Реферат по предмету "История"


Эволюция советской системы власти и управления в середине 1950 – середине 1980-х гг.

 

Н.И. Хроменкова, Омский государственный технический университет

1. Попытки реформирования государственной власти после смерти Сталина

Вместе с мощной армией и атомной промышленностью Сталин оставил жесткую карательно-репрессивную систему, которая не соответствовала принципам народовластия и современному уровню развития страны. Это понимало большинство руководителей и поэтому сразу после смерти Сталина началось ослабление тоталитарного режима. Реформирование системы власти затянулось на десятилетия, проходя с переменным успехом и так и не завершившись формированием социалистической системы народовластия. После смерти Сталина внутри правящей элиты развернулась борьба за власть. При этом её участники отстаивали десталинизацию страны, но в различных вариантах. Победу в этой борьбе одержал Н. С. Хрущев. Была осуществлена некоторая либерализация системы власти и управления. Уже в 1953 г. принято решение о нецелесообразности совмещения высших партийных и государственных постов. В партии место вождя занял коллективный органа – Президиум ЦК КПСС. Первый секретарь управлял всей системой власти, курировал государственные и партийные органы. Партийные съезды и ЦК, являясь по уставу высшими органами партии, на деле были передаточным звеном между Политбюро, Секретариатом и местными партийными органами. Местные партийные органы контролировали советский и хозяйственный аппарат.

С 1953 г. происходит реорганизация карательных органов. Ликвидируются ГУЛАГ, особые совещания и «тройки», начинается реабилитация заключенных. Решающим событием, придавшим десталинизации необратимый характер, стал XX съезд партии, на котором Н. С. Хрущев сделал доклад «О культе личности Сталина». Произошла определенная дискредитация коммунистического движение в мире, десакрализация советского государства в стране. Поэтому часть руководства (В. М. Молотов, Л. М. Каганович, Г. М. Маленков), вместе со Сталиным ответственная за репрессии, в 1957 г. предприняла попытку приостановить десталинизацию, но она не удалась.

Была осуществлена демократизация судебной системы. Она стала более открытой и приведена в соответствие с административным делением страны. Верховный Суд СССР, оставшись высшим судебным органом, лишался права неограниченного контроля над республиканскими судами. Для усиления влияния Советов на судебную систему их исполкомы получили право назначать судей и заседателей. В 1958 г. введены «Основы уголовного законодательства». Они отменили некоторые прежние понятия, ввели обязательное присутствие обвиняемого в суде и запретили угрозы и насилие в процессе дознания.

Серьезно изменилась система хозяйственного управления. В 1957 г. вместо хозяйственных министерств были созданы совнархозы (105) как территориальные органы управления. Для координации научно-технической политики вводились отраслевые государственные комитеты. Значительно расширились хозяйственные права республик, в их ведение было передано более 11 тыс. предприятий. Выросли права республик в судебной области и в управлении внутренними делами. Чтобы приблизить органы власти к управлению производством, в 1961 г. парткомы и Советы депутатов трудящихся разделили на промышленные и сельские.

Все эти меры способствовали развертыванию инициативы специалистов и местных органов и привели к ускорению экономического развития страны. Но добиться оптимального сочетания централизации с местной самостоятельностью не удалось. Ослабли внутренние связи регионов, стали нарушаться пропорции хозяйственного развития, резко ослабло использование научно-технических достижений в производстве. Чтобы преодолеть эти негативные моменты была предпринята реорганизация управления. В 1961 г. созданы ВСНХ и республиканские совнархозы, количество местных совнархозов снизилось до 43, проводилось укрупнение колхозов и совхозов. Стараясь демократизировать управление, Хрущев попытался ввести в практику идею постоянного обновления кадров аппарата и усилить значение коллегиальных органов. Росла роль Пленумов ЦК. В Устав КПСС вводится принцип ротации (обновления) кадров с запретом избираться в одни и те же органы более трех раз. Но в условиях отсутствия репрессивно-карательных методов партийно-государственная элита почувствовала себя увереннее, попытки ввести ротацию кадров вызвали острое недовольство.

Ситуация обострилась после XXII съезда КПСС (1961 г.), который принял решение о разработке новой конституции страны. Конституционная комиссия на протяжении двух лет разрабатывала проект нового основного закона страны, включив в него главный тезис: государство диктатуры пролетариата перерастает в общенародное и поэтому Советы становятся одновременно органами власти и общественными организациями. Конституция предполагала всенародное обсуждение законов, отчетность руководителей перед населением и другие демократические формы. Нарастало недовольство управленческой деятельностью Хрущева (с 1958 г. возглавлял правительство), в том числе среди личного состава силовых ведомств, который подвергался массовым чисткам и сокращениям. Падению авторитета Хрущева способствовали вскрывшиеся факты взяточничества, коррупции, массовых приписок, ухудшение социально-экономической ситуации в стране, грубые нападки на творческую интеллигенцию, непродуманные кадровые перестановки в вооруженных силах. Для партийно-государственной элиты Хрущев стал не просто неудобен, но опасен. Поэтому в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК он был смещен с занимаемых постов.

После отставки Хрущева процесс десталинизации был прерван, хотя новое руководство страны не рискнуло сразу свернуть все преобразования. Было лишь отменено разделение партийных комитетов и Советов на промышленные и сельские. В 1965 г. осуществлены задуманные при Хрущеве и подготовленные А. Н. Косыгиным две хозяйственные реформы. Мартовский Пленум ЦК положил начало более продуманной и научной аграрной политике, а ноябрьский Пленум объявил о реформе промышленности. Произошло возвращение к отраслевому принципу управления, были внесены изменения в планирование, создавались фонды материального стимулирования на предприятиях. Благодаря этим реформам был блестяще осуществлен восьмой 5-летний план, но уже в конце 1960-х гг. начало ощущаться замедление темпов развития, что стало во многом результатом окостенения системы власти и управления, утраты ею гибкости и подвижности.

2. Стагнация системы государственного управления в 1970-е - первой половине 1980-х гг.

Годы правления Л.И. Брежнева стали временем господства партийно-государственной и хозяйственной элиты, которая окончательно консолидировалась в правящий класс. Достиг вершины своего развития партийно-государственный социализм, и одновременно в нем стали проявляться кризисные явления. Все попытки модернизации аппарата окончились неудачей. Брежневское время вошло в историю под названием «эпохи застоя». Сам Брежнев был типичным представителем поколения руководителей, сформировавшихся в 1930-е гг., которое восприняло тип послушного исполнительства и проведения в жизнь линии вождя. Став первым лицом в государстве, он укрепил власть элиты. Важнейшим элементом системы власти стал аппарат ЦК и парткомов, а также министерств и ведомств. Депутатский корпус Советов формировался также партийными органами, население в ходе выборов лишь одобряло или не одобряло намеченные кандидатуры. Советская власть в период застоя выполняла роль ширмы для всевластного аппарата. В этой ситуации главной функцией аппарата стала распределительная. Резко усилилась централизация власти. Управление сконцентрировалось в вертикалях, а самостоятельность субъектов в горизонтальных структурах исчезла.

В 1970-е гг. введена трехзвенная схема управления: министерство – производственное объединение – предприятие. Для согласования интересов ведомств и территорий создавались советы директоров и партийные группы. Начинают предприниматься меры по перестройке административно-командной системы. Развивались бригадные формы труда, расширялись права производственных объединений и кооперации. Предпринимались попытки уменьшения централизма путем делегирования полномочий управления на нижнее звено (предприятие), оставляя за центром лишь разработку экономической стратегии и интеграцию хозяйства в масштабах страны. Создаются агропромышленные объединения, в которых реализуется идея интеграции колхозов и совхозов с обрабатывающими предприятиями и научно-исследовательскими организациями. Одновременно росло число центральных ведомств. Предпринимались попытки усовершенствовать законодательство (законы о труде, административной ответственности и др.). Несмотря на все эти меры, усиливалась бюрократизация государственного аппарата и его отрыв от народа. Сессии Советов проводились по заранее разработанному сценарию, процветали формализм, приписки. Аппарат становился неуправляемым. Бюрократизация охватила общественные организации. Прекратилось массовое пополнение аппарата за счет выдвиженцев; установилась практика индивидуального многоступенчатого отбора кадров, что усилило отчуждение чиновников от населения. Стагнация экономики поставила вопрос о перестройке системы власти и управления.

3. КПСС в политической системе советского общества

В послевоенный период сохранилось ведущее положение Коммунистической партии в советском обществе. XIX съезд внес некоторые изменения в Устав и структуру её руководящих органов: вместо Политбюро для руководства деятельностью ЦК между пленумами был создан Президиум с расширенным составом. Функции подбора кадров и проверки исполнения решений партии возлагались на Секретариат, состав которого также расширился. Оргбюро, существовавшее с 1919 г., упразднялось. В уставе отсутствовала должность Генерального секретаря. Сразу же после смерти Сталина состав Президиума был сокращен до 10 человек, бюро Президиума ликвидировано, а сентябрьский Пленум 1953 г. учредил пост Первого секретаря ЦК. В 1950-1960-е гг. шло укрепление политической роли Президиума ЦК в структуре руководящих партийных органов. На XXIII съезде КПСС (1966 г.) Президиум переименован в Политбюро, а Первый секретарь – в Генерального секретаря, но содержание деятельности данных органов не изменилось.

В 1960- 1970-е гг. окончательно складываются организационные основы КПСС и механизм партийного руководства обществом. Верховный орган партии – съезд КПСС заслушивал отчет ЦК, обсуждал задачи партии в области внутренней и внешней политики, основные направления социально-экономического развития страны, избирал ЦК и решал другие вопросы партийной и государственной жизни. Пленум ЦК избирал Генерального секретаря и формировал постоянно действующие органы – Политбюро, Секретариат и Комиссию партийного контроля. Политбюро являлось коллективным руководящим органом, а секретари ЦК отвечали за определенный участок работы – идеологию, международные отношения, промышленность, сельское хозяйство и т.д. Сеть партийных организаций строилась по территориально-производственному признаку. В каждой республике, области, крае, городе, районе действовала территориальная партийная организация. Её высшим органом была конференция, исполнительным – комитет, а руководителем – первый секретарь. На предприятиях, в учреждениях и организациях действовали первичные парторганизации, построенные по производственному признаку. Конституция 1977 г. в 6 статье юридически закрепила руководящую роль КПСС в обществе.

4. Конституция СССР 1977 г. Высший, центральный и местный государственный аппарат

Разработка третьей Конституции СССР началась сразу после окончания Великой Отечественной войны. В 1946 г. был подготовлен конституционный проект, но в силу неясных причин он не был обнародован. Вторично к разработке Конституции приступили в 1962 г., когда по решению XXII сезда была создана конституционная комиссия. Через 15 лет после начала её работы внеочередная сессия Верховного Совета СССР после всенародного обсуждения 7 октября 1977 г. приняла новую Конституцию. В ней появились разделы о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народных депутатов. Конституция впервые закрепила права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры и свободу творчества. Расширились политические права граждан. Появились такие формы прямой демократии как референдум и всенародное обсуждение. Конституция ввела права на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных организаций. Принципиальных изменений в государственную и общественную систему Конституция не внесла, изменив лишь название органов власти с Советов депутатов трудящихся на Советы народных депутатов. Законодательно было зафиксировано построение в СССР общества «развитого социализма».

По-прежнему законодательные функции закреплялись за Верховным Советом, который возглавлял всю систему Советов страны. Советы являлись органами общего руководства, непосредственное управление осуществляли выборные исполкомы, которые руководили хозяйственной и культурной жизнью, здравоохранением, образованием и т.д. При Верховном Совете постоянно действующим органом был Президиум. Он толковал законы, издавал указы, ратифицировал мирные договоры и организовывал работу постоянных комиссий. Высшим исполнительным органом власти и управления являлось правительство – Совет министров СССР. Оно образовывалось Верховным Советом СССР очередного созыва. Центральными органами управления являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры. Сохранялась прежняя судебная система и прокуратура. В Конституции признавалась роль общественных организаций (комсомола, профсоюзов, органов народного контроля, трудовых коллективов), которые в совокупности должны были олицетворять самоуправление. В 1978 г. на основе Конституции СССР были приняты Конституции всех союзных республик, в том числе РСФСР (12 апреля).

Верховный Совет СССР, который был высшим органом государственной власти, избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на 5 лет. Он был правомочен решать любой вопрос, отнесенный Конституцией к ведению Союза, в том числе принятие и изменение Конституции страны, принятие в Союз новых республик, образование автономных республик и областей. Основной формой работы этого органа были сессии, которые созывались не реже двух раз в год. Конституция предусматривала созыв чрезвычайных сессий. Палаты Верховного Совета (Совет Союза и Совет Национальностей) были равны в правах и отличались лишь порядком формирования. Каждая палата выбирала председателя, его заместителей и Совет старейшин, который являлся совещательным органом и вел организационную работу (определял повестку дня, устанавливал регламент и т. д.). Совместные заседания велись по очереди председателями палат. Палаты могли создавать постоянные комиссии, которые предварительно рассматривали законопроекты, разрабатывали их и контролировали выполнение Конституции и законов министерствами и ведомствами. На первом заседании Верховного Совета нового созыва избирался его Президиум, который был постоянным органом и неофициально назывался «коллективным президентом». Он выполнял различные функции, но особенно значительна его роль была в вопросах государственного строительства: он определял систему государственных органов и их компетенцию, образовывал министерства и ведомства, назначал и смещал министров, издавал указы, которые затем утверждались на сессиях Верховного Совета. Руководил им Председатель.

К центральным органам государственного управления относились министерства и ведомства. Министерства осуществляли непосредственное руководство отдельными отраслями народного хозяйства, социально-культурной и административно-правовой сферами. Министры входили в состав правительства. Они единолично управляли отраслью, издавая приказы и инструкции. К ведомствам относились государственные комитеты, комитеты, комиссии и главные управления. Они не имели четкого правового статуса, могли создаваться для координации деятельности министерств и ведомств по общим для всех отраслей вопросам управления или для узкоотраслевого управления. Ведомства делились на группы: 1) предусмотренные Конституцией и создаваемые Верховным Советом СССР и 2) не предусмотренные Конституцией и образуемые правительством. Руководители ведомств первой группы могли входить в правительство. Государственные комитеты и комиссии возглавлялись председателями и действовали как коллегиальные органы. В главных управлениях действовал принцип единоначалия. Центральные органы СССР делились на общесоюзные и союзно-республиканские. Первые непосредственно управляли подведомственными им организациями, учреждениями и предприятиями. Вторые управляли отраслями, которые относились Конституцией к ведению Союза и республик. Непосредственно они руководили только объединениями, учреждениями и предприятиями союзного подчинения. Существовали также республиканские министерства и ведомства.

Национально-государственное устройство СССР характеризовалось пестротой и до начала 1960-х гг. не отличалось стабильностью. К середине 1960-х гг. в СССР насчитывалось 15 союзных и 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 национальных округов. Союзные республики непосредственно входили в СССР и сохраняли право на выход из него, автономные образования входили в союзные республики. Союзные и автономные республики считались государствами. Они имели свои конституции, органы государственной власти и управления, которые копировались с общесоюзных органов. Разграничение полномочий между союзными и республиканскими органами осуществлялось на основе Конституции СССР. Федеральные министерства и одноименные министерства в республиках с подчиненными им органами и объектами управления составляли единое ведомство.

На основе Конституции СССР был принят ряд законодательных актов, регулирующих власть на местах, которые расширили функции и полномочия местных Советов. Были выделены пять направлений их деятельности: 1) руководство государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; 2) утверждение местного бюджета и отчетов о его исполнении; 3) осуществление руководства подчиненными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; 4) обеспечение соблюдения законов, охрана общественного и государственного порядка; 5) содействие укреплению обороноспособности страны. Выполнение этих задач позволяло Советам быть хозяевами на своих территориях.

Система местных Советов строилась с учетом административно-территориального деления страны. Советы были выборными органами власти. Срок их полномочий по Конституции 1936 г. был установлен в 2 года, по Конституции 1977 г. – 2, 5. Местные Советы работали сессионно. При них могли создаваться из депутатов постоянные комиссии. Исполнительными и распорядительными органами Советов являлись их исполкомы, которые действовали постоянно и состояли из председателя, его замов, секретаря и нескольких членов. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственной и общественной жизни Советы (кроме сельских) образовывали отраслевые отделы и управления исполкомов, которые находились в двойном подчинении: по горизонтали – у своего исполкома, по вертикали – у вышестоящего отраслевого органа управления. Присущее административно-командной системе противоречие между правовым статусом Советов и их реальной ролью в политической системе в полной мере проявилось в положении местных Советов. Находясь в условиях жесткой административной опеки со стороны партийных и государственных структур, они не смогли реализовать заложенный в них демократический потенциал и стать органами подлинного народовластия.

Система власти и управления обеспечивала нормальное функционирование государства и общества, но начавшаяся в 1985 г. перестройка поставила вопрос о её модернизации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Продуктовые границы рынка
Реферат Зовнішність учителя як компонент педагогічної техніки
Реферат Методология науки криминалистики
Реферат Теория социокультурных систем как основа для потенциального анализа конфликтов \english\
Реферат Разделение складских запасов материальных ресурсов с целью рационализации размещения на холодну
Реферат Информационное обеспечение управления школой
Реферат Роковой вопрос и современный мир Паскаль и Достоевский как стратегические мыслители
Реферат SOCIALISM Essay Research Paper Socialism aims at
Реферат Гігієнічні властивості обраних систем фізичних вправ
Реферат Мошенничество как специфическая форма хищения
Реферат Комплексне хірургічне лікування гострого калькульозного холециститу ускладненого коломіхуровим інфільтратом
Реферат А. зростанням економічної значимості цехового виробництва та його ролі у торгівлі, Б
Реферат Проведение маркетинговых исследований на примере туристической фирмы Доплайн
Реферат Oсновы рекламной деятельности
Реферат Monty Python And The Search For The