Реферат по предмету "Информатика"


Информационное общество понятия, определения, концепции

1. Информационное общество: понятия, определения, концепции


Разделы:


Информационное общество.1


Роль государства в формировании информационного общества. 9


Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества. 12


Выводы:17


Вопросы для самопроверки:19


Литература:20












1.1. Информационное общество
.


Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания
[1].


Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Э. Тоффлер и другие западные футурологи [2]. Таким образом, информационное общество, – прежде всего, социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации.


«Постиндустриальное общество, – утверждает З. Бжезинский, становится технотронным обществом – обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под воздействием техники и электроники, особенно развитой в области компьютеров и коммуникаций» [Цит. по
3]. Технократизм развития нашей цивилизации влияет на характер восприятия действительности индивидом, она разрушает традиционные связи в семье и между поколениями; общественная жизнь, несмотря на растущие тенденции к глобальной интеграции, все более фрагментарна. Именно этот парадокс, по мнению З. Бжезинского, способствует краху старых оснований для общности людей и формирует новое глобальное видение мира.


Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами» (Й. Масуда).


Авторы концепции «информационного (постиндустриального) общества» так и не пришли к единому мнению о том, что первично – духовная или материальная сфера. Например, К. Ясперс и Э. Тоффлер полагали моментом наступления новой «волны» изменившееся бытие человека и среду его обитания. М. Маклюэн большее внимание уделял средствам массовой информации и точкой отсчета считал книгопечатание Гутенберга. «Лишь в условиях массового распространения печатного слова становятся возможными и частнособственническое предпринимательство, и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно словом печатным, а не устным и даже не письменным, формируется исходный элемент, и центральный агент такого общественного устройства – атомизированная, изолированная человеческая индивидуальность.


Однако при многообразии воззрений различных авторов на ход исторического развития, все они отмечают, что:


1. История подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать «сельскохозяйственный», «индустриальный» и «постиндустриальный»;


2. Разграничение между этапами проводится на базе производственных отношений или взаимодействия человека с природой (через орудия труда, через машины или технику, через информацию);


3. Переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет к трансформациям в сознании людей;


4. Завершающим историческим этапом, который, по мнению одних философов, уже наступил, а, по мнению других, – наступит в ближайшем будущем, является «информационное общество», а для культуры наступает эпоха постмодерна.


К сожалению, авторы концепций «информационного общества» (за исключением, пожалуй, Э. Тоффлера [4]) не уделяли достаточно места для рассмотрения вопроса о том, какие последствия его наступление принесет для культурной жизни человечества. А.И. Ракитов [5] разделил процесс становления информационного общества на пять стадий (информационных революций):


Первая
– распространение языка.


Вторая
– появление письменности.


Третья
– массовое книгопечатание.


Четвертая
– информационная революция – состоит в применении электрической связи (телефона, телеграфа, радио и телевидения), которая сразу же перерастает в пятую.


Пятая
стадия отличается применением компьютеров, использованием баз данных, локальных и глобальных компьютерных сетей. На этой стадии интегрируются сопровождающие информационные революции технологические изменения. В связи с этим А.И. Ракитов подчеркивает, что в недалеком будущем это окажет гигантское влияние на все цивилизационные и культурные процессы в глобальном масштабе [5]. Ж.-Ф. Лиотар считаетчто «по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры – в эпоху постмодерна, изменяется статус знания – «знание уже является и будет важнейшей, а может быть, самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть»[6].


Отличительными чертами информационного общества являются:


· увеличение роли информации и знаний в жизни общества;


· возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;


· создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:


o эффективное информационное взаимодействие людей,


o их доступ к мировым информационным ресурсам и


o удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.


Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития (по И.В. Соколовой):


1. социально-экономические (критерии занятости населения);


2. технические;


3. космические [7].


Социально-экономический критерий
оцениваетпроцент населения, занятого в сфере услуг:


· если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;


· если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.


По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956-1960 гг. (штат Калифорния – «силиконовая или кремниевая долина» - преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.


Технический критерий
оценивает информационную вооруженность.


Ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженностью, которая соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая же фаза соответствует достижению беспроблемного удовлетворения любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.


По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30 - 40 гг. XXI века, в то время как США осуществляют уже сейчас переход к завершающей фазе информатизации.


Космический критерий
позволяет отметить возможности реального наблюдения человечества из космоса, так как информатизация привела тому, что уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.


Дополнительные критерии
(А.И. Ракитов) перехода общества к информационной стадии своего развития: общество считается информационным, если:


· любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;


· в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;


· имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;


· происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;


· происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг [5].


Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест. То есть информационная индустрия доминирует в экономическом развитии.


Однозначного определения информационной индустрии не существует. Однако в развитых странах накоплен определенный опыт по статистическому измерению информационной индустрии. Например, в Канаде предложена новая классификация в рубрике «Информационные технологии и телекоммуникации» (ИТТ), которая объединяет телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги [8].


Вне зависимости от показателей статистики понятно что, динамичность технологической модернизации современного общества ставит перед обществом два главных вопроса:


Первый. смогут ли люди адаптироваться к изменениям?


Второй. породят ли новые технологии новую дифференциацию общества?


Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационными технологиями, и не обладающими такими навыками. В случае если новые информационные технологии будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, расслоение общества неизбежно.


Несмотря на опасности информационные технологии:


· расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации;


· увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств;


· предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять;


· обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.


Развитие информационных технологий воздействует на все стороны жизни общества: экономику; политику, науку, культуру, образование. Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. С помощью новых коммуникационных технологий возникает возможность осуществления «референдной демократии[1]
».


С другой стороны проникновение информационных технологий в частную жизнь людей может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – человек постоянно должен сообщать о себе личные данные в инофрмационные системы – потеря анонимности.


В связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации в документах Европейского Сообщества (Building the European Information Society for Us All. First Reflections of the High Level Group of Experts. Interim Report, January 1996) [9] предлагаютсяследующиерекомендации:


· сбор и хранение идентифицируемой информации должны быть минимальны;


· решение открывать или закрывать сведениях, должно быть предоставлено самим людям;


· при проектировании информационных систем необходимо учитывать необходимость защиты персональной информации;


· граждане должны иметь доступ к новейшим технологиям по защите личной тайны;


· защита персональных сведений и личной жизни должна стать центральным пунктом политики, обеспечивающей право на анонимность граждан в информационных системах.


Интенсивное внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность:


· приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;


· повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;


· стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.


Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:


· информация должна быть открыта для всех;


· основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;


· непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.


Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения информационных технологий как на уровне предприятий, так и государства - в неумении сочетать технологические инновации с организационными.







1.2. Роль государства в формировании информационного общества


Бурное развитие ИТТ, конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии развлечения, производства бытовой электроники приводят к необходимости пересмотреть представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики.


Государственная информационная политика
– регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т.п.


Такая расширительная трактовка информационной политики представляется сегодня обоснованной, так как цифровизация информации и новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.


Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами. История российского компьютерного рынка служит этому подтверждением. Анализ зарубежной практики регулирования информационной сферы общества позволяет выделить ряд направлений, к числу которых относятся:


· поощрение конкуренции, борьба с монополизмом (контроль за концентрацией собственности в СМИ, выдача разрешений на слияния компаний, решения по дезинтеграции крупных компаниймонополистов);


· обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения;


· соблюдение свободы слова;


· защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере;


· защита национального культурного наследия, языка, противостояние культурной экспансии других стран;


· обеспечение информационной безопасности;


· охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;


· борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;


· контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях;


· цензура в глобальных компьютерных сетях.


К числу наиболее значимых тенденций в зарубежной информационной индустрии последних лет можно отнести пересмотр установленных ранее правил ее регулирования: дерегуляцию рынка телекоммуникаций, позволяющую кабельным, телефонным, сотовым, спутниковым и прочим компаниям конкурировать на рынках друг друга; ослабление контроля за концентрацией собственности в различных СМИ. В результате происходит как вертикальная, так и горизонтальная интеграция рынков информации и средств ее передачи.


Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом стимулировано мировыми процессами в этой области - дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания - теле и киностудии, издательские дома, информационные агентства.


В настоящий момент зарубежом идет волна слияний крупнейших информационных компаний мира в крупные объединения, которые будут контролировать рынок создания и распространения массовой информации в следующем столетии. Эти преобразования являются ответом ведущих информационных компаний на возможности, создаваемые новыми технологиями и изменениями в системе регулирования информационной индустрии. Поскольку этот процесс чрезвычайно динамичен, у России есть всего год-два для того, чтобы занять достойное место в системе международных информационных отношений.


Сохранение конкуренции, борьба с монополизмом отдельных производителей или фирм, предоставляющих услуги является краеугольным камнем госрегулирования. В области телекоммуникаций объединения различных компаний на национальном и межгосударственном уровнях происходят обязательно с разрешения соответствующих органов, в США это Федеральная комиссия по связи и Министерство юстиции, которые определяют не приведет ли объединение двух или более компаний к возникновению монополии, которая устранит конкуренцию и как следствие с течением времени снизит качество и разнообразие услуг, предоставляемых деловому миру и населению, приведет к росту цен. Все крупные американские компании, такие как АТ&Т, Microsoft, IBM, телевизионные компании, которые сейчас ищут партнеров на своих и чужих рынках, находятся под пристальным вниманием этих органов.


В российском информационном законодательстве имеются обширные пробелы - не приняты законы о праве на информацию, об охране персональных данных, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных правах, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене. Однако к старым нерешенным проблемам добавляются новые. На повестке дня стоит регулирование уже начавшегося процесса концентрации собственности отечественных средств массовый информации, слияния газет, объединения их с телеканалами, информационными агентствами, финансовыми группами. Нет документов, регламентирующих порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан. Не установлены правила приобретения и эксплуатации информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях, что приводит к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных сумм, компьютерные и информационные системы не вносят ожидаемого вклада в повышение эффективности деятельности госорганов. Необходимо развивать свой "собственный" Интернет на основе российской информации. Весьма актуальной является разработка нормативных документов, регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых государственными органами. Ресурсы, которые не подлежат разгосударствлению, типа статистической информации, должны быть четко перечислены. Наконец, необходимо определиться, каковы место и роль России в международных программах, типа Глобальной информационной инфраструктуры.













1.3. Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества


Европейское сообщество с 1994 года поставило задачу построения информационного общества в число наиболее приоритетных. Достигнут значительный успех в реализации Плана действий (Europe and the global information society, 1994) [10], который определил стратегию движения Европы к информационному обществу:


· успешно начата либерализация телекоммуникационного сектора;


· предприняты усилия для обеспечения социальной ориентации информационного общества, поддержки региональных инициатив для достижения согласованного развития;


· сформулирован план действий в области образования;


· оказана поддержка европейской индустрии производства содержания, которая, как ожидается, создаст дополнительно около 1 млн. рабочих мест в течение следующих 10 лет;


· успешно воплощены программы научных разработок;


· Европейская Комиссия стала важным инструментом выработки общих правил, которые необходимы для перехода к глобальному информационному обществу.


С учетом уже достигнутого перед европейскими странами ставятся новые задачи:


1. Улучшить условия для бизнеса с помощью эффективной и согласованной либерализации телекоммуникаций, создать необходимые условия для внедрения электронной торговли.


2. Необходим переход к обучении в течение всей жизни. В этом направлении работает инициатива «Обучение в информационном обществе».


3. Значительные последствия информационного общества для конкретного человека побудили дискуссию, направленную на то, чтобы поместить людей в центр происходящих преобразований. По результатам обсуждения выпущена Зеленая книга «Жизнь и работа в информационном обществе: сначала люди» (Green Paper, 1996) [11]. Речь в ней идет о создании новых рабочих мест, охране прав и свобод граждан, прежде всего неприкосновенности личной жизни.


4. Сегодня ясна важность глобального сотрудничества, установления правил создания информационного общества. Они затрагивают права на интеллектуальную собственность, защиту данных и тайну личной жизни, распространение вредного и незаконного содержания, проблемы обложения налогами, информационную безопасность, использование частот, стандартов. Для установления общих правил в этих областях необходимы многосторонние соглашения в рамках Европейского союза [12,13]


Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума проследить процесс становления информационного общества в шести областях:


· воздействие на экономику и занятость;


· сновные социальные и демократические ценности в "виртуальном сообществе";


· воздействие на общественные, государственные службы;


· образование, переквалификация, обучение в информационном обществе;


· культурное измерение и будущее СМИ;


· устойчивое развитие, технология и инфраструктура.


Таким образом, в настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войта в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия.


К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:


· формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;


· становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;


· создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;


· возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;


· повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;


· создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.


Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце XX века скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема "отцов и детей". Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям. Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.


Все вышесказанное определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создание социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления "точек" и методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.


Представляется, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.





Выводы:


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.


Информационное общество – это общество, в котором:


1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.


2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перерапределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.


3. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом ( военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества.


4. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудио-визуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США – в 1980-е гг., в Западной Европе – в 1990-е.).


5. Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя:


· мировую "информационную экономику";


· единое мировое информационное пространство;


· глобальную информационную инфраструктуру;


· формирующуюся мировую законодательно-правовую систему.


В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой












Вопросы для самопроверки
:


1. Что такое «информационное общество»


2. Какова глобальная этапность исторического развития человечества


3. Каковы основные положения концепции информационного общества


4. Основные авторы концепции «информационного общества»


5. Пять стадий процесса становления информационного общества (по А.И. Ракитову)


6. Отличительные черты информационного общества


7. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития (по И.В. Соколовой)


8. Дополнительные критерии перехода общества к информационной стадии развития. Общество считается информационным, если:… (по А.И. Ракитову)


9. Опасности развития информационных технологий


10. Преимущества, которые дают обществу информационные технологии


11. Принципы развития доступа к общественной информации


12. Что такое «Государственная информационная политика»


13. Направления государственного регулирования информационной сферы общества


14. В чем состоит стратегия движения Европы к информационному обществу


15. Характерные черты и признаки информационного общества


16. В чем проявляется глобальность информационного общества






Литература
:


1. Служба тематических словарей в Интернет Глоссарий.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://glossary.ru/


2. Brzezinski Zb. Between Two Ages.
America's Role in the Technetronic Era. – New York, 1970. – 334 p. ; Line М. Some possible future effects of information technology // IFLA. – 1984. – № 1. – P. 57–62.; Masuda Y. The information society: as post–industrial society. – Tokyo, Japan: Institute for the Information Society, 1980. – 171 p.; МелюхинИ.С. Информационноеобщество: истоки, проблемы, тенденцииразвития / МГУим. М.В. Ломоносова. – М.: Изд–во МГУ, 1999. – 208 с. – (21 в.: Информ. и о–во); Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999. – 261 с.; Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – 447 с.; Черри К. Человек и информация: Пер. с англ. – М., 1977. – 388 с.; Чугунов А.В. Теоретические основания концепции «Информационного общества»: Учеб.–метод. пособие по курсу «Интернет и политика». – СПб., 2000 – 52 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://institute.org.ru/library/ articles/1021546566.html; Чэнь Ж. Восьмая стадия управления информацией: управление информационными ресурсами и управление знаниями, администратор информации и администратор знаний // Междунар. форум по информ. и документации. – 1998, Т. 23., № 3. – С. 15–19.


3. Филиппов А.Ф. О понятии социального пространства // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Е.И. Заславской. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 103–112.


4. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999. – 261 с.


5. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. – М., 1998. – 104 с.; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991. – 287 с.


6. Лиотар Ж.–Ф. Состояние постмодерна: Глава 1. Поле: знание в информационных обществах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://skydger.twilight.ru/Science/Liotard_pc/chapter01.html


7. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи - М.: Союз, 1999. - 228 с.


8. Курицкий А.Б. глобализация и Интернет //Проблемы современной экономики, N 3(7) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=18323


9. Building the European Information Society for us all: Final policy report of the high-level expert group (April 1997) / European Commission Directorate-General for employment, industrial relations and social affairs. - Manuscript completed in April. – 1997 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/employment_social/knowledge_society/docs/buildingen.pdf


10.
Europe and the global information society. Recommendations to the European Council, May 1994 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/archives/ISPO/docs/basics/docs/bangemann.pdf


11. Green Paper. Living and Working in the Information Society: People First. European
Comission, Belgium, 1996 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ec.europa.eu/employment_social/knowledge_society/green_en.pdf


12.
Europe at the Forefront of the Global Information Society: Rolling Action Plan [Электронныйресурс]. – Режимдоступа: http://www.epractice.eu/files/media/media_441.pdf


13. Подберезкин А.И., Подберезкин И.И. Информационное общество и государство // Информационно-аналитический портал "Наследие" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nasledie.ru/politvne/18_10/article.php?art=18



[1]
Демократия осуществляемая с помощью референдума. Рефере́ндум (от лат. referendum
— то, что должно быть сообщено) или плебисцит — в государственном праве принятие избирательным корпусом решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат В чем причина драмы героини пьесы АН Островского Бесприданница
Реферат Строение вещества
Реферат Самолеты гражданской авиации
Реферат Авторы: емельянов евгений Николаевич, кандидат психологических наук, консультант по организационному развитию. Поварницына светлана Ефремовна, консультант по организационному развитию
Реферат Постижение истории в эпоху средневековья
Реферат Программа, осуществляющуая фильтрацию шумов
Реферат Совершенствование механизма воспроизводства оборотных средств на примере сельскохозяйственных предприятий Луганской области
Реферат Особенности кредитования физических лиц за рубежом и в России
Реферат ChineseAmerican Women In America Essay Research Paper
Реферат Судьба Андрея Разметнова в романе Поднятая Целина.
Реферат Организационно-экономическое обоснование производственно-финансовой деятельности предприятия АПК
Реферат Молочнокислый ацидоз
Реферат А. Е. Левинтов >(к г. н г. Монтерей, сша, Лаборатория региональных исследований и муниципальных программ)
Реферат Классификация промышленных роботов
Реферат Economic Values Of Americans Essay Research Paper