперь указывают в киеве место, где все они приняли крещение. Это место называется Крещатник.
После крещения сыновей княжеских митрополит Михаил, приехавший из Греции, и священники, приехавшие из Корсуня, пошли по городу с проповедью. Сам князь Владимир помогал им: ходил среди народа, поучая его новой вере. Многие киевляне тогда же с радостью крестились. Другие только слушали проповедь и раздумывали о новой вере. После проповеди и увещаний Владимир послал кликать по Киеву: «Кто на другой день не придёт к реке, богат ли он, беден или нищ, работник ли, тот будет князю противен!».
Многие из народа с радостью слушали это и говорили: «Это было бы не добро, если б князь с боярами не приняли этого». И пошёл народ на призыв князя. Утром Владимир вышел с царицыными и корсунскими священниками к реке Почайне. Множество народа собралось туда же. Стали входить киевляне в воду, и стояли в реке, одни по шею, другие по грудь; дети стояли у самого берега; многие взрослые входили в реку с младенцами на руках; а крещёные бродили по реке, уча крестившихся, что им делать во время совершения таинства и становясь тут же их восприемниками. Священники же читали с берега молитвы. Орестились киевляни и стали расходиться каждый в свой дом. Владимир же молился и радовался. Так произошло крещение киевского народа. Есть предание, что иные очень усердные язычники не хотели и смотреть на крещение, и бежали в леса и степи. Но, таких, наверное, было очень немного.
После крещения киевлян сыновья Владимира разъехались по разным русским городам, где и крестили народ. Митрополит Михаил с епископами, с князевым дядей Добрынею отправились крестить народ вверх по Днепру. От Днепра Добрыня прошёл в Новгород. Здесь он призвал жителей креститься и поставил в самом городе церковь Преображения. Потом отправился к городу Ростову в Ярославской губернии. Между тем в Новгород приехал назначенный сюда еписком Иоаким Корсунец. Он встретил здесь народное возмущение против новой веры. Один кудесник, именим Богомил, отговаривал народ от крещения. Кудесник так хорошо умел говорить, что народ прозвал его Соловьём. Иоаким стал ходить с проповедью по площадям и улицам на тоговой стороне Новгорода. Ему помогал уговаривать народ к крещению ещё посадник Воробей. Несколько сот человек окрестил Иоаким. Но на другой стороне города, за рекою Волховом, тысяцкий, то есть воевода городских полков, Угоняй возмущал новгородцев. Он ездил на коне среди народа и кричал: «Лучше мы все помрём, а не дадим ругаться над своими богами!». Народ сжёг хоромы Добрынины, ограбил его жену и родных. Добрыня был главным посадником в Новгороде, и семья его жила здесь. Когда Добрыня воротился из ростова, он пробовал было уговаривать бунтовщиков ласковыми словами; но они не послушали его: разметали мост, соединявший две части города. Потом на берегу, напротив торговой стороны, уставили пороки. Так назывались машины для бросания камней в неприятеля. Нельзя было подступиться к возмутившемуся народу на торговой стороне новгорода. Тогда Владимирову воеводе Путяте удалось устримить восстание. Он ночью, с пятьюстами воинами переплыл Волхов выше города и внезапно явился на торговой стороне, где пресек возмущение.
К рассвету явился Добрыня. Все главные зачинщики возмущения были схвачены. Добрыня велел жечь идолов и бросать их в воду. Больше возмущений против христианской веры в Новгороде не было.
И так везде по Руси стала распространяться вера Христова. Везде князь Владимир строил церкви и назначал епископов по городам. Иные из греческого духовенства, пришедшие в Русь, постепенно выучились славянскому языку. Вскоре появились священники и епископы, тзбранные уже из русских людей. Сама служба церковная стала совершаться в Руси по славянским книгам, то есть по книгам, переведенным с греческого на славянский язык преподобным Кириллом и Мифодием. Христианское учение делалось более и более понятным для всего русского народа. Грамотные из русских людей стали сами читать и списывать славянские книги. А вскоре после княжения Владимира русские люди пошли в разные греческие и славянские монастыри; там сами списывали и переводили славянские и греческие книги и посылали их в Русь.
Правда, в далёком от киева Поволжье язычество не очень скоро оставлено было народом. После крещения киевлян язычество продержалось какое-то время в других краях, более глухих и далёких от Киева. Проповедники часто ходили по этим краям, усердно учили Христовой вере и крестили убеждённых проповедью…
6.
Много сделал Владимир по просвещению всей Руси Христовою верой. Но его занимала и другая забота. Нужно было защищать Русь от печенегов. Ещё со времён Игоря нападали они на русскую землю и приносили большой ущерб народу.
Печенеги были кочевой народ, совсем еспособный к земледелию. Городов у печенегов не было. Сами они делились на отряды, и каждый отряд, или орда, бродил отдельно. У них тоже бывали свои князья, предводители отрядов. Только для войны разные отряды собирались вместе, и порой в большом числе. Тоуда отряды выбирали одного из окружных князей главным своим начальником. И с ним совещались остальные князья.
Печенеги были язычниками и отличались грубыми обычаями. Пили звериную кровь, ели лошадиное, лисье, волчье и кошачье мясо. Главным занятием печенегов были грабежи и войны. Мир с ними был ненадежен.
Умея ловко пускать стрелы из лука, метать копья, кправлять секирой и огромной саблей, они на своих быстрых конях счастливо воевали в открытом поле. Печенеги отлично ездили верхом. Нападать печенеги пытались врасплох; принеудаче же умчатся врассыпную на своих конях, как ветер. Печенеги так жадны, что забывали ради грабежа всякую опастность.
Торговые люди, ради избавления от печенежских грабежей, нанимали себе проводников из печенегов. Платили им за проводы очень дорого.но это не всегда помогало. Печенежские отряды кочевали вразброд один от другого. В одно время одна часть печенегов оказывала дружбу русским , другая же грабила Русь. Трудно было ужиться с такими страшными соседями.
Русский народ беспристанно боролся с печенегами. Войны с ними были и при Игоре, и при Святославе, и при Ярополке. Особенно воевалис ними русские при князе Владимире.
Пришли раз печенеги о реки Сулы. Владимир пошёл против них и встретил их у реки Трубежа. Печенеги стали у брода за рекою, а русские на этой стороне. И не те, не другие не мели перейти реку. Печенежский князь полъехал к реке и прокричал Владимиру, чтобы он выпустил своего мужа и тот выпустит своего, если его муж победит, то они три года с ним воевать не будут, а если победит их муж, то три года будут воевать. Владимир стал кликать вестовыхпо шатрам: нет ли такого мужа, чтобы он схватился с печенегом? И никто не нашёлся на другое утро пришли печенеги и привели своего мужа, а у наших никого не было. Стал тужить Владимир, опять послал кликать по всему войску. Тогда приходит один старик и говорит князю: « есть у меня меньшой сын дома. С четырьмя-то я вышел сюда на войну, а он дома. С детства его не мог осилить никто. Раз я с ним о чём-то поспорил, а он в это время мял воловью кожу, так он рассердился и перервал кожу руками».
Князь обрадовался и послал за стариковым сыном. Когда того привели, Владимир рассказал ему, в чём дело. ПодготовилВладимир заранее своего палача. Вышли оба противника. Печенеги выпустили великана, с виду страшного, а навстречу вышел русский богатырь. Печенег увидал его и рассмеялся, русский-то был так себе, среднего роста. Размерили место между обоими полками, и два богатыря пустились друг на друга. Схватились они крепко. Печенег стал было трепать русского, но русский одной рукой ухватил его за плечо, а другой охватил шею и так стиснул печенега до смерти; потом вскинул его наверх и ударил оземь. Воины кричали. Печенеги побежали, а русские погнались за ними, рубили их и совсем прогнали в степи. Самого силача - звали Ян Усмошвец – и его отца Владимир наградил и приблизил к своему трону. Около брода построил город и назвал его Переяславль, ибо здесь кожевник, как говорилось в старину, переял, то есть перехватил, славу у печенега.
Войны с печенегами были частыми. Однажды Владимир уехал в Новгород набирать войско против печенегов. Они узнали, что князя нет в Киеве, и большими силами напали на Белгород. Печенеги не давали никому выйти из города, и начался у горожан велий голод. А из Киева не могли им помочь: русского войска ещё не собралось в довольном числе. В то время на Руси не было ещё постоянного войска. Только у князя была наёмная дружина, где были и варяги, и русские. На этот раз она частью ушла в Новгород с Владимиром, частью в другие места. Каждый русский человек должен был по очереди выходить на войну и защищать свой край, а после войны возвращаться домой. Конечно, были и такие, которые по своей воле являлись на битву.
Долго терпели белгородцы и наконец собрались на вече. Решили на том , чтобы сдаться печенегам. Только был в городе один старик, он не был на вече. Как узнал он о решении народа, сразу позвал к себе городских старшин.
Говорил старик, что стоит повременить денька три и делать, то, что он скажет.
Они с радостью согласились.По его велению собрали они по горсти муки со многих горожан. Старик велел женщинам из собранного сделать цежу, то есть жидкость из муки для киселя. Потом велел горожанам выкопать в земле колодезь, вставить туда кадку, и нацедить в неё цежу. Ещё велел выкопать другой колодезь, вставить в него другую кадку и найти мёду. Нашли большое лукошко меда в княжей медушке, то есть кладовой, где хранился мед. Мед, по приказу старика, развели водою, и влили в другую кадку. Утром на другой день старик велел позвать нескольких печенегов в город.
Посланые из Белгорода приглашали печенегов посмотреть, что делается в их городе, и взять золожников от них.
Печенеги обрадовались, думая, что горожане хотят сдаться. Взяли заложников, а из себя выбради десять лучших человек и послали в город, пусть посмотрят, что там делается. Пришли выбранные печенеги в город; белгородцы им и говорят:
- Зачем вы себя губите? Перестоять ли вам нас? Хоть десять лет стойте – что нам сделаете? У нас сама земля дает корм. Коли не верите, посмотрите своими глазами!
Потом повели их к колодезю, где была цежа; почерпнули из него ведром и налили в котел. А когда сварился в котле кисель, повели печенегов у другому колодезю, почерпнули оттуда сыты; и начали есть сперва сами кисель с сытою, потом угощать печенегов. Удивились печенеги, сказали, что князья им не поверят, если не поедят сами. Горожане налили по корчаге цежи и сыты, дали печенегам. Те воротись в свой стан, показали взятое в городе, и всё рассказали. Печенежкие князья тоже сварили кисель и подивились. Потом воротили заложников русским, поднялись всем табором от города и ушли в свои степи. Они решили, что не сморить им русских голодом; а если простоят под Белгородом подольше, пожалуй, нагрянет русское войско… Так-то хитростью иной раз умели отделываться русские от несмышленных дикарей.
На войне порой доставалось и самой дружине княжеской от печенегов. Раз они подступили к городу Василеву. Владимир основал Василев память о своем крещении в Корсуне, когда был наречен Василием. Печенеги обступили город; Владимир поспешно вышел против них с небольшой дружиною. Произошла жестокая сеча, и дружинни ки были побиты. Сам князь едва успел сбежать к реке и там, незамеченный врагами, спрятался под мостом, чем и спас свою жизнь. В память своего избавления он поставил в Василеве церковь Преображения: в самый этот праздник и происходила сеча. По освещении церкви князь сделал народу пир на восемь дней и раздал триста гривен убогим.
Чтобы лучше оберегать русскую землю от печенежских нашествий, Владимир ставил новые города на окраине Ктевской Руси. Города тогда старались строить больше на высоком, холмистом берегу реки. Дома были бревенчатые, а весь город огорожен вокруг деревянной стеной, земляным валом и рвом. За рвом город широко обводился ещё крепким частоколом. За ним шли сторожевые курганы, откуда далеко видна степь. Внутри больших городов устраивали ещё крепость. Упраляли городами княжие дружинники или мужи.
Владимир настроил городов по рекам: Десне, Остру, Суле, Трубежу и Стунг. Из северной Руси, куда не заходили печенеги и где было много населения, Владимир призывал лучших и храбрых мужей поселяться в этих городах украинских. Здесь на Украине, было привольно новым поселенцам. Всякий выбирал себе любое свободное место для работы, по умению и по средствам.
Города, построенные князем Владимиром, оберегали Киевскую Русь от печенегов. Жители их привыкли у своей жизни, работали и боролись с печенегами. Владения русские увеличивались; вольный пришлый народ начинал заселять более и более далекие от Киева свободные земли.
Печенегам труднее становилось гарбить русскую землю. Порой удавалось им прорываться в города, жечь селения. Русским нужно было постоянно сторожить печенегов, пробираться в их степи, опережать их нашествия. Раз пришли печенеги в Белгород, а Владимир послал на них войско с богатырями – Алёшей Поповичемда Яном Усмошвецом. Печенеги заслышали, кто идет против них, и убежали в свои степи.
Печенеги опасались богатырей и горожан, занявших новые города. Они даже не смогли взять ни одного русского города при княжении Владимира. Народу Греции в этом отношении не повезло, их города ни раз разорялись печенегами.они видели, что Русь, приняв крещение, стала ещё сильнее. Крещеная Русь стала привлекать к себе и самих печенегов. Печенежский князь Кучюг сам пришёл в Киев, принял крещение, и от чистого сердца стал усердно служить князю Владимиру, немало помогал ему в войнах. Владимир и все его дружинники почитали и любили Кучюга. Немало и других печенегов переходило жить на русские земли: надоедали им грабежи и кочевье, хотелось спокойной, оседлой жизни, и они начинали жить по христианскому закону. Выходит, что русский православный народоказался силачем и богатырем против диких кочевников, выстоял и сохранил свою самобытность, самостоятельность, свою духовность и свою народность.
7.
Князь Владимир стал известен иноземцам, прежде всего своими воинскими походами. Он много воевал до своего крещения и в первое время после крещения. Он сражался сдунаскими болгарами, помагая греческим царям, своим новым родственникам по супруге. Кроме т ого, воевал и с дунайскими сербами и со славянами белохорватами. Не один раз бился с камскими болгарами и наконец заключил с ними мир. По их просьбе Владимир позволил им торговать в русских городах и дал болгарским купцам пропускные печати, а русские купцы с такими же печатями от своих городовых посадников могли торговать в болгарских городах. Ещё воевал Владимир с диким народом – ятвягами и наложил на них дань. Один из дружинников собирал дань и с эстамов в Эстляндской губернии. Особая борьба шла у Владимира с поляками.На земле, возвращенной от поляков, Владимир построил город и назвал ешго своим именем. Это Владимир-Волынский. Помогал Владимир и чешским славянам против поляков.
Последние годы своей жизни владимир жил в мире со всеми народами, кроме печенегов. Из Чехии или Богемии от короля Олбдриха, также из енгрии от короля Стефана посылались ни раз ко владимиру мирные посольства. К этим королям ходили, конечно, и Владимировы мирные послы. Польский король Болеслав, даже отдал свою дочь замуж за старшего Владимирого сына Святополка. Дунаская Болгария и Греция мирно торговали с Русью. Купцы из этих и других стран часто наезжали к нашим предкам.
Молва о православном русском государстве князя Владимира доходила до отдалённых стран.Благодаря Богу, русь избавилась от подчинения латинянами. Но русские никогда не чуждались их и считали христианами. Только не хотели принимать их веру.
Князь Владимиор старался утверждать в народе православную веру, принятую из Греции. Над всем духовенством русским стал управителем митрополит киевский. Киевский митрополит управлял не по одной своей воле, он при важных случаях созывал собор епископов и с ними советовался.
Постоянно заботился князь владимир о построении церквей.
Существует придание, что на старокиевской возвышенности митрополит Михаил постоил церковь во имя архистратига Михаила. У церкви митрополит построил обитель для иноков, прибывших вместе с ним из Греции. Так было положено начало михайловской обители, первому монастырю на Руси. На этом месте стоял большой златоверхний михайловский монастырь.
По повелению великого князя и в других городах ставились каменные и деревянные церкви.
Между трудов князь отдыхал в своём тереме с дружинниками. Очень любил он свою дружину. С нею думал думу об устройстве земли, о войнах, о земском уставе. В дружине Владимировой собирались люди из всего русского народа. Князь не скупился, щедро платил им за службу, делал им дорогие подарки.
Обычно владимир устраивал пиры в своей гриднице и во дворе великокняжеском каждое воскресенье, по-старинному каждую «неделю»! Неделя начиналась с воскресенья. Устраивалось воскресное и праздничное угощение о княя духовенству, а потом и многим киевлянам. При князе и без него являлись по воскресениям во двор великокняжеский почетные горожане и горожанки; бывали во дворе княжеском еще пиры в Господние большие праздники. Много народа тогда собиралось, и еды, питья было вдоволь.
Прикнязе народу собиралось гораздо больше. Веселее было пировать, когда на пиру сам приветливый хозяин, сам князь – «ласковое солнышко», как народ прозвал Владимира. В большие Господние праздники Владимир, бывало, перед началом пира поучает собравшихся люд от словес Евангельских. Он толкует людям, что означает какое-нибудь изречение Евангельское и как жить следует по нему верущим христианам. Сам владимир очень любил слова Святого Писания.
Князь Владимир говорил: «Ведь старые и больные не могут дойти сами до моего двора…» и приказывал накладывать целые возы хлеба, мяса, рыбы, разных овощей, меду в бочках, а в других квасу. Слуги княжеские развозили это по городу, находя больных и старых и раздовали, что нужно.
8.
Внутри самой Руси были беспрестанные сношения жителей одного края с другим.
Небольшая часть народа занималась торговлей. Главным занятием русских было зеледелие. Известно, что многие горожане возделывали землю. Большинство людей жило в деревнях.
Русь- страна холодная. В большой половине ее почти полгода стоит зимняя стужа. Может быть, поэтому с давних пор наши предки так любили греться в бане. Диковенно было южным иноземцам видеть, как русские парились. Еще до пришествия Рюрика в нашу землю, такие иноземцы бывали в Новгороде и после рассазывали про новгородцев: «Славяне очень сильно натопят свои деревянные бани; разденутся донага и обольются теплой водой, возьмут молодые прутья, сами бьют себя; и до того хлещутся, что едва живы из бани вылезут; а обольются холодной водой, тут и оживут! И это делают всегда не мучимые никем, а сами себя мучают; и то не мытье себе делают, а мученье!» Теплая вода, кипяченная с травой ушицей или купальницей, называлась у наших предков квасом уснияным. Значит, еще до времени Рюрика русские строили себе деревянные жилища. Они умели тогда ставить избы. Арабы рассказывали, что русские приезжавшие торговать на Волгу, строили себе по берегу Влги большие деревянные дома. В таком доме жило их по двадцать человек. Русские строили и корабли, и ладьи. Во времена Олега одни немец рассказывал, что у него была тысяча кораблей; у Игоря флот состоял из ескольких тысяч. Во времена князя Владимира были целый артели плотников мастеров. Русские плотники в это время построили большой мост через Днепр.
Князь оберегал русскую землю от всяких соседних недругов. Он заботился, чтобы и внутри ее было мирно. При Владимире еще до его крещения вздумали восстать против власти киевского князя вятичи, но были владимиром усмирены.
Другой богатырь, Еким Иванович, тоже « в грамоте поученый человек ». Илья Муромец также всегда сам читает письма «скорописчатые». А богатырь Касьян Михайлович, ходивший со своей дружиной в Иерусалим, зашел на обратном пути в Киев, и там, побыв слишком два дня у князя, так убеждал свою дружину: «Вынимал из сумы книжку свою, посмотрел и число показал, что много мы братцы пьем, едим, прохлаждаемся; уже третий день в доходе(к концу) идет, и пора нам, молодцы, в путь идти». Вот стало быть, русские странники вели записные книжки. В них они записывали где, когда были и что с ними случалось. В самом деле в последующее за Владжимиром время явились рассказы о святой земле – Иерусалиме, писанные русскими странниками. Вот так песни донесли воспоминания о прежних грамотных русских людях!
Должно быть, при Владимире вслед за детьми и многие зрослые обучались грамоте. Князь выучил грамоте своих детей. Сын его Ярослав слыл грамотным человеком, любившим книги. Про младших сыновей, Бориса и Глеба, известно, что они жили с Владимиром. Глеб еще был ребенком и пока не учился, а борис имел разум просвященный благодатью Божией. Он брался за книги, усердно молился. Начали учиться русские по славянским книгам, привезенным из Болгарии. Наши предки по сему случаю говорили: «Мы прежде не слыхали словес книжных, но по Божию строению и по милости своей помиловал Бог…». Таким образом, обучение грамоте они признавали милостью Божьей.
Чтобы русские люди привыкли жить по христианскому закону, владимир дал народу два устава. Первый назван «Закон о судах церковных». Он был составлен князем со своей супругой Анной, с боярами и с митрополитом Леоном. Духовенство должно было просвещать русский народ и заботиться о нем по уставу. При церкви должны находиться гостиницы, приюты для бедных, дома для принятия бедных странников, больницы. Кому негде было жить, хромые, слепые, калеки, рабы, отпущенные на волю и не имеющие чем жить, бесприютные вдовы и сироты, несчастные неоплатные должники – все эти люди отданы на попечение церкви. Если им нужно будет между собой судиться, то пусть судит их епископ или его наместник. Церковному же попечению отданы паломники: так назывались в старину странники ко святой земле – Иерусалиму. Надзору духовнства отданы и лекаря: они в языческие времена часто лечили не одними лекарствами, а волшебством, обманывая народ. Теперь духовенство должно наблюдать, чтобы лекаря колдовством не морочили больных, а помогали ми только лекарствами. Вместе с духовным судьей отдельные дела разбирал и светский княжеский судья.
Другой заботой духовенства были рабы – люди безземельные и бездомные, попавшие в вечные работники хозяину. При отпущении их на волю епископ должне отвести им место на церковной земле, где они займутся и пашней, и промыслами. Такие поселенцы после платили каждый год в церковь небольшую часть из своих доходов.
Ещё на суд церковный отдавались все семейные дела. Поссорятся муж с женой, обижают ли детей родители или дети не почитают родителей, тогда епископ или его наместник должны разобраться в этих делах. Виноватых вразумят Христовым учением, за невинных заступятся. Епископ также должен надзирать за опекунами, чтобы они по-христиански воспитывали отданных им сирот, чтобы сберегали их имения, пока не настанет совершеннолетие. Наказанием провинившимся служил или денежный взыск, или церковное покаяние. Когда нужно строже наказать виновного, духовенство передавало его князю. Ни князь, ни светские судьи не вмешивались сами в церковный суд.
Владимир желал, чтобы духовенство помагало и светским судьям. Сам князь управлял Русью «по устроению отцовскому и дедовскому», но приняв крещение, он откинул в этом устроении все языческое.
В придачу к обычаям народным Владимир дал народу еще устав под названием «Закон судеый людям». Многое в нем взято из греческих законов, но то, что не подходило к русским обычаям было пересмотрено. У русского народа существовало немало лобрых правил, не противных Христианскому учению. Судный закон пересчитывает разные бесчестные дела, какие могут сделать дурные люди, и за каждое назначает какое-нибудь наказание. Наказывал тогда светский суд розно: каким-нибудь денежным взыском, заточением, лишением всякого имения и отдачею в рабы. А телесных наказаний в тогдашней Руси не было. Именно со времен князя Владимира Русь просвещалась Христовым учением, и утверждались в ней христианская милость и правда.
За четыре года до смерти Владимиру пришлось испытать горе. Умерла его супруга Анна. На третий год после ее смерти другое горе случилось у Владимира. В Новгороде сидел сын князя Ярослав , который вдруг стал отцу непокорен. Не хотел ему высылать трехсот гривен урока, что новгородцы каждый год платили в Киев великому князю. Владимир начал чам собираться в Новгород, чтобы усмирить ярослава, но захворал.
Прошел почти год, Владимир не выздоравливал. Вскоре приходит еще одна тяжелая весть – идут на Русь печенеги. Владимир послал против них любимого сына Бориса. Оставшись один в своем селе Берестове, он тихо скончался 15 июля 1015г.
В то время в Киеве сидел старший сын Владимира, Святополк, нелюбимый киевлянами. Да и сам князь не долюбливал Святополка за его дурной нрав. В народе думали, что князь сделает своим наследником Бориса, которого все очень любили. Бояре никому не сказали о Берестове, что Владимир умер, а то неравно какой-нибудь подслужник Святополков поскачет к нему с этой вестью в Киев, сами же послали к Борису с вестью.но он не приезжал. Тогда через некоторое время, они решились везти тело в Киев. Настала ночь, бояре разобрали пол между клетьми, обернули тело покойного князя ковром и на веревках спустили вниз, так удобнее было вынести покойника из нижней клети, то есть горницы, чем из верхней. Переместили они тело покойного ночью, с тем чтобы днем не заметил этого какой-нибудь лишний человек. Положили тело на сани и тихо, никем незамеченные, повезли его в Киев. Им все думалось, что Борис подоспеет.Никто не знал еще о смерти Владимира; никто посторонний не видел, как покойного ночью и привезли в Киев. Борис так и не приехал. Когда поставили тело в Десятинной церкви, тогда только разнеслась молва о смерти князя. Бесчисленные толпы собрались к покойнику, и плакали киевляне великим плачем. Бояре плакали о князе, заступнике русской земли; убогие плакали о нем, заступнике и х и кормителе. Со слезами положили тело блаженного князя в мраморный гроб и погребли около гробницы покойной супруги его в Десятинной церкви.
Владимиру было не больше пятидесяти трёх лет, когда он умер. Крестился он на двадцать шестом году своей жизни. Предки наши говорили о Владимире: «Не в худой, не в неизвестной земле земле он правил, но в Русской. Она известна и слышима во всех концах земли. Владимир, покорив окружные страны, одних миром, а непокорных мечом, землю свою спал правдою, мужеством и смыслом; и пришло на него посещение Вышнего, и воссиял разум в сердце его; понял он суету идольства и взыскал единого Бога. Рагорелась в нем любовь ко Христу. Он не видел Христа, не видел апостолов, творивших чудеса, не видел, а уверовал. Своим добрым сердцем и великим умом он разуверился в язычестве и стал искать правой веры. На нем сбылись слова Спасителя: «Блаженны невидевшие и неверовавшие». Сердце Владимира наполнилось страхом Божиим и милосердием. Кто расскажет о многие его тайнах ночных милостынях о дневной щедрости к бедным, сиротам, болящим, должникам, вдовам и всем, требующим милости? Его щедрость и милость и ныне поминаются…». В самом деле, двадцатишестилетний Владимир, крестившись, вдруг перменил жизнь. Все двадцать семь лет остальной жизни, с крещения и до смерти, он не уставая заботился об устроении и просвещении своего народа. При нем Русь была и внутри сильна, и славна во всем тогдашем мире. Сам же князь стал кроток и милостилив. Он сам искал, кому следовало оказать помощь. Он помогал бедным, возвращал свободу рабам и пленникам. Он старался новой жизнью загладить все грехи своей прежней языческой. Церковь причислила Владимира к лику святых, именуя «равноапостольным». Память святого князя Владимира празднуется 15 июля.
Использованная литература: Исторический календарь «Десять веков российской истории» ( от князя Владимира до Николая 2) сост. В.В. Алексеев, В. А. Степанов – Д.: Сталкер, 1996.
1) Усобицы сыновей Святослава. Владимир в Киеве. Языческая жизнь его. Христиане в Киеве.
2) Поход Владимира на болгар. Иноземные послы в Киеве.
3) Совещание Владимира. Русские послы в разных землях. Рассказ послов о своем путешествии.
4) Осада Корсуни владимиром. Князь принимает крещение и женится.
5) Крещение сыновей Владимира. Судьба Рогнеды. Крещение киевлян и новгородцев. Распространение христианства на Руси.
6) Быт печенегов их грабежи и нападения на Русь. Строение городов. Богатыри.
7) Войны владимира и мир с другими народами. Иноземцы-католики приходят в Киев. Строение церквей. Духовенство. Дружина. Пиры народу.
8) Управление Руси Владимиром. Он распространяет грамотность и издает законы. Смерть Владимира. Перемена в нем после крещения.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |