Реферат по предмету "История"


Просвещенный обсалютизм Екатирины II

Содержание.


Введение………………………………………………. 2


1. Личность Екатерины II Великой………………….. 4


2. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II…….. 13


Заключение……………………………………………. 19


Список использованных источников………………… 20


Введение



Вторая половина XVIII столетия в России связана с именем императрицы, чье правление составило эпоху в истории страны. Хотя Екатерина II взошла на престол в 1762 г., уже с 1744 г, с момента своего появления в российской столице, она оказывал влияние на ход событий в огромной империи. Правда, в первые годы жизни в Санкт-Петербурге юная немецкая принцесса Софья-Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (родилась 21 апреля (2 мая) 1729 г.), обвенчанная с наследником престола (будущим императором Петром III) под именем Екатерины, казалась не более чем игрушкой в чужих руках. Таковой она впрочем, какое-то время и была, существуя между молотом и наковальней – себялюбивой и деспотичной императрицей Елизаветой Петровной, с одной стороны, и не скрывавшим неприязни к супруге мужем-недорослем с другой. Но в суете и склоках придворной жизни Екатерина ни на минуту не теряла из виду своей главной цели, ради которой она приехала в Россию, ради которой терпеливо сносила обиды, насмешки, а иногда и оскорбления. Целью этой была корона Российской империи. Екатерина быстро поняла, что ее супруг дает ей много шансов к тому, чтобы предстать в глазах окружающих едва ли не единственной надеждой на спасение от его диких выходок и сумасбродства. Во всяком случае, она настойчиво и сознательно стремилась к тому, чтобы быть в хороших, если не в приятельских, отношениях, как с влиятельнейшими вельможами елизаветинского двора, так и с иерархами православной церкви, как с иностранными дипломатами, так и с объектами многочисленных амурных увлечений собственного мужа.


При этом будущая императрица еще и много занималась самообразованием, читала труды французских просветителей и упорно осваивала русский язык. Таким образом, дворцовым переворотом 28 июня 1762 г. на российский престол была возведена не случайная женщина, как бывало не раз в истории России XVIII в., а человек, долго и целеустремленно готовившийся к принятой на себя роли.


Личность Екатерины II Великой



Екатерина родилась 21 апреля 1729 года. Отец её, принц Христиан-Август Ангольт-Цербстский, был младшим братом немецкого владетельного князя. Принц Христиан-Август был очень беден, и ему пришлось служить. Прусский король Фридрих Великий дал ему место губернатора Померании. Женой принца Христиана стала урождённая Иоанна-Елисавета Гольштейн-Готторпская Принц нежно любил свою жену и дочь, был образцовым семьянином, управлял Померанской провинцией и командовал Ангальт-Цербстским пехотным полком. Жили родители будущей императрицы бедно, в обыкновенном доме, а не во дворце. Известно, из записок Екатерины, что родители дали ей образование: у неё в детстве была гувернантка, француженка Кардель, и два учителя: капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Учили её и музыке – немец Религ давал ей уроки на клавесине.


Мать Софьи-Августы-Фредерики-Эмилии (полное имя Екатерины) гордилась своим родством с русским императорским домом. Её двоюродный брат, принц Гольштейн-Готторпский был женат на родной сестре императрицы Елизаветы Петровны, Анне Петровне. А родной брат её, принц Карл-Август, епископ Любский, был женихом Елизаветы Петровны, с которым её помолвили при жизни ее матери, императрицы Екатерины I (второй жены Петра I). Елизавета Петровна страстно любила своего жениха, но он заболел незадолго до свадьбы и умер, к безграничному отчаянию своей невесты, которая всю жизнь с тоской вспоминала о нём. По всем этим причинам Гольштейн-Готторпский дом был особенно мил сердцу Елизаветы Петровны.


Вступив на престол и сослав маленького царя Иоанна Антоновича Браунивейгского с родителями в Архангельскую губернию, Елизавета Петровна сейчас же выписала своего племянника принца Карла-Ульрика, окрестила его в православную веру, нарекла Петром и назначила наследником престола. Цесаревич вырос, и императрица пожелала женить его. Прусский король выдвинул первой кандидаткой принцессу Фредерику-Амалию Ангальт-Цербскую. Петру сватали дочь польского короля Марианну и одну из французских принцесс. Но Фридрих Великий не хотел союза русского царского дома с Саксонией и Польшей.


Кроме того, цесаревич пережил очень тяжелую драму, он любил фрейлину Лопухину, мать которой была глубоко ненавистна Елизавете. Маленькая принцесса София - Фредерика сразу внушила ему отвращение, но Софии было безразлично любит её Петр или нет. Она хотела быть русской царицей.


9 февраля 1739 года мать с дочерью прибыли в Москву.


К Софии приставили двух учителей: Симеона Полоцкого, для обучения её Закону Божию и Ададурова, преподавателя русского языка. У Софии оказались блестящие способности. Она жадно училась по-русски, по латыни, читала Тацита, Вольтера, Дидро, наблюдая, в то же время придворную жизнь.


При каждом удобном случае Екатерина старалась показать свою любовь к русскому языку, русским обычаям и православной вере. Особенно расположил всех следующий случай. В марте 1744 года она простудилась и опасно заболела. Когда её положение казалось безнадёжным, мать предложила ей пригласить лютеранского пастора. Но Екатерина пожелала видеть только своего православного законоучителя, с которым и беседовала. После выздоровления она стала брать уроки Закона Божия почти ежедневно, и 28 июня 1745 года было совершено её присоединение к православию, при чём она без малейшей запинки наизусть прочла православный символ веры. 29-го она была обручена с Петром Фёдоровичем и получила титул Императорского Высочества. Предстояло бракосочетание. Но в начале 1745 года великий князь захворал оспой. Когда после выздоровления Екатерина увидела его, то едва узнала своего жениха: так его изменила болезнь, и физически и духовно. 21 августа 1745 года состоялось бракосочетание, отпразднованное с небывалой пышностью.


В 16 лет София вышла замуж за Петра. Екатерина приехала в Россию, имея, всего 3 платья и полдюжины рубах и столько же носовых платков. Теперь она зажила с необыкновенной роскошью. Елизавета подарила ей огромную сумму денег в личное пользование, отвела роскошные апартаменты и назначила к принцессе Екатерине пышную свиту статс-дам и камергеров. Наследница престола научилась сорить русскими деньгами, считая Россию и русскую казну своей личной собственностью. Она наделала много долгов, отправляя деньги матери. Мать Екатерины была выслана из России Елизаветой. Елизавета запретила Екатерине переписку с родными. Все иностранцы, окружавшие Екатерину и Петра, были отправлены в Германию. Екатерина внушала Елизавете сильные опасения своим честолюбием, она уже в ранней молодости начала мечтать о захвате власти. Елизавета приняла меры, она боялась популярности Екатерины. Екатерина с её умом и образованием была опасной соперницей. Елизавета всегда боялась дворцового переворота, подобно тому, который был ей устроен. Екатерину окружили преданные Елизавете шпионы чисто русского происхождения. Но Екатерина сумела купить их сердца, научившись от лакеев народным пословицам и выражениям, которыми так любила щеголять. Эта народность сделала её потом популярной среди преображенцев и семеновцев. В 1754 г. у Екатерины родился сын Павел. Павел был похож на своего отца, хотя до сих пор точно не установлено его происхождение. Воспитанием Павла занялась сама Елизавета. Екатерина перестала играть важную роль. Она дала России наследника престола и была предоставлена сама себе.


Екатерина же не хотела быть в стороне от дел. Она продолжала заниматься политикой. Благодаря помощи Бестужева Екатерина вела тайную переписку с родными, пыталась возобновить договор русского двора с Англией. Но прусский король добился того, что английского посла отозвали, но Екатерина начала выдавать английскому посланнику государственные тайны (договоры России с иностранными державами). Елизавета, узнав об этом, обвинила Екатерину в государственной измене. Екатерина с трудом вымолила у неё прощения, английский посол Вильямс, был отозван в Англию. На Россию во Франции смотрели как на Варварскую страну, которой можно управлять и понукать и желание русского правительства иметь решающий голос в Европе, казался странным, Россия лишь при Петре Первом вступила на путь цивилизации, и ей всего было 30 лет. Елизавета всегда уступала всем требованиям Западной Европы. Екатерина в данной ситуации заявила канцлеру Бестужеву, что Россия теряет свое влияние, уступая всем требованиям Запада. По её мнению, великая и сильная держава должна предъявлять требования, а не рабски исполнять все, чего требует западная указка. Елизавета согласилась с доводами Екатерины. В первый раз Франция получила сильный отпор и увидела, что шутить с Россией не стоит. Во Франции были очень недовольны переменой. Раньше министры России угодливо слушались Францию, а теперь появилась молодая женщина и всему мешает. Уже в это время Екатерина проявила себя государственным деятелем, укрепив авторитеты безопасности Российского государства.


Елизавета оценила её твердый ум и гордость и часто прибегала к её советам в Европейской политике. Все министры начали считаться с великой княгиней, больше чем с наследником престола. И сам Петр Федорович видел в ней свою опору. Во всех затруднительных случаях он спрашивал у жены, как выйти из положения, однако, учитывая их супружеские отношения, Петр, затаил жажду мести за обиженное мужское самолюбие и до смерти Елизаветы Петровны, он открыто говорил, что жена будет отправлена в монастырь, по восшествии его на престол.


Между тем на западе происходили важные события. Бестужев вовлек Россию в войну с Пруссией по указанию Франции. Прусский король одержал победу. Екатерина во время войны вела переписку с Фридрихом и её обвинили в том, что она приказала генералу Апраксину не наступать на прусские войска, а дать Фридриху оправиться от поражения при Мемеле. В 1757 году Бестужев был арестован и выслан. Екатерине грозил развод и высылка в Германию. Но Екатерина выиграла и в этот раз. У Екатерины образовалась сильная партия при дворе Екатерина Воронцова-Дашкова и всесильный канцлер Панин, сменивший Бестужева-Рюмина, высланного из Петербурга.


В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета и Петр, сын старшей дочери Петра Первого Анны и герцога Голштейн-Готторопского Карла-Фридриха, взошел на престол. Петр говорил, что «не рожден для России, что он не пригоден русским и русские непригодны ему и убежден, что он погибнет в России». Незнание России, презрение к ней, стремление уйти из неё голштейнские симпатии и отсутствие зрелой личности, отличали будущего русского императора. Канцлер Бестужев серьезно думал о том, чтобы устранить Петра от власти, возвести на престол Екатерину или её сына Павла Петровича, причем мать Екатерина получила бы права регентши.


Политика Петра III приведшая к власти Екатирину Великую:
Внутренней политике
1. 25 января 1762 года в Сенате был подписан Указ «О возвращении опальных людей».
2. Была упразднена тайная канцелярия, наводившая ужас на Россию.
3. Произведено изъятие владений у православного духовенства. (Закрытие домовых церквей, уничтожение икон в церквях).
4. Был отменен Указ Петра Великого «Об обязательной службы дворянства». «Дворянам службу продолжать по своей воле, сколько и где пожелают».


Уже при Елизавете дворянство становится привилегированным классом, получив имущественные права, каких не имели другие общественные классы, освобождая его от личной государственной службы, Петр Третий создает личные привилегии, чуждые другим классам. Ко времени Екатерины Второй, таким образом, дворянство, делается уже вполне привилегированным сословием. Но оно не имеет внутренней организации- до сих пор ему организацию давала сама служба по полкам, его соединяли служебные связи, теперь организация должна была потерять свою прежнюю роль, ибо дворянство усиленно уходило из службы в деревню и нуждалось в новой организации сословной. Её дала дворянству Екатерина Вторая.

5. Петр Третий усилил строгости в армии, которые повторились потом при его внуке Николае Павловиче. За малейшие провинности, солдата били палками, давали по 2000-3000 ударов. Петр подражал Фридриху и его прусской дисциплине; подражал рабски, слепо.


О существовании заговора знали самые высокопоставленные лица при Петре (генерал – прокурор Глебов, начальник полиции Корф, Кирилл Разумовский, дипломат Н. И. Панин и др.) но они не предали заговорщиков, хотя и не пристали к ним прямо. Однако в минуту переворота, вельможи прямо стали на сторону Екатерины и подготовили ей быстрый и решительный успех. Они следили за развитием заговора через таких лиц, как Е. Р. Дашкова. По мужу принадлежала к кругу гвардейского офицерства, по отцовской семье она была близка к кругу вельмож и служила связью между обоими кругами заговорщиков. Младший круг заговорщиков группировался вокруг семейства Орловых. Екатерина в лице Григория Орлова и его четырех братьев имела сильных приверженцев, которые завоевали ей симпатии всех гвардейских полков, забитых палками Петра Третьего. Ласковое женское владычество «матушек-цариц», представлялось гвардейцам более желанным, они с восторгом согласились возвести Екатерину на престол. Панин и княжна Дашкова, также были сторонниками скорейшего переворота. Хотя Панин желал лишь регентства Екатерины. В заговоре самое широкое участие принял французский посол барон де Бретель. Екатерине нужны были деньги, чтобы подкупить солдат и офицеров. Петр ограничивал её в средствах. Французский посол предложил ей неограниченный кредит. Чтобы привлечь на свою сторону русский народ и духовенство, она ежедневно ездила в церковь в траурном платье, служила панихиды по Елизавете и выполняла все обряды православия. Хотя в тесном кругу называла их языческими и удивлялась их «дикости». В день переворота Екатерина появилась среди гвардейцев. Петр находился в Ориенбауме. Офицер Перфильев выдал ему заговор, был арестован поручик Пассек, ярый сторонник Екатерины. Петра лишили престола в день его рождения. Узнав, что Екатерина провозгласила себя императрицей, он поплыл в Кронштадт, но его намерения укрепиться в Кронштадте провалились. Измученный Петр отбыл в Ориенбаум (ныне Ломоносов) Он был жалок, несчастен, беспомощен. Все его оставили. Войска его ненавидели, и он не был опасен для владычества Екатерины. Но Екатерина не желала, чтобы Петр оставался в живых. Она умела предвидеть и знала, что народ никогда не бывает доволен своими правителями. А недовольные всегда могли воспользоваться Петром Третьим для своих целей. Петр прислал своей жене письмо, умолял отпустить его в Голщтению. Но для него уже был готов каземат, рядом с темницей несчастного императора Иоанна Антоновича. По настоянию Екатерины, Петр подписал отречение и его под сильным конвоем отправили в Ропщу. Алексей Орлов затеял с императором ссору, но Пётр не отвечал. Орлов ударил императора, заговорщики набросились на Петра. Князь Барятинский пронзил императора сзади кинжалом, раненого его продолжали бить и душить. Так закончилось время Петра и наступила эпоха Екатерины Великой. Как говорили современники «Маленькая немецкая княжна захватила корону и немецкого принца». Она получила престол и свободу.


Екатерина, чтобы оправдать свой поступок выпускает манифест. Манифест был опубликован только спустя несколько дней, именно 6 июля. В манифесте Екатерина не поскупилась на краски до того, что потом, в 1797 году он был изъят из обращения. В манифесте было сказано, что политика Петра была не православна и не национальна, и доказывалось это очень пространно. «Не имели Мы намерения, ни желания таким способом воцариться, каковым Бог, по неведомым Его Промыслам, нам определил Престол Отечества Российский восприять». «Вступление наше на императорский престол есть доказательство той истины, что де действует нелицемерные сердца, там рука Божия предводительствует». «Бывший император волею Божией внезапно скончался от геморроидального припадка и прежестокой боли в кишках». И вот, как раз в те дни, когда манифест был опубликован и Петербург его, читал, пришло известие о смерти Петра. Приказано было устроить ему пристойные похороны, но без оказания царских почестей. (Он был похоронен в Невском монастыре, а не в Петропавловской крепости.) Екатерина торжествовала и крепко держала в руках запачканный кровью Петра Третьего скипетр. Павел Петрович случайно отыскал письмо Алексея Орлова к Екатерине из Ропщи. Павел сжег это письмо, была сохранена копия этого письма, снятая Ф. Ростопчиным. Исторические источники преподносят этот факт по-разному. В одних говорится, что император Павел имел возможность убедиться, что ответственность за этот несчастный случай совсем не лежит на памяти Екатерины, по другим Павел никогда не простил матери этой ужасной минуты, когда она свергла мужа и захватила трон сына.


Так началось самодержавие Екатерины Второй.


«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II


Время царствования Екатерины II называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Смысл «просвещенного абсолютизма» состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних «просветителей» выступали и прусский король Фридрих II, и шведский – Густав III, и австрийский император Иосиф II.


Развитие и воплощение начал «просвещенного абсолютизма» в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.


Задачи «просвещенного монарха» Екатерина II представляла себе следующим образом:


1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.


2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.


3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.


4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.


5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.


И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.


Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по – новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течение двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме «Наказа», в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.


«Наказа» состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье «О духе законов»; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Тем не менее «Наказа» является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского «просвещенного абсолютизма».


«Наказ» торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, «чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра». Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: «Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить». На этом основании она предписывала: «Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства». Вольность в понимании Екатерины означала «право все то делать, что законы позволяют». Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована у Монтескье, но при этом – совершенно искажена. Французский философ представлял эти «последующие власти» относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.


Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать».


Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: «Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать». Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.


И все же Екатерина видела в крепостном праве «несносное и жестокое иго», «человеческому роду нестерпимое положение», чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и «генеральное освобождение» она считала несвоевременным и опасным, а для «приготовления умов» к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.


В духе «Наказа» проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.


Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. «Наказ» был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: «Ответствую: на Великая – о моих делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая – никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества – любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание». Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её «Великой».


Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.


При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд – в уездных. Горожан – соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян – верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты – гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.


Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, «иметь фабрики и заводы по деревням». Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал – губернаторов.


Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.


Ряд мероприятий эпохи «просвещённого абсолютизма» имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация (обращение церковной собственности в светскую) церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.


Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.


Заключение


К концу правления Екатерины Россия имела уже 52 губернии, учреждено свыше 150 новых городов, ставших губернскими и уездными центрами. Для каждого были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы развития. Все это происходило под личным контролем Екатерины II


Конечно, последствия новосоздавемых учреждений не всегда были однозначно хороши. Кое – что разрушилось уже при Петре 1, время показало ненужность некоторых судебных инстанций. Многократно, хотя и закономерно, возросла численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч.


За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после ее кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад в развитии и укреплении России. Но и перечисленные деяния Екатерины, ставят её в ряд действительно великих правителей, которых за всю историю России было не так уж и много.


Я привела в данном реферате далеко не все дела совершённые Екатериной II. Чтобы сделать это потребовалось бы написать новую книгу.


Список использованных источников


1. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. «Русская история от Екатерины


Великой до Александра II» М.,1994.


2. «Трёхсотлетие дома Романовых 1613 – 1913» (Репринтное


воспроизведение юбилейного издания 1913 года). М., 1991.


3. Борзаковский П. «Императрица Екатерина Вторая Великая»,


М., 1991.


4. Брикнер А. «История Екатерины Второй», М., 1991.


5. Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории» М.,1993.


6. Каменский А.Б. «Жизнь и судьба императрицы Екатерины


Великой», М, 1997г.


7. Борзаковский П. «Императрица Екатерина Вторая Великая»,


М., 1991г.


8. http://www.5ballov.ru


9.http://www.referats.aha.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розміщення водних ресурсів України і їх економічна характеристика
Реферат 10 развитие инфраструктуры продвижения сельскохозяйственной продукции
Реферат 2. 2 Производительность труда
Реферат 1. Что означает слово «псевдоним»
Реферат Отдых спортсмена как фактор повышения его работоспособности
Реферат Характеристика русско-турецкой войны конца XVIII века Политический строй СССР 1956-1964 гг
Реферат 2. Означении имени в жизни человека
Реферат 1. Правовое и нормативное обеспечение охраны труда
Реферат 2010-2011 уч год
Реферат 2003: Миша Квадрат mazdai/Финляндия – forever
Реферат Внеклассная работа по математике в школе
Реферат Образы помещиков в поэме "Мертвые души"
Реферат 1928 ■Матсуанистское движение /1951
Реферат Варианты совместного ведения бизнеса с точки зрения налогообложения: новое юр.лицо или простое товарищество?
Реферат Инвестиции и инвестиционная ситуация в Украине