Реферат по предмету "История"


Горьковский автомобильный завод в годы Великой Отечественной войны

Горьковский Автомобильный заводв годы Великой Отечественной войны. Аннотация 1 января 1997 года акционерному обществу ГАЗ исполняется 65 лет. За все эти годы Горьковский автомобильный завод позднее ОАО ГАЗ прошл огромный путь развития. Было освоено производство большого количества различных типов грузовых и легковых автомобилей, а также военной техники.

Завод всегда стоял на передовых рубежах отечественного автомобилестроения. История Горьковского автомобильного - одна из славных страниц истории нашей страны. В тяжелые годы Великой Отечественной войны автозавод в кратчайшие сроки перестроился и начал давать фронту военную технику. Именно об этом тяжлом периоде в истории завода я и хотел бы рассказать в моей курсовой работе. И, конечно, прежде всего мой рассказ будет о людях, которые героически трудились в

тылу на Горьковском автомобильном заводе. Вс для фронта, вс для победы - под таким девизом работали, не жалея сил, автозаводцы все 1418 суровых военных дней. На место ушедших на поле битвы мужчин встали женщины, подростки. Выполняя задания фронта, люди сутками не выходили из цехов. За годы войны завод стал настоящей кузницей оружия танки, самоходные установки, бронеавтомобили, боеприпасы,

даже легендарные Катюши и многое другое вооружение рождалось в цехах. На разбитых фронтовых дорогах горели полуторки и самоходки, уходили под лд Ладоги, спасая жизни людей. Уходили в бессмертие Как и тысячи автозаводцев, не вернувшихся с Великой Отечественной. Как и тысячи автозаводцев, погибших на своих рабочих местах во время налтов фашистской авиации. Вечная им память 22 июня 1941 года. Этот воскресный день был для автозаводцев по-необычному

праздничным. Накануне, в субботу, с конвейера сошл юбилейный мотор. Миллионный моторЗаводская многотиражка Автогигант вышла с броским заголовком через всю газетную полосу Есть миллионный мотор. Горьковская коммуна поздравляла автомобилестроителей с большой трудовой победой. По радио шл концерт по заявкам передовиков производства. Уже с утра на трамвайных и автобусных остановках многолюдно.

Одни направлялись в Стригинский бор на массовое гуляние, другие на окский пляж, любители спорта спешили на стадион. Всюду веслое оживление, радостные лица, музыка. Кто мог подумать, что через считанные часы вс это круто переменится Кто мог знать, что уже переменилось В час дня из репродуктора послышались гулкие удары метронома. Они настораживали, заставляли убавить шаг, остановиться.

А через мгновение суровая грозная весть всколыхнула и потрясла людей. Она ворвалась в их жизнь коротким и страшным словом война. Разом перевернулся мирный уклад, нарушился привычный трудовой ритм, каждый по-новому взглянул на сво место в жизни. Как присягу на верность, как клятву восприняли автозаводцы заключительные слова правительственного сообщения Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

Из соцгорода, Стригинского бора, с окского пляжа к проходным автозавода устремился людской поток. Несмотря на воскресный день, автозаводцы шли на свои участки, к своим станкам, рабочим местам. Мощной волной прокатились по цехам и отделам многолюдные митинги. Реяли на ветру только что написанные лозунги Все, как один, на защиту Родины, Разгромим фашистских агрессоров, Ответим на удар врага сокрушительным ударом,

Каждый должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженной работы. Гневно и взволнованно звучали выступления рабочих, инженеров, служащих. Часом позже на площади у главной проходной состоялся общезаводской митинг. Один за другим поднимались автозаводцы на импровизированную трибуну. Их выступления были пронизаны одной мыслью - отдать все силы, а если потребуется, то и жизнь делу победы.

Каждый сердцем чувствовал перед таким единством, такой сплоченностью не устоять никакому врагу. Море рук взметнулось над площадью, когда единодушно принималась общая резолюция Мы объявляем себя мобилизованными на защиту нашей любимой Родины и готовы трудиться и бороться, не щадя сил, до полной победы над врагом И тут же в президиум митинга стали поступать первые заявления с просьбой, с требованием немедленно направить

их на фронт. Заявления патриотов, написанные по велению сердца на листочках из записных книжек, на бланках рабочих нарядов, на уголках утренних газет. Многие участники митингов, сменив праздничную одежду на рабочие спецовки, в тот же день встали к станкам, агрегатам, машинам. Сознавая всю глубину опасности, которая угрожала Родине, автозаводцы поклялись работать не покладая рук, не считаясь со временем, чувствуя себя на заводе, как на линии огня, а у станков - как у орудий.

22 июня мастер инструментально-штампового отдела Шабанов вместе с рабочими своей смены шлифовщиком Дорогавцевым, слесарем Рыкалиным, фрезеровщиком Штоковым и другими выполняли ответственное задание, не выходя из цеха 21 час. В обычных условиях на эту работу потребовалось бы четыре дня. В тот же день строгальщик-многостаночник мастерской горячих штампов Н. Н. Тулумбасов на строжке ответственных деталей выполнил три сменные нормы.

Смена мастера колесного цеха А. И. Бондарчука 24 июня добилась небывалого рекорда. При норме 2600 колес за смену было собрано 3030, на другой день - 3416. Лучший строгальщик ремонтно-механического цеха В. Д. Пастухов перевыполнил норму в 4 раза и после окончания смены до часу ночи работал над выполнением другого срочного задания. Подобных примеров трудового героизма были десятки, сотни.

В час суровых испытаний сотни автозаводцев начали осаждать партком, комитет комсомола, военкомат. В своих заявлениях они просили направить их добровольцами на фронт, чтобы с оружием в руках выступить на защиту своей Родины. 22 июня от автозаводцев поступило более 100 заявлений, 23 июня - 160 заявлений, число их росло с каждым днм. Горячей любовью к своей Родине, глубокой верой в победу над врагом было проникнуто коллективное письмо

автозаводцев своим товарищам, отъезжавшим на фронт. Опубликованное 1 июля 1941 г. на страницах областной газеты Горьковская коммуна и заводской многотиражки, оно призывало крепить единство фронта и тыла, отдать все силы на разгром врага Провожая вас в Красную Армию, мы обещаем работать так, чтобы дать нашей армии в избыточном количестве снарядов, пулемтов, танков, самолтов, автомобилей

А если завтра страна призовт нас в ряды Красной Армии, мы так же, как и все, с оружием в руках пойдм беспощадно бить врага. У станков нас заменят жны, матери, сстры. Ярким проявлением патриотизма, готовности автозаводцев встать на защиту Родины явилось создание народного ополчения. По велению сердца в народное ополчение шли люди разных возрастов и профессий. Всех их объединяло единое стремление - с оружием в руках отстоять свободу и независимость

Отечества. За короткое время ополченцами стали около 10 тысяч автозаводцев. После напряжнного рабочего дня, несмотря на усталость, они обучались стрелковому делу, умению владеть винтовкой, пулемтом, гранатой. В настоящий штаб по подготовке боевых резервов превратился по существу комитет комсомола завода. Сотни комсомольцев отправлялись на работу инструкторами ПВХО и руководителями групп самозащиты. В цехах создавались специальные комсомольско-молоджные отряды

по охране промышленных объектов, по борьбе с пожарами, со шпионами и диверсантами, с вражескими парашютными десантниками. Автозаводцы брали шефство над военными госпиталями, помогая медперсоналу ухаживать за раненными бойцами, выступали с концертами художественной самодеятельности, готовили подарки защитникам Родины. Стоит также сказать о службе военизированной охраны завода ВОХР. Я хотел бы привести воспоминания бывшего командира 2-го сводного отряда

ВОХР Желвакова А. В. по охране Горьковского Автомобильного Завода в годы Великой Отечественной войны В ночь с 4-го на 5-е ноября 1941 года был совершн массированный налт фашистской авиации на Горьковский Автомобильный завод. Заградительный зенитный артиллерийский огонь, истребительная авиация не дала прорваться эшелону вражеской авиации на автогигант. Однако отдельным бомбардировщикам удалось прорваться.

В результате был разрушен взрывами бомб от серийно-залпового бомбометания и объят пламенем учебный комбинат, частично разрушен транспортный цех. Ряд бомб было сброшено в соцгороде. Во время налта вражеской авиации на автомобильный завод начальник сводного отряда товарищ Никитин находился на командном пункте, а я руководил резервами сводного отряда и постами наземного и воздушного наблюдения, территория ВОХР и прилегающей местности, находившейся в штабе сводного отряда.

Пост воздушного наблюдения на территории отряда ВОХР сообщил, что сильный взрыв произошл в районе военного городка. На этой территории было устроено много щелей для укрытия семей работающих на ГАЗе и семей военизированной охраны. Командиру отдельного отряда товарищу Гамаеву мною было дано задание разведать местность от военного городка и до главной проходной завода. В случае завала людей в щелях или обнаружения раненных оказать им помощь.

Через 25 минут командир товарищ Гамаев по телефону доложил Бомба взорвалась около масс энтузиастов, напротив управления завода. Есть раненные, мед-сан службы оказывают им помощь. Население военного городка не пострадало. Следую в сводный отряд. Налт вражеской авиации продолжался до начала рассвета.

Пост наземного наблюдения сообщил о том, что фашистская авиация применяет ядовитые газы, имеется запах хлора. Я позвонил об этом на командный пункт. Командир 2-го сводного отряда товарищ Никитин ответил Командным пунктом команд Газ не давалось. Химической разведкой сводного отряда было установлено, что у подъезда общежития сводного отряда ВОХР была разбита бутыль с соляной кислотой. При соединении кислоты со снегом образовался туман и запах

хлора. После семи часов был дан отбой. Нажав на все рычаги коммутатора я дал команду Отбой Всем начальникам караулов доложить о результатах налта вражеской авиации на объект и состояние личного состава. Война резко изменила условия и задачи работы предприятий промышленности и транспорта. Необходимо было в кратчайший срок перестроить промышленность на военный лад, максимально использовать все резервы и возможности для обеспечения победы над врагом.

Горьковские автомобилестроители в кратчайшие сроки должны были перейти на выпуск лгких танков, танковых моторов, броневиков, миномтов, боеприпасов. Директором завода в это время был Иван Кузьмич Лоскутов родился в 1900 году. Член партии с 1919 года, участник гражданской войны. Окончил Ленинградский политехнический институт. С 1934 года он в коллективе горьковских автомобилестроителей. Его жизненный путь от рядового конструктора до директора крупнейшего предприятия страны характерен

для многих автозаводцев. И. К. Лоскутов работал в Министерстве электростанций СССР и Госплане РСФСР. Дважды награждн орденом Ленина и другими орденами и медалями Союза ССР. Перестройка предприятия шла по строго разработанному графику. По новому плану разместили в цехах оборудование, пересмотрели технологическую цепочку изготовления узлов и деталей. Сами изготовляли новые инструменты, штампы, приспособления.

Заводы города и области Красное Сормово, Красная Этна, Горьковский металлургический, Павловский автобусный, Кулебакский металлургический и другие оказывали большую помощь в своевременной поставке броневых корпусов танков, проката металла, нормалей, шофрского инструмента, различных материалов. Проявляя величайшее упорство, энергию, инициативу, коллектив

Горьковского автозавода успешно осваивал новые производственные процессы, непрерывно наращивал выпуск танков и танковых моторов, миномтов и боеприпасов. Невероятным могло казаться раньше, что человек способен непрерывно работать 20-30 часов. Но когда Родина оказалась в опасности, рабочие, выполняя задания фронта, сутками не выходили с завода. Однажды поломался зубонарезной станок, на ремонт которого требовался недельный срок.

Производственный график срывался. Исправить положение взялась бригада Николая Батурина. 36 часов непрерывной работы - и дефицитная деталь была сдана на сборку точно в намеченное время. В литейном цехе вышла из строя печь. Рискуя жизнью электрик Н. К. Сорокин вместе со своим помощником А. В. Луповым взялись отремонтировать печь, не охлаждая е. В асбестовых костюмах они трижды проникали внутрь печи.

В тот же день она была отремонтирована. Срочный военный заказ был выполнен в срок. Перестройка производства на военный лад самым тесным образом была связана с проблемой кадров. Тысячи автозаводцев ушли воевать, а фронт настоятельно требовал все новой продукции. На автозаводе, как и по всей стране, развернулось мощное патриотическое движение женщин за овладение производственными профессиями. Они заменили мужей и братьев, встали к станкам, настойчиво овладевали

новыми специальностями, сутками не покидали цехов, выполняя военные заказы. Только за первый месяц войны на завод пришли более 1500 домохозяек. Практически не было такой профессии, которую бы не освоили советские патриотки. Когда Анна Мельникова проводила своего отца, кузнеца по профессии, на фронт, она стала трудиться на его месте. Упорство и настойчивость позволили ей достигнуть высокой выработки.

Анна систематически выполняла по две с половиной нормы в смену. В октябре 1941 года, соревнуясь с кузнецом Н. К. Горбуновой, она установила рекорд. На штамповке готовой детали она выполнила пять норм, а е сменщица - четыре. Стала кузнецом и Анна Ложкина. Работая в бригаде знатного кузнеца Е. В. Куратова, молодая смазчица после смены подолгу задерживалась у ковочных машин, следила за работой

нагревальщиков и кузнецов, овладевала их профессиональными секретами. Анна в совершенстве овладела сложной профессией, в последствии ей было присвоено звание лучшего кузнеца завода. Сборщица стержней литейного цеха Софья Ефремова, выполняя срочный заказ фронта, четверо суток не выходила из цеха. Одной из первых на автозаводе она была награждена орденом Ленина. Более пятисот женщин в короткий срок успешно овладели сложными мужскими профессиями - стали

кузнецами, сталеварами, нагревальщиками, формовщиками и т.д. Среди автозаводцев, награжденных в конце 1941 года за самоотверженный труд орденами и медалями, было немало женщин. Среди них станочница цеха шасси П. Е. Мокшина, фрезеровщица Н. В. Воробьва, стерженщица Т. И. Масленникова, прессовщица Д. К. Емельянова, строгальщица

М. В. Малышева, сварщица А. В. Александрова и другие. Вновь вставали к станкам ветераны труда, старые производственники, находившееся до войны на заслуженном отдыхе. Одними из первых вернулись на завод Анурин, Болдырев и другие. С первых дней войны остро стоял вопрос питания, топлива, одежды. При завкоме была создана комиссия по снабжению рабочих, которую возглавила заместитель предзавкома

профсоюза К. И. Шаронова. Было принято решение доставлять горячие обеды прямо к рабочим местам. Для ослабленных и подростков организовали дополнительное питание. Особое значение приобрело в те годы огородничество. Каждый клочок земли был вспахан и засажен картофелем, овощами. Цеха, отделы получали земельные участки, инвентарь, семена.

Завод помогал и в уборке урожая. Семьи фронтовиков находились на особом учте, им выделялись ордера на промтовары, топливо, оказывалась материальная помощь. Фашистские полчища захватили промышленные районы Украины, Белоруссии, западных областей Российской Федерации. Враг рвался к Москве. Нарушились сложившиеся кооперированные и экономические связи с сотнями смежных

предприятий, а это приводило к перебоям в снабжении металлом, топливом и электроэнергией. Для того, чтобы давать фронту вс больше танков, танковых моторов, автомашин, боеприпасов, необходимо было максимально использовать местные резервы, экономно расходовать сырь и материалы. Перед заводским коллективом стояли сложные технические и организационные задачи. Если на подготовку, наладку и освоение легкового автомобиля

М-1 в довоенное время требовалось два года и значительное количество импортного оборудования, то освоение более сложной боевой техники было закончено на заводе в пять месяцев без дополнительного оборудования. На предприятиях были организованы новые, не свойственные ему технологические процессы налажено изготовление резины и деталей из не, производство карбида, прокат металла и др. Из-за отсутствия запорожского автолиста завод вынужден был перейти на выпуск грузовиков с деревянной

кабиной, имеющей мягкую крышу. В первые дни войны творческие поиски автозаводцев позволили не только освоить, но и значительно упростить технологию производства важных оборонных изделий. В конструкциях ряда деталей клпка была заменена сваркой, поковка - литьм, механическая обработка - штамповкой. Вс это давало экономический эффект, резко повышало производительность труда, сокращало время на производство боевой техники. Только замена механической обработки одной из деталей штамповкой позволило

высвободить на заводе более 100 станков. Усилия рационализаторов и изобретателей на заводе были направлены на изыскание высокоэффективных методов работы. В годы войны получил широкое распространение прогрессивный метод автоматической электросварки под слоем флюса, разработанный академиком Е. О. Патоном. До войны автозаводцы применяли главным образом контактную сварку и лишь в редких случаях дуговую электросварку. Переход завода на массовый выпуск танков и другой боевой техники потребовал значительного

увеличения электросварочных работ. Только для выполнения программы по производству лишь одного вида изделия потребовалось более 100 электросварщиков и 60 сварочных аппаратов. Встала сложнейшая задача заново создавать большой электродный цех, обучить много высококвалифицированных электросварщиков. Но и дуговая сварка не могла полностью удовлетворить нужды производства. По сравнению с ручной она повышала производительность труда лишь в 2 раза.

Невысоким было и качество сварки. Под руководством инженеров П. Г. Гребельника, С. И. Русакова, А. И. Гуляева, М. М. Маркова, конструкторов М. И. Духинова и С. А. Егорова была выдвинута и обоснована идея освоить на заводе новый высокопроизводительный метод автоматической сварки. В короткий срок были спроектированы и изготовлены станки для автоматической сварки, сварочные головки,

пульты управления и мощные сварочные трансформаторы. В результате завод не только обеспечил выполнение напряжнного плана, но и получил огромный экономический эффект. Производительность одной сварочной установки а их было 25 в 7 раз превышало производительность дуговой электросварки. Каждый автоматчик заменил 12-14 высококвалифицированных электросварщиков, расход электродной проволоки сократился на , экономия рабочей силы на изготовление электродов составила 90,

расход электроэнергии снизился на 41. И подобных примеров было немало. Понимая важность города Горького как крупного промышленного центра, враг пытался парализовать деятельность одного из важнейших арсеналов страны. Стойко и мужественно встретили автозаводцы первые воздушные налты. Тысячи рабочих, инженеров, техников, домохозяек, учащихся выходили после работы и учбы на строительство бомбоубежищ. На предприятии чтко действовали сотни звеньев по борьбе с зажигательными бомбами, по устранению

аварий и разрушений. С каждым днм автозаводцы давали фронту вс большее количество танков, танковых моторов, военных машин, миномтов, боеприпасов. 21 октября 1941 года завод получил правительственную телеграмму с заданием в ближайшие два-три дня резко увеличить выпуск танков Т-60. Автозаводцы поклялись дать танки защитникам Москвы. Использовался каждый час, каждая минута. Участки и цехи, непосредственно связанные с производством

танков были укреплены лучшими рабочими и инженерно-техническими работниками. Руководители завода директор И. К. Лоскутов, начальник производства М. А. Пашин, главный инженер А. М. Лившиц, председатель завкома профсоюза Н. Н. Шахов, главный технолог К. В. Власов, начальник конструкторского бюро В. А. Дедков, начальники цехов Г. К. Парышев, Е. Я.

Глинер, А. Н. Сомов, В. И. Черепенников, Н. В. Сазанов, А. П. Троицкий, Л. Н. Петров, секретарь парткома И. В. Маркин и многие другие перешли на казарменное положение, жили в цехах вместе с бригадами рабочих, не выходили из завода по несколько суток. Коллектив автозавода с честью справился с заданием. Ровно через месяц, 21 ноября, директор завода И. К.

Лоскутов докладывал на пленуме Горьковского обкома партии Автозаводцы выпускают теперь вс больше и больше танков в сутки. Октябрьский план по производству танков перевыполнен. В декабре мы планируем увеличить их выпуск в полтора раза. В результате огромной организаторской работы и благодаря самоотверженному труду многотысячного коллектива

автозавода к концу 1941 года перестройка производства на военные рельсы была в основном закончена. Выпуск продукции, идущей непосредственно на фронт кроме автомобилей рос из месяца в месяц июнь - 100, июль - 107, август - 250, сентябрь -303, октябрь - 488, ноябрь - 817. При этом автозаводцы освоили и запустили в поточное производство такие виды вооружений, как танки, миномты, танковые моторы двух типов, автомобили высокой проходимости, снаряды, мины и много

другой продукции. 29 декабря 1941 года За образцовое выполнение заданий партии по выпуску оборонной продукции Горьковский автозавод был награждн орденом Ленина. Более 150 автозаводцев были награждены орденами и медалями. Родина по достоинству оценила трудовой подвиг автозаводцев в первые месяцы войны. Хочешь врага победить на войне - план выполняй вдвойне и втройне - этот лозунг военного времени призывал

автозаводцев работать не покладая рук, мобилизовать все силы на разгром врага. Конкретное выражение этот лозунг получил в широко развернувшемся движении двухсотников и трхсотников. Значительная часть рабочих была мобилизована в ряды Красной Армии, а оставшиеся на производстве давали слово работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт. Это патриотическое движение сразу же получило широкое распространение на автозаводе.

Передовые двухсотники завода токарь Василий Шубин и фрезеровщик Иван Якименко, соревнуясь между собой, в 5, 10 и даже 15 раз превышали установленные нормы. На второй день войны вспоминает В. Ф. Шубин на фронт ушли мой брат Иван и зять Птр. В первых же боях Птр погиб, сиротами остались четверо малолетних детей. Потом пришло письмо от Ивана - он лежал в госпитале.

Я, как и все, часто ходил в военкомат, рвался на фронт, но в военкомате сказали коротко не обивай пороги - не поможет, твоя винтовка - твой станок. Перед глазами стояли строки из письма Ивана Братуха, давай больше оружия. Трудно осознавал простую истину кому-то надо же быть в тылу. Решил работать и за себя, и за брата и погибшего зятя. И станок патриота действительно всю войну работал за несколько человек, был настоящим местом сражения.

19 октября В. Шубин добился невиданной выработки - 25 норм за смену. Весь свой заработок он перечислил в фонд обороны страны. В то же время развернулось движение за многостаночное обслуживание и совмещение профессий. Строгальщик мастерской горячих штампов Н. Н. Тулумбасов до войны работал на двух станках и выполнял производственную норму на 170.В первые дни войны он перешл на обслуживание четырх станков, затем пяти,

перевыполняя сменные задания в 3-3,5 раза. Работница сборочного цеха А. Я. Макарова успешно работала на шести станках. На четырх станках трудились во втором моторном цехе Силина, Солдатов, Сурков. Обычно они выполняли сменные задания на 150-160. Сотни рабочих стремились овладеть смежными профессиями, дать фронту как можно больше продукции. Так, рихтовщица кузнечного цеха Клавдия Тихонова, уплотняя рабочее время, освоила четыре профессии

заточника, шлифовщика, кузнеца и рихтовщика. Прессовщицы кузнечно-рессорного цеха Н. К. Губанова и С. А. Кузьмичва освоили профессии машиниста на паровых молотах, а прессовщица З. М. Рудневская - профессии машиниста и кузнеца на паровом молоте. Это позволило им систематически выполнять сменное задание на 130-140. В сентябре 1941 года Совинформбюро рассказало о трудовых успехах работницы прессового цеха автозавода

Елены Боряковой. На другой день во многих цехах был вывешен броский плакат Шире развернм движение за совмещение профессий Вчера Совинформбюро сообщило стахановка прессового цеха Горьковского автозавода Елена Борякова изучила четыре специальности и может теперь выполнять работу электросварщицы, прессовщицы, сверловщицы и наждачницы. Товарищи автозаводцы, следуйте е примеру

Овладейте несколькими профессиями Заменяйте товарищей, ушедших на фронт Движение за многостаночное обслуживание и совмещение профессий приобрело на автозаводе широкий размах. В августе 1941 года на предприятии насчитывалось 1359 многостаночников и 668 человек, овладевших несколькими специальностями. В начале октября комсомольцы автозавода одновременно с молоджью Уралмашзавода выдвинули новую форму социалистического соревнования - фронтовые бригады.

Самоотверженным трудом окажем помощь защитникам столицы. Будем работать по-фронтовому - этот боевой клич молодых автозаводцев был широко подхвачен не только на горьковских предприятиях, но и по всей стране. Прошло всего несколько дней, а фронтовые бригады появились уже во многих цехах. К 15 октября 1941 года на автозаводе действовали 32 фронтовые бригады, которые объединяли 256 молодых патриотов. Первые комсомольско-молоджные бригады

В. Шубина, В. Тихомирова, И. Якименко, В. Шабаева, П. Давыдовой, Ф. Любавина и других показывали примеры подлинного трудового героизма. Комсомольско-молоджная бригада колсного цеха начала работать 23 октября, и в первый же день члены бригады Горшков, Русинова, Пронина, Абатурова, Кузнецова, Рыбакова, Симаков и Дегтяренко перевыполнили норму в 2 раза.

Колсный цех ещ не знал такой высокой коллективной производительности труда на следующий день выработка составила 218, а 25 октября - 225. В цехе режущего инструмента трудилась фронтовая бригада И. Якименко. В не входили фрезеровщики А. А. Осьмушников, Н. И. Солодухин, Д. Ф. Шагаев, строгальщица М. И. Лугина, заточник В. Н. Земсков, контролр П. Е. Лукьянов.

Взяв обязательство выполнить сменное задание на 200, они довели выработку до 245. Члены бригады П. Давыдовой из литейного цеха серого чугуна в первый же день выполнили сменное задание на 225. В механосборочном цехе работала бригада В. Шабаева, которая систематически выполняла сменное задание на 600, а в отдельные дни - на 800. Так трудились десятки фронтовых бригад. В труде, как в бою - под этим патриотическим лозунгом многотысячный

коллектив автозаводцев проявлял невиданное мужество и стойкость, с каждым месяцем наращивая темпы производства. В сжатые сроки освоил производство нового танка Т-70, бронеавтомобиля и аэросаней. За разработку конструкций новых типов лгких танков и бронемашин главному конструктору завода А. А. Липгарту , заместителю главного конструктора Н. А. Астрову и конструктору В. А. Грачву была присуждена

Государственная премия. Во всесоюзном соревновании в июле 1942 года автозавод завоевал второе место, а в августе - первое. Коллектив автозавода был удостоен высокой награды - переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны. В сентябрьские дни тяжлых бов на улицах Сталинграда перед Горьковским автозаводом была поставлена сложная задача по значительному увеличению выпуска боевой техники.

Рабочие, инженерно - технические работники и служащие первого моторного цеха призвали коллектив завода объявить первую декаду сентября фронтовой. И в этом месяце переходящее Красное знамя ГКО присуждается автозаводцам. В октябре литейщики и кузнецы со страниц Автогиганта обратились к рабочим завода с призывом провести декаду помощи Сталинграду Будем работать день и ночь не покладая рук, не отходя от станков, и обеспечим выполнение

фронтовых заказов каждой сменой, каждым рабочим. Рабочие будни тех дней - пример массового героизма. Вот один из них. Для выпуска новой боевой машины, на освоение которой было отпущено всего две недели, необходимо было сделать сложный штамп. 20 часов, не отходя от электрограйнра, трудились слесари Кузьмин и Невежин. А когда закончили работу, подошл начальник цеха Выручайте. Надо срочно обработать детали, откованные новым штампом.

После непродолжительного отдыха они снова встали к станкам. Сообщили домой, что живы-здоровы, выполняют боевое задание. Две недели не выходили патриоты из цеха, спали по 4-5 часов в сутки. Также работали и другие автозаводцы, выполнявшие срочный фронтовой заказ. через две недели колонна боевых машин направилась под Сталинград. Достойный вклад в обеспечение победы советских воинов под

Сталинградом внс коллектив Горьковского автомобильного. 19 декабря автозаводцы рапортовали Родине о досрочном выполнении плана 1942 года. В оставшиеся дни фронт получил дополнительно значительное количество боевой техники и боеприпасов. В 1942 году автозаводцы выпустили продукции в 1,5 раза больше, чем в 1941 году. Выработка на одного рабочего возросла на 35. Уже в первые дни войны на автозаводе, как и по всей стране,

началось могучее движение по созданию фонда обороны, оказанию всесторонней помощи фронту. Автозаводцы заявили о своей готовности не только трудом, но и личными средствами участвовать в дополнительном выпуске самолтов, танков, пушек и другой боевой техники. Рабочие, инженеры, техники принимали решения об отчислении в фонд обороны части своего заработка, компенсаций за неиспользованные отпуска. Рационализаторы и изобретатели перечисляли в этот фонд вознаграждения.

Осенью 1941 года автозаводцы одними из первых в Горьковской области начали сбор тплых вещей для воинов Красной Армии. 10 сентября Горьковская коммуна опубликовала письмо коллектива автозавода. Мы писали автозаводцы обращаемся ко всем трудящимся области с призывом принять вместе с нами активное участие в обеспечении Красной Армии всем необходимым для ведения войны в зимних условиях. В каждой семье найдтся тплая вещь, которая может быть полезна бойцу.

Сдавайте е в фонд Красной Армии. С сентября 1941 года по февраль 1942 года трудящиеся автозавода собрали для воинов 22 тысячи различных тплых вещей и белья. К Новому году, Первому мая, 7 ноября автозаводцы посылали на фронт любовно приготовленные подарки, тплые, сердечные письма. Широкий размах приобрело на автозаводе патриотическое движение по сбору средств на строительство авиаэскадрилий и танковых колонн.

Пусть мои трудовые рубли тяжлым молотом обрушатся на голову фашистского зверя, помогут Красной Армии нанести ему смертельную рану заявил на митинге кузнец Елизар Васильевич Куратов. К середине января 1943 года автозаводцы собрали на строительство авиаэскадрилии имени В. П. Чкалова и танкового корпуса Советский танкостроитель 5 125 тысяч рублей. Лето 1943 года принесло тяжлые испытания воинам Красной

Армии и труженикам тыла. 4 июня 1943 года в 23 часа 40 минут была объявлена воздушная тревога. На завод, освещнный вражескими ракетами, упали фугасные и зажигательные бомбы. Горели кузнечные и литейные цехи, дома соцгорода, административные здания. Перебиты водопроводы, нечем было тушить возникшие пожары. На многих цехах вспыхнула маскировочная деревянная обшивка, рушились ажурные конструкции цехов.

Осколком от бомбы выведена из строя подстанция, принимающая электроток от Горэнерго. Завод объят пламенем. Начальник 2-го термического цеха в годы войны К. Н. Шаганова вспоминает Ощущение, когда губят дело твоих рук, жизни твоей. Я даже не знаю, как вам это передать. Не думайте, что это приукрашено но мы о жизни тогда не думали. Первая бомбжка сорок третьего меня застала дома, потому что мы жили уже более или менее спокойно сорок

третий год, немцы уже там, у Орла. И вот ночью - сигнал воздушной тревоги, а самое главное - огненно светило. От этого света мы и проснулись. Они повесили осветительные ракеты над заводом и над соцгородом. Первое стремление - бежать на завод. Никто не заставлял, ничего не говорил, просто другого порыва не было Подбежала когда к цеху - вс горит. Горит весь завод, горит мой цех. А вот слова Пасхина Ивана Алексеевича, работника Горьковского автозавода с 1934 года

В июне месяце 1943 года сгорел колсный цех. Тогда завод методично каждый день фашисты бомбили все цеха и литейные и шасси, а главный конвейер превратился в сплетение скрюченных конструкций. Особенно страшно горел цех шасси, где в каждом станке было залито масло. Но мы колсный цех видели своими глазами как он горел. У него несущие конструкции крыши и стен были деревянные и от цеха остались одни столбы.

Колсный цех был союзного значения так как колса делались на все типы автомобилей и потому на второй же день для восстановления цеха были брошены большие специалисты и монтажники и через 10 дней цех начал работать, крыши, стен нет, а оборудование работает и начали выходить колса. Фашисты давно добирались до колсного цеха, видимо разведка засекла этот цех как производящий не только колса, но и снаряды для гвардейских миномтов и в феврале 1943 года в глухую полночь одиночный фашистский

самолт прорвался на завод и сбросил 6 бомб, одна из них попала в термичку цеха, одна в мотор 2 где погибло много рабочих. В колсном убило молодую девушку и несколько человек ранило участок реактивных снарядов не пострадал. Травильное отделение колсного цеха имело сплошь стеклянные стены и чтобы замаскировать освещение стены обшили тсом ещ в начале войны и вот в 1943 году от сброшенной зажигалки этот тс сухой как порох превратился в пылающую мишень для бомбжки и опять посыпались бомбы на травилку где разбили

цистерны с серной кислотой и на наш склад пробив в нескольких местах подкрановые пути и разметав штабели с металлом. Помещение конвейера также было разбито Завод почти не оборонялся на высокой части ШИК стояла какая-то хлопушка с расчтом на девчат, около колсного цеха стоял пулемт на треноге. Он конечно самолт сбить не мог, но светильники на парашютах сбивал ловко За июнь месяц разбомбили много цехов осталась целой только

ТЭЦ это к нашему счастью. В первый день налта на автозавод было сброшено более 100 фугасных бомб, были выведены из строя паровая кузница ковочных машин, цех шасси, главный конвейер, частично рессорный цех, кузница 3 и другие цеха. В автозаводском послке было разрушено несколько домов, детский сад, ясли, больница. Ночь с пятого на шестое июня. Второй ожесточнный налт воздушных пиратов. Новые разрушения, новые очаги пожара, новые жертвы.

Третья ночь. Третий раз - воздушная тревога. И снова над заводом гирлянда осветительных ракет. Снова вой фугасных и зажигательных бомб. Снова искорженные формы цеховых пролтов, металлоконструкций, груды дымящихся развалин. Снова пожары, новые жертвы. И вновь самоотверженная героическая борьба автозаводцев за свой родной завод, за его корпуса и цехи, за его жизнь, за его будущее. В минуту суровой опасности они проявляли величайшую стойкость и мужество,

вместе с отрядами МПВО энергично ликвидировали очаги пожаров. В результате прямого попадания загорелся участок маслохозяйства цеха шасси. Быстро распространявшийся огонь угрожал взрывом баку с маслом. Старший мастер Б. Т. Федорычев, рискуя жизнью, предотвратил взрыв бака, выкатив его из-под огня, тем самым спас от разрушения находившееся поблизости ценнейшее оборудование.

Находясь на посту у склада боеприпасов, боец охраны Грекова была отброшена взрывной волной разорвавшейся бомбы. Очнувшись, она не растерялась и потушила зажигательную бомбу, чем предотвратила неминуемый взрыв. Во время бомбжки в третьем механическом цехе неожиданно вспыхнули электролампы. Необходимо было немедленно выключить свет. Три раза взрывная волна сбивала с ног работника

ОТК П. С. Прохорова, но, рискуя жизнью, он добрался до электрощита и выключил рубильник. Подлинный героизм и мужество проявляли медицинские работники. Политрук медсанвзвода И. К. Лесных в ночь с 5 на 6 июня обнаружил бомбоубежище, в котором завалило десятки людей. Не дожидаясь, пока прекратится бомбардировка, взвод быстро раскопал бомбоубежище и спас находившихся там людей. Во время бомбжек были и тяжлые утраты.

На боевом посту погиб директор филиала автозавода Герасим Кузьмич Парышев, начальник кузнечного цеха Иван Васильевич Китаев, новаторы производства Григорий Иванович Масленников и Иван Леонтьевич Лышнов. Посмертно они были награждены орденом Отечественной войны I степени. Бережно сохраняя память о прославленных товарищах, автозаводцы назвали

их именами улицы, рабочие послки. Но фашисты по-прежнему продолжали свои налты. С 4 по 22 июня 1943 года гитлеровцы методично в одно и то же время появлялись над автозаводом. Автозаводу был нанесн значительный ущерб. Многие цехи были разрушены или основательно повреждены, выведен из строя ряд энергосооружений, серьзно повреждены магистральные коммуникационные сети, нарушен поточный производственный цикл. Всего на предприятии было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9

тысяч метров конвейеров и транспортров, 5900 единиц технологического оборудования, 8 тысяч моторов, 28 мостовых кранов, 8 цеховых подстанций, 14 тысяч комплектов электроаппаратуры и приборов и др. Но тем не менее завод-гигант, несмотря на разрушения, продолжал жить и работать. К восстановительным работам были привлечены крупнейшие горьковские заводы

Красное Сормово, Двигатель революции, Красная Этна, авиационный завод имени Орджоникидзе и другие предприятия. На восстановлении завода счт шл на дни и на часы. Всеми владела одна мысль - как можно быстрее поднять разрушенные цехи и корпуса, отстроить родной завод, пустить производство на полную мощность. В героические дни восстановления в ходе социалистического соревнования возникло движение за скоростной ремонт оборудования, инициатором которого была бригада

слесарей Султана Ибрагимова из ремонтно-механического цеха. Новый, прогрессивный метод, применнный патриотами, опроверг технические расчты, которые показывали, что на ремонт выведенных из строя станков необходимо затратить 2 282 тысячи человеко-часов, что требовало более 3 тысяч ремонтников. Каждый член бригады выполнял определнную операцию малоквалифицированные рабочие производили разборку станков и очистку деталей, ремонтники средней квалификации - шабровку плоскостей

и сборку узлов, бригадир занимался окончательной сборкой и отладкой станка. Вместо 40-50 дней бригада С. Ибрагимова отремонтировала первый станок за 9 дней, второй - за 8, третий - за 6, четвртый - за 5 дней. В исключительно короткие сроки было отремонтировано 50 станков. Большое значение получило замечательное движение мастеров, старых кадровых рабочих - вставать в свободное время за станки и трудиться рядовыми рабочими. Инициатором соревнования стал мастер

А. Н. Воронов. В начале июля он обратился ко всем мастерам инструментально-штампового цеха с призывом явиться в выходной день в цехи и встать к станкам. Вызов приняли 126 мастеров. Опытные производственники поистине творили чудеса. А. Н. Воронов, работая на трх станках, выполнил норму на 825 не отставали от него мастера А. Ф. Удод, В. И. Любимов, Н. А. Немыкин и другие. 126 патриотов сделали в этот день норму 500 человек.

В следующее воскресенье за станками уже работали 400 мастеров. Соревнуясь, они выполняли по 6-8 норм. В один из выходных дней мастер А. Ф. Удод дал 860, В. Ф. Фокин - 800, А. П. Соколов - 720, В. Я. Павлов - 625. Четыре мастера заменили труд 30 человек. Молодые рабочие гордились трудовыми достижениями наставников.

Молоджь стремилась овладеть секретами совершенства своих профессий. Замечательных успехов добился коллектив 2-го литейного цеха. На него была возложена задача обеспечить траками всю танковою программу завода. Раньше этот объм работы полностью выполнялся трема литейными цехами. По инициативе сталевара Л. З. Бронникова в июльские дни развернулось движение за скоростные плавки.

Используя внутренние резервы литейщики добивались исключительно высоких показателей. 27 июля литейщики цеха 2 дали 6 плавок вместо обычных 3-5 в сутки, 17 августа - 7 плавок, 7-8 сентября - 8 плавок. Скоро они стали давать по 12 плавок. Коллективы других литейных цехов подхватили почин. 25 сентября литейщики цеха 3 выдали 11 плавок, 9 октября -

13, высший рекорд - 18 плавок в сутки. Скоростные плавки резко повысили технико-экономические показатели. Если ранее выработка на одного рабочего в цехе 2 составляла 9,2 тонны металла, то при скоростном методе работы - 46 тонн затраты времени на одну плавку с 315 минут сократились до 83 расход электроэнергии на 1 тонну жидкого металла с 1300 кВтЧч до 613. Аналогичные показатели были в 3-м литейном цехе. Автозаводцы, восстанавливая завод, одновременно наращивали темпы производства.

И вот 18 августа 1943 года все цехи Горьковского автозавода работают. В июле производственная программа выполнена на 127. Заводу вручено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Подлинный трудовой героизм проявляли строители. Десятки бригад каменщиков, плотников, штукатуров объявили себя фронтовиками, не выходили со строительных

площадок пока не перевыполняли сменное задание в 1,5-2 раза. За это время автозаводцы стали выпускать бронированный автомобиль БА-64 улучшенной конструкции с широкой колей, грузовой автомобиль с модифицированной кабиной. Возобновили выпуск легковой полноприводной машины ГАЗ-67, осваивалось производство самоходных установок

СУ-15. В октябре первые самоходные установки с маркой Горьковского автозавода ушли на фронт. 28 октября 1943 года в Государственный Комитет Обороны автозаводцы и строители отправили рапорт о восстановлении завода. За досрочную ликвидацию последствий налтов вражеской авиации, за успешное выполнение заданий ГКО по освоению производства новых видов боевых машин и вооружения, за совершенствование боевой техники

и образцовое снабжение фронта военной продукцией завод 9 марта 1944 года был награждн вторым орденом - орденом Красного Знамени. Завод продолжал набирать силы. Непрерывным потоком шли на фронт танки и самоходные установки, броневики и автомобили, минометы и боеприпасы. Победа Красной Армии под Курском завершила коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны. К ноябрю было освобождено почти советской территории, захваченной немецко-

фашистскими оккупантами. Но несмотря на это для победы необходимо было не ослаблять, а наоборот ещ более наращивать темпы производства новых видов вооружений. Именно поэтому на Горьковском автомобильном продолжались бои за дальнейшее увеличение выпуска продукции. По всей стране были известны доблестные дела фронтовой бригады Василия Шубина. Е коллектив добился в один из дней невиданной на заводе рекордной выработки.

Производственное задание было выполнено на 1134. Он сам дал за смену 25 норм, затыловщик Василий Пыльнов выполнил задание на 1778, шлифовальщик Евгений Родионов - на 1186. Такая высокая производительность возникала в результате правильно организованного труда, уплотнения рабочего дня, внедрения рационализаторских предложений, перехода на многостаночное обслуживание, совмещение профессий. Бригадир в совершенстве владел четырьмя специальностями,

Е. Родионов и В. Пыльнов - тремя. За годы войны В. Шубин выполнил 24 годовые нормы. За военные годы бригада изготовила сверхплановой продукции почти на 1 миллион рублей. Коллектив завода с честью справлялся со своими обязательствами. Производственная программа IV квартала 1943 года по товарной продукции была выполнена на 121. Годовой план был завершн досрочно, 17 декабря. По итогам всесоюзного социалистического соревнования

в 1943 году автозаводцам 9 раз присуждалось переходящее Красное знамя ГКО и первая премия. Творческая мысль рабочих, инженеров, техников настойчиво изыскивала неиспользованные внутренние резервы, выдвигала новые эффективные предложения по совершенствованию технологического процесса, рационализации труда, увеличению выпуска боевой продукции. Это было тем более необходимым, так как производственная программа на 1944 год по сравнению с предыдущим

годом была увеличена автозаводу на 25. Большой экономический эффект был получен при усовершенствовании технологии термической обработки одного из трудомких изделий. Ранее только на нагрев в камерных нефтепечах затрачивалось не менее 5 часов, загрузка представляла исключительно трудомкий процесс. Инженеры М. И. Борисов и Г. И. Масленников сконструировали и изготовили электроагрегат, в котором изделие под закалку нагревалось

токами высокой частоты. Нагрев производился в течение всего 11-12 минут, то есть время нагрева изделия под закалку сокращалось в 25 раз. Значительно повышалась производительность труда. Количество квалифицированных рабочих уменьшилось на 15 человек. Расход мазута сократился в 3 раза. В 1943 году автозаводцы внедрили 7250 рационализаторских предложений, в 1944 году - 17100. Экономический эффект от рационализаторских предложений составил соответственно 17,7

и 31,7 миллионов рублей. Вс для фронта Вс для победы - под этим лозунгом развивалось и ширилось социалистическое соревнование, в котором участвовало более 90 автозаводцев. Под этим лозунгом наращивались темпы производства 1900 двухсотников и трхсотников, 1000 многостаночников, 1250 совмещающих профессии. Под этим же лозунгом действовали 915 фронтовых бригад.

Защитники родины высоко оценили их самоотверженную работу. В апреле 1945 года на имя руководителя фронтовой бригады А. Ф. Удода пришло письмо Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. Горячо поздравляю Вас и весь состав Вашей фронтовой бригады с замечательными достижениями, которых Вы добились своим самоотверженным трудом писал

Маршал автозаводцам воины-фронтовики высоко ценят продукцию, созданную вашими руками. Враг уже не раз чувствовал на своей спине сокрушительную мощь наших ударов. И каждый наш боец так же знает, что оружие, которое ему дала в руки наша Родина, никогда не подведт в бою и принест нашему народу полную победу над врагом. Сейчас, когда победа уже близка и Красная Армия сражается под стенами

Берлина, требуется ещ немало усилий фронта и тыла, чтобы окончательно добить и разгромить врага. Уверен, что ваш прекрасный опыт станет примером для других и поможет всему коллективу завода добиться новых, ещ больших успехов в героическом труде для дела победы. Победа ковалась не только в цехах завода, но и в конструкторских бюро. Выдающимися конструкторами, новаторами в области танкостроения и разработки других машин военного назначения

показали себя А. А. Липгарт, В. А. Дедков, В. А. Грачв, Н. А. Астров, А. М. Кригер, Ю. Н. Сорочкин, Л. В. Косткин, В. К. Рубцов, Н. И. Ефимов, технолог Н. Ф. Денисюк. За выдающиеся работы в области танкостроения и оборонной техники они были удостоены в годы войны Государственной премии. В начале 1945 года творческими усилиями главного конструктора

А. А. Липгарта, начальников бюро А. М. Кригера и Ю. Н. Сорочкина, ведущего конструктора А. Д. Просвирнина, конструкторов В. Н. Борисова, С. А. Зислина, Д. М. Гороховского, Л. В. Косткина, Н. Г. Мозохина и других были созданы новые грузовые автомобили ГАЗ-53 с 6-цилиндровым двигателем взамен устаревшей модели

ГАЗ-АА, ГАЗ-63 с двумя ведущими мостами, легковой автомобиль М-20 Победа с новым 4-цилиндровым двигателем. Опытные образцы этих автомобилей были представлены правительственной комиссии и утверждены для производства. Сводки Совинформбюро приносили радостные вести. Советские воины штурмовали логово врага - Берлин. И вот она, долгожданная победа Ночью в 2 часа 10 минут раздался спокойный и торжественный голос диктора,

возвестившего о победоносном окончании Великой Отечественной войны. Весть молниеносно разнеслась по цехам автозавода. Все, кто работал в ночной смене, ликующе, со слезами радости обнимали друг друга, поздравляли Победа Победа Два часа спустя под грифом экстренно вышел приказ по заводу. Это был, пожалуй, самый короткий за всю войну приказ -

293. Он был срочно размножен и расклеен во всех цехах и отделах и передан по заводскому радио. Директор завода И. К. Лоскутов поздравлял коллектив с великой победой. День 9 мая объявлялся полным нерабочим днм для всех цехов и отделов. Родина высоко оценила героический труд автозаводцев в завершающий период войны. 16 сентября 1945 года коллектив Горьковского автозавода был награждн третьим орденом

Отечественной войны I степени. Тысячи танков, самоходных установок и автомашин дал фронту автозавод в годы Великой Отечественной войны. За успехи во всесоюзном социалистическом соревновании славному коллективу 33 раза присуждалось переходящее Красное знамя ГКО. Перед священным Знаменем автозаводцы торжественно клялись отдать все силы, а если потребуется - и жизнь во имя победы. Красное знамя ГКО как символ мужества и трудового героизма автозаводцев передано им на вечное хранение.

Используемая литература. 1. Горьковский автомобильный, Москва, Мысль, 1981. 2. Производственное объединение ГАЗ, Москва, Мир искусства, 1991. 3. Словарь-справочник Горьковчане в Великой Отечественной войне, Волго-Вятское книжное издательство, 1990. 4. Труд и подвиг историю пишут, Горький, Волго-

Вятское книжное издательство, 1981. 5. Горьковский автомобильный, Москва, Профиздат, 1964. 6. Большое количество материалов из архива музея ОАО ГАЗ.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Педагогическое общение и роль учителя в формировании детского коллектива
Реферат Спортивні майданчики та ігрові поля
Реферат Hamlet 4 Essay Research Paper HAMLET ESSAYWould
Реферат Товароведная оценка качества сычужных сыров импортного производства
Реферат Богомильство в Болгарии
Реферат Экономика Северной Америки
Реферат Глобальные публичные финансовые организации
Реферат РОЛЬ СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Реферат Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. Обоснование культуры как сублимации эроса
Реферат Ценностные ориентации современных подростков
Реферат Возможности физиологических практикумов в оценке адаптации студентов к учебным нагрузкам
Реферат Маркетинговые исследования основа стратегии позиционирования
Реферат Учет расчетов с поставщиками и заказчиками Особенности учета операций по договору мены на примере
Реферат Рецидив преступлений уголовно правовое значение и последствия
Реферат Гофман Эрнст Теодор Амадей