Реферат по предмету "История"


Лекции по Истории 2

1.


2. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.


Существует два подхода к изучению истории:


1) Формационный (автор Карл Маркс) главным критерием, по которому он делит общество на формации является социально – экономические признаки в зависимости от развития экономика выделяет следующие типы государств:


- рабовладенческая формация (рабы, рабовладельцы) – со временем становится не эффективный тип;


- феодальный (феодал, зависимые крестьяне) – становиться не эффективной формой;


- буржуазный тип (капиталистический) (буржуазия, рабочие) вся собственность принадлежит буржуазии, но рабочий свободен.


- социалистический (общественная форма собственности, рабочий класс и крестьянство) социализм постепенно переходит в коммунизм (утопическая теория)


При коммунизме – полное равенство, общественная собственность, труд для человека первооснова жизни. Отсутствуют товарно – денежные отношения. Производительность труда высокая. («От каждого по способностям, каждому по потребностям»)


Формационный подход показывает по этапный естественный характер, развития государства.


+ главное что действует социально – экономические факторы;


- в этой теории не учитывается культурные, духовные, религиозные факторы;


- бывает что государства не вписывается в эту схему (Китай, Азия)


2) Цивилизационный подход (автор Тойнби)


Главным критерием выступают духовные, религиозные, национальные признаки.


В этом подходе имеется 2 разновидности:


1. Теория локальных цивилизаций они имеют большие общности людей которые занимают определенную территорию и свои особенности развития, социально – экономического и культурного развития.


На каждую из цивилизации влияют:


- географическая среда;


- экономика;


- политика;


-религия;


-культура и т.д.


Направления выделяют древне Египетскую, древне Греческую, цивилизацию древнего Рима, Древняя Русь и др.


Недостатки: недооцениваются социально – экономические факторы.


2. Теория стадиального развития. В истории человечества выделяют три стадии: а) доиндустриальная (патриархальная) с первобытного общества – 16 – 17в.


б) Индустриальная (машинная) с 17 в. до наших дней.


в) Постиндустриальная со 2 половины 20 века.


3. Проблемы происхождения человека и этапы его становления в социуме.


На сегодняшний день существует три теории происхождения человека:


1) Теологическая - (возникла во времена Древней Греции) теология = религия. Человек создан Богом, по своему образу и подобию.


2) Космическая - человек имеет вне земное происхождение, жизнь принесли внеземные цивилизации.


3) Эволюционная (Дарвин) Человек возник от человекообразных обезьян и развивался в человека.


По мнению большинства ученых жизнь зародилась 2-3 млн. лет назад.


Основные этапы становления человека.


1. 3-1 млн. лет в Африке и в Южной Азии появляются про человеки (Австралопитеки) найдены первые примитивные орудия труда и объем мозга 500 см2, а у обезьян до 400 см2.


2. 900-500 тыс. лет назад Питекантроп прямоходящий человек, объем мозга 700 см2.


3. 500-100 тыс. лет назад Неандертальцы (человек умелый) 900см2.


4. 100 тыс. лет назад – Хомо Сапиенс (человек разумный) приобрел способность к мышлению 1500 см2 и дальше увеличение мозга прекратилось.


Дарвин считал что главной причиной стало возможно при помощи труда. Что бы человек стал человеком.


4. Признаки перехода от первобытности к цивилизации.


Цивилизации Древнего Востока.


Приблизительно в 3-2 тысячелетиях до н.э. появились первые цивилизации.


Основные черты первых цивилизаций:


1) ремесло отделилось от сельского хозяйства появились первые ирригационные сооружения т.е. строительство каналов, водохранилищ. Увеличивается производительность сельско хозяйственного труда.


2) Усложняется структура общества зарождаются классы, появляются богатые и бедные, создаются государства.


3) Была создана письменность, создаются законы, передаются научные знания, культурные и религия.


4) Появляются города. В малой степени занимаются сельских хозяйством.


5) Появляются монументальные постройки которые не имеют хозяйственного значения.


Эти древние цивилизации называются первичными.


5. Роль природно-географических факторов и развитие торговли в формировании античной цивилизации.


Географическая зона.


Первые цивилизации имели маленькую площадь.


4-3 тыс. возникает цивилизации в Египте в долине реки Нил. Между реками Тигр и Евфрат – Месопотамия (вавилонская цивилизация).


3-2 тыс. в долине реки Инд древне Индийская цивилизация.


В долине реки Хуанхэ – Китайская.


1 тыс. до н.э. Урарту – в Закавказье и др.


Все эти цивилизации зарождались с климатом тропическим – субтропическим, где колебания температуры не большие. А затем цивилизации стали распространяться к северу. Цивилизации не редко называют речные такие как Египетская, Индийская, Китайская и др.


Для них имеет значение плодородность и почва и земледелие.


Приморские цивилизации.


Древний Рим, Греция и Финикийцы зарождается навигация (мореплаванье). Зарождение цивилизации шло с освоением и преобразованием естественной среды.


6. Основные черты восточных государств - «деспотия».


Деспотия – неограниченная власть.


На востоке от первобытности к цивилизации сопровождался развитием иррационального землевладения.


Совершенно естественно, что для централизации этих работ необходима сильная центральная власть.


Социальная структура во главе правитель - обладает всей полнотой власти и считается собственником земли.


- Царь (верховный жрец) стоит во главе армии, высшая инстанция в суде, получатель всех налогов, организовывал иррациональные работы.


Верили в божественность власти древние люди. (В Египте – Фараон владыка небес). Считалось что царь наделен магической силой.


- высшим государственные чиновники;


- многочисленный аппарат чиновников.


-царь


- высшие чиновники


- чиновники


-купцы (торговля между отдельными районами)


- войны (награждались рабами и землями)


- ремесленники (жили в городах)


-общинники (крестьяне)


- рабы (становились военнопленные, и было долговое рабство)


Иерархия – каждый слой занимал определенное место обладал своими правами и привилегиями.


7. Создание законодательства в древневосточных цивилизациях.


Законы царя Хамурики.


Право древних цивилизаций.


В Древнем обществе жизнь основана на обычаях и традициях, которым подчиняются члены рода.


Общество регулируется с помощью законов в древнем обществе, закон регулирует Божественную справедливость и порядок, цари и Боги утверждают эту божественную справедливость. Благодаря законам устанавливается порядок.


Законы царя Хамурики.


18 век до н.э. величайший правитель и законодатель. Его законы начинаются с того что Боги передали ему законодательство. Бросается в глаза что разница наказаний в зависимости от положения. Соблюдается принцип «око за око, зуб за зуб»


Если украдено имущество богатого человека, то необходимо было возместить в 10-ти кратном размере.


Долговое рабство в зависимости от суммы мог быть не более 3-х лет.


Если уничтожен урожай, то срок погашения переносился на следующий год.


Предусматривалась плата за арендованное поле.


Войны получали наделы от государства, но должны были идти в поход.


Государство стоит на стаже интересов высших слоев общества.


Закон оберегает частную собственность. Уровень права был низким.


Организация Верховной власти в древних цивилизациях.


Верховная власть принадлежит – царю, фараону. Уровень централизации власть был различен.


1. Если власть ослабевала – то был голод.


2. Жрецы (духовенство) укрепляли свои позиции и активно участвовали в политической борьбе. Основная масса населения была отстранена от власти. Перейти из одного слоя в другой было сложно.


Человек мог повысить свое благосостояние с помощью:


а) милость царя;


б) храбрость.


В Индии с древних времен существовали касты, границы между кастами не менялись, она давалась от рождения.


8. Религия в восточных цивилизациях. Роль храмов.


Религия имеет большое значение. Религия воплощалась в виде мифов(сказаний).


Человек чувствовал себя частью природы.


Например: глаза – от солнца;


дыхание – от ветра;


Кровь – от воды.


Звери, птицы, камни – одушевленное и все это сходно с человеком. Все живое произошло от Бога.


На природу действовали с помощью магических обрядов. Были жертвоприношения. Боги в древних цивилизациях были тесно связаны с природой. Было многобожие (солнца, ветра и т.д.) – полетыизм.


Небесные светилы имели огромную роль. Огромную роль в мифах имела потусторонняя жизнь.


Считалось, что в загробной жизни люди живут так же как и на земле.


Развитие культуры.


Большую роль сыграло изобретение письменности. Передавали знания следующим поколениям. В Египте были библиотеки.


Знания:


астрономия


медицина


математика


Центры знаний и просвещений были храмы. При них были созданы школы, где обучали письму и грамоте. Грамотными людьми должны были быть чиновники. Огромное значение сыграло создание мумий.


Зарождаются первые религии. В Индии Буддизм и Индуизм. В Китае Конфуцианство.


9. Экономика и социальная структура древнегреческого полиса.


Греческая община – полис.


Государство в Греции существовало не над общиной, а выросло из общины т.е. община превратилась в маленькое государство со своими законами.


Полис – это город – государство. Размеры были не большие 5-7 км2. Земля была в полной собственности граждан полиса. весь полис владел всей землей.


1) В Греции были полноправные, свободные граждане.


2) Были зависимые крестьяне, которые не имели в собственности земли.


3) Были рабы.


Древне Греческое рабство было жестоким. В основном рабами были военнопленные + долговое рабство. Рабы не имели ничего.


Экономика Древней Греции.


Самым крупным торговым центром к 5 веку до н.э. были Афины.


Торговали продуктами питания шла с колониями и странами Востока. (С черного моря зерно, мед, кожа, их Афин слоновая кость, с Востока ткани)


Товарно – денежные отношения имели место, но развиты слабо. Каждый полис имел свою монету.


Полисы достигли своего расцвета 6-5 в. до н.э.


В одних полисах правление было олигархическим, а в других демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, на котором решались вопросы государства и выбирались власти.


10. Афины – как пример античной демократии.


Главное занятие: торговля и кораблестроение. Имелась удобная гавань. Имели очень мощный флот.


Политическая жизнь: 7-6 в. до н.э. были проведены реформы Сулона, он запретил долговое рабство , упростил все задолженности бедняков, вернул этим людям статус полноценных граждан, они могли участвовать в выборах. Он укрепил частную собственность, разрешил покупать и продавать земельные участки. Самые бедные могли избирать членов народного собрания, но не могли быть избранными.


Богатые люди должны были отдавать часть средств на общественные нужды (строить суда, устраивать праздники).


При Соломоне возросла роль народного собрания.


Афинская демократия сложилась к 5 в. до н.э.


Народное собрание стало верховным органом власти, оно принимало законы, решало вопросы о войне и мире, избирало высших должностных лиц. На собраниях каждый имел право высказать свою точку зрения, все вопросы тщательно обсуждались.


11. Спарта – как пример милитарского государства.


Это государство постоянно воевало с соседними городами, они захватывали земли, скот и людей превращали в рабов илотов.


Спарта жила по законам Ликурга.


Спартанцы были только войнами ни кто из них не работал. Землевладением занимались Илоты. Спартанцы не имели права заниматься торговлей и ремеслом им занимались Периэки – они были лично свободны, но платили дань.


Товарно – денежные отношения были не развиты. Частной собственности нет, земля принадлежит государству.


Спартанцы жили очень скромно. Носили скромную одежду, без украшений, мальчики получали строгое воспитание, мальчиков и людей с недостатками сбрасывали со скалы. Жизнь была строго регламентирована.


Управление.


1) Во главе 2 царя которые были высшими военачальниками(судьей и жрецом) власть передавалась по наследству.


царь царь = совет старейшин = народное собрание


Строй Спарты – олигархический. Не было принято выступать с речами.


Объединить Грецию не удалось не под властью Спарты не под властью Афин.


В 4 в. до н.э. происходит финал классической Греции ее полисной системы и начала закона Древне Греческой цивилизации в целом.


12. Кризис Римской империи.


Цивилизация древнего Рима.


Древний Рим основан в 8 в. до н.э. Рим является крупнейшей морской державой, хороший климат. Для сельского хозяйства не очень приспособлено. Древний Рим бывшая колония Др. Греции которая была основана в 8-6 в. до н.э. Крупнейшие города Неаполь и в Сицилии Гиракузы. В городах колониях устанавливала те же формы правления что и в Греции. Расцветала философия, литература и искусство.


По легенде Рим был основан братьями Рем и Раму. И в результате эти 2 брата поссорились и Рамул убил Рема.


История древнего Рима имеет 3 периода:


1) Царский 8-6 в. до н.э. во главе были 2 царя.


2) Период республики 6 – 31г. до н.э. все граждане имели равные права являлись земледельцами и воинами. В Риме не было налогов, поэтому все люди которые занимали высшие должности не получали жалований и должны были за свой счет устраивать пиры, строились храмы и чем богаче был человек тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.


Человек не мог стать государственным деятелем не имея военного стана, но путь наверх был открыт для всех.


Драгоценные металлы и дань шли в общую казну. Военная добыча тоже была общественной.


Высшим органом власти этого периода было народное собрание, также были еще два консула кот. переизбирались ежегодно.


Власть консулов была не прорекаемой и так же существовал сенат, в который входили люди высших сословий многие историки считали что сенат и руководил государством.


3) 31 г. до н.э – 476 г. н.э. период относится к упадку и создание новой цивилизации.


Рим оставался замкнутым городом государством, но покорил огромные территории. Рим завоевал Грецию во 2 к. до н.э. он захватил все среднеземноморские державы. Рим воевал с Карфагеном (пунические войны) их было 3 и продолжались они с перерывом 120 лет. Завоеванные страны превращались в провинции Рима. Римская империя имела огромное количество рабов. Труд в римской империи стал только рабским.


Восстание Спартака захватило 60 тс. рабов (74 – 71 г. до н.э.)


Империя во главе императора (диктатор) первый диктатор Сулла, второй Цезарь (1 век)


С помощью сильной власти в Риме пытались сохранить империю. Упорядочить управления провинциями. Окончательная императорская единоличная власть установилась в 27 год до н.э. когда императором стал Октавиан который получил титул Августа (сын Бога).


Кризис Римской империи (3 в. н.э.)


Цветущие города приходят в запустение, нарушается связь между провинциями, сокращается торговля, расстраивается финансовая система, угасает культура. Рим потерял роль центра.


В 330 г. Император Константин объявил новой столицей Константинополь (330 г).


С 3 века участились набеги варваров (племена германцев, шотов)


Римская империя пала.


Племена варваров находились на низкой ступени развития, но тем не менее строились на обломках римской цивилизации. Одновременно с разрушением старых форм шло развитие новых на которых основывается западноевропейская цивилизация. В начале 5 в. н.э. началось великое переселение народов.


Гигантские массы людей пришли в движение в Рим оказался на перекрестке новых экономических путей и в центре великого переселения народов.


В результате римская империя закончила существование, и произошло изменение формации в обществе. В 5 в. произошел сдвиг от рабовладения к феодализму.


13. Великое переселение народов и образование Романо-варворских королевств.


Вели ́ кое переселе ́ ние наро ́ дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных мигр ационных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V века нашей эры уже была достаточно плотно заселена самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.


Варварские королевства V-VII вв.


Вестготское королевство.(Тулузское)


- Племена вестготов (германские). В 410г. разграбили Рим.


- 419г.н.э. племена вестготов захватывают юго-западную часть Галлии. Столица королевства в г.Тулузе. Это первое независимое государство варваров на римской территории. У местных землевладельцев вестготы взяли 2/3 земли.


- 2-я пол. Vв. вестготы завоёвывают территорию от Галлии до Луары и большую часть Испании (столицу Толедо).


- В нач. VI в. вестготы были вытеснены из Галлии франками. Юго-Вост. побережье Испании в 554г. было завоёвано Византией. Вестготы были в меньшинстве - началась романизация региона. Таким образом в кон. VIв. вестготы отказались от арианства и приняли римско-христианское вероисповедание.


- В нач. VIII в. их государство в Испании было завоёвано арабами.


Королевство свевов.


- В 409г. часть свевов (германские племена) с Верхн. Дуная переселились на Пиренейский полуостров. В 585г. королевство свевов было завоёвано вестготами.


Вандальское королевство


- В III в.н.э. германские племена вандалы переселялись на Средний Дунай. Но из-за натиска гуннов - вандалы ушли на Запад вместе с алланами. Они прорвали римский оборонительный рубеж на Среднем Рейне. В Vв. они вторглись в Галлию и в Испанию.


- В 429-439гг.- вандалы и алланы через Гибралтар вторглись в Северную Африку и завоевали её. Здесь было создано Королевство вандалов. Король Гейзерих (428-477гг.) Завоеванию способствовали: мятеж местного римского наместника Бонифация, освободительная борьба берберов, движение агностиков. В 439г. вандалы вошли в Карфаген. Позже они захватили Сицилию, Сардинию, Корсику, Балеарские о-ва. Будучи арианами вандалы захватили имущество римской церкви. В 455г. вандалы разграбили Рим, и уничтожили множество памятников античной культуры.


- В 534г. королевство вандалов было завоёвано Византией.


Бургундское королевство.


- Бургундское королевство было образовано восточногерманским племенем бургундов в IIIв.н.э. на Среднем Рейне в области Вормса. Но в 436г. было завоёвано гуннами. Часть бургундцев образовали новое королевство в 457г в бассейне Роны со столицей в Лионе.


- В 534г.франки завоевали королевство.


Остготское королевство.


- Остготы (грейтунги), герм.племя. В 375г.н.э. союз племён в Северном Приченоморье о главе с королём Эрманарихом, разгромлен гуннами.


- в 488г. во главе с Теодорихом вторглись в Италию. Только в 493г. было основано королевство, после того как был заключён договор с Одоакром - начальником одного из германских отрядов на римской службе, о разделе Италии. Одоакр ещё в 476г. низложил Ромула Августула и захватил власть в Италии. В 493г. на пиру был убит Теодорихом. Остготское королевство со столицей в Равенне стало принадлежать Теодориху.


- В остготском королевстве сохранилось Римское право, Сенат. Остготы брали 1/3 доходов крупных землевладельцев. Теодорих проводил политику сближения остготской и итало-римской знати. Смерть Теодориха в 526г. привела к конфликтам.


- В 533г. королевство завоёвано Византией Велисарием, возглавлявшим флот Византийцев поддержала Римская знать и католическая церковь. Но на стороне остготов были низшие слои. В 552г. Византийцы приняли новую успешную попытку захвата Италии. В 555г. Италия была полностью завоёвана Византией.


Юстиниан издал указ, что рабы и колоны возвращались своим бывшим хозяевам - римской знати.


Лангобардское королевство.


- В 568г. германское племя лангобардов вторглось в Италию. Ранее они были в союзе с саксами, сарматами и болгарами на территории Паннонии. В Италии лангобарды забирали всю землю местной знати, население превращали в рабов. Лангобарды контролировали всю сев. Италию, и Ср. Италию, кроме Равенны и небольшой территории. возле Рима. В Южной Италии лангобарды захватили герцегства Беневент и Сполето.


- В 774г. Карл Великий завоевал королевство Лангобардов.


14. Характеристика западно-европейского общества периода средневековья.


Начало средних веков (8 – 18 вв).


В средние века общество было иерархическим.


-король


-богатые феодалы (имели крупные земли)


- духовенство (епископы)


- горожане (занимались ремеслом)


- крестьяне (они имеют орудие труда, скот, жилище)


Сре ́ дние века ́ (Средневеко ́ вье) — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прек ратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789). В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков. Однако любая периодизация Средневековья носит условный характер.


Раннее Средневековье


Период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В эпоху Раннего Средневековья произошло Великое переселение народов, появились викинги, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове и образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Росло исламское влияние. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь.


Высокое Средневековье


Период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха Высокого Средневековья сменила Раннее Средневековье и предшествовала Позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни.


В Высокое Средневековье начинает активно процветать Европа. Приход в Скандинавию христианства. Распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Организация христианами Крестовых походов с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Расцвет торговли и коммерции. Очень активно развивается культура. Появляются новые стили и направления в архитектуре и музыке.


В Восточной Европе эпоха Высокого Средневековья ознаменована расцветом Киевской Руси и появлением на исторической сцене Польши и Великого Княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII веке нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.


Феодализм


В результате объединения частично разрушенной западноримской социально-экономической структуры и германской протомилитомагнарной системы производственных отношений возник совершенно новый общественно-экономический уклад и соответственно способ производства, который принято называть феодальным. Сам факт слияния порядков коренного населения Западной Римской империи с германскими давно уже замечен историками, которые назвали это явление романо-германским синтезом.


Позднее Средневековье


Позднему Средневековью предшествовало Высокое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения.


Около 1300 года, период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315—1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть, эпидемия чумы, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной. Для России позднее Средневековье начинается монголо-татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Московское царство, а древнерусский народ Высокого Средневековья распадается на русский, украинский, белорусский народы.


Итоги


В области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание. В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч)


Также в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее Средневековье, стала периодом расцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя.


15. Развитие научных знаний и роль церкви в Западной Европе периода средневековья.


Развитие науки и технологий


На протяжении XII—XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.


Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины и кросс-культурные внедрения: порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе.


Известные учёные делали свои открытия именно в это время. Тихо Браге, Николай Коперник и Галилео Галилей.


Церковь


Схизма 1054 года привела к образованию двух основных ветвей христианской церкви — Римско-католической церкви в Западной Европе и Православной церкви в Восточной. Раскол произошёл в результате конфликта между римским легатом кардиналом Гумбертом и патриархом Константинопольским Михаилом Кируларием, во время которого церковники предали друг друга анафеме.


16. Эпоха Возрождения как тип цивилизационного развития.


Возрожде ́ ние, или Ренесса ́ нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.


Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.


Общая характеристика


Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.


Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.


В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.


Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.


Периоды эпохи


Раннее Возрождение


Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.


Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.


Высокое Возрождение


Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.


Северное Возрождение


Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».


Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.


17. Великие географические открытия XI – XVII вв. и их роль в развитии буржуазных отношений.


Было очень много экспедиций которые искали страну Индию. Был ряд экспедиций вдоль побережья Африки.


1486 г. - Африку обогнули со стороны юга. Затем позже были открыты в атлантическом океане остров Модеа, Азорские острова.


1492 г . Христофор Колумб в поисках Индии открыл новый континент – Америка.


1498 г . – испанец Васко де Гама привел свои корабли в Индию.


В начале 17 века была открыта Австралия.


С 1510 г. – Начинается завоевание Америки.


В начале 16 в. – произошло кругосветное путешествие (1512 – 1522) это путешествие имело большое значение, оно подтверждало, что земля имеет форму шара. Таким образом, граница мира расширились. Торговля проходила через океаны.


С конца 15 века начинает формироваться основа глобальной цивилизации. Из-за недостатков рабочих рук стали ввозиться негры и были государства которые занимались работорговлей: Франция, Голландия, Анталия т.е. численность Африки сокращалась.


Китай, Япония – закрыли свои страны. Они запретили въезд иностранцем. И большего успеха добились в Индии, куда проникли Голландия, Франция и Англия. В Индии была феодальная раздробленность, и она не смогла противостоять европейцам.


Европейцы проникли в Америку и начинали завоевания.


На этой территории были Великие цивилизации:


1) Инка (существовали с 11-16 в. находились на территории современной Колумбии)


2) Империя Майя (на территории Мексики, эта самая древняя цивилизация)


Покорили империю Испанцы. Для порабощения цивилизации потребовалось около 200 лет.


Крупнейшие открытия науки.


Открытия в Европе превратились в революцию. В науке и технике произошел огромный прорыв. Опытным путем географических открытий было доказано, что земля имеет форму шара, появился компас. Были изобретены линзы для очков. Появился ртутный барометр, телескоп, микроскоп. Постепенно ручной труд вытеснялся машинным. И был изобретен печатный станок – это способствовало к терражированию журналов.


Теория Коперника (конец 16 – начало 17 в.) раньше центром мира являлась Земля, и думали что планеты и солнце вращается вокруг земли, а теперь Земля вращается вокруг солнца. Постепенно наука все более отделилась от церкви. В науке философия, были философы, которые считали что человек способен познавать мир, что способности человека безграничны.


1) Декарт (16-17в) - математический философ, назвал Бога – Великим.


2) 16-17 век – крупнейший политик – Френсис Бекон – первый ученый, который сказал что мир познаваем, но экспериментальным путем – путем опыта.


18. Формирование и основные черты индустриального общества.


Индустриа ́ льное о ́ бщество (нем. Industriegesellschaft) — тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также пр омышленность.


Рассмотрим институциональные компоненты индустриального общества.


Индустриальное общество, что видно даже из его названия, опирается на машинное производство. Это означает, что продукция индустрии составляет большую часть внутреннего валового продукта страны, главной хозяйственной единицей является фабрика, работающая на рынок, с рациональной организацией труда и соответствующей дисциплиной всего персонала. Основной экономический институт - фирма.


Индустриальное общество по своему экономическому содержанию рыночное, что предполагает не только развернутое денежное хозяйство, но и институализацию предпринимательской деятельности.


Индустриальное общество - общество экономическое. Экономика становится главной подсистемой общества, определяющей деятельность всех иных институтов. Экономический принцип (величина и характер доходов) определяет социальные различия между людьми, выстраивает новую социальную иерархию, в которой мерилом общественного положения человека (статуса в обществе) являются деньги. Иные социальные параметры личности (род занятий, образование, даже происхождение) имеют экономический эквивалент.


Индустриальное общество надлокально. Производственные, экономические, политические связи соединяют в одно целое население, независимо от места проживания. Рыночная система предполагает постоянный обмен информацией, людьми, продуктами между территориями. Одни и те же институты по единой рациональной схеме функционируют в любой части страны. Политической формой индустриального общества является национальное государство либерального типа.


Индустриальное общество урбанизировано. Главный вид поселения город - не только потому, что в нем проживает большинство жителей, но и оттого, что городской образ жизни господствует во всем обществе, в т.ч. и в сельской его части (К.Маркс).


Индустриальное общество дифференцировано. Каждая из его подсистем: экономическая, политическая развивается автономно в соответствии с собственными ритмами и нормами. В индустриальном обществе происходит четкая разделительная полоса между публичной и частной (приватной) сферами деятельности человека.


Индустриальное общество - это общество конфликтно-динамичное. Природа конфликтов в основном экономическая. Она касается перераспределения доходов, изменения социального положения отдельных общественных групп. Конфликт включает в себя сопротивление системе; господству и дисциплине, как на фабрике, так и в обществе в целом.


Рациональное урегулирование конфликта ведет к эволюции общества (Р.Дарендорф). Итак, воспроизводство индустриального общества, благодаря конфликтам, реализуется в виде развития, т.е. обладает внутренней динамикой.


Индустриальное общество относительно молодо. Оно сложилось в Европе 2-3 (тридцатилетних) поколения назад. В то же время в ряде стран оно перерастает в общество ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ, в котором основным социальным институтом призван стать университет; определяющими технологиями - интеллектуальные; центральной подсистемой общества - культурная (Д.Белл, А.Турен).


Естественно, что предложенные характеристики индустриального общества описывают его теоретическую модель, не совпадающую с конкретно-историческими реальностями разных народов, т.к. в них обязательно присутствие следов традиционалистского и даже архаичного прошлого, функционирование доиндустриальных институтов.


Теоретическая модель нужна нам для того, чтобы понять доминирующие черты индустриальной культуры.


Индустриальное общество, будучи подлинно «экономической формацией общества» (К.Маркс), обладает соответствующей культурой. Ее основные черты: рационализм, индивидуализм и полистилизм, - одеты в экономическую оболочку.


Рационализм проявляется в том, что навязывает всем моделям поведения одни и те же экономические по существу критерии разумного: бережливость, соотношение затрат - прибыли, денежный эффект.


Индивидуализм, по культурной природе своей ориентированный на самоценность личности, признание неотъемлемости ее фундаментальных прав и свобод, проявляется в неизменном виде хозяйственного эгоизма, во взаимном отчуждении людей друг от друга.


Наконец, полистилизм - это многообразие культурных форм в одежде, манерах поведения, наконец, в архитектуре, живописи, литературе и музыке, - выступает как продолжение экономической дифференциации общества, побуждающий каждую из социальных групп выбирать особенную модель культуры, в соответствии с ее экономическими ролями и, самое главное, доходами.


Экономизм культуры отражается в принятой обществом системе жизненных ценностей, в ее основополагающем квадрате: труд, деньги, свобода, семья.


Причем, труд - ценность инструментальная, трактуемая как средство для завоевания и сохранения социального статуса, как необходимая ролевая функция в экономических институтах общества.


Деньги, воспринимаемые как некий зримый и чувственный эквивалент социального положения, также инструментальная ценность. Они - источник свободы.


Свобода - ценность фундаментальная. Она выражает потребность человека в индивидуальном самоопределении и самореализации в обществе регламентированном, рационально организованном и потому расчеловеченным. Практическая свобода предполагает возможности выбрать род занятий, самостоятельно решать вопрос о приемлемости конкретного рабочего места и оплаты. Объединиться с другими людьми для защиты своих интересов, на равных противостоять государственной машине.


Семья - это ценность личностных межчеловеческих отношений, компенсирующая рациональность и обезличенность экономического мира человека; это ценность частной сферы, непроницаемой для публичных институтов: фирмы, государства и т.п.


Этот набор ценностей в разных комбинациях определяет действительные модели поведения различных социокультурных групп в повседневной жизни.


19. Колониальная политика передовых стран Европы.


Колониальная политика европейских государств в 20—60-е годы существенно отличалась от методов колониального господства второй половины XVII—XVIII вв. В новых регионах колониальной экспансии в Азии европейцы столкнулись хотя и со слабыми в экономическом и военном отношении, но древнейшими цивилизациями (Китай, Япония, Иран и др.), имевшими свою государственность с незапамятных времен. Поэтому проникновение в эти страны отличалось, например, от колонизации Нового Света, где осуществлялись классический колониальный грабеж и раздел континента. В 20—60-х годах XIX в. преобладали другие методы: раздел «сфер влияния» (Китай, Персия (Иран)), установление протектората (Камбоджа) и особенно экономическая экспансия при сохранении номинальной власти местных князей или монархов. Последнее проявилось в целой серии неравноправных торговых договоров европейских держав со странами Востока, для которых характерны статьи об особом статуте (экстерриториальности) европейских купцов, привилегии в сбыте товаров (низкие пошлины) и т. д. Эти неравноправные договоры отражали промышленное преобладание стран Европы и США над отсталыми феодальными странами Востока.


Изменился сам принцип управления колониями. С развитием в метрополиях зрелого фабричного капитализма окончательно изжила себя связанная с преобладанием торгового капитала система эксплуатации колоний и управления ими через монопольные торговые компании. Характерен пример английской Ост-Индской компании, которая держала в своих руках в течение двух веков всю английскую торговлю с Индией, Китаем и Японией, имела свой военный и торговый флот, свою администрацию во всех обширных владениях. С ростом промышленной буржуазии эта система управления колоний превратилась в тормоз: компания мало считалась с интересами английской промышленности. Под давлением капиталистических кругов Англии парламент в 1813 г. лишил Ост-Индскую компанию монополии на торговлю с Индией. В 1833 г. Ост-Индская компания была лишена монополии на торговлю с Китаем, а затем и с Японией; позднее компания была ликвидирована вообще, а функции управления подчиненными ей колониями перешли к государству. Внешним проявлением смены методов колониального управления стало учреждение в 1854 г. британского министерства колоний.


Изменения произошли и в экономическом характере эксплуатации колоний. Если ранее колонизаторы искали золото и серебро (испанские конкистадоры в Латинской Америке), экзотические тропические растения и коренья (перец, гвоздику, чай, индиго и т. д. в Азии), наживались на работорговле (Африка), то отныне главный интерес представляло сырье для промышленности — хлопок, джут, рудные ископаемые и т. д. Колонизаторы широко использовали колонии как рынки сбыта для промышленных изделий метрополий, более основательно внедрялись в их хозяйственную жизнь (строили на территории колоний железные дороги, шоссе, шахты и т. д.), привлекали в ряды рабочего класса местных крестьян.


20. Мировые войны – кризис цивилизации XX в.


На рубеже XX-XXI веков вполне закономерно обострилось внимание к проблеме оценки роли и места XX века в истории человечества. Это объяснимо, т.к. прошедшее столетие было наиболее плодотворным и в то же время наиболее трагичным для современной цивилизации в целом. Оно пробудило невиданные ранее практически беспредельные возможности развития материальной культуры и вместе с тем поставило человечество на грань глобальной катастрофы. Осмысляя этот этап развития Индустриальной цивилизации, выделяя главные проблемы, стоящие перед мировым сообществом, вполне правомерно в качестве ключевого для этой цивилизации выделить понятие кризис.


В XX век мир вступил в условиях сокрушительного промышленного кризиса 1900-1901 гг. Он начался почти одновременно в США и России и вскоре кризис стал всеобщим, охватив Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию, Бельгию и другие страны. Кризис поразил металлургическую промышленность, затем затронул химическую, электротехническую и строительные отрасли. Он привел к разорению массы предприятий, вызвав стремительный рост безработицы. Серьезным потрясением для многих стран, едва справившихся с последствием кризиса рубежа веков, стал кризис 1907 г.


В конечном итоге кризисное развитие индустриальной цивилизации конца XIX - начала XX веков привело к первой в истории человечества мировой войне. В ней участвовало 38 государств, численность действовавших армий превышала 29 млн. человек, количество мобилизованных 74 млн. человек. Людские потери составили 10 млн. убитых и 20 млн. раненых и контуженых. Следствием Первой мировой войны стало серьезной изменение политической картины мира и свершение ряда революций. Революция в России положила начало формированию социалистического лагеря, который сыграл столь значимую роль в цивилизационном развитии второй половины XX в.


После Первой мировой войны характер кризисов меняется. Это изменение было связано с переходом стран мирового хозяйства в режим несовершенного рынка, который утратил былую способность к саморегуляции. Одной из доминирующих тенденций стало формирование государственно-монополистического капитализма. Бурное развитие производства, во многом обусловленное научно-технической революцией конца XIX начала XX веков, усилило его концентрацию и образование монополистических объединений. Сращивание промышленного и банковского капитала привело к образованию крупнейших финансовых групп, которые занимали ключевые позиции в основных отраслях хозяйственной жизни. Всемогущие корпорации вмешивались во внешнюю и внутреннюю политику своих государств, поставив ее под свой контроль. Начался процесс складывания государственно-монополистического капитализма, который приобрел особый размах в период Первой и Второй мировых войн.


Монополии в погоне за прибылью оказывали влияние на сферу ценообразования, что приводило к созданию диспропорций в рамках национального хозяйства отдельных стран и усиливало международные экономические противоречия. Таким образом, экономические кризисы были связаны не со сбоями в сфере товарного, денежного обращения, а с политикой монополий. Именно это и определило особенности протекания кризисов, их цикличность, глубину, протяженность и последствия.


Так, в первой половине XX в. кризисы становятся более частым явлением по сравнению с предыдущим периодом, в то время как стадии оживления и роста менее продолжительными. До Первой мировой войны Индустриальная цивилизация прошла через два значительных кризиса: 1900-1901 годов и 1907 года, но наиболее затяжным, глубоким и всеохватывающим стал кризис 1929-1933 годов. Он охватил все страны мира, однако в наибольшей степени от него пострадали США и Германия. Промышленное производство в США сократилось на 46,2%, в Германии на 40,2%. Невиданного размера достигла безработица. Число безработных в 32-х странах мира за три года кризиса увеличилось с 5,9 млн. человек до 26,4 млн. человек.


Особенности кризиса цивилизации второй половины XX века


После Второй мировой войны наиболее глубокими и широкими по охвату стран были кризисы 1974-1975 годов и 1980-1982 годов. Кризис 1974-1975 гг. по своим масштабам превзошел все предшествующие. Он начался в США, Англии и ФРГ а затем охватил все развитые капиталистические страны, в том числе страны Западной Европы и Японию. Синхронность - основная характерная черта этого кризиса. Она объяснялась новыми явлениями в развитии Индустриальной цивилизации. На основе роста интернационализации производства, углубления международного разделения труда и специализации была достигнута схожесть технико-экономического уровня развития ведущих капиталистических стран и значительная взаимозависимость между национальными экономиками.


В США кризис развивался почти во всех отраслях промышленности, захватив и наиболее современные отрасли машиностроение, химическую и электротехническую. Потери определялись в 400 млрд. долларов. Кризис наложился на процесс усиленного развития во всех странах после Второй мировой войны военно-промышленного комплекса.


Экономический кризис 1974-1975 гг. переплелся с топливно-энергетическим, сырьевым и продовольственным, особенно после неурожаев 1972 и 1974 гг., когда цены на зерновые увеличились на 70-90%.


Самым продолжительным за послевоенный период стал кризис 1980-1982 годов. Он длился три года и охватил всю Индустриальную цивилизацию, все страны, и крупные и малые, и промышленно развитые и развивающиеся, в том числе среди последних он в наибольшей степени затронул Аргентину и Бразилию. Кризис проходил двумя волнами, сначала охватив Великобританию и Францию, затем США и другие развитые страны. На первом этапе он развернулся в странах, производящих предметы личного потребления, на втором тяжелую промышленность.


Справляясь с кризисами путем отказа от прямого воздействия государства на хозяйственную и общественную жизнь, олигархические элиты восстанавливали на уровне политики и идеологии лозунг демократии. При этом сохранялись и совершенствовались тонкие и отработанные механизмы государственного (отчасти международного, мирового) регулирования экономики и общественной жизни. Так, чтобы избежать возросшего к 70-м годам государственного вмешательства в экономику, олигархическим элитам пришлось сделать шаг назад, к приватизации, развитию мелкого и среднего бизнеса. Иначе чрезмерное огосударствление экономики могло привести к тем же последствиям, как и в социалистических странах неэффективность производства, дефицит товаров и т.д. Эту политику проводили реформы М. Тэтчер в Англии и рейгономика в США.


В середине и второй половине XX в. в западной Индустриальной цивилизации стала утверждаться идеология, отвергающая идеологию. Фашистский культ воинственного индивида-солдата сменился культом потребительски-мещанского индивида, упивающегося силой борьбы за материальные блага. Тотальная пропаганда фашистской партийно-государственной машины сменилась замаскированными формами контроля над сознанием и поведением масс через радио, телевидение, газеты и журналы. В 70-е гг. Англия издавала 4600, США 10000, Франция 15000 журналов. Нарастала тенденция манипулирования общественным сознанием через все сферы культуры, используя даже классическое искусство и фундаментальную науку. Спорт и массовое искусство, превращаясь в грандиозную индустрию развлечений, постепенно становились разновидностью деидеологизированной идеологии.


Таким образом, Индустриальная цивилизация к концу XX века накопила не только развернутый и разнообразный опыт кризисов, но и значительный арсенал средств и методов борьбы с ними. Самым тяжелым и трагическим опытом кризисов для человечества стали Первая и Вторая мировые войны.


21. Мировой экономический кризис конца 20-х – 30-х гг. XX в. «Новый курс» Рузвельта.


Вели ́ кая депре ́ ссия (англ. Great Depression) — рецессия мировой экономики, начавшаяся в большинстве мест в 1929 году и закончившаяся в начале 1933. Однако вплоть до 1939 года мир выходил из депрессии, поэтому 1930-е годы в целом считаются периодом Велико й депрессии. В русском языке более употребителен термин мировой экономический кризис, а термин «Великая депрессия» обычно употребляется лишь в отношении кризиса в США.


Сильно затронул наиболее развитые страны Запада, включая США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, но коснулся и других государств. В наибольшей степени пострадали промышленные города, в ряде стран практически прекратилось строительство. Из-за сокращения платёжеспособного спроса, цены на сельскохозяйственную продукцию упали на 40—60 %.


Предшествовали Великой депрессии события Биржевого краха США 1929 г.: обвальное падение цен акций, начавшееся в «Чёрный четверг» 24 октября 1929 г., принявшее катастрофические масштабы в «Черный понедельник» (28 октября) и «Черный вторник» (29 октября). 29 октября 1929 г. — день биржевого краха Уолл-стрит.


Экономисты не пришли к единому мнению о причинах Великой депрессии.


Существует ряд теорий на этот счёт, но, по всей видимости, в возникновении экономического кризиса сыграла свою роль совокупность факторов.


Кейнсианское объяснение — нехватка денежной массы. В то время деньги были привязаны к золотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили, самолёты, радио. Количество товаров, как валовое, так и по ассортименту, увеличилось многократно. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильная дефляция — падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов. Мощный мультипликативный эффект ударил даже по растущим отраслям.


Монетаризм — кризис вызвала денежная политика ФРС.


Марксизм — очередной кризис перепроизводства, присущий капитализму.


Биржевой пузырь; инвестиции в производство сверх реальной необходимости.


Стремительный прирост населения; большое количество детей в семье было характерным для прежнего аграрного способа производства (в среднем 3-5 детей на семью), однако в связи с прогрессом медицины и временным повышением уровня жизни серьёзно сократилась естественная убыль из-за болезней.


Одним из факторов, подстегнувших наступление Великой депрессии, называют принятие Закона Смута-Хоули в 1930 году, вводившим высокие таможенные пошлины на импортные товары. Пытаясь таким образом защитить внутреннего производителя, правительство протекционистскими мерами повысило цены на дешёвый импорт. Это в свою очередь снизило и без того неважную покупательную способность населения, а также вынудило другие страны применить контрмеры, навредившие американским экспортёрам. Лишь в середине 30-х годов после вступления в силу Закона о соглашениях о взаимной торговле, существенно снизившего таможенные пошлины, международная торговля начала восстанавливаться, оказывая позитивное влияние на мировую экономику.


Маржинальные займы. Суть займа проста — можно приобрести акции компаний, внеся всего 10 % от их стоимости. Например: акции стоимостью 1000 долларов можно приобрести за 100 долларов. Этот тип ссуды был популярен в 20-е годы, потому что все играли на рынке акций. Но в этом займе есть одна хитрость. Брокер в любой момент может потребовать уплаты долга и его нужно вернуть в 24 часа. Это называется маржевое требование и обычно оно вызывает продажу акций, купленных в кредит. 24 октября 1929 нью-йоркские брокеры, которые выдавали маржевые займы, стали массово требовать уплаты по ним. Все начали избавляться от акций, чтобы избежать уплаты по маржевым займам. Это вызвало нехватку средств в банках по тем же причинам и привело к краху шестнадцати тысяч банков, что позволило международным банкирам не только скупить банки конкурентов, но и за сущие копейки скупить крупные американские компании. Когда общество было полностью разорено, банкиры Федерального резерва США решили отменить золотой стандарт США. С этой целью они решили собрать оставшееся в США золото. Так под предлогом борьбы с последствиями депрессии была проведена конфискация золота у населения США.


Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии — американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились, что привело к рецессии в ВПК страны и смежных секторах экономики.


Последствия


График ВВП Бразилии в 1920—1946 годах. На экономике Бразилии кризис сказался очень сильно из-за её зависимости от агроэкспорта.


уровень промышленного производства был отброшен к уровню начала XX века, то есть на 30 лет назад


в странах Запада насчитывалось около 30 млн безработных


ухудшилось положение фермеров, мелких торговцев, представителей среднего класса. Многие оказались за чертой бедности


возросло количество сторонников как коммунистических, так и правоэкстремистских (фашистских) партий (например, в Германии пришла к власти Национал-социалистическая немецкая рабочая партия)


«Но ́ вый курс» (англ. New Deal) — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США в 1929—1933.


В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56 %, национальный доход сократился на 48 %, обанкротилось 40 % банков, что лишило миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Герберта Гувера, в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса, фактически ничего существенного не предпринимало.


Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт- кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс».


Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение- Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909—1914 гг. Это осуществлялось главным образом путем оплачиваемого сокращения посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).


В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта.


В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства, которое носило, по существу, фрагментарный характер. Более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем (нанимающимся и наймодателем), рассматривались судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактическое социально-экономическое неравенства сторон в договоре. Законом Норриса-Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.


В 1935 г. был принят закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5000 долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания.


В 1935 г. при активной поддержке Эвелин Бернс был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии «…если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3000 долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого общего заработка…» Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1 % с последующим повышением налога на 0,5 % через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1 % общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5 %. В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты.


В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.


22. Возникновение тоталитарных режимов в Европе и последствия для мировой экономики.


Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.


Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).


Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.


Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. В его более поздних диалогах («Полития», «Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в «Государстве». Свое втрое по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.


Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.


Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б.Рассел, К.Поппер, в цело пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.


Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.


Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.


Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира».


Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.


Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:


всеобщая государственная идеология;


- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;


монополия государства на средства массовой информации;


монополия государства на все средства вооружения;


- особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;


жестко централизованный контроль над экономикой.


Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные.


Тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:


- глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;


господство репрессивных аппаратов;


упразднение представительных органов власти;


- монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.


Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.


На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.


Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.


Для тоталитарных режимов характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.


Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.


Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.


Леворадикальные тоталитарные политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы, и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.


Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства.


Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский национал-социализм – на рассово-этнической.


Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим системам (Германия, Испания, Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).


23. «Новое индустриальное общество».


Важнейшим последствием научно-технической революции явилось то, что Индустриальная цивилизация вступила в фазу образования нового индустриального общества. Основное содержание цивилизационного развития на этом этапе определяло противоборство двух мировых систем и оформление третьей силы в результате распада колониальной системы.


В XX веке изменилась расстановка социально-политических сил на мировой арене и внутри многих стран. В первой половине XX в. сложились и находились в состоянии противоборства три центра мировой политики: фашизм, социализм и страны западной демократии. После 1946 г. линия противоборства пролегла между двумя мировыми системами: капиталистической (лидер США) и социалистической (лидер СССР). Это противоборство, отмеченное небывалой гонкой вооружений, получило свое название холодная война. Нейтральную полосу составлял ряд небольших стран: Швейцария, Швеция, Финляндия, Австрия. Оформились и противостояли друг другу два блока НАТО и страны Варшавского договора. Произошел распад мировой колониальной системы, начавшийся после 1917 г. и получивший новый импульс вследствие Второй мировой войны. Возникли десятки независимых государств третьего мира. Прошла череда локальных войн и конфликтов, часть которых могла привести к третьей мировой войне с применением термоядерного оружия, так как в них отразилось противостояние двух мировых систем (война в Корее, Берлинский и Карибский кризисы).


Изменилась и социально-политическая обстановка во многих странах. Расширилось число государств, где утвердился буржуазно-демократический строй, к которым можно отнести Италию, ФРГ, Японию, многие освободившиеся страны, например Индию. Страны, где сохранялись полуфашистские режимы (Испания, Португалия) оставались в политической изоляции. В социалистических странах после смерти И.В. Сталина смягчился режим партийно-государственного диктата, прекратились массовые репрессии, за исключением Китая периода культурной революции и большого скачка. Нарастали тенденции сближения (конвергенции) двух мировых систем. К 80-м годам сложились предпосылки для нового этапа цивилизационного развития, получившего название постиндустриальная цивилизация.


24. Переход к постиндустриальному (информационному) обществу и его характеристика.


Постиндустриа ́ льное о ́ бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсо м становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.


Постиндустриальными странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Под этот критерий подпадают, в частности, США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4 % ВВП, 2004 год), Япония (67,7 % ВВП, 2001 год), Канада (70 % ВВП, 2004 год), Россия (58% ВВП 2007 год). Однако некоторые экономисты указывают, что доля услуг в России завышена[2].


Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества, постэкономического общества, постмодернизма, «третьей волны», «общества четвёртой формации», «научно-информационного этапа принципа производства». Некоторые футурологи считают, что постиндустриализм — это лишь пролог перехода к «постчеловеческой» фазе развития земной цивилизации.


Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».


В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа:


Доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия


Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма


Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления


Постиндустриальная теория, во многом, была подтверждена практикой. Как и было предсказано её создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, а в её рамках наиболее быстрыми темпами стал развиваться информационный сектор хозяйства.


25. Глобальные проблемы человечества.


Во второй половине XX века зарождающаяся Постиндустриальная цивилизация, достигнув немалых высот в различных сферах общественной жизни науке, технике, культуре, столкнулась лицом к лицу с, казалось бы, неразрешимыми глобальными проблемами. Эти проблемы, ресурсно-экономические, демографические, мирохозяйственные, проявляются через кризисы, в том числе в области здравоохранения, образования, культуры, в растущей преступности, что позволяет многим ученым говорить о глобальном кризисе цивилизации.


Среди ученых нет единства во взглядах на перспективы современной цивилизации, на ее способность решить угрожающие ей противоречия. Опираясь на исторический опыт, многие из них справедливо полагают, что возможен вариант гибели современной цивилизации. В качестве основы для столь пессимистического прогноза приводятся многочисленные примеры бесследно исчезнувших цивилизаций прошлого.


Есть, однако, и несколько иная точка зрения на природу современного кризиса цивилизации. По мнению ее сторонников, глобальный кризис современной цивилизации носит планетарный, а не локальный характер, как это было в прошлом. Следовательно, гибель угрожает не какой-то части современной культуры, а человечеству в целом. В силу этого неизбежно противостояние всего человечества глобальной катастрофе, ибо всеобщая опасность роднит, объединяет всех, что вселяет известный оптимизм. Для этого, однако, необходимо уяснить всем, что, во-первых, глобальные проблемы не могут быть решены для какой-либо отдельной страны или части страны (например, проблема обеспечения ресурсами), во-вторых, все глобальные проблемы тесно связаны друг с другом.


Важнейшей среди глобальных проблем остается предотвращение мировой термоядерной войны. Несмотря на серьезные достижения последних двух десятилетий в области ослабления блокового, военно-политического противостояния, военно-политическая конфронтация в мире остается серьезным фактором, влияющим на развитие глобального кризиса. Сама по себе конфронтация отвлекает колоссальные ресурсы, которые могли бы быть направлены на устранение голода и недоедания, на экологические программы и т.д. Кроме того, накопленные арсеналы вооружений способны по-своему, например, в результате природного катаклизма окончательно решить проблему существования человечества.


Не менее важным фактором глобального кризиса является процесс ресурсного истощения планеты. К концу XX века человечество столкнулось с энергетическим и продовольственным кризисами. И, безусловно, ресурсный кризис нельзя рассматривать вне связи с проблемами экологии и демографии. В мире есть осознание угрозы ресурсной и экономической катастроф. Принимаются различные нормативные акты и широкие национальные и межнациональные программы по защите окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Однако эти меры вряд ли достаточны для решения проблемы, необходим переход к новым нормам поведения и новым ценностным ориентациям.


Демографический фактор глобального кризиса наиболее ярко проявляется в странах Третьего мира. Освободившись от колониальной зависимости, население этих стран через три-четыре десятилетия столкнулось с нищетой, голодом, эпидемиями. Плачевное состояние этих стран связано также с исключительными темпами роста населения. За последние 30 лет численность населения 39 экономически развитых стран увеличилась всего на 43% в то время как население 170-ти развивающихся государств увеличилось в 2,2 раза. Демографы прогнозируют в недалеком будущем демографическую стабилизацию и даже депопуляцию в развитых странах, а темпы роста населения в странах Третьего мира будут оставаться чрезвычайно высокими. Следовательно, будет усугубляться проблема занятости, бедности, нищеты, голода.


Глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество в конце XX века, порождены во многом техногенной западной цивилизацией, западными ориентирами деятельности и представлениями о ценностях бытия, и это формулирует еще одну важную глобальную проблему: своевременное предвидение и предотвращение отрицательных последствий самой научно-технической революции.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экзаменационные билеты по статистике за осень-зиму 2000 года
Реферат Ампутация ушной раковины у собак 2- 4 месячного возраста, Amputatio auriculue
Реферат Инвестиционный менеджмент 3
Реферат Отделение одноступенчатой каталитической паровоздушно-кислородной конверсии метана
Реферат Влияние личности подростка на его статус в группе сверстников
Реферат Административная жалоба как средство защиты прав граждан от незаконных действий (бездействия) должностных лиц и специфика ее правового регулирования в таможенных органах
Реферат Шляпников, Александр Гаврилович
Реферат 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями
Реферат Оподаткування діяльності приватних підприємців
Реферат Ікурс, 102 н в. Вид заняття : практичне завдання: Тема: Михайло Коцюбинський. Новели «Intermezzo», «На камені», «Цвіт яблуні» Навчальна мета
Реферат 1. Затвердити державні санітарні правила "Основні анітарні правила забезпечення радіаційної безпеки України", що додаються
Реферат Переработка коллагенсодержащих, жирсодержащих, кератинсодержащих твердых отходов кожевенного и мехового производства
Реферат Великая Отечественная война в произведениях писателей ХХ века
Реферат 640 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, из них о нарушении прав потребителей в сфере торговли заявили – 381 человек, в сфере услуг – 259 человека. Рассмотрено 7
Реферат Структура судебной системы РФ