Как
известно, Япония является конституционной монархией. При данном государственном
строе Император осуществляет определенные церемониальные функции (присутствует
на официальных торжествах, национальных праздниках) и служит «символом
государства и единства нации», но юридически Император безвластен и лишен права
голоса в вопросах управления государством. Император подписывает решения
кабинета министров, официальные документы, законы и международные договоры,
заверяет назначения министров и других высших должностных лиц, принимает
иностранных послов и т.п.
Как
мы уже писали, конституция Японии была принята парламентом страны и вступила в
силу 3 мая 1947. До настоящего времени в неё не было внесено ни единой
поправки, хотя по поводу части статей уже выражалось недовольство (в частности,
критике подверглась статья №9, констатирующая отказ от войны и содержания
армии). Если же дело дойдёт до внесения поправок в конституцию, то для того,
чтобы это стало возможным необходимо согласие 2/3 общего числа каждой из двух
палат парламента, а также – согласие большинства населения, которое выражается
на всенародном референдуме.
Законодательную
инициативу в Японии во многих случаях проявляют чиновники. Когда назревает
необходимость пересмотра существующих законов или введения новых, они готовят
соответствующие законопроекты, которые затем рассматриваются правительством и в
случае одобрения представляются парламенту.
Парламент
состоит из двух палат: верхней (палата советников) и нижней (палата
представителей). Нижняя палата насчитывает 500 депутатов, 300 из которых
избираются в одномандатных округах и 200 – от партий по системе
пропорционального представительства в 11 избирательных округах. Срок полномочий
депутатов нижней палаты – четыре года, но в ряде случаев он может быть
сокращен. Палата советников насчитывает 252 члена, которые избираются на шесть
лет.
Значительная
часть законодательной работы в обеих палатах парламента осуществляется
комитетами. Назначение депутатов зависит от степени влияния политических
партий. Председателями в комитетах являются представители партии-фаворита,
имеющей большинство в парламенте. Ход заседаний носит довольно оживлённый
характер и как и везде члены оппозиции могут задавать самые каверзные вопросы.
Когда
законопроект получает поддержку в комитете, по нему проводится голосование всей
палатой. Одобренные палатой документы направляются в палату советников.
За
национальную и внешнюю политику Японии отвечают премерьер-министр и его
кабинет, состоящий из министров и государственных министров. Члены кабинета
возглавляют министерства и специализированные управления и как правило избраны
в парламент. В состав кабинета министров входят также министр кабинета
(управляющий делами правительства) и глава законодательного бюро (органа, через
который проходят все законопроекты). В министерствах и управлениях работают
чиновники, назначаемые по результатам специальных конкурсных экзаменов.
Работа
парламента в значительной мере зависит от распределения влияния между
партийными группами. ЛДП, созданная в 1955 в результате слияния Либеральной и
Демократической партий, удерживала власть с момента возникновения и до 1993.
Затем были крупный финансовый скандал и вотум недоверия, в результате чего ЛДП
потеряла контроль над палатой представителей. Семь оппозиционных партий
объединили усилия для завоевания большинства депутатских мест и добились права
сформировать кабинет министров. Эта коалиция включала широкий спектр
политических направлений: от социалистов и коммунистов слева, демократических
социалистов и Комэйто в центре до реформистски настроенных консерваторов, ранее
состоявших в ЛДП и покинувших ее, чтобы создать Партию новой Японии и Партию
обновления Японии. Следующий этап в японской политике начался, когда новое
поколение лидеров призвало к пересмотру избирательной системы и практики
финансирования избирательных кампаний.
В
некоторой степени на позициях партий в парламенте отражаются особенности
электоральной системы. До внесения в нее изменений в 1996 метод избрания в
нижнюю палату носил уникальный характер: избирательные округа направляли от 2
до 6 (большинство от 3 до 5) депутатов. Таким образом, крупным партиям
приходилось выдвигать несколько кандидатов, которые на выборах должны были
соперничать с членами не только других, но и своих партий. В результате
принадлежность к определенной политической партии перестала играть решающую
роль. Целями введения новой избирательной системы были ликвидация коррупции,
переориентация симпатий избирателя с конкретного лица на политическую партию, а
также уменьшение роли фракций в формировании кабинета и осуществлении
государственной линии. Нынешняя избирательная система отдает преимущество ЛДП.
В городских районах в парламент направляют одного депутата от 250–350 тыс.
избирателей, в то время как в сельских районах – всего от 130–140 тыс. человек.
Япония
разделена на 47 префектур. В качестве отдельных префектур выделяются
о.Хоккайдо, а на Хонсю – мегаполис Токио и две городские агломерации, Осака и
Киото. Более подробную информацию по каждой префектуре Вы можете прочитать в
нашем разделе География.
В
Японии существует развитая система органов местного самоуправления и управления
на уровне префектур, городов, поселков и деревень. Раз в четыре года проводятся
выборы депутатов в органы местного самоуправления. На такой же срок избирают
префектов, мэров городов и деревенских старост. В компетенцию этих должностных
лиц входит созыв собраний на очередные и внеочередные сессии. Кроме того, они
имеют право вето по отношению к решениям собраний, досрочного роспуска
собраний. Префекты могут быть досрочно смещены премьер-министром, а мэр города
и староста деревни – префектом. Высшие должностные лица общей компетенции имеют
право приостанавливать исполнение актов центральных органов управления на своей
территории. Исполнительные полномочия на местах принадлежат специальным
постоянным комиссиям местных собраний. Члены этих комиссий избираются
собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания. За
деятельностью органов местного самоуправления и управления осуществляется
жесткий прямой контроль центральных ведомств. Деятельность полиции, школ,
больниц контролируют соответствующие министерства. Финансовая система страны
также способствует усилению централизации, поскольку 70% всех налогов поступает
в государственный бюджет и лишь 30% остается на местах.
Конституцией
предусмотрена независимая судебная власть. Верховный суд страны состоит из
главного судьи, назначаемого императором по представлению кабинета министров, и
14 судей, назначаемых самим кабинетом. Конституция устанавливает референдарную
ответственность членов Верховного суда: каждые 10 лет одновременно с выборами в
парламент избиратели голосуют «за» или «против» конкретных судей. Имеются
восемь региональных высших судов, 50 окружных (четыре на Хоккайдо и по одному в
остальных префектурах) и сеть низовых судов. Верховный суд обладает
прерогативой определять конституционность административных действий и вводимых
в силу законодательных актов.
Несмотря
на конституционный запрет на содержание вооруженных сил, в 1950 американские
оккупационные войска положили начало созданию в Японии национального
полицейского резерва, реорганизованного в «национальные силы безопасности» в
1952 и в «силы самообороны» в 1954. Военная служба носит добровольный характер.
В 1996 сухопутные войска насчитывали 148 тыс. личного состава. В военно-морских
силах, включавших 63 боевых корабля и 171 самолет, служили 43 тыс. человек на
флоте и 12 тыс. – в морской авиации. ВВС насчитывали 44 тыс. личного состава и
300 боевых самолетов. Японский военный потенциал по-прежнему остается чисто
оборонительным; страна не располагает ни авианосцами, ни стратегическими
бомбардировщиками. В соответствии с американо-японским договором о взаимном
сотрудничестве и безопасности 1960, США должны осуществлять оборону Японии в
случае иностранного вторжения, а американцам разрешено иметь в стране военные
базы.
В
качестве ответной реакции на милитаризм 1930-х годов и потери, понесенные во
Второй мировой войне, в стране начиная с 1950-х годов широко распространены пацифистские
настроения. После примерно двухлетних ожесточенных дебатов в 1992 парламент
принял закон, разрешающий отправку военнослужащих за границу для участия в
международных миротворческих акциях. Впервые с 1940-х годов японские войска в
сентябре 1992 были размещены за рубежом, участвуя в операции ООН в Камбодже.
Япония
стремится к сохранению дружественных отношений со всеми государствами. Кроме
военного альянса, Япония тесно связана с США в экономическом плане.
Отношения
с другой сверхдержавой, СССР, были обусловлены рядом неразрешенных вопросов.
Напряженность вызывает спор о четырех небольших островах южной части Курильской
гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), отошедших к СССР в конце Второй
мировой войны. Японцы считают эти острова своей территорией, но СССР
отказывался их вернуть до тех пор, пока в Японии будут размещаться американские
военные базы. Разногласия вокруг островов остались предметом спора и в
отношениях Японии с Россией.
Япония
имеет длительную историю взаимоотношений с Китаем. С точки зрения Японии,
огромный Китай представляет интерес прежде всего как крупнейший потенциальный
рынок и выгодная сфера капиталовложений. Япония имеет тесные
внешнеэкономические связи с Республикой Корея и Корейской Народно-Демократической
Республикой.
Япония
– член ООН, Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и Азиатского банка
развития и участник Плана Коломбо.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |