Реферат по предмету "История"


Владимир Ильич как государственный деятель

Содержание.

Введение……………………………………………………………………...3

1 Становление личности…………………………………………………….5

1.1 Семья В.И.Ленина………………………………………………………..5

1.2 Происхождение псевдонима. ………………………………………….....6

1.3 Формирование революционных взглядов. ………………………………6

1.4 Знакомство с марксизмом……………..………………………………….9

2 Владимир Ильич как государственный деятель. ……………………..10

2.1 В Шушенском. …………………………………………………………10

2.2Марксизм и ленинизм. …………………………………………………11

2.3 Возвращение в Россию. ………………………………………………13

2.4Октябрьская революция. ………………………………………………15

2.5Первые шаги советской власти………………………………………..16

2.6 Коммунистический эксперимент. …………………………………….18

2.7 Новая экономическая политика………………………………………18

2.8 Внешняя политика……………………………………………………...19

3 Болезнь и смерть. Вопрос о причине смерти. …………………………21

Заключение. …………………………………………………………………22

Список использованной литератературы………………………………………24


Введение.

Ульянов (Ленин) Владимир Ильич – выдающийся российский политический и государственный деятель; один из лидеров международного коммунистического движения, величайший пролетарский революционер и мыслитель, продолжатель дела К.Маркса и Ф. Энгельса, организатор Коммунистической партии Советского Союза, основатель Советского социалистического государства, учитель и вождь трудящихся всего мира.

В последнее время часто идут споры о политике государственных деятелей. В том числе и о деятельности Владимира Ильича. Существуют два абсолютно противоположных мнения о В.И.Ленине : для одних он – великий вождь и учитель, для других – амбициозный бунтарь, из-за которого погибло множество людей. Ленин был крупнейшим революционером двадцатого века. Так Хелен Раппапорт в своей книге о Владимире Ильиче описывает его как требовательного, пунктуального, аккуратного, гениального и очень чистоплотного в быту. При этом Ленин описывается как очень авторитарный, негибкий, он не терпел несогласия со своим мнением, безжалостный и жестокий. Дружба для него была вторичным понятием, после политики.

Ульянов Владимир Ильич родился 10( 22 по новому стилю) апреля 1870 года в городе Симбирске – умер 21 января 1924 года. Владимир, четвертый ребенок в семье, был трудным мальчиком, ходить начал в три года, в раннем детстве у него случались истерические припадки. Тем не менее, он был первым учеником в гимназии, в которую поступил в 1879 году. Гимназия дала Ульянову прочный фундамент знаний. Точные науки не составляли для него интереса, зато история, а в дальнейшем философия, марксизм, политэкономия, статистика стали теми дисциплинами, по которым он прочел горы книг и написал десятки томов сочинений. В 1887 году Владимир Ульянов окончил гимназию с золотой медалью.


На тему о Владимире Ильиче Ленине рассуждали многие историки, как российские, так и зарубежные. Такие как : Владлен Логинов, А. Арутюнов, Юрий Бахурин, Хелен Раппапорт и многие другие.

В этой работе передо мной стояла цель раскрыть личность и деятельность Владимира Ильича Ленина как человека и как государственного деятеля. Работа состоит из нескольких глав, таких как становление личности, В.И.Ленин – государственный деятель и.т.д.

Главными задачами работы было изучение личности Владимира Ильича, его отношение к марксизму, становление его личности, государственная деятельность, причины смерти.

1.Становление личности.

1.1.Семья В.И.Ленина.

Родословная В.И.Ленина своими корнями уходит глубоко в русский народ.
Его дед, Николай Васильевич Ульянов, происходил из крепостных крестьян, сам был крепостным одного из помещиков тогдашней Нижегородской (Нижний Новгород - ныне г. Горький) губернии. В конце XVIII века он отправился в низовья реки Волги на заработки и к своему помещику не вернулся. Проживая позднее в Астрахани (город в низовьях Волги), дед Владимира Ильича некоторое время числился государственным крестьянином. Здесь он стал заниматься портняжным мастерством и был приписан к мещанскому сословию; умер в большой бедности.

Родители Владимира Ильича - Илья Николаевич и Мария Александровна - по своим идейным взглядам принадлежали к передовой части русской интеллигенции. Отец работал учителем, был инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии. Энтузиаст народного просвещения, подлинный демократ, он страстно любил свое дело и отдавал ему все силы и знания. Илья Николаевич законопослушный, трудолюбивый чиновник, дослужился до генеральского чина, что давало его семье потомственное дворянство. Он скончался в январе 1886 года, когда гимназисту Ульянову не было полных шестнадцати. Мать была одарена большими способностями: владела несколькими иностранными языками, хорошо играла на рояле. Самостоятельно подготовившись, она сдала экстерном экзамены на звание учителя начальных классов. Всю свою жизнь она посвятила семье, детям, была для них близким другом.

Илья Николаевич и Мария Александровна воспитывали в своих детях честность и трудолюбие, чуткость и внимание к людям, личную ответственность за свои слова и дела, чувство долга. Впоследствии все дети Ульяновых (кроме рано умершей Ольги) встали на путь революционной борьбы.

В семье Ульяновых усилиями Марии Александровны поддерживался особый пиетет перед немецким порядком и аккуратностью. Дети владели иностранными языками.

Александр Ульянов, старший брат юного Владимира, был  казнен 8 мая 1887 года за участие в подготовке покушения на русского царя Александра III. От него Володя воспринял революционные и демократические традиции, узнал о марксистской литературе, впервые увидел у него "Капитал" К. Маркса.


1.2.Происхождение псевдонима.


В конце 1901 года у Владимира Ульянова появился псевдоним «Н.Ленин», которым он подписывал свои печатные работы. Имелось много версий о появлении этого псевдонима. Например, топонимическая – по сибирской реке Лена. По мнению историка Владлена Логинова, наиболее правдоподобной представляется версия, связанная с использованием паспорта реально существовавшего Николая Ленина. Его дети, сочувствующие зарождающемуся в России социал-демократическому движению, были хорошо знакомы с Владимиром Ильичом Ульяновым и после смерти отца передали Владимиру паспорт отца с переправленной датой рождения. Есть версия, что паспорт Ульянову В.И. достался еще в 1900 году, когда Николай Ульянов еще был жив. По семейной версии Ульяновых псевдоним Владимира Ильича происходит от названия реки Лена. У Владимира Ильича также были другие псевдонимы: В.Ильин, В. Фрей , Ив. Петров, К. Тулин, Карпов, Старик и пр.


1.3.Формирование революционных взглядов.


Детские и юношеские годы Владимира Ульянова проходили в обстановке жестокой реакции, царившей в ту пору в России. Всякое проявление свободной, смелой мысли подвергалось преследованию. Впоследствии Владимир

Ильич охарактеризовал это время, как период "разнузданной, невероятно бессмысленной и зверской реакции". Поэтому гимназия не могла способствовать формированию передовых общественных идеалов.

Взгляды Ленина в годы его юности складывались под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-демократической литературы и соприкосновения с жизнью народа. Очень

сильное влияние на Володю имел его брат Александр, который был для него

непререкаемым авторитетом.

Еще в ранней юности Владимир Ильич начал пристально вглядываться в

окружавшую его жизнь. Искренний, не терпящей никакой лжи он порывает с

религией. Толчком к этому была сцена, которая возмутила его до глубины

души. Однажды в беседе с гостем Илья Николаевич сказал о своих детях, что

они плохо посещают церковь. Глядя на Владимира, гость сказал: "Сечь, сечь

надо!" Гневный выбежал юноша из дому и в знак протеста сорвал с себя

нательный крестик. То, что зрело давно, вырвалось наружу.[1]

Наблюдая жизнь, Владимир Ульянов видел, в какой нужде жил народ, каком бесчеловечному обращению подвергались рабочие и крестьяне. Он внимательно

вслушивался в рассказы отца о темноте и невежестве, царивших в деревне, о

самоуправстве властей и бедственном положении крестьянства. Общаясь с

людьми труда, он видел также, каким особенно бесправным и унизительным

было положение нерусских национальностей: чувашей, мордвы, татар, удмуртов

и других. Сердце юноши наполнялось жгучей ненавистью к угнетателям народа. Уже в юношеские годы Владимиру Ильичу пришлось пережить тяжелые жизненные испытания. В январе 1886 года в возрасте 54 лет скоропостижно, от кровоизлияния в мозг, умер Илья Николаевич. Осиротевшая семья осталась без средств к существованию. Мария Александровна начала хлопотать пенсию, в ожидании которой прошло несколько месяцев.

Не успела семья прийти в себя от одного удара, как на нее обрушилось

новое горе - 1 марта 1887 года в Петербурге, за участие в подготовке

покушения на царя Александра III, был арестован Александр Ульянов. Вслед

за ним была арестована и его сестра Анна, учившаяся в Петербурге. Весть о случившемся быстро облетела город. От семьи Ульяновых

отшатнулись все, кто раньше у них бывал, все либеральное симбирское

"общество". Тогда-то впервые молодой Ленин увидел трусливое лицо

либеральных интеллигентов.

Мария Александровна незамедлительно уехала в Петербург. Она деятельно

хлопотала, чтобы спасти сына от угрозы смерти, но все ее хлопоты оказались

бесполезны. Присутствуя на заседании суда над Александром и его

товарищами, она слышала речь сына, в которой тот смело, обличал царское

самодержавие и говорил об исторической неизбежности победы нового

общественного строя - социализма.

8 мая 1887 года Александр Ульянов в возрасте 21 года был казнен

царскими палачами в Шлиссельбургской крепости.

В трагические для семьи Ульяновых дни со всей силой сказались самообладание и стойкость юноши. Он видел, с каким мужеством переносит

свое неутешное горе мать. Пример, матери не мог повлиять на него, и, как

ни тяжело ему было, он взял себя в руки. Самый молодой в классе, он, единственный из всех, сдавших экзамен, получил золотую медаль. Гимназическое начальство колебалось: давать ли брату казненного государственного преступника медаль. Но необыкновенные способности и глубокие знания Владимира Ильича были так очевидны, что не дать ему медаль было невозможно.

Завещание Ленина о том, что надо учиться имело под собой твёрдую почву. Получившему золотую медаль, Ленину хотелось, чтобы все дети в

Советском Союзе учились хорошо. Он понимал, чем больше в стране умных

людей, тем быстрей она станет Великой Державой.


1.4.Знакомство с марксизмом.

В 1887 году по окончании гимназии, Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета; а в декабре исключен из университета и выслан за участие в студенческой сходке. Его сослали в имение матери деревню Кокушкино, где он очень много читал, прежде всего Н.Г. Чернышевского, а также Д.И. Писарева, П.Н. Ткачева, С.Г.Нечаева, которые стали его духовными учителями. В 1889 году семья Ульяновых переехала в Самару, где в руки Ленина попал список марксисткой литературы, рекомендованной для самообразования. С этого начинается фундаментальное знакомство Ленина с марксизмом, которое воспринимается молодым Ульяновым как ключ к постижению мира и универсальный инструмент к его преобразованию.

В сентябре 1891 года, Ленин успешно сдал экстерном за курс юридического факультета в Санкт-Петербургском университете, что потребовало колоссальных усилий и знаний. В 1892 году занял должность помощника присяжного поверенного в Самаре. Но как юрист Ленин не проявил себя и уже в 1893 году, оставив юриспруденцию, перебрался в Петербург, где вступил в марксистский студенческий кружок Технологического института. В 1894 году появилась одна из его первых работ «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов», в которой утверждалось, что путь к социализму лежит через рабочее движение, возглавляемое пролетариатом. В апреле-мае 1895 года за границей состоялись первые встречи Ленина с членами группы «Освобождение труда», в том числе с Г.В.Плехановым, который позднее(1906) так охарактеризовал будущего лидера первого в мире пролетарского государства: «Ленин с самого начала был, скорее, бланкистом, чем марксистом».


2.Владимир Ильич как государственный деятель.


2.1.В Шушенском.


По возвращении в Россию в целях усиления пропагандистской работы осенью 1895 года Ленин поддержал объединение руководимой им группы с Л.Мартовым. Это объединение стало называться Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». «Союз борьбы» поддерживал конспиративные связи более чем с 70 заводами и фабриками. Руководящий центр выполнял роль общегородского комитета, три районные группы выполняли функции районных комитетов. «Союз борьбы» руководил стачечной борьбой в Петербурге, выпустив более 70 общественно-политических листовок. Организацией были установлены связи с социал-демократией Москвы, Киева, Вильнюса, Нижнего Новгорода, Николаева и других городов. В начале декабря 1895 года организация подготовила первый номер нелегальной социал-демократической газеты «Рабочее дело» со статьями Ленина. В ночь с 8 на 9 декабря 1895 года по доносу провокатора было арестовано 57 членов «Союза….». Ленин был арестован и после годичного заключения в марте 1897 года выслан на три года в далекое сибирское село Шушенское Енисейской губернии. В июле 1898 года Ленин венчался с Надеждой Константиновной Крупской, также сосланной по делу Петербургского «союза борьбы». После окончания ссылки в июле 1900 года Ленин покидает Россию; живет в Мюнхене, Лондоне, Женеве. У него созревает план создания социал-демократической партии как организации профессиональных революционеров, ядром которой должна стать общероссийская политическая газета «Искра» .Именно в это время(1902) впервые появляются статьи, подписанные псевдонимом Ленин. Он становится одним из редакторов «Искры» вместе с Плехановым и Мартовым готовит второй съезд Российской социал-демократической партии (РСДРП), который состоялся в июле-августе 1903 года в Брюсселе и Лондоне. В.И.Ленин активно участвовал в работе съезда. Он был избран вице-председателем съезда, а также членом программной, уставной и мандатной комиссий. В протоколах записано свыше ста тридцати его выступлений и замечаний.
    Съезд утвердил выработанный редакцией "Искры" проект Программы партии, впервые в истории международного рабочего движения после смерти К. Маркса и Ф. Энгельса была принята такая революционная программа, в которой борьба за диктатуру пролетариата выдвигалась как основная задача рабочего класса. В принятой Программе подчеркивалась роль пролетариата - руководителя всех трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за демократию и социализм, определялась роль крестьянства как союзника рабочего класса.
    В рукописи первого параграфа проекта Устава партии Ленин требовал от каждого ее члена активного участия в революционной борьбе, подчинения единой партийной дисциплине. При выборах центральных руководящих органов партии - Центрального Комитета и редакции Центрального Органа - сторонники В.И.Ленина получили большинство голосов. Именно с тех пор их стали называть "большевиками", а их противников - оппортунистов, оставшихся в меньшинстве, - "меньшевиками. Потерпев поражение на съезде, меньшевики всячески старались сорвать его решения, дезорганизовать работу партии. Им удалось взять в свои руки Центральный Орган партии - газету "Искра", Центральный Комитет, издательское дело, транспортные связи, партийные финансы. Они пытались распространить свое оппортунистическое влияние на местные партийные организации, в своем большинстве поддерживавшие В.И.Ленина, большевиков. Перед большевиками со всей остротой встала задача разоблачить действия меньшевиков, враждебные партии. Ожесточенная борьба с меньшевиками не могла не отразиться на здоровье В.И.Ленина. Нервы его были напряжены до предела, он страдал бессонницей, волновался. Крайнее переутомление вынудило его временно отложить все дела. Вместе с Н.К.Крупской он неделю отдыхал в Лозанне.


2.2. Марксизм и ленинизм.


Термин « ленинизм» впервые был введен Мартовым в 1904 году для обозначения якобинских взглядов и методов теории и практики революции. В советское время ленинизм определяется как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной экономической формации может произойти только в том случае, если производительные силы не могут развиваться в рамках данных производственных отношений, следовательно, социалистическая революция может произойти только в самых развитых капиталистических странах. Ленин, отвергая это марксово положение, создает теорию победы социалистической революции в «слабейшем звене империалистической цепи», в России. Маркс также считал невозможным союз пролетариата и крестьянства – Ленин делает ставку на этот союз. Кроме того, Маркс объяснял революционность пролетариата действием «закона относительного и абсолютного обнищания пролетариата». Ленин не мог не видеть, что с предсказанием абсолютного обнищания пролетариата Маркс ошибся и что рабочий класс западноевропейских стран вряд ли пойдет на баррикады, поскольку ему уже было, что терять. Ленин был теоретиком революции, в отличие от Плеханова, теоретика марксизма. А революция для него являлась средством захвата политической власти в целях осуществления коммунистического эксперимента.

Ленин яростно сражался с меньшевиками, большевиками – ликвидаторами, большевиками-отзовистами, богоискателями, богостроителями, троцкистами. Фракционная борьба достигла своего апогея на Пражской партийной конференции.

С этого времени в название партии было включено слово «большевиков». Ленин сумел также переориентировать нефракционную газету «Правда», став ее редактором, с 5 мая 1912 года выходила уже легальная большевицкая газета под тем же названием.

Первая мировая война застала Ленина в местечке Поронино в Австро-Венгрии, где он был арестован как российский шпион. От тюрьмы его спасло заступничество польских и австрийских социал-демократов. В августе 1914 года Ленин перебрался в нейтральную Швейцарию, где выдвинул лозунг поражения своего правительства и превращения империалистической войны в войну гражданскую. Первоначально позиция Ленина привела его к изоляции даже в социал-демократической среде.


2.3 Возвращение в Россию.


3 апреля Ленин возвратился в Пет­роград. В ночь с 3 по 4 апреля выступил во дворце Кшесинской на собрании больше­виков с Апрельскими тезисами.

4 апреля около 12 часов Ленин приехал в Таврический дворец на собрание большевиков - участников Всероссийского совещания Советов РСД. Здесь он выступил с докладом и разъяснениями своих те­зисов: вместо завершения буржуазно-демократической революции партия должна взять курс на переход от неё ко второму, социалистическому эта­пу революции, а вместо обычной буржуазно-парламентарной республи­ки призвать массы установить республику Советов; первооче­редная политическая задача - переход всей власти к Советам РСКД, который в условиях двоевластия может быть осуществлён безбо­лезненным мирным путём. План объединения РСДРП, выдвинутый ОК меньше­виков и поддержанный Русским бюро ЦК был сорван. Объединение, считал Ленин возмож­но только с теми, кто готов идти на углубление революции. Ему уда­лось добиться того, что на уровне руководства большевиков и меньшеви­ков объединение российской социал-демократии было исключено. Но на местах до осени 1917, а в ряде случаев и позже существовало много объединённых социал-демократических организаций. Участвуя 4 апреля в заседании исполкома Петроградского Совета РСД, Ленин сделал сообщение об обсто­ятельствах проезда полит, эмиг­рантов через Германию. Был введён в состав исполкома Пет­роградского Совета РСД. С 5 апреля Ленин- редактор газеты "Правда". 6 апреля ЦК РСДРП(б) не поддержал Апрельские тезисы. 7 апреля "Правда" опубликовала его статью "О задачах пролетариата в данной революции", которая содержала Апрельские тезисы. 8 апреля в "Правде" против "разла­гающего влияния" ленинских те­зисов выступил Л.Б. Каменев (ст. "Наши разногласия"), возражав­ший против признания буржуазно-демократической революции законченной и вытекавшего отсюда курса на её перерастание в социалистическую революцию. Дискуссия по тезисам состоя­лась в тот же день на заседании ПК большевиков, при голосова­нии - 2 "за", 13 "против", воз­держался 1. Настойчиво разъясняя идеи Апрельских тезисов, Ленин добился в короткий срок их поддержки большинством партийных организаций. В ходе развернувшейся полемики о возможности социализма в Рос­сии Ленин отверг все критические аргу­менты меньшевиков, эсеров и других политических противников о неготов­ности страны к социалистической революции ввиду её экономической отсталости, сла­бости, недостаточной культурно­сти и организованности трудя­щихся масс, в т.ч. пролетариата, об опасности раскола революционно-демократических сил и неизбежности гражданской войны. 20-21 апреля во время Апрельского кризиса, вызванного нотой П.Н.Милюкова союзным держа­вам о продолжении Россией войны до победы, когда солдаты и рабочие Петрограда вышли на первую антиправительственную демон­страцию под лозунгами "Долой Милюкова!". "Долой Временное правительство! "Вся власть Советам!", ЦК боль­шевиков принял (21 апреля) напи­санную Лениным резолюцию. В ней отмечалось, что Временное правительство не может окончить империалистическую войну, а меньшевики и эсеры, поддерживая его, проводят оши­бочную политику. Демонстранты 21 апреля требовали не только мира, а и свержения Временного правительства. Пресса обвиняла Ленина, большевиков в подготовке гражданской войны. 22 апреля ЦК принял резолюцию Ленина. Одобренные после острой ди­скуссии 7-й Всероссийской (Апрельской) конференцией РСДРП(б) (24-29 апреля) Апрельские тезисы легли в основу политики партии. Многим как в партии, так и особенно вне её это казалось непостижимым. Ленин был согласен с оппонентами, что Россия не созрела экономически для социализма, но считал, что в виде крупной промышленности, транспорта, банков и монополий у неё имеются элементы его материальных предпосылок. Проект Ленина на том этапе не пре­дусматривал немедленного "вве­дения" социализма и крутой ломки сложившихся обществ, ук­ладов, а напротив, учитывая уро­вень развития страны и подго­товленности населения, исходил из необходимости переходных шагов и мероприятий .18 июня в Петрограде прохо­дила демонстрация. Часть большевиков вразрез со сдержанно-выжидатательной позицией Ленина на­строилась на скорый переход власти к Советам. Особую актив­ность проявляли деятели Военной организации большевиков. Выступая 20 июня на Всероссийской конференции фронтовых и тыловых организаций, Однако, предотвратить драматические события в столице в начале июля не удалось. Срочно возвратившись в Пет­роград с отдыха, Ленин призывал 4 июля демонстрантов к "выдер­жке, стойкости и бдительности" Но, когда 3 июля высоко поднялась волна народ­ного возмущения, Ленин встре­пенулся. Состоялось маленькое совещание. С началом репрессий против большевиков, революционных рабочих и солдат Ленин был обвинён в организации восстания против Временного правительства и шпионаже в пользу Германии; был выдан ордер на его арест с последующим преданием суду. 7 июля Ленин был согласен на арест, но ЦК принял решение о его переходе на нелегальное положение, и в тот же день Ленин покинул Петроград, скрываясь сначала (вместе с Зиновьевым) на оз. Разлив (до8 августа), а затем в Финляндии (Ялковала, Гельсингфорс, Выборг).

Поражение большевиков в Июль­ские дни, окончание периода двоевластия заставили Ленина пере­смотреть тактику партии эсеровским Исполкомом Всероссийского Совета КД.


2.4. Октябрьская революция.


В начале сентября, после провала выступления генерала Л.Г. Корнилова. Ленин предложил меньшевикам и эсерам сформировать правительство на основе перехода власти к суще­ствующим Советам, с целью мирного развития революции. Обо­сновывая необходимость и воз­можность такого компромисса. Лидеры меньшевиков и эсеров всё-таки сохранили курс на коалицию с буржуазией. 9 сентября ЦО ПСР "Дело Народа" оценил предложение Ленина как же­лание большевиков возложить на эсеров и меньшевиков "всю чёрную и ответственную работу власти, себе же отводят удобную роль контролёров... Советское правительство погибло бы под тяжестью про­тиворечий между классовым характе­ром его программы и необходи­мостью осуществлять внеклассовую политику". А ЦО меньшевиков "Рабочая Газета" 10 сентября объяс­няла, что тактика большевиков "неизбежно привела бы, в случае своего успеха, к изоляции про­летариата и к поражению его в гражданской войне против огромного большинства населения..." О точной дате возвращения Ленина в Петроград документальных све­дений нет. Зару­чившись поддержкой Л.Д. Троц­кого и вопреки возражениям "правых" - Каменева и Зиновье­ва, Ленин на заседании ЦК 10 окт. добился принятия решения о практической подготовке вооруженного вос­стания. 16 октября ЦК подтвердил резолюцию от 10 октября. Ленин убеждал руководство и актив партии не ожидать 2-го Всероссийского съезда Советов РСД (как предлагал Троцкий), назна­ченного на 20 и затем на 25 октября.

Вечером 24 октября Ленин прибыл в Смольный и придал подготовке восстания решающий импульс. От­крывшийся 25 октября 2-й Всероссийский съезд Советов РСД провозгласил переход всей полноты власти в центре и на местах к Советам и тем подтвердил победу боль­шевиков и их союзников - ле­вых эсеров. На съезде 26 октября по докладам Ленина были приняты декреты о мире и о земле. В ночь с 26 на 27 октября съезд образовал первое, чисто большевистское Советское правительство - СНК во главе с Лениным.

Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила и подняла к активной политической жизни широкие массы трудящихся. Перед партией рабочего класса, впервые в истории ставшей правящей партией, встали сложные задачи создания нового общества, главной целью которого была бы защита жизненных интересов трудящихся масс. Решить эти задачи могли только сами массы.


2.5.Первые шаги советской власти.


Образование правительства во главе с Лениным вызвало негодование других социалистических партий. В ноябре Ленин был избран от Балтиского флота членом Учредительного Собрания. На выборах в Учредительное Собрание большин­ство голосов по стране получили эсеры. 17 ноября группа министров Временного правительства объявила об откры­тии 28 ноября Учредительного Собрания. По инициативе Ленина были закрыты опубликовавшие это сообщение 9 газет. 26 ноября Ленин подписал Декрет СНК, который определял, что откроет Учредительное Собрание при наличии в зале не менее 400 его членов, уполно­моченных СНК. Тем временем ЦК ПСР начал подготовку вооруженного выступления, приуроченного к открытию Учредительного Собрания, с целью захвата власти . Ленин, поддержанный левыми эсерами, настоял на роспуске Учредительного Собрания. Его разгон, равно как и вооруженный разгон демонстрации сторонни­ков Учредительного Собрания, был расценен противниками большевиков как серьёзный удар по демократии.

Первостепенное значение Ленин при­давал созданию нового государственного ап­парата. Работая по 15-18 часов в сутки, он добился такой организации работы СНК, что последний, по оценке западных исследователей, "в течение первых нескольких месяцев своего существования достиг та­кого же уровня, которого британский кабинет министров смог достичь приблизительно к этому же вре­мени, но уже имея за плечами почти двухсотлетний опыт».

Первым серьёзным испытанием для Ленина как руководителя Советского государства был поиск выхода из войны. Отказ союзников России начать переговоры о мире выну­дил СНК встать на путь сепарат­ных переговоров с Германией и её союзниками. Ленин, сломив сопро­тивление "левых коммунистов", Троцкого и его сторонников, добился заключения 3 марта 1918 сепаратного Брестского ми­ра с Германией. 11 марта 1918 СНК и ЦК РКП(б) прибыли в Москву. Местом рас­положения правительства стал Кремль, где были рабочий кабинет и квартира Ленина.

Диктатура пролетариата стала осуществляться во всё более суровой форме. Заключение Бре­стского мира, установление продовольственной диктатуры привели к расколу правительств, коалиции больше­виков с левыми эсерами. Послед­ние организовали антибольшевистского вооруженного выступления в начале июля 1918 в Москве. Раз­вёртывание с лета 1918 крупно­масштабной Гражданской войны под­толкнуло большевиков осенью 1918 к возведению "красного террора", применявшегося и ра­нее в ранг государственной политики. Обострение Гражданской войны по­ставило перед Советской властью аль­тернативу: гибель или победа. 30 ноября 1918 был создан Совет рабочей и крестьянской обороны, председателем которого стал Ленин.


2.6. Коммунистический эксперимент.


Четкой экономической программы у Ленина не было, сама российская экономика была развалена – рабочий контроль привел к параличу производства, поголовному воровству, угрозе голода. Военный коммунизм директивно вводился по всей России. 21 ноября 1918 года Ленин подписал декрет Совнаркома «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства». Торговля запрещалась, товарно-денежные отношения были заменены натуральным обменом, вводилась продразверстка. Создать таким образом организацию снабжения населения оказалось невозможно, города стали вымирать. В октябре 1918 года были введены трудовые книжки для нетрудящихся, а затем для трудящихся – Кодекс законов о труде, установивший трудовую повинность для всех граждан России. Все, кроме членов РСДРП(б), помимо основной работы мобилизовывались на восстановление дорог, заготовку дров и т.д., рабочий день достигал 14-16 часов. В связи с инфляцией труд чиновников и рабочих оборонных заводов стал оплачиваться продовольственными пайками. Одежда, обувь, мыло выдавались по ордерам. Рабочие обычных предприятий в 1919 году в Москве получали 26 рублей в день ( фунт хлеба на рынке стоил 170 рублей). Транспорт был бесплатным, но не работал; коммунальные платежи были отменены. Ленин писал об экономической политике своего правительства как о штурмовой попытке «перейти к социалистическим основам производства и распределения».В итоге грандиозного эксперимента потери населения составили около 10 млн. человек, промышленное производство сократилось в 1920 году в семь раз, объем железнодорожных перевозок упал до уровня 1880 года.


2.7. Новая экономическая политика.


Экономическое положение в стране стремительно ухудшалось. На десятом съезде партии в марте 1921 года Ленин выдвинул программу « новой экономической политики». К НЭПу у него было двойственное отношение: «всерьез и надолго» - говорил в нем прагматик; «отступить, чтобы разбежаться и прыгнуть» - коммунист-утопист. Ленин понимал, что с введением НЭПа оживятся правые элементы в партии и на том же десятом съезде ликвидировал остаточные элементы демократии в ВКП(б), запретив создание фракций. Но непосредственно НЭП в области экономики сразу же дал положительные результаты, начался процесс быстрого восстановления народного хозяйства, однако решать судьбу НЭПа Ленину было не суждено.


2.8Внешняя политика.


Сразу после Октябрьской революции Ленин признал независимость Финляндии. Во время Гражданской войны Ленин пытался достигнуть соглашения с державами Антанты. В марте 1919 Ленин вел переговоры с прибывшим в Москву Уильямом Буллитом. Ленин соглашался на выплату дореволюционных российских долгов, в обмен на прекращение интервенции и поддержки белых со стороны Антанты.Был выработан проект соглашения с державами Антанты. После окончания гражданской войны внешняя политика была удовлетворительной. Удалось прорвать экономическую блокаду благодаря тому, что Германия установила с СССР дипломатические отношения до смерти Ленина, подписав тогда еще с РСФСР Раппальский договор. Были заключены мирные договоры и установлены дипломатические отношения с рядом пограничных стран: Финляндией, Эстонией, Польшей, Турцией, Ираном, Монголией. Наиболее активно шла поддержка Турции, Афганистана и Ирана, сопротивлявшихся европейскому колониализму, и Германией, которая стала естественным союзником РСФСР после поражения в Первой Мировой Войне. В октябре 1920 года Ленин встретился с приехавшей в Москву монгольской делегацией, надеявшейся на поддержку побеждавших в Гражданской войне «красных» в вопросе о независимости Монголии. В качестве условия поддержки монгольской независимости Ленин указал на необходимость создания «объединенной организации сил, политической и государственной»,желательно под красным знаменем.


3.Болезнь и смерть.


Последствия ранения и перегруженность привели Ленина к тяжелой болезни. В мае 1922 года он тяжело заболел, но в начале октября вернулся к работе. Для лечения были вызваны лучшие немецкие специалисты по нервным болезням. Главным лечащим врачом с декабря 1922 года и вплоть до смерти в 1924 году был Отфрид Ферстер. Последнее публичное выступление Ленина состоялось 20 ноября 1922 года на пленуме Моссовета. 16 декабря 1922 года состояние его здоровья вновь резко ухудшилось, а в мае 1923 года из-за болезни он переехал в подмосковное имение Горки. В Москве Ленин последний раз был 18-19 октября 1923 года. В январе 1924 года в состоянии здоровья Ленина внезапно наступило резкое ухудшение. 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут он скончался. Вследствие сужения просвета артерий мозга и нарушения его питания от недостаточности подтока крови наступали очаговые размягчения тканей мозга. Непосредственной причиной смерти явилось : усиление нарушения кровообращения в головном мозге и кровоизлияние в мягкую мозговую оболочку в области четверохолмия.

Заключение.


После февральской революции 1917 г. Ленин возвратился в Россию через Германию и Швейцарию. Существуют косвенные доказательства, что Ленин брал деньги через цепочку лиц, включавшую Парвуса, Ганецкого у немцев генерального штаба, очень заинтересованного в быстром выводе России из войны. Ленин был очень осторожным и, разумеется, его личных расписок в получении подобных сумм не существует.

Можно сомневаться в сговоре Ленина с немцами, но откуда тогда он (еще в начале 1917 г. ему не на что было купить новые ботинки) берет огромные суммы на издание десятка газет и устройство митингов.

Долгое время Ленин восхвалялся советской идеологией, представал в сознании народа образцом «самого человечного человека», освободителем от буржуазно – помещьичего гнета.

Писатель В. Солженицын в работе «При свете дня» (М. 1992) и историк в. Волкогонов в книге «Ленин. Политический портрет» (1995) показали Ленина беспринципным политиком, организатором братоубийственной бойни и голода, вдохновителем бессудных казней, а также крах его насильственного социального эксперимента.

Смерть Ленина вызвала разнообраз­ные, часто взаимоисключающие итоговые оценки его деятельно­сти. Так, Сунь Ятсен на траурном митинге в Кантоне, обращаясь к портрету Ленина, говорил: "За многие века мировой истории появились тысячи вождей и учёных с красивыми словами на устах, которые никогда не проводились в жизнь. Ты, Ленин, исключенье. Ты не только говорил и учил, но пре­творил свои слова в действитель­ность. Ты создал новую страну. Ты указал нам путь..." ("Гла­зами человечества", с. 107-08). У.Черчилль писал о Ленине: "Ни один азиатский завоеватель, ни Тамер­лан, ни Чингис-хан, не пользова­лись такой славой, как он. Непри­миримый мститель, вырастающий из покоя холодного сострадания, здравомыслия, понимания реаль­ной действительности. Его ору­жие - логика, его расположение души - оппортунизм. Его сим­патии холодны и широки, как Ледовитый океан; его ненависть туга, как петля палача. Его пред­назначение - спасти мир; его метод - взорвать этот мир. Аб­солютная принципиальность, в то же время готовность изменить принципам... Он ниспровергал всё.

Список использованной литературы.


Щукин, А.Н. Знаменитые Россияне. Биографический словарь-справочник.-Москва: Просвещение,1996 - 63-71с.

2.Волобуев,П.В.Политические деятели России(биографический словарь).Москва: Большая Российская энциклопедия,1996 - 44-48с.

3.Ненароков, А.П. 1917.Краткая история, документы, фотографии. Москва:Политиздат,1988 - 100-105с

4.Волкогонов,Д.А. Ленин. Политический портрет. Москва: Новости,1999 –78-83с.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психологічне консультування безробітних
Реферат Причины поражения России в Русско-японской войне 1904-05 гг
Реферат Айтматов ч. - Протест против наркомании в романе ч. айтматова плаха3
Реферат Церква і націоналістичний рух між співпрацею і протистоянням. Галичина, 20-30 роки ХХ століття.
Реферат American Indians Essay Research Paper American IndiansThroughout
Реферат Проблемы и перспективы развития федеральной целевой программы Электронная Россия
Реферат Московское государство
Реферат Организация движения поездов на участке отделения дороги
Реферат Вплив хімічної промисловості на екологію в Україні
Реферат Metacognition Essay Research Paper Metacognition has been
Реферат 1040-е
Реферат Schgang Essay Research Paper Gangs in schools
Реферат Класифікація і план рахунків бухгалтерського обліку
Реферат Пенсионный рынок Республики Казахстан проблемы и перспективы развития на примере АО НПФ Республика
Реферат Death Of A Salesman Analysis Project Essay