Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова
Реферат на тему «Подготовка
ИТ-специалистов в России»
Выполнила:
Виноградова Е.В. (403)
Москва, 2002.
На сегодняшний день в России
сложилась следующая ситуация с подготовкой ИТ-специалистов: основная (и, надо
признать) наиболее квалифицированная часть специалистов в области
информационных технологий – это выпускники технических ВУЗов прошедшие
дополнительное образование в области информационных технологий. Другие это
либо специалисты-самоучки (зачастую, отнюдь не дилетанты), либо выпускники
только-только зарождающихся в недрах высшего образования новых специальностей.
До 2000 г по старой номенклатуре
специальностей министерства образования РФ ближе всего к данной тематике можно
считать специальности 220400 - Программное обеспечение вычислительной техники и
АСУ и 071900 - Информационные системы в экономике, однако в рамках курсов этих
специальностей особый упор делается на физическое устройство систем и
низкоуровневое программирование (в случае 220400) и общеэкономическое
моделирование, статистику и прогнозирование (в случае 071900), поэтому говорить
о целенаправленной подготовке ИТ-специалистов в ВУЗах до 2000г. не верно. В 2000г.
по инициативе Московского Государственного Университета Экономики Статистики и
Информатики (МЭСИ) была создана специальность “ 351400 - Прикладная информатика
(по областям)”, утвержденная приказом Министерства образования Российской
Федерации № 686 от 02 марта 2000 года. По профессиональным образовательным
программам, разработанным в МЭСИ, проводят обучение более 200 высших учебных
заведений России. За корректность профессиональной образовательной программы,
за правильность её реализации другими вузами отвечает Учебно-методическое
объединение высших учебных заведений по образованию в области экономики,
статистики, информационных систем и экономико-математических методов на базе
МЭСИ.
Срок обучения: 5 лет.
Формы обучения: очная.
Квалификация по окончании
обучения: информатик (с квалификацией в области)
Осуществляется подготовка
по трем областям: экономика, менеджмент, юриспруденция.
№ | Квалификация | По специальности |
1 | Информатик-экономист | Прикладная информатика в экономике |
2 | Информатик-менеджер | Прикладная информатика в менеджменте |
3 | Информатик-юрист | Прикладная информатика в юриспруденции |
Место специальности на рынке
труда: работа с применением профессионально-ориентированных информационных
систем и телекоммуникационных сетей. Профессионально-ориентированная
информационная система, - это совокупность:
1.
функциональных процессов и связанных с ними информационных процессов,
специфичных в конкретной предметной области;
2.
средств, способов и методов, направленных на создание и применение
технологий сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации,
существенно зависящих от специфики области применения;
3.
единого управления процессами решения функциональных задач, а также
информационными, материальными и денежными потоками в предметной области.
Объектами профессиональной
деятельности информатика (с квалификацией в области) являются:
·
информационные процессы, которые определяются спецификой
предметной области;
·
события, функциональные процессы и базы данных в предметной
области, действия по выработке
·
управленческого решения или по разработке экспертного заключения,
информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и иные
нематериальные, денежные и др.) - в организациях, характерных для предметной
области (органы государственного и муниципального управления, финансовые и
экономические учреждения, органы налогообложения, органы правопорядка и
социальной защиты, воспитательные и образовательные учреждения, суды, органы
юстиции, таможня, образовательные и воспитательные учреждения, информационные
центры, архивы, фонды и библиотеки, органы государственной статистики, органы
управления на предприятиях различных организационно-правовых форм:
администрация, бухгалтерия, экономические отделы, служба юрисконсульта и др.);
·
новые направления деятельности в области применения
информационных технологий, которые требуют внедрения компьютерного
оборудования, локальных вычислительных сетей и(или) средств выхода в глобальные
информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и
передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов
предметной области.
С третьего курса студентам
предлагается на конкурсной основе выбрать одну из следующих специализаций:
Специальность “Прикладная
информатика в экономике”:
Информационные системы в
банковском деле
Информационные системы в
налогообложении
Информационные системы в
бухгалтерском учете и аудите
Информационные системы в
оценочной деятельности
Специальность “Прикладная
информатика в менеджменте”:
Управление экономикой в
телекоммуникациях
Информационный менеджмент
Специальность “Прикладная
информатика в юриспруденции”:
Информационные технологии в
юриспруденции
Учебный план
Семестр 1:
Семестр 2:
Семестр 3:
Семестр 4:
1. Иностранный
язык
2. Физическая
культура
3. Численные
методы
4. Теория
систем и системный анализ
5. Методы
оптимизации
6. Базы
данных (1)
7. Метрология
и сертификация программного обеспечения
8. Разработка
электронного портала
9. Операционные
среды, системы и оболочки
10. Теория нечетких множеств
Семестр 5:
Семестр 6:
Специализации:
Информационные системы в банковском деле:
Информационные системы в налогообложении
Информационные системы в бухгалтерском
учете
7. Бухгалтерская
(финансовая ) отчетность
8. Организация
и функционирование экономических информационных систем
Корпоративные информационные системы
Семестр 7:
Иностранный язык
Специализации:
Информационные системы в налогообложении
Корпоративные информационные системы
Информационные системы в бухгалтерском учете
Семестр 8:
Специализации:
Информационные системы в банковском деле:
Информационные системы в налогообложении
Корпоративные информационные системы
Информационные системы в бухгалтерском учете
Семестр 9:
1. Политология
2. Конфликтология
3. Философия
(2)
4. Концепции
современного естествознания (4 часа)
Специализации:
Информационные системы в банковском деле
5. Стратегический
менеджмент в финансово-кредитных организациях
6. Банковские
операции в Интернет
7. Антикризисное
управление в кредитных организациях
Информационные системы в налогообложении
5. Налогообложение
внешнеэкономической деятельности
6. Информационные
системы налогообложения в бюджетных организациях
7. Информационные
системы налогообложения в коммерческих организациях
8. Организация
и методика налоговых проверок
Корпоративные информационные системы
5. Проектирование
систем электронных коммуникаций (ИНТЕРНЕТ/ИНТРАНЕТ приложений)
6. Проектирование
систем электронного документооборота
Информационные системы в бухгалтерском учете
5. Международные
стандарты учета и финансовой отчетности
6. Информационные
системы финансового анализа
По окончании ВУЗа студент приобретает не только
фундаментальные и практические знания необходимые в данной области, но также
столь необходимую в наше время сертификацию 1С, Microsoft,
Oracle, Scala, Novell и др. бесплатно - в
зависимости от оконченных курсов (специализация «корпоративные системы»).
Преимуществами подобного способа
подготовки ИТ-специалистов является, во-первых, их ориентированность на решение
практических задач. Во-вторых, гибкость программы и графика ее изучения:
обучающийся сам выбирает необходимые курсы и время, когда он будет их слушать,
сейчас существует более 200 авторизированных курсов и число их постоянно
увеличивается. В-третьих, более свободный выбор образовательного центра: на
данный момент в России существует более 100 подобных учреждений, конкурирующих
друг с другом. В программу каждого курса входит теоретический материал и
практические занятия. Завершает программу итоговое тестирование и сертификация
специалиста. Сертификаты авторизованных курсов имеют вес по всему миру и могут
стать решающим фактором при приеме специалиста на работу. Однако нельзя
забывать, что тестирования не проверяет человека на наличие фундаментальных
знаний, без которых ему будет гораздо сложнее дальше обучаться выбранной
специальности. И в процессе работы он, к примеру, может не справится со
внезапно возникшей проблемой в системе или не сможет быстро приспособить
систему к сложившейся ситуации, т.о. он станет специалистом очень узкого
профиля. Тем не менее, как уже упоминалось ранее, если у человека есть хорошее
техническое образование, т.е. сложившийся логический склад ума, то прохождение
авторизованный курсов может стать началом очень хорошей ИТ-карьеры.
Вот список курсов одного из
лидеров авторизованного образования России – образовательного центра «Микроинформ»:
Авторизованные курсы фирмы
Microsoft
Специализация "Системное
администрирование Microsoft Windows 2000"
Специализация "Windows NT
4.0"
Специализация "Microsoft SQL
Server"
Специализация
"Microsoft Exchange Server"
Специализация
"Microsoft System Management"
Специализация
"Microsoft Internet Information Server and Proxy"
Авторизованные
курсы фирмы Microsoft для программистов
Авторизованные курсы фирмы
Novell
Специализация
"Администрирование NetWare 5"
Специализация
"Администрирование NetWare 4"
Специализация "Работа в
гетерогенных сетях"
Авторизованные курсы фирмы
Compaq
Авторизованные курсы фирмы
Computer Associates
Авторизованные курсы фирмы 3 Com
Авторизованные курсы фирмы
Allied Telesyn
Авторизованные курсы фирмы Enterasys Networks (Cabletron Systems)
Авторизованные
курсы фирмы Avaya
Авторизованные курсы фирмы Seiko
Epson
Авторизованные курсы фирмы
Lexmark
Курсы по администрированию
Oracle8i
Курсы по администрированию Linux
Авторизованные курсы фирмы
Ortronics
Курсы по информационной
безопасности MIS Training Institute
Курсы для пользователей
Школа Web-мастеров
Web-студия
Тестовый центр VUE
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |