Реферат по предмету "История"


П.П. Смирнов и его роль в судьбе Историко-архивного института в годы Великой Отечественной войны

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Историко-архивный институт


Факультет архивного дела

Кафедра истории и организации

архивного дела


Бурцев Сергей Сергеевич


П.П. Смирнов и его роль в судьбе Историко-архивного института в годы Великой Отечественной войны.


реферат

студента 2-го курса 2-й группы д/о


Научный руководитель

О.Г. Санин


Москва 2009

Оглавление




Введение.

Данная работа называется «П.П. Смирнов и его роль в судьбе Историко-архивного института в годы Великой Отечественной войны».

По мнению автора эта тема является актуальной, потому что люди, которые хоть как-то связаны с Историко-архивным институтом, будь то преподаватели, будь то студенты, должны знать своих героев и какой вклад они внесли в историю Историко-архивного института. В данной работе будет рассказано о самой личности Павла Петровича Смирнова и той роли, какую он сыграл для Историко-архивного института.

При изучении данной темы автор ставил перед собой несколько целей :

Изучить личность Павла Петровича Смирнова.

Рассказать о вкладе, который внес Павел Петрович в историю Историко-архивного института.

Эта работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Глава I называется «Биография П.П. Смирнова». В этой главе будут рассмотрены такие вопросы как :

Где родился и вырос П.П. Смирнов

Где учился и какое получил образование

Где работал

Какой научной деятельностью занимался

Какие труды написал

Глава II называется « П.П. Смирнов – профессор Историко-архивного института». В данной главе будет рассказано о преподавательской деятельности П.П. Смирнова непосредственно в Историко-архивном институте и какую роль он сыграл для института во время Великой Отечественной войны.


Глава I. Биография П.П. Смирнова.

Смирнов Павел Петрович родился 9 сентября  1882 г. в Симбирске. В 1897 г.  его семья переехала в Киев, где будущий ученый поступил на историко-филологический факультет Киевского императорского  университета св. Владимира. В университете в это время читали лекции такие ученые, как М.В. Довнар-Запольский, М.Ф. Владимирский-Буданов, А.И. Покровский, В.С. Иконников, В.Н. Перетц и др. Смирнов не только принимал активное участие в университетской жизни, но и давал частные уроки, которыми приходилось поддерживать семью после смерти отца. В университете в это время читали лекции такие ученые, как М.В. Довнар-Запольский, М.Ф. Владимирский-Буданов, А.И. Покровский, В.С. Иконников, В.Н. Перетц и др. Смирнов не только принимал активное участие в университетской жизни, но и давал частные уроки, которыми приходилось поддерживать семью после смерти отца. По окончании университета Смирнов как лучший из студентов-выпускников оставлен для подготовки к профессорскому званию. Темой для исследования Павел Петрович выбрал историю русского города XVII в. В 1912 г., сдав магистерские экзамены и прочитав пробные лекции, Смирнов становится приват-доцентом Киевского университета, заведующим нумизматическим кабинетом и археологическим музеем. В 1917 и 1919 гг. опубликованы первая и вторая части работы Павла Петровича «Города Московского государства в первой половине XVII века». В 1919 г. Смирнов защищает магистерскую диссертацию. В своих трудах П.П. Смирнову удавалось оживить сухой материал архивных записей, давая яркое изображение прошлого русской истории. В 1923 был арестован по обвинению в сотрудничестве с польской разведкой (дело «Центра действия»). В 1924 временно освобождён, но затем вновь арестован и приговорён к 10 годам лишения свободы. Приговор по делу «Центра действия» вызвал протесты международной общественности, в том числе премьер-министра Франции Раймона Пуанкаре. Вскоре срок заключения Смирнова был сокращён вдвое. В 1927 был досрочно освобождён (ему зачли дни, отработанные сверх нормы). В 1927—1934 — профессор Среднеазиатского университета в Ташкенте, читал лекции по русской истории на восточном факультете и историю экономического развития (хозяйственного быта) Запада и России на факультете хозяйства и права. В 1927 г. избирается профессором.  В течение пяти лет был директором Фундаментальной библиотеки университета. В 1931 был вновь арестован, обвинён в контрреволюционной деятельности, но через восемь месяцев освобождён из-за отсутствия доказательств.


Глава II. П.П. Смирнов – профессор Историко–архивного института.

В 1937 г., желая сосредоточиться на научной работе, П.П. Смирнов переезжает в Москву и начинает сотрудничать с Институтом истории АН СССР. В 1938 г. по рекомендации Ю.В. Готье, Смирнов приходит в Историко –архивный институт. С началом Великой отечественной войны П.П. Смирнов помимо занятий в институте читает лекции на призывных пунктах. 
 Историко-архивный институт не попал в список высших школ, подлежащих эвакуации. Директор ИАИ И.И. Мартынов, его заместитель С.С. Болтинов уехали из Москвы,  бросив институт на произвол судьбы. В октябре 1941 г. ИАИ закрывается. По инициативе П.П. Смирнова и при его непосредственном участии было написано письмо зам. наркому внутренних дел НКВД СССР В.В. Чернышеву, в ведении которого тогда был институт. Результатом этого письма стало возобновление работы ИАИ. 14 ноября 1941 г. начальник ГАУ НКВД СССР  И.И. Никитинский подписал приказ о назначении Смирнова и.о. директора ИАИ, а 23 ноября институт вновь открыл свои двери. На плечи Павла Петровича легла нелегкая ноша. «В институте было холодно, часто выключалась электроэнергия, не по всем дисциплинам были преподаватели, нередко лекции сопровождались аккомпанементом сирены воздушной тревоги, артиллерийскими залпами…».  Несмотря на все трудности, в институте постепенно налаживалась привычная жизнь. На должности и.о. директора ИАИ Смирнов пробыл недолго. Уже  12 мая 1942 г. он сдал дела новому директору П.Б. Жибареву.  Именно Павлу Петровичу Смирнову Историко-архивный институт обязан тем, что  в военные годы учебное заведение не было закрыто, а продолжало свою работу. Когда гитлеровские войска стояли под Москвой, П.П. Смирнов не только руководил Историко-архивным институтом, но  продолжал читать лекции и заниматься научной работой. В 1942 г. Смирнов принимает заведывание кафедрой истории СССР Московского городского педагогического института. В 1942 г. Павел Петрович  закончил работу над книгой «Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в.» и представил ее к защите на ученом совете МГУ в качестве докторской диссертации. Защита, состоявшаяся 22 сентября 1943 г.,  прошла блестяще, работа была рекомендована к печати, и в том же году труду присуждена Сталинская премия. Стоит отметить, что в этом же году Сталинской премии были удостоены С.С. Прокофьев, И.А. Пырьев, Д.Ф. Ойстрах, А.И. Хачатурян, О.Л. Книппер-Чехова и др. Павел Петрович бескорыстно передал свою премию в размере 100 тыс. рублей в фонд обороны СССР.  Деятельность П.П. Смирнова была по достоинству оценена правительством. Его наградили орденами «Трудового Красного Знамени», медалью «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945 гг.». Практически до самых последних дней своей жизни П.П. Смирнов продолжал работать. Последний раз он был в Историко-архивном институте 11 марта 1947 г., когда читал лекции и проводил заседание исторического кружка. У него было много научных планов, которым так и не суждено было сбыться. 2 апреля после, казалось бы, удачно проведенной операции Павел Петрович Смирнов скончался. Через год после смерти Павла Петровича Смирнова его вдова передала в библиотеку Историко-архивного института  около 2 тысяч книг из личного собрания П.П. Смирнова. Коллекция книг отражает научные интересы историка и содержит  книги по отечественной истории, по истории российских городов, а также многочисленные публикации документов и источников. В коллекции есть книги, написанные самим Павлом Петровичем Смирновым с его многочисленными пометками и правкой.


Заключение.

Автор достиг всех целей, которые ставил перед собой в начале работы.

Павел Петрович Смирнов внес огромный вклад в развитие Историко-архивного института. Если бы не он, то нашего института могло бы и не быть вообще или он был бы факультетом при одном из институтов. Мы должны помнить и самого Павла Петровича и то, что он сделал для нашего института.


Список использованных источников и литературы.

Источники:

Смирнов П.П. Война и Историко-архивный Институт в 1941 г. / П.П. Смирнов. – М. : 1943.

Литература :

1) Хорхордина Т.И. Корни и корона. Штрихи к портрету Историко-архивного института (1930-1991) / Т.И Хорхордина. – М. : 1997, 110 с.







Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 453256, Россия, Башкортостан, г. Салават, ул. Молодогвардейцев, 30 Тел.: (3476) 39-33-78, 39-20-30, факс.: 39-33-78, e-mail: market@skatz ru, сайт: www skatz
Реферат Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения курса Физическая география
Реферат А. С. Горецкий I общая информация об организации
Реферат Направления и содержание логопедической помощи детям младшего дошкольного возраста
Реферат Природа фантастического в повести А.Погорельского «Лафертовская маковница»
Реферат Реформы П.А. Столыпина
Реферат Метод убеждения - главный метод воспитания
Реферат Влияние нефтегазового комплекса на формирование эколого-экономической ситуации в Западно-Сибирском экономическом районе на примере Ханты-Мансийского автономного округа
Реферат Cancer Essay Research Paper IntroductionAccording to Mollet
Реферат Основные законы кредитования
Реферат Canada And Euthanasia Essay Research Paper There
Реферат Carl Sandburg Essay Research Paper Carl SandburgCarl
Реферат Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках информатики
Реферат Работа Жан-Жака Руссо о воспитании
Реферат Научно-техническое творчество в системе технологической подготовки