Реферат по предмету "История"


Россия первой половины 19в в системе международных отношений

Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3


1 Предмет и задачи курса « Отечественная история»…………………….........3


1.1 Предмет исторической науки…………………………………………….......3


1.2 Предмет «Отечественная история»………………………………………….3


1.3 Задачи курса «Отечественная история»………………………......................4


1.4 Функции исторического познания…………………………………………...4


Заключение…………………………………………………………………….......5


Введение…………………………………………………………………………...6


2 Россия первой половины ХIХ века в системе международных отношений………………………………………………………………………....6


2.1 Борьба России против Наполеоновской агрессии…………………………..6


2.2 Восточный вопрос…………………………………………………………......7


2.3 Северное направление …………………………………………………….8


2.4 Отечественная война…………………………………………………………9


2.5 Освобождение Европы от наполеоновской армии………………………...11


2.6 Венский конгресс и священный союз………………………………………11


2.7 Революционные движения в Европе……………………………………….11


2.8 Восточный вопрос…………………………………………………………..11


Заключение…………………………………………………………………….....13


3 Тест……………………………………………………………………………..14


Список используемой литературы ……………………………………………..15


Введение


Изучая историю, мы приобретаем опыт предшествующих поколений, потому что конечная цель истории не собирание исторических фактов, а анализ развития общества, для того чтобы, познав на материале прошлого законы этого развития, лучше понять настоящее и прогнозировать будущее.


Цель данной работы – изучить и раскрыть вопрос по предмету «История Отечества». Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:


1. Рассмотреть предмет «Отечественная история»


2 . Рассказать о задачах курса «Отечественная история»


Для изучения и раскрытия этих вопросов была использована следующая литература: «Основы курса истории России»; «Отечественная история» и др.


1 Предмет и задачи курса « Отечественная история»


1.1 Предмет исторической науки


Отечественная история занимает ключевое место в системе гуманитарных наук. Знание истории своего государства формирует гражданскую позицию, помогает раскрыть нравственные качества человека для самореализации и во благо своей Родины. Курс отечественной истории готовит студента к углубленному восприятию других гуманитарных и социальных наук .


1.2
Предмет «Отечественная история»


Предметом «Отечественная история» является изучение социального, экономического, политического и культурного развития России, и ее народов, которое проявляется в исторических событиях и фактах.


Изучение истории России позволяет осознать весь исторический путь нашей страны на конкретном фактографическом материале, обобщить многосторонний опыт исторического развития Российского государства, его преобразовательную деятельность, организационно-государственное строительство в различных исторических условиях.1


1.3 Задачи курса «Отечественная история»


Основные задачи курса «Отечественной истории»:


-определить место истории в развитии общества;


-раскрыть содержание исторических понятий и категорий;


-объяснить на конкретно-историческом материале различных эпох взаимосвязь российской и мировой истории


-осмыслить исторические факты и интерпретации различных теорий изучения истории;


- показать по каким проблемам истории ведутся споры и дискуссии;


- воспитывать у студентов на историческом материале уважение и любовь к своему отечеству.


1.4 Функции исторического познания


Познавательная и интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, и народов;


Практически- политическая функция помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс и избегать субъективных выводов. Русский историк В.О. Ключевский, определяя практическое значение знаний истории, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу - над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями».


Мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития.[1]


Воспитательная функция она показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества, позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества.


Заключение


На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы:


1. Предметом изучения истории России являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, конкретные формы которых проявляются в исторических событиях и фактах.


2.Изучение истории России позволяет осознать весь исторический путь нашей страны на конкретном фактографическом материале, обобщить многосторонний опыт исторического развития Российского государства, его преобразовательную деятельность, организационно-государственное строительство в различных исторических условиях.


3. Задачи предмета истории заключаются в том, чтобы студент изучал и умел описывать исторические события, т. е. знал фактический материал. Он должен знать алгоритмы объяснения исторических событий, используя при этом возможность выбора той или иной системы теоретического знания. И особенно важно, чтобы он понимал людей прошлого.


4.Студент, изучающий историю должен уметь самостоятельно получать знания, размышляя над историческими фактами и индивидуально интерпретируя их.


Введение


Первая половина ХIХ в. Для России была значительным этапом для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Как защиту собственных границ, так и расширение территории по военно-стратегическим, геополитическим, и экономическим интересам страны. К этому времени Россия завоевала международный престиж, и поэтому ей предстояло играть самую активную роль на международной арене. В начале ХIХ столетия молодой император призвал к управлению своих близких друзей, и создал совещательный орган «негласный комитет». На первых же заседаниях « негласного комитета» было принято решение в отказе от союзных договоров и коалиций, участие в которых могло бы втянуть Россию в вооруженный конфликт. Но вскоре от этой концепции пришлось отказаться.


2 Россия первой половины Х
I
Х века в системе международных отношений


2.1 Борьба России против Наполеоновской агрессии


После победы Наполеона над 2-ой коалицией и подписания Люневильского мира с Австрией, Франция стала одной из наиболее сильных в военном и политическом отношении, держав Европы. Так же подписанный мирный договор 1801г России и Франции укрепил господствующее положение Наполеона. Что значительно ущемляло интересы Росси. Но уже в 1804 г. из-за несогласия в ряде вопросов дипломатические отношения между Россией и Францией были прерваны. В 1805 г. сложилась новая, третья антинаполеоновская коалиция, в состав которой вошли Англия, Австрия, Россия. В 1805 г началась война, но войска потерпели поражение. По мнению А.А. Корнилова: главным образом из-за неумелого ведения дела австрийскими генералами, и отчасти благодаря неопытности и самонадеянности Александра I. Который заставлял русского главнокомандующего Кутузова действовать согласно планам австрийского стратега Вейротера. Австрия вышла из войны, третья коалиция распалась. И 26 декабря в Пресбурге заключила мир с Францией. Россия была вынуждена отступить. Александр начал готовиться к продолжению войны , В 1806 году была образована четвертая коалиция против Франции. В нее вошли: Россия, Пруссия, Англия, и Швеция. Началась новая война. Прусская армия была разбита при Иене, и затем уничтожена при Аурштете. Французкая армия вошла в берлин и вынудила Пруссию капитулировать . Россия как и в 1805г осталась один на один с грозным противником. В1807 г. Произошло сражение под Фридландом, где русская армия потерпела поражение и отступила за Неман. Наполеоновская армия вышла к границам России.


Разгром Пруссии, нерешительность Австрии, война с Турцией, ориентация Англии на решение собственных экономических проблем, угроза международной изоляции и давление приближенных, общая усталость от войны и финансовые трудности не оставили выбора Александру 1 как сесть за стол переговоров с Наполеоном . Летом 1807г в Тельзите между Россией и Францией был подписан мирный и союзный договоры. По его условиям из польских земель создавалось Герцогство Варшавское. Россия по договору вынуждена была присоединиться к континентальной блокаде Англии (по условиям континентальной блокады Россия не могла поддерживать торговые отношения с Великобританией). Все это было не выгодно для России, но позволяло сделать паузу и заняться политикой на восточном и северном направлениях.


2.2 Восточный вопрос


На востоке в 1806 году началась война России с Турцией, которую поддерживал Наполеон. Россия хотела укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, и не дать Турции вернуть часть черноморского побережья. Россия пыталась добиться Благоприятных условий для русских купцов установления свободного режима прохода русских судов через Босфор и Дарданеллы .


Эта война была затяжной и долгое время не приносила ни каких результатов, и только после назначения М.И.Кутузова в марте 1811г командующем Дунайской армией, который нанес сокрушительный удар Османской армии на берегах Дуная, заставило турецкое правительство подписать Бухарестский мирный договор 1812г, очень важный , в это время для России, поскольку перед ней уже явно вырисовывалась угроза французского вторжения. К России отошли Бессарабия, большая часть Черноморского побережья Кавказа Русско-Турецкая граница устанавливалась по реке Пруту Молдова и Валахия остались в пределах Турции, но получили особые привилегии. Сербам султан обязался предоставить автономию.


Еще в начале столетия чтобы избежать порабощения Турцией и Ираном многие народы Закавказья стремились к соединению с Россией. Им нужен был сильный покровитель который смог бы защитить их от постоянных опустошительных набегов Турков и Иранцев которые истребляли христиан Закавказья. Так например правитель Кортели-Кохетинского царства был вынужден просить Россию принять территорию Восточной Грузии в свой состав. В 1801г. Восточная Грузия была присоединена к Российской Империи, а управление перешло к Александру I.Немного позднее в 1803-1804 г.г. княжества Западной Грузии так же стали частью России . Это вызвало обострение Русско-Иранских отношений. И в 1804 г. Иран выдвинул требования о том, чтобы русская армия покинула территорию Грузии, на что Александр ответил отказом. Иран начал военные действия против России.В этой войне Россия одержала победу и в 1813 г. По Гюлистанскому миру к России отошли Северный Азербайджан и Дагестан.


2.3 Северное направление


На севере Европы в 1808г Россия под нажимом Наполеона вынуждена объявить войну Швеции, которая нарушила континентальную блокаду. Россия сумела к 1809г. одержать победу. Результатом этой войны стало заключение Фридрихсгамского мирного договора и присоединение Финляндии к России как автономии, управляющееся по своим внутренним законам, имеющее свою казну и парламент.


2.4 Отечественная война


Союз между Россией и Францией имел временный характер. Это понимали и в Париже, и в Петербурге, хотя многие сановники обеих стран выступали за сохранение мира.


Так, против войны выступали и посол Франции в России маркиз Л. Коленкур, и ближайший советник Александра I М. М. Сперанский, Однако противоречия накапливались и вели к открытому конфликту.


Постоянные нарушения Россией условий континентальной блокады;


Поддержка Наполеоном антирусских настроений в герцогстве Варшавском, которое хотело восстановить свои прежние границы. Это стремление угрожало территориальной целостности России; Подстрекание Наполеоном Турции и Ирана к войне с Россией; стремления Наполеона к европейскому господству; недовольством русского дворянства ведением внешней политики Александра I. Все это послужило к началу войны с Наполеоном.[2]


24 июня 1812 г. почти 500 тыс. солдат Наполеона, перейдя реку Неман, вторглись в Россию. Русская армия насчитывала более 220 тыс. человек, причем она была разделена на три части. Первая армия генерала М. Б. Барклая-де-Толли находилась в Литве, вторая - генерала П. И. Багратиона - в Белоруссии, третья - генерала А. П. Тормасова - на Украине. План Наполеона состоял в том, чтобы разгромить русские армии по частям мощным концентрированным ударом. Русские армии отступали на восток, сохраняя свои силы и изматывая противника. 2 августа 1-я и 2-я русские армии соединились под Смоленском. Здесь в двухдневной битве Наполеон потерял 20 тысяч, солдат и офицеров, русские -6 тысяч. Война принимала затяжной характер. Русская армия продолжала отступать, заманивая противника вглубь страны. 17 августа под давлением общественного мнения, главнокомандующим был назначен ученик Суворова, М. И. Кутузов.


Кутузов решил дать генеральное сражение Наполеону у села Бородино в 124 км западнее Москвы. Рано утром 26 августа сражение началось. Перед русскими стояла задача: измотать противника, подорвать его военную мощь и боевой дух, а в случае удачи самим начать контрнаступление.


Наполеон рассчитывал прорвать оборону русских, окружить армию Кутузова и разгромить ее. Бородинская битва закончилась поздно вечером, войска отошли на исходные позиции. В Бородинской битве Наполеон потерял 58 тыс. солдат и 47 генералов. Потери русских были менее значительными, хотя из командного состава погибло 23 генерала, в том числе И. Багратион. Бородино явилось моральной и политической победой русских. Сам Наполеон позже писал: «Французы показали себя в нем (Бородинском сражении - И. К.) достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми1
.


1 сентября на совещании в Филях Кутузов принимает решение оставить Москву, чтобы сохранить армию. Наполеон вступил в Москву 2 сентября и пробыл там до 6 октября 1812 г. В это время Кутузовым был осуществлен план под названием Тарутинский марш-маневр. Русская армия, выступая из Москвы по Рязанской дороге, в районе Красной Пахры свернула на Калужскую дорогу и расположилась у Тарутино.В Тарутино армия Кутузова пополнилась до 120 тыс. человек, увеличила артиллерию и конницу. Кроме того, она как бы прикрывала собой дорогу на Тулу, где были основные оружейные склады.


Наполеоновская армия была деморализована пребыванием в Москве: голодом, мародерством, пожаром, охватившим русскую столицу. В надежде пополнить запас оружия и продовольствия Наполеон вывел свою армию из Москвы. 12 октября под Малоярославцем армия Наполеона потерпела поражение и начала отступление из России по разоренной Смоленской дороге.


На заключительном этапе войны тактика русской армии заключалась в параллельном преследовании противника. Русская армия, не вступая в сражение с Наполеоном, уничтожала его армию по частям. Сражение при Березине завершило разгром наполеоновской армии, и границу России пересекли только 30 тыс. французских солдат.


2.5 Освобождение Европы от наполеоновской армии


В 1813-1814 гг. русская армия вместе с союзниками очистила от наполеоновских войск Центральную и Западную Европу. 18 марта 1814 г. русский полковник 2М. Ф. Орлов принял капитуляцию Парижа.


2.6 Венский конгресс и священный союз


В 1814-1815 гг. состоялся Венский конгресс европейских государств, на котором были удовлетворены территориальные притязания стран-победительниц. Венский конгресс положил начало существованию Священного союза (Австрия Пруссия, Россия), который был окончательно оформлен в Париже 26 сентября 1815 г.1


2.7 Революционные движения в Европе


После падения империи Наполеона. Священный союз имел исключительно реакционную направленность. В его задачи входило подавление революционных и национально-освободительных движений в Европе. Священный союз санкционировал подавление революции в Неаполе (1820-1821 гг.), Пьемонте (1821 г.), Испании (1820-1823 гг.). Россия занимала в этом Союзе ведущее место.


2.8 Восточный вопрос


В период царствования Николая Iглавное место во внешней политике занимал восточный вопрос. В 1826г. Иранская армия вторглась в Карабах. Но русские войска при поддержке армянских и грузинских добровольнических отрядов в 1827г. Захватили крепость Эривань, потом Азербайджан и Тавриз. В феврале 1828г был подписан Туркмачинский мирный договор. В состав России вошли Эривань и Нахичевань. В 1828г. Была образована Армянская область. Все большее значение приобретал тот факт, что в составе Турции находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова, которые видели в России единственного защитника и спасителя. В ходе греческого восстания против Османского ига, начавшегося в 1821 г., Россия поддержала своих братьев по вере и крови, что послужило поводом для русско-турецкой войны 1828г. В 1829г. Россия одержала победу и по Адрианопольскому миру к ней отошли Анапа, Поти, Ахалцих и Алхалкалаки.


По мере закрепления России на Кавказе возрастало сопротивление горских народов. В конце20-х гг. было создано религиозно-политическое движение мюридизм. Это движение было направленно против русских. На территории Дагестана и Чечни было создана государственная система – имамат- с многочисленной армией.


Но уже в 40-х гг. в этой системе стали проявляться признаки кризиса. Россия воспользовалась нестабильной обстановкой имамата и нанесла сокрушительный удар. В 1859г остатки войска имамата были окончательно разбиты. В 1864г. присоединение Кавказа к России было завершено.


Заключение


Первая половина ХIХ века - значительный этап в историческом развитии России. В начале ХIХ века не достигнув успеха в борьбе с наполеоновской Францией, Россия на других внешнеполитических направлениях укрепила свои позиции и расширила свою территорию.


Победа в Отечественной войне и удачное завершение заграничных походов русской армии, результатом которых был разгром армии Наполеона, также принесли России ряд территориальных приобретений и упрочили ее международное положение. Кроме того, русская армия осуществила благородную миссию, освободив Европу от французского господства.


В результате русско-иранской и русско-турецкой войн конца 20-х годов в ХIХ века в состав России окончательно было включено Закавказье. Началось экономическое, политическое и культурное сближение русского народа с народами Закавказья.


3 Тест


1 Царствование Екатерины I В 1725-1727


2 Царствование Елизаветы Петровны. Б 1741-1761


3 Царствование Анны Иоанновны. А 1730-1740


4 Царствование Екатерины II Г 1762-1796


Список используемой литературы


1 Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса истории России – М., 1999-651с.


2 История России: Учебник.- 2-е изд., А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М, 2004.-520с.


3 Всемирная история / Под ред.-Г.Б. Поляка, А.Н.Марковой. - М,-1997.-496с.


4 История внешней политики России. Первая половина ХIХ века (от войн России против Наполеона до Парижского мира 1856г.) - М.1999-448с.


( Институт российской истории РАН).


5 История России с древнейших времен до конца ХVII века./А.Н. Сахаров, В.И. Буганов - М, 2001-272с.


6 Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века/ под ред. Игнатьева А, В,-М, 2007г.



1
Кузнецов, И. Н. Отечественная история. - М., 2006.- С.14.


[1]
Всемирная история / под ред. Г, Б, Поляка, А.Н, Марковой.- М 1997 - 7


[2]
Всемирная история / под ред.-Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой – М 1997-с. 328


1
Кузнецов И. Н. Отечественная история.-М..2006.- С.201.


1
Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века / под ред. Игнатьева А.В..-М., 2007 – С.231.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономическое развитие стран ОПЕК (на примере Саудовской Аравии)
Реферат Критерії науковості знання
Реферат Карл Ясперс: философия истории
Реферат Концепция научных революций Т. Куна
Реферат Личность в истории философии
Реферат Критика метафизики и разложение западного рационализма: Хайдеггер
Реферат Лютер и предопределение
Реферат Любовь
Реферат Людвиг Фейербах и теория познания
Реферат Исследование возможности наполнения темы "Элементы II группы периодической системы Д.И. Менделеева" прикладным и экологическим содержанием посредством проведения интегрированных уроков
Реферат История русской души
Реферат Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм
Реферат Экотуризм в России
Реферат Механистический этап в эволюции естествознания
Реферат Моделирование как метод познания окружающего мира