Бела Балаш
(правильнее Балаж
, венг. Balázs Béla; наст. имя и фамилия Герберт Бауэр
, венг. Bauer Herbert, 4 августа 1884, Сегед, — 17 мая 1949, Будапешт) — венгерский писатель, поэт, драматург, сценарист, теоретик кино.
Биография
В возрасте шести лет переехал с семьёй в Левочу в восточной Словакии, но после смерти отца, гимназийного учителя Симона Бауэра, с матерью вернулся в Сегед. В 1902 поступил в Будапештский научный университет имени Петера Пазманя. В общежитии Коллегиума Лоранда Ётвёша жил в одной комнате с будущим композитором Золтаном Кодаи. Окончив университет в 1906, отправился продолжать учёбу за границей. Так, в Берлинском университете он посещал лекции Георга Зиммеля и других всемирно известных учёных. В Берлине одновременно работает над своей первой книгой — «Эстетикой смерти» (Halálesztétika
)
Первая публикация его стихов состоялась в 1908 в антологии «Завтра» («Холнап», Holnap Antológia
). В то время Балаж предстаёт последовательным поэтом-символистом, печатается в основанном Эндре Ади журнале «Запад» («Ньюгат», Nyugat
). В 1909 на сцене поставлено его первое драматическое произведение — постановка «Доктор Маргит Сенпал» (Doktor Szélpál Margit
). В 1910 пишет одноактную драму-мистерию в стихах «Замок герцога Синяя Борода». По замыслу автора, пьеса была не только самостоятельным произведением, но и готовым оперным либретто для Золтана Кодаи. Однако присутствовавший при чтении пьесы Бела Барток был настолько захвачен этим замыслом, что Балаш отдал этот текст ему. Так появилась единственная опера Бартока.
В 1911—1912 путешествует по Европе, живёт в Италии, Париже и Берлине; в это же время появляются первые сборники его стихов. В 1914 добровольцем идёт на фронт; его военные дневники, рисующие мрачные картины ужасающих армейских будней, увидели свет в 1916. Балаш, близко знакомый с большинством деятелей Венгерской коммунистической партии и участвовавший в «Воскресном кружке» Дьёрдя Лукача, наряду с такими деятелями венгерской культуры, как Бела Фогараши, Фредерик Антал, Арнольд Хаузер, приветствовал установление в Венгрии советской власти, вошёл в состав Директории революционных писателей и работал в Наркомате просвещения Венгерской советской республики 1919 года. После разгрома режима эмигрировал из страны, выехав, подобно многим другим венгерским социалистам, в Вену, где сотрудничал в целом ряде немецко- и венгерскоязычных изданий, издавал поэзию, а также труды по кинокритике (включая «Видимого человека»).
С 1926 живёт и работает в Берлине, где сотрудничает с Георгом Вильгельмом Пабстом и Эрвином Пискатором. Находясь в Германии, вступает в местную Компартию. В конце 1930 по приглашению советских писателей уезжает из Берлина в Москву. В дальнейшем в 1931—1945 годах Балаш жил в СССР, где он мог свободно писать и ставить постановки о периоде Венгерской советской республики. С 1932 оседает в Москве, преподаёт в киношколе. С 1938 является ведущим сотрудником газеты «Новый голос» («Уй Хонг», Új Hang
), издававшейся в Москве на венгерском языке.
В эти годы формируется его реалистические позиции, которые отразились в таких произведениях, как роман «Невозможные люди» (1930, на немецком языке, русский перевод вышел в 1930, а венгерская версия — в 1965 году), автобиографический роман «Юность мечтателя» (1948), пьеса «Моцарт» (1941), сборники стихов «Лети, моё слово» (1944), «Мой путь» (1945; премия имени Кошута, 1949).
Балаш уделял немало внимания киноискусству. Ему принадлежат книги о кино «Видимый человек» (1924, на немецком языке, русский перевод опубликован в 1925, а венгерский вариант, Látható ember
, — в 1958 году), «Дух фильма» (1930, на немецком языке, русский перевод 1935 года), «Искусство кино» (1945).
Балаш — автор нескольких киносценариев. Он принимал участие в написании сценария фильма «Трёхгрошовая опера» Г. В. Пабста по пьесе Бертольда Брехта. Соавтор сценария фильма Лени Рифеншаль «Голубой свет» (1932), автор сценария фильма Где-то в Европе (1947, режиссёр — Géza von Radványi).
Был близким другом философа-марксиста Дьёрдя Лукача.
Ссылки
· Фильм «Трёхгрошовая опера»
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Балаш,_Бела
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | 1795 год |
Реферат | Искандер-кульская экспедиция |
Реферат | Анализ стихотворения ВВ Маяковского Пернатые нам посвящается |
Реферат | Роль оценки и отметки в обучении |
Реферат | Экстрасенсорные возможности |
Реферат | Інформаційне забезпечення управлінської діяльності 2 |
Реферат | Псориаз. История болезни |
Реферат | Harry Potter Essay Research Paper Harry Potter |
Реферат | Muhammad Ali Essay Research Paper Muhammad AliByChenell |
Реферат | Юрий Соломин |
Реферат | Детская ложь и ее социально-психологические корни |
Реферат | Теория этикета и практика |
Реферат | Шизофренія |
Реферат | Экзистенциальная психотерапия |
Реферат | Что такое игра |