Реферат по предмету "Музыка"


Музыкальный анализ

ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА - музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема AB). Подразделяется на простую и сложную. В простой Д. ф. обе части не превышают периода. Из них 1-я часть (период) выполняет экспозиц. функцию - в ней излагается начальный тематич. материал. 2-я часть может выполнять разл. функции, в связи с чем возникают две разновидности простой Д. ф безрепризная и репризная.

Безрепризная простая Д. ф. может быть как двухтемной, так и однотемной. В первом случае функция 2-й части - также изложение темы. Это соотношение наиболее распространено в форме типа «запев - припев». Припев может не контрастировать напеву, а составлять его логич. продолжение (Гимн России). В др. случаях припев контрастирует запеву (песня «Москва майская»

Дан. и Дм. Покрасс). Однако контраст (так же, как и сходство) двух тем может возникнуть и вне соотношения «запев - припев» (романс «Ель и пальма» Н. А. Римского-Корсакова). В однотемной Д. ф. функция 2-й части - развитие тематич. материала 1-й части (тема вариаций 2-й части сонаты Бетховена для фп. No 23 «Аппассионата», многие вальсы Шуберта). В репризной простой Д. ф. развитие начального тематич. материала в пределах 2-й части завершается

его частичной репризой - воспроизведением одного предложения 1-го периода (схема аа1bа2). При равной протяжённости всех компонентов такой формы возникает наиболее чёткий её образец, почти всегда т. н. «квадратной» структуры (4 + 4 + 4 + 4 или 8 + 8 тактов). Встречаются и разл. нарушения этой строгой периодичности, особенно во 2-й части. Однако возможности расширения отд. разделов в Д. ф. ограничены, так как при увеличении середины и репризы

вдвое возникает простая трёхчастная форма (см. Трёхчастная форма). Каждая из двух частей Д. ф. может повторяться. Повторение частей делает форму более чёткой, подчёркивает членение её на 2 раздела. Такое повторение характерно для моторных жанров - танца и марша. В лирич. жанрах оно, как правило, не применяется, что делает форму более текучей и гибкой. При повторении части могут подвергаться варьированию.

В этих случаях композитор выписывает повторение в нотном тексте. (При анализе варьированное повторение не должно рассматриваться как появление новой части.) В Д. ф. типа «запев - припев» обычно несколько раз повторяется вся форма в целом (без повторения её частей по отдельности). В результате возникает куплетная форма (см. Куплет). Простая Д. ф. может представлять как целое произв. (песню, романс, инстр. миниатюру), так

и его часть, в обоих случаях она бывает тонально замкнутой. Описанные выше виды простой Д. ф. в проф. искусстве сложились в музыке гомофонно-гармонич. склада примерно во 2-й пол. 18 в. Им предшествовала т. н. старинная Д. ф в которой писались отд. части сюит (аллеманда, куранта), иногда прелюдии. Этой форме свойственно чёткое деление на 2 части, в танц. жанрах, как правило, повторяемые.

1-я её часть - период типа развёртывания. Гармонич. развитие направлено в нём от главной тональности к её доминанте (а в минорных произведениях - и к тональности параллели). 2-я часть, начинаясь с доминантовой или параллельной тональности (или же с этой гармонии), приводит к репризе главной тональности. Функцию темы в такой форме выполняет излагаемое в начале произв. тематич. ядро. В сложной Д. ф. объединяются 2 части, из которых хотя бы одна выходит за рамки периода и образует

простую двух- или трёхчастную форму. Разделы сложной Д. ф как правило, контрастны. Чаще всего такая форма применяется в оперных ариях. 1-я часть при этом может представлять собой развёрнутый вступит. речитатив, 2-я - собственно арию или песню («Гадание Марфы» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина»). В др. случаях обе части равноправны, и их контраст связан с развитием

действия, с переломом в душевном состоянии героя (ария Лизы «Откуда эти слёзы» из 2-й картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»). Встречается также сложная Д. ф 2-я часть которой - развитая кода (дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан»). В инстр. музыке сложная

Д. ф. применяется реже, причём обе части её обычно мало контрастируют (ноктюрн Ф. Шопена H-dur op. 32 No 1). Пример контрастной сложной двухчастной формы в инстр. музыке - авторское переложение для оркестра «Песни Сольвейг» Э. Грига. В. П. Бобровский (Belcanto.Ru, Музыкальная энциклопедия в 6 томах (1973-1982))



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.