Казанский Государственный Технологический Университет. Кафедра МИД РЕФЕРАТ на тему История изобретения танков Работу выполнил студент гр.115121 Николаев Н.А. Преподаватель ассистент кафедры МИД Файзуллина Г.Г. Казань 2005 СодержаниеВведение 3История зарождения танкостроения 4 Проект тяжелого танка В.Д. Менделеева 5 Вездеход А.
А. Пороховщикова - первый русский танк 7 Колесная боевая машина Н.Н. Лебеденко 9 Развитие танкостроения в Германии 11 Послевоенные и современные танки СССР РОССИЯ 15 Танк третьего тысячелетия 19 Вывод 23 Литература .24 Введение Танк - это боевая машина, сочетающая в себе огневую мощь, броневую защиту, и высокую подвижность. Современные танки представляют собой мощные боевые машины массой в несколько
десятков тонн, вооруженные пушкой калибра 105-125 мм и несколькими пулеметами, имеющие дифференцированную толщину брони 200 мм и более. Они способны развивать по шоссе скорость свыше 60км ч, передвигаться в условиях бездорожья, преодолевать различные препятствия и водные преграды. Прежде чем приобрести эти высокие боевые и технические качества, танки прошли сложный путь развития от тихоходных, неповоротливых и малонадежных конструкций до современных грозных боевых машин.
Появление первых из них имело, в свою очередь, весьма длинную и сложную предысторию. Уже в том виде, в каком танк впервые вышел на поля сражений в 1916 году, он представлял собой качественно совершенно новое боевое средство. О предшественниках или прототипах танка можно говорить весьма условно - в той мере, в какой отдельные свойства, характерные для танка, были присущи тем или иным средствам борьбы и видам вооружения на протяжении многовековой истории развития военного искусства.
Лишь к началу 20 века окончательно сложились основные условия для появления грозной боевой машины компактный экономичный двигатель появление танкового мотора стало возможным тогда, когда уже был накоплен достаточный опыт строительства и применения автомобильных двигателей внутреннего сгорания двигатель значительно более высокой проходимости, чем колесный и, наконец, прочная броневая защита. Появление танков было обусловлено военной необходимостью и наличием определенных технических предпосылок,
т. е. наличием отработанных основных элементов, из которых слагается конструкция танка. Без военной необходимости и накопленного ранее опыта в создании гусеничного двигателя, малогабаритных мощных двигателей внутреннего сгорания, подходящего вооружения и относительно легкой и прочной стальной брони было бы невозможно не только создание этого вида оружия, но и возникновение самой идеи боевой гусеничной машины. Кроме того, оснащение армии необходимым количеством танков возможно только при определенном
уровне развития промышленности, прежде всего тяжелого машиностроения. История зарождения танкостроения Гусеничная паровая машина, предназначенная для военных целей, была предложена французом Эдуардом Буйеном в 1874 году в его проекте бронированного вооруженного поезда, катящегося по подвижным повертывающимся рельсам. Проект предусматривал защиту толстой броней, экипаж 200 человек и вооружение - 12 пушек и 4 пулемета. По расчетам изобретателя, такой поезд должен был двигаться
по любой местности со скоростью до 10 км ч при мощности двигателя всего в 20-40 л. с. Естественно, что столь высокие динамические качества машины Буйена не могли быть практически осуществлены. Вполне современные металлические гусеничные ленты получили широкое распространение на американских тракторах Ломбард лишь в 1904 году. Первый зарубежный проект вездеходной бронированной боевой машины был разработан капитаном французской
армии Левассером в 1903 году, но осуществлен не был. В 1913 году поручик Гюнтер Бурштынь представил австрийскому военному министерству свой проект колесно-гусеничного танка но идея изобретателя не была претворена в жизнь. Идея создания боевой бронированной машины в России зародилась еще в 1856 году, когда в Артиллерийское отделение Военно-ученого Комитета поступило предложение титулярного советника
Г. Е. Е. Использование бронированных паровозов, движущихся по грунту . Однако оно было отклонено. С 1911 по 1916г. в военное ведомство России был подан целый ряд проектов бронированных машин Боевая машина и сверхтяжелый танк Менделеева, колесный танк Лебеденко, Вездеход Пороховщикова и др но по разным причинам они также не были реализованы.
Проект тяжелого танка В.Д. Менделеева Замечательный проект гусеничной бронированной и вооруженной машины, впоследствии названной танком, был разработан Василием Дмитриевичем Менделеевым 1886-1922 гг младшим сыном знаменитого русского ученого Д.И. Менделеева. В 1903-1906 годах В.Д.Менделеев учился в Кронштадтском морском инженерном училище на кораблестроительном отделении.
В годы пребывания в училище он интересовался русским военным кораблестроением, внимательно изучал конструкции броненосцев и крейсеров. В 1908-1916 годах, работая конструктором на петербургских судостроительных заводах Балтийский судостроительный и механический, Невский и др он участвовал в разработке и постройке двигателей для подводных лодок мощностью в 1000л.с был главным конструктором проектов подводных лодок, выполнявшихся для морского технического комитета,
и т. д. В течение нескольких лет 1911-1915 годы без чьей-либо помощи в свободное от основных занятий время В. Д. Менделеев работал над проектами боевой машины. По одному из вариантов боевая машина В. Д. Менделеева, весом около 170 т, должна быть вооружена 120-мм пушкой, помещенной в носовой части броневого корпуса, и пулеметом, установленным во вращающейся башенке. Боекомплект пушки - 51 артиллерийский выстрел. Толщина броневой защиты корпуса лобовой части 150 мм,
бортов и кормы 100 мм. Расчетная максимальная скорость движения 24 км час. Экипаж должен был состоять из 8 человек. Детально разработанные чертежи и объемистая объяснительная записка, содержащая подробные расчеты спроектированной боевой машины, говорят об огромной работе, проделанной В. Д. Менделеевым. По проекту внутри броневого корпуса, помимо двигателя внутреннего сгорания, силовой передачи, боекомплекта и внутреннего оборудования, размещалась и ходовая часть.
В машине предполагалось установить мощный бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Интересно отметить, что по мысли изобретателя бензиновые баки располагались в кормовой части машины над днищем, в изолированных отсеках. Коробка передач была спроектирована механическая, с четырьмя передачами для движения вперед и одной передачей заднего хода. Имелась возможность изменять направление вращения коленчатого вала двигателя, перестанавливая распределительные
валики, что предусматривалось конструкцией двигателя. В случае необходимости эта работа могла быть выполнена в течение получаса. В танке предполагалось использование пневматической подвески, которая благодаря дросселирующему действию соединительных трубопроводов при медленных колебаниях корпуса работала как блокированная, а при быстрых - как индивидуальная. Наличие разработанной В.Д. Менделеевым пневматической подвески позволяло осуществлять
движение с полуопущенным корпусом, а при необходимости прекращать движение и полностью опускать корпус на грунт. По мысли изобретателя, полное или частичное опускание корпуса защитило бы от вражеского огня наиболее уязвимую часть машины - ходовую часть. Ведение огня после посадки корпуса на грунт разгружало ходовую часть от вредных нагрузок, возникающих при стрельбе из пушки. Чтобы облегчить управление танком, В. Д. Менделеев предлагал применить пневматические сервоприводы
для главного фрикциона, коробки передач и механизма поворота. На случай отказа пневматических сервоприводов предусматривались резервные механические приводы управления. Была разработана также механизация подачи орудийных выстрелов, что имеет весьма важное значение для повышения скорострельности мощных артиллерийских систем. Пулеметная башенка, которая могла вращаться на 360 , поднималась наружу и опускалась внутрь также при
помощи пневматического устройства. Пневматика использовалась и для облегчения регулировки натяжения гусениц. Все пневматические устройства обеспечивались необходимым количеством сжатого воздуха благодаря наличию специального компрессора, имевшего привод от двигателя танка. Интересно отметить, что предусматривались даже четыре поста управления, позволявшие управлять машиной любому из членов экипажа в случае ранения или гибели водителя или повреждения рычагов управления.
Менделеев в своем проекте впервые предложил противоснарядное бронирование и дифференцированную броневую защиту. Тактико-технические характеристики танка В. Д. Менделеева Масса 173,2 т масса брони 86,46 т масса вооружения 10,65 т экипаж 8чел. длина с пушкой 13 м, длина корпуса 10 ч, высота с поднятой пулеметной башенкой 4,45 м, высота с опущенной пулеметной башенкой 3,5 м, высота корпуса 2,8 м боекомплект пушки 51 выстрел толщина брони 150 мм лоб и 100 мм борта, корма,
крыша , мощность двигателя 250 л. с. Второй вариант боевой машины Менделеева, о котором имеются лишь отрывочные данные, отличается увеличением калибра пушки до 127 мм, наличием двух пулеметных башенок вместо одной и уменьшением толщины бортовой брони до 50 мм. Проект Менделеева представлял собой яркую и оригинальную работу,которую отличало большое количество смелых конструктивных решений. Часть из них была реализована только в значительно более поздней практике
танкостроения. Вездеход А.А. Пороховщикова - первый русский танк Начиная с 1914 года проекты бронированных машин, как гусеничных, так и колесных, посыпались, словно из рога изобилия. Помимо технических предпосылок, появилась и потребность в такого рода боевых машинах - не будем забывать, что шла первая мировая война. В августе 1914 года в Ставку Верховного Главнокомандующего обратился изобретатель
А. А. Пороховщиков с проектом бронированной машины - Вездеход . 13 января 1915 года постройка опытного образца Вездехода с одной широкой гусеницей была санкционирована. На его изготовление ассигновали 9960 рублей, а местом работы определили казармы ушедшего на фронт Нижегородского полка. Квалифицированные рабочие приступили к изготовлению
Вездехода . Это был сравнительно легкий аппарат массой 3,5-4 т, то есть уровня танкетки. Несущей конструкцией являлась стальная рама, к которой крепились направляющий и три опорных из них задний - ведущий пустотелых барабана. Оси направляющего барабана вводились в специальные прорези рамы и фиксировались двумя винтами. Его перемещением вдоль прорезей регулировали натяжку гусеницы. Кроме того, существовал дополнительный натяжной барабан, формирующий верхнюю ветвь гусеницы, проходящую
под всем днищем корпуса. Ходовая часть закрывалась фальшбортом. Широкая гусеница обеспечивала низкое удельное давление на грунт, хорошую проходимость, исключала вероятность посадки днищем на препятствие но применение резиновой ленты признать удачей невозможно в силу ее высокой уязвимости. Вряд ли двигатель мог уверенно выдержать сосредоточенный обстрел. Однако следует сделать поправку на высокие скоростные данные и малые габариты машины длина -
3,6 м, ширина - 2м, высота по корпусу - около 1,5 м , известным образом затрудняющие ведение по ней прицельного огня. В целом способность Вездехода действовать в бою маневренно сомнений не вызывала. Оригинальным образом производился поворот машины. По обе стороны рамы, в ее средней части, имелись два рулевых колеса, поворачивающиеся относительно вертикальной оси и связанные со штурвалом поворотными вилками и системой тяг.
На дорогах с твердым покрытием Вездеход опирался на рулевые колеса и ведущий барабан. На слабых грунтах рулевые колеса самопроизвольно заглублялись, и в действие вступала вся поверхность гусеницы. Таким образом была получена своеобразная интерпретация колесно-гусеничного двигателя. В качестве силового агрегата использовался автомобильный 20-сильный мотор, смонтированный на кормовой части рамы. Крутящий момент на ведущий барабан передавался через механическую планетарную коробку передач
и карданный вал. Следует особо отметить конструкцию броневой защиты - она многослойная лицевой цементированный 2-мм стальной лист, амортизирующая прокладка из волос и морской травы, второй стальной лист при общей толщине 8 мм. Поражает качество формы бронекорпуса оно столь высоко, что невольно возникает вопрос о технологических сложностях и трудоемкости изготовления применительно к 1915 году. Не исключено, что именно это обстоятельство заставило
Пороховщикова отказаться в дальнейшем от столь удачного решения и, проектируя Вездеход2 , обратиться к примитивному коробчатому корпусу. Кроме того, конструкция корпуса Вездехода позволяла добиться его водонепроницаемости. Такая возможность анализировалась, и в перспективе предполагалось наделить машину амфибийными свойствами. Водитель и командир он же пулеметчик размещались в средней части корпуса, плечом к плечу , на двух
установленных рядом сиденьях. Вооружение 1- 2 пулемета наметили разместить в цилиндрической башне, венчающей боевое отделение. В реализации проекта особое опасение внушал двигатель, конструкция совершенно оригинальная. Поэтому основные усилия направлялись на сборку ходовой части. Бронекорпус изготавливали параллельно. Его элементы подвергались пробному обстрелу. Затем всю коробку установили на легковое шасси и подвергли испытаниям на пулестойкость и общую жесткость.
15 мая 1915 года постройка опытного образца завершилась. На нем смонтировали деревянный макет корпуса, а для компенсации массы в машину уложили балластные мешки. Спустя три дня провели пробный пробег. Выяснилось, что при движении соскакивает гусеница. На определение причины ушел месяц. После чего на внешней поверхности барабанов, первоначально гладкой, сделали по три кольцевых направляющих желоба, а на внутренней поверхности гусеницы - соответственно
три центрирующих выступа. 20 июня 1915 года на официальных испытаниях комиссия отметила хорошую проходимость машины, ее маневренность, высокие разгонные качества и скорость около 25 верст час и в соответствующем акте 4563 зафиксировала Оказалось, что означенный Вездеход легко идет по довольно глубокому песку со скоростью около двадцати пяти верст в час в дальнейшем Вездеход перешел на среднем ходу канаву с пологими откосами шириной по верху 3 метра и глубиной около 1
аршина Все значительные выбоины и значительные неровности поверхности полкового двора , где производились испытания, Вездеход брал легко на полном ходу. Поворотливость вполне удовлетворительная в общем Вездеход прошел по грунту и местности, непроходимым для обыкновенных автомобилей . Доводка Вездехода производилась в Петрограде. 29 декабря была достигнута скорость порядка 40 верст час. Колесная боевая машина Н. Н. Лебеденко Предстояло спроектировать боевой аппарат массой 2,5 тыс.
пудов 40-44 т в виде гигантского орудийного лафета с диаметром ходовых колес 9 м и скоростью их вращения 10 об мин при большом крутящем моменте, как известно, обратно пропорциональном числу оборотов. Предполагалось, что при этих параметрах машина без труда одолеет окоп, ров, вертикальную стенку, раздавит избу и т. п. В течение минуты колесница покрывала 28 м, что равнялось скорости около 17 км ч ряд источников указывает на расчетную скорость до 4 км ч . Обращают на себя внимание разработанные
Микулиным оригинальная силовая передача и элементарно разрешенная проблема редукции высокооборотного двигателя передаточное отношение равно 250 Каждое ходовое колесо приводилось в движение своим собственным мотором Майбах мощностью 240л.с. при 2500 об мин. Эти моторы были сняты с подбитого Цеппелина . Колесо с тангенциальными спицами, рассчитанное на прочность Жуковским, имело тавровое сечение. К полкам тавра, покрытым древесиной, посредством железнодорожной
рессоры прижимались два обрезиненных катка автомобильных колеса , которые, вращаясь навстречу друг другу, проворачивали за счет трения ходовое колесо. Катки связывались с валом двигателя через конические шестеренчатые пары. В случае заклинивания ходового колеса на каком-либо препятствии катки, пробуксовывая по ободу, выполняли функцию предохранительной муфты. Управление по курсу производилось при помощи задней направляющей тележки, на которую опиралась хвостовая станина. Предусматривалось, что к фронту машина будет доставлена
в разобранном виде большими секциями и собрана на болтах. Вооружение два орудия и пулеметы. Общий расчет конструкции Нетопыря так с некоторой долей сарказма именовали машину проектировщики проводил Стечкин. Рабочий проект выполнялся инженерами-мостовиками. Сборка машины началась в конце июля 1915 года под руководством
Микулина и выполнялась посекционно подобно тому, как это предполагалось делать на фронте. В августе, в присутствии представителей армии, приступили к ее испытанию. Пока двигались по гати, а это метров десять, все шло нормально, но только вышли на мягкую почву, задняя тележка попала в канаву и Мастодонт встал как вкопанный. Двигатели натужно ревели, колеса проворачивались, но мощности, чтобы сняться с якоря , не хватало.
На том, собственно, все и закончилось. Было ясно, что необходимо увеличить диаметр катков направляющей тележки и иметь минимум 300-сильные моторы. Разработку такого двухтактного двигателя под индексом АМБС Микулин и Стечкин проводили в 1916 году. Время работы при первом запуске составляло 1-1,5 минуты, после чего двигатель вышел из строя - гнулись шатуны, деформировался корпус. Вскоре по решению технической комиссии, наблюдавшей за постройкой машины, прекратилось выделение средств,
обещанных на доводку конструкции во-первых, двигатель АМБС требовал очень длительной доводки во-вторых, своевременно оценили чрезвычайную уязвимость машины на поле боя. Не нужно обладать богатой фантазией, чтобы представить последствия картечного залпа по ступицам ходовых колес или сосредоточенного шрапнельного обстрела. Причем даже незначительное повреждение колес грозило надолго вывести машину из строя.
Перечень непреодолимых недостатков конструкции дополняют высокое удельное давление на грунт и невозможность ведения стрельбы в секторах, перекрытых ходовыми колесами. В январе 1915 года майор службы морской авиации РМАЗ британского Адмиралтейства Хетерингтон представил проект Сухопутного крейсера , концептуально созвучного идее Лебеденко. Гигантская длина 30 м, ширина 24 м, высота 14 м трехколесная машина с диаметром колес 12
м несла три башни из 75-мм брони, в каждой из которых предполагалось установить по две 4-дюймовые пушки. При расчетной массе 300 т, с 800-сильным дизелем и электрической трансмиссией она, по расчетам, должна была развивать до 13 км ч, преодолевать препятствия высотой до 6 м и преодолевать вброд реки глубиной до 4,5 м. Проверочные расчеты показали, что масса исполина составит около 1000 т, а скорость не более 3 км ч. Но главное - его живучесть не выдерживала никакой критики.
Эти материалы свидетельствуют об исключительном размахе творческой мысли русских изобретателей в создании нового вида военной техники - бронетанковой. Несмотря на огромные усилия, затраченные русскими новаторами на создание нового вида боевых машин - танков, русская армия в первую мировую войну не имела их. Недостаточное развитие тяжелой промышленности в царской России, неподготовленность страны к войне, неразбериха и развал в организации военного производства,
не обеспечивавшего фронт даже снарядами, засилье иностранного капитала в промышленности являлись причинами, в результате которых не было организовано хотя бы ограниченное, мелкосерийное производство танков. Развитие танкостроения в Германии В октябре 1916 года военное министерство Германии предприняло попытки организовать производство собственных танков. Германским конструкторам, как и их коллегам в Великобритании и
Франции, приходилось все начинать с нуля. Однако для создания нового оружия Германия располагала соответствующим уровнем технологий, промышленным и конструкторским потенциалом. Кроме высоко развитого сталелитейного и артиллерийского производства она имела собственное двигателе- и автомобилестроение, мощную электротехническую и химическую промышленность и вполне была способна наладить производство танков. Проектированием боевых гусеничных машин занялись сразу несколько фирм.
Компания Орион на базе своего сельскохозяйственного 3-колесного трактора изготовила 18-тонную боевую машину, а в 1916 году конструктор Г.Бремер создал полноразмерный макет бронированного четырех гусеничного военного экипажа, который он разработал на основе полугусеничного грузовика, заменив передние колеса гусеницами и Германия получила вожделенные танки. Немцы несколько раз применяли их на поле боя, но в мизерном количестве. Тяжелый танк А7У Эта машина должна была развивать скорость до 12 км ч, преодолевать
рвы шириной 1,5 м и подъемы крутизной 30 . В основу компоновочной схемы машины легла симметрия в продольной и поперечной плоскостях, что сказывалось даже на расположении дверей корпуса. Все агрегаты шасси собирались на массивной прямоугольной коробчатой раме. В геометрическом центре машины был размещен двигательный отсек, закрытый капотом. Над ним помещалась площадка с местами механика-водителя и командира.
На первом варианте шасси установили два места водителя, повернутые в противоположные стороны, для переднего и заднего хода - популярная в те годы идея челнока . Для увеличения полезного объема корпуса гусеницы поместили практически под днищем корпуса. Ходовую часть выполнили по типу трактора Холт . Ходовые тележки подвешивались на вертикальных винтовых цилиндрических пружинах к поперечным коробчатым балкам, приклепанным снизу рамы.
Поначалу каждая тележка имела две пружины, затем их количество довели до четырех. Одна тележка несла пять опорных катков с наружными и центральными ребордами - по типу железнодорожных. На каждый борт приходилось по три тележки. Перемещение тележек относительно рамы ограничивалось балками. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась шестью роликами, которые крепились попарно на особых брусках, уложенных по бокам рамы на выступы поперечных балок.
Таким образом, оси поддерживающих роликов и ведущего колеса были жестко связаны с рамой. Ось направляющего колеса снабжалась винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы. Направляющее и ведущее колеса - спицованные впоследствии устанавливались и сплошные ведущие колеса . Расположенное сзади ведущее колесо имело зубчатый венец, зацеплявший шарниры гусеничной цепи. Траки гусениц делались сборными. Каждый трак состоял из башмака и рельса.
Башмак, снабженный невысокими поперечными грунтозацепами, непосредственно ложился на грунт и служил как бы шпалами для рельса, по которому двигались опорные катки с ребордами - некое подобие железнодорожного хода. Проушины на концах внутреннего рельса служили для соединения траков цилиндрическими пальцами болтами с надетыми на них втулками - буксами. С одного края башмак имел изогнутый отросток, прикрывавший шарнир от попадания грязи и камней при изгибе. Ширина башмака составляла 500 мм, рельса -
180 мм, внутреннего проема рельса - 65 мм, толщина башмака - 8 мм, высота рельса - 115 мм. Рельс выполнялся из прессованной стали, пальцы и втулки - из стали хронос , башмак штамповался из мартеновской стали Сименса. Требования к танку выражались в скорости движения 10 км ч. При планировавшемся весе 25-30 т и предполагаемом сопротивлении движению для этого требовался двигатель
мощностью около 200 л.с. Такие моторы имелись в Германии, но их было недостаточно. Поэтому решили применить двух двигательную установку с работой каждого мотора на гусеницу одного борта. Двигатели были карбюраторные, 4-цилиндровые, рядные, жидкостного охлаждения, с рабочим объемом цилиндров 17 л, диаметром цилиндров 165 мм и рабочим ходом поршня 200 мм. Расход бензина на 1 км пути составлял 4-7л. Двигатели устанавливались параллельно, носками коленчатых
валов к корме и крепились к раме каждый в трех точках. Топливопроводы располагались так, чтобы карбюраторы и питающие патрубки находились на внешних сторонах и не нагревались от соседнего двигателя. Выхлопные трубы ставились на внутренней стороне и по днищу корпуса выводились через глушители наружу с обоих бортов. Система питания рассчитывалась таким образом, чтобы ее работа не зависела от наклона машины.
Два бака емкостью 250 л каждый помещались в передней части корпуса под днищем и защищались 10-мм бронелистами. Для большей пожарной безопасности их перекрывали стальными листами и изолировали от боевого отделения. Подача бензина производилась под давлением отработавших газов, причем каждый бак мог питать оба двигателя. Для пуска двигателей имелись два вспомогательных бака с бензином лучшей очистки, служившие также в качестве резервного запаса. Зажигание смеси осуществлялось от магнето с пусковым магнитом.
Число оборотов регулировалось предохранительным механизмом, ограничивавшим его максимальное значение, и дроссельным клапаном со специальным ручным рычагом. Пуск двигателей мог производиться несколькими способами электростартером, заводной П-образной рукояткой для трех человек, распылителем Бош и накачиванием смеси насосом. Для подогрева служила ацетиленовая горелка.
Запустив один из двигателей и придав танку первоначальное движение, можно было, включив сцепление, запустить второй. Каждый двигатель снабжался счетчиком оборотов - тахометром. Тщательно была разработана система смазки. Стекающее в картер масло откачивалось насосом в отдельный бак, откуда оно другим насосом вновь подавалось через фильтры к местам трения. Это предотвращало заливание цилиндров маслом и забрызгивание свечей зажигания даже при продольном наклоне
машины в 45 . Для охлаждения вдоль передней и задней стенок капота вертикально устанавливались два трубчатых радиатора. Они крепились эластичными хомутами и располагались в особых карманах на войлочной прокладке, снижавшей действие вибрации. Радиаторы охлаждались четырьмя вентиляторами - каждая их пара приводилась во вращение от коленчатого вала ременной передачей со стороны маховика с регулируемым натяжением. Воздух забирался изнутри корпуса и выбрасывался наружу через решетки ниже двигателей.
Привод гусеницы каждого борта представлял собой автономный агрегат, помещенный в едином картере. Он включал сцепление, трехскоростную коробку передач, конические передачи переднего и заднего хода, однорядный бортовой редуктор. Сцепление главный фрикцион помещалось на конце удлиненного носка коленчатого вала двигателя. Коробка передач - тракторного типа, с ведущим и передаточным валом и скользящими шестернями. Переключение скоростей производилось перемещением скользящих шестерен на ведущем валу, включение переднего
или заднего хода - перемещением втулки конической передачи, притормаживание гусеницы колодочным тормозом на конце передаточного вала доводку трансмиссии осуществила фирма Адлер . Органы управления были связаны с соответствующими механизмами гибкими тросами. Поворот машины производился выключением и притормаживанием одной гусеницы. Наименьший радиус поворота составлял при этом 2,2 м и равнялся примерно ширине колеи машины.
Включив задний ход одной из гусениц, можно было развернуть машину на месте. При повороте с большим радиусом механик-водитель поворотом вправо или влево рулевого колеса волана изменял соотношение числа оборотов двигателей. Таким образом, механик-водитель управлял машиной в одиночку и мог в широких пределах варьировать повороты и движение машины. Органами управления ему служили рулевое колесо, две педали сцепления, рычаг переключения передач, два
рычага тормозов, два рычага заднего хода и рычаг насоса. Машина получила обозначение А7У. Первый прототип танка - рабочее шасси с макетом бронекорпуса - продемонстрировали в Берлин-Мариенфельде 30 апреля, а 14 мая он был показан на ходу в Ставке Главного командования в Майнце. Испытания А7У, проводившиеся весной и летом 1917 года, выявили ряд технических недостатков а системе охлаждения двигателей, в трансмиссии, в направляющих гусеничного
хода. Их исправление заметно затянуло работы - результат первоначальной спешки. К тому же сказывался растущий дефицит материалов. Постройку первого серийного А7У завершили только к концу октября 1917 года. А7У первой постройки кроме корпусов отличались и типом установки орудия. Собранные первыми танки с корпусами Рехлинг в передней части имели раму, на которой крепилась поворотная
артиллерийская установка системы Артиллерийской Испытательной комиссии. Широкая маска щит пушки качалась в вертикальной плоскости, а небольшой внутренний щиток - в горизонтальной. Установка снабжалась противовесом и двумя маховиками наведения. Танки 540-544 с корпусами Крупп получили тумбовые установки, которые разрабатывались для танка А7УЦ, но использовались на А7У. Угол наведения орудия по горизонтали составлял 45 в обе стороны, по
вертикали 20 . Наводчик располагался на сиденье, укрепленном на кронштейне тумбы и поворачивавшемся вместе с пушкой. Сиденье опиралось на ролик, перемещавшийся по полу корпуса. Для наводки служил телескопический прицел. Маска состояла из двух частей. Большой щит полуцилиндрической формы соединялся с тумбой и вместе с ней вращался в горизонтальной плоскости, в левой части он имел вертикальную прорезь для прицеливания.
В вертикальном вырезе посредине щита имелся щиток, связанный со стволом пушки и перемещавшийся в вертикальной плоскости. Таким образом, наводчик сидел как бы внутри полубашни. Заряжающий размещался справа от него на неподвижном сиденье. Узкое поле зрения прицела и расположение пушки в передней точке приводили к тому, что наводчик легко терял цель из виду при любом движении танка. Поэтому по обеим сторонам от орудийной амбразуры сделали
смотровые лючки с двустворчатыми крышками. И все же вести более-менее прицельный огонь танк мог только с места. Стандартные 7,92-мм пулеметы МО.08 системы Максима крепились на вертлюжных установках с полуцилиндрическими масками и винтовыми механизмами вертикального наведения. Угол горизонтального наведения пулемета составлял 45 . Пулеметчики помещались на приклепанных к полу сиденьях с низкой спинкой.
Коробка с лентой на 250 патронов крепилась на сиденье стрелка. Танк мог возить с собой 40-60 лент, то есть 10-15 тысяч патронов. В бортах корпуса и дверях имелись лючки с бронезаслонками для стрельбы из личного оружия экипажа, которое включало ручной пулемет, карабины, пистолеты, ручные гранаты и даже один огнемет. Таким образом, экипаж танка вооружался подобно гарнизону форта, но на практике это не вполне соблюдалось
по крайней мере, ни один танк огнемета не получил . Танк 501 оказался полностью симметричным - вместо артиллерийской установки в его передней части, так же как и в кормовой, располагались два пулемета, что обеспечивало действительно круговой обстрел. Позже танк перевооружили 57-мм пушкой на тумбовой установке. Спереди и сзади к раме А7У крепились буксирные крюки.
В боевой обстановке вырезы корпуса для них прикрывались шарнирно укрепленными треугольными крышками. На минимальной скорости тяговое усилие достигало 15 т. Танк был укомплектован ЗИПом и шанцевым инструментом. Для питания электрооборудования внутреннее и внешнее освещение устанавливался генератор. Из средств внутреннего управления следует упомянуть указатель на цель.
Он крепился на крыше корпуса над артиллерийской установкой и поворачивался командиром танка с помощью троса. Перед расчетом орудия над правым смотровым лючком располагалась панель с белой и красной лампочками их сочетания означали команды Заряжай , Внимание и Огонь . Остальному экипажу, как и во всех танках того времени, командиру приходилось подавать команды криком, перекрывая шум двигателей и трансмиссии. Средств внешней связи не предусматривалось.
Надежность работы имевшихся радиостанций внутри трясущегося корпуса вызывала большие сомнения, не было уверенности и в эффективности световой сигнализации. Семафоры быстро сбивались бы пулями, осколками или взрывной волной. Был, правда, предусмотрен лючок для сигнализации флажками. Однако на практике управление свели к принципу Делай как я , а при необходимости приказы доставлялись
посыльными. Существовал и вариант танка связи, оснащенного радиостанцией с поручневой антенной на крыше корпуса, вооруженного только двумя пулеметами, с экипажем 11-13 человек, включая радистов и наблюдателей. Но, в отличие от английских и французских радиотанков , этот проект остался на бумаге. В целом конструкция А7У воплощала в себе идею подвижного форта , приспособленного более для круговой обороны, нежели для прорыва обороны противника и поддержки пехоты.
Увы, кругового обстрела в прямом смысле слова не получилось из-за ограниченных углов наведения орудия два сектора в переднем направлении представляли собой мертвое пространство. Основным производителем А7У стал завод фирмы Даймлер в Мариенфельде. Стоимость постройки одного танка А7У в ценах 1917- 1918 годов составляла 250000 рейхсмарок, из них 10 марок приходилось на бронирование. Все танки второй серии имели тумбовые установки орудия.
Бронирование ходовой части, выступающие под рамой машины картеры бортовых передач и подвешенные под днищем спереди и сзади наклонные бронелисты вместе с высоким расположением центра тяжести снижали проходимость машины. Танк мог уверенно двигаться по рыхлому грунту, но только по открытой местности без бугров, глубоких рытвин и воронок легко опрокидывался при боковом крене, При переходе через проволочные заграждения колючая проволока просто затягивалась гусеницами и запутывалась
в них, что иногда приводило к перегрузке и выходу из строя сцеплений. Бронирование ходовой части было применено по опыту собственной германской противотанковой обороны, часто разбивавшей открытые гусеницы английских танков. На первом демонстрационном образце танка бронирование доходило до осей опорных катков. Экраны, закрывавшие ходовую часть, имелись и на серийных танках, однако экипажи снимали их, открывая
ходовые тележки - дабы грязь с верхних ветвей гусениц не забивалась в ходовую часть. Бронелисты, прикрывавшие направляющие и ведущие колеса, могли откидываться на петлях вверх. Для обслуживания ходовой части в бортах предусматривались также два небольших лючка, причем в крышке переднего был вырез для вывода выхлопной трубы. Лючок имелся также в нижнем кормовом листе. Расположение командира и механика-водителя в поднятой рубке обеспечивало им неплохой обзор местности,
однако сильно затрудняло наблюдение за дорогой непосредственно перед танком. Механик-водитель видел местность только в 9м впереди машины! Поэтому в управлении ему помогали механики, наблюдавшие за местностью через лючки в бортах под рубкой. Два механика участвовали в управлении только глазами и голосом . Большие размеры, и особенно высота танка, делали его хорошо видимой мишенью для артиллерии.
За громоздкий неуклюжий корпус и две дымящие трубы А7У прозвали в войсках тяжелой походной кухней . Вентиляция танка оказалась неудовлетворительной. По сведениям одного механика-водителя А7У, температура внутри корпуса во время боя достигала 86 С - пожалуй, здесь не обошлось без преувеличения. На марше экипажи предпочитали размещаться на крыше танка. Послевоенные и современные танки СССР РОССИЯ
Началом отечественного танкостроения принято считать 1920 год, когда на заводе Красное Сормово в Нижнем Новгороде было организовано производство первых советских танков. В связи с ограниченными возможностями промышленности и отсутствием подготовленных кадров в области танкостроения все типы танков вплоть до середины 30-х годов создавались на основе изучения и использования зарубежного опыта главным образом английских и американских образцов .
Перед войной основу танкового парка составляли легкие танки Т-26 и БТ, в конструкции которых предпочтение отдавалось огневой мощи и подвижности. В войсках имелось некоторое количество средних танков Т-28 и тяжелых Т-35, а также танкетки. Одним из главных факторов, повлиявших на ход сражений Великой Отечественной войны, стало создание в предвоенные годы первоклассных машин отечественной разработки
- среднего танка Т-34 и тяжелого КВ. По сути, советские конструкторы первыми в мире создали танки, в которых гармонично сочетались все боевые свойства. С этого времени советское танкостроение стало развиваться собственным, самобытным путем. К сожалению, производство этих машин не было развернуто в достаточном количестве к началу войны. К концу 1941 года почти полностью был выбит довоенный танковый парк, находившийся в войсках западного
направления. Заводы по производству Т-34 и КВ были эвакуированы на восток. В этих условиях для восполнения в короткий срок потерь танков промышленность в большом количестве выпускала легкие танки Т-60 и Г-70. К 1943 году они уступили место на поле боя средним и тяжелым машинам. Тогда были разработаны танки Т-34-85, ИС, большое семейство самоходных артиллерийских установок, практически выполнявших на поле боя задачи танков. В послевоенные годы советские конструкторы продолжали самобытный
путь развития отечественного танкостроения и сохранили лидирующие позиции в мире. Советские средние танки Т-54 55, созданные на основе опыта войны, служили эталоном для зарубежных конструкторов и состояли на вооружении более чем в 40 странах мира. Дальнейшее развитие получили тяжелые танки, в конструкции которых было реализовано много передовых технических решений, не утративших значения до настоящего времени.
К сожалению, принятое в середине 60-х годов ошибочное решение о прекращении работ над тяжелыми танками закрыло многие перспективные разработки. Единственным образцом легкого танка в послевоенный период стал плавающий танк ПТ-76, обладающий выдающимися водоходными качествами и состоящий на вооружении и поныне. В середине 60-х годов на смену средним и тяжелым машинам пришли основные танки. Они обеспечили лидерство советского танкостроения примерно до середины 80-х годов.
Непревзойденными для своего времени боевыми свойствами обладали танки второго послевоенного поколения Т-64, Т-72, Т-80 и их модификации. После распада Советского Союза нарушились кооперационные связи промышленности танкостроения. С 1992 года производство танков в России резко снизилось и ориентируется сегодня на комплектующие, поставляемые российскими предприятиями. В связи с известными экономическими проблемами сохранен выпуск
чисто символических партий танков, призванных не допустить полного развала производства, либо экспортных образцов и комплектующих к ним на заводах в Омске и Нижнем Тагиле. Опытно-конструкторские работы также опираются на заделы, подготовленные еще в годы существования СССР, новые направления практически свернуты. Отставание от западного танкостроения за последние несколько лет по ряду параметров приняло угрожающий характер.
Разрыв по тем направлениям, где отечественные разработки имели неоспоримый приоритет, сокращается. Вместе с тем опыт боевого применения российских танков показывает, что необходимо их дальнейшее совершенствование. Легкий плавающий танк ПТ-76 В 1951 году на вооружение разведывательных подразделений Советской Армии поступил легкий плавающий танк ПТ-76. Танк был разработан конструкторским бюро Ж Я. Котина, известного своими тяжелыми танками.
ПТ-76 использовался в боевых действиях в Африке, на Ближнем Востоке, в Индо-Пакистанском конфликте 1965 года и особенно широко в 1965-1975 годах во Вьетнаме северовьетнамской армией. Характерными особенностями танка являются высокие показатели подвижности на плаву - максимальная скорость 10,2 км ч при хорошей маневренности. Машина имеет большой водоизмещающий объем, что, однако, обусловило ее сравнительно легкое бронирование.
В начале 1960-х годов танк прошел глубокую модернизацию и получил индекс ПТ-76Б. В разведывательных подразделениях сухопутных войск легкие танки ПТ-76 были заменены сначала средними, а затем основными танками. В настоящее время модернизированные танки ПТ-76 различных модификаций состоят на вооружении морской пехоты ВМФ России, а также в составе вооруженных сил 28 государств
Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Внутреннее пространство танка разделено на три отделения. В носовой части корпуса размещено отделение управления. Рабочее место механика-водителя с сиденьем, установленным на продольной оси машины, оснащено органами управления движением педали и рычаги , приборами наблюдения, контрольно-измерительными приборами, курсоуказателем и средствами связи аппарат танкового переговорного устройства .
Посадка механика-водителя в танк и высадка из него осуществляются через круглый люк, основание которого выступает над верхним броневым листом. В отделении управления находятся также две аккумуляторные батареи, баллон со сжатым воздухом, два углекислотных баллона и автомат системы противопожарного оборудования, часть ЗИП и другое оборудование. В башне и подбашенном пространстве корпуса расположено боевое отделение. В нем размещены пушка, спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицельные приспособления, рабочие места
командира танка слева от пушки и заряжающего справа от нее , автомат Калашникова, часть боекомплекта, танковая радиостанция Р-113, аппараты ТПУ, водооткачивающий ручной насос, ручные огнетушители один или два , часть ЗИП и другое оборудование. Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части корпуса и изолировано от боевого отделения перегородкой. В нем размещены двигатель с системами, трансмиссия, водометы,
два топливных бака, водооткачивающие насосы и другое оборудование. Основным вооружением танка ПТ-76Б является 76-мм танковая пушка Д-56ТС, отличающаяся от первоначально устанавливаемой Д-56Т конструкцией дульного тормоза и наличием эжекционной продувки канала ствола. Ее боекомплект состоит из 40 унитарных выстрелов, 24 из них с осколочно-фугасной гранатой,
4 с бронебойно-трассирующим, 4 с подкалиберным бронебойно-трассирующим и 8 с кумулятивным снарядами. Боеприпасы размещены в стеллажной укладке на 24 выстрела на вращающемся полу боевого отделения, в укладке на 14 выстрелов в боевом отделении, соединяющей своими основаниями вращающийся пол с верхним погоном башни, и в хомутико-вой укладке на 2 выстрела на правом борту башни танка. Наибольшая прицельная дальность стрельбы с прицелом составляет 4000 м, с боковым уровнем -
12000 м. Техническая скорострельность достигает 7 выстрелов в минуту. Пушка имеет ручные и электрические приводы наведения. Масса качающейся части пушки без бронировки равна 1150 кг. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет СГМТ с наибольшей прицельной дальностью стрельбы 2000 м. Его практическая скорострельность составляет 200- 250 выстрелов в минуту.
Питание ленточное, в каждой ленте содержится по 250 патронов. Общий боекомплект насчитывает 1000 патронов. 4 коробки с патронными лентами размещены в башне танка. Стрельбу из танка ведет командир. Для этого он использует телескопический шарнирный прицел ТШК-2-66 ТШК-66 с 4-кратным увеличением и полем зрения 16 . Наблюдение и ориентирование осуществляется также с помощью прибора
ТПКУ-2Б ТПКУ с 5-кратным увеличением поле зрения 7,5 и 2 призменных 1-кратных приборов ТНП поля зрения по горизонту 70 , по вертикали 17 . У заряжающего имеется один перископический прибор МК-4. В ходе модернизации танка ПТ-76 на него был установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения СТП-2П Заря , обеспечивающий точность стабилизации по вертикали 1 т. д. и скорости наведения от 0,05
до 6 в секунду, а по горизонтали - 1,5 т. д. и скорости от 0,1 до 20 в секунду. Углы стабилизированного наведения составляют по вертикали от -4 до 30 , по горизонтали - 360 . Стабилизатор Заря характеризуется зависимой линией прицеливания, наличием электрогидравлического привода для пушки и электрического привода для башни, а также гироскопическими задающими устройствами. В боевом отделении на левом борту корпуса закреплен чехол, в котором размещается автомат
АК-47 калибра 7,62 мм. К нему имеется 300 патронов. Кроме того, в комплектацию танка входит 15 ручных гранат Ф-1, сигнальный пистолет и 20 патронов к нему. Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Его носовая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с
бортовыми листами, подбашенным листом и днищем. Верхний лобовой лист толщиной 10 мм имеет большой угол наклона от вертикали 80,5 . Нижний лист большей толщины 13 мм наклонен на 45 . Борта корпуса вертикальные, верхние их части имеют толщину 13, а нижние 10 мм. Вертикальный кормовой лист верхний толщиной 6 мм имеет два больших круглых окна, в которых установлены патрубки водометных движителей. Днище корпуса состоит из двух продольных сваренных между собой листов.
Для повышения жесткости днища на нем выполнены продольные и поперечные ребра и зиги. Характерной особенностью является наличие двух приемных люков окон , закрытых решетками, для забора воды водометными движителями. Слева от сидения механика-водителя имеется люк запасного выхода, крышка которого открывается наружу. Крыша корпуса сварена из 4-х листов - подбашенного, правого и левого задних боковых листов и заднего листа. На подбашенном листе на шариковой опоре установлена башня.
Она сварена из броневых листов толщиной от 10 до 20 мм. Амбразура пушки закрывается броневой маской с кожухом, которая качается вместе с пушкой. В кормовой части башни вварен бронированный колпак вентилятора. В крыше башни сделан овальный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на шариковой опоре установлена вращающаяся командирская башенка.
Танк оснащен системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу герметизации обитаемого пространства и создания в нем небольшого избыточного давления. Герметизация достигается за счет использования постоянных и автоматически включающихся уплотнений. К числу первых относятся уплотнения амбразур пушки и спаренного пулемета, прицела и погона башни. Автоматически срабатывающими являются механизмы закрывания воздухо-подводящего патрубка нагнетателя
и окна вентилятора башни. Избыточное давление создается нагнетателем, установленным на подбашенном листе корпуса танка в правом углу боевого отделения. Он представляет собой центробежный вентилятор с инерционной очисткой запыленного воздуха. Отсепарированные частицы пыли через специальную трубку выбрасываются наружу. При отсутствии радиоактивного заражения местности нагнетатель может использоваться в качестве обычного приточного вентилятора. Для измерения мощностей доз гамма-излучения внутри и снаружи танка используется
рентгенометр ДП-ЗБ, состоящий из измерительного пульта и выносного блока, размещенных в отделении управления на левом борту корпуса, Для постановки дымовых завес танк оснащен термокондиционной дымовой аппаратурой. В танке применяется специальная противопожарная автоматическая углекислотная установка, состоящая из двух углекислотных баллонов, автомата ППО, четырех термозамыкателей, диффузоров или штуцеров и трубопроводов. Она обеспечивает тушение пожара в моторно-трансмиссионном отделении.
Кроме автоматической углекислотной установки, в танке имеются один или два ручных углекислотных огнетушителя, установленных в нише корпуса передней части боевого отделения. Ручные огнетушители предназначены для тушения пожара в отделении управления, боевом отделении и снаружи танка, а в случае необходимости применяются одновременно с автоматической установкой при пожаре в МТО. На танке используется четырехтактный дизель жидкостного охлаждения
В-6, представляющий собой, по существу, один ряд половину широко распространенного У-образного танкового двигателя В-2. При частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в минуту он развивает мощность 240 л.с. В зависимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо. Общая вместимость топливных баков составляет 250 литров, что обеспечивает запас хода по шоссе 240- 260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом защиты
от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель. На машинах выпуска после 1960 года двигатели снабжены обогреваемым картером. Механическая трансмиссия состоит из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен практически заимствованной у танка Т-34 , бортовых фрикционов, редукторов отбора мощности на водометы и бортовых редукторов,
Приводы управления движением машины механические.Подвеска танка индивидуальная торсионная. На передних и задних узлах подвески используются гидравлические амортизаторы поршневого типа двустороннего действия. На каждом борту танка расположено по 6 однорядных опорных катков. Передние необрезиненные направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц, также как и опорные катки, с целью повышения плавучести машины выполнены пустотелыми.
У ведущих колес зубчатые венцы являются несъемными. Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометными движителями. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна, при движении назад - через два окна, находящиеся на бортах танка в кормовой части, при этом кормовые окна закрываются специальными
заслонками. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам. Размещение механика-водителя на продольной оси машины, основание его люка, выступающее над верхним лобовым листом, и сиденье, регулируемое по высоте, удалению от органов управления и угловому положению спинки, обеспечивают ему благоприятные условия вождения машины как с открытым, так и с закрытым люком.
Для наблюдения за дорогой он использует три призменных прибора ТПН, перископический прибор ТПН-370 или ПЕР-17 при движении на плаву и бинокулярный перископический прибор ночного видения ТВН-2Б. Привождении танка по заданному курсу в условиях затрудненного ориентирования водитель пользуется курсоуказателем, установленным в отделении управления, состоящим из гирополукомпаса ГПК-59 и преобразователя ПАГ-1Ф. Модификации танка
ПТ-76 ПТ-76Б отличается от ПТ-76 увеличенными водоизмещением корпуса, запасом топлива поставлен дополнительный топливный бак , наличием системы защиты от ОМП, двухплоскостного стабилизатора вооружения, установкой на двигатель более мощного 6,5 кВт генератора. ПТ-76М имеет корпус видоизмененной формы с увеличенным водоизмещением. На базе танка ПТ-76 был создан плавающий гусеничный бронетранспортер БТР-50П. Танк третьего тысячелетия В настоящее время как в зарубежных, так и в российских специализированных
изданиях, посвященных достижениям современного военно-промышленного комплекса и перспективным видам вооружений, большое внимание уделяется анализу состояния современной бронетанковой техники, в частности основных боевых танков, и путям их развития. Главный вопрос, интересующий военных теоретиков, достаточно прост - каким быть танку третьего тысячелетия но ответить на него однозначно довольно сложно, поскольку это требует анализа большого числа взаимосвязанных факторов.
Ниже приводится взгляд на эту проблему с точки зрения основных боевых свойств танка - его огневой мощи и защищенности. Огневая мощь Возможности танка в обнаружении и уничтожении типовых целей возрастут в значительной степени. Будет решена проблема эффективного обнаружения малоразмерных камуфлированных целей в условиях нормальной и затрудненной видимости. Существующие в настоящее время ограничения в этом плане снижают высокие потенциальные возможности танка в поражении целей.
Танк будущего в течение считанных долей секунды 0,85-0,9 с с большой точностью сможет засекать все угрожающие и жизненно важные цели, находясь как в неподвижном положении, так и на ходу, в условиях хорошей видимости и на дальности прямого выстрела 4000- 5000м . Танк сохранит аналогичные возможности и на относительно более коротких дистанциях 2500-3000 м в неблагоприятных условиях в темноте, тумане, во время дождя, в пыли и т. д.
Одним словом, танк станет всепогодным оружием, способным надежно действовать в любое время дня и ночи. Это может быть достигнуто посредством интеграции систем наблюдения и автоматического поиска, работающих в широком диапазоне электромагнитных волн оптики, тепловизоров, низкоуровневых ИК приборов наблюдения, РЛС, работающих в миллиметровом диапазоне, и бортового компьютера, способных идентифицировать цели по многим признакам, в том числе и по их специфическим сигнатурам.
Обобщенная картинка цели появляется на экране дисплея. Командир танка принимает активное участие в обнаружении цели с помощью совершенной системы управления огнем. Усовершенствованное основное вооружение сохранит свой комбинированный характер. Это будет орудие-пусковая установка ПТУР, выстреливаемых через ствол. Подобное сочетание сохранит все преимущества пушечного вооружения остающегося вне конкуренции на дальностях
до 2500 м и позволит танку поражать бронированные цели на дальности до 5000 м. Калибр танкового орудия увеличится до 140-155 мм, улучшатся и его баллистические характеристики давление 6500-7500 кг см2 при незначительном возрастании веса. Канал ствола останется гладким, обеспечивая таким образом легкую и прочную конструкцию ствола с высокими баллистическими характеристиками. Калибр 140-155 мм увеличит бронепробиваемость гиперскоростных бронебойных снарядов, поражающее воздействие
кумулятивных снарядов и способность осколочно-фугасных снарядов уничтожать танки посредством импульсного эффекта, даже не пробивая брони, а также создать боеприпасы объемного взрыва, которые высокоэффективны при применении против живой силы противника даже находящейся в укрытиях и бронированных целей. Гиперскоростной бронебойный снаряд останется основным средством поражения бронированных целей. Его поражающая способность многократно возрастет благодаря высокой начальной скорости и использованию
в сердечнике довольно тяжелого 19,5 г см3 и мощного монокристалл элемента из обедненного урана с увеличенным соотношением длины к диаметру. Все снаряды с кумулятивной боеголовкой будут иметь тандемную конструкцию, что позволит им пробивать активно-реактивную броневую преграду. Поскольку танк является многоцелевым оружием, в состав его боекомплекта должно входить не менее 50 бронебойных снарядов. Остальная часть боекомплекта должна состоять из универсальных боеприпасов, сохраняющих
бронепробивающую способность, что позволит им эффективно уничтожать живую силу и легкобронированные цели. Такие снаряды - кумулятивные осколочные или осколочно-фугасные - могут подрываться на траектории полета, выбрасывая вперед поток осколков, поскольку эти снаряды и их баллистические характеристики будут программироваться в зависимости от характера цели. Танк может использовать также жидкие метательные вещества, что способствует увеличению количества возимого
боекомплекта. Благодаря низкомолекулярному составу подобные вещества смогут в значительной степени усилить эффективность и точность гиперскоростных бронебойных снарядов вследствие увеличения начальной скорости и позволят программировать баллистические характеристики универсальных снарядов. Многообещающие инженерные разработки предполагают увеличение бронепробивающей способности гиперскоростных бронебойных кинетических и кумулятивных снарядов до 1000- 1200 мм.
Однако абсолютная возможность поражать танки едва ли достижима. Состязание между броней и снарядом продолжится. Поскольку возможности гиперскоростных бронебойных и кумулятивных снарядов приближаются к пределу, то весьма перспективными представляются фугасные снаряды ка-либра140-155 мм. Несмотря на переход к этому калибру, количество выстрелов в боекомплекте сохранится на уровне 40-45 при использовании обычных метательных веществ благодаря новой системе укладки боеприпасов.
За счет применения жидких метательных веществ боекомплект может увеличиться до 60-65 выстрелов, и этого будет достаточно, учитывая возросшую поражающую способность боеприпасов. Механизм автоматического заряжания станет неотъемлемой частью системы вооружения будущего танка. Использование жидких метательных веществ позволит упростить конструкцию автомата заряжания и сделать боеукладки более компактными. Высокая точность стрельбы будет обеспечена стандартной двухплоскостной
системой стабилизации с электрическими приводами, независимой линией прицеливания и цифровым баллистическим вычислителем с датчиками, рассчитывающими расстояние до цели, ее скорость, угол наклона цапф, направление и силу ветра, температуру, атмосферное давление и т. д. Танку потребуется оптический дальномер для измерения расстояния до цели, не имеющей вертикальных проекций, например стрелковой ячейки. Вероятно, в ближайшее время появится система, обеспечивающая точное автоматическое
наведение на выбранную цель и слежение за ней во время ее перемещения и маневрирования самого танка. Функционирование системы стабилизации в значительной степени улучшится благодаря управляемой системе стабилизации корпуса. Вероятность попадания в цель при стрельбе с хода составит 80-85 по сравнению со стрельбой с места. Аналогичная система управления огнем обеспечит достаточно высокую точность стрельбы по малоразмерным целям баллистическими снарядами вероятность поражения цели -
0,85 на дальности до 2500 м . На большей дальности необходимо применять управляемое оружие, обеспечивающее коэффициент вероятности поражения 0,9. Развитие управляемого оружия требует быстрых действий, дальнейшего усовершенствования наведения по лазерному лучу и создания самонаводящихся боеголовок, ориентированных на изображение цели, а не на ее общий силуэт. Это предотвратит попадание в различные ловушки, позволит применять принцип выстрелил-забыл и свести к минимуму различие между точностью стрельбы с ходу и с места.
Внедрение запрограммированной траектории полета ракеты с наведением в конечной фазе даст возможность поражать танки противника в крышу, которая защищена менее надежно. Несмотря на все преимущества управляемого оружия, в обозримом будущем оно останется наиболее эффективным дополнением пушечного вооружения, надежно сражающего малоразмерные цели с вертикальными проекциями на дальностях от 500 до 2500 м. Большинство целей до 70 находятся на дальности до 2500м. и могут легко
поражаться орудием с высокими баллистическими характеристиками. Что касается воздушных целей, то борьба с ними должна вестись совместно с ЗСУ и БМП. Как следствие этого, танки будущего сохранят только легкое зенитное вооружение 12,7-мм пулемет или 20-мм пушку , способное выполнять только внешнее целеуказание, Управляемое танковое оружие может также использоваться для борьбы с вертолетами.
Защита С появлением арсенала самых современных средств борьбы с танками, особое значение в настоящее время и в будущем приобретает проблема их защиты - проблема сложная и трудноразрешимая. Но она может и должна быть успешно решена благодаря новым достижениям инженерной и научной мысли. Танки будущего будет отличать наличие комбинированного стандартного оборудования, которое радикально в 1,5-2 раза снизит возможность их обнаружения средствами разведки противника и поражения его огневыми
средствами. Маскировка во всех диапазонах излучаемых частот будет обеспечена за счет уменьшения силуэта, сглаживания формы танка или использования чехлов и различных покрытий, поглощающих радиоволны и рассеивающих тепловое излучение. Кроме того, различные помехи могут ставиться с помощью аэрозолей, симуляторов ложных целей и средств РЭБ. Повышенная защищенность танка по отношению к различным разрушительным эффектам будет достигнута путем оптимального сочетания пассивной броневой защиты с активно-реактивной броней
или средствами активной защиты и дальнейшего усовершенствования этих элементов. Рациональная компоновка будет важным условием для уменьшения бронированной поверхности и, тем самым, общего веса, а также размещения жизненно важных элементов в забронерованом пространстве. Броневая защита постоянно совершенствуется благодаря новой конструкции и свойствам металла, увеличению веса, оптимальной дифференциации брони и большим углам ее наклона 65 -70 .
Характерной особенностью основных элементов броневой защиты будет комбинированная многослойная структура - несколько слоев стальной брони с наполнителями различного назначения между ними эти элементы могут меняться в зависимости от складывающихся обстоятельств . Прочность основной стальной брони может быть повышена с помощью новых технологических процессов, таких, как усиление стали сверхнапряженными волокнами углерода.
Основным компонентом комбинированной брони останется слой или слои относительно легкого материала с усиленной специфической сопротивляемостью к действию кумулятивной струи. Защитный слой с включением обедненного урана надежно останавливает гиперскоростные бронебойные снаряды, не менее эффективен он и против кумулятивных снарядов, однако его использование ведет к увеличению веса брони. Встроенная реактивная броня, действие которой основано на воздействии эффекта взрыва на
кумулятивную струю или кинетический снаряд, резко уменьшает бронепробиваемость кумулятивных снарядов и в меньшей степени влияет на бронепробивающую способность гиперскоростных бронебойных снарядов. Как и кумулятивные боеприпасы тандемного типа, реактивная броня также должна стать тандемной. Быстрое развитие различных средств уничтожения и относительный консерватизм в плане броневой защиты, заставляют применять в ее конструкции модульный принцип, заключающийся в креплении защитных элементов
на несущей основе корпусе танка . Эти защитные элементы могут меняться в зависимости от новых достижений в области броневой защиты или совершенствования средств уничтожения. Учитывая данные перспективных инженерных разработок, можно ожидать применения на танках лобовой брони, эквивалентной по толщине 1000-1200-мм гомогенной броневой стали, способной надежно противостоять действию гиперскоростных бронебойных и кумулятивных снарядов тандемного типа .
Таким образом, танк будущего будет отличаться довольно высоким уровнем защиты его лобовая броня станет непроницаемой для снарядов танковых пушек, более мощных ПТУРС и других боеприпасов с кумулятивной боевой частью бортовая броня сможет выдерживать попадания легких ПТУРС и зарядов ручных гранатометов, а крыши корпуса и башни - малокалиберных кумулятивных боеприпасов, сердечников высокоточного оружия и снарядов 30-мм авиационных пушек.
Несмотря на эти относительно высокие показатели, проблемой по-прежнему остается защита бортов танка от гиперскоростных бронебойных снарядов и мощных ПТУРС и крыши - от ПТУРС с программируемой траекторией полета и более мощных боеголовок высокоточного оружия. Очевидно, эта проблема будет решена с помощью средств активной защиты. Принцип активной защиты состоит в радиолокационном обнаружении приближающихся средств поражения и их
последующем уничтожении огнем небольших гранатометов или другого оружия , установленных на танке. По причине ограниченного боекомплекта активная защита должна использоваться главным образом против тех вражеских средств поражения, от которых не может защитить броня танка. Только активная защита может решить крайне сложную проблему надежной защиты танка от динамического эффекта мощных фугасных снарядов, крупнокалиберных кинетических снарядов и боеприпасов объемного взрыва.
Только полное уничтожение таких снарядов на безопасном расстоянии от танка может обеспечить его выживаемость на поле боя. Проблема противоминной защиты танков должна решаться инженерными войсками, а также навешиванием на танки минных тралов. Против мин определенного типа могут использоваться дистанционно управляемые системы их обнаружения. Предпринимая меры по защите танков, очень важно уменьшить количество поврежденных боевых машин, а также степень их повреждения, чтобы их можно было восстановить в полевых условиях и
вернуть в строй в кратчайшие сроки. Эта проблема будет решена посредством применения рациональной внутренней компоновки и ряда мер по локализации повреждений в заброневом пространстве танка использования противоосколочного подбоя, бронированных отсеков для топлива и боеприпасов, про-тектирования топливных баков в том числе с помощью инертных газов , устройства вышибных панелей в отсеках для хранения боекомплекта. Ключевую роль играет быстрое и эффективное срабатывание системы пожаротушения.
В несколько раз должна уменьшиться опасность взрыва и возникновения пожара при пробитии броневой защиты танка. Учитывая общую оценку ожидаемых достижений в развитии средств уничтожения и защиты. В любом случае танк третьего тысячелетия будет сложно поразить в лоб даже самым мощным средством уничтожения. Не менее сложной задачей станет разработка мощного оружия и надежных средств защиты от этого танка. Проблема защиты танков от поражающих факторов ядерного оружия должна решаться в рамках общих мер по
защите от классических средств уничтожения. Размещение экипажа танка в капсуле позволит значительно снизить уровень проникающей радиации при ядерном взрыве и эффект воздействия ударной волны без увеличения массы танка и его внутреннего объема. Вывод Подводя черту под вышесказанным, можно с уверенностью утверждать, что танки являются одним из основных средств борьбы современной войны, характеризующейся возможностью применения высокоточного, ядерного, химического и бактериологического оружия.
За период немногим более 80 лет танки прошли огромный путь из технически несовершенных, тихоходных и неповоротливых монстров, наводивших ужас на солдат первой мировой войны, они превратились в постоянно совершенствующиеся скоростные, мощно вооруженные и надежно защищенные боевые машины, насыщенные компьютеризованными системами, которые позволяют им вести боевые действия 24 часа в сутки, в любых погодных условиях и в любой климатической зоне. Несмотря на прогнозы скептиков, утверждавших, что совершенствование противотанкового
оружия положит конец господству танков на поле боя, опыт корейской и вьетнамской войн, индо-пакистанского и арабо-израильских конфликтов и, наконец, войны в Персидском заливе убедительно доказал несостоятельность подобного рода умозаключений и подтвердил, что танк по-прежнему остается грозным боевым оружием - ядром сухопутных сил всех армий мира, а развитие современных транспортных средств привело к тому, что танк стал транспортабельным для всех видов транспорта,
в том числе и воздушного, что еще более усилило его возможности и значимость как средства борьбы. В настоящее время нет и в ближайшей перспективе не предвидится появление более дешевой и мощной системы вооружения, которая могла бы сравниться с танком по своим характеристикам и была бы способна обеспечить высокую маневренность, защиту от огня противника, огневую мощь и возможность действовать в любых условиях в различных видах боя. Литература 1. Огневая подготовка часть 2 -
Основы устройств вооружения под ред. В.М. Шишковского. 2. Подготовка офицеров запаса сухопутных войск по ред. Ю.А. Науменко. 3. Энциклопедия Терра , раздел Танки мира.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |