Реферат по предмету "История"


Украинское государство и право в годы освободительной войны

План


Вступление


1. Украинско-Московский договор 1654 года


2. Изменения в общественном порядке


3. Государственный порядок


4. Правовая система. Судебная система и процесс


Заключение


Литература



Вступление


В своей истории Украина постоянно находится под гнетом других государств. Но все-таки она постоянно добывала в борьбе право быть независимым, суверенным государством. Одним из таких периодов, когда Украина старалась утвердить свою независимость, был период Б. Хмельницкого, - время существования казацкого государства.


Усиление социального, национального и религиозного гнета на украинских землях привело к началу народно-освободительной войны, которая объективно стала единой возможностью получить свободу и независимость, отстоять свое право на существование как народа, так и Государства.


Следствием этой войны было создание независимого казацкого государства со всеми его атрибутами. Украину признавали в международных отношениях, укладывались международные договоры. И при этом она выступала как независимое государство, как признанный субъект международного права.


После освободительной войны произошли значительные изменения как в территориальном делении, государственном устройстве так и общественном порядке Украины.


Особенности украинского государства, которые складывались – выборность органов публичной власти, заметная роль коллегиальных учреждений – советов разных уровней - позволяют утверждать возможность республиканской формы правления. И вдобавок Б. Хмельницкий, глава этой организации отрицательно относился к монархии.


Война 1648—1654 гг. — одна из ярчайших страниц в истории украинского народа. В ходе войны Украина лишилась польско-шляхетского социального, национального и религиозного порабощения.



1. Украинско-Московский договор 1654 года


Шесть лет продолжалась освободительная война украинского народа против господства Польши в Украине. Начиная эту войну в 1648 г. Богдан Хмельницкий старается найти союзников. Естественным было его стремление установить отношения с единоверным Московским государством. После блестящих побед под Желтыми Водами и Корсунем Хмельницкий в декабре 1648 г. освободил Киев. Здесь совете с представителями православного духовенства было принято решение о необходимости обращения к Москве за воинской и дипломатической помощью. К царю прикомандировали полковника Мужиловского, который получил подробную инструкцию, содержащую альтернативные предложения. Предполагалось, что Мужиловский будет последовательно вносить предложения и если царь согласится на союз с Украиной, то просить его выслать войско против Польши. Если же царь не захочет нарушать мирный договор с поляками, то предложить ему украинские северные города, освобожденные от поляков. Эти земли контролировались казаками и не подлежали власти Речи Посполитой. Хмельницкий таким образом обеспечил бы себе тылы. В инструкции Мужиловскому был еще один вариант — просить царя послать донских казаков в Украину. А для собственного оправдания перед польским королем указать, что донцы совершили так "самовольно, без царского указа". В случае же если царь откажет Украине в воинской помощи, то просить у него хотя бы дипломатической поддержки.


Царь не предоставил Украине ни воинской, ни дипломатической помощи. Хотя Москва имела большое желание расторгнуть договор с Польшей и взять реванш за свои поражения, она не отважилась сделать это учитывая свое тяжелое внутреннее и внешнее положения, поэтому и заняла выжидающую позицию. Но контактов с Богданом Хмельницким Москва не прервала. В Украину было отправлено посольство для изучения там ситуации. За период с 1649 по 1654 г. в Украине находилось 13 посольств из Москвы. Из Украины отправлялись посольства в Москву. Богдан Хмельницкий и дальше старался склонить Москву к войне с Польшей, на каждом этапе переговоров выступал с предложением: Москва предоставляет воинскую помощь Украине, а за это Украина принимает московский протекторат.


Только в апреле 1653 г. царь отважился послать к Варшаве посольство. Перед королем было поставленное требование возвратить казакам их права и привилегии в соответствии с Зборовским договором и отменить Берестейскую церковную унию 1596 г. Польское правительство на это ответил решительным отказом.


1 октября 1653 г. царь созвал Земский собор, на котором присутствовали представители всех сословий, кроме крестьянства. Участники собора, опрошенные "по чинам, порознь", высказались в пользу решения: "Гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами и землями принять". 9 октября 1653 г. во исполнение решения Земского собора в Украину отбывает чрезвычайная дипломатическая миссия во главе с В. Бутурлиным.


23 октября 1653 г. царь Алексей Михайлович в Успенском соборе Кремля велел "об'ьявить войску идти войной на недруга земли русской веры православной — короля Речи Посполитой и Литвы — Яна-Казимира". Для проведения с Украиной официальных церемоний и переговоров, присяги, вручение царской грамоты был избран Переяслав.


8 января 1654 г. на общевойсковой Генеральной раде с речью выступил Богдан Хмельницкий. Обрисовав крайне тяжелое состояние Украины, в котором она оказалась после шестилетней изнурительной войны, он сказал, что единое спасение — это пойти под защиту сильного государства с тем, чтобы получить от него военную помощь, — Турции, Крымского ханства или христианского православного царя. Закончил свою речь гетман такими словами: "А будет кто с нами не согласен теперь, куда хочет — свободная дорога" . Участники Переяславского совета — старшина всех рангов, казаки и мещане высказались: "Хотим под царя московского православного".


В тот же день в соборной Церкви собралось московское и украинское духовенство для проведения службы в честь торжественного обряда присяги. Присягали на Евангелии гетман, генеральная старшина, полковники, сотники и еще несколько десятков делегатов от разных полков. Но не все приняли идею Переяславского совета. Не было в Переяславе представителей Запорожской Сечи. Отказался от присяги Иван Богун, которого считали после Богдана Хмельницкого военным стратегом номер один.


Отчет Бутурлина перед царем о переговорах положил начало московской версии о Переяславском совете.


Сразу же после присяги Хмельницкий и старшина, не удовлетворившись царским словом, заявили, что они желают вести переговоры с царем и добиться от Москвы письменных договорных гарантий и обязательств. Этот факт говорит о том, что вообще не существовало ни Переяславского соглашения 1654 г., ни переяславского договора как документа. В 1654 г. состоялся только малочисленный Переяславский совет, которая скорее носил декларативный характер и не имел никакой юридической силы. Состоялась также односторонняя присяга гетмана, небольшого числа старшины, простого казачества и мещан. В Переяславе украинская сторона не получила никакого официального документа, который бы определял условия "объединение двух государств, ни одной письменной гарантии выполнения царским правительством устных уверений московских послов".


Богдан Хмельницкий стремился узаконить суверенитет Украинского государства, принудить царское правительство взять на себя обязанности, которые гарантировали бы независимость Украины. Сразу же после Переяславского совета в гетманской канцелярии разрабатывают проект соответствующего договора, а в марте 1654 г. украинское посольство прибывает в Москву. 14 марта послы подали письменный текст проекта договора из 23-х статей, которые фиксировали условия, на которых правительство Украинского государства предусматривало объединения с Московским государством. На этом документе была подпись гетмана Богдана Хмельницкого и печать Войска Запорожского. Статьи проекта договора касались разных сторон будущих межгосударственных отношений Украины и Московского государства. В первой статье шла речь о подтверждении "прав и вольностей" Войска Запорожского, а фактически прав и вольностей всей Украины, поскольку формула "гетман с Войском Запорожским" репрезентовала в официальных юридических и дипломатических документах Украинское Гетманское государство, которое сложилось в годы Освободительной войны. В статье говорилось о незыблемости прав и вольностей казацкого сословия в управлении, суде и в частных правовых отношениях. Вторая статья обуславливала количество казацкого войска — вооруженных сил Украины — 60 тысяч, третья — предусматривала подтверждение "прав и вольностей" украинской шляхты, четвертая — чтобы доходы собирали не царя урядники, а из местных людей, в пятой — речь шла о предоставлении староства Чигиринского под гетманскую булаву, шестая статья закрепляла право Войска Запорожского избирать гетмана, седьмая — декларировала неприкосновенность казацких земель и имений и их наследование казацкими вдовами и детьми, статьи восьмая-двенадцатая были посвящены выплате денег на содержание гетманской администрации и казацкой армии.


В тринадцатой статье была сформулированная идея о незыблемости прав, предоставленных князьями и королями духовным и мирским людям. Статья четырнадцатая утверждала право сношения гетмана и Войска Запорожского с другими государствами. Статьи пятнадцатая-шестнадцатая касались выплаты царю дани и способов собирание налогов для этого. В статье семнадцатой речь был о том, что права населения Украины гарантируют царские хартии. Статья восемнадцатая отмечала, что послы должны поставить вопросы о киевском митрополите соответственно устному приказу гетмана. В статье девятнадцатой вносились предложения о срочной отправке царского войска под Смоленск, чтобы предупредить объединение поляков с другими вражескими силами. Статья двадцатая ставила вопрос об содержании воинской залоги на границах Украины. В статье двадцать первой устанавливались размеры платны рядовым казакам, полковникам и сотникам. Статья двадцать вторая говорила об общих действиях против нападений татар, а статья двадцать третья — об удержании крепости Кодак и ее залоги для охраны южной границы Украины.


Таким образом, украинский проект договора, за исключением пяти последних статей, которые касались важных текущих проблем, имел конституционный характер.


После обсуждения проекта договора десять статей — 1-7,9, 11, 13, 17 утверждались безоговорочно. Ст. 4, 8, 12, 15, 16 — с некоторыми предостережениями, которые иногда существенно изменялись не в пользу украинской стороны. Относительно ст. 18, 19, 22, то положительное их решение было высказано в другой форме. В ст. 14 царским указом были внесенные ограничения. Ст. 10, 12, 23 содержали резолюцию "выяснить", и объяснялось, что именно, а относительно ст. 21 бояре и царь решили вообще "отговаривать".


21 марта украинские послы подали новую редакцию проекта договора, который содержал уже только 11 статей, которые были ратифицированы, что и подтвердил царь жалованной грамотой от 27 марта 1654 г. Таким образом, были подтверждены права и вольности Войска Запорожского, установлен количественный состав вооруженных сил Украины, подтверждено право Войска Запорожского избирать гетмана, наследовать казацкие имения и права казаков их вдовами и детьми.


Договор между Украиной и Московским государством сформировался не за обычной для наших времен моделью межгосударственных договоров, то есть не как единый акт за подписью обеих сторон. Условия договора помещаются в двух разных по форме актах: в так называемых "Мартовских статьях" от 21 марта и царской "Жалованной грамоте гетману и Войск Запорожскому" от 27 марта, которые составляли одно целое. Акты, которыми обменивались стороны, были за своей сутью договором, то есть соглашением двух государств.


Укладывая договор с Москвой, Украина как независимое государство ставило свои условия, которые приняла вторая сторона Московская. Царская жалованная грамота от 27 марта 1654 г. называет гетмана и Войско Запорожское "подданными московского царя", но при этом отмечает: Украине "быть под нашей, царского величества, рукой, по своим прежним правам и привилегиям и по всем статьям, которые писали выше сего", что, собственно предусматривало не "подданство", а протекцию царя над Украиной.


2. Изменения в общественном порядке


Освободительная война внесла определенные изменения в общественное отношения.


Несмотря на изгнание польских магнатов и шляхты, а также той украинской верхушки, которая поддерживала поляков, деление на господствующие и зависимые слои в Украине осталось. Польскую знать как господствующее сословие заменило казачество, среднее и мелкое украинское шляхетство. Казацкая служба, хотя и давала значительные привилегии, была трудной, а часто и недоступной для населения. Чтобы ее отбывать, кроме здоровья, надо было иметь соответствующие материальные средства.


В годы войны казаки составляли приблизительно половину населения Украины. Зборовский договор служил юридической основой оформления казачества в привилегированное сословие со своими правами, администрацией, судами. Складывание реестра было одним из признаков сословного оформления. Значительно расширилась территория, на которой имели право жить казаки. Привилегии казачеству были подтверждены королевскими грамотами, Белоцерковским договором 1651 г., московским правительством в "Мартовских статьях" 1654 г., в царских жалованных грамотах.


Реестровые казаки составили основу казацкой старшины. Группой, близкой к реестровцам, были бывшие и драгуны, которые во время боев переходили на сторону повстанцев. Упомянутые выше группы составляли около 50 процентов всего реестрового войска.


За социальным положением старшина в годы Освободительной войны не была однородной. Каждая группа казацкой старшины имела свои экономические возможности, свои традиции и т.д. Ведомостей о старшинском землевладении в годы войны сохранилось очень мало. Наверное, часть старшины владела фольварками и хуторами. Тем не менее, в силу ряда причин, старшинское землевладение не могло быть развитым. Во-первых, к нему отрицательно относились рядовое казачество и крестьянство, которое только освободилось от гнета польско-шляхетских землевладельцев. Во-вторых, казацкое хозяйство, в том числе и зажиточное, было мало связано с рынком, в особенности с внешним, куда могли идти продукты сельского хозяйства. Больше внимания зажиточные казаки уделяли промыслам: дегтярному, мукомольному, селитряному и т.п.


Бесспорно, казацкая старшина обогатилась за счет большой военной добычи. Казачество все больше делилось на два противоположных лагеря — старшину, которая захватила в свои руки основные материальные блага и политическую власть, и рядовое казачество, которое ими не пользовалось.


К господствующему слою принадлежала также украинская шляхта. Шляхетское сословие до войны имело наибольше привилегий, оно было экономически господствующим, сосредоточивало в своих руках политическую власть. В ходе войны здесь произошли значительные изменения. Хотя в королевских грамотах, универсалах гетмана, Зборовском, Белоцерковском и Переяславском договорах указывалось на сохранение привилегий шляхты на имущественное владение, все же она теряет свое влияние в украинском обществе. Это произошло в силу нескольких причин. Одна часть украинской шляхты поделила судьбу польской, а вторая часть, главным образом мелкая шляхта, активно участвовала в Освободительной войне, чтобы после нее занять привилегированное место в обществе


Права православного духовенства также значительно расширились. Православие стало в Украине единственно признанной официальной религией. Этому оказывало содействие то обстоятельство, что одним из лозунгов, под которыми велась Освободительная война, была борьба за православную веру. Духовенство было хорошо организованным сословием, которое опиралось на вековые традиции. Православная Церковь имела ряд существенных привилегий и прав, которые не раз подтверждал в своих универсалах гетман. Высшее церковное и монастырское духовенство в ходе войны получили новые владения за счет католической Церкви и шляхты. Изменения в Украине мало затронули церковное и монастырское землевладения. Крестьяне, которые проживали на этих землях, как и раньше, выполняли для монастырей трудовые повинности, платили натуральные оброки.


В этой среде определенное место занимали рядов казаки. В казацкий реестр, например, входили "робітні люди", которые обслуживали Войско Запорожское. К ним принадлежали кузнецы, тележники, плотники, сабельники, пороховики и др. Армия не могла обойтись и без таких мирных профессий, как бондари, котельщики, и т.п. Таким образом, в реестре были представлены почти все тогдашние ремесла.


Часто в документах о казацких привилегиях и правах отмечалось, что крестьяне должны находиться в подданстве и выполнять свои повинности. Речь шла о крестьянах, которые не присоединились к казачеству, не попали в реестр. А таких было значительное большинство среди зависимого слоя.


На территории, занятой польскими войсками, крестьяне снова попадали под господский гнет. На казацкой территории положение крестьянства было лучшим. Хотя в разных универсалах и договорах признавалось право шляхты на эксплуатацию крестьян, тем не менее фактически этого не было.


По форме экономической зависимости крестьяне делились на государственных и господских. Юридически основная масса крестьян в годы войны принадлежала к государственным подданным. Их положение было намного лучшим от положения господских крестьян. Занимая земли, конфискованные у польских магнатов и шляхты, они выполняли определенные повинности и выплаты в пользу Войска Запорожского. К ним, прежде всего, принадлежали обязанности обеспечивать казацкое войско транспортом, постоем и провизией. Господские крестьяне несли большие повинности, но и для них была ликвидирована барщина. Государственные крестьяне были уравнены в правах с мещанами. Во всех селах были выбранные войты, их часто в документах крестьян также называют "мещанами".


Крестьянин мог продавать и покупать землю, дарить ее, передавать по наследству, бросать одни наделы земли и занимать другие, поскольку земли к тому времени было вдоволь. Крестьянская среда не была однородной. Среди крестьян были более зажиточные, которые пользовалось нанимаемой работой, а были и такие, что чуть могли прокормить свою семью.


Определенные изменения состоялись в правовом положении городского населения. Не только низы, но и зажиточные группы населения, в том числе и представители городской администрации активно участвовали в Освободительной войне. В результате ликвидации порядков, установленных в Украине польско-шляхетской властью, в составе населения городов произошли изменения, значительно выросло количество казаков. Эта часть городского населения, пользуясь привилегиями, занималась также ремеслом и торговлей. Другие же мещане продолжали отбывать ряд повинностей. Во многих городах казаки составляли больше половины населения и казацкая администрация решала все вопросы городской жизни.


Поскольку были ликвидированные королевские и частнособственнические города, большинство из них захотело получить магдебургское право. Города, которые имело право на самоуправление с давних времен, назывались магистратскими, города, которым это право было предоставлено гетманскими универсалами, получили название ратушных. Если относительно первых можно говорить об определенном самоуправлении, то в ратушных городах оно было фикцией. Казацкая старшина часто не признавала органы городского самоуправления и активно вмешивалась в их деятельность. Гетман вынужден был вставать на защиту таких городов. Так, в 1650 г. он выдает универсал Нежину по поводу злоупотреблений там старшины.


Привилегированное положение занимали в городах купцы. Польские купцы, которых и до войне было не очень много в украинских городах, оставили Украину. Вынуждены были покинуть украинские города и евреи. В Зборовском договоре есть даже специальный пункт о запрете евреям заниматься промыслами и торговлей в Украине. Это защищало украинских купцов от конкуренции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Часто купцы выдвигались на высшие должности в органах городского самоуправления.


Значительно большей группой населения городов были ремесленники. Тогдашние источники говорят о том, что в годы войны феодальная организация ремесла не была затронута. Продолжали существовать цеховые организации. Узость рынка была основной причиной того, что значительная часть ремесленников занималась и сельским хозяйством. Одновременно это свидетельствовало и о том, что ремесло окончательно еще не отделилось от сельского хозяйства.


3. Государственный порядок


Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 г. В соответствии с ним территория свободной Украины состояла из трех воеводств: Киевского, Брацлавского и Черниговского, которые после освобождения были разделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 г. количество полков выросло до 20. Итак, освобожденная территория имела свое административно-территориальный деление. Полково-сотенное устройство было важным элементом украинской государственности. Уже начиная из 1648 г., полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их границах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. До 1654 г. уволенная территория охватывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км).


Итак, на время заключения украинско-русского договора 1654 г. Украина была независимым государством, которое имело свою государственно-организованную территорию. Мартовские статьи 1654 г. юридически утвердили этот факт.


В начале Освободительной войны вышестоящим органом власти был Военный совет Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировалось, и военно-административным порядком Запорожской Сечи, и отображалось то, что национально-государственное самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.


В компетенции Военного совета входило решение важнейших государственных вопросов, как военных, так и политических: он выбирал гетмана и генеральное правительство и имел право их устранения, решал все вопросы внешней политики, отсылал посольства, принимал послов, осуществлял правосудие. Право на участие в нем имели все казаки.


Начиная с 1649 г., Военный совет созывался редко. Имеются сведения об совете в 1650 г., двух — в 1651 г., нескольких — в 1653 г. и еще один (последний) в январе 1654 г. — в Переяславе.


Одновременно с снижением роли Военного совета возрастает значение старшинских советов. И хотя это был второстепенный орган при гетмане, его решения были обязательными для него.


Система управления состояла из трех степеней: Генерального, полкового и сотенного правительств.


Генеральное правительство было центральным органом управления. Оно возглавляло всю систему управления и было постоянно действующим органом. Генеральное правительство избиралось Военным советом. Возглавлял Генеральное правительство гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы — нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины. Генеральное правительство было высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства. Кроме гетмана, в Генеральное правительство входили генеральные старшины, которые руководили отдельными областями управления.


Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними отношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение. Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковым и сотенным судам. Генеральный казначей возглавлял финансовую систему государства.


Перечисленные государственные лица составляли совет генеральной старшины, который с течением времени вытесняет Военный совет.


Местное управление осуществляли полковые и сотенные правительства, также выборные лица в городах и селах.


Полковое правительство состояло из полковника и полкового совета, который избирал полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпировали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковой совет, а иногда, наоборот, полковой совет больше влиял на деятельность полковников, препятствовал их своеволию и даже отстраняли их от должности. В полковой совет входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. На таком же принципе строилась сотенная администрация. Сотенное правительство возглавлял сотник. Ему помогала сотенная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.


Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы — казаками. Не сохранилось законодательных актов, по которыми можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятельности, надо думать, были положены традиции и обычаевое право.


Для содержания аппарата власти и управление нужны были средства. С этой целью проводился сбор налогов. Они собирались из крестьян и городских жителей. Казаки от налогов освобождались, что было их давней привилегией.


С освобождением Украины из-под польско-шляхетской власти и образованием самостоятельного государства ее финансовая политика приобрела суверенный характер. Если до 1648 г. все налоги в украинских землях шли в казну Речи Посполитой, то отныне они направлялись в казну Войска Запорожского, которая стала общегосударственной казной. Налогами и казной ведал генеральный казначей, который входил в Генеральное правительство.


Кроме налогов, существовали дополнительные источники поступления средств в казну. Так, товары, которые ввозились из других стран, обкладывались таможенной пошлиной. Значительную прибыль казне давали налоги на мед, пиво и другие промыслы.


Итак, можно говорить о создании в годы Освободительной войны жизнеспособной финансовой системы Украинского государства.


В период, который рассматривается, полностью сформировался украинский "народный" язык, а также шел процесс формирования украинского литературного языка. На украинском языке пишутся летописи, складываются судебные и государственные акты, выдаются гетманские универсалы. ведется официальная переписка и т.п.


Численность казацкого войска постоянно изменялась на протяжении XVI - первой пол. XVII ст. В конце XVI ст. когда казаки впервые организованно выступили, их численность была от 2 до 10 тыс. В то же время возрастала численность реестрового казачества, которое находилось на королевской службе.


В соответствии с Зборовским договором за Украиной было признано право иметь постоянное реестровое войско в 40 тыс. человек. Белоцерковский договор уменьшил эту численность до 20 тыс., но в действительности в годы Освободительной войны в Украине действовала огромная на те времена армия. В битве под Пилявцами войско Хмельницкого насчитывало 100 тыс., под Львовом — 200 тыс., в зборовской компании — 300 тыс., а сам Хмельницкий говорил, что под Зборовом он имел войско численностью 360 тыс. человек. Сравнительно с армиями других стран того времени это была огромная воинская сила.


Казацкое войско имело строгую организацию: оно делилось на полки, сотни и курени. В полке было от 5 до 20 тыс. казаков. Полк делился на сотни, которые имели от 200 до 250 казаков. Сотню делили на десятки, позже — на курени. Десяток состоял из атамана и девяти казаков, в курень входило 30 чел.


При польской власти реестровое войско получало жалованье из государственной казны. Когда же возродилось Украинское государство, воинская служба стала бесплатной. Казаки жили за счет королевских и господских земель, освобожденных во время войны. Часть этих земель была оставлена на общие воинские потребности. Государственное казна также определяла для войска некоторые налоги и доходы: "третью воинскую мерку" из мельниц, доходы из аренды и т.п.. Воинскими доходами ведала генеральная скарбовая канцелярия под руководством генерального пидскарбия. Ему помогали комиссары в полках и комиссарские десятники в сотнях. Таким образом, во время Освободительной войны в Украине сформировалась хорошо организованная, одна из наиболее боеспособных армий в Европе.


Относительно же прав личности, которые предохранялись Украинским государством, следует отметить права и вольности казацкого слоя и государственных крестьян. Каждое сословие имели свои права, и государство довольно строго следило за их выполнением.


4. Судебная система и процесс


В годы Освободительной войны была осуществлена попытка отделить судебные органы от административных. Были созданы Генеральный, полковой и сотенный суды.


В состав Генерального суда входили два генеральных судьи. Генеральный суд был апелляционной инстанцией для полковых и сотенных судов. Но полностью провести распределение власти в Украине того времени не удалось.


Органы административно-территориального управления продолжали выполнять судебные функции.


Систему судебных органов возглавлял гетман, которому принадлежала высшая судебная власть.


Гетман утверждал приговоры (решения) Генерального и полкового судов в важнейших делах, в особенности приговоры к смертной казни. Гетману подавали жалобы на решение всех судов, проверку которых он проводил выборочно, посылая представителей старшины на места для рассмотрения дел по сути.


Роль высших судебных органов выполнял также старшинский совет.


Полковые и сотенные суды распространяли свою юрисдикцию не только на дела всего казачества, а и на все население, которое проживало на их территории. Они активно вмешивались даже в деятельность магистратских судов в городах с правом на самоуправление.


Только в некоторых городах удалось сохранить магистратские суды. В ратушных городах правили выборные городские старшины и атаманы. Они совмещали и судебные функции. Крестьян судили войты и сельские атаманы.


5. Правовая система


В годы Освободительной войны в Украине формируется своеобразная правовая система. Хотя гетман своими универсалами неоднократно и подтверждал действие Устава 1588 г. и магдебургского права на освобожденной территории, фактически они здесь почти не применялись. Так, магдебургское право действовало только в больших городах (Киев, Переяслав, Чернигов, Нежин). Нормы III Устава возвратились в правовую систему после присоединения Украины к Московскому государству. Полностью были упраздненные правовые нормы, принятые органами польской власти: "Устава на волоки" 1557 г., ординация казакам 1638 г., королевские и сеймовые конституции и т.п.


Среди источников права, которые использовалось, на первом месте было обычаевое казацкое право. Оно регулировало широкий круг отношений, и прежде всего, организацию государственной власти и управления, систему судопроизводства, называло преступления и наказание за них. С течением времени большое значение приобретают новые источники права. Речь идет, прежде всего, о гетманских универсалах. Это были распорядительные акты высшей власти, которые носили общеобязательный характер для всего населения Украины. Универсалы регулировали государственные, административные, гражданские, криминальные и процессуальные отношения.Источниками права были также международные соглашения, которые укладывались гетманом, главным образом с соседними государствами. В них утверждалось положение Украины как субъекта международно-правовых отношений.


Произошли некоторые изменения в гражданском и криминальном праве. Перераспределение собственности в годы Освободительной войны нуждалось в нормах права, которые бы регулировали новые формы собственности, и, прежде всего, собственность на землю. Появляются "ранговые земли", или "ранговые маетности". Это были земли, которые гетман своими универсалами давал казацкой старшине за службу, "в ранг", во время занимания ею определенной должности.В данный период прослеживается постепенный переход от норм обычаевого права к нормам созданных государством. Процесс этот был тесно связан с формированием государственности.



Заключение


Освободительная война положила начало третьему этапу формирования украинской государственности, а основанием возрождения стала военно-административная система, сложившаяся в Запорожской Сечи. Организующей силой Освободительной войны, главным творцом независимой Украины было казачество.


Украинское Гетманское государство создавалось на основе идеологии украинской национальной мысли, которая исходила не только из понимания необходимости создания собственного государства, но и осознания способностей и возможностей украинского народа создать такое государство. Основой воскрешенной украинской государственности стала республиканская форма правления.Создание в годы Освободительной войны 1648—1654 гг. Украинского Гетманского государства есть неопровержимым историческим фактом, что было юридическое подтверждено Зборовским договором 1649 г., Белоцерковским договором 1651 г., Мартовскими статьями 1654 г.


Значительные изменения произошли в общественном порядке. Украинский народ приобретал не только национальную, а и личную волю. На столетие была похоронена идея крепостного права, но полностью ликвидировать социальный гнет не удалось, поскольку общество в данный исторический промежуток времени не было подготовлено к этому.


Характер республиканской государственности обусловил и сущность правовой системы Украины, которая была необходимым элементом государственности. Основой этой системы было обычаевое право и гетманские универсалы. На некоторое время было приостановлено действие III Устава 1588 г. и ограниченно действие магдебургского права.Параллельно с государственными органами формируется своеобразная судебная система, основой судопроизводства в которой был давний принцип «где три казака, два третьего судят».


Освободительная война 1648 — 1654 гг. закончилась вхождением Украины под протекторат Московского государства. Правовое положение Украины и ее отношения с Москвой было регламентировано Мартовскими статьями 1654 г., в которых Украина презентовалось как независимое самостоятельное государство.



Литература


1. Голубицкий В.А. Запорожское козачество. – К.: Освіта. – 1993


2. Історія держави і права України / За ред. В.Г. Гончаренка. Київ: “Вентурі”, 1996.


3. Крип’якевич І.П. Історія України. – К.: Либідь. - 1992


4. Лащенко. Р. Лекції по історії українського права. К.: Україна, 1998.


5. Музиченко П.П. Історія держави і права України: Навч. Посібник. – К.: “Знання”, 2000.


6. Субтельний Оpест. Укpаїна: Істоpія. - К.: Либідь, 1993.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинговое исследование производственно-хозяйственной деятельности и стратегического поведения ООО "Селена"
Реферат Термины и определения, применяемые в сфере рекламы и PR
Реферат Apology Essay Research Paper Apology PaperSocrates states
Реферат Развитие Османской империи
Реферат Средства физической подготовки и спорта в профилактике наркомании
Реферат Классификация принципов уголовного права
Реферат Основные направления молодежной политики в Кореновском районе
Реферат VIRGILS INFLUENCE ON AND IN DANTES INFERNO
Реферат Облако, озеро, башня
Реферат Філософ Жан-Жак Руссо
Реферат Культура здоровья школьников сущность проблемы, стратегия решения
Реферат Racial Profiling Essay Research Paper The topic
Реферат Портрет конца III-IV века н.э.
Реферат 1. Россия в Первой мировой войне. Назревание общенационального революционного кризиса
Реферат Рентабельность предприятия "Минскжелдортранс" (Минская механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ)