Эволюция музыки достигает в первой половине 18 века блестящей эпохи. Формы, которые зарождались в начале 17 века достигают высшей ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного периода: Александро Скарлатти в Италии, Жан Филипп Рамо во Франции, Иоганн Георг Гендель в
Англии, и Иоганн Себастьян Бах в Германии. Можно различно оценивать их произведения: оценка зависит от вкусов и направлений. Но в историческом нужно допустить, что все четверо, каждый в своей области, выполнили свою миссию с равным совершенством. Двое из них немцы. Сила их творчества сконцентрировала вокруг себя все существенное, что было достигнуто до тех пор европейской музыкой. Однако итальянская музыка в первой половине 18 века еще господствовала и, пожалуй, никогда
не была более блестящей. По Германии еще в 17 веке распространяли обычай выписывать на должности в придворных капеллах и на службу в театрах итальянцев, даже целиком учреждать итальянскую оперу. Великолепие и пышность спектаклей превосходили все, что видели до того времени. Итальянцы появляются повсюду и занимают первые места в Англии, Польше, России, а не только в Германии. Одна
Франция стойко сопротивляется натиску итальянской оперы и отбрасывает от себя одинаково как дурные, так и хорошие ее стороны. В начале 18 века Неаполь отделяется от Венеции и принимает на себя руководство музыкальным движением в области оперы. Благодаря Франческо Провенцеале и Александро Скарлатти Неаполь до тех пор не игравший значительной роли в ходе развития музыки дает свое имя школе с определенным
направлением и через это прославляется. Александро Скарлатти родился в 1659 году в Сицилии, умер в Неаполе в 1725г ученик Кариссими, после постановки в Риме в 1679 г. своей первой оперы "Невинная ошибка" сделался в 1680 капельмейстером при дворе шведской королевы Христины, жившей в Риме. В 1694 Скарлатти становится капельмейстером вице-короля в
Неаполе. С 1703 по 1708 он управляет метризой(муз. школой) при одной из римских церквей, затем опят возвращается в Неаполь. Число сочинений Скарлатти колоссально: одних опер 118, 700 кантат и т.д. Франческо Провенцеале - композитор целого ряда опер (комических - "Раб своей супруги"), и серьезных на античные сюжеты (Кир, Креркс, Эритрея и др.)Франческо Провенцеале испытал влияние венецианцев, но выработал в результате
стиль, вскоре ставший характерным для всей неаполитанской оперной школы, а затем и для всей итальянской оперы 18 века. Стиль Неаполитанской школы отличается ярко выраженными особенностями. Прежде всего - это стиль мелодический, базирующийся уже целиком на нашей ладовой и тональной мажорно - минорной системе. Мелодия - главный элемент неаполитанской музыки, мелодия богато разросшаяся, страстная и знойная, выразительница могучего непосредственного чувства.
Это чувство, общее всем сразу, с первых звуков, понятное. Таким образом, мелодика в неаполитанской школе сильнейший обобщающий и объединяющий социальный фактор. Певучесть (вокальность )-существенное качество этой лирико-драматической музыки. Отсюда исходят ее формы, отсюда - выразительные мелодические речитативы неаполитанских опер с богатым инструментальным сопровождением, отсюда - вся своеобразная конструкция этих опер: последование арий,
связанных речитативами. Во Франции одним из ярчайших представителей оперного искусства 18 века является Жан Филипп Рамо (1683-1764). Рамо сперва проявлял свою музыкальную деятельность как органист - теоретик и как композитор клавесинной и культовой музыки. Только в 1733 ему удалось привлечь внимание к себе как к театральному композитору своей оперой "Ипполит". Это с начала до конца оригинальное, типичное французское произведение: все в меру, все ясно, все взвешено,
чувство умерено разумом вкусом и привычной дисциплиной человека, сдерживаемого рамками общественной вежливости, галантности и иронии. Музыка Рамо - полный контраст с чувственной обнаженностью итальянской лирики и с немецким "погружением в себя", в личную психическую жизнь. Правда, в творчестве Рамо - редкий случай - слились великий композитор и великий теоретик. Темперамент композитора охлаждается рассудочностью исследователя, и, наоборот, умозрительные выводы
подержаны композиторской проницательностью и чувством, ибо теоретические работы Рамо все-таки скорее работы практика-музыканта, идущего от опыта, чем подлинного мыслителя. Другое типично французское качество музыки Рамо - ее изобразительность, пластичность и театральность. Театр до конца 19 столетия был одним из самых важных органов французской интеллектуальной жизни. Большая часть, если не вся французская музыка17 и 18 века и дальше, включая
Берлиоза, изобразительна и пластична и является музыкой театра и балета. Вся концертная и камерная музыка Франции от сюит Куперена до оркестровых сочинений Дебюсси, а в центре - сифонии и оратории Берлиоза - связана с театральностью. Вот еще несколько опер Рамо: Галантные Индейцы (1735), Кастор и Поллукс (1737) Торжества Гебы (1739) Дарданус (1739).
Столь важная для истории музыкальной драмы реформа Глюка точкой отправления имела неаполитанскую оперу, но сама реформа произошла на французской территории. В своей музыке Глюк выразил новые идеалы своей эпохи и создал произведение, до сих пор сопротивляющееся времени. Античный миф ожил в искренней и задушевной, кристаллически ясной музыке и в незамысловатом действии: ни интриг, ни интермедий, ни второстепенных персонажей (один жалкий амур фигурирует, как уступка
старым оперным вкусам). Хор и балет образуют органические звенья в действии, а не случайные вставки. Знаменитое "нет" - суровый ответ теней ада на мольбы Орфея - один из сильнейших драматических эффектов, танцы и пение в Елисейских полях - один из трогательнейших моментов во всей театральной западноевропейской музыке. "Орфей" был сочинен на итальянский текст, и главная роль еще предназначалась для альта.
Но итальянцы, привыкшие к полнокровной чувственной мелодии и богатству колора культуры, не поняли простоты драматически выразительной музыки "Орфея". Глюк продолжал свое и предложил венецианской публике "Альцесту", а за ней еще одну оперу "Парис и Елена". В творчестве Генделя(1685-1759) и Баха немецкая музыка первой половины 18 века выдвинула
две гигантские недосягаемые вершины. В начале своей карьеры Гендель испытывал на себе неаполитанское влияние. Поскольку оно было господствующим, такой властный талант, как талант Генделя, не мог пройти мимо него, не преодолев его и тем самым не обогатив своей техники. Его ранние произведения в итальянском стиле не лишены выразительной красоты, но они не дают еще всего Генделя. То, что было в нем лучшего и оригинального, не могло сполна проявиться в чуждых ему
формах. Как Глюк (и как впоследствии Моцарт), он должен был создать свое собственное искусство. Англия, с ее вековой, крепко организованной хоровой культовой музыкой дала ему в руки верное средство воздействия. Лично для него тяжело было вынести неуспех его опер и всей его борьбы за оперное дело, но для музыки провал Генделя в этой области надо считать безусловно хорошим исходом: неудачи открыли Генделю глаза и направили его на верную дорогу, может быть, против его воли.
Гендель писал оратории - по сущности -музыкальные драмы. Вот все значительнейшие сочинения Генделя в этом роде: Мессия (1742) Ацисс и Галатея, Эсфирь - 1732, Дебора - 1733, Празднество Александра или Торжество Музыки - 1736, Саул - 1738, Израиль в Египте - 1739, Самсон -
1743, Валтасар - 1744, Иуда Маккавей - 1746, Иосиф - 1748, Сусанна, Соломон, Феодора, Иефта - 1748-1751 Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) - конечная точка длинной цепи эволюции. Сочинения Баха - могучие своды здания и купол, венчающий собой громадный монумент. Влияние Баха стало сильней чувствоваться не при жизни его, а с начала 19 века.
И если нельзя согласиться с мнением современных почитателей его искусства, что Бах - создатель всей европейской музыки, то можно вполне считать его отцом современной музыки. Баху не довелось побывать в Италии. Поэтому его сочинения сохранили чисто немецкую терпкость. Поэтому же большинство ценителей музыки его времени, уже привыкшие к мягким ритмам, акцентам и катиленам неаполитанской школы, не поняли его гениального творчества и не оказали ему должного внимания: его сочинения
казались напыщенными. Вне небольшого круга учеников и нескольких немецких органистов влияние Баха на его эпоху было крайне ограниченным. Его произведения гравировались очень редко. Большая часть их осталась в рукописях и собственноручно копировалась композитором. Вольфган Амадей Моцарт (1756-1791) учился у своего отца Леоподльда Моцарта, выдающегося скрипача и педагога, угадавшего гений сына и посвятившего свою жизнь
его формированию. В Мюнхене во время карнавала 1775 года сочинил оперу "Придворная Садовница", в том же году - "король-пастух". В 1781 в Мюнхене исполняется его серьезная классическая итальянская опера "Идоменей" . В 1782 году исполняется "Похищение из Сераля"! В 1786 ставят в Вене "Свадьба Фигаро". в 1787 в
Праге идет "Дон-Жуан". 1788 сочинены три великие симфонии g-moll, Es-dur и c-dur. В 1790 пишет оперу "Так поступают все". В 1791 сочинены последние оперы "Тит", "Волшебная Флейта" и "Реквием". РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: МУЗЫКА ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |