Изгнание евреев из Испании
(Альгамбрский декрет
) — изгнание евреев из Испании указом правящей королевской четы Фернанда II Арагонского и Изабеллы Католической, принятым в 1492 году в Альгамбре, (также известным как Гранадский эдикт
или Эдикт об изгнании
). Эдикт предписывал всем иудеям Испании в трёхмесячный срок креститься или покинуть пределы страны, оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали либо в Португалию (где через 30 лет история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Оттоманскую империю, страны Северной Африки. Для евреев изгнание стало чудовищной национальной катастрофой.
Формально эдикт касался всех последователей иудаизма, независимо от этнической принадлежности. Смысл указа состоял в лишении иудаистов защиты законом, т.е. делал их беззащитными от преступных посягательств и лишал права на законный суд. Разумеется, в таких условиях была невозможна никакая коммерческая и финансовая деятельность, являвшая основным занятием испанских евреев. Для возвращения под защиту закона достаточно было принять крещение, но большая часть иудеев предпочла сохранить веру и эмигрировала из Испании.
Предпосылкой изгнания стали мощные антисемитские настроения в Испании XV века, в основе которых лежал социальный конфликт между преимущественно крестьянским коренным населением и немногочисленной еврейской общиной, активно занимающейся торговлей и ростовщичеством, а так же проникшей во многие сферы административного управления, в том числе финансового. Ростовщичество было запрещено для христиан, как грех, но широко использовалось иудеями и к концу века привело к тяжелому социальному конфликту.
В результате брака наследника Арагонского престола Фернандо и наследницы Кастильского королевства Изабеллы в Испании началась активная католизация. Было решено захватить мусульманскую Гранаду и насильственно крестить иудеев и мусульман, с тем чтобы превратить Испанию в исключительно католическое королевство. Реализация плана началась с преследования насильственно крещённых иудеев. Инквизиция судила каждого подозреваемого в исполнении иудейских религиозных обрядов. Имущество осуждённых шло на финансирование войны с Гранадой. Для поощрения доносов доносчикам отдавали часть имущества, поэтому находилось всё больше и больше желающих поправить своё благосостояние за чужой счёт.
В 1483 году главой католической инквизиции стал Томас Торквемада, прославившийся своей жестокостью. Во время его правления были замучены сотни невинных. Архивы инквизиции содержат 49 092 досье. Но только 1,9 % из них определяют вину обвиняемого и передают дело светским властям для исполнения смертного приговора. Остальные 98,1 % были либо оправданы, либо получали лёгкое наказание (штраф, покаяние, паломничество)[1].
Несмотря на преследование, еврейская община оставалась сильной (и прежде всего в Кастилии), во-первых, благодаря своим богатствам, нажитым или путём крупных коммерческих операций (банки, крупные ссуды и т. д.), или производственной деятельностью, которой занимались массы еврейского населения, и, во-вторых, вследствие участия в органах управления и особенно в органах финансового ведомства (именно это участие и навлекало на евреев недоброжелательное к ним отношение со стороны народа)[2]
Законодательство продолжало защищать евреев против произвола чиновников и частных лиц. Об этом свидетельствуют письмо председателя королевского совета (от 1 марта 1479 г.) касающееся жалобы еврейской общины Авилы на незаконное требование налогов; распоряжения от 18 сентября 1479 г. и от 8 января 1480 г., подтверждающие привилегии евреев того же города, согласно которым воспрещалось брать у евреев в залог дома, одежду и другие объекты, причём евреи освобождались от городских налогов и повинностей; приказ главного капитана эрмандады о предотвращении насилий над евреями Авилы (1480 г.), которые часто становились жертвами грабежей и бесчинств; королевское распоряжение от 15 марта 1483 г., защищавшее еврейский квартал от нападений соседей-христиан, разрушавших его ограду; грамота от 16 декабря 1491 г., обеспечивавшая безопасность личную и имущественную, выданная той же общине в связи с избиением камнями одного еврея и опасениями, возникшими у остальных евреев, которые боялись, что их «схватят, изувечат и убьют», и другие документы того же порядка. в то же время евреям Гранады по договору о капитуляции этого города была предоставлена полная религиозная и гражданская свобода.
Однако сразу же после окончания реконкисты короли обнародовали указ от 31 марта 1492 г. об изгнании всех евреев из обоих королевств — Кастилии и Арагона. Указ мотивирует это крайнее решение «великим ущербом для христиан от общения, разговоров и связей с евреями, относительно коих известно, что они всегда стараются всевозможными способами и средствами отвратить верующих христиан от святой каталической веры и отдалить их от неё и превлечь и совратить их в свою нечестивую веру», и т. д.
Иудеям был дан срок до конца июля, причём им запрещено было не только возвращаться в Испанию, но даже проезжать через испанские земли под страхом смерти и конфискации всего имущества. До истечения этого срока евреи оставались под «защитой и покровительством короля», чтобы они могли «безопасно проходить и продавать и менять и отчуждать всё своё имущество, движимое и недвижимое, и распоряжаться им свободно». Однако все эти гарантии в действительности были мало эффективны. Насильственная продажа часто приносила огромный убыток продавцу, особенно из-за конкуренции, которая должна была возникнуть при почти одновременной продаже имущества всех евреев. А так как к тому же им запрещалось вывозить из Испании «золото, серебро, иную чеканную монету и другие вещи, запрещённые к вывозу законами нашего королевства, кроме товаров, не запрещённых или не приобретённых путём обмена», то ясно, что потери изгнанников были огромны. Но многие из них старались обойти закон, прибегая к денежным переводам за границу, используя свои связи с еврейскими банкирами и купцами различных стран. 14 мая, по просьбе самих изгнанников, опасавшихся насилий, была дана королевская грамота с новыми гарантиями и обнародовано распоряжение о порядке продажи и обмена имущества евреев.[2] До 31 июля всех евреев выселить не удалось, и окончательный срок был продлён до 2 августа.
Ни сам эдикт, ни иные законы тогдашней Испании не предусматривали ни смерти, ни какого иного наказания за отказ от крещения не предусматривали. Но т.к. эдикт делал иудеев беззащитными от посягательств на их жизнь и имущество, те, кто не захотел уехать крестились, хотя часть из них тайно продолжала исповедовать иудаизм. С точки зрения тогдашнего права, такие люди были религиозными клятвопреступниками и подлежали суду Инквизиции, который как правило, карал за это сожжением на костре.
Попытки иудеев обманом сохранить свою традиционную веру, притворяясь крещенными христианами легко раскрывались, т.к. соблюдение иудаистстских обрядов требовало некоторых очевидных атрибутов - хранения в доме торы и отказа работать (и вообще что либо делать) в субботу. Благодаря этим знакам Инквизиция успешно выявляла и наказывала клятвопреступников.
Точное число изгнанников, лишенных имущества и вынужденных покинуть страну, в которой их предки жили более 1500 лет, не может быть установлено и оценивается разными историками от 50 тысяч до 150 тысяч и более. Тем не менее, число избравших крещение было велико — до 50 тысяч. Число погибших — до 20 тысяч.
Согласно генетическим исследованиям Лидского университета проведенным в 2008 году, 20 % современного населения Испании имеет еврейские корни по мужской линии (и 11 % имеют арабские и берберские корни).[3]
Список литературы:
1. Kamen, Henry, The Spanish Inquisition, pp. 17-41.
2. Рафаэль Альтамира-и-Кревеа, История Испании. СПб, 2003. С. 516—518
3. Gene Test Shows Spain’s Jewish and Muslim Mix, New York Times, 12.05.2008 стр. А12
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Изгнание_евреев_из_Испании_(1492)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |