Реферат по предмету "История"


Биография Мухаммеда Махди Акефа – руководителя египетской организации "братьев-мусульман"

Реферат: Биография Мухаммеда Махди Акефа - руководителя египетской организации "братьев-мусульман"



14 января 2004 года в Каире прошла "инаугурация" нового руководителя египетских "Братьев-мусульман". После смерти престарелого Мамуна аль-Ходейби, пробывшего на посту "верховного наставника" организации немногим более года, "Братство" возглавил 76-летний Мухаммед Махди Акеф.


Избрание нового руководителя "Братьев-мусульман" вызвало широкий отклик в египетских и арабских СМИ. Многие обозреватели и наблюдатели усмотрели в нем залог едва ли не неизбежной радикализации старейшего в арабском мире исламистского движения - радикализации, которая еще больше осложнит и без того конфликтные отношения между "Братством" и египетскими властями. Такой прогноз аналитики делали, исходя из биографии Мухаммеда Махди Акефа.


Седьмой по счету "верховный наставник" является в прямом смысле современником "Братства". Он родился в деревне Кафр-Авад-эс-Сенейта провинции Дакахлия (Нижний Египет) 12 июля 1928 г. - через четыре месяца после создания Ассоциации "Братья-мусульмане".


Окончив начальную школу в городке Эль-Мансура, он получил среднее образование в школе имени короля Фуада I в Каире. С "Братьями-мусульманами" он познакомился, когда ему было всего 12 лет. Подросток увлекался спортом, а руководство Ассоциации всячески поощряло это увлечение у подрастающего поколения, готовя его к борьбе с "врагами ислама". Вступление в Ассоциацию, которая в 40-е годы переживала период бурного развития, сразу же внесло коррективы в жизненные планы юноши. Так, по окончании средней школы он собирался учиться на инженера, однако по воле (или по совету) основателя Ассоциации Хасана аль-Банны он поступил в Высший институт физкультуры, где у "Братства" не было своих людей. Но главное, в тот же период Мухаммед вступает в "особый аппарат" (аль-джихаз аль-хасс) - "элитную" структуру, созданную по инициативе аль-Банны в начале 40-х годов и предназначенную для проведения "силовых" (по сути - террористических) акций против врагов "Братства". Мухаммед становится верным учеником Абд ар-Рахмана ас-Санади, основателя "особого аппарата". Впрочем, согласно официальной биографии нынешнего лидера "Братства", среди его учителей были улемы и шейхи Ассоциации во главе с самим аль-Банной, а самым любимым своим наставником он считал шейха Мухибб ад-Дина аль-Хатыба.


В 1950 г. Акеф окончил институт физкультуры, а через год поступил в Каире на юридический факультет университета Ибрахима-паши (ныне - университет Айн-Шамс). В 1951-1952 гг., в период партизанской войны против англичан в зоне Суэцкого канала, он руководил университетскими лагерями, а после антимонархической революции 1952 г. передал эту функцию Камаль ад-Дину Хусейну, в то время - командующему Национальной гвардией.


До 1954 года Акеф занимал еще один пост в "Братстве": в штаб-квартире Ассоциации он возглавлял студенческую секцию, а также секцию спортивного воспитания молодежи.


1 августа 1954 г., в ходе начатой режимом Гамаля Абдель Насера кампании репрессий против "Братьев-мусульман", Акеф был арестован. Его обвинили в похищении Абдель Монейма Абд ар-Рауфа - генерала египетской армии, руководившего ссылкой короля Фарука (по другим сведениям - в организации покушения на Насера), и приговорили к смертной казни, однако потом приговор был смягчен: Акеф "отделался" пожизненной каторгой.


На свободу он вышел лишь в 1974 г., хотя многие активисты "Братьев-мусульман", репрессированные в годы правления президента Насера, вернулись из мест заключения еще в 1971-1972 гг. по указам нового главы страны - Анвара Садата, который небезуспешно использовал исламистов в качестве противовеса египетским левым и насеристам.


Два года Акеф проработал генеральным директором Управления по делам молодежи (ведомстве при министерстве реконструкции и развития). Однако вскоре после состоявшегося в 1977 г. визита Анвара Садата в Иерусалим, открывшего эру "нормализации" египетско-израильских отношений, но резко испортившего отношения между режимом и исламистами, Акеф уехал в Саудовскую Аравию, куда еще в 60-е годы эмигрировали многие "братья-мусульмане" из Египта и других арабских стран, в которых они подвергались гонениям. В Эр-Рияде Акеф занял должность советника в организации "Всемирная ассамблея мусульманской молодежи" (основанной в 1972 г.), в которой отвечал за организацию исламских летних лагерей и проведение молодежных конференций. Такие лагеря были им организованы во многих странах мира: Саудовской Аравии, Иордании, Малайзии, Бангладеш, Турции, Австралии, Мали, Кении, Северном Кипре, Германии и США.


Из Саудовской Аравии Акеф ненадолго вернулся в Египет, но в сентябре 1981 г., за несколько дней до массовых арестов "Братьев-мусульман" в Египте, вместе с Мустафой Машхуром (в то время - "верховным наставником" "Братства") выехал в Германию. Он основал и возглавил Исламский центр в Мюнхене, который наряду с аналогичными центрами, уже действовавшими к тому времени в Женеве и Лондоне, стал одной из главных структур сети, созданной "Братьями-мусульманами" в Западной Европе. В европейских странах, как и в США, благодаря демократическому законодательству и свободе слова "Братья" имели широкую возможность не только проводить работу среди местных мусульманских общин, но и вести борьбу против правящих режимов.


Именно в Мюнхене Акеф вместе с пятым "верховным наставником" Мустафой Машхуром в сентябре 1981 г. основал структуру, известную под названием Всемирной организации братьев-мусульман (ат-танзым аль-алями лиль-ихван аль-муслимин). Акеф принял активное участие в разработке устава этой организации, о создании которой было официально объявлено в мае 1982 года. Учреждение Всемирной организации дало ему возможность еще больше укрепить связи с исламистскими движениями и группировками в различных странах мира и сыграть заметную роль в ряде международных кампаний "Братьев-мусульман", в первую очередь - в кампании по оказанию поддержки афганскому "джихаду".


Вернувшись в Египет, Акеф в 1987 г. был избран членом Руководящего бюро "Братьев-мусульман". В том же году он стал одним из 37 депутатов от "Братьев-мусульман" в Народном собрании (парламенте) Египта.


С тех пор, как в 1984 г. египетские "Братья-мусульмане" впервые в истории получили возможность вступить на арену парламентской деятельности, статус официально запрещенной организации, свобода действий которой целиком определялась внутриполитическими соображениями правящего режима, стал для них серьезной проблемой. Все попытки лидеров "Братства" добиться его легализации наталкивались на неизменный отказ властей. С другой стороны, идея создания легальной политической партии под другим названием (как это сделали, например, "братья-мусульмане" в Иордании или турецкие исламисты - последователи Неджметтина Эрбакана) разделялась в руководстве египетских "Братьев" не всеми. С 80-х годов Акеф был горячим сторонником именно этой идеи. Его план состоял в следующем: некая группа "Братьев-мусульман" официально объявляет о разрыве с организацией и создает собственную партию, в которую привлекает некоторых представителей христианской (коптской) общины. Добившись легального статуса, члены партии возвращаются в ряды организации, или, наоборот, "Братья-мусульмане" присоединяются к ней и таким образом приобретают собственную партию. Акеф излагал эту идею и Омару ат-Тилимсани, третьему "верховному наставнику" (1974-1986), и его преемнику Мухаммеду Хамеду Абу ан-Насру (1986-1996), но оба лидера отвергли ее. Хотя Мустафа Машхур одобрил этот "маневр", осуществить его не удалось.


В 1996 г. в условиях резко обострившихся отношений между правительством Хосни Мубарака и "Братьями-мусульманами" Акеф был арестован. Военный суд приговорил его к трем годам тюремного заключения по обвинению в причастности к созданию Всемирной организации братьев-мусульман. В 1999 г. он вышел на свободу, чтобы спустя пять лет, "неожиданно для него самого", как утверждает сам Акеф, возглавить "Братство".


В отличие от своего предшественника Мамуна аль-Ходейби, избранного "верховным наставником" лишь через две недели после похорон прежнего лидера "Братства" - Мустафы Машхура, избрание Акефа прошло легко, без проволочек. Объяснялось это главным образом поддержкой его кандидатуры со стороны зарубежных "Братьев-мусульман" (известно, что Мамун аль-Ходейби этой поддержкой не пользовался). Очевидно, что данный факт можно рассматривать как предпосылку усиления на ближайшие годы влияния "Всемирной организации" на египетских "Братьев-мусульман". Следует отметить, что согласно уставу "Братства", его может возглавлять не только представитель Египта и даже не обязательно араб: практика избрания "верховным наставником" исключительно египтян является традицией, а также данью признания "исторической роли" египтян в становлении и развитии организации. Нельзя считать случайностью и тот факт, что одним из своих заместителей (представляющим "верховного наставника" за пределами Египта) Акеф назначил проживающего в Лондоне сирийца Хасана Ховейди. Примечательно и то, что Акеф открыто признал сам факт существования Всемирной организации братьев-мусульман (и даже заявил, что он гордится вынесенным ему в 1996 г. приговором за причастность к ее созданию), в то время как Мамун аль-Ходейби вообще отрицал, что такая организация существует.


Избрание Мухаммеда Махди Акефа "верховным наставником" породило в арабских СМИ новую волну спекуляций на тему конфликта между "старой гвардией" (ветеранами движения, находящимися сегодня в возрасте 80 и более лет) и пятидесятилетними активистами, которые вступили на арену исламистской деятельности в египетских университетах в 70-е годы. На протяжении минувшего десятилетия на эту тему писали многие арабские и западные исследователи. Именно с этим "конфликтом поколений" связывали, в частности, упомянутую выше попытку создания партии "Васат" на более либеральной идеологической платформе (открытость партии для вступления в ее ряды коптов и женщин, провозглашение курса на защиту демократических прав и свобод и т.д.). Трудно судить, имеет ли такой конфликт место в действительности. Все без исключения лидеры "Братства", в том числе и Акеф, всегда опровергали подобные утверждения (признавая лишь возможность "споров" по тем или иным вопросам). Следует учесть и то, что организация вообще не склонна посвящать посторонних в свои внутренние дела; не способствует открытости и то, что "Братству" приходится действовать в полулегальных условиях, подвергаясь постоянному давлению со стороны властей. Но даже если этот конфликт существует, хотя бы в латентной форме, есть все основания полагать, что с приходом Акефа на пост руководителя "Братства" он утратит остроту.


"Говорить о том, что избрание Махди Акефа предотвратит взрыв внутри организации… было бы преувеличением. Однако оно, по крайней мере, устранит "застой крови" в организации и позволит снять ряд проблем, являющихся для нее взрывоопасными источниками напряженности", - пишет в одной из своих статей Хусам Тамам, египетский специалист по исламистским движениям.


Как отмечает X. Тамам, новый руководитель "Братства" занимает срединное положение между двумя поколениями в Руководящем бюро: так называемой "старой гвардией" и "срединным поколением". Но дело не только в возрасте как таковом. Будучи моложе своего предшественника, Акеф вступил в "Братство" на десять лет раньше его, а принадлежность в прошлом к "особому аппарату", участие в партизанской войне против англичан в зоне Суэцкого канала и, наконец, причастность к созданию Всемирной организации братьев-мусульман придает ему дополнительный авторитет. Таким авторитетом не мог пользоваться Мамун аль-Ходейби, который вышел на арену в качестве одного из руководителей "Братства" лишь в 80-е годы.


брат мусульманин акеф египетский


Оценивая политические взгляды Акефа, некоторые аналитики причисляют его к "ястребам", якобы всегда выступавшим против примирения "Братьев-мусульман" с режимом Мубарака, который с середины 90-х годов регулярно обрушивал на "Братство" суровые репрессии (только за период с 1995 по 2000 год в стране состоялось пять крупных процессов над его активистами). Упрекают его и в неприязненном отношении к христианам-коптам. Но по мнению большинства экспертов, Акеф принадлежит как раз к числу наименее консервативных представителей "старой гвардии", занимающей ключевые позиции в Руководящем бюро. О его гибкости и даже "реформаторской" ориентации наглядно свидетельствует упоминавшийся выше эпизод с его участием в создании партии "Васат".


Судя по первым заявлениям Акефа, сделанным им после избрания на пост "верховного наставника", он отнюдь не является сторонником конфронтации "Братства" с властями. Практически во всех своих интервью он подчеркивает, что организация не считает себя находящейся в состоянии конфликта с режимом и предлагает правительству "диалог".


Заявления Акефа по палестинской проблеме, по Ираку и по другим вопросам, касающимся современного "положения мусульманской уммы", носят резко антиизраильский и антиамериканский характер, но в целом они не выходят за рамки традиционных для "Братьев-мусульман" позиций. В палестинском вопросе - это полная солидарность с движением "ХАМАС", отрицание права Израиля на существование и критика политики Палестинской национальной администрации, признающей идею переговоров с израильским руководством. Так, в письме лидеру ливанского шиитского движения "Хизбаллах" по случаю состоявшего между ним и Израилем в конце января 2004 г. обмена пленными Акеф подчеркнул, что только "переговоры с позиции силы могут приводить к успеху, так как "единственным языком, который понимает сионистский враг, является язык силы и отпора".


В иракском вопросе "Братья-мусульмане" по-прежнему выступают за избавление Ирака от американского присутствия и исходят из признания за иракцами права на использование "любых средств в борьбе с оккупантами".


"Братство" продолжает считать правительство США "главным сатаной", злейшим врагом арабов и мусульман и союзником всех "тиранических режимов" в мусульманском мире, к каковым "Братья" относят и свергнутый режим Саддама Хусейна. В этой связи уместно привести высказывание, сделанное Акефом еще до избрания на пост "верховного наставника". В середине декабря 2003 г. Акеф в интервью интернет-изданию "Ислам онлайн" подверг критике арабские спутниковые каналы, сосредоточившие все внимание на теме поимки Саддама Хусейна. "Подавать ситуацию таким образом, - сказал он, - значит отвлекать людей от сути происходящей борьбы, а она состоит в угнетении и тирании, которым подвергаются арабские и мусульманские страны, что яснее всего видно на примере палестинского и иракского народов, терпящих бедствия от рук американцев и сионистов". Саддама Хусейна Акеф назвал "лишь одним из преступных тиранов, каких сегодня много". Эти тираны, добавил он, "по-прежнему правят арабскими и мусульманскими странами, убивая людей и лишая их крова при помощи сил мирового империализма, которые говорят о поддержке демократии и нравственных ценностей, но сами далеки от этих ценностей как никто".


Что касается позиции нового руководителя "Братьев" мусульман" в отношении режима Хосни Мубарака и вообще участия организации в политической жизни Египта, то она в целом сохраняет преемственность по отношению к прежнему курсу Ассоциации. Однако есть основания полагать, что при Акефе попытки "Братьев" утвердиться на египетской политической арене в качестве "конструктивной оппозиции", отражающей чаяния подавляющего большинства народа и пользующейся его поддержкой, примут более активный и целенаправленный характер.


По-прежнему самой актуальной для "Братства" задачей является прекращение полицейских и судебных репрессий в отношении его активистов. Уже очевидно, что с избранием Акефа борьба за создание египетскими "Братьями-мусульманами" собственной легальной политической партии будет одним из главных направлений их деятельности. И хотя об этой цели говорили и прежние лидеры египетских "Братьев", новый руководитель явно намерен бороться за нее более активно, чем его предшественники. В конце января 2004 г. Акеф в интервью кувейтской газете "Ар-Рай аль-Амм" высказал надежду на то, что египетские власти дадут организации "зеленый свет" на создание собственной партии. Правда, при этом он отказался уточнить, будет ли она существовать наряду с "Братством" или само оно преобразуется из "общества" (джамаа) в политическую партию (хизб), заявив, что решение этого вопроса является сугубо внутренним делом "Братства". Несколько более подробно на эту тему высказался член Руководящего бюро "Братства" Абдель Монейм Абуль Футух. "Мы заявили, что хотим быть партией, потому что они говорят, что мы запрещены, и об этом же говорит закон. Но конституция этого не говорит. Действующая египетская конституция даже без внесения в нее каких-то поправок предоставляет нам право провозгласить себя партией под названием "Партии братьев-мусульман", так как она не запрещает создания религиозной партии. Но мы не хотим становиться религиозной партией, созданной по религиозно-общинному признаку", - сказал Абдель Футух, отметив, что еще Мамун аль-Ходейби не возражал против вступления в будущую партию христиан-коптов, если они будут признавать ее программу. "Более того, - добавил Абдель Футух, - мы вообще хотим быть не религиозной, а гражданской (мадани) партией, опирающейся на авторитет религии".


О несомненной активизации "Братьев-мусульман" на внутриегипетской политической сцене свидетельствует выдвижение ими в начале марта 2004 г. инициативы по проведению в Египте "всеобъемлющей реформы". Выступив на устроенной специально по этому поводу пресс-конференции, заместитель "верховного наставника" Мухаммед Хабиб отметил, что "Братья-мусульмане" выступили с этой инициативой исходя из веры в то, что лишь возвращение к исламу является "подлинным выходом из всех наших неурядиц - внутренних и внешних, политических и экономических, социальных и культурных".


Программа реформ, предложенная "Братством", охватывает все сферы египетской жизни - политическую, социальную, воспитательную, судебную, культурную и пр. Важнейшим ее элементом провозглашается политическая реформа. Призывая к ней, "Братья" подчеркивают свою приверженность "демократическому конституционному парламентскому республиканскому строю в рамках принципов ислама". И вообще этот раздел выдержан в сугубо "демократическом духе" и не содержит даже намека на переход страны к "теократическому" режиму. Так, "Братство" провозглашает, что "источником власти во всех ее формах является народ"; уважает принцип сменности путем "свободного всеобщего голосования"; признает "свободу каждого на личные убеждения" и "свободу отправления религиозных обрядов для последователей всех признанных богооткровенных религий"; утверждает незыблемость политических и гражданских свобод и т.д.


В числе политических преобразований, предлагаемых "Братьями-мусульманами", содержится и ряд положений, прямо направленных против существующих порядков. Это и отстранение армии от участия в политике ("министр обороны должен быть гражданским лицом, как и остальные министры"), и жесткое ограничение президентских полномочий двумя мандатами, и пересмотр ряда "одиозных" законов (в том числе о печати и о профсоюзах), и освобождение политзаключенных, и прекращение практики пыток в египетских тюрьмах.


Появление мартовской "инициативы" стало серьезной заявкой "Братьев" на занятие своей ниши в египетской политической жизни в качестве одного из отрядов "демократической оппозиции". Время покажет, как будут складываться отношения властей с "Братством" при его новом руководстве. Однако можно предположить, что безоблачными они по-прежнему не будут. Более того, чем "умереннее" и "современнее" будет выглядеть политическая платформа "Братьев-мусульман", чем успешнее они будут "выбивать аргументы" у истеблишмента, обвиняющего их в экстремизме и поддержке терроризма, тем большую опасность для режима они будут представлять. Вероятнее всего, боязнь повторения "алжирского сценария", при котором исламистам в 1991 г. едва не удалось прийти к власти на парламентских выборах, будет заставлять режим находить поводы для новых репрессий против "Братьев-мусульман".


Список источников и литературы


1. Al-Jazeera.net.21.01.2004.


2. http://www.menewsline.com/stories/2004/january/01_l6_2.html.


3. Buccianti A. Les Freres musulmans egyptiens rajeunissent leur direction // Le Monde.23.01.2004, с.3.


4. http://www.elbehira.com/wmview. php? ArtID=524.


5. http://www.elbehira.com/wmview. php? ArtID=459.


6. http://www.ikhwanonline.com/Article. asp? ID=5174&LevelID=l&SectionID=218.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Jonathan Swift Misguided And Incorrect Criticisms Essay
Реферат Xxi век VI международная конференция
Реферат Обстеження захисних лісонасаджень в Шепарівському лісництві 2
Реферат Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения /на материале обучения швейному делу/
Реферат The Kingdom Of Saudi Arabia Essay Research
Реферат Причины школьных трудностей
Реферат Mythology Essay Research Paper MythologyEvery race of
Реферат Ophelia Essay Research Paper The character of
Реферат Plunkitt Of Tammany Hall Essay Research Paper
Реферат Современные психолого-педагогические технологии обучения
Реферат Child Diets Essay Research Paper America s
Реферат Стенд проверки устройства контроля свободности железнодорожного перегона
Реферат Friar In Canterbury Tales Essay Research Paper
Реферат AuschwitzThe Toture Camps Essay Research Paper Auschwitz
Реферат Методы развития восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни