Министерство образования
Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт инноватики и логистики
Кафедра Инновационного менеджмента
Домашнее задание №1
Риск
и неопределенность в проектах
Анализ рисков проекта глобальной интернетизации школ России.
(Эксперт, "Интернет-Образование" специальный выпуск от 16
октября 2000 года)
ВЫПОЛНЕНО студенткой V
курса дневного отделения
Специальность «Маркетинг»
Большаковой Еленой
Борисовной
ПРОВЕРЕНО «___»
_____________ 2002 года
Быковым М.Б.
_____________________________________
ЗАЩИЩЕНО «___» _____________
2002 г.
с оценкой
«_____________________________»
________________________________________
Москва, 2002
Эксперт, "Интернет-Образование" специальный выпуск от 16 октября 2000 года | ИНТЕРНЕТ И ОБРАЗОВАНИЕ |
Сеть
для школы
Государство и общество осознали необходимость
подключения российских школ к Интернету
Компьютер и Интернет наконец
осознаны как необходимые предметы школьной обстановки. В программе
стратегического развития России на 2001-2010 годы, больше известной как
программа Грефа, в разделе, посвященном образованию, правительство
обещает "обеспечить до 2005 года компьютерными классами, подключенными к
глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ". Цифра на первый
взгляд утопическая. Но сейчас уже
очевидно, что затягивание с технологической реформой
образования грозит России все усиливающимся отставанием от развитых стран.
Ведь образование - один из базовых параметров, обеспечивающих развитие
экономики и общества в целом.
Аналитики
считают, что информация в следующем веке будет главным богатством стран. На
Западе политики, стоящие у власти, видят в именно ускоренном развитии
информационных технологий, а не в мощи пушек и в богатстве недр, ту основу,
которая обеспечит их странам конкурентное преимущество и стабильное развитие в
будущем. Поэтому и приняла в компаниях колоссальный размах "гонка за
мозгами". Информационные технологии массированно внедряются в
производство, и уже в отношении любой отрасли немыслимо говорить о грамотном
специалисте, если он не умеет работать с информацией. По всему миру люди
учатся чуть не с младенческого возраста и до самых седин. Только в США в этом
году за виртуальные парты сядет в общей сложности 1 млн. человек - от
школьников начальных классов до топ-менеджеров транснациональных компаний. В
России же тех, кому доступны новые образовательные технологии, пока на порядок
меньше.
Учить по-новому
Зная нынешнее
состояние дел в нашем образовании, трудно представить себе, что российские дети, живущие в отдаленных поселках, куда дрова
завезти проблема, через пять лет без проблем будут работать на чем-нибудь
"Intel inside". У нас из 69 тысяч школ не наберется трех
тысяч, которые имели бы доступ в Интернет. Даже в Москве на один персональный
компьютер приходится 200 учеников. И вопрос компьютеризации и интернетизации
школы стоит острее, чем в какой бы то ни было другой отрасли, потому что никакой
прорыв в будущем не возможен, если у нынешних детей не будут сформированы
навыки активного воздействия на складывающуюся
информационно-технологизированную реальность. Сердцевиной реформы образования должен
стать переход к открытому образованию, позволяющему детям самостоятельно выбирать
траекторию обучения, углубленно изучать избранный предмет еще в школе, считает
один из идеологов реформы образования ректор Высшей школы экономики Ярослав
Кузьминов, интервью с которым мы публикуем в этом выпуске. Но переход на
новые образовательные технологии невозможен без тотального переоснащения школы.
Компьютер, новые мультимедийные технологии и Интернет могут дать отдаленным
школам доступ к образовательным ресурсам единого для всей страны качества, а
значит, обеспечить всем гражданам страны равный доступ к знанию.
Бюджетные приоритеты
В текущем году
при увеличении бюджетных расходов на социальную сферу в среднем на 37% расходы
на образование были увеличены на 50%. Впервые с 1992 года образование
действительно получило прибавку. Однако достаточно ли этих средств, чтобы
реанимировать систему образования в целом? Министр образования России Владимир
Филиппов, принявший участие в "круглом столе", посвященном
стратегии интернетизации школы, считает, что
"достаточных средств нет, и в ближайшие пять лет не будет. Будут необходимые".
В следующем году ассигнования еще вырастут, и дополнительно к ним решением
президента из Федеральной программы развития образования выделен 1 млрд рублей
на приобретение компьютеров. Школы в регионах получат эти деньги при условии,
что к финансированию на паритетных началах подключатся местные власти. О своей
готовности участвовать в этой программе уже заявили глава администрации
Воронежской области Иван Шабанов, губернатор Самарской области Константин
Титов, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский и губернатор
Томской области Виктор Кресс, которых мы попросили принять заочное
участие в нашем "круглом столе".
Вдобавок ко всему бюджет
образования становится теперь "инвестиционным", в него включен так называемый
бюджет развития, то есть средства, предназначенные исключительно на укрепление
материальной части, в том числе на закупку компьютеров и подключение школ к
Интернету, неразменные на текущие платежи.
И все же двух
миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит на 75-76 тысяч компьютеров.
У нас 40 тысяч школ, расположенных на селе и в малых городах, так что в
большинстве из них полноценных компьютерных классов не получится. Правые силы
в Думе добиваются увеличения доли расходов на образование в бюджете, сообщил
лидер СПС Борис Немцов, и есть надежда на принятие такого решения
Госдумой, поскольку избирателям вряд ли понравится обратное. Но власти рассчитывают,
что эту программу поддержит и бизнес.
Технология и психология
Обучение
школьников компьютерному делу следует вести параллельно с оснащением школ техникой,
но до того еще следует научить работать с компьютером и
Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям. Такую
задачу ставит своей целью организатор "круглого стола" Федерация
интернет-образования, созданная нефтяной компанией "ЮКОС". В
рамках реализуемого федерацией масштабного проекта "Поколение.ru"
предполагается обучить работе с Интернетом четверть миллиона учителей в 50
регионах страны. Летом этого года курсы федерации окончили первые выпускники.
Понимая
важность обмена методологической информацией, Федерация интернет-образования на
минувшей неделе открыла специализированный портал "Учитель.ru", где
учителя могут обсудить между собой и со специалистами возникающие сложности и
где собираются данные об имеющихся методиках обучения по различным предметам с
использованием Интернета. "Посмотрите, сколько нулей в таблице, где мы
свели эти данные, - говорит директор по развитию Федерации интернет-образования
Ирен Нелсон. - Наша задача - заполнить эти пробелы".
Задачу
технического переоснащения школы решить нужно - это ни у кого уже сомнений не вызывает,
подчеркивали участники "круглого стола". Теперь важно добиться
систематизации этой работы и объединения усилий всех заинтересованных в
развитии школы сторон: реформаторов в правительстве, здравомыслящих сенаторов и
депутатов, понимающих свою ответственность перед обществом, бизнесменов. Это
позволит оптимально распорядиться появившимися наконец у образования ресурсами,
такой вывод сделали участники "круглого стола".
1.
Описание проекта
Проект глобальной интернатизации школ России,
являющийся частью программы Грефа, заключается в основном в том, что компьютер,
новые мультимедийные технологии и Интернет могут дать отдаленным школам доступ
к образовательным ресурсам единого для всей страны качества, а значит, обеспечить
всем гражданам страны равный доступ к знанию. В программе стратегического
развития России на 2001-2010 годы в разделе, посвященном образованию,
правительство обещает "обеспечить до 2005 года компьютерными классами,
подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ".
Обучение школьников компьютерному делу следует вести параллельно с оснащением
школ техникой, но до того еще следует научить работать с компьютером и
Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к новым веяниям. Такую задачу
ставит своей целью организатор "круглого стола" Федерация
интернет-образования, созданная нефтяной компанией "ЮКОС". В
рамках реализуемого федерацией масштабного проекта "Поколение.ru"
предполагается обучить работе с Интернетом четверть миллиона учителей в 50 регионах
страны.
2.
Факторы риска, упоминаемые в статье
1.
… правительство обещает
"обеспечить до 2005 года компьютерными классами, подключенными к
глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ". Цифра на первый
взгляд утопическая… -
несоизмеримость планируемых действий с реальными возможностями.
2.
… затягивание с технологической
реформой образования грозит России все усиливающимся отставанием от развитых
стран… - утрата конкурентной позиции
на мировом рынке образования.
3.
…что российские дети, живущие в
отдаленных поселках, куда дрова завезти проблема, через пять лет без проблем
будут работать на чем-нибудь "Intel inside"… - неразвитая инфраструктура в регионах.
4.
… что "достаточных средств
нет, и в ближайшие пять лет не будет. Будут необходимые"… - недостаток финансирования.
5.
… до того еще следует научить
работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще готовых к
новым веяниям… - неготовность
преподавателей к новой системе образования.
3.
Анализ интересов участников проекта
Данный проект является областью пересечения интересов
4 сторон: Министерства Экономики, Министерства Образования, Администраций
Регионов и Федерации Интернет-Образования.
Герман Греф, представляющий интересы Министерства
Экономики в данном проекте - фактический инициатор программы стратегического
развития России, частью этой программы и является глобальная интернетизация
российских школ с целью доступа к общероссийским ресурсам и возможностью
получения единого образования.
Владимир Филиппов, министр образования, придерживается
обычной для страны позиции урезания бюджета на самые главные сферы жизни
страны. В данном случае своими словами он выражает свое несогласие с позицией
Грефа, не желая обеспечивать столь необходимую для страны программу и видимо не
понимая, что с каждым месяцем и годом Россия всё больше утрачивает свою позицию
страны с лучшим в мире образованием.
Главы Администраций Регионов (глава администрации
Воронежской области Иван Шабанов, губернатор Самарской области Константин
Титов, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский и губернатор
Томской области Виктор Кресс) поддерживают идею интернатизации и
выражают свою согласие, предлагают поддержку.
Федерация Интернет-Образования, созданная нефтяной
компанией «ЮКОС», ставит задачу обучения школьников компьютерному делу, которое
следует вести параллельно с оснащением школ техникой, но до того еще следует
научить работать с компьютером и Интернетом учителей, пока не слишком еще
готовых к новым веяниям.
В
целом государство делает бюджет образования "инвестиционным", в него
включен так называемый бюджет развития, то есть средства, предназначенные исключительно
на укрепление материальной части, в том числе на закупку компьютеров и
подключение школ к Интернету, неразменные на текущие платежи. И все же двух
миллиардов рублей, которые могут быть собраны, хватит на 75-76 тысяч компьютеров,
то есть в большинстве школ полноценных компьютерных классов не получится.
Власти рассчитывают, что эту программу поддержит и бизнес.
4. Анализ факторов риска проекта
1.
несоизмеримость
планируемых действий с реальными возможностями:
·
спекулятивный риск,
т.е. для точного планирования и заявлений о сроках реализации проекта
необходимо учитывать финансовый фактор, затраты должны быть тщательно просчитаны,
в результате правильных подсчетов такой риск отпадёт;
·
скорее относится к
систематическим рискам, т.к. тенденция «обещаний» распространяется на все
сферы, особенно, на социальные;
·
относится к внутренним
рискам на государственном уровне, т.к. существует внутри государства и к
внешним, рассматривая межведомственную ситуацию, существует не только на стадии
разработки, но и на стадии реализации.
2.
утрата конкурентной
позиции на мировом рынке образования:
·
является результатом
неопределенности сроков реализации проекта (фактических сроков, а не
планируемых) и непонимания важности позиции России на мировом рынке
образования;
·
риск является
спекулятивным, т.к. Россия – не первая страна (а, даже скорее, последняя),
реализующая данный проект;
·
относится к внутренним рискам
на стадии роста при разработке внутреннего графика реализации проекта,
логистическим риском при реализации проекта и стратегическим при принятии
решений;
·
риск снижается при
осознании роли образования и, следовательно, при достаточном финансировании этой
сферы.
3.
неразвитая
инфраструктура в регионах:
·
является спекулятивным
риском, однако государству гораздо удобнее причислять этот риск к чистым;
·
риск систематический,
т.к. в отдаленных районах инфрастуктура не развита вообще (речь идёт не просто
о какой-то недооснастке какой-либо техникой, а о неразвитости в целом,
особенно, в деревнях);
·
является больше
внутренним риском, т.к. действует применительно к каждому отдельно взятому
населенному пункту или учебному учреждению, однако, учитывая сложившуюся в стране
ситуацию, риск запросто может быть причислен к внешним;
4.
недостаток
финансирования:
·
приводит к
неопределенности финансово-экономических показателей реализации проекта
(особенно, когда неизвестно точно, какая всё-таки сумма будет перечислена на
образование);
·
риск является
спекулятивным, т.к. на него возможно повлиять (привлечь, например, иностранные
инвестиции на развитие этой программы);
·
относится к внутренним
операционным рискам;
·
относится также к
неэффективности управления вследствие криминализации финансовых сфер.
5.
неготовность
преподавателей к новой системе образования:
·
относится к
спекулятивным рискам (в проекте предусматривается подготовка преподавателей для
новой программы);
·
относится к
систематическим рискам, т.к. на данном этапе проекта этап подготовки
преподавательского состава по регионам реализован не был;
·
является риском
внутренним, т.к. касается непосредственно системы образования;
·
относится к рискам
персонала (его неподготовленности).
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |