Реферат по предмету "Информатика"


Экспертные системы 2

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования


“Омский промышленно-экономический колледж”


Доклад на тему


Экспертные системы


по дисциплине «Основы построения автоматизированных информационных систем»


Содержание


1) Основные понятия и определения


2) Структуру экспертной системы


3) Классификация экспертных систем



1. Основные понятия и определения


Экспертные системы (ЭС) – это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.


В нашей стране современное состояние разработок в области экспертных систем можно охарактеризовать как стадию всевозрастающего интереса среди широких слоев экономистов, финансистов, преподавателей, инженеров, медиков, психологов, программистов, лингвистов. К сожалению, этот интерес имеет пока достаточно слабое материальное подкрепление – явная нехватка учебников и специальной литературы, отсутствие символьных процессоров и рабочих станций искусственного интеллекта, ограниченное финансирование исследований в этой области, слабый отечественный рынок программных продуктов для разработки экспертных систем.


Поэтому распространяются “подделки” под экспертные системы в виде многочисленных диалоговых систем и интерактивных пакетов прикладных программ, которые дискредитируют в глазах пользователей это чрезвычайно перспективное направление. Процесс создания экспертной системы требует участия высококвалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта, которых пока выпускает небольшое количество высших учебных заведений страны.


Современные экспертные системы широко используются для тиражирования опыта и знаний ведущих специалистов практически во всех сферах экономики. Традиционно знания существует в двух видах:


· Коллективный опыт;


· Личный опыт;


Если большая часть знаний в предметной области представлена в видеколлективного опыта(например, высшая математика), эта предметная область не нуждается в экспертных системах.


Если в предметной области большая часть знаний являетсяличным опытомспециалистов высокого уровня, если эти знания по каким-либо причинам слабо структурированы, такая предметная область, скорее всего, нуждается в экспертной системе.


2.
Структуру экспертной системы




пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС.


Инженер по знаниям – специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний.


Интерфейс пользователя – комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получение результатов.


База знаний - ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому как “ человеческому” представлению существует БЗ во внутреннем “машинном” представлении.


Решатель – программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ.


Подсистема объяснений – программа, позволяющая пользователю получить ответ на вопрос (например: вопрос “Почему система приняла такое решение?” ответ “почему” - ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад).


Интеллектуальный редактор БЗ – программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме. Включает в себя систему:


a) Вложенное меню;


b) Шаблонов языка представления знаний;


c) Подсказок (“помощь”).


В коллектив разработчиков ЭС входит как минимум четыре человека:


- эксперт;


- инженер по знаниям;


- программист;


- пользователь.



3.
Классификация экспертных систем




Классификация по решаемой задаче:


Интерпретация данных. Под интерпретацией понимается определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными.


Например: обнаружения и идентификация различных типов судов (SIAP).


Диагностика. Под ней понимается обнаружение неисправности в некоторых систем.


Например: диагностика ошибок в аппаратуре и математическом обеспечении ЭВМ (CRIB).


Мониторинг. Основная задача мониторинга является непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и предупреждение о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы.


Например: контроль за работой электростанций (СПРИНТ).


Проектирование. Это подготовка спецификаций на создание объектов с заранее определенными свойствами.


Например: проектирование конфигураций ЭВМ (VAX).


Прогнозирование. Они логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций.


Например: прогнозы в экономике (ECCON), предсказания погоды (WILLARD).


Планирование. Под ним понимается нахождения планов действий, относящийся к объектам, способным выполнять некоторые функции.


Например: планирование промышленных заказов (ISIS).


Обучение. Система диагностирует ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ, и подсказывают правильные решения.


Например: обучение языку программирования Паскаль.


Квалификация по связи с реальным временем:


Статические. Разрабатываются в предметных областях, в которых БЗ и данные не меняются во времени, они стабильные.


Например: диагностика неисправности в автомобиле.


Квазидинамические. Интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени.


Динамические. Работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме реального времени с непрерывной интерпретацией поступаемых данных.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.