Алимгазинов К.
Концепция создания реляционной модели, проведение статистического анализа для массива источников личного происхождения исходила, в нашем случае, из постулата проблемно-ориентированного подхода при изучении исторических источников, предложенным западным историком М. Таллером ( 1). Основные аспекты построения модели соответствуют конструктивным основам имеющейся системы SOCRATES, разработанной авторитетным специалистом из Голландии в области применения технологии баз данных в исторических исследованиях - Л. Брере ( 2). Модель БД состоит из нескольких таблиц, представляющих из себя двумерный массив типа "объект - признак". Другими словами, это - созданные для фиксации различных признаков объектов унифицированные анкеты, которые заполнялись нами по мере изучения исторического материала. Всего было изучено в источниках личного происхождения 42 признака, дающих представление об изучаемом мемуарном комплексе. Из них по 6 выделенным признакам было проведен факторный анализ, путем предварительного исследования текстов воспоминаний контент-аналитической методикой с последующим определением коэффициентов корреляций между признаками.
Массив выделенных признаков вошел в 13 групп (одна группа для проведения факторного анализа), на уровне которых проводились исследования бинарных связей между признаками. При определении групп признаков придерживались основных классификационных приемов систематизации (однородности признаков, знания закономерности связей), а также следуя конечным исследовательским целям. Вариационный ряд был представлен количеством мемуаристов.
Исследование БД проводилось на основе анализа парных связей вариационного ряда с последующим графическим представлением и интерпретацией. Работа преследовала цели определения характерных свойств признаков, тенденций внутри вариационного ряда, анализа географической представленности событий, социального облика его участников, определение общественного статуса авторов и прочее как признаки презентативности представленных сведений мемуаристов.
Анализ вариационного ряда парных зависимых признаков раскрыл социальный состав мемуаристов, половозрастную структуру авторов, полноту географической представленности сведений, характерные тенденции авторов для освещения отдельных периодов гражданской войны. К примеру, изучение возрастной группы мемуаристов показало черту активности молодой части населения края в событиях: к 1918 г. среднестатистический возраст участника событий составил 26,7 лет. "Весь комполитсостав, включая комдива... был очень молодой (20-25 и 30 лет)" (3), - вспоминал позже один из мемуаристов. В дальнейшем, анализ бинарных связей между признаками способствовал нашему изучению источникового материала на уровне выделенных нами пяти основных категорий: личность автора, место автора в описываемых событиях, представленность фактов, атрибутивные свойства мемуарного источника и содержание текстов источников личного происхождения. Методы многомерного статистического анализа апробированы в научных работах (4).
К источникам личного происхождения о гражданской войне в Казахстане с целью изучения содержания были использованы методы контент-анализа, факторного анализа. Процесс работы включал в себя три стадии исследования. На первой стадии объект исследования (оригинал) в результате определенных статистических процедур был приведен к состоянию модели (5), находящемуся в отношении подобия к оригиналу. В нашем случае это выявленные элементы текста, способные охарактеризовать совокупность необходимой стороны содержания всего текста. Вторая стадия включала проведение соответствующих математических операций. На основе этих полученных данных третья стадия работы содержала интерпретационную процедуру полученных количественных характеристик предшествующего этапа исследования с перенесением конечных результатов на объект исследования.
По нашему убеждению, приемы количественного анализа следует относить к перспективным методам анализа исторических источников. Изучение нами источников личного происхождения нетрадиционными приемами показало высокую степень эффективности использования количественных методов при исследовании, в частности, нарративных источников. В Казахстане большое количество мемуарных источников сохранилось о периоде гражданской войны 1918-1920 гг. И этот круг опубликованных исторических документов был подвергнут нами комплексной статистической обработке.
После того, как были изучены вопросы авторства и проведена систематизация источника, нами был проведен анализ содержания источника. Использованы традиционные логический, текстологический и историко-сравнительный методы. Отметим, что использование этих приемов анализа способствовало тому, что исторический источник был подготовлен к этапу формализации. После того как было выяснено смысловое содержание источника, выбрана наиболее полная версия публикации воспоминаний автора, восполнены некоторые пробелы с сопоставлением с хранящимися в архивах рукописями воспоминаний, был произведен поиск интересующей нас информации в текстах. Мы, таким образом, уже имели представление об авторских особенностях изложения материала, и принимая в учет все это были выявлены признаки категории "образ врага". Исследовательский интерес был обусловлен тем, что этот аспект в воспоминаниях не был еще исследован казахстанскими историками. Присутствие же этого рода информации в воспоминаниях вытекало из того, что воспоминания дают исследователю наиболее последовательное описание человеческой деятельности. А так как гражданская война - это прежде всего конфликт, то каждый из ее участников должен был сформировать в своем сознании принципы своего поведения, отношения к происходящему.
Посредством контент-аналитической методики все обнаруженные количественные показатели признаков - их всего было выделено шесть, подверглись математическим вычислениям в ходе факторного анализа. Мы этим хотели обнаружить главное, чем руководствовались сами участники событий, когда принимали участие в войне, по каким параметрам в историческом сознании людей того времени производилось противопоставление себя другому. Эти факты обуславливали общественное поведение участников, определяли их деятельность в событиях, и поэтому, думаем, что они представляют интерес для исследователей гражданской войны в Казахстане. В ходе факторного анализа вся информация из шести полученных признаков была представлена в двух финальных "факторах". Они нам дали возможность говорить о характере гражданской войны, получившем отражение в сознании участников. Как показал процесс интерпретации, данная информация носит по своему содержанию объективный характер, по своему присутствию в воспоминаниях - скрытый характер.
Главное, что удалось обнаружить путем количественного анализа из воспоминаний участников гражданской войны в Казахстане, написанных и опубликованных в эпоху командно-административного режима, это то, что в них присутствует информация об объективном национальном характере гражданской войны в Казахстане, хотя этот момент открыто игнорировался при изложении событий самими мемуаристами.
Таким образом, при соответствующем источниковедческом подходе, возможность проведения статистического анализа мемуарных источников очевидна.
Список литературы
1. Доорн П. Еще раз о методологии // Новая и новейшая история. 1997. ©3. С. 87-98.; Таллер М. Комментарий к статье П. Доорна // Там же. С. 103.; Коллентер Г. Модели Питера Доорна и историки // Там же. С. 103.; Бородкин Л.И. Методологическая парадигма в зеркале исторической информатики // Новая и новейшая история. 1997. ©5. С. 85-86.
2. Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. - М.: МГУ, 1994. - 215с. - С.122.
3. Евлампиев П. Последнее предложение // Октябрь в Казахстане. Очерки и рассказы участников гражданской войны. (Составитель Г.Н. Мельников). Алма-Ата: Издание Центрального Совета Осоавиахима КАССР и Краевой юбилейной комиссии, 1930. С. 67.
4. Бородкин Л.И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: МГУ, 1986. 187 С.
5. Моисеенко Т.Л. Методы анализа маркетизации крестьянского хозяйства России // ЭВМ и математические методы в исторических исследованиях. М.: РАН, 1994. С. 75.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |