План
Введение
1 История
1.1 Древнеперсидский календарь
1.2 Зороастрийский календарь
1.3 Календарь Джалали
1.4 Двенадцатилетний животный цикл
2 Современный календарь
2.1 Реформы начала XX в.
2.1.1 В Иране
2.1.2 В Афганистане
2.2 Названия месяцев
2.3 Сезоны
2.4 Определение високосов
2.5 Дни недели
2.6 Соответствие григорианскому календарю
2.7 Некоторые даты
Список литературы
Иранский календарь
Введение
Иранский календарь или Солнечная хиджра (перс. تقویم هجری شمسی؛ سالنمای هجری خورشیدی) — астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан при участии Омара Хайяма, и с тех пор несколько раз уточнялся. Он ведёт летосчисление от хиджры (переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году, но основывается на солнечном (тропическом) годе, в отличие от классического исламского календаря, поэтому его месяцы всегда приходятся на одни и те же времена года. Начало года — день весеннего равноденствия (Навруз, праздник весны).
1. История
1.1. Древнеперсидский календарь
Календарь древних иранцев, как и древнеиндийский календарь, предположительно состоял из шести сезонов, каждый из которых приблизительно соответствовал двум лунным месяцам[1]. Древние персы, придя в соприкосновение с месопотамской культурой, синхронизировали свой календарь с вавилонским. Год начинался в районе весеннего равноденствия и состоял из 12 лунных синодических месяцев (по 29 или 30 дней), насчитывая таким образом около 354 дней. Для компенсации разницы с тропическим годом раз в шесть лет вставлялся тринадцатый месяц.
1.2. Зороастрийский календарь
Предположительно в V в. до н. э. ахеменидской администрацией был введён новый тип календаря — солнечный, устроенный по египетскому образцу с 12 месяцами по 30 дней, никак не связанными с фазами луны и названными в честь почитаемых зороастрийских язатов[1]. Как и в египетском календаре, к 360 дням прибавлялись эпагомены — 5 дополнительных дней. Чтобы приводить в соответствие такой календарь с тропическим годом в 365,2422 дней, каждые 120 лет (по другим данным 116 лет) вставлялись накапливающиеся 30 дней в виде дополнительного месяца. Именно этот календарь стал прообразом современного иранского календаря, а зороастрийские названия месяцев сохранились в нём до сих пор.
1.3. Календарь Джалали
Мусульманские завоеватели, сокрушившие Сасанидский Иран, использовали завещанный Кораном исламский календарь, основанный на годе в 12 лунных месяцев без приведения в соответствие с солнечным годом и ведущий отсчёт годов от хиджры Мухаммада. Этот календарь использовался как официальный во всём исламском мире и сохраняет своё религиозное значение в Иране до сих пор. Между тем совершенная несогласованность его с природными сезонами и, следовательно, сельскохозяйственными циклами, весьма рано заставила мусульманских правителей использовать подобие сасанидского зороастрийского календаря (так называемый хараджи
) с вставными 5-ью днями каждый год и одним месяцем раз в 120 лет для сбора хараджа с подвластного немусульманского населения[2].
В 1079 г. в правление сельджукского султана Джалалуддина Мелик-шаха был принят официальный солнечный календарь, разработанный группой астрономов Исфахана во главе с Омаром Хаймом. Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Новруза (то есть начала года) к весеннему равноденствию, понимаемому как вхождение солнца в созвездие Овна[3]. Так, 1 фарвардина (Новруз) 468 солнечного года хиджры, в которое был принят календарь, соответствовало пятнице, 9 рамазана 417 лунного года хиджры и 19 фарвардина 448 года Йездигерда (15 марта 1079 г.). Для отличия от зороастрийского солнечного года, называемого qadīmī («древний») или fārsī («персидский»), новый календарь стали называть jalālī (перс. جلالی) или malekī (перс. ملکی) в честь самого Мелик-шаха. Так же и новый Новруз получил названия Nowrūz-e malekī, Nowrūz-e solṭānī или Nowrūz-e Ḥamal («Новруз Овна»).
Количество дней в месяцах календаря Джалали варьировало от сроков вступления солнца в тот или иной зодиакальный знак и могло колебаться от 29 до 32 дней. Изначально были предложены инновационные названия месяцев, а также дней каждого месяца по образцу зороастрийского календаря. Однако они не прижились и месяцы стали именоваться в общем случае именем соответствующего знака зодиака. В фарси эти имена представляют собой заимствования из арабского языка.
Несмотря на довольно точное соответствие природным сезонам, календарь Джалали требовал трудоёмких астрономических наблюдений и расчётов, а после смерти его покровителя Мелик-шаха в 1092 г. они фактически прекратились[4]. Тем не менее при его создании была разработана общая формула расчёта високосных лет, в который добавлялся дополнительный 366-й день в году. В общем виде она заключается во вставке 8 високосных дней в 33 года: високосный день вставляется раз в четыре года 6 циклов, а в 7-й он вставляется раз в 5 лет. Потому для государственных и хозяйственных нужд календарь Джалали долго служил в Иране и прилегающих странах.
1.4. Двенадцатилетний животный цикл
В XIII в. Ближний Восток был завоёван монголами, принёсшими распространённый в зоне влияния китайской культуры двенадцатилетний цикл годов, называемых по животным. Монгольское нововведение приживалось не сразу и в конечном итоге животный цикл был инкорпорирован в существовавшую систему, где уже сосуществовали религиозный лунный исламский календарь и солнечный календарь Джалали, с существенными изменениями. Солнечный год Джалали, который полностью совпадал по времени начала лунным, исключался из животного цикла[5].
2. Современный календарь
2.1. Реформы начала XX в.
В Иране
В 1911 году Меджлис (парламент) Каджарского Ирана официально утвердил государственный календарь, базирующийся на календаре Джалали с названиями месяцев в честь зодиакальных созвездий (точнее знаков) и именованием годов по двенадцатилетнему животному циклу. Он оставался в ходу до революции 1925 года.
После прихода к власти шаха Резы Пехлеви 11 фарвардина 1304 г. солн. х. (31 марта 1925 г.) парламент Ирана принимает новый календарь — Солнечную хиджру
(перс. گاهشماری هجری خورشیدی یا هجری شمسی), в котором восстанавливались древние зороастрийские названия месяцев. Не в последнюю очередь принятию этих названий поспособствовал кандидат от зороастрийцев Кейхосров Шахрух, поддерживаемый группой иранских патриотов-мусульман. При этом двенадцатилетний животный цикл был официально запрещён, хотя ещё долго использовался в быту[2].
Новый календарь представляет собой упрощённый вариант Джалали. Первые шесть месяцев в нём состоят из 31 дня, следующие пять — из 30 дней, а последний — из 29 дней в обычные годы или 30 в високосные (перс. کبیسه). Бо́льшая продолжительность первой половины года соответствует более длинному периоду между весенним и осенним равноденствием. В целом вставка високосов в календаре следует 33-летнему циклу, иногда заменяемому на 29 и 37-летний.
24 эсфанда 1354 г. солн.х./14 марта 1975 года по инициативе шаха Мохаммеда Резы Пехлеви вместо эры хиджры была введена новая эра — шаханшахи
(перс. شاهنشاهی) «царская» от предполагаемого года вступления на престол Кира Великого (559 г. до н. э.). 21 марта 1976 становилось первым днём 2535 года эры шаханхахи. Это нововведение вызвало неприятие у исламских священнослужителей и было в целом проигнорировано обществом. В 1978 году шах был вынужден вернуть эру хиджры[2].
Хотя революция 1979 г. проходила под знаменем исламизации и отказа от всего, связанного с наследием династии Пехлеви, после её свершения иранский календарь не был изменён и зороастрийские названия месяцев сохраняются до сих пор.
В Афганистане
В 1301 г. с.х./1922 г. по примеру Ирана в соседнем Афганистане, где до тех пор официально использовалась только лунная хиджра, был введён иранский солнечный календарь с зодиакальными названиями месяцев. При том на языке дари они, как и в Иране, называются арабскими названиями, а на язык пашто были переведены дословно.
Изначально, как и в календаре Джалали, число дней месяцев варьировало в зависимости от движения солнца по зодиаку (от 29 до 32). Только в 1336/1957 году была введена иранская система с постоянным числом дней в месяцах, но сами названия месяцев остались прежними[2].
2.2. Названия месяцев
Иранский год начинается в день весеннего равноденствия, отмечаемое как Новруз — самый значительный народный праздник в Иране, Афганистане, также отмечаемый и во многих соседних странах, где однако приняты другие календари.
2.3. Сезоны
Год традиционно делится на четыре сезона по три месяца каждый:
· Весна
(перс. بهار [bæhɒr], пушту پسرلۍ[psar'lai]): фарвардин, ордибехешт, хордад
· Лето
(перс. تابستان [tɒbestɒn], пушту دوبئ['dobai]): тир, мордад, шахривар
· Осень
(перс. پایز [pɒjiz], пушту منئ['mənai]): мехр, абан, азар
· Зима
(перс. زمستان [zemestɒn], пушту ژمئ['ʒəmai]): дей, бахман, эсфанд
2.4. Определение високосов
Високосные годы определяются иначе, чем в григорианском календаре: високосным считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1, 5, 9, 13, 17, 22, 26 или 30; таким образом, в каждом 33-летнем периоде 8 високосных лет, и средняя продолжительность года составляет 365,24242 дня, что даёт ошибку в 1 день за 4500 лет. Иранский календарь в этом отношении точнее григорианского.
2.5. Дни недели
Неделя иранского календаря начинается в субботу и заканчивается в пятницу — официальный выходной день.
· Суббота — Шамбе
(перс. شنبه);
· Воскресенье — Йекшамбе
(перс. یکشنبه);
· Понедельник — Дошамбе
(перс. دوشنبه);
· Вторник — Сешамбе
(перс. سه شنبه);
· Среда — Чахаршамбе
(перс. چهارشنبه);
· Четверг — Панджшамбе
(перс. پنجشنبه);
· Пятница — Джоме
(перс. جمعه) или Адине
(перс. آدینه)
Названия дней с воскресенья по четверг представляют собой прибавление к имени субботы последовательного числительного: воскресенье — «один-суббота», понедельник — «два-суббота» и т. д. Название пятницы Джоме происходит от арабского слова «собрание» — имеется в виду традиционная пятничная коллективная молитва мусульман.
2.6. Соответствие григорианскому календарю
Звёздочкой отмечены года, в которые Новруз приходится на 20 марта григорианского календаря. В остальные года Новруз — 21 марта[6].
Григорианский год | Год солнечной хиджры |
1999–2000 | 1378 |
2000–2001 | 1379* |
2001–2002 | 1380 |
2002–2003 | 1381 |
2003–2004 | 1382 |
2004–2005 | 1383* |
2005–2006 | 1384 |
2006–2007 | 1385 |
2007–2008 | 1386 |
2008–2009 | 1387* |
2009–2010 | 1388 |
2010–2011 | 1389 |
2011–2012 | 1390 |
2012–2013 | 1391* |
2013–2014 | 1392 |
2014–2015 | 1393 |
2015–2016 | 1394 |
2016–2017 | 1395* |
2017–2018 | 1396 |
2018–2019 | 1397 |
2019–2020 | 1398 |
2020–2021 | 1399* |
2021–2022 | 1400 |
2.7. Некоторые даты
· 12 бахмана 1357 — 1 февраля 1979: Прибытие Хомейни в Иран;
· 12 фарвардина 1358 — 1 апреля 1979: Провозглашение Исламской республики в Иране;
· 12 мордада 1384 — 3 августа 2005: Вступление Ахмадинежада в должность президента.
Список литературы:
1. S. H. Taqizadeh: Old Iranian Calendars
2. Antonio Panaino, Reza Abdollahy, Daniel Balland. CALENDARS на iranica.com
3.
согласно Naṣīr-al-Dīn Ṭūsī. Zīj-e īl-ḵānī
4. Omar Khayyam. The MacTutor History of Mathematics archive.
5. R. S. Poole, The Coins of the Shahs of Persia. Safavids, Afghans, Efsharis, Zands and Kajars, London, 1887. pp. xviii-xx
6. Persian calendar by Holger Oertel
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иранский_календарь
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |