Что выплавляют из "тонн словесной руды", или попытка реабилитации чатов Отношение к чатам среди "шакалов ротационных машин", пишущих о русском интернете, весьма любопытно. Из прессы (как "бумажной", так и "сетевой") о чатах можно узнать только то, что они существуют, потому как иногда о них упоминают. Изредка встретишь - есть, мол, такая "тинэйджеровская тусовка", но говорить о ней особо нечего
- молодежь время расстреливает, да и только. Эдакая "массовая культура рунета", внимания солидных людей не заслуживающая. Между тем, хотим мы того, или нет, чаты были и остаются одними из самых посещаемых русских ресурсов. К примеру не в самом популярном (но одном из немногих, где ведется статистика) чате "Отель "У Максима" зарегистрированных пользователей превышает 8 тысяч, за день его посещают, в среднем, около 1000 человек, а одномоментно в чате иногда находится более сотни.
Обратившись к статистике, мы видим, что по всем рейтингам обращений чаты располагаются весьма высоко. Если же говорить об отвлекаемых на себя "человеко-часах", то вряд ли я ошибусь, предположив, что в этом отношении чаты лидируют - количество времени, проводимого в чатах завсегдатаями, стало притчей во языцах. И все это при том, что в большинстве своем чаты столь же далеки от целенаправленной "раскрутки" как декабристы от народа и никакого продвижения продукта на рынок просто не ведут -
популярность набирается "самотеком". Все вышеизложенное позволяет говорить о чатах, как о некоем социальном феномене. Позволю себе предположить, что "феномен чатов" возникает оттого, что эти ресурсы представляют собой нечто большее, чем просто "болталку", а их социальная функция гораздо значимей. "Дали вчера мне волю - что я с ней делать буду?" В большинстве публикаций интернет-ресурсы рассматриваются как нечто исключительно утилитарное и узкоспециализированное.
Интересует, что в мире творится - почитайте сетевую прессу, хочется посмеяться - на юмористические сайты, беллетристика нужна - электронные библиотеки к вашим услугам. Соответственно отношения "пользователь-ресурс" локализованы во времени, необходимом на удовлетворении своих потребностей. Если следовать такому подходу, разумно предположить, что чаты обслуживают потребности в новых знакомствах и общении. Однако в таком случае общение в чате заканчивалось бы сразу после того,
как знакомство состоялось и перенесено в реальный мир. "Общение по проводам" можно понять, если "ты сейчас далеко-далеко, между нами снега и снега", но в чате иногда общаются люди, живущие не только в одном городе, но и в одном доме. На мой взгляд, ответ в следующем. Чаты - ресурс не фрагментарный, а универсальный, пользование им не утилитарно, а самоценно, они самодостаточны. Коммуникативную нагрузку чат, безусловно, несет, но возьму
на себя смелость утверждать, что восполнение потребности в расширении круга общения является безусловно важной, но все-таки не единственной функцией чата. Часто гораздо притягательней для посетителей чатов оказывается удовлетворение потребности в самовыражении, если хотите, в творчестве. Начну несколько издалека. При использовании большинства интернет-ресурсов позиция рядового пользователя исключительно потребительская.
Между тем сегодняшняя культурная ситуация, как это отмечает большинство исследователей, характеризуется предельной пассивностью пользователя - от него не требуется даже конструирование образов (как, например, при чтении книг), он получает все в готовом виде с этикеткой "употреблять не разжевывая". Однако потребность в самовыражении через творчество является базовой потребностью человека. И Интернет, задуманный исключительно как средство получения информации, в итоге стал средой, едва ли
не культивирующей творчество. Можно вспомнить "домашние странички", разнообразнейшие творческие конкурсы в Интернете, но достаточно просто обратить внимание на то, что с ростом популярности ресурса растет и его "завязанность" на самовыражении потребителей (электронная переписка с создателем, гостевые книги, форумы). Да что там - многие популярнейшие ресурсы рунета СОЗДАЮТСЯ пользователями ("Анекдоты из России" и его клоны, сервера знакомств, многие ресурсы
"Чертовых Куличек"). Наиболее доступным, демократичным и предлагающим максимальные возможности для самовыражения ресурсом интернета является именно чат. Дело в том ,что он предоставляет человеку уникальные возможности для самовыражения, которые отсутствуют в реальном мире. Некоторые из этих возможностей универсальны для любых социальных коммуникаций в Сети, другие присущи только чатам. Что я имею в виду: -
Свобода творения образа. Человек в Сети изначально анонимен, в чатах же эта анонимность культивируется - подавляющее большинство посетителей используют "ники" и зайдя в чат под реальным именем и фамилией человек будет выглядеть в лучшем случае белой вороной. Сменив имя на ник, человек уже дистанцируется от своего реального "Я". Кроме того, "растворенная телесность" - отсутствие тела как такового, упраздняет
все социальные характеристики реального человека - внешность, пол, возраст и т.п что делает невозможным использование привычных средств самопрезентации. Таким образом, при полном отсутствии телесности и негласно обязательном отречении от своей реальной личности человек вынужден творить ОБРАЗ. Вливаясь в виртуальный социум чата, человек получает полную свободу в сотворении самого себя, которая ограничена только его фантазией. И здесь все зависит от творческого потенциала человека.
Кто-то "за неумением лучшего" воссоздает, примитивизируя, самого себя, другие буквально фонтанируют персонажами. Но по сути, нельзя говорить о том, что в чатах общаются реальные люди, в чатах живут созданные ими образы. - Свободу творения пространства. В большинстве интернет-ресурсов, коммуникация проистекает в "Великом Нигде". Исключением являются только чаты. Практически с самого возникновения чаты не ограничивались одной лишь прямой речью.
Впоследствии это обернулось принятой только в чатах возможностью работать не только в функции "Сказать", но и в функции "Сделать", что позволило включить в действо не только персонажей, но и пространство действия - "Розовый слон влетает через окно и робко замирает неподалеку от беседующих". - Свободу творения предмета коммуникации. Подавляющая часть коммуникаций в Сети задает тематику общения. В гостевых книгах высказываются о конкретном сайте.
Форумы и конференции обязательно тематические, причем заданность тематики культивируется - отступление от темы считается нарушением правил общения и зачастую наказывается. В MUDs игроки взаимодействуют в уже созданном пространстве и по установленным правилам. И только в чатах пользователям предоставлена полная свобода. Все эти возможности, предоставляющие полную свободу самовыражения, естественно, на практике оборачиваются
как плюсами, так и минусами. Увы, но творческий потенциал пользователей различен. При неразвитых способностях самовыражения общение в чатах просто поражает своей убогостью. Свобода творения образов приводит к появлению бесчисленных одинаково кокетничающих "катюшенек" и безостановочно матерящихся для доказательства своей крутизны "алексов". Свобода творения пространства практически не используется и только редкие "таланты" додумываются
до "Алекс дает Сержу пинка и тот улетает в угол ", а свобода творения предмета коммуникации замыкается в пределе от рассказов про свои вчерашние героические пьянки до истошных воплей "ДИВЧЕНКИ, У КОГО АСЯ ЕСТЬ ". Однако, пускай пока и не очень часто, но в чатах встречаются и истинные таланты. Я не буду приводить примеры удачных образов, ограничусь лишь замечанием, что творчество начинается еще на стадии придумывания ника. Не удержусь, и приведу небольшой список: "
О без Янь", "С+ равно де Бержерак", "Свиной творог", "Козе Байан", "Наемный самоубийца", "Застегнутый Врасплох", "Святой Врааль", "Приватьnick", "Замоченная скважина", "Виртрезвитель", "
Обмороченная наворочка", "Самородина", "Брюз Вылез", "Мел с Гипсом", "Джон 3 вольта", "Похмелеон", "Хэ Мин Гуэй", "Экологическая Ницша", "Бедная Виза", "Клацающая Клава", "Статус Ква", "Летальный
Исходец", "болгарин Рулон Обоев. Если же говорить о свободе творения пространства, то в качестве примера приведу следующий лог: * Тиль: Goede middag! * Тиль делает серь+зное лицо и улыбается глазами * Теххи заворачивается в плед в гордом одиночестве и что-то бубня себе под нос, снова собирается засыпать * Тиль заслоняет креслом плакат "Все на выборы!" *
Теххи: Или: У меня есть специально обученная болелка :):) * Теххи: Тиль: У тебя сегодня политически-бодрое настроение? * Или одним глазом подглядывает в гордое одиночество, где сидит завернутая Теххи * Тиль выпускает на волю специально обученную лечилку и натравливает е+ на Теххи * Теххи прикрывает от Или гордое одиночество ладошками - нечего, смылась, так не подглядывай :
) * Тиль: Теххи, отнюдь :-) Просто я сч+л, что призыв к выборам здесь будет неуместен :-) * Или вешает на шею лечилке горшочек с м+дом теперь она похожа на маленькую Сару Бернар. * Или: Или на сенбернара? :-) * Теххи визжит, от ужаса взлетает на люстру, и оттуда спокойным истерическим голосом шепотом просит: "ТИЛЬУБЕРИЯБОЮСЬ ":) * Или встрепенувшись, спросонок требует изгнать торговцев из храма *
Тиль доста+т из кустов случайно оказавшийся там тромбон и тихонько наигрывает "I know why (and so do you)" * Или навостряет ушки * Теххи . мерно покачиваясь на люстре, с жалостью смотрит на плед и говорит - "Точно, Тиль, призыв тут ни к черту" * Тиль отзывает лечилку - вс+ равно та не умеет по люстрам лазать Теххи показывает лечилке сверху язык :) * Или скатывается с колен
Тиля и обживает опустевший бесхозный плед и опустевшее бесхозное кресло. * Или: (авторитетно. из складок пледа) Или - или! * Тиль с трудом удерживает лечилку, возбудившуюся от вида воспал+нного языка * Теххи с завистью наблюдает за Или, мерно покачиваясь * Или на всякий случай молчит в теплую тряпочку * Теххи прячет язык и взбирается повыше, втихаря вытаскивая из кармана леденцы от кашля :) *
Теххи Или: Мягко тебе, душа моя? :) * Тиль находит старое костровище, разводит там ма-асенький костерок и подвешивает над ним чайник * Лечилка злобно воет при виде леденцов и заходится кашлем. * Теххи гордо чихает и падает с люстры рядом с костерком, чихает еще раз :) * Тиль негромко покашливает, так, для виду * Или размеренно и методично говорит Теххи "будьте здоровы " , "будьте здоровы ", "будьте здоровы " *
Теххи успевает чихать гораздо быстрее, чем Или успевает выговаривать :):):) * Или с завистью поглядывает на костерок, но боится оставить кресло и плед пусто место свято не бывает. * Теххи: Апчхапчхапчхи!:):) * Теххи: Тиль: Ладно, давай свою ле-апчхи лку :) * Тиль науськивает лечилку обратно, та обиженно упирается * Или вприпрыжку бежит кормить лечилку бактериями с рук сколько там микробов передается при одном поцелуе?
:-) * Лечилка слизывает с ладошки Или подношение, не переставая с жадностью смотреть на Теххи. "Палитрой красок дышит карнавал" Как видно даже из приведенного примера, чат - это рождающаяся на наших глазах новая форма самовыражения через творчество, которая "по маминой линии" берет свое начало в литературе, а "по папиной" - из театра. Родство с литературой особого доказательства не требует - в чате люди не могут быть представлены друг
другу иначе чем через тексты и только лишь через тексты и в пределе текст и человек, родивший его, становятся тождественными. Однако, если и можно рассматривать чат, как вид литературного творчества, то только как весьма своеобразного. Дело в том, что литературное творчество в чате происходит в рамках достаточно жестких формальных ограничений. Объем реплики обычно органичен двумя-тремя нераспространенными предложениями. Именно по этой причине в чатах достаточно сложно вести глубокомысленные беседы, которые являются основным
достоинством и недостатком другой распространенной формы интернет-общения - конференций и форумов. И именно этому мы обязаны тем, что зачастую лаконичные, как армейские команды, реплики скрывают коротенькие, как у Буратино, мысли. Но не худа без добра - вынужденные не растекаться мыслью по древу, обитатели чатов иногда выдают на гора настоящие "перлы народного творчества", поражающие своей глубиной и афористичностью. Второе ограничение - временное.
Так как со-творение происходит в режиме реального времени, то на формулирование мысли отводится 1-2 минуты. Таким образом, чат представляет собой не что иное, как литературную импровизацию, практически забытую в последние годы. Не могу удержаться и не привести пример такой "литературной игры": * Эxo: Собакевич: Похоже, мы с тобой одни. Не нравится мне это:-))) * Глэдис еще здесь. * Собакевич: Эхо, (невозмутимо) когда втроем - известно что делать.
А вдвоем Партейку в шахматы? * Эxo: Глэдис: Е2-Е4 * Эxo: Глэдис: Sorry, это не вам * Глэдис: Ранен. * Собакевич: "гроссмейстер ответил матом" :-) * Глэдис: :-) * Глэдис: Ж-7 * Собакевич: (самодовольно) мимо :-) * Собакевич заходит лошадью * Собакевич: Эхо, а в Чапаева умеешь? * Собакевич складывает взятые фигурки на Глэдисов базис.
Вот Вам и надстройка. * Глэдис вспоминает, что когда не знаешь, чем ходить, следует ходить с бубей. * Собакевич, пользуясь тем, что игроки отвлеклись, незаметно сует в карман вражескую ладью * Собакевич: Хорошо, бубновую ладью:-) * Глэдис: Семь на бубях. * Собакевич: Да ладно бы только - "Чем", а то ведь и "куда" - не знаешь :-) * Глэдис: Эй Тут ладья стояла! * Глэдис не знает. Но это не повод. *
Собакевич: (оскорблено)Она же в сносе! * Глэдис: А канделябром? * Собакевич предлагая уйти "без трех", быстро сымает еще и двух слонов * Глэдис: Б-9! * Собакевич: :-))) Это не по-джентельменски. * Глэдис принимает Собакевича за своего. * Глэдис: Сочтемся * Собакевич яростно вистует: Б-Б, П-Б и еще раз Б-Б *
Собакевич: Ну какой между своими счет? Давайте во-он те подвески, что Вам все равно не идут, и мы в расчете :-) * Глэдис предлагает Собакевичу недорого десять взяток на мизере Полный комплект. В хорошем состоянии. * Глэдис: (смущенно) ну не комплект Еще две на балу какая-то дамочка срезала. В качестве сувенира, видимо. *
Собакевич меньше двенадцати брать не согласный * Глэдис увлеченно пасует. * Собакевич сосредоточенно мусолит пятую семерку в рукаве * Глэдис: Распасовка. * Глэдис: У Вас перебор. :-) * Собакевич: По рукам! А ручки попрошу над столом держать. * Глэдис: Тогда и я попросила бы далеко не убирать хитрую рыжую морду. :-) *
Собакевич: Банкомета на мыло! * Собакевич: Простите, обедать пора :-). * Глэдис желает Собакевичу приятного аппетита. И прощается. Именно он-лайновость чатовского действа роднит его с действом театральным. Как и в театре, в чате притягательно именно то, что творчество происходит на твоих глазах, как и театр, чат существует только "здесь и теперь".
Подобно тому, как любой театральный спектакль "в записи" что-то безвозвратно теряет, впечатление от прочтения любого скопированного лога лишь бледная тень тех эмоций, которые испытывали участники. Но и сравнение с театром весьма условно. В чатовском действе, в отличие от театра, участвуют все присутствующие. На мой взгляд, пожалуй, наиболее близкой к чату формой самовыражения является средневековый карнавал в его интерпретации Михаилом Бахтиным - " карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей.
Карнавал не созерцают в нем живут и живут все в этом отношении карнавал был как бы реальной (но временной) формой жизни, которую не разыгрывали, а которой жили на самом деле (на срок карнавала)". Вот мы и добрались до самого главного. Первичная функция чата не коммуникативная, даже не игровая, а - бытийная. Чат - это не клуб знакомств и не представление, это реальная жизнь, проживаемая в иначе организованном мире. Посетители чата не общаются в нем, они в нем живут.
Попробую прояснить свою мысль. Прежде всего - в отличие от театрального и карнавального представления, чат не локализован во времени, он бесконечен, его девиз - "Show must go!" В популярных чатах народ присутствует всегда, а в силу того, что пользователями являются люди, проживающие в самых разных часовых поясах, действо обычно не прекращается в любое время суток. Как и сама жизнь, чат существует сам по себе, в определенной степени независимо от участников.
При входе ты попадаешь в уже существующую реальность, которая продолжит существование и после твоего ухода. Во-вторых, чат - это не только игра. Игровой, карнавальный характер чата является важнейшей, но не единственной составляющей этого феномена. Да, в чатах действуют образы, но за каждым образом стоит реальный человек и рано или поздно каждый стремится пробиться к личности, стоящей за заинтересовавшей его маской. Тогда карнавальный характер общения замещается или дополняется общением, которое я называю
доверительным. "В разверстке строк - душа чужая". Прежде всего попытаюсь ответить на вопрос, поставленный мною в начале - а что мешает людям реализовать свои коммуникативные потребности в реальной жизни, не подменяя улыбку смайликом, а жесты ремарками? Причин много. Прежде всего, в Сети круг общения человека расширяется лавинообразно и возможность встречи с близким по духу человеком увеличивается на порядок.
Кроме того, вследствие анонимности исчезают многочисленные социальные барьеры в виде возраста, внешности, социального положения, манер и тому подобного. А ведь именно они служат критериями, по которым мы даже неосознанно "отбраковываем" человека при самом первом, визуальном контакте. Надо ли говорить, сколько духовно близких нам людей остаются вне нашего внимания и насколько увеличивается возможность знакомства с потенциально близким человеком в виртуальности?
Понятно, что в виртуальности многих барьеров просто не существует, но по причине того, что свято место пусто не бывает, в виртуальности визуальный принцип отбора заменен принципом, который в реальной жизни детерминирует не начальное, а дальнейшее развитие отношений и определяет, станет ли простое знакомство чем-то большим. Имеется в виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они подобны нашим, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и
эмоциональной близости. И из этого вытекает самая важная особенность доверительного общения в Сети - оно очень часто эмоционально окрашено. Людей связывает не просто совместное времяпрепровождение, а совершенно искренняя дружба или даже любовь. Подобный характер отношений определяется многими факторами. Во-первых, резкое увеличение числа социальных контактов в 20 столетии имело своим следствием и обратную сторону - количественный рост сказался на качестве и снизилась "глубина" отношений между людьми.
Подавляющая часть наших социальных связей утилитарна, их возникновение и содержание функционально, а на близкие отношения зачастую просто не остается времени. Жизнь современного человека эмоционально обеднена, что вырабатывает различные механизмы компенсации. К примеру, иногда расцвет массовой культуры в современном обществе связывается именно со слабой насыщенностью эмоциональной жизни, а боевики, фильмы ужасов, эротика и т.п. являются не чем иным, как суррогатной
компенсацией. Посмотрел боевичок, адреналин в кровь пошел, состояние нормализовалось. На мой взгляд, общение в виртуальном социуме часто выполняет ту же функцию (хотя это и не является единственной функцией такого общения), однако, в отличие от приведенного примера с массовой культурой, чувства, переживаемые в Сети, отнюдь не являются суррогатом. Не последнюю роль в том, что в современном мире именно
Сеть стала мощнейшим средством для ликвидации "эмоциональной бедности" сыграло то, что в виртуальности человек большей частью полностью выключен из суеты реальной жизни. Войдя в чат, человек оставляет за экраном монитора большую часть своих социальных ролей. Это значит, что исчезает детерминированность поступков, поведения. Человек делает не то, что должен, а то, что хочет, по сути, он свободен в реализации своих желаний.
Удовлетворение утилитарных потребностей в Сети проблематично - в чатах нет ни деловых партнеров, ни продавцов-покупателей и человек решает здесь свои не материальные, а духовные проблемы. Но не стоит все списывать только на некоммерционализированность интернета. Даже если удастся включить интернет в сферу функционирования свободного рынка, что, судя по всему, почему-то является для нас проблемой номер один, человеческие контакты в
Сети вряд ли повсеместно приобретут характер деловых связей. Существуют особенности виртуальных коммуникаций, которые прямо провоцируют их эмоциональный характер. Во-первых, даже назвавшись в "приватности" своим реальным именем, человек остается не более чем образом, "строчками на экране монитора". От реального человека остаются только мысли, эмоции и т.п. в меру способностей переданные в письменном
виде. В силу этого его собеседник не имеет о своем визави никакой информации, даже первичной, считываемой при визуальном контакте. Поэтому каждый встреченный человек в Сети - это изначально ТАЙНА, ЗАГАДКА. Непонятное же всегда притягивает, загадка требует отгадки. И если человек открывается, причем только тебе, то это придает отношениям определенную интимность. Весьма значимо и такое следствие анонимности, как отсутствие ответственности.
Случайность встреч плюс всегда существующая возможность в любой момент прервать связь и навсегда исчезнуть в не имеющей границ Сети позволяет людям вести себя несколько иначе, чем в реальности. Как правило, этот фактор позволяет собеседникам быть более откровенными, открытыми, чем в реальности. Возникает эффект "разговора в поезде", когда незнакомым людям выворачивают душу наизнанку, потому что понимают, что при малейшем желании возможности встретиться после разговора уже не будет.
Мне могут возразить - если карнавальность действительно присуща только чатам, то доверительное общение может возникнуть (и возникает) практически на всех ресурсах, где есть возможность знакомства людей и их последующего общения. Абсолютно согласен. Но есть одно "но". Практически всегда доверительность возникает, развивается и заканчивается в так называемых приватных средствах интернет-коммуникации, которые предназначены только для двоих и закрыты от всех остальных
- e-mail, ICQ и др. Но только в чатах подобные средства ("шепот", "приват") встроены в ресурс изначально и существует возможность перейти на доверительную ступень, оставаясь в общем пространстве действа, не покидая его. И это не случайно. Дело в том, что в чатах наиболее комфортные условия для того, чтобы доверительные отношения могли реализовываться не только "путем взаимной переписки", но и в социуме, а близкие, эмоционально окрашенные отношения объединяли не только двоих, но целую
группу людей. Стабильность состава "завсегдатаев", взаимное переплетение доверительных отношений, очень часто в итоге оборачивается тем, что "сумма разрозненных индивидов" становится теплой компанией друзей. Именно в доверительном общении, которое в чатах возникает не только "за кадром", но и в "открытом эфире", реализуется вторая социальная функция чата - коммуникативная. Чат становится не только любимой и захватывающей игрой, но и местом (часто - единственным), где человек
может встретить дорогих и близких ему людей. Замечу в скобках, что хотя обе функции чата - и коммуникативная, и творческая взаимопереплетены, тем не менее чаще всего именно в "карнавальном" общении человек оценивает людей и производит "первичный отбор" тех, кто ему интересен. Таким образом, карнавальность является весьма значимым условием формирования "виртуальных компаний", которые в дальнейшем общении активно используют уже как карнавальное, так и доверительное общение,
свободно переходя от задушевных разговоров к карнавальному шоу. А так как подобных социальных групп в пространстве чата может быть множество и они большей частью взаимопересекаются, то мы можем говорить о формировании на базе чатов полноценных социумов в виртуальном пространстве с общей идеологией, культурными традициями, своеобразной историей и т.п. Но, как говорится в сказках: "Виртуальные социумы - это уже совсем другая история "
Вадим Нестеров Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusword.com.ua/
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Объект правоотношения |
Реферат | Advertisement |
Реферат | Основы права |
Реферат | Организация материально-технического обеспечения |
Реферат | Обязательства в гражданском праве |
Реферат | Обязательства в Римском и современном гражданском праве |
Реферат | Маркетинг предприятий розничной торговли ТОО "Капан" |
Реферат | Организация документов в учреждении |
Реферат | Объекты ипотеки (залога недвижимости) |
Реферат | Организация управления юстицией. |
Реферат | Оплата труда работников предприятия |
Реферат | Обязательство |
Реферат | Обычное право российской империи в 19 веке |
Реферат | Определение, содержание, задачи и система уголовного процесса |
Реферат | Ограничение дееспособности |