Реферат по предмету "Исторические личности"


Современный период развития России

В результате либерально-демократического переворота в августе 1991 г. коренным образом изменилась общественно-политическая ситуация в стране. Явившиеся результатом экономического, политического и национального кризиса августовские события способствовали окончательному распаду Советского Союза, превращению его в группу политически независимых государств, проводящих самостоятельно экономический и внешнеполитический курс. К власти в России пришло политическое руководство, избравшее капиталистический путь развития. Такой выбор явился одним из вариантов выхода из кризисного состояния, в которое впало Советское государство во второй половине восьмидесятых годов. Что же привело страну к такому коренному повороту в своей истории, каковы причины кризиса социалистической общественно-экономической формации, установившейся в 1917 г. и прошедшей семидесятилетний путь развития? Последствия кризиса оказались столь существенными, что привели к кризису всей мировой социалистической системы, коренному изменению положения в мире.


Основные проблемы:


1. Причины кризиса советского общества.


В предыдущих разделах отмечалось , что проявления застоя, а затем спада в развитии экономики СССР были отмечены со второй половины семидесятых годов. Как раз в эти и последующие годы сложились объективные и субъективные предпосылки кризисного развития советского общества. Среди объективных причин можно назвать следующие:


а) непомерная гонка вооружений, которая оказала, пожалуй, определяющее влияние на последующее развитие событий.


Особенностью военно-политической ситуации после второй мировой войны было то , что СССР был вынужден вступить фактически без передышки в новую, так называемую, "холодную войну".


Против него стоял весь капиталистический мир во главе с США, не пострадавшими в годы второй мировой войны, а наоборот , чрезвычайно обогатившимися за счет воюющих стран, в том числе СССР, которые оплачивали военное снаряжение, исчезавшее в горниле войны. Были ли попытки со стороны Советского руководства остановить безумную гонку вооружений? Да, были. В 1972 г. удалось заключить договор об ограничении стратегических вооружений между СССР и США (ОСВ-1), касающийся межконтинентальных баллистических ракет, атомных подводных лодок -ракетоносцев, и стратегических бомбардировщиков. Но с начала восьмидесятых годов гонка вооружений резко возросла, перейдя на космическую сферу, что потребовало новых колоссальных затрат.


б) диспропорция в развитии города и деревни, промышленности и сельского хозяйства.


Известно, что существование и процветание государства зависит от баланса между промышленностью и сельским хозяйством, причем сельское хозяйство обеспечивает общество продовольствием и сырьем, а промышленность- соответствующими орудиями труда и товарами в необходимых количествах. Нарушение этого баланса приводит к дефициту продуктов и товаров, напряженности в обществе, способствует кризисному развитию.


Развитие сельского хозяйства зависит от трех основных факторов:


-биоклиматического потенциала почвы,


-наличия работников сельского хозяйства,


-технической оснащенности.


Страны Западной Европы и США, имея высокий биоклиматический потенциал почвы, в два - три раза превышающий состояние земель в Советском Союзе, большая часть территории которого находится в зоне рискованного земледелия или непригодна к земледелию, а также добившись высокой технической и энергетической оснащенности сельского хозяйства, смогли достичь устойчивого баланса между промышленным и сельскохозяйственным производством при относительно небольшой численности сельского населения. Для СССР решение этой задачи было сопряжено с определенными трудностями:


-сложными климатическими условиями,


-быстрым сокращением сельского населения в условиях форсированного роста промышленности,


-неразвитой инфраструктурой, т.е. недостаточной сети дорог, электро- и газофикации села.


в) большое отвлечение средств на освоение Сибири и Дальнего Востока.


К семидесятым годам обстановка в топливно-энергетическом комплексе страны существенно изменилась. Возросший промышленный потенциал потребовал значительного прироста топливно-энергетических ресурсов, которые можно было получить лишь за счет освоения отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока. Угольные бассейны и нефтяные месторождения, расположенные вблизи промышленных предприятий в европейской части СССР, практически истощились, себестоимость добычи значительно возросла.


Состояние экономики, когда топливно-энергетические мощности находятся вдали от промышленных комплексов, увеличивает себестоимость продукции, делает ее нерентабельной, требует отвлечения дополнительных средств, что в конечном итоге способствует усилению кризисных явлений.


г.) запаздывание в области научно-технического развития в сравнении с западными странами.


70-80-е годы во всем мире знаменовались быстрым развитием новых технологий на базе электронно-вычислительной техники, принявшим характер научно-технической революции.


В Советском Союзе самые передовые достижения науки и техники использовались прежде всего в военной области, крайне медленно внедряясь в гражданскую сферу. В то же время западные развитые капиталистические страны в условиях острой конкуренции на рынке промышленных товаров стремились использовать новые технологии в области продукции общего пользования, в чем достигли значительных успехов. В странах Западной Европы, США и Японии происходило быстрое обновление производственных фондов на основе передовой технологии.


Неблагоприятная ситуация в этой важнейшей народно-хозяйственной сфере явилась негативным фактором, повлиявшим на кризисное развитие страны.


д.) Экономическая замкнутость, отрыв от мирового рынка.


Политическая конфронтация между Советским государством и западными капиталистическими странами, вызванная неприятием социалистического общественного строя в СССР и других социалистических странах, проявлялась и в экономической области.


С началом "холодной войны" Соединенные Штаты создали для Советского Союза режим дискриминации в области торговли, экономического сотрудничества, препятствовали вступлению СССР в международные валютно-финансовые фонды.


С ростом объема производства, все более тесным экономическим международным сотрудничеством, расширением масштабов мировой торговли становилось ясно, что экономическая замкнутость и оторванность от всемирного рынка является существенным тормозящим фактором развития экономики Советского Союза.


е) неповоротливость сверхцентрализованной системы управления народным хозяйством.


В условиях научно-технической революции, быстрого насыщения промышленности новой техникой, значительного сокращения времени от изобретения до внедрения сказалась громоздкость и неповоротливость централизованной системы управления гигантским хозяйственным механизмом Советской страны.


Таковы основные объективные причины кризиса советского общества, в своей совокупности создавшие критическую массу к концу 80-х годов. Они усугубились субъективными причинами, связанными с деятельностью политического руководства.


В их числе можно назвать следующие:


1) увеличение бюрократического аппарата, его неповоротливость в принятии решений.


2) консерватизм и обюрокрачивание партийных структур .


1) непродуманные волюнтаристские эксперименты в экономике и социальной жизни.


Таковы основные объективные и субъективные причины, приведшие великую державу, обладавшую значительным экономическим, научно-техническим, интеллектуальным, военным потенциалом, к глубокому кризису, принявшему комплексный характер в конце 80-х - начале 90-х годов. Это выражалось:


-в области экономики
- в абсолютном сокращении объемов выпуска продукции, остановке предприятий;


-в области политической
- в разрушении прежней политической системы, основанной на руководящей роли коммунистической партии и, в значительной степени, утрате способности управления обществом;


-в области социально
й - в снижении жизненного уровня населения, в утрате уверенности в социальной защищенности;


-в области духовной
- в подрыве коммунистических идеалов и в возникновении духовного вакуума;


-в области национальной
- в распаде Советского Союза и разрушении сложившихся межнациональных связей;


-в области внешнеполитической
- в потере бывших союзников и значительном ослаблении внешнеэкономического сотрудничества;


-в области военной
- в утрате прежнего военного могущества, распаде союзной военной структуры и кризисном состоянии армии.


Впервые с начала века страна вступила в столь глубокий и всесторонний кризис. Перед политическим руководством во всей остроте встал вопрос о путях выхода из кризиса. Таких вариантов развития было два:


-первый, предполагавший опору на собственные силы, который не прошел испытания в начальный период перестройки и осуществления программы "ускорения" социально-экономического развития, и


-второй, связанный с внешней экономической помощью и вхождением в мировой капиталистический рынок.


Был избран второй вариант, который и определил последующие события. Стратегической целью нового политического курса стало тесное сближение с развитыми капиталистическими странами, вхождение в мировой капиталистический рынок, создание адекватной рыночной экономики и демократической политической структуры. Страна вступила в переходный период своего развития.


Студентам необходимо оценить и осмыслить причины кризиса, выбор стратегического курса развития страны, понять сущность нового, переходного этапа.


2. Основные направления внутренней и внешней политики.


Определив стратегический курс как путь сближения с капиталистическим Западом, вхождения в мировой рынок, руководство страны встало перед решением необходимой задачи: создать экономическую структуру, подобно западноевропейской, т.е. основанную на частной собственности, свободе торговли и господстве рыночных капиталистических отношений.


Для решения главной задачи в области экономической
, а именно: перехода к рыночно- капиталистическим отношениям, были определены следующие основные направления деятельности:


-разгосударствление предприятий и передача их в частные руки в виде акционерной или индивидуальной частной собственности;


-введение свободной торговли на основе установления свободных цен;


-демонополизация внешней торговли, т.е. передача внешнеторговой деятельности частным предприятиям и лицам;


-введение рынка валюты и ценных бумаг;


-создание частных (коммерческих) банков и страховых компаний;


-введение частной собственности на землю, создание рынка недвижимости;


-свобода предпринимательской деятельности.


Постарайтесь на конкретных примерах показать преобразования в области экономической жизни и их последствия как положительные, так и отрицательные.


Экономические преобразования неразрывно связаны с судьбами миллионов людей, т.е. социальной политикой
. Основными направлениями деятельности политического руководства в этой области были следующие:


-отмена всеобщей обязанности трудиться;


-введение пособий по безработице и компенсационных выплат на рост цен;


-свободный выезд граждан за границу;


- введение платного обучения наряду с бесплатным, создание коммерческих школ и вузов;


-введение платного лечения наряду с бесплатным ;


-приватизация санаторно-лечебных учреждений и домов отдыха;


-приватизация жилья, отказ от бесплатного распределения квартир и их свободная продажа.


Такие меры социальной направленности с неизбежностью были вызваны новыми экономическими преобразованиями.


Проследите изменения социальной жизни народа, оцените положительные стороны процесса, а также негативные последствия.


Крупные экономические и социальные преобразования в стране не могли не сказаться на кардинальных переменах в области духовной
жизни
. Каждый общественный строй многообразен в своей духовной жизни, но господствующая идеология связана с господством определенного социального слоя, исповедующего эту идеологию.


После ликвидации руководства компартии и с переходом на рыночно-капиталистический путь развития была осуществлена коренная переориентация в духовной области. Она осуществлялась по следующим основным направлениям:


-отказ от государственной коммунистической идеологии;


-свобода средств массовой информации, создание частных телерадиокомпаний и издательств;


-отмена цензуры и нравственных ограничений на литературу, газеты, видео, кино, театр;


-перевод творческих работников на самоокупаемость, отказ от дотаций творческим союзам;


-предоставление церкви средств массовой информации, свободы миссионерской деятельности;


-переоценка научной методологии и истории;


-пропаганда западного образа жизни;


-антикоммунизм;


-свобода националистической пропаганды, идеологический плюрализм.


Оцените изменения в духовной жизни общества, дайте характеристику различным идейным течениям, постарайтесь выбрать свой духовный ориентир.


Переход к рыночной экономике без государственного ориентирования потребовал свободы торговли и предпринимательства, чему соответствует новая политическая система. Реформа политической системы
осуществлялась по следующим основным направлениям :


-отказ от партийно-государственной системы управления;


-введение президентского правления с вертикальной структурой глав администраций;


-ликвидация Советов и замена их общедемократическими органами власти;


-многопартийность;


-создание независимых профсоюзов;


-роспуск Комсомола и пионерской организации;


-предоставление полной самостоятельности бывшим союзным республикам;


-создание СНГ, системы двусторонних и многосторонних договоров;


-провозглашение принципа разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.


Выявите основные этапы реформы политической системы, оцените роль таких политических событий, как август 1991 г., октябрь 1993 г., принятие Конституции Российской Федерации в декабре 1993 г., перевыборы президента в июне1996 г.


Изменение прежнего внешнеполитического курса, основанного на противоборстве империалистическим странам Запада, коренные изменения внутренней политики привели к новому курсу в области военной.


Этот курс осуществлялся по следующим основным направлениям :


-ликвидация военной организации Советского Союза;


-создание национальных российских Вооруженных Сил;


-реформа армии на основе смешанного комплектования;


-роспуск Организации Варшавского Договора;


-значительное сокращение вооруженных сил и вооружений;


-пересмотр военной доктрины;


-ориентация на сближение с НАТО.


Сделайте анализ военной политики, какие задачи удалось решить, а какие нет ?


Избрав стратегический курс на сближение с развитыми капиталистическими странами Запада, российское политическое руководство круто изменило внешнюю политику.
В области внешнеполитической деятельность государства осуществлялась по следующим направлениям:


-отказ от сотрудничества с бывшими социалистическими странами, роспуск Совета Экономической Взаимопомощи;


-пересмотр союзнических обязательств со странами "третьего" мира;


-разрыв с международным коммунистическим и рабочим движением;


-сближение с западными капиталистическими странами, курс на вхождение в мировой капиталистический рынок;


-активное участие в акциях под эгидой ООН;


-восстановление отношений с Китаем.


Оцените сложность современной внешнеполитической ситуации, шаги российского руководства на международной арене.


Задания для самоконтроля


1. Проблемные вопросы.


1. Каковы основные причины кризиса советского общества в конце 80-х – начале 90-х годов?


2. Почему не дала результатов политика “ускоренного” социально-экономического развития, предпринятая во второй половине 80-х годов?


3. Почему события августа 1991 года оцениваются как либерально-демократический переворот?


4. Каковы причины выбора курса сближения России со странами капиталистического Запада?


5. Почему не получила развития концепция перехода к рыночной экономике в течение 500 дней?


6. Каковы основные атрибуты рыночной экономики?


7. В чем вы видите своеобразие российского пути перехода к рынку?


8. Какие противоречия явились причиной политического кризиса октября 1993 года?


9. Что означает демократизация общества?


10. В чем причины сохранения кризисных явлений в условиях демократизации и политики реформ?


2. Тесты для самоконтроля:


а) Началом перестройки считается:


1. 1975 г.;


2. 1985 г. ;


3. 1991 г..


б) Организация Варшавского Договора была распущена в:


1. 1975 г.;


2. 1985 г,;


3. 1990 г..


в) Основной причиной событий августа 1991 года явились кризисы:


1. идеологический;


2. национально-государственный;


3. экономический.


г) Архитектором” экономических реформ считается:


1. Е. Гайдар;


2. Г. Явлинский;


3. Н. Рыжков.


д) Б.Н. Ельцин избран Президентом Российской Федерации в :


1. 1989 г.;


2. 1990 г.;


3. 1991 г..


е) Правительство Российской Федерации возглавляет:


1. Председатель Правительства;


2. Премьер-министр;


3. Глава Кабинета министров.


ж) Конституция Российской Федерации принята:


1. Верховным Советом;


2. Конституционным совещанием;


3. всенародным голосованием.


3. Работа с первоисточниками:


1. Прочтите отрывки из книги Э. Барра “ Политическая экономия”.т,1.-М,:1994.-с, 171-172., в которой дается характеристика капитализма и его основных черт и найдите сходные с ними в современной российской экономике.


… Капиталистической экономике присущ” дух экономической активности как стремление к наивысшей прибыли, к денежному выигрышу.


Основные черты:


- частная собственность на средства производства;


- свободное распоряжение работниками своей рабочей силой как товаром в обмен на вознаграждение. Юридически свободный труд;


- центральная роль предпринимателя: он


1) покупает на рынке труда и капитала;


2) намечает и прогнозирует объем производства,


3) обеспечивает распределение продукта,


4) распределяет денежные доходы;


- государство непосредственно не участвует в экономической деятельности;


- техника эволюционирует непрерывно”.


1. Прочитайте и охарактеризуйте статьи Конституции Российской Федерации, определяющие сущность нового общественного строя, создаваемого в России. (Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.:1993. – С. 6-7).


“Статья 8.


1. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.


2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Статья 9.


1. Земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.


2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной , государственной, муниципальной и иных формах собственности.”



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. М. Проблема поширення ісламського фундаменталізму, екстремізму та тероризму: можливі наслідки для України // Вісник Одеського державного економічного університету. 2008. №1. с. 115-127
Реферат Особенности перевозок грузов водным и воздушным транспортом
Реферат Геологические и геоморфологические памятники природы
Реферат Разработка основ химической технологии получения полупродуктов для синтеза лекарственных веществ, реагентов для металлургии, хроматографии, пожаротушения и препаратов для стоматологии
Реферат Хранение плодов и овощей. Виноградные вина
Реферат Маркетинговая деятельность вновь создаваемого акционерного предприятия АО "Перо" по производству канцелярских товаров
Реферат Сущность и цели особого производства
Реферат Тела Платона
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины экономический анализ маркетинговых решений Направление подготовки
Реферат Отчет по практике на базе Администрации города Воронежа
Реферат Государственные деятели России. Николай I
Реферат Обучение потребителя: разумный подход к образовательному аспекту массового маркетинга
Реферат Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка
Реферат Діяльність уряду України в галузі екології
Реферат Автор: в сборнике цитат указан полностью