План
Введение
1 Предыстория
2 История
3 Основные цели Штаба
Список литературы
Введение
Штаб защиты русских школ (с 2003 года) — движение в Латвии в защиту школьного образования на русском языке. Возникло как коалиция (или периодическая встреча представителей) ряда общественных организаций (ЗаПЧЕЛ, Латвийский комитет по правам человека, Русская община Латвии, Русское общество в Латвии, Латвийская ассоциация русской молодежи, Молодежный клуб Латвии, Союз украинцев Латвии, Белорусское общество «Прамень» и др.), позднее к ее работе подключились и другие организации (Объединенный конгресс русской общины Латвии, Латвийская ассоциация в поддержку школ с обучением на русском языке) и люди извне. Нигде и никогда не было зарегистрирвано. Лидеры движения — Геннадий Котов, Юрий Петропавловский, Александр Казаков (выслан из Латвии в сентябре 2004 года как нежелательный иностранец), Владимир Бузаев. Известные педагоги, поддерживающие деятельность Штаба — Яков Плинер, Бронислав Зельцерман, Валерий Бухвалов.
1. Предыстория
Законодательная инициатива перевода средних школ национальных меньшинств на латышский язык обучения (к 2005 г.) впервые была одобрена Сеймом Латвии в феврале 1996 г.[1] После того, как движение «Равноправие» собрало[2] более 55 000 подписей в защиту школ меньшинств, законопроект был отложен.
В октябре 1998 г. Сейм Латвии принял Закон об образовании, согласно которому с сентября 2004 г. обучение во всех средних школах (с 10 по 12 класс) должно было вестись только по-латышски (так называемая реформа-2004). Протесты партий и общественных организаций, представляющих интересы русскоязычного населения (выражавшиеся, например, родительскими конференциями «Учиться на родном языке» в 2000[3], 2001[4] и 2002[5]) годах, оставались без внимания.
2. История
22 апреля 2003 г. группа общественных организаций по инициативе Латвийской ассоциации русской молодежи создала (см.) Штаб защиты русских школ. В 2003 году Штаб при значительной поддержке объединения ЗаПЧЕЛ участвовал в проведении ряда митингов и шествий, в том числе массовых (более 10 000 участников по оценке организаторов) — 23 мая и 4 сентября, организовал сбор примерно 107 тысяч подписей в защиту русских школ, серию собраний педагогов и родителей и информационных акций, поездку латвийских школьников в Страсбург. Правительство внесло поправки в закон об образовании, предусматривающие, что на латышском языке будет преподаваться не менее 60% уроков, но Сейм не спешил утвердить или отвергнуть их. Штаб не поддержал[6] на референдуме идею вступления в Европейский Союз, возражая против пассивности европейских институций по вопросу «реформы-2004».
В начале 2004 г. Штаб возглавил ряд школьных забастовок и митингов в Риге — 22 и 23 января, массовые 5 и 11 февраля. Сейм 22 января принял было во втором чтении поправки к закону, предусматривавшие учебу только на латышском, кроме предметов, «связанных с идентичностью» учащихся, но 5 февраля вернулся к требованию преподавать на латышском «не менее 60 %». По опросу Балтийского института социальных наук, переход на пропорцию «60:40» в 2004 г. поддерживало 20 % учителей, 15 % учащихся и 13 % родителей школ национальных меньшинств [7]. Всего же данную пропорцию, по другому исследованию[8] БИСН того же года, поддерживало 53 % населения (77 % латышей, 26 % русских, 35 % представителей других национальностей), не поддерживало 42 % (18 % латышей, 70 % русских, 60 % представителей других национальностей). Тема реформы и сопротивления ей вызвала эмоциональный отклик у многих жителей страны — согласно опросу[9] БИСН 2004 г., 70 % латышей согласились с утверждением «Меня сердит мысль о том, что русские сопротивляются обучению на латышском языке», а 58 % представителей нацменьшинств — с утверждением «Меня сердит мысль о том, что латыши навязывают обучение на латышском языке».
6 марта состоялся Вселатвийский съезд защитников русских школ (987 делегатов из 19 населенных пунктов), создавший переговорную группу и выдвинувший требования Штаба, 15—16 апреля — школьная забастовка во многих городах Латвии. 1 мая прошли самые массовые штабные митинги в Риге (по оценкам организаторов, около 65 тысяч участников, по оценкам полиции около 20 тысяч) и Лиепае. Митинги протеста против школьной реформы были самыми массовыми за период независимости, по оценке Freedom House.[10]
В 2004 г. премьер И. Эмсис создал рабочую группу с участием министров, правоохранительных органов, служб госбезопасности и экспертов для борьбы с противниками реформы. Позднее директор Бюро по защите Конституции Я. Кажоциньш оценивал, что «тогда удалось предотвратить фундаментальные угрозы национальной безопасности».[11]
1 сентября 2004 года Штаб провел еще один массовый митинг (правительство впервые за многие годы также организовало в этот день концерт в центре столицы), 2—6 сентября школьную забастовку. 12 сентября на основе базы данных сторонников штаба была создана общественная организация — Объединенный конгресс русской общины Латвии (ОКРОЛ).
По оценке правительства, реформа с сентября 2004 г. благополучно вводится в действие. По оценке Штаба, на деле исполнение закона во многом имитируется; о таких случаях говорит и ряд представителей «латышских» партий[12]. Следует отметить, что Государственная инспекция образования не проводила массовых проверок языка ведения уроков.
Штаб продолжил проводить акции протеста (более тысячи участников по оценке организаторов — 26.02.2005., 16.03.2005., 30.09.2005.) и праздники (11 декабря 2004 и 2005 года), сборы подписей и опросы школьников о результатах реформы. Сфера деятельности Штаба расширилась — она включает с весны 2005 года (402 делегата собрались на Второй съезд защитников русских школ 17 апреля) выступления за официальный статус русского языка, сопротивление акциям ветеранов Латышского легиона СС и их сторонников, а также критику закона о гражданстве, однако активность организации снизилась. Публичные акции часто проводились совместно с ЗаПЧЕЛ, ОКРОЛ и (праздники) Латвийским комитетом по правам человека, «Родиной». Также проводились встречи с представителями европейских правозащитных структур (Совет Европы[13], ОБСЕ).
В 2005 году Конституционный суд отклонил основные требования противников реформы-2004, но отменил запрет государству и самоуправлениям финансировать частные нелатышские школы в Законе об образовании и признал возможным в отдельных случаях смягчение процесса реформирования школ до 2007 г.
Последнее заседание под брендом Штаба и официальное заявление от его имени датировано осенью 2007 года. В дальнейшем акции в защиту русского языка и образования проводились под эгидой входивших в штаб организаций: ЗаПЧЕЛ, ЛКПЧ, «Родины», ЛАК, РОЛ.
3. Основные цели Штаба
1. Сохранение среднего образования на русском языке;
2. государство должно обеспечить подготовку преподавателей, обучающих школьников на русском языке;
3. на латышском языке преподаются: латышский язык и литература, история и география Латвии;
4. остальные предметы преподаются и экзамены по ним сдаются на русском языке;
5. добиться от государства обеспечения качественного обучения латышскому языку на уроках латышского языка и литературы;
6. восстановление в действии принципов[15] закона об образовании 1919 года.
Список литературы:
1. Стенограмма заседания Сейма 01.02.1996. (латыш.)
2. Залетаев С.
В русских школах — русский язык!
3. Обращение I Латвийской родительской конференции «Учиться на родном языке» к Сейму ЛР «О гарантиях образования на родном языке» 25.11.2000.
4. Резолюции II Латвийской родительской конференции «Учиться на родном языке» 24.11.2001.
5. Наказ III Латвийской родительской конференции «Учиться на родном языке» депутатам 8-го Сейма 14.09.2002.
6. «Ракурс», 20.09.2003.
7. Cittautiešu jauniešu integrācija Latvijas sabiedrībā izglītības reformas kontekstā. B. Zepas redakcijā. Baltijas Sociālo zinātņu institūts, 2004 — 79. lpp.
8. Etnopolitiskā spriedze Latvijā: konflikta risinājuma meklējumi. Rīga: BSZI, 2005 — 40. lpp. (латыш.)
9. Etniskā tolerance un Latvijas sabiedrības integrācija. Rīga: BSZI, 2004 — 71. lpp. (латыш.)
10. Freedom in the World - Latvia (2005)
11. Kažociņš: Gribētu turpināt iesākto Diena, 25.03.2008. — 5. lpp. (латыш.) См. также сокращенный перевод на inosmi.ru
12. Integrācijas prakse un perspektīvas. Rīga: BSZI, 2006 — 235. lpp. (латыш.)
13. В Риге задержаны шесть активистов Штаба Защиты Русских Школ, побеседовавших с комиссаром СЕ, 06.10.2003.
14. сайт Штаба
15. Dialogi.lv
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Штаб_защиты_русских_школ
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |