Реферат по предмету "Информатика"


База данных, база моделей, виды отчетов, интерпретатор

Аннотация


Реферат составлен на 20 страницах. Содержит: Введение, 3 раздела, Заключение, список литературы .


Ключевые понятия: База данных, база моделей, виды отчетов, интерпретатор,


интерфейс пользователя, обработка данных, инструментарий,


технология управления, …


Целью данного реферата была попытка рассмотрения современных информационных технологий, использующихся в различных аспектах современной


науки, образования, бизнеса. Были также рассмотрены проблемы устаревания и защиты продуктов интеллектуального творчества : высочайшая конкуренция , пиратство. А также тенденции дальнейшего развития информационных технологий.


Содержание


Стр.


Содержание 2


Введение 3


Раздел 1: Понятие информационной технологии 4


1.1 Определение информационной технологии 4


1.2 Этапы развития информационной технологии 4


1.2 Составляющие информационной технологии 6


1.4 Инструментарий информационной технологии 7


Раздел 2: Виды информационной технологии 8


2.1 Информационные технологии обработки данных 8


2.2 Информационные технологии управления 9


2.3 Информационные технологии поддержки принятия решения 10


2.4 Информационные технологии экспертных систем 11


Раздел 3: Проблемы и перспективы использования информационных 14


технологий


3.1 Устаревание информационных технологий 14


3.2 Методология информационных технологий 14


3.3 Выбор варианта внедрения информационных технологий 15


в фирме


3.4 Области бизнеса, наиболее эффективно использующие 16 достижения информационных технологий


3.5 Опасности и сложности при использовании информационных технологий 17


Заключение 19


Список использованной литературы 20


Введение

Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.


1. Понятие информационной технологии


1.

1

Что такое информа

ц

ионная технология.


Технология


— это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.


Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология


— это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.


1.2

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использо­ванием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.


Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персональ­ного компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.


Признак деления - вид задач и процессов обработки информации


1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.


2-й этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.


Признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества


1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.


2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии 1ВМ/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппа­ратных средств.


3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессио­нального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы- максимальное удовлетворение потребностей пользователя и созда­ние соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.


4-й этап (с начала 90-х гг.) - создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:


• выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;


• организация доступа к стратегической информации;


• организация защиты и безопасности информации.


Признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная технология


1 -й этап (с начала 60-х г.г..) характеризуегся довольно эффективной обработкой инфор­мации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллектив-ное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и пони-мания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.


2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем-ориентация смещается в сторо­ну индивиду-ального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизо­ванная обработка данных, характерная для первого этапа,. так и децентрализованная, бази­рующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.


3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие ин­формационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.


Признак деления - виды инструментария технологии


1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная"
информационная технология инстру­ментарий кот
орой составляли: перо. чернильница, книга Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии -
представление информации в нужной форме.


2-й
этап (с конца XIX в.) — "механическая"
технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными сред­ствами доставки почта. Основная цель технологии -
представление информации в нужной форме более удобными средствами,


3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая"
технология, инструментарий ко­торой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электри­ческие пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.


Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает переме­щаться с формы представления информации на формирование ее содержания.


4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная"
технология, основным инструмента­рием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автомати-
зированные сис­темы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжес­ти технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информа­ции для управлснчсскон среды различн
ых сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субьекгивных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии постав­ленные задачи, Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны уп­равленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развитии технологии,


5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная"
("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стан­дартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы ана­лиза и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культур­ного и прочего назначений.


Начинают широко использоваться в различных областях гло­бальные и локальные компьютерные сети.


1
.
3
Составляющие информационной технологии


Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, нор­матив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следу­ет попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.


Необходимо понимать, что освоение информационной технологии и дальнейшее ее использование должны свестись к тому, что нужно сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот


или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (технологию). Он может начинаться с любого уровня и не включать, например, этапы или операции, а состоять только из действий. Для реализации этапов технологического процесса могут использоваться раз­ные программные среды
.


Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:


• обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;


• включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;


• иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.


1
.4 Инструментарий информационной технологии


Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с по­мощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, ин­струменты, конвейерные линии и т.п.


По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программ­ное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработ­ка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной тех­нологии.


Определим это понятие:


Инструментарий информационной технологии — один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа ком­пьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.


В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программ-ных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные изда-тельские системы, электронные таблицы, системы управления базами дан­ных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.). эксперт­ные системы и т.д.


2.

Виды современных информационных технологий


2.1 Информационная технология обработки данных


Характеристика и назначение


Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо струк­турированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алго­ритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся опе­раций управленческою труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численнос­ти работников.


На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:


· обработка данных об операциях, производимых фирмой;


· создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;


· получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумаж­ных документов или отчетов.


Примером может послужить ежедневный отчет о поступлениях и выдачах наличных средств банком, формируемый в целях контроля баланса наличных средств, или же запрос к базе данных по кадрам, который позволит получить данные о требованиях, предъявляемых к кандидатам на занятие определенной должности.


Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих:


• выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предпи­сано законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использо­вать как средство обеспечения и поддержания контроля на фирме. Поэтому в любой фирме обязательно должна быть информационная система обработки данных и разра­ботана соответствующая информационная технология;


• решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм;


• выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов;


• выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;


• использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют детальный (подробный) характер, допускающий проведение ревизий. В процессе ревизии деятельность фирмы проверяется хронологически от начала периода к его концу и от конца к началу;


• акцент на хронологию событий;


• требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов других уровней.


Хранение данных
.
Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне. Для их хранения создаются базы данных.


Создание отчетов (документов).
В информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы могут создаваться как по запросу или в связи с проведенной фирмой операцией, так и периодически в конце каждого месяца, квартала или года.


2.2 Информационная технология управления


Характеристика и назначение:


Целью информационной технологии управления является удовлетворение информацион­ных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.


Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.


Информационная технология управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных по­треб-ностей работникои различных функциональных подсистем (подразделений) или уров­ней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или спе­циальных управленческих отчетов.


Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде, так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:


• оценка планируемою состояния объекта управления;


• оценка отклонений от планируемого состояния;


• выявление причин отклонений;


• анализ возможных решений и действий.


Информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов. Регулярные
отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, опре­деляющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.


Специальные
отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное. И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.


В суммирующих
отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортирова­ны и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.


Сравнительные
отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.


Чрезвычайные
отчеты содержат данные исключительною (чрезвычайного) характера.


Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффектив­ным при реализации так называемого управления но отклонениям. Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состоя­ния). При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:


• отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло


• сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данно­го отклонения показателя;


• все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существую­щую между ними связь;


• в отчете необходимо показать, количественное отклонение от нормы.


Основные компоненты


Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в
удобном для принятия решения виде. Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, уча­ствующим в принятии решений в организации. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:


1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;


2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).


2.3 Информационная технология поддержки принятия решений


Система управления интерфейсом.


Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса системы поддержки принятия решений. Интерфейс определяет: язык пользователя; язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея; знания пользователя.


Язык пользователя

это те действия, которые пользователь производит в от­ношении системы путем использования возможностей клавиатуры; электронных карандашей, пишущих на экране; джойстика; "мыши"; команд, подаваемых голосом, и т.п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выход­ных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необхо­димыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установ­ленной формы.


Язык сообщений

это то, что пользователь видит на экране дисплея (символы, графика, цвет), данные, полученные на принтере, звуковые выходные сигналы и т.п. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. В настоящее время наиболее распространены следующие формы диалога: запросно-ответный режим, командный режим, режим меню, режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером. Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимае­мого решения может иметь свои достоинства и недостатки. Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет
или сообщение. Теперь появилась новая воз­можность представления выходных данных— машиннаяграфика. Она дает возмож­ность создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в трехмерном виде. Использование машинной графики, значительно повышающее наглядность и интерпретиру­емость выходных данных, становится все более популярным в информационной технологии поддержки принятия решений.


Знания пользователя

это то, что пользователь должен знать, работая с сис­темой. К ним относятся не только план действий, находящийся в голове у пользователя, но и учебники, инструкции, справочные данные, выдаваемые компьютером.


Совершенствование интерфейса системы поддержки принятия решений определяется успехами в развитии каждого из трех указанных компонентов. Интерфейс должен обладать следующими возможностями:


* манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;


• передавать данные системе различными способами;


• получать данные от различных устройств системы в различном формате;


• гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знания пользователя.


2.4
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ


Характеристика и назначение


Наибольший прогресс среди компьютерных информационныхсистем отмечен в области разработки экспертных систем.
Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.


Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая компания может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея ис­пользования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Все это делает возможным использовать тех­нологию экспертных систем в качестве советующих систем.


Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия:


Первое
связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень её понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.


Второе отличие
указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение.


Третье отличие
связано с использованием нового компонента информационной технологии — знаний.


Основные компоненты


Основными компонентами информационной технологии, используемой в экспертной систе­ме, являются : интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль со­здания системы


Интерфейс пользователя.
Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информа­ция обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.


Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.


Различают два вида объяснений:


• объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребо­вать от экспертной системы объяснения своих действий;


• объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Система должна пояс­нить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи. Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.


База знаний.
Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило
определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует про­извести, если условие выполняется.


Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил.


Интерпретатор
. Это
часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.


Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчета необходим в си­туациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоян­ные или оперативные показатели. Блок ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных.


Модуль создания системы
. Он служит для создания набора (иерархии ) правил. Су­ществуют два подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экс­пертных систем.


Для представления базы знаний специально разработаны языки Лисп и Пролог, хотя можно использовать и любой известный алгоритмический язык.


Оболочка экспертных систем
представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием.


3. Проблемы и перспективы использования информационных технологий


3.1

Устаревание информационной технологии


Для информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми.


Так,например, на смену технологии пакетной обработки программ на большой ЭВМ в вычислительном центре пришла технология работы на персональном компьютере на рабочем месте пользователя. Телеграф передал все свои функции телефону. Телефон постепенно вытесняется службой эспресс-доставки. Телекс передал большинство своих функций факсу и электронной почте.


При внедрении новой информационной технологии в организации необходимо оце­нить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как никакие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями. Перио­ды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одного года. Если в процессе внедрения новой информационной технологии этому фактору не уде­лять должного внимания, возможно, что к моменту завершения перевода фирмы на новую информационную технологию она уже устареет и придется принимать меры к ее модерни­зации. Такие неудачи с внедрением информационной технологии обычно связывают с несовершенством технических средств, тогда как основной причиной неудач является отсутствие или слабая проработанность методологии
использования информационной тех­нологии.


3.2 Методология использования информационной технологии:

Централизованная обработка информации
на ЭВМ вычислительных центров была первой исторически сложившейся технологией. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ (в нашей стране — ЭВМ ЕС). Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации н получить на этой основе различные виды информационной продук­ции, которая затем передавалась пользователям. Такой технологический процесс был обу­словлен недостаточным оснащением вычислительной техникой предприятий и организаций в 60 - 70-е гг.


Достоинства методологии централизованной технологии:


• возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры;


• сравнительная легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии благодаря централизованному их принятию


Недостатки такой методологии очевидны


• ограниченная ответственность низшего персонала, который не способствует оператив­ному получению информации пользователем, тем самым препятствуя правильности выработки управленческих решений;


• ограничение возможностей пользователя в процессе получения н использования информации .


Децентрализованная обработка информации
связана с появлением в 8О-х г.г.. персональных компьютеров и развитием средств телекоммуникаций. Она весьма существенно потеснила предыдущую технологию, поскольку дает пользователю широкие возможности в работе с информацией и не ограничивает его инициатив.


Достоинствами такой методологии являются:


•гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя;


• усиление ответственности низшего звена сотрудников;


• уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и соответственно контроле со стороны вычислительного центра;


• более полная реализация творческого потенциала пользователя благодаря использованию средств компьютерной связи.


Однако эта методология имеет и свои недостатки:


•сложность стандартизацни из-за большого числа уникальных разработок;


•психологическое неприятие пользователями рекомендуемых вычислительным цент­ром стандартов в готовых программных продуктов;


• неравномерность развития уровня информационной технологии на локальных местах, что в первую очередь определяется уровнем квалификации конкретного работника.


Описанные достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной ин­формационной технологии привели к необходимости придерживаться линии разумного применения и того, и другого подхода.


Такой подход назовем р а ц и о н а л ь н о й мето­дологией
и покажем, как в этом случае будут распределяться обязанности:


• вычислительный центр должен отвечать за выработку общей стратегии использования информационной технологии, помогать пользователям как в работе, так и в обучении. устанавливать стандарт и определять политику применения программных и техни­ческих средств;


• персонал, использующий информационную технологию, должен придерживаться указаний вычислительною центра, осуществлять разработку своих локальных систем и технологий в соответствии с общим планом организации.


Рациональная методология использования информационной технологии позволит достичь большей гибкости, поддерживать общие стандарты, осуществить совместимость информационных локальных продуктов, снизить дублирование деятельности и др.


3.3
Выбор вариантов внедрения информационной технологии в фирме


При внедрении информационной технологии в фирму необходимо выбрать одну из двух ос­новных концепций, отражающих сложившиеся точки зрения на существующую структуру организации и роль в ней компьютерной обработки информации.


Первая концепция
ориентируется на существующую
структуру фирмы. Ин­формационная технология приспосабливается к организационной структуре, и происходит лишь модернизация методов работы. Коммуникации развиты слабо, рационализируются только рабочие места. Происходит распределение функций между техническими работни­ками и специалистами. Степень риска от внедрения новой информационной технологии ми­нимальна., так как затраты незначительны и организационная структура фирмы не меняется.


Основной недостаток такой стратегии - необходимость непрерывных измене­ний формы представления информации, приспособленной к конкретным технологическим методам и техническим средствам. Любое оперативное решение “вязнет” на различных эта­пах информационной технологии.


К достоинствам
стратегии можно отнести минимальные степень риска и затраты .


Вторая концепци
я ориентируется на будущую
структуру фирмы. Существую­щая структура будет модернизироваться.


Данная стратегия предполагает максимальное развитие коммуникаций и разработку новых организационных взаимосвязей. Продуктивность организационной структуры фирмы возрастает, так как рационально распределяются архивы данных, снижается объем циркулирующей по системным каналам информации и достигается сбалансированность между решаемыми задачами.


К основным ее недостаткам следует отнести:


· существенные затраты на первом этапе, связанном с разработкой общей концепции и обследованием всех подразделений фирмы;


· наличие психологической напряженности, вызванной предполагаемыми изменениями структуры фирмы и, как следствие, изменениями штатного расписания и должност­ных обязанностей


Достоинствами данной стратегии являются:


· рационализация организационной структуры фирмы;


· максимальная занятость всех работников;


· высокий профессиональный уровень;


· интеграция профессиональных функций за счет использования компьютерных сетей.


Новая информационная технология в фирме должна быть такой, чтобы уровни инфор­мации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом ин­формации. При этом предъявляются два требования. Во-первых, структура системы переработки информации должна соответствовать распределению полномочий в фирме. Во-вторых, информация внутри системы должна функционировать так, чтобы достаточно полно отражать уровни управления.


3.4 Îáëàñòè áèçíåñà, íàèáîëåå ýôôåêòèâíî èñïîëüçóþùèå äîñòèæåíèÿ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé


 ïðîìûøëåííîñòè ñèñòåìû ìîäåëèðîâàíèÿ ïîçâîëÿþò îáõîäèòüñÿ áåç äîðîãîñòîÿùèõ èñïûòàíèé, ñîêðàùàþò âðåìÿ ñîçäàíèÿ ïðîäóêöèè. Ñèñòåìû àâòîìàòèçèðîâàííîãî ïðîåêòèðîâàíèÿ óñêîðÿþò ïðîåêòèðîâàíèå ñëîæíîé ïðîäóêöèè, äåëàþò âîçìîæíûì áîëåå òåñíîå èñïîëüçîâàíèå ïîòåíöèàëà ðàáî÷èõ ãðóïï. Ñèñòåìà ýëåêòðîííîé ïåðåäà÷è äàííûõ ïîçâîëÿåò áîëåå ýôôåêòèâíî óïðàâëÿòü ïðåäïðèÿòèåì, âåñòè áûñòðóþ ïåðåïèñêó ìåæäó ïàðòí¸ðàìè, ïîçâîëÿåò ñîçäàâàòü ðàáî÷èå ãðóïïû âíóòðè êîðïîðàöèè, íå îáúåäèí¸ííûå òåððèòîðèàëüíî, è äàæå çà ñ÷åò ðàçíèöû ÷àñîâûõ ïîÿñîâ ðàñøèðèòü âðåìÿ ðàáîòû íàä ïðîåêòàìè.


 áàíêîâñêîé ñèñòåìå âîçíèêàþò íîâûå ïëàòåæíûå ñèñòåìû, êàðòî÷íûå ñèñòåìû, ýëåêòðîííûå êîøåëüêè, ýëåêòðîííûå êëèðèíãîâûå ñèñòåìû íà îñíîâå äîñòèæåíèé ÈÒ. Ïåðâîíà÷àëüíî êàðòî÷êè èñïîëüçîâàëè ïðèíöèï ìàãíèòíîé ëåíòû, â äàëüíåéøåì óäàëîñü ñîçäàòü ìèêðîñõåìû, оáëàäàþùèå ìèíèàòþðíîñòüþ, áîëüøèìè âîçìîæíîñòÿìè è ëó÷øåé çàùèòîé.


Ïî îòíîøåíèþ ê Ðîññèè ìîæíî ñêàçàòü ñëåäóþùåå. Õîðîøèé (óñòîé÷èâûé) áàíê äîëæåí ðàáîòàòü ñ êëèåíòàìè ïî êîìïëåêñó ñåðâèñà, ëó÷øàÿ ôîðìà ðàáîòû — ýòî ïåðìàíåíòíûé äîñòóï ïîëüçîâàòåëÿ ê åãî ñ÷åòó, êîòîðûé îáåñïå÷èâàåò ïëàñòèêîâàÿ êàðòî÷êà. Îäíàêî äëÿ ýòîãî òðåáóåòñÿ áîëüøèå âëîæåíèÿ, ïîýòîìó áàíêè âûíóæäåíû îáúåäèíÿòüñÿ â ðàçëè÷íûå ïëàòåæíûå ñîþçû.


Äëÿ îáñëóæèâàíèÿ ìåëêèõ ïëàòåæåé ïðèìåíÿþòñÿ ÷èïîâûå (smart) êàðòû, ïåðèîäè÷åñêè "ïîäçàðÿæàåìûå" âëàäåëüöåì. Îíè íå òðåáóþò ïðè ïîêóïêàõ àâòîðèçàöèè, è áîëåå çàùèùåíû ïî ñðàâíåíèþ ñ îáû÷íûìè ìàãíèòíûìè êàðòî÷êàìè.


Íîâûå ÈÒ ïîçâîëÿþò ðàñøèðèòü ñôåðó óñëóã, óñêîðèòü ïëàòåæè, óäåøåâèòü ñòîèìîñòü äåíåæíîãî îáîðîòà. Èíäóñòðèÿ ðàçâëå÷åíèé àêòèâíî ðàçíîîáðàçíåéøèì îáðàçîì èñïîëüçóåò äîñòèæåíèÿ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé. Ýòî è ðàçðàáîòêà íîâûõ êîìïüþòåðíûõ èãð, íîâûõ àòòðàêöèîíîâ, èñïîëüçîâàíèå ÈÒ â êèíî- è âèäåîïðîèçâîäñòâå.


3.5 Îïàñíîñòè è ñëîæíîñòè ïðè èñïîëüçîâàíèè ÈÒ
:


 ñëîæíîì ïðîãðàììíîì îáåñïå÷åíèè åñòü íåäîñòàòêè, êîòîðûìè ìîãóò âîñïîëüçîâàòüñÿ ïîñòîðîííèå ëèöà (õàêåðû) è èñïîëüçîâàòü èõ â ñâîþ ïîëüçó. Òàê, õàêåð óêðàë ñ êðåäèòíûõ êàðòî÷åê Ïàðåêñ-áàíêà îêîëî 7000 äîëëàðîâ, èç êîìïüþòåðîâ ïîëèöèè îäíîé ïðèáàëòèéñêîé ðåñïóáëèêè èñ÷åçëà áàçà äàííûõ íà âñå àâòîìîáèëè, çà÷èñëåííûå â óãîí íå òîëüêî èç áûâøåãî ÑÑÑÐ, íî è ïðîõîäÿùóþ ïî áàçàì ïîèñêà Èíòåðïîëà. Äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ íåñàíêöèîíèðîâàííîãî äîñòóïà èñïîëüçóþòñÿ äîðîãîñòîÿùèå ñèñòåìû çàùèòû, ñîâåðøåíñòâóåòñÿ ÏÎ.


Ïðè èñïîëüçîâàíèè ïðîãðàììíîãî îáåñïå÷åíèÿ ñóùåñòâóåò âîçìîæíîñòü ïîòåðè äàííûõ îò äåéñòâèÿ êîìïüþòåðíûõ âèðóñîâ, êîòîðûå èñïîëüçóþò íåäîñòàòêè ÏÎ.  ñâÿçè ñ âîçðàñòàþùåé ñòîèìîñòüþ èíôîðìàöèè ïîòåðè ìîãóò áûòü î÷åíü âåñîìûìè. Äëÿ çàùèòû ïðèõîäèòñÿ èñïîëüçîâàòü ñïåöèàëüíûå ïðîãðàììû—àíòèâèðóñû.  ñèëó òîãî, ÷òî ñåé÷àñ ïðîèçîøëà êîíöåíòðàöèÿ â îòðàñëè èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé, è ðàáîòàþò ëèøü ïî íåñêîëüêî êðóïíûõ êîìïàíèé â êàæäîé ñïåöèàëèçèðîâàííîé îáëàñòè, ïåðåä ïîëüçîâàòåëåì èíôîðìàöèîííîé òåõíîëîãèè âñòàåò äèëåììà âûáîðà ïëàòôîðìû èíôîðìàöèîííîé òåõíîëîãèè, òàê êàê â äàëüíåéøåì îí áóäåò çàâèñåòü îò ñâîåãî ïîñòàâùèêà.


Ëåãêîñòü òèðàæèðîâàíèÿ èíôîðìàöèîííûõ ïðîäóêòîâ ïîçâîëÿåò ñ ë¸ãêîñòüþ íàðóøàòü àâòîðñêèå ïðàâà ðàçðàáîò÷èêà ÈÏ. Ýòî êàñàåòñÿ, â ïåðâóþ î÷åðåäü, àóäèî- è âèäåîïðîäóêöèè, а также различного ïðîãðàììíîãî îáåñïå÷åíèÿ.


Çàêëþчåíèå


Íà ïåðâûé âçãëÿä íå ïðîèñõîäèò íè÷åãî ñâåðõåñòåñòâåííîãî — èíôîðìàöèîííàÿ èíäóñòðèÿ ÿâëÿåòñÿ íîâîé îòðàñëüþ òåõíîëîãèé, îíà âñåãäà áóðíî ðàçâèâàëàñü, óñêîðåíèÿ ÷åðåäîâàëèñü ñ îòíîñèòåëüíî ïëàâíûìè ïåðèîäàìè. Ïðîèñõîäÿùåå ñåãîäíÿ ñîïîñòàâëÿþò ñ òàêèìè âåõàìè, êàê ïîÿâëåíèå ïåðñîíàëüíûõ êîìïüþòåðîâ â ýïîõó âëàñòâîâàíèÿ áîëüøèõ ÝÂÌ è ïîâñåìåñòíîå îáúåäèíåíèå ïåðñîíàëüíûõ êîìïüþòåðîâ â ëîêàëüíûå ñåòè. Ñîãëàøàÿñü ñ ýòèì ñðàâíåíèåì, следует îòìåòèть ýâîëþöèîííûé õàðàêòåð ÿâëåíèÿ. Ïðîñòî êîãäà ëþäè õîòÿò îòðàçèòü âàæíîñòü êàêîãî-ëèáî ìîìåíòà, îíè íàçûâàþò åãî ðåâîëþöèîííûì — ýòî èç îáëàñòè ìàðêåòèíãà.


Íèêòî íå ìîæåò èãíîðèðîâàòü íîâûå òåõíîëîãèè, øèðîêî ðàñïðîñòðàíÿþùèåñÿ â íàøåé æèçíè, íå ãîâîðÿ óæå î òîé íåïîñðåäñòâåííîé âûãîäå, êîòîðóþ èç íèõ ìîãóò èçâëåêàòüïîòðåáèòåëè óæå ñåãîäíÿ. Ðåçóëüòàòû ýòèõ óñèëèé óæå âîïëîùàþòñÿ â ðåàëüíûõ ïðîåêòàõ.


 ðåçóëüòàòå ðàçâèòèÿ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé è áîëüøîé ïðèáûëüíîñòè ïðîåêòîâ â îòðàñëü ïðèâëå÷åíî ìíîæåñòâî ôèðì.  ðåçóëüòàòå ñîçäàëàñü ñèòóàöèÿ ñîâåðøåííîé êîíêóðåíöèè. Ðåçóëüòàòîì ñåãîäíÿøíåé îáîñòðåííîé êîíêóðåíöèè áóäåò ñîâåðøåíñòâîâàíèå ÈÒ, ïîÿâÿòñÿ íîâûå îòðàñëè, ðûíîê ïðåäëîæåíèÿ ñòàíåò ïðîçðà÷íåå.


Òàêîâû îñíîâíûå ÷åðòû ðàçâèòèÿ ñåãîäíÿøíåãî èíäóñòðèàëüíîãî áèçíåñà — ýòîãî ìíîãîëèêîãî ôåíîìåíà íûíåøíåãî ñòîëåòèÿ, êîòîðûé óæå ñåé÷àñ êîíêóðèðóåò ñ ïðî­ìûøëåííîñòüþ è â скором áóäóùåì ìîæåò статü îñíîâíûì âèäîì ýêîíîìè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.


Список использованной литературы:


1. Уч-к “Информатика”


Макарова Н. В., Матвеева Л. А., Бройдо В. Л.


М.: «Финансы и статистика» 1997 г.


2. “Введение в информационный бизнес” : Учебное пособие


Голосов О.В., Охрименко С.А., Хорошилов А.В., под ред-й


Тихомирова В.П.,Хорошилова А.В. — М.: Финансы и статистика, 1996.


3. «Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг». Майоров С.И.


М.: «Финансы и статистика». 1993


4. «Новые информационные технологии»


К.А. Багриновский, Е.Ю. Хрусталев М.: “ЭКО”. 1996 г.


5. “Базы данных: пpостейшие сpедства обpаботки инфоpмации; системы упpавления базами данных.”


Каpатыгин С. М.: ABF, 1995.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.