Реферат по предмету "История"


Татары история этнонима



План
Введение
1 Употребление этнонима в Китае

2 Употребление этнонима в Российской империи

3 Употребление этнонима в Западной Европе

Список литературы


Введение


Историю этнонима «татары» можно проследить примерно с VIII века. Этноним впервые упоминается в рунической надписи на памятнике тюркютскому полководцу Кюль-Тегину (732). Эта надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».


1. Употребление этнонима в Китае


Для VIII—IX вв. «татары» — тюркское наименование племён шивэй[1], которых китайские источники считают родственными киданям. Согласно Суй Шу
(«Истории Династии Суй»), «живущие на юге называются киданями, живущие на севере — шивэйцами»[2]. В начале XI века часть шивэй ушла от власти киданей на юг, к горам Иньшань, а затем распространилась на запад до реки Керулен[3]. Со временем численность татар выросла и к середине XII века они становятся наиболее сильным племенным объединением в степи. Их кочевья занимают районы озера Буир-Нор и реки Халхин-Гол, а также часть Внутренней Монголии.


В этот период этноним «татары» получает расширительное значение. Китайцы стали называть татарами (да-дань) всех кочевников восточной части Великой Степи независимо от их действительной этнической принадлежности. Иными словами, этноним приобретает сопутствующее значение политико-культурного термина. В то же время, согласно Ван Го-Вэю
, в киданьской империи Ляо термин «татары» считается уничижительным. Вместо него употребляется слово «цзубу»
(по Виттфогелю, происходит от тибетского «сог-по»
— пастухи, кочевники).[4]


Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три части:[5]


· Белые татары
— кочевники, живущие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись киданям, позднее — чжурчженям.


· Чёрные татары
жили в степи и занимались скотоводством. Они подчинялись своим «природным» ханам и презирали белых татар за то, «что те за шёлковые тряпки продали свою свободу чужеземцам». В число чёрных татар включались кераиты и монголы.[6]


· Дикие татары
— южносибирские племена охотников и рыболовов (лесные народы), в том числе и урянхаи. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами.


2. Употребление этнонима в Российской империи


В Российской империи этноним татары использовался ко многим тюркоязычным народам, населявшим государство:


· тюрко-татары, закавказские татары (азербайджанцы)


· горские татары (карачаевцы и балкарцы)


· ногайские татары (ногайцы)


· абаканские татары (хакасы)


· казанские татары (Мишари, Булгары, Буртасы, Тептяри)


· крымские татары (крымцы)


Сегодня почти все эти народы не пользуются этнонимом татары, за исключением казанских татар с одноименной республикой Татарстан и крымских татар, использующих два самоназвания: qırımtatarlar (дословно крымтатары
) и qırımlar (дословно крымцы
).


3. Употребление этнонима в Западной Европе


В Западной Европе о «татарах» заговорили уже на Первом Лионском соборе (1245 год).[7] С тех пор и и до XVIII в., а иной раз и позднее, западные европейцы собирательно называли все азиатские кочевые и полукочевые тюркские и монгольские народы «татарами» (лат. Tartari
, фр. Tartares
).


До середины XVII в. европейцы мало что знали о Маньчжурии и её обитателях, но когда в 1640-ых годах маньчжуры завоевали Китай, то находившиеся там иезуиты также причислили их к татарам. Наиболее известная книга, сообщившая современникам о победе маньчжуров над минским Китаем, была написанная Мартино Мартини De bello Tartarico historia
(«История татарской войны») (1654 г).


Список литературы:


1. Васильев А. А. Указ. соч. Глава IV. МОНГОЛЫ И МОНГОЛЬСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ. МОНГОЛИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в.


2. Вэй Чжэн. История Династии Суй. гл. 84


3. Гумилёв Л. Н. Сс. 98-99.


4. Гумилёв Л. Н. Сс. 99-100.


5. Гумилёв Л. Н. С. 102


6. Пэн Да-я и Сюй-Тин. Краткие сведения о черных татарах: «Государство черных татар… называется Великой Монголией»


7. Clavijo, Ruy González de & Estrada, Francisco López (1999), Embajada a Tamorlán
, Volume 242 of Clásicos Castalia Series, Editorial Castalia, p. 17, ISBN 8470398318, <http://books.google.com/books?id=rAuDt2JHh6gC&pg=PA17> (исп.)


Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Татары_(история_этнонима)



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотация примерной программы учебной дисциплины Иностранный язык Цели и задачи дисциплины
Реферат Культура давньогрецького поділу Міфологія та науково технічний роз
Реферат Too Much Protein Essay Research Paper I
Реферат Региональный земельный рынок состояние и перспективы
Реферат Моделирование электрических цепей с нелинейными элементами
Реферат Отчет о патентных исследованиях по объекты Зубные пасты
Реферат The Immune System Essay Research Paper The
Реферат Рыночная конкуренция: сущность, виды и значе
Реферат Jfk Essay Research Paper Communism spread dramatically
Реферат Милитаризм и Вторая Мировая война
Реферат Cubase sx 3: где прячется музыка
Реферат Первый полет в космос Гагарина
Реферат Клинические особенности основных форм пограничных психических расстройств
Реферат Налоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия
Реферат Iдэйны змест паэмы Максiма Танка Люцыян Таполя. Праблема мастака i мастацтва у паэме.