.
Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота, совершенного гвардейскими офицерами под руководством братьев Орловых 17 июня 1762 г. Вскоре после этого Петр III был убит заговорщиками и Екатерина стала полновластной императрицей. Ее царствование было долгим — целых тридцать четыре года.
За это время бывшая иноземная принцесса успела многое: она не только стала русской Государыней, но, имея перед глазами опыт осуществления переворота, сумела так построить внутреннюю политику, что еще при жизни ей было присвоено звание «Великой и Премудрой Матери Отечества». Екатерину заслуженно считали достойной преемницей Петра I, и достаточно быстро её имя стало употребляться вместе с эпитетом «Великая». Достойно удивления и восхищения умение молодой императрицы решать сложные проблемы государственного управления, и прежде всего — умение удержаться у власти, не имея изначально почти никакой поддержки, но завоевывая ее буквально шаг за шагом.
Известно, что время царствования Екатерины совпало с эпохой Просвещения. Так или иначе, идеология просветителей — Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и др. — влияла на политику европейских монархов. Не избежала такого влияния и Екатерина. Обладавшая живым умом и развитым мышлением, она был знакома с трудами просветителей и их взглядами на государственное устройство и управление. Уже в качестве русской императрицы она, переписывалась с Вольтером и Дидро, обсуждая с ними проблемы организации власти в роль монарха в управлении обществом.
Нельзя забывать, что императрице приходилось реализовывать свои взгляды, почерпнутые у просветителей, в огромном самодержавном государстве, основанном на политическом и экономическом господстве дворянства, не терпевшего ущемления своих интересов. Найти равнодействующую между целями власти и привилегированным сословием было не просто. Тем не менее, мероприятия первых лет царствования Екатерины традиционно связывают с проведением политики просвещенного абсолютизма. Помимо уже привычных для аристократии раздач казенных земель и крестьян в качестве награды участникам дворцового переворота, Екатерина провела ряд преобразований, способствовавших укреплению её власти. Так, она отменила особое, гетманское правление на Украине, реформировала Сенат, в котором видела опасность для своей самодержавной власти. Во избежание возможности вмешательства в компетенцию верховной власти и для упорядочения его работы, Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, тем самым сделав его чисто административным органом, лишенным законодательных прав. Четыре петербургских и два московских департамента Сената становились самостоятельными учреждениями со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената и ослабляло его. Вопреки личному желанию императрицы отказаться от всех законодательных актов, принятых Петром III, ей пришлось подтвердить некоторые из них, и прежде всего:
· указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии;
· указ о передаче в государственное управление монастырских и церковных земель (секуляризация);
· запрещение покупать крестьян к мануфактурам.
Но самым примечательным событием начала екатерининской эпохи, безусловно, стала работа Уложенной комиссии. Еще в молодости изучив взгляды европейских философов, и вновь вернувшись к этому занятию в качестве императрицы, Екатерина пришла к выводу о том, что порядок и стабильность в государстве, благоденствие подданных возможно обеспечить, добившись соблюдения законов. Поэтому свою непосредственную задачу она видела в создании новой, более совершенной системы законодательства взамен архаичного Соборного Уложения 1649 г. С этой целью было объявлено о созыве специальной Уложенной комиссии. Мероприятие было организовано и обставлено с размахом: 14 декабря 1766 г. вышел манифест о созыве комиссии, состоящей по образцу и подобию старинных Земских Соборов из представителей разных сословий. Работа комиссии была гласной и проходила под контролем императрицы. Депутаты наделялись целым рядом льгот и привилегий. Кроме того, совершенные во время работы комиссии ограбление, избиение и убийство депутата карались удвоенной мерой наказания. Выборы в комиссию были почти всесословными. 53 % населения России — крепостные крестьяне — депутатов не выбирали (считалось, что их представляют помещики-владельцы). От дворян выбирался один депутат от уезда, от горожан — один от города (независимо от числа жителей), от государственных крестьян — один от каждой провинции. От центральных государственных учреждений также посылался один депутат. Кроме того, право выбора имели экономические (бывшие монастырские и церковные) крестьяне, оседлые «инородцы» Поволжья, Приуралья и Сибири, а также казачество. В результате большинство депутатов в комиссии составляли дворяне и горожане. Новшеством по сравнению с Земскими Соборами стало составление письменных наказов депутатам от избирателей. Хотя реального применения в работе комиссии собранный таким образом материал не нашел, в нем были представлены интересы и требования представителей различных сословий. Для работы комиссии императрица составила «Наказ», в котором излагала свои взгляды на программу действий и задачи комиссии. «Наказ» состоял из 20 глав, написанных Екатериной в течение двух лет и восходящих к трудам Монтескье и Бекариа. Комиссия начала свою работу в Москве 30 июля 1767 г. с прочтения «Наказа» Екатерины. В дальнейшем она разделилась на Большое собрание и 15 частных комиссий. Помимо вопросов законодательства, достаточно часто обсуждался и вопрос о крепостном праве, что, по мнению большинства историков, и привело в дальнейшем к ее роспуску. Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г., частные комиссии работали до 1771 г. Проект нового Уложения так и не был принят.
Еще одним интересным начинанием Екатерины II было создание в 1765 г. Вольного экономического общества, которое должно было пропагандировать рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться различные работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |