Выбирая богов, мы выбираем свою судьбу. Вергилий Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума. В.Г.Белинский Доклад ученицы 10 «а» кл. Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство
Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела (дикими тюльпанами), носятся
бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер (Цербер), на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Кербер пропускал в Аид всякого, но не выпускал оттуда никого.
Только Орфею удалось усыпить Кербера звуками музыки и выйти из преисподней. Чтобы умилостивить Кербера, греки клали в гроб медовую лепешку, которую умерший должен был отдать псу. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве
Аида. Древние греки представляли себе царство Аида, царство душ умерших, мрачным и страшным, а "загробную жизнь" несчастьем. Недаром тень Ахилла, вызванная Одиссеем из подземного царства, говорит, что лучше быть последним батраком на земле, чем царем в царстве Аида. Подземные боги олицетворяли главным образом грозные силы природы; они много древнее богов-олимпийцев. В народных верованиях они играли более значительную роль.
В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву.
У трона Аида сидят судьи царства умерших Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы.
Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души. Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных
в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон. Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут
его к гибели. Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня
Геката (дочь Астерии и Перса). Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками (чудовищные собаки подземного царства Аида, с берегов подземной реки Стикса). Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для
тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак. Поэт Анакреон так пишет о царстве Аида: Сединой веки покрылись, голова белеет снегом, И в зубах я чую старость,— молодые годы, где вы? Не надолго пить осталось из отрадной чаши жизни; Из очей росятся слезы: не дает покоя Тартар, Ах, ужасен мрак Аида, многотруден спуск подземный; А кто раз туда спустился — на возврат оставь надежды!
Но и мрачный, властный Аид тоже любил. Любил он свою жену Персефону… Была у богини Деметры прекрасная, юная дочь Персефона. Однажды собирала она цветы на Нисейской долине. Аид видел, как резвилась Персефона, и решил тотчас похитить ее. Зевс пообещал брату свою дочь в жены, так как Аид давно питал страсть к
Персефоне. Он упросил богиню земли Гею вырастить необычайной красоты цветок. Персефона увидела цветок, протянула к нему руку, но как только он был сорван, разверзлась земля, и на черных конях появился в золотой колеснице бог Аид. Он схватил Персефону, поднял ее на колесницу и скрылся в недрах земли. Долго горевала Деметра, она никак не могла найти свою дочь.
Деметра странствовала по земле, пока все растения и природа увядала. Леса становились обнаженными, а реки высыхали, но Зевс не мог позволить себе расстраивать Деметру. Послал тогда Зевс к Аиду быстрого Гермеса. Тот и поведал ему волю Зевса. Аид согласился отпустить Персефону к матери, но дал ей проглотить зерно граната, чтобы не могла
она навсегда покинуть царство мертвых. (Тот, кто попробует пищи по ту сторону реки Стикс, никогда не сможет вернуться обратно) Забыв всё от радости, Деметра бросилась навстречу дочери и заключила ее в объятия. Но Аид не забыл объявить о проглоченном Персефоной гранатовом зернышке. Тогда Зевс решил, что две трети года будет жить с матерью
Персефона, а на одну треть - возвращаться к мужу своему Аиду. Эпилог С незапамятных времен «мир подземный» представлялся людям чем-то особенно таинственным и страшным, вместилищем всего, что противостоит небу. В небе – солнце, свет, под землей – мрак. В сущности, вот это противостояние света и мрака, жизни и смерти стало одной из главных тем мифотворчества, особенно религиозного.
Древние греки, например, поместили под землю мир, куда уходят после смерти и откуда нет уже возврата к живым. Мир казался людям недвижным, не развивающимся, таким, каким его изначально создал бог. И если случались катастрофы, в результате которых гибли целые города, – это вселяло в живых беспредельный ужас, но не перед самой стихией, – хотя страх перед разгулом стихии по-человечески понятен и оправдан, – а перед чем-то могущественным и неведомым – сверхъестественным.
Похищение Персефоны Аидом Бог Аид в диснеевском мультфильме «Геракл» Голова Аида (слепок)
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |